Торможение на роликах. Как тормозить на роликовых коньках: основные виды торможения c иллюстрациями

Катание на роликах – это не только способ развлечения для подростков, но и средство передвижения для работников почты, операторов мобильной связи, посыльных и прочих. Научиться стоять на этих приспособлениях уже великое дело, а вот после освоения техники катания сразу встает вопрос о том, как тормозить на и об этом будет данная статья.

Как можно научиться тормозить на роликах?

Надо сказать, что существует масса способов закончить движение, многие из которых похожи или дополняют друг друга. Многое зависит от скорости, которую развил спортсмен, его навыков, физической подготовки и пр. Техника торможения в условиях мегаполиса не подойдет для тех, кто катается по трассе и наоборот. Кроме того, большое значение имеет наличие или отсутствие тормозов. Учитывая, что роллер может разогнаться до скорости 40 км/час, а защитной жесткой оболочки вокруг него в виде корпуса автомобиля нет, то очень важно еще научиться правильно падать и при необходимости менять положение своего центра тяжести. Из всего вышесказанного следует, что торможение на роликах – это особая наука, но ей можно научиться.

Как следует тормозить на роликах с тормозом?

Каждая пара коньков оборудована штатными средствами для базового торможения. И хотя производитель по умолчанию рекомендует пользоваться ими, этот метод весьма непрост и требует от спортсмена умения держать равновесие и хорошей . Чтобы сбросить скорость при помощи такого приспособления, необходимо подать ногу с тормозом немного вперед, а весь свой вес при этом перенести на другую ногу. В результате колено тормозящей ноги выпрямляется, а носок приподнимается, что обеспечивает давление тормоза на асфальт. Образующаяся сила трения приводит к остановке.

Теперь понятно, как тормозить штатным тормозом на роликах, но перед этим следует обучиться технике удерживания равновесия и езде на одной ноге. К тому же резкая остановка на большой скорости может привести к падению, поэтому действовать нужно мягко и плавно. Если планируется освоить некоторые трюки и слалом, то от штатников придется отказаться и узнать, как тормозить на роликах без тормоза.

Другие виды торможения

Все они делятся на группы в соответствие с тем, какую скорость развил роллер. Вот некоторые из них:

  1. К экстренным видам торможения относят торможение с падением или о препятствие. В первом случае спортсмен может упасть на пятую точку, выбежать на газон или приземлиться на защиту. Во втором для снижения скорости он может использовать человека, стену или любой другой торчащий из земли предмет, например, столб.
  2. Постепенно снизить скорость можно с помощью торможения «плугом». Для этого требуется широко расставить ноги, направив носки друг к другу, как при косолапости. Важно держать корпус прямо и не позволять роликам съезжаться.
  3. «змейка» или слалом требует довольно широкого пространства, как в длину, так и ширину. При этом скорость гасится благодаря многократным небольшим поворотам: ведущий конек выдается вперед, а опорная нога принимает на себя вес тела. Затем функции ног меняются и так несколько раз. И «плуг», и «змейку» можно использовать тем, кто хочет знать, как следует тормозить на роликах с горки, но здесь очень важно начинать подтормаживать до того, как будет набрана скорость, с которой тяжело справиться. Двигаясь слаломом, важно ехать не вниз по склону, а выполнять виражи от одного края дороги к другому, при этом наклоняя колени и тело в сторону поворота.
  4. Торможение роликом плашмя –Т-стоп является уже уделом профессионалов. Задача роллера – перенести центр тяжести на опорную ногу, а вторую переместить назад и поставить перпендикулярно ходу движения. Мало исполним на высокой скорости, к тому же такой способ быстро изнашивает колеса.

Вот такие способы торможения можно освоить, но при этом нужно уметь быстро оценить обстановку и выбрать метод менее травмоопасный как для себя, так и для людей, которые рядом.

Особое беспокойство у начинающих роллеров вызывает торможение. Разогнаться - не проблема, но как потом сбросить скорость? Существует множество способов того, как тормозить на роликах. Но новичок едва ли сможет назвать хотя бы еще пару, кроме использования штатного тормоза. Катающиеся на лыжах могут вспомнить о «плуге», кто-то, возможно, предложит упасть. Но на самом деле существует множество различных способов справиться с проблемой. Каждый метод торможения следует вначале отработать на небольшой скорости.

Использование штатного тормоза

Базовое торможение - это использование штатных средств, установленных на каждой паре коньков. Хотя этот метод предлагается как основной, он довольно сложен и требует умения держать равновесие, также понадобится хорошая координация.

При езде роллер выставляет немного вперед ногу с тормозом (правую, наример). При этом вес переносится на левую. За счет выпрямления правого колена носок приподнимается до тех пор, пока тормоз не начнет задевать асфальт. За счет силы трения сбрасывается скорость. Это приводит к остановке.

Новичкам не следует тут же убирать тормоз, поскольку для катания по городу он может оказаться необходимым: условия не всегда позволяют использовать какие-либо другие способы остановки. "Штатник" может сильно помешать только тем, кто занимается слаломом.

Несколько замечаний о том, как научиться тормозить на роликах

1. Для начала следует научиться удерживать равновесие и ездить на одной ноге.

2. Не нужно нажимать на тормоз резко и с большой силой, так как это может привести к потере равновесия и опрокидыванию. Движение должно быть плавным, а сила надавливания - увеличиваться постепенно.

3. Штатный тормоз иногда снимают, т. к. он может мешать при некоторых видах катания. Например, в слаломе или при выполнении трюков. Для катания по городу лучше его оставить.

4. Не всегда есть возможность использовать тормоз, например, в экстренных случаях сброс скорости может оказаться слишком длительным.

5. Колодки постепенно стираются, что снижает эффективность метода, поэтому нужно своевременно их менять.

Вывод: не стоит полагаться только на штатный тормоз, но уметь пользоваться им необходимо.

Альтернатива «штатнику»

Есть много вариантов того, как тормозить на роликах без тормозов. Для удобства восприятия их можно разделить на группы: экстренные, для снижения скорости, для остановки при малом, среднем и сильном разгоне. Умение правильно использовать и грамотно сочетать разные виды торможения позволит избежать травм, сохранит ролики. А также решит массу проблем городского катания. Например, вопрос о том, как тормозить на роликах с горки.

Экстренные виды торможения

Существует несколько вариантов того, как тормозить на роликах практически мгновенно, однако они могут оказаться болезненными и травмоопасными, поэтому применяются только в исключительных случаях.

Торможение с падением

  1. Ass-stop - использование пятой точки. При этом следует помнить о своей безопасности и постараться сгруппироваться так, чтобы не удариться затылком или не отбить копчик.
  2. Grass-stop - выбегание на траву. Здесь нежелательно пытаться катиться - так выше вероятность падения. Нужно пробежать несколько шагов, что позволит погасить скорость.
  3. Protection-stop - падение на защиту. Не стоит бояться, т. к. именно на это она и рассчитана, потому и имеет специальную конструкцию, чтобы предотвращать травмы. Единственное, могут появиться царапины и трещины на щитках. Но это меньшее из зол. В конце концов, защиту можно купить новую.

Торможение о препятствие

  1. Friend-stop - торможение о друга, когда роллер въезжает, хватается или каким-либо иным способом задействует другого человека в качестве препятствия. Желательно предупредить его заранее о своих планах, в противном случае велика вероятность того, что на земле окажутся оба.
  2. Wall-stop - в качестве препятствия используется стена. Нужно помнить, что к ней нельзя подъезжать под углом 90 градусов, т. к. в этом случае удар будет очень сильным. Лучше подходить под острым углом, по касательной.
  3. Торможение о любое другое препятствие схоже с предыдущим. Единственное отличие в том, что за некоторые предметы, например, за столб, еще можно и ухватиться.

Постепенное снижение скорости

Иногда возникает необходимость не в резком торможении, а в постепенном снижении скорости. В этом случае можно воспользоваться "плугом" или "змейкой". Это самые простые варианты того, как тормозить на роликах. Для начинающих они на долгое время становятся основными.

Торможение "плугом" (V-stop) . Данный способ хорошо знаком лыжникам. Он довольно прост в исполнении, поэтому новички осваивают его одним из первых. Нужно широко расставить ноги, а носки направить друг на друга, как при косолапости. Однако не стоит позволять роликам съезжаться полностью, мышечное усилие должно препятствовать этому. Также нельзя сильно наклоняться, корпус необходимо держать прямо.

Для использования "змейки" (или слалома) требуется довольно много места как в ширину, так и в длину. Торможение осуществляется за счет многократных небольших поворотов: роллер выдвигает ведущий конек вперед, а вес тела переносит на опорный. Затем ноги меняются ролями. И так несколько раз. Чем круче и резче повороты, тем быстрее и эффективнее уменьшается скорость.

Снизить скорость можно следующим образом: один конек поставить перед другим и периодически сводить их так, чтобы заднее колесо первого ролика задевало переднее второго. Чирканье позволит эффективно и безопасно затормозить.

Остановка на малой скорости

После замедления хода нужно завершить торможение. Сделать это на низкой скорости можно т-стопом или "плугом". Это хорошие варианты ответа на вопрос о том, как тормозить на роликах на спуске.

На прямой поверхности можно воспользоваться другим маневром: выдвинуть одну ногу вперед и поставить ее поперек хода движения, за этим действием последуют небольшой толчок и мгновенная остановка. На малой скорости вероятность потери равновесия равна нулю. На большой и средней использовать этот метод категорически запрещено.

Еще один вариант остановки при малом и среднем разгоне - hockey stop . В этом случае ведущая нога резко выходит вперед и как бы делает подсечку опорной. Выполняя это движение, передний конек пройдет четверть круга. Чем сильнее будет давление на пятку, тем эффективнее данный элемент. Перед выполнением движения для сохранения равновесия нужно немного откинуться назад. Не произойдет ничего страшного, если роллер не успеет остановиться за эти четверть круга. Пусть нога скользит дальше и разворот продолжается. Остановка произойдет чуть позже, например, после трети круга.

Как остановиться на средней скорости

Для каждого скоростного режима есть свои способы того, как тормозить на роликах. При среднем разгоне целесообразно использовать следующие варианты.

  • Торможение поворотом - производное от предыдущего способа. Роллер на скорости начинает поворачивать, отводя ведущую ногу в сторону. Со стороны такое движение напоминает циркуль. Вся скорость уходит на выполнение элемента. При этом можно развернуться как на 90°, так и на 180°. Для использования данного способа торможения необходима широкая площадка.
  • Т-стоп потребует уверенного владения коньками, а также умения держаться на одной ноге. Техника выполнения: роллер едет прямо, затем переносит центр тяжести на опорную ногу, а вторую заводит назад и ставит перпендикулярно ходу движения. Желательно немного наклониться вперед, чтобы сохранить равновесие. Это очень эффективный и быстрый способ торможения, причем достаточно простой в исполнении. Единственный недостаток: быстро стираются колеса.

  • Торможение разворотом позволяет очень быстро остановиться, однако использовать его можно только тем, кто уже хорошо катается. Вес переносится на опорную ногу, второй конек ставится на переднее колесо и поворачивается пяткой к едущему под тупым углом. В результате этих действий роллера развернет по инерции. Здесь надо следить за своим равновесием, иначе можно упасть на спину. Также не стоит прилагать дополнительных усилий для поворота, инерции будет вполне достаточно.

Способы торможения на высокой скорости

Вместе с освоением роликов появляется желание ездить быстро. Однако такое стремление очень опасно, если не знать, как тормозить на роликах на большой скорости. Для сильного разгона подходят специфические способы остановки. Как правило, это различные слайды - скольжения.

  1. Power Stop (или Power-slide) - довольно сложный, но и весьма эффективный способ торможения. Роллер разворачивается на опорной ноге на 180°, сгибая ее в колене. Тормозящий ролик в это время описывает дугу и ставится перпендикулярно направлению движения, за счет чего происходит быстрое и эффективное снижение скорости. Есть второй вариант исполнения этого элемента. Сначала развернуться на двух ногах, а потом выставить тормозящий ролик поперек движения.
  2. Parallel-stop по описанию выглядит проще и понятнее. Но на практике является, пожалуй, сложнейшим из всех способов торможения. Роллер разворачивает коньки на 90° так, чтобы они оказались поперек хода движения. В этом положении их нужно удерживать до полной остановки. Желательно согнуть ноги в коленях, как в полуприседе, что позволит удержать равновесие и не упасть.

Оба способа были заимствованы из хоккея на льду и требуют высокого уровня катания. Использовать их можно только на высокой скорости, при недостаточном разгоне элементы практически невозможно выполнить правильно, из-за чего они будут малоэффективны, а уровень травмоопасности увеличится в несколько раз.

Это основные способы остановки. Знание того, как правильно тормозить на роликах, способно не только предотвратить травмы, но и спасти жизнь. Нередко бывают случаи, когда роллер не справляется со скоростью и вылетает на проезжую часть или сбивает пешеходов. Широкий арсенал отработанных способов торможения поможет избежать таких ситуаций. К тому же необходимо учитывать скорость, чтобы решить, как тормозить на роликах в каждом случае, т. к. это позволит использовать наиболее подходящие приемы остановки.

Как научиться тормозить на роликах - основное. О да! Это то, что реально беспокоит всех начинающих. Если вы только начинаете кататься на роликах и чувствуете, что затормозить на них просто нереально, то могу заверить – это не так сложно, как кажется! Главное - правильный подход, чем мы сейчас и займемся. Начнем, пожалуй, с витрины магазина… В смысле, что вы еще без роликов, а на витрине стоит с десяток блестящих и разнообразных моделей. Причем все фитнес модели укомплектованы торчащим сзади резиновым тормозом, а агресив модели, как правило продаются с бирочкой, гласящей в переводе с английского примерно следующее: "… если вы покупаете эти роликовые коньки, подразумевается, что вы уже владеете основами катания, поэтому наличие тормоза на них не предусмотрено". Почему так? Давайте разберемся. Активный или пассивный тормоз, прикрепленный к раме за последним колесом устанавливается по двум причинам: во-первых, для успокоения покупателей, т.е. когда покупатель спрашивает: "а как же я на них тормозить-то буду!?", продавец авторитетно заявляет: "вам совершенно незачем беспокоиться! Здесь же есть специальный тормоз!" Ну а насчет "беспокоиться", это, как правило, зря… Ролики у такого продавца конечно же купят, но вот вопрос о торможении на роликах все равно останется открытым, даже после первой попытки затормозить с помощью этой "штуковины". есть еще вторая причина наличия у роликов этого пластикового довеска – формальность, в связи с которой производители просто обязаны выпускать ролики с заложенной концепцией безопасности. Что ж, приведем типичные аргументы "за и против" использования прикрепленных к роликовым конькам тормозов: 1) тормозной путь с использованием резинового тормоза в непростых ситуациях может оказаться значительно длиннее, чем при торможении без него (т.е. с помощью других способов). 2) научиться эффективно тормозить простыми способам без тормоза достаточно легко. 3) при торможении без тормоза (тавтология, ну и что!) роллер действует двумя ногами, в то время как с тормозом, у него одна нога (на первых порах) будет выводиться из игры, при этом человека может еще и закручивать, выводя из равновесия. 4) наличие тормоза заметно усложняет выполнение некоторых приемов катания, таких как поворот переступанием (кросс-ролл), катание спиной вперед, а некоторые трюки вообще невозможно сделать. 1) для начинающих овладеть им все же проще, нежели любым другим видом торможения. 2) штатный тормоз может быть полезен при интенсивном катании по городу, то есть там, где недостаточно места для маневра. 3) использование тормоза людьми просто отдыхающими на коньках вполне оправдано. Но суть одна: Как поступить - человек решает только сам. Итак, с теорией разобрались, пошли дальше – к видам торможения. Торможение с помощью тормоза (тавтология, но что поделаешь!:)) Торможение на роликах с помощью тормоза Серьезные аргументы по использованию штатного тормоза роликовых коньков Торможение на роликах без тормоза Существует несколько видов торможения без тормоза: Не техничные виды торможения, техничные виды торможения. В рамках каждого вида есть способы нескольких уровней сложности: начальный, продвинутый и артистик. Последний я не буду описывать в этой статье, так как основное назначение артистика - не эффективная остановка, а просто оригинальные способы удивить окружающих. "Нетехничные" виды торможения Существует несколько способов остановки, которым не надо особенно учиться, но надо их знать. Например, на средних скоростях можно выскочить на траву и немного по ней пробежаться, как в обычной обуви. ухватиться за столб. Еще один способ – это торможение о статичные, "зафиксированные" предметы (звучит ужасно, не правда ли:)). О стену – это на крайний случай и только на небольшой скорости, а вот дерево или столб иногда могут стать вполне приемлемым вариантом: подъезжая к дереву схватитесь за него руками, вас развернет вокруг дерева и скорее всего аккуратно положит с другой стороны:)) Важно помнить одно - подъезжать к дереву нужно только сбоку!

В первые дни нужно на максимум загрузить ноги для тренировки, чтобы научиться держать равновесие и подстроить организм под новый способ передвижения.

Важную роль играет защита, поэтому начинающему роллеру следует запастись шлемом, наколенниками и налокотниками. Это поможет чувствовать себя более уверенней и избежать травм, ушибов и ссадин.

На начальном этапе задача состоит в тренировочных упражнениях, которые следует, повторят и акцентировать внимание на то, что сначала не все будет получаться. Начинать осваивать первые движения нужно на открытой и широкой площадке с ровной поверхностью. Основной проблемой для новичка является торможение. Сначала это кажется довольно-таки нереальной задачей, но нужно только найти правильный подход.

Выбор роликов

Ещё при покупке роликов следует обратить внимание на наличие резинового тормоза, прикрепленного к раме за последним колесом новой модели. В основном на роликовых коньках не установлено безопасное торможение, так как подразумевается, что покупатель владеет основами катания. Поэтому ваши предпочтения по поводу новой модели следует обговорить с продавцом-консультантом. Но такой способ торможения хоть и эффективный, но имеет свои . Во-первых, при его использовании в непростых ситуациях торможение будет длиннее, а, во-вторых, тормоз может значительно усложнять выполнение некоторых трюков и упражнений.

Что делать, если ролики без тормоза

Если на ваших не установлено резиновое торможение, не спешите расстраиваться. Ведь существуют и «нетехнические» виды торможения, о которых необходимо знать каждому начинающему роллеру. Например, когда кто-то может вас подстраховать или вы можете держаться за деревья, перила, заборы, хватаясь за которые вы можете покрутиться вокруг и остановиться без травм. Также, если вы набрали большую скорость и понимаете, что остановиться не можете, то следует развернуть правый ролик перпендикулярно левому, колесики перестанут крутиться, и вы остановитесь. Но выполнять такое торможение довольно сложно, поэтому вам стоит хорошо потренироваться сначала на небольшой скорости.

Тренируйтесь больше, пробуйте тормозить и не бойтесь падать, ведь на ошибках учатся. Лучше всего поставьте перед собою цель: проехать определенный маршрут и попробовать затормозить разными способами. С каждым разом расстояния можно увеличить и выполнять упражнения посложней.

Используя тормоз

    Большинство роликовых коньков идут в комплекте с тормозом на одном из ботинок. Чтобы им воспользоваться, нога с тормозом (обычно, правая) выдвигается вперед, вес переносится на другую ногу, которая остается позади. Аккуратно выпрямляем ногу с тормозом и давим на тормоз. Важно (и достаточно сложно) сохранять равновесие, ноги находятся примерно на ширине плеч.

    Не смотрите вниз и не наклоняйтесь вперед. Держите ваши руки перед собой, смотрите на дорогу впереди вас, спина должна оставаться прямой.

    • Поднимите носок ботинка, к которому прикреплен тормоз, разгибайте колено, оказывая постоянное давление на тормоз.
  1. Не наклоняйтесь вперед. Это приведет к уменьшению силы, с которой вы можете тормозить. В конце торможения вам следует присесть.

    По мере торможения понемногу приседайте, опуская центр тяжести, но не наклоняйтесь вперед! Это работает примерно как и тормоз у машины. Как только вы присели, вы должны остановиться очень быстро.

    Другие варианты остановки

    Попробуйте использовать Т-стоп или V-стоп (плуг). В первом случае одна нога размещается за другой носком наружу, колеса перпендикулярно направлению вашего движения. На эту ногу оказывается давление до тех пор, пока вы не остановитесь. В первое время пытайтесь сделать как можно более глубокий "выпад", держите ваши плечи в направлении предполагаемого движения и перемещайте вашу "заднюю" ногу влево или вправо для того, чтобы компенсировать заносы и для изменения направления движения.

    • С использованием торможения по-хоккейному. В сущности, это очень быстрый разворот влево или вправо. Очень эффективен на относительно ровных поверхностях, но требует некоторой практики. Обычно трудно сделать на низкой скоростью, так как приходится буквально "запрыгивать" в поворот.
  2. На тренировку оденьте защиту и отправляйтесь на площадку. Как только вы освоили движение по прямой (колени слегка согнуты), определитесь с направлением поворота. Скажем, хотим повернуть вправо. В то время, как вы наклоняетесь для выполнения правого поворота, ведущая нога следует в направлении поворота, а вторая нога (в данном случае левая) практически повторяет след ведущей. Держите колени согнутыми на протяжении всего маневра. Чем ниже вы находитесь, тем легче вам будет сохранить равновесие, так что лучше присядьте поглубже.

    Торможение змейкой. Этот прием применяется, когда при движении на высокой скорости вам нужно замедлиться или для обретения контроля над скоростью движения. При этом вы резко поворачиваете попеременно влево и вправо. Это поможет очень быстро погасить скорость вашего поступательного движения.

    Не пытайтесь ухватиться за что-то, чтобы остановиться. Это очень плохая привычка, которая может привести к несчастным случаям и травмам.

    Обзаведитесь помощником. Ваш друг может поначалу помогать вам останавливаться, но лучше освоить и другие методы торможения.

  • Держите колени в согнутом положении, чтобы лучше контролировать ваше движение как при остановке, так и при катании.
  • Тренируйте остановку в безопасной зоне с относительно ровной и с небольшим уклоном вверх поверхностью. Это поможет вам контролировать вашу скорость.
  • Освойте экстренное торможение. Например, ваш друг может периодически кричать "Стой!", а вы должны затормозить так быстро, как только это возможно. Это наиболее важный навык из всех, которые вы можете освоить!
  • Чтобы предупредить излишний наклон вперед, притворитесь, что вы сидите и на вас надето платье с глубоким декольте. Вы же не хотите шокировать всех окружающих!
  • Сходите в спортивный зал и на матах тренируйте падение с перекатыванием до тех пор, пока вы не отучитесь выставлять руки вперед. Если вы падаете вперед, то перекатывайтесь - это наиболее безопасный вариант.
  • При пользовании тормозом помните: "Выставить ногу, Поднять носок, Присесть".

Предупреждения

  • Если вы падаете, не напрягайтесь и не выставляйте руку вперед, так вы можете получить травму. Вместо этого расслабьтесь и попытайте усесться на попу (она защищена от природы).
  • Зайдите в большой магазин спорттоваров и спросите защитные шорты. Это особенно полезно для парней, так как многие из них не имеют сзади достаточно развитой мышечной или жировой прослойки.
  • Всегда надевайте налокотники, наколенники, защиту на запястья и никогда не пренебрегайте шлемом, если вы пытаетесь освоить новые элементы катания. Продаются даже шорты для защиты вашего копчика. Вы не пожалеете, что одели защиту, а одно падение может испортить вам весь день!

Что вам понадобится

  • При покупке шлема (а его стоит купить обязательно) не экономьте. Покупайте легкий, красивый шлем в светлых тонах, с большим количеством вентиляционных отверстий. Шлем светлых тонов и с хорошей вентиляцией обеспечит вам прохладу, а его небольшой вес и отличный внешний вид будут способствовать тому, что вы не будете избегать носить его.
  • На заметку: Новые шлемы имеют дизайн, при котором в шлеме вам будет даже прохладнее, чем без него, спасибо рассчитанному на компьютере току воздуха. Так что отпала еще одна причина его не носить!
  • Хороший защитный шлем для роликов обычно стоит от 2 до 3000 рублей, однако при покупке в конце сезона можно здорово сэкономить!
  • Лучше покупать сертифицированную защиту. Почти все известные бренды и крупные дилеры предлагают сертифицированные товары. Если защита не сертифицирована, то вы не можете быть уверенным, как она поведет себя при ударе: поглотит его или просто расколется как яичная скорлупа, предоставив частям вашего тела возможность встречи с асфальтом.
  • Ношение налокотников, наколенников и защиты запястий обязательно.
  • Наколенники известных брендов стоят недешево, однако их приобретение оправданно. Ваши колени являются "сложным" суставом, а коленная чашечка, косточка, которая находится в передней части колена, очень важна. Если вы повредите ее, будет не очень хорошо. Восстановление после операций на колене (даже лапароскопических) занимает несколько месяцев.


mob_info