Стадион крестовский число мест. Не полем единым

Стадион на Крестовском острове – самый нелепый строительный проект в истории современной России.

События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно – будет и стыдно, и смешно.

Как всё начиналось

Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.

Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.

Изначально арена должна была стоить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.

Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.

10 удивительных фактов

Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:

1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.

При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).

2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.

Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много – всё мимо.

3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.

Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.

4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.

«Он не оставил детальных чертежей – это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер – один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», – заявил сенатор Вадим Тюльпанов.

К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском – за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.

5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.

6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.

7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.

8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует – из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.

9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.

10. Штатные агрономы забили на поле – теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.

Что в Питере говорят про этот позор?

Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.

Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.

Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят – и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.

Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.

Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.

В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.

К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.

В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».

Где находится стадион за 43 миллиарда?

Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.

У болельщиков есть два варианта. Первый – доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.

Второй вариант – сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.

На личном транспорте не пускали – только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.

Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.

Как мы дошли?

Путь по парку занял 25 минут.

Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч – это не так много.

У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.

На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.

Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», – пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.

Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.

Что понравилось?

1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.

2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.

3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).

4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.

5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.

6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»

Что не понравилось?

1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета – испытание.

2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.

Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi – там скорость тоже бултыхалась на дне.

3. В буфете – только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.

4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.

5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.

6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.

7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.

Что по футболу?

«Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.

Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.

Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.

Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей – естественно, фавориты закатили второй гол.

2:0, суперскандальная победа хозяев.

Что говорили люди?

Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.

По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».

Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов – их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.

Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.

Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.

И всё же: круто или нет?

В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше , чем теперь у «Зенита».

Арена «Спартака» – тот же уровень.

В Амстердаме – чуть удобнее, чем на Крестовском.

В Стокгольме – заметно хуже, чем у нас.

Олимпийский стадион в Турине – в разы хуже, чем в Питере.

Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш – за космические.

Стадион на Крестовском острове является одним из самых высокотехнологичных спортивных сооружений мира. Построенная в Санкт-Петербурге арена – это уникальный комплекс с точки зрения применения новейших технологий для данной климатической зоны.

Стадиону на Крестовском острове присвоена высшая категория разряда «А» (по международной классификации «Элит»). Впервые раздвижная крыша и выдвижное поле были созданы при строительстве самого северного стадиона такого класса.

Рабочее название арены - «Стадион Санкт-Петербург». Так он будет называться во время проведения Кубка конфедерации в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году. После мундиаля ему будет присвоено окончательное название с учетом мнения жителей Северной столицы.

Основные характеристики

  • Вместимость арены – 68000 зрительских мест во время спортивных матчей и 80000 – при проведении театрально-концертных мероприятий. Для маломобильных групп населения предусмотрено 600 мест
  • Общая площадь объекта – 287600 кв. метров
  • Высота сооружения – 75 метров
  • Парковочных мест – 3000
  • Количество мест в кафе и ресторанах – 5000
  • Количество туалетов – 2466
  • Размер крыши – 71000 кв. метра, что составляет три Красных площади.

Выдвижное поле и раздвижная крыша позволят стадиону на Крестовском острове трансформироваться в площадку для самых разных мероприятий – футбольных матчей, концертов и даже хоккейных встреч.

Выдвижное поле

Согласно новой технологии, выдвижное поле будет размещаться в чаше стадиона только в дни проведения футбольных матчей. За шесть часов до начала мероприятия оно будет выкатываться на стадион, а в остальное время поле будет находиться под открытым небом - на специальной площадке рядом с ареной. Здесь трава насытится воздухом и отдохнет на солнце, что положительно отразится на состоянии газона и увеличит срок его эксплуатации.

Вес поля составляет 8000 тонн, а передвигается оно по 18 рельсовым путям. Всего установлено 394 колесиков. Управление процессом осуществляется с помощью лазеров, которые могут зафиксировать даже самое незначительное отклонение от заданной траектории движения.

Раздвижная крыша

Крыша сооружения уникальная и суперсовременная. Она состоит из двух частей – стационарной и раздвижной. В холодную погоду раздвижная часть будет закрываться, что позволит поддерживать температуру внутри объекта не ниже 15 градусов.

Раздвижная часть состоит из двух пролетов – северного и южного, смонтированных из двенадцати блоков. Каждый из блоков движется по рельсам с помощью специальных тележек. Раздвижная крыша и примыкающий к ней купол покрываются специальной светопроницаемой пленкой, которая удерживает тепло и защищает арену от дождя.

Механизм сооружения уникальный, он может передвигать крышу практически при любой погоде и даже при нагрузке 50 кг снега на один квадратный метр. Открывается или закрывается крыша за 15 минут при скорости движения четыре метра за минуту.

Коротко о строительстве

Решение о сооружении нового стадиона было принято в 2004 году. Автором проекта по результатам проведенного конкурса был выбран японский архитектор Кисё Курокава.

Строительство арены на Крестовском острове началось в 2007 году, и первым генеральным подрядчиком была определена компания «Авант». Первоначально стоимость работ оценивалась в 6,7 млрд. рублей.

Через год выяснилось, что уложиться в эту сумму не удастся. Согласно заключению Главгосэкспертиы России, стоимость работ оценивается уже в 23,6 млрд. рублей, В результате, договор с «Авантом» был расторгнут и на смену ему пришел другой генеральный подрядчик - «Трансстрой».

За годы строительства проект, разработанный японской фирмой «Kicho Kurokawa architect and associates» корректировался три раза в 2008, 2010 и 2013 годах и смета несколько раз увеличивалась по самым разным причинам, в том числе в связи с изменениями требований ФИФА и резким скачком курса доллара.

В 2016 году между заказчиком (комитетом по строительству Санкт-Петербурга) и генеральным подрядчиком возникли разногласия. Из-за «низких темпов производства работ», «неоправданной волокиты» и «плохого качества работ» Смольный расторг договор с корпорацией "Трансстрой".

В августе 2016 года новым генеральным подрядчиком определен «Метрострой», который и завершил сооружение долгостроя. Разрешение на ввод в эксплуатацию было получено 29 декабря 2016 года. Финальные работы по завершению строительства проводились еще несколько месяцев.

Между тем, между споры и разбирательства в суде между Смольным и «Трансстроем» о возвращении подрядчиком ранее выданного аванса, продолжаются до сих пор (весна 2017 года).

Стадион на Крестовском острове строился 10 лет. Общая стоимость работ обошлась в 43 млрд. рублей, то есть была превышена более, чем в 6 раз и стала больше стоимости сооружения стадиона в Лондоне «O2 Арена» , который был построен совсем недавно к летним олимпийским играм 2012 года.

Летом 2016 года принято решение, согласно которому стадион на Крестовском острове перейдет в управление ФК «Зенит». Именно питерский клуб будет заниматься эксплуатацией и устранением недостатков, допущенных во время проектирования и строительства объекта.

Стадион «Крестовский» будет являться главной футбольной крепостью северной столицы во время чемпионата мира 2018. На этот счет уже давно ведется много разговоров и споров, ведь первоначально стадион планировалось назвать также, как и город. Помимо этих названий, и «Зенит-Арены», ходили еще несколько вариантов названий, среди которых чаще всего фигурировали «Газпром Арена», и «Путин-Арена». Но выбор пал все пал на первый вариант, хотя в некоторых источниках эта арена зовется ареной «Санкт-Петербург». В общем, путаница какая-то.

Общие сведения о стадионе

Одно дело название стадиона, а другое – его сдача в эксплуатацию. Строительство арены было начато еще в далеком 2007 году, и лишь в этом году арена была окончательно подготовлена к Кубку Конфедераций и чемпионату мира. За почти 10 прошедших лет окончательная дата завершения реконструкции стадиона имени Кирова, с последующим созданием на его месте высокотехнологичной и ультрасовременной арены, менялась примерно 35 раз, что само по себе уже выглядит странным. Сначала была речь и том, что свой первый поединок коллектив из берегов Невы проведет в 2009 году, после чего начались сплошные переносы. Привело все это к тому, что свою первую встречу в «Зенит» провел на новой арене лишь в 2017 году – в игре против «Урала», 22 апреля, которая, как известно, завершилась скандально.

Автор проекта и особенности его творения

Хотелось бы выделить и автора проекта, коим был архитектор из Японии – Кисё Курокава. Его идеей было воплощение самых передовых технологий в рамках одной арены. И, судя по всему, его желание в творении полностью воплотилось, ведь главных отличием арены «Крестовский» от других стадионов чемпионата мира является наличие трансформируемых деталей сооружения, крыши и поля.

Стоит отметить, что крыша стадиона во время матчей Мундиаля будет закрываться. Даже если эти самые осадки будут не самыми обильными. В крышу встроена специальная система трубой, которая будет готова выполнить своего рода роль подушки, то есть наполнять части навеса теплым воздухом ради ускоренного процесса того же таяния снега с последующим сливом воды. Мощные воздушные потоки, как предполагается, будут также «разгонять» дождь.

Проблемы со строительством стадиона

Пожалуй, проблемы со строительством футбольной арены в северной столице уже давно стали частью народного фольклора. Однако и после сдачи стадиона в эксплуатацию поводов для мемов и шуток осталось немало. Главный из них кроется в отвратительном состоянии поля, вынудившем «Зенит» перенести один из своих домашних матчей на стадион «Петровский» (игра с «Краснодаром»).

У всех, кто 7 мая смотрел игру «Зенит» - «Терек» (0:1) вживую или по ТВ, не осталось сомнений, что играть на таком газоне как минимум некомфортно, и как максимум - опасно для здоровья футболистов. При банальных пасах низом мяч у игроков подскакивал на кочках, а куски дерна постоянно взмывали в воздух после подкатов и падений участников игры.

В момент написания статьи на «Крестовском» уже постелили новый газон, а сейчас идет его прошивка. К 11-12 июня числу должно быть все закончено, хотя, возможно, что стадион закончат на несколько дней раньше. Не стоит забывать, что питерская арена примет игры Камерун – Австралия (22 июня), Новая Зеландия – Португалия (24 июня), а также финал Кубка Конфедераций – 2 июля.

Не полем единым

В дебютной для «Крестовского» игре «Зенит» - «Урал» из-за неожиданно начавшегося снегопада, было принято решение оставить ее закрытой, после чего стало понятно, что она местами протекает. Сбоку по фанатскому виражу начала капать вода, а в подтрибунных помещениях с этой проблемой справились при помощи пластмассовых ведер.

На этом проблемы на стадионе не закончились. Перед матчем с «Тереком» у сине-бело-голубых возникли проблемы с приездом на Крестовский остров ввиду пробок. Кроме того, в раздевалке хозяев наблюдались перебои с горячей водой. Во время встречи с грозненцами на комфорт жаловались и зрители встречи, со слов которых по стадиону гулял ледяной ветер.

Стоимость арены

Постоянные изменения стоимости стадиона «Крестовский» делают практически невозможными точно подсчитать сумму, затраченную на строительство. Зато можно сказать, что это не самая дорогая арена в мире, как считают многие. Согласно неофициальной информации, стоимость стадиона оценивается в 39,2 миллиарда рублей, но, конечно же, затрачено на данное построение куда больше.

Как доехать до стадиона?

Что же касается расположения арены, то стадион «Крестовский» расположился на месте бывшей арены имени С.М. Кирова, в западной части Крестовского острова. Можно уже сейчас говорить с уверенностью, что место выбрано очень успешно, и здешняя инфраструктура и транспортная развязка вышла на сравнительно новый уровень уже в 2016 году.

Лучше всего до нового стадиона в Санкт-Петербурге добраться на метро. Ближайшая станция метро – «Крестовский остров», являющаяся сиреневой веткой метро. От станции «Международная» до «Крестовского острова» около 30 минут пути. Возможен вариант езды на автобусах. До стадиона вас довезут автобусы по маршрутам 10, 14, 25 и 25А.

Строительство стадиона "Зенит-Арена" является самым долгим мероприятием в российском футболе. Долгострой начался в 2007 году и не завершился до сих пор, сроки сдачи объекта постоянно откладываются, а стоимость растет изо дня в день. В газетах регулярно появляются обнадеживающие заявления подрядчиков и руководителей про строительство стадиона.

"Зенит" уже заждался новой арены, но повлиять игроки на скорость воздвижения никак не могут. Итак, перенесемся лет на десять назад, когда только появилась идея о строительства нового стадиона.

2005 год

В марте 2005 года появилась информация о том, что на Крестовском острове будет снесена арена имени Кирова, а на ее месте начнется с нуля строительство стадиона. "Зенит" тогда еще был далек от кубка УЕФА и Халка в составе. Руководство объявило, что новая арена будет стоить сто пятьдесят миллионов долларов, а вместимость составит 50 тысяч зрителей.

Уже в апреле появилась концепция будущего стадиона. Основой стал "Олд Траффорд". Позже эта идея была раскритикована Демитом Момотом, который считал открытый стадион неподходящим для российского климата. Через полгода руководство заявило, что строительство стадиона "Зенит-Арена" уже стоит 250 миллионов долларов.

2006 год

В январе организаторы стройки пообещали сдать "Газпром-арену" (так планировали назвать стадион) к 2009 году. Уже тогда аналитики предсказали неоднократное перенесение сроков. В апреле вице-губернатор Санкт-Петербурга пообещал, что строительство стадиона "Зенит-Арена" стартует в конце нынешнего года.

Летом 2006-го был представлен проект арены, который разработала японская фирма. Строение должно было получить крышу в виде космического корабля с возможностью подогрева. Стоимость проекта составляла 225 миллионов долларов. В конце года был определен строитель. Им стала компания ООО "СИНТЕЗ-СУИ", которая обещала построить стадион "Зенит-Арена" за 6,7 миллиардов рублей.

2007 год

В марте Валентина Матвиенко заявила, что стройка завершится к концу 2008 года, а следующий сезон команда проведет на новом стадионе. Через месяц губернатор Петербурга сказал, что стадион "Зенит-Арена" получит выдвижное поле, которое стоит дополнительных денежных средств. В сентябре вице-губернатор дал заявление, в котором указал, что строительство идет с опережением графика. Он пообещал, что в декабре 2008 года арена будет готова.

2008 год

В марте сообщил, что воздвижение нового стадиона может подорожать. Для дополнительных инвестиций был привлечен "Газпром". Через месяц Александр Дюков дал понять, что в 2009 году новый стадион ФК "Зенит" не увидит. Сроки сдачи были передвинуты предположительно на 2010 год. Кроме того, стоимость стройки теперь составила 13-14 миллиардов рублей.

В середине лета случилось очередное подорожание стадиона "Зенит-Арена". Теперь цена составляла колоссальные 23,7 миллиарда рублей. Руководство пообещало, что вместимость составить 62 000 человек. В конце года было объявлено, что стройкой займется компания "Инжтрансстрой", которая заключила контракт на 13,2 миллиардов рублей.

2009 год

В апреле в СМИ появляется информация, что в 2010 году знаменитая Metallica выступит на открытии стадиона. В декабре прошла проверка строящейся арены, и было установлено, что она не соответствует требованиям ФИФА. Претензии были к расположению трибун и подтрибунным помещениям.

2010 год

В феврале 2010 года стадион решили сделать вместительнее (67 000), что повлияло на его стоимость. Из-за корректировок бюджета в апреле вновь увеличиваются сроки строительства. Из-за этого стоимость опять повышается. В конце года президент "Зенита" заявил о завершении перепроектировки арены. Новая вместительность составит 68000 человек.

2011 год

В январе Главгосэкспертиза приказывает демонтировать уже построенную крышу арены, что приводит к дополнительным затратам и переносу сроков сдачи. Теперь общая стоимость стройки уже составляет космические 33 миллиарда рублей. В октябре вновь сносят крышу, которая не понравилась заказчику. В ноябре назначают сдачу готовой арены на 2013 год. Стоимость возросла до 40 миллиардов рублей.

2013 год

В начале года опубликовано, что стадион готов на 34,4 %. В феврале следственный комитет начинает расследовать дело о мошенничестве, связанное со строительством арены. В деле фигурирует первый подрядчик и сумма в 500 миллионов рублей.

В марте руководство стройки обещает сдать арену летом 2016 года. Летом выясняется, что стройка стадиона "Зенит-Арена", которому предстоит принимать матчи домашнего ЧМ-2018, завершена лишь на 35%.

2014 год

В апреле назначена точная дата сдачи объекта - 15 июня 2016 года. Вице-губернатор исключил увеличение стоимости и назвал цифру в 34,9 миллиарда рублей.

2015 год

В марте закрыто дело о хищении 145 миллионов рублей. Причина - истечение срока давности. В ноябре было объявлено - первый матч на новой арене "Зенит" проведет в сентябре 2016 года. Через месяц дата вновь была передвинута на декабрь.

2016 год

В феврале подрядчик просит повысить сумму стройки до 35,3 миллиардов рублей. Летом пропадает 144,5 миллионов рублей, которые предназначались для установки видеотабло. Появилась информация, что рабочие не получают зарплату. 13 июля, по словам генерального подрядчика, состоялась попытка рейдерского захвата Не исключил он, что таким образом администрация города пытается оттянуть сроки сдачи объекта.

В пятницу, 31 марта, генподрядчик – ОАО «Метрострой» – должен окончательно сдать заказчику , ныне фигурирующий под названием «Санкт-Петербург Арена». «Диалог» вспоминает все этапы стройки, за время которой успело пойти в школу и закончить её целое поколение петербуржцев, а финансовые затраты увеличились до таких размеров, что объект вошёл в непочётный пантеон самых дорогих спортивных площадок мира.

«Самое дорогое, что у вас есть»

«Зенит-Арена»… как много в этом слове. Вспомним, что во время выступления на втором тестовом мероприятии 22 февраля нынешнего года группы «Танцы Минус» её вокалист Вячеслав Петкун рассказал со сцены анекдот: «Прилетели на Землю инопланетяне и сказали: «Земляне, отдавайте нам самое дорогое, что у вас есть». Подумали земляне, и отдали… «Зенит-Арену». Для петербуржцев пресловутый стадион стал чётким синонимом долгостроя и ямы для бюджетных средств. Два или три года назад в соцсетях пользовалась определённой популярностью «фотожаба» на тему «Питер-2050»: на фоне сверкающего небоскрёбами Приморского района пролетает футуристический самолёт, а внизу… раскинулась стройплощадка, явно далёкая от превращения в готовый объект.

На самом деле, несчастья будущего стадиона начались задолго до того, как стартовало строительство. Дело в том, что стадион имени С. М. Кирова, на месте которого решили построить новую арену, являлся памятником истории и культуры федерального значения. Но 17 августа 2006 года на нём состоялся последний футбольный матч (между «Петротрестом» и щелковским «Спартаком»), а уже в сентябре площадку вывели из эксплуатации, чтобы к середине октября того же года снести окончательно. Для этого пришлось – вопреки возражениям общественности – лишить стадион охранного статуса.



Проект нового стадиона разработал японский архитектор Кисё Курокава. До того по его проектам были построены, среди прочего, арена Oita Bank Dome в городе Оита (также с раздвижной крышей и диаметром купола 274 метра) и стадион Toyota в одноименном населённом пункте (его крыша складывается, подобно мехам аккордеона). Автор проекта не дожил не только до открытия стадиона, но и до появления сколько-нибудь значимой его части в бетоне, поскольку умер 12 октября 2007 года от острой сердечной недостаточности.

Поначалу работы шли довольно бодро: уже в 2007 году было завершено свайное поле, а летом заложили первый камень новой арены. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в марте 2009 года «Зенит» сможет сыграть первый матч на новой арене. Неосторожное заявление, потому что дальше начались странности.

Дополнительное время

Интересно, что доработанный проект стадиона был готов только в январе 2008 года, и к лету должен был получить согласование Главгосэкспертизы (соответственно, первые два года работы шли без проекта). В том же году на объекте в первый раз сменился генподрядчик – вместо компании «Авант» им стал «Трансстрой». В апреле президент ФК «Зенит» Александр Дюков заявил, что сдать стадион возможно будет в 2010 году.


фото ИА «Диалог»

2010 год наступил – и в мае гендиректор главного подрядчика, компании «Трансстрой», заявил, что объект можно будет сдать к концу 2011 года, если не возникнет новых вопросов у экспертов. Когда и этот срок наступил, сроки сдачи в очередной раз отодвинули на полтора года: дело в том, что проект опять пришлось перерабатывать в связи с изменением требований ФИФА и УЕФА.

В 2011 году, однако, стадион опять не сдали. Более того – новые изменения сроков принесла «смена караула» в Смольном. Ключевой для администрации Матвиенко проект (вероятно, Валентина Ивановна очень переживала, что не только не удалось достроить до её ухода на иной пост, но этот проект вообще очень сильно ударил по её имиджу) превратился в «чемодан без ручки» для нового губернатора Полтавченко. Речи о том, чтобы прекратить строительство (которое на тот момент было завершено не более чем на треть), конечно, не шло, но на несколько месяцев процесс затормозился из-за того, что финансирование было приостановлено — «до выяснения обстоятельств».

В 2012 году, когда на стадион уже было потрачено 14 миллиардов рублей, разгорелись новые скандалы. В сентябре, посетив объект, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался о том, что это уже не просто долгострой, а национальный позор. Чуть позже досталось и губернатору Георгию Полтавченко: в эфире телеканала 100ТВ он неосмотрительно предложил болельщикам поучаствовать в строительстве стадиона, после чего во время матча на стадионе «Петровский» удостоился кричалки: «Губернатор-жлоб, продай дачу, дострой стадион».


фото пресс-службы Смольного

Заодно объектом (а точнее, расходами на его возведение) заинтересовались контрольные органы, заявившие о первых выявленных . В дело вступил такой тяжеловес, как председатель Счётной палаты РФ : его заинтересовало то, каким образом после победы «Трансстроя» на тендере с предложением построить арену за 9 миллиардов рублей её стоимость вдруг повысили ещё на 5 миллиардов.

Незадолго до начала нового, 2013 года городские власти озвучили новые сроки сдачи стадиона: 20 октября 2015 года. Но всё тот же Степашин в мае 2013 года , в которое, по его мнению, будет завершено строительство: конец 2016 года или начало 2017-го. Тогда это казалось, во-первых, далёким будущим, а во-вторых, по-настоящему позорным результатом. В итоге, как видно с высоты марта 2017 года, осторожный прогноз главы Счётной палаты оказался правильным, несмотря на попытки городских властей (в лице тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна) делать «более лучшую» мину при плохой игре: в апреле 2014 года он заявил , что стадион должны сдать в мае 2016-го. Этого не произошло, а Оганесян в итоге лишился не только кресла, но и свободы. Тем не менее, в июле 2015 года сделал сменивший его Игорь Албин – к счастью, об этом потом не вспомнили.

Дальше работа шла более-менее по накатанной: в октябре 2013 года прошёл новый конкурс на достройку стадиона (в результате которого заниматься этим продолжил «Трансстрой»). Ещё два года процесс двигался, проценты на официальном «прогресс-баре» строительной готовности росли, хотя и как-то слишком уж постепенно: от 35 процентов в июне 2013 года к 70 процентам весной 2015-го и 80 процентам – в ноябре того же года. Но весной и летом 2016-го грянул скандал с генподрядчиком, закончившийся объявлением нового конкурса. При этом все понимали, что затягивать достройку стадиона уже нельзя, потому что это означало бы невозможность принять матчи Кубка Конфедераций и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Такого скандала не потерпел бы никто, вплоть до президента.

В итоге 27 октября на арене сыграли первый , в феврале провели «проверочные», но вполне полноценные мероприятия – и . Побывавшие на них корреспонденты «Диалога» отметили, что стадион выглядит вполне готовым. Таки дождались!

Стадион, стадион… какой стадион?

Такой же «скользящей», как и срок сдачи, оказалась, собственно, и цифра затрат на строительство стадиона. Изначально в проекте называлась цифра в 6,7 миллиарда рублей, и эти средства должен был дать «Газпром» как владелец футбольного клуба «Зенит». А дальше, опять-таки, началось странное. В апреле 2008 года прозвучала сумма в 14 миллиардов рублей. Тогда президент ФК «Зенит» Александр Дюков объяснил такое подорожание отсутствием согласования проекта с Главгосэкспертизой, а также особенностями грунта. В октябре того же года оказалось , что строить стадион будут уже за бюджетные средства, так как Смольный решил не инвестировать деньги в «Охта-Центр» (решение, как оказалось позже, было правильным, так как проект провалился, однако взамен пришлось взвалить на город обязательства по арене). Получилось как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Кофелёк, кофёлек… какой кофелёк?..» Заодно прозвучала и новая цифра: 23,7 миллиарда рублей, то есть в три с половиной раза больше изначальной.

Те, кого эта информация тогда шокировала (то есть, наверное, все горожане), вскоре поняли, что впадать в ступор им предстоит ещё не один раз. В 2010 году Главгоэкспертиза разрешила увеличить смету проекта до 33 млрд рублей, а в ноябре 2011 года – после многочисленных доработок проекта в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, предусматривавших, в частности, увеличение вместимости арены – была названа новая сумма: 40 миллиардов . В октябре 2012 года в Главгосэкспертизу внесли для согласования обновлённую смету, которая «потолстела» ещё раз: теперь – до 43,8 миллиарда (по курсу на тот момент – около $1,4 млрд, что делало стадион вторым по стоимости в мире). Наступивший двумя годами позже валютный кризис, с одной стороны, сделал рублёвые затраты менее тяжкими, а с другой – означал повышение валютных расходов ровно в той же мере, что вырос курс «зелёного».

Эту цифру затем не раз пересчитывали, поэтому к 2016 году стадион фактически «похудел» до 34,8 миллиарда рублей. Однако в июне 2016 года при корректировке бюджета к этой сумме добавили ещё 4,3 миллиарда. В итоге, как объявил уже в конце прошлого года сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов, свести смету к 41 миллиарду рублей, однако фактическая сумма всё равно оказалась выше. Каким же образом?

Как «сдать» объект, не сдавая его

В августе 2016 года на большой пресс-конференции председатель комитета по строительству Сергей Морозов за наделавшую незадолго до того много шума корректировку адресной инвестиционной программы (которая была истолкована так, что город забирает средства от строительства школ и больниц для того, чтобы доделать многострадальную арену). Заодно была объявлена новая дата окончания работ: 26 декабря. А поскольку незадолго до того на объекте сменился генподрядчик (вместо «Трансстроя», попавшего в тотальную немилость к городским властям за «уползшие» сроки завершения строительства и прочие «художества», на площадку пришёл «Метрострой»), такой оптимизм казался безумным.

Но 26 декабря, действительно, было о том, что строительные работы на «Зенит-Арене»… завершены – однако для того, чтобы стадион можно было использовать по прямому назначению, необходимы дополнительные работы, контракт на каковые и был заключён к «Метростроем». Занавес, facepalm.

«Поручение губернатора выполнено – до конца 2016 года введён в строй стадион с рабочим названием «Зенит-Арена», и у меня в руках акт ввода в эксплуатацию этого сложного, но очень важного объекта. Надеюсь, что совсем скоро культурно-спортивный стадион на Крестовском острове станет одной из точек притяжения и одним из любимых мест для жителей Санкт-Петербурга», — заявил 29 декабря вице-губернатор Игорь Албин, пребывая вместе с Полтавченко на стадионе после того, как Госстройнадзор на ввод в эксплуатацию.

Разумеется, к этой дате готовность объекта не дотягивала до вожделенных 100 процентов совсем немного. Тем не менее, городские власти заявили, что ещё три месяца (и 950 миллионов рублей) необходимы на окончательное, теперь уже совсем окончательное, доведение арены до ума – на установку и наладку оборудования, прокладку второстепенных коммуникаций и устранение новой неожиданной проблемы: вибрации выкатного поля. Затем, в начале января, с «Метростроем» ещё один «дополнительный» контракт на сумму 2 миллиарда рублей – эти деньги были необходимы на обустройство зон контроля доступа и на «приспособление арены к требованиям ФИФА». Под эту «адаптацию» можно, в принципе, подверстать всё, что угодно, но пятница, 31 марта – срок уже действительно последний из последних, потому что в третьей декаде апреля на арене должен пройти первый футбольный матч.

В итоге конечная, последняя, итоговая стоимость строительства, по оценке «Фонтанки» , составила 48 миллиардов рублей – это на 5 миллиардов больше последней официально утверждённой сметы. Часть этой суммы, впрочем, город надеется вернуть, отсудив у «Трансстроя». Удастся ли это сделать – вопрос открытый.

Быстрее, выше, дороже… ещё дороже!..

Собственно, такая стоимость не только кажется запредельной, но и обеспечивает «Зенит-Арене» место в ряду самых дорогих стадионов мира (пусть и далеко от первой тройки). По крайней мере, в абсолютных величинах. А ещё стоит учесть, что самые дорогие стадионы мира строятся, как правило, в странах со значительно более высоким показателем ВВП на душу населения – в первую очередь в США. Кроме того, значительную часть средств на их возведение вкладывают сами команды, спортивные лиги или частные инвесторы, которые затем получают, например, право присвоить объекту своё название (что мы и видим в случае трёх из указанных ниже арен). Итак — короткий экскурс в мир самых дорогих спортивных объектов планеты.


Пальма первенства принадлежит нью-йоркскому Yankee Stadium: площадка, расположенная в районе Бронкс, обошлась в 2,3 миллиарда долларов (131 миллиард рублей), из которых 1,2 миллиарда пришлось на бюджетные средства. Как и в случае с петербургским стадионом, строительство сопровождалось многочисленными скандалами – по финансовым вопросам (естественно), а также в связи с утерей территории зелёных насаждений, так как арену возвели на месте парка. В этом, правда, американцы приняли соломоново решение: в новый парк, удачно названный «Полем наследия» (Heritage Field), превратили территорию снесённого старого стадиона, так как новый объект построили не на месте прежнего, а через дорогу от него. Арену начали строить, кстати, в том же 2006 году, что и стадион на Крестовском, а завершился этот долгий и трудный процесс значительно быстрее: к апрелю 2009 года.


Более миллиарда долларов за «штуку» стоили и четыре других недавно построенных в США футбольных стадиона – MetLife под Нью-Йорком (1,6 миллиарда), AT&T в Далласе/Форт-Уэрте, Levi’s в Сан-Франциско (по 1,3 миллиарда) и U.S. Bank в Миннеаполисе (1,1 миллиарда). Эти арены, кстати, являются открытыми – без крыши. Затмить их всех обещает (по стоимости) новый Los Angeles Stadium в Калифорнии: на него предполагается потратить 2,66 миллиарда долларов… но только частных средств, которые вкладывает в проект спортивный магнат Стэнли Крёнке (ожидая, что удастся получить налоговые льготы от властей).


Сингапур, Национальный стадион (январь 2014 г.) Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Среди финалистов «ценовой гонки» – как ни странно, и Национальный стадион в Сингапуре. На нём имеется не только раздвижная кровля (благодаря которой здание имеет статус самого крупного купольного сооружения в мире с диаметром 310 метров), но и сдвигающийся первый ярус. Такое инженерное решение было применено для того, чтобы арена могла принимать не только футбольные матчи, но и крикетные, и легкоатлетические состязания. Стадион был построен за три года – после того, как в 2010 году был снесён находившийся на этом же месте предшественник – и открылся в июне 2014 года. Причём, как и в случае с петербургской ареной, не обошлось без задержки… на целых два месяца. Стоимость строительства составила 1,87 млрд сингапурских долларов (то есть 76 млрд рублей по нынешнему курсу). Нужен ли Сингапуру (фактически – городу-государству, которое никогда не блистало достижениями своей футбольной сборной) такой гигантский и баснословно дорогой объект – вопрос открытый. По крайней мере, «Город льва» может себе это позволить.


Нужно упомянуть и лондонский стадион «Уэмбли», также созданный на месте снесённой прежней арены и открытый в 2007 году. Стоимость его строительства составляет по меркам 2017 года 947 миллионов фунтов (по текущему курсу – 67,3 миллиарда рублей). Знаковый элемент его конструкции – наклонная арка, поддерживающая всю массу северной части раскрывающейся кровли и около 60 процентов массы южной половины. Другая крупная (и дорогая) новая арена в Лондоне – Олимпийский стадион, построенный специально к открытию ОИ-2012. Его строительство обошлось в 486 миллионов фунтов (£608 млн, если сделать поправку на изменения курса), и ещё 274 миллиона ушло на последующую реконструкцию для соответствия требованиям IV категории УЕФА. В сумме – около 63 миллиардов рублей.


Для сравнения: самым дорогим культурным объектом в мире (и единственным, строительство которого обошлось более чем в миллиард долларов США) является Elbphilharmonie в Гамбурге. Вот нам и разница в приоритетах…

Что в имени тебе своём

Наконец, переменчивым оказалось даже само название будущего стадиона. Рабочим его обозначением было «футбольный стадион в западной части Крестовского острова», но пока ещё не был снят вопрос о финансовом участии «Газпрома» в строительстве, городские власти всерьёз рассматривали вопрос о присвоении объекту названия «Газпром-Арена». В декабре 2009 года председатель комитета по физической культуре и спорту городского правительства Вячеслав Чазов неожиданно заявил, что именно такое название получило больше всего голосов на конкурсе. Топонимическая комиссия в ответ указала, что проводимый комитетом конкурс являлся неофициальным, тогда как в голосовании, организованном самой комиссией, название «Газпром-Арена» шансов на утверждение не имеет.

«Скорее всего, стадион будет «Крестовским» или «Приморским» - по Приморскому парку Победы, в котором он находится», - передавала тогда «Карповка» слова члена ТК Алексея Ерофеева.

Другими популярными у участников опросов на эту тему названиями стали «Петербург-Арена», «Зенит» и, как ни странно, «стадион имени Кирова». Добавим, что в феврале 2014 года фракция КПРФ в Законодательном Собрании внесла предложение о присвоении именно последнего названия строящейся площадке, однако успеха не добилась. А поскольку давно было известно, что стадион будет эксплуатировать футбольный клуб «Зенит», название «Зенит-Арена» прочно закрепилось за ним до присвоения официального имени, в том числе – в народном сознании.

В итоге, однако, ФИФА утвердила название «Санкт-Петербург Арена», под которым стадион принимал февральские мероприятия. В будущем оно может снова измениться: в ходе второго теста – то есть концерта 22 февраля – вице-премьер Виталий Мутко ФК «Зенит» «продать» имя стадиона спонсору, чтобы получать от него деньги на содержание объекта.

Итог

В конце концов, величайший петербургский долгострой современности всё-таки завершён. Для этого понадобилось потратить десять с половиной лет, сумму, сравнимую с десятой частью бюджета Петербурга за год, и не поддающееся исчислению количество нервных клеток горожан. Чего стоит одно только прошлогоднее решение о перераспределении средств АИП, истолкованное петербуржцами однозначно (и со злорадством подхваченное в иных кругах)! Промежуточным итогом стало, среди прочего, Георгия Полтавченко (сделанное в марте 2015 года, когда исход строительства стадиона был ещё далеко не определён) о намерении Смольного отказаться в перспективе от подобных «мегапроектов», требующих больших расходов бюджетных средств.

Конечный вердикт выносить пока рано: стадион ещё не вошёл в нормальную рабочую колею, не подсчитаны-пересчитаны все денежные затраты. В том, что подобные пересчёты ещё будут, сомневаться не приходится: федеральные власти в лице министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова уже заявили о необходимости аудита крупных спортивных строек, в том числе «Зенит-Арены». Это значит, что упала ещё не последняя голова того, кого признают виновным (или хотя бы крайним) в неудачах и растратах при строительстве, и не перемещён с одного счёта на другой последний рубль. Мы наблюдаем последнюю главу, но не эпилог этой долгой и поучительной истории.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»



mob_info