Стадион крестовский схема мест. Как строился стадион "Крестовский"

С 1950 по 2006 году в Санкт-Петербурге на Крестовском острове находился стадион им. Кирова. Он являлся одним из самых больших стадионов в мире - был самым большим во всём Советском Союзе, России и Европе.

Последний официальный матч на том поле был сыгран 6 июля 2006 года, и уже к концу 2006 года стадион был демонтирован, чтобы на этом же месте начать строительство нового и почти самого дорогого стадиона в мире. Бюджет проекта примерно равен 35 миллиардам рублей.

И началась стройка…

В течении 2007 года было выполнено свайное поле и полностью завершены земляные работы. В 2008 году был готов проект, он прошел госэкспертизу, но из-за разных коллизий строительство было остановлено.

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены. Но уже в декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует этим стандартам. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик - «Моспроект-4», имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве).

Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было сново остановлено в декабре 2009 года и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

С 2008 года строительство ведет «Инжтрансстрой», входящий в структуру «Трансстроя».

Новый стадион в 2018 году примет матчи чемпионата мира. В том числе и полуфинал. Финальный же матч пройдет в Лужниках. Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки и он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Давайте посмотрим на это чудо инженерной мысли. Раскрою сразу несколько технических решений, на которых стоит заострить внимание:
- выкатное футбольное поле;
- огромный железобетонный мост пролетом 100 метров на котором находится трибуна;
- раздвижная крыша.

А остановка строительства пошла только на пользу. За это время свайное поле застабилизировалось и сейчас оно уже не дает осадок. С ним еще связана одна история. Дело в том, что первый генподрядчик («Авант») немного перестарался со сваями, и их получилось больше, чем надо было. В итоге несущая способность поля оказалась больше в два раза, чем было запланировано по проекту. Там вообще случилась темная история с ними… Но зато потом при изменении проекта это сыграло на руку - новый проект стадиона и все изменения прекрасно укладывались в лимиты весов и нагрузок. Только потребовалось сделать усиление ростверков под чашей стадиона.

Ну, хватит вступлений, пора смотреть!

Прекрасный вид со стороны Приморского района. Сам стадион напоминает летающую тарелку. Кстати, он имеет специально аэродинамическую форму, так как здесь особенно пришлось учитывать ветровые нагрузки.

В субботу на Крестовском острове наконец-то состоится первый матч в истории стадиона "Санкт-Петербург Арена" - "Зенит" в рамках 24-го тура чемпионата России примет . "СЭ" вспоминает основные события, связанные с новым домом невского клуба.

2004 ГОД

Декабрь

Правительство Санкт- Петербурга подписало постановление о начале строительства нового стадиона на Крестовском острове. В частности, в документе было написано, что арена является "стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга".

2005 ГОД

Апрель

Перед началом матча российской премьер-лиги между "Зенитом" и ЦСКА губернатор Санкт-Петербурга и председатель правления ОАО "Газпром" объявили о совместном решении правительства города и энергетической компании начать на месте стадиона имени Кирова строительство новой арены на 50 тысяч зрителей. Предполагалось, что на возведение сооружения уйдет три года, а стоимость его сметы составит около 2,5 миллиарда рублей.

2006 ГОД

Август

Проект стадиона несколько раз меняли - в том числе после получения Россией ЧМ-2018.

В Смольном были подведены итоги конкурса на проект объекта. На победу в нем претендовали пять архитектурных компаний: K isho Kurokawa Architects & Associates (Япония), GMP (Германия), Tomas Taveira (Португалия), "Моспроект-4" и "ЛенНИИпроект" (оба - Россия). Выиграла азиатская фирма Кисе Курокавы и ее проект под названием "Космический корабль".

Сентябрь

Демонтированы мачты освещения стадиона имени Кирова.

Декабрь

ООО "Синтез-СУИ" (ООО "Авант") выиграло тендер на строительство арены. Сумма тендера составила 6 миллиардов 664 миллиона 308 тысяч рублей. Смольный пообещал выделить эти средства генподрядчику.

2007 ГОД

Март

Впервые публично озвучены сроки сдачи арены. На совещании c участием Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство стадиона завершится 30 декабря 2008 года, а уже в сезоне-2009 "Зенит" сможет проводить на нем матчи. Правда, на тот момент заказчики проекта еще не определились с тем, будет ли поле на арене выдвижным или нет.

Апрель

Правительство определилось: поле все-таки будет выдвижным. Об этом заявила сама Валентина Матвиенко .

Сентябрь

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров во время встречи с журналистами отметил, что строительство стадиона идет с опережением графика. Сроки его сдачи не изменились - декабрь 2008-го.

Октябрь

В одной из больниц Токио на 74-м году жизни скончался автор проекта стадиона Кисе Курокава . Причиной смерти стала остановка сердца.

2008 ГОД

Апрель

Стадион «Санкт-Петербург Арена» — относительно новое строение города на Неве. Это грандиозное и впечатляющее сооружение будет принимать десятки тысяч зрителей. Кроме официального названия в народе распространены и другие: «Зенит-Арена» и «Питер-Арена», а также стадион «Крестовский», поскольку находится в западной части одноименного острова.

Как попасть на стадион «Зенит-Арена»

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» интересует гостей города, футбольных болельщиков и самих горожан.

Объект строили долгий период времени, поэтому и добираться до него в настоящее время не слишком просто. К 2018 году администрацией города планируется запустить в эксплуатацию строящуюся станцию метро «Новокрестовская» , которую возводят на намывной территории острова. Это создаст удобство для болельщиков и зрителей, которые смогут без труда добраться к месту проведения матча или концерта. Но в работе этой станции подземки планируется один нюанс: она будет закрыта на вход после матча во избежание давки.

В 2018 году стадион будет принимать Чемпионат мира по футболу. Для удобства болельщиков подъезды к «Зенит-Арена» планируется сделать более удобными и максимально приближенными к объекту. Стадион может принять одновременно 68 тыс. болельщиков или 80 тыс. зрителей концертных программ.

Специально к Чемпионату мира готовится к вводу еще одна новая станция метрополитена на пересечении двух улиц Туристской и Савушкина. Эта станция будет носить название «Беговая» . Территориально она находится в приморском районе, а добраться от нее до стадиона можно по пешеходному мосту через Большую Невку.

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» сейчас? Есть несколько способов. Самая приближенная к спортивному сооружению станция метрополитена — «Крестовский остров» , находящаяся на ветке подземки сиреневого цвета. Недалеко от входа в метро находится парк на Батарейной улице, вход в который свободный. Вот по этому парку нужно будет пройти 2,5 км (это 20-25 минут ходьбы). Спортивное сооружение будет видно издалека. Пройдя по парку, можно с любого ракурса сделать фотоснимки стадиона.

Еще несколько способов добраться до стадиона «Зенит-Арена»

Красивый вид на сооружение открывается с берега Финского залива, со стороны парка 300-летия Петербурга.

От станции метро «Черная речка» доехать до «Зенит-Арена» можно таким образом: проехать трамваем № 48 до остановки «Яхтенный мост».

Трамвайный маршрут № 19 от станции «Старая деревня» также доставит вас до этой остановки. Далее нужно пройти до стадиона по Яхтенному мосту.

От Балтийского вокзала до пункта назначения добраться удобнее всего по автобусному маршруту №10.

От метро «Выборгская» помогут доехать автобусы № 14, 25 и 25А. Что касается двух последних маршрутов, нужно отметить, что ехать придется до конечной остановки, а затем идти пешком более километра. Эти автобусы имеют большой интервал в расписании, что усложняет задачу.

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» на собственном авто?

В период проведения спортивных мероприятий или представлений не рекомендуется подъезжать на собственном автомобиле. Нарушители смогут забрать свое транспортное средство уже на штраф-стоянке.

Гостям, зрителям и болельщикам необходимо учесть, что ввиду большой пропускной способности на матч или концерт нужно приходить заблаговременно. Вход к трибунам открыт за два часа до назначенного времени начала мероприятия. Первые посетители отметили, что они добирались до своих мест в течение 40-50 минут.

В период Чемпионата по футболу планируется запустить бесплатные шаттлы для болельщиков от крупных станций метро поблизости, и автобус от аэропорта «Пулково».

Южная дорога для многих болельщиков закрыта, предлагается проезжать по Петровской косе, где есть огромный шанс простоять в пробке как минимум до второго тайма. Поэтому всем автовладельцам советуется прибывать или очень сильно заранее или оставлять машину на парковках ближайших ТЦ и прогуляться до стадиона пешком.

Бесплатные автобусы до Зенит Арены

Бесплатные автобусы, при помощи которых можно добраться до Зенит Арены отходят от метро «Петроградская» у 89 дома по Малому проспекту Петроградской шаттл S3 . На нем можно без остановок доехать до автостанции «Крестовский остров». От нее можно, как и написано выше, добраться пешком по Южной аллее и Батарейной дороге до стадиона.

От метро «Выборгская» можно добраться на шаттле S4 . От автобусной остановки, которая находится на Лесном проспекте.

От метро «Площадь Восстания» едет шаттл S2 . Место посадки — у 30-го дома по Лиговскому проспекту, перед входом в ТРК «Галерея».

Всего путь (без накладок) займет по времени около 35-50 минут, в зависимости от выбранного шаттла и скорости шага.

Скидки

Для детей до 11 лет включительно стоимость билета составляет 50%, а до 7 лет, если ребенок не занимает места, может пройти бесплатно. Само собой все документы должны быть. Более точно можно уточнить по телефону или при заказе билетов.

Парковка возле стадиона

Возле самого стадиона предусмотрены парковочные места. Они платные, но это позволяет с комфортом разместить свой автомобиль и не тратить время на дополнительную дорогу.

Стоимость абонемента зависит от матча и составляет от 900 до 1400 руб, от 650 до 1150 для владельцев АБ-ТОБ в Бизнес клуб (1 карта действует на 1 автомобиль). Есть и более дорогие места, они находятся в первом круге и от них до стадиона не больше 5-15 минут спокойным шагом.

Схема парковочных мест (взята с официального сайта):

Матчи на стадионе «Зенит-Арена»

Матчи на стадионе проводятся практически каждых три дня. Что позволяет выбрать наиболее интересную по составу игру. Здесь можно посмотреть как товарищеские матчи, так и Лигу Европы УЕФА и РОСГОССТРАХ-Чемпионат России.

Актуальную информацию о предстоящих играх и прошедших (со счетом) можно посмотреть на официальном сайте клуба Зенит.

В пятницу, 31 марта, генподрядчик – ОАО «Метрострой» – должен окончательно сдать заказчику , ныне фигурирующий под названием «Санкт-Петербург Арена». «Диалог» вспоминает все этапы стройки, за время которой успело пойти в школу и закончить её целое поколение петербуржцев, а финансовые затраты увеличились до таких размеров, что объект вошёл в непочётный пантеон самых дорогих спортивных площадок мира.

«Самое дорогое, что у вас есть»

«Зенит-Арена»… как много в этом слове. Вспомним, что во время выступления на втором тестовом мероприятии 22 февраля нынешнего года группы «Танцы Минус» её вокалист Вячеслав Петкун рассказал со сцены анекдот: «Прилетели на Землю инопланетяне и сказали: «Земляне, отдавайте нам самое дорогое, что у вас есть». Подумали земляне, и отдали… «Зенит-Арену». Для петербуржцев пресловутый стадион стал чётким синонимом долгостроя и ямы для бюджетных средств. Два или три года назад в соцсетях пользовалась определённой популярностью «фотожаба» на тему «Питер-2050»: на фоне сверкающего небоскрёбами Приморского района пролетает футуристический самолёт, а внизу… раскинулась стройплощадка, явно далёкая от превращения в готовый объект.

На самом деле, несчастья будущего стадиона начались задолго до того, как стартовало строительство. Дело в том, что стадион имени С. М. Кирова, на месте которого решили построить новую арену, являлся памятником истории и культуры федерального значения. Но 17 августа 2006 года на нём состоялся последний футбольный матч (между «Петротрестом» и щелковским «Спартаком»), а уже в сентябре площадку вывели из эксплуатации, чтобы к середине октября того же года снести окончательно. Для этого пришлось – вопреки возражениям общественности – лишить стадион охранного статуса.



Проект нового стадиона разработал японский архитектор Кисё Курокава. До того по его проектам были построены, среди прочего, арена Oita Bank Dome в городе Оита (также с раздвижной крышей и диаметром купола 274 метра) и стадион Toyota в одноименном населённом пункте (его крыша складывается, подобно мехам аккордеона). Автор проекта не дожил не только до открытия стадиона, но и до появления сколько-нибудь значимой его части в бетоне, поскольку умер 12 октября 2007 года от острой сердечной недостаточности.

Поначалу работы шли довольно бодро: уже в 2007 году было завершено свайное поле, а летом заложили первый камень новой арены. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в марте 2009 года «Зенит» сможет сыграть первый матч на новой арене. Неосторожное заявление, потому что дальше начались странности.

Дополнительное время

Интересно, что доработанный проект стадиона был готов только в январе 2008 года, и к лету должен был получить согласование Главгосэкспертизы (соответственно, первые два года работы шли без проекта). В том же году на объекте в первый раз сменился генподрядчик – вместо компании «Авант» им стал «Трансстрой». В апреле президент ФК «Зенит» Александр Дюков заявил, что сдать стадион возможно будет в 2010 году.


фото ИА «Диалог»

2010 год наступил – и в мае гендиректор главного подрядчика, компании «Трансстрой», заявил, что объект можно будет сдать к концу 2011 года, если не возникнет новых вопросов у экспертов. Когда и этот срок наступил, сроки сдачи в очередной раз отодвинули на полтора года: дело в том, что проект опять пришлось перерабатывать в связи с изменением требований ФИФА и УЕФА.

В 2011 году, однако, стадион опять не сдали. Более того – новые изменения сроков принесла «смена караула» в Смольном. Ключевой для администрации Матвиенко проект (вероятно, Валентина Ивановна очень переживала, что не только не удалось достроить до её ухода на иной пост, но этот проект вообще очень сильно ударил по её имиджу) превратился в «чемодан без ручки» для нового губернатора Полтавченко. Речи о том, чтобы прекратить строительство (которое на тот момент было завершено не более чем на треть), конечно, не шло, но на несколько месяцев процесс затормозился из-за того, что финансирование было приостановлено — «до выяснения обстоятельств».

В 2012 году, когда на стадион уже было потрачено 14 миллиардов рублей, разгорелись новые скандалы. В сентябре, посетив объект, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался о том, что это уже не просто долгострой, а национальный позор. Чуть позже досталось и губернатору Георгию Полтавченко: в эфире телеканала 100ТВ он неосмотрительно предложил болельщикам поучаствовать в строительстве стадиона, после чего во время матча на стадионе «Петровский» удостоился кричалки: «Губернатор-жлоб, продай дачу, дострой стадион».


фото пресс-службы Смольного

Заодно объектом (а точнее, расходами на его возведение) заинтересовались контрольные органы, заявившие о первых выявленных . В дело вступил такой тяжеловес, как председатель Счётной палаты РФ : его заинтересовало то, каким образом после победы «Трансстроя» на тендере с предложением построить арену за 9 миллиардов рублей её стоимость вдруг повысили ещё на 5 миллиардов.

Незадолго до начала нового, 2013 года городские власти озвучили новые сроки сдачи стадиона: 20 октября 2015 года. Но всё тот же Степашин в мае 2013 года , в которое, по его мнению, будет завершено строительство: конец 2016 года или начало 2017-го. Тогда это казалось, во-первых, далёким будущим, а во-вторых, по-настоящему позорным результатом. В итоге, как видно с высоты марта 2017 года, осторожный прогноз главы Счётной палаты оказался правильным, несмотря на попытки городских властей (в лице тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна) делать «более лучшую» мину при плохой игре: в апреле 2014 года он заявил , что стадион должны сдать в мае 2016-го. Этого не произошло, а Оганесян в итоге лишился не только кресла, но и свободы. Тем не менее, в июле 2015 года сделал сменивший его Игорь Албин – к счастью, об этом потом не вспомнили.

Дальше работа шла более-менее по накатанной: в октябре 2013 года прошёл новый конкурс на достройку стадиона (в результате которого заниматься этим продолжил «Трансстрой»). Ещё два года процесс двигался, проценты на официальном «прогресс-баре» строительной готовности росли, хотя и как-то слишком уж постепенно: от 35 процентов в июне 2013 года к 70 процентам весной 2015-го и 80 процентам – в ноябре того же года. Но весной и летом 2016-го грянул скандал с генподрядчиком, закончившийся объявлением нового конкурса. При этом все понимали, что затягивать достройку стадиона уже нельзя, потому что это означало бы невозможность принять матчи Кубка Конфедераций и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Такого скандала не потерпел бы никто, вплоть до президента.

В итоге 27 октября на арене сыграли первый , в феврале провели «проверочные», но вполне полноценные мероприятия – и . Побывавшие на них корреспонденты «Диалога» отметили, что стадион выглядит вполне готовым. Таки дождались!

Стадион, стадион… какой стадион?

Такой же «скользящей», как и срок сдачи, оказалась, собственно, и цифра затрат на строительство стадиона. Изначально в проекте называлась цифра в 6,7 миллиарда рублей, и эти средства должен был дать «Газпром» как владелец футбольного клуба «Зенит». А дальше, опять-таки, началось странное. В апреле 2008 года прозвучала сумма в 14 миллиардов рублей. Тогда президент ФК «Зенит» Александр Дюков объяснил такое подорожание отсутствием согласования проекта с Главгосэкспертизой, а также особенностями грунта. В октябре того же года оказалось , что строить стадион будут уже за бюджетные средства, так как Смольный решил не инвестировать деньги в «Охта-Центр» (решение, как оказалось позже, было правильным, так как проект провалился, однако взамен пришлось взвалить на город обязательства по арене). Получилось как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Кофелёк, кофёлек… какой кофелёк?..» Заодно прозвучала и новая цифра: 23,7 миллиарда рублей, то есть в три с половиной раза больше изначальной.

Те, кого эта информация тогда шокировала (то есть, наверное, все горожане), вскоре поняли, что впадать в ступор им предстоит ещё не один раз. В 2010 году Главгоэкспертиза разрешила увеличить смету проекта до 33 млрд рублей, а в ноябре 2011 года – после многочисленных доработок проекта в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, предусматривавших, в частности, увеличение вместимости арены – была названа новая сумма: 40 миллиардов . В октябре 2012 года в Главгосэкспертизу внесли для согласования обновлённую смету, которая «потолстела» ещё раз: теперь – до 43,8 миллиарда (по курсу на тот момент – около $1,4 млрд, что делало стадион вторым по стоимости в мире). Наступивший двумя годами позже валютный кризис, с одной стороны, сделал рублёвые затраты менее тяжкими, а с другой – означал повышение валютных расходов ровно в той же мере, что вырос курс «зелёного».

Эту цифру затем не раз пересчитывали, поэтому к 2016 году стадион фактически «похудел» до 34,8 миллиарда рублей. Однако в июне 2016 года при корректировке бюджета к этой сумме добавили ещё 4,3 миллиарда. В итоге, как объявил уже в конце прошлого года сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов, свести смету к 41 миллиарду рублей, однако фактическая сумма всё равно оказалась выше. Каким же образом?

Как «сдать» объект, не сдавая его

В августе 2016 года на большой пресс-конференции председатель комитета по строительству Сергей Морозов за наделавшую незадолго до того много шума корректировку адресной инвестиционной программы (которая была истолкована так, что город забирает средства от строительства школ и больниц для того, чтобы доделать многострадальную арену). Заодно была объявлена новая дата окончания работ: 26 декабря. А поскольку незадолго до того на объекте сменился генподрядчик (вместо «Трансстроя», попавшего в тотальную немилость к городским властям за «уползшие» сроки завершения строительства и прочие «художества», на площадку пришёл «Метрострой»), такой оптимизм казался безумным.

Но 26 декабря, действительно, было о том, что строительные работы на «Зенит-Арене»… завершены – однако для того, чтобы стадион можно было использовать по прямому назначению, необходимы дополнительные работы, контракт на каковые и был заключён к «Метростроем». Занавес, facepalm.

«Поручение губернатора выполнено – до конца 2016 года введён в строй стадион с рабочим названием «Зенит-Арена», и у меня в руках акт ввода в эксплуатацию этого сложного, но очень важного объекта. Надеюсь, что совсем скоро культурно-спортивный стадион на Крестовском острове станет одной из точек притяжения и одним из любимых мест для жителей Санкт-Петербурга», — заявил 29 декабря вице-губернатор Игорь Албин, пребывая вместе с Полтавченко на стадионе после того, как Госстройнадзор на ввод в эксплуатацию.

Разумеется, к этой дате готовность объекта не дотягивала до вожделенных 100 процентов совсем немного. Тем не менее, городские власти заявили, что ещё три месяца (и 950 миллионов рублей) необходимы на окончательное, теперь уже совсем окончательное, доведение арены до ума – на установку и наладку оборудования, прокладку второстепенных коммуникаций и устранение новой неожиданной проблемы: вибрации выкатного поля. Затем, в начале января, с «Метростроем» ещё один «дополнительный» контракт на сумму 2 миллиарда рублей – эти деньги были необходимы на обустройство зон контроля доступа и на «приспособление арены к требованиям ФИФА». Под эту «адаптацию» можно, в принципе, подверстать всё, что угодно, но пятница, 31 марта – срок уже действительно последний из последних, потому что в третьей декаде апреля на арене должен пройти первый футбольный матч.

В итоге конечная, последняя, итоговая стоимость строительства, по оценке «Фонтанки» , составила 48 миллиардов рублей – это на 5 миллиардов больше последней официально утверждённой сметы. Часть этой суммы, впрочем, город надеется вернуть, отсудив у «Трансстроя». Удастся ли это сделать – вопрос открытый.

Быстрее, выше, дороже… ещё дороже!..

Собственно, такая стоимость не только кажется запредельной, но и обеспечивает «Зенит-Арене» место в ряду самых дорогих стадионов мира (пусть и далеко от первой тройки). По крайней мере, в абсолютных величинах. А ещё стоит учесть, что самые дорогие стадионы мира строятся, как правило, в странах со значительно более высоким показателем ВВП на душу населения – в первую очередь в США. Кроме того, значительную часть средств на их возведение вкладывают сами команды, спортивные лиги или частные инвесторы, которые затем получают, например, право присвоить объекту своё название (что мы и видим в случае трёх из указанных ниже арен). Итак — короткий экскурс в мир самых дорогих спортивных объектов планеты.


Пальма первенства принадлежит нью-йоркскому Yankee Stadium: площадка, расположенная в районе Бронкс, обошлась в 2,3 миллиарда долларов (131 миллиард рублей), из которых 1,2 миллиарда пришлось на бюджетные средства. Как и в случае с петербургским стадионом, строительство сопровождалось многочисленными скандалами – по финансовым вопросам (естественно), а также в связи с утерей территории зелёных насаждений, так как арену возвели на месте парка. В этом, правда, американцы приняли соломоново решение: в новый парк, удачно названный «Полем наследия» (Heritage Field), превратили территорию снесённого старого стадиона, так как новый объект построили не на месте прежнего, а через дорогу от него. Арену начали строить, кстати, в том же 2006 году, что и стадион на Крестовском, а завершился этот долгий и трудный процесс значительно быстрее: к апрелю 2009 года.


Более миллиарда долларов за «штуку» стоили и четыре других недавно построенных в США футбольных стадиона – MetLife под Нью-Йорком (1,6 миллиарда), AT&T в Далласе/Форт-Уэрте, Levi’s в Сан-Франциско (по 1,3 миллиарда) и U.S. Bank в Миннеаполисе (1,1 миллиарда). Эти арены, кстати, являются открытыми – без крыши. Затмить их всех обещает (по стоимости) новый Los Angeles Stadium в Калифорнии: на него предполагается потратить 2,66 миллиарда долларов… но только частных средств, которые вкладывает в проект спортивный магнат Стэнли Крёнке (ожидая, что удастся получить налоговые льготы от властей).


Сингапур, Национальный стадион (январь 2014 г.) Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Среди финалистов «ценовой гонки» – как ни странно, и Национальный стадион в Сингапуре. На нём имеется не только раздвижная кровля (благодаря которой здание имеет статус самого крупного купольного сооружения в мире с диаметром 310 метров), но и сдвигающийся первый ярус. Такое инженерное решение было применено для того, чтобы арена могла принимать не только футбольные матчи, но и крикетные, и легкоатлетические состязания. Стадион был построен за три года – после того, как в 2010 году был снесён находившийся на этом же месте предшественник – и открылся в июне 2014 года. Причём, как и в случае с петербургской ареной, не обошлось без задержки… на целых два месяца. Стоимость строительства составила 1,87 млрд сингапурских долларов (то есть 76 млрд рублей по нынешнему курсу). Нужен ли Сингапуру (фактически – городу-государству, которое никогда не блистало достижениями своей футбольной сборной) такой гигантский и баснословно дорогой объект – вопрос открытый. По крайней мере, «Город льва» может себе это позволить.


Нужно упомянуть и лондонский стадион «Уэмбли», также созданный на месте снесённой прежней арены и открытый в 2007 году. Стоимость его строительства составляет по меркам 2017 года 947 миллионов фунтов (по текущему курсу – 67,3 миллиарда рублей). Знаковый элемент его конструкции – наклонная арка, поддерживающая всю массу северной части раскрывающейся кровли и около 60 процентов массы южной половины. Другая крупная (и дорогая) новая арена в Лондоне – Олимпийский стадион, построенный специально к открытию ОИ-2012. Его строительство обошлось в 486 миллионов фунтов (£608 млн, если сделать поправку на изменения курса), и ещё 274 миллиона ушло на последующую реконструкцию для соответствия требованиям IV категории УЕФА. В сумме – около 63 миллиардов рублей.


Для сравнения: самым дорогим культурным объектом в мире (и единственным, строительство которого обошлось более чем в миллиард долларов США) является Elbphilharmonie в Гамбурге. Вот нам и разница в приоритетах…

Что в имени тебе своём

Наконец, переменчивым оказалось даже само название будущего стадиона. Рабочим его обозначением было «футбольный стадион в западной части Крестовского острова», но пока ещё не был снят вопрос о финансовом участии «Газпрома» в строительстве, городские власти всерьёз рассматривали вопрос о присвоении объекту названия «Газпром-Арена». В декабре 2009 года председатель комитета по физической культуре и спорту городского правительства Вячеслав Чазов неожиданно заявил, что именно такое название получило больше всего голосов на конкурсе. Топонимическая комиссия в ответ указала, что проводимый комитетом конкурс являлся неофициальным, тогда как в голосовании, организованном самой комиссией, название «Газпром-Арена» шансов на утверждение не имеет.

«Скорее всего, стадион будет «Крестовским» или «Приморским» - по Приморскому парку Победы, в котором он находится», - передавала тогда «Карповка» слова члена ТК Алексея Ерофеева.

Другими популярными у участников опросов на эту тему названиями стали «Петербург-Арена», «Зенит» и, как ни странно, «стадион имени Кирова». Добавим, что в феврале 2014 года фракция КПРФ в Законодательном Собрании внесла предложение о присвоении именно последнего названия строящейся площадке, однако успеха не добилась. А поскольку давно было известно, что стадион будет эксплуатировать футбольный клуб «Зенит», название «Зенит-Арена» прочно закрепилось за ним до присвоения официального имени, в том числе – в народном сознании.

В итоге, однако, ФИФА утвердила название «Санкт-Петербург Арена», под которым стадион принимал февральские мероприятия. В будущем оно может снова измениться: в ходе второго теста – то есть концерта 22 февраля – вице-премьер Виталий Мутко ФК «Зенит» «продать» имя стадиона спонсору, чтобы получать от него деньги на содержание объекта.

Итог

В конце концов, величайший петербургский долгострой современности всё-таки завершён. Для этого понадобилось потратить десять с половиной лет, сумму, сравнимую с десятой частью бюджета Петербурга за год, и не поддающееся исчислению количество нервных клеток горожан. Чего стоит одно только прошлогоднее решение о перераспределении средств АИП, истолкованное петербуржцами однозначно (и со злорадством подхваченное в иных кругах)! Промежуточным итогом стало, среди прочего, Георгия Полтавченко (сделанное в марте 2015 года, когда исход строительства стадиона был ещё далеко не определён) о намерении Смольного отказаться в перспективе от подобных «мегапроектов», требующих больших расходов бюджетных средств.

Конечный вердикт выносить пока рано: стадион ещё не вошёл в нормальную рабочую колею, не подсчитаны-пересчитаны все денежные затраты. В том, что подобные пересчёты ещё будут, сомневаться не приходится: федеральные власти в лице министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова уже заявили о необходимости аудита крупных спортивных строек, в том числе «Зенит-Арены». Это значит, что упала ещё не последняя голова того, кого признают виновным (или хотя бы крайним) в неудачах и растратах при строительстве, и не перемещён с одного счёта на другой последний рубль. Мы наблюдаем последнюю главу, но не эпилог этой долгой и поучительной истории.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Один из самых старых «долгостроев» российского футбола, самый дорогой, современный и инновационный стадион России. Оборудован раздвижной крышей и выкатным полем. Стадион может вмещать до 69 000 зрительских мест. Во время ЧМ 2018 на стадионе проходили групповые матчи, матч 1/8 финала, один полуфинал и матч за 3-е место.

Сводная информация о стадионе:

Обновлено : 14.06.2018

Название стадиона : Стадион «Санкт-Петербург» (Газпром Арена)
Местоположение : Санкт-Петербург, Крестовский остров (западная часть)
Координаты : 59.972222, 30.220278
Статус : Введен в эксплуатацию
Год постройки :
2016
Стоимость : 43 млрд рублей (стоимость стадионов)
Вместимость : 67 800
Проектирование : Кисё Курокава
Застройщик : Комитет по строительству Санкт-Петербурга
Подрядная компания : ООО «Авант», ООО «Трансстрой», ОАО «Метрострой»
Госэкспертиза : Да
Наследие : ФК «Зенит»
Официальный сайт : arena.fc-zenit.ru
Статья в Википедии

Арена располагается на Крестовском острове Санкт-Петербурга, на месте Стадиона имени Кирова, являвшегося памятником архитектуры и одним из крупнейших стадионов в мире. Расположение поля нового стадиона полностью совпадает со старым. Название «Стадион Санкт-Петербург » будет действовать до окончания ЧМ-2018, после турнира стадион будет называться «Крестовский ».

Проект стадиона разработал известный японский архитектор Кисё Курокава . Вместимость арены составляет 56 192 зрительских места, но для проведения крупных турниров (включая Чемпионат мира по футболу) предусмотрено увеличение вместимости до 68 тысяч зрителей . Стадион управляется компанией «Газпром», которая отдает его в пользование местному футбольному клубу «Зенит».

img

Основными особенностями проекта стадиона являются раздвижная крыша и выдвижное поле. Благодаря этим решениям на арене можно проводить матчи в любую погоду, а также использовать стадион для любых массовых мероприятий, не боясь повредить футбольный газон. Внешним видом сооружение напоминает космический корабль. Судоходная тема обыграна возвышающимися над крышей мачтами.

Ход строительства стадиона в Санкт-Петербурге

Решение о строительстве нового стадиона в Санкт-Петербурге было связано с планом сноса стадиона имени Кирова. Об этом стало известно в 2005 году. Тогда же высказывались первые мысли относительно нового стадиона — 50-тысячная вместимость и стоимость $150 млн. Последний матч на старой арене состоялся 17 августа 2006 года. Сооружение демонтировали в конце 2006 года .

Видео про стадион:

2006 год - Утверждение проекта

Власти города организовали международный конкурс, который должен был определить архитектурный облик будущей арены. Победу одержал японец Кисё Курокава, в чьем проекте стадион представал «космическим кораблем». Именно он предложил раздвижную крышу и особую систему отопления, которая способна горячим воздухом топить накапливающийся на ней снег. Тогда стоимость стадиона оценивалась его проектировщиками в $225 млн . Право возводить сооружение доверили ООО «СИНТЕЗ-СУИ» (ООО «Авант»). Стоимость работ — примерно 6,7 млрд рублей .

2007 год - Началось строительство. Или нет?

В начале года власти города оптимистично сообщали, что стадион будет сдан в конце 2008 года , кроме того, было принято окончательное решение, что у арены будет выдвижное поле. В 2007 году успели заложить первый камень на стройплощадке, а в конце года заявили, что работы ведутся с опережением графика. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров пообещал, что «Зенит» сыграет здесь свой первый матч уже в начале 2009 года.

2008 год - Удорожание и первые переносы срока сдачи

С наступлением 2008 года стало ясно, что условия строительства слишком сложные, связанные с особенностью грунтов. Президент РФС Виталий Мутко предположил, что могут быть привлечены дополнительные средства — например, из капитала «Газпрома». Президент «Зенита» Дюков был конкретней: стадион подорожает минимум в два раза — с 6,7 млрд рублей до 13-14 млрд рублей . При этом срок сдачи сдвигается минимум на год.

В июле утвердили новую смету, стоимость стадиона подскочила более в чем в три раза — до 23,7 млрд рублей . Вместе с этим увеличится и вместимость — 62 тысяч кресел. Из-за удорожания проекта власти города расторгли контракт с прежним застройщиком компанией ООО «Авант», оценив проделанную ей работу в 5,45 млрд рублей. Новым генеральным подрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове стала компания Олега Дерипаски «Трансстрой», предложившая построить стадион на треть дешевле — 13,3 млрд рублей вместо 18,6 млрд .

2009 год - Остановка строительства

Предыдущий проект по некоторым параметрам показал несоответствия требованиям ФИФА к матчам самого высокого уровня. При этом процесс строительства уже велся. В основном это касалось трибун, которые уже начали возводить. Строительство приостановили .

img

2010 год - Перепроектировка

Стало известно, что Россия примет матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, а Санкт-Петербургу предложено провести один из полуфиналов турнира. В связи с этим стадион предложили расширить, увеличив вместимость до 67 тысяч зрительских мест. Стоимость нового проекта снова повысилась. В связи с ЧМ-2018 власти города получили возможность претендовать на увеличение бюджета за счет привлечения федеральных средств. К концу года президент «Зенита» Дюков заявил, что перепроектировка стадиона завершена, его окончательная вместимость составит 68 тысяч зрителей.

2011 год - Стоимость уже больше миллиарда долларов

Очередной перенос срока сдачи — конец 2012 года . Смета вновь повысилась, теперь она достигает $1 млрд — 33 млрд рублей по курсу 2011 года. Заключение государственной экспертизы пришло на три месяца позже запланированного срока, но строители уже начали возводить кровлю, которую теперь придется разбирать из-за изменений в проекте стадиона. Генеральный подрядчик вновь заявляет, что может построить арену дешевле — 28,7 млрд рублей.

img

В конце года срок сдачи перенесли на 2013 год. Крышу вновь переделывают, на что уйдет до полутора лет. Заказчик строительства настаивает, чтобы раздвижная крыша закрывала не только трибуны стадиона, но и поле. По новой информации стоимость строительства возрастет 40 млрд рублей.

img

2012 год - Построим всем миром!

Проект снова отправлен на государственную экспертизу. Его стоимость составляет теперь 43,8 млрд рублей ! На стадион приезжает премьер-министр и удивляется долгострою. Новый губернатор Георгий Полтавченко (строительство начиналось при Матвиенко) опровергает слухи о хищениях на стройке и допускает, что к стройке могут быть привлечены жители города.

img

img

2013 год - Уголовное дело и Счетная палата

На стадион уже потрачено почти 15 миллиардов рублей, а его готовность оценивается почти в 35%. Следственный комитет РФ заводит уголовное дело : первый генеральный подрядчик ООО «Авант» подозревается в необоснованном завышении стоимость на 500 млн рублей. Новый генеральный подрядчик «Трансстрой» и предприятие «Мостоотряд-19» обмениваются исками, оспаривая выделенные на строительство крыши стадиона средства.

img

Срок сдачи стадиона в эксплуатацию отодвинут на 15 июня 2016 года . С этой датой согласны вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и президент «Зенита» Александр Дюков. Счетная палата проводит аудит, находит на стадионе непрофильные площади и снижает стоимость арены до 34,9 млрд рублей. Оганисян подтверждает, что больше не потребуется, а глава Счетной палаты Сергей Степашин не верит в обозначенные сроки сдачи — по его мнению, стадион построят не раньше 2017 года. Город расторгает проект с «Трансстроем» для того, чтобы провести еще один конкурс, который выиграет этот же подрядчик. Для нового проекта требуется заключить новый договор.

img

2014 год - Падение курса рубля

На достройку стадиона «Трансстрою» выделяют 9,1 млрд рублей. Не готова раздвижная крыша и выдвижное поле стадиона. В конце 2014 года на строительство выделяют дополнительные 2,3 млрд рублей — для формирования намывного участка земли в районе стадиона. Доллар резко вырастает в цене, и поставщики заявляют об удорожании стройматериалов на 20-30%. Власти города утверждают, что на стоимость стадиона это не повлияет.

img

2015 год - Конфликт подрядчика и заказчика

Готовность стадиона оценивают в 79%. Строительный комитет сообщает, что первая игра на поле «Крестовского» пройдет уже сентябре 2016 года. Позже будет объявлено о декабре 2016-го. Генеральный подрядчик просит еще полмиллиарда рублей, увеличивая стоимость проекта до 35,3 млрд рублей. Начинается затяжной спор между подрядчиком и властями города.

img

img

Строительство останавливается на отметке 85% . Генподрядчик обвиняет власти города в искусственном затягивании утверждения проекта, из-за чего компания не может приступить к работе. Также «Инжтрасстрой-Спб» заявляет о пресеченной попытке рейдерского захвата. Власти города угрожают разрывом контракта с компанией.

2016 год - Почти готово!

Строительный комитет города замораживает контракт «Трансстроем» на полгода в начале 2016-го. Причина — невыполнение работ в объеме 3,1 млрд рублей . Согласно контракту, работы должны были завершиться до конца 2015 года . Представители компании заявляют, что сумма контракта не индексировалась последние три года, несмотря на экономические потрясения и использование на стройке импортного оборудования. Через месяц контракт продлевают. Штаб, координирующий стройку, возглавляет лично вице-губернатор Игорь Албин .

img

Стоимость стадиона увеличивают на 4,3 млрд — до 39,2 млрд рублей . Причина — требования ФИФА по безопасности. Власти города разрывают контракт с «Трансстроем», у которого дефицит на строительстве в 2,5 млрд рублей. Сумму планируют взыскать через суд, а пока выделяют из городского бюджета деньги, предназначенные социальным сферам. Генеральным подрядчиком назначен «Метрострой », частично принадлежащий городу. Стадион получает официальное название — «Крестовский».

img

В последние числа декабря 2016 года получен акт о вводе стадиона в эксплуатацию . На него уже потрачен 41 млрд рублей и заключен контракт на дополнительные работы стоимостью в 952 млн рублей.

2017 год - Что в итоге получилось?

У стадиона проблемы с выкатным полем — говорят, не учли проблему вибрации конструкции и проблемы с раздвижной крышей, которая протекает.

img

img

img

22 апреля 2017 года на стадионе «Санкт-Петербург» состоялся первый официальный футбольный матч — питерский «Зенит» принимал екатеринбургский «Урал» в рамках Чемпионата России по футболу и одержал победу со счетом 2:0. Первый гол в истории нового стадиона забил сербский защитник «Зенита» Бронислав Иванович.

Летом 2017 года в России прошел Кубок Конфедераций. Стадион «Санкт-Петербург» принимал финал турнира.

7 декабря 2017 года стало известно, что стадион «Санкт-Петербург» примет матчи группового этапа Евро-2020 (первый турнир в истории, который пройдет в 13 странах).

Стоит ли стадион «Санкт-Петербург» своих денег?

Стоимость стадиона в Санкт-Петербурге по официальным данным составила 43 млрд рублей .

По информации «Фонтанки», которая изучила открытые источники, арена обошлась в 48 млрд рублей. Часть была потрачена еще до изменения курса рубля, поэтому стоимость можно оценивать больше чем в $1 млрд долларов . Это самый дорогой стадион России и один из самых дорогих в мире.

Самый высокий небоскреб в мире — Бурдж-Халифа стоил $1,5 млрд .

Примерно столько же стоит обновленный «Уэмбли» (вместимость — 90 тыс мест).

В мире нет стадиона с такой же вместимостью , который бы стоил хотя бы $1 млрд.

Между тем, сейчас уже ясно, что работы на стадионе не прекращены. На различные переделки в ближайшие годы потратят еще около 5,5 млрд рублей, но эта нагрузка ляжет уже на «Газпром» и футбольный клуб «Зенит», в чьем управлении будет находиться арена.

Как добраться до стадиона в Санкт-Петербурге?

На метро

Следует доехать на поезде до станции метро «Крестовский остров ». Далее нужно пройти 2 км по территории парка. Также можно будет добраться до ново станции метро «Новокрестовская » — 1,6 км по пешеходному мосту через Южную дорогу.

Автобусы-шаттлы

Как и в других городах-участницах ЧМ-2018 в Санкт-Петербурге будут курсировать бесплатные австобусы-шаттлы, которые начинают свою работу по перевозке болельщиков за три часа до матча. Добраться до стадиона на автобусе-шаттле можно от станции метро «Петроградская», «Выборгская», от аэропорта «Пулково» – все автобусы следуют до автостанции «Крестовский остров». Автобусы от станции метро «Выборгская» и от станции метро «Чкаловская» довезут до Батарейной дороги.

Трамваем

– От станции метро «Старая деревня» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае № 19, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 10 минут.
– От станции метро «Чёрная речка» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае №48, 48А, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 20 минут.

Схема расположения мест

По клику откроется большая картинка

img

Стадион на карте.



mob_info