Преподаватель аштанга йоги. Рекомендации начинающим преподавателям йоги

Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги - серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс - и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:

1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?

Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.

2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?

Все школы разные, что прекрасно! Йога - живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты - это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.

3. Какой вы получите сертификат?

Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.

4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?

Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.

5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?

Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение - а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.

Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет !

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

К огда мы рассуждаем о травмобезопасности в йоге, то чаще всего говорим о необходимости правильно отстраивать асаны и вдумчиво выбирать комплексы для занятий дома. Занятия в студии же априори считаются безопасными: там ведь есть опытный инструктор, который всегда подскажет, поможет и поправит. В целом это, конечно, так.

Грамотный тренер – это залог того, что во время практики вы сведёте к минимуму риск травм и приблизите к максимуму полученную пользу. Однако найти опытного инструктора – дело нелёгкое. Особенно новичку, который не знает на что нужно обращать внимание и по каким критериям выбирать тренера.

Существует 5 критериев, которыми вам стоит руководствоваться при поиске преподавателя. Зная их, вы значительно облегчите процесс выбора инструктора. Давайте же разберёмся, какими качествами и навыками должен обладать инструктор, чтобы быть удостоенным звания Гуру, а от каких горе-инструкторов стоит бежать как от огня.

Каким должен быть тренер по йоге?

Тренер должен нравится вам как человек.

Казалось бы это очевидный пункт, не заслуживающий отдельного внимания. Однако, на самом деле, привлекательность инструктора – это один из основных моментов. Только если вам приятно находится в обществе этого человека, если вам интересна его манера ведения тренировки, если вам хочется задать интересующий вопрос о йоге ему, а не «Гуглу» - только тогда ваши занятия будут носить не временный характер, а станут образом жизни, способным принести массу положительных эмоций.

Положитесь на вашу интуицию. Зачастую она отлично срабатывает в вопросе: подходит нам человек или нет. Поэтому в том случае, если инструктор вызывает у вас отторжение (пусть даже ничем не объяснимое), не стоит тратить время на занятия с ним. Помните, что ваше окружение оказывает на вас влияние.

Задайте себе вопрос: «Хочу ли я стать похожим на этого человека?». Если ответ утвердительный, то вы можете заниматься с ним. Конечно, перед этим «пройдясь» по другим пунктам этой статьи, чтобы проанализировать профессионализм, знания и навыки этого преподавателя.

Тренер не должен поражать сложными асанами в группах для начинающих.

Многие могут удивиться: а как же тогда понять, что это действительно профессионал в своём деле? Профессионал не будет мотивировать новичков на выполнение того, к чему они не готовы. Он не будет показывать сложные позы, которые в группе из сорока человек кое-как выполнят двое.

Наоборот, в занятии для начинающих грамотный тренер больше времени уделит простым асанам и их технике выполнения. Ведь именно на их основе потом и будут строится все сложные элементы. И эти элементы обязательно появятся. Но только на тренировках основного или продвинутого уровня. Поэтому старайтесь найти инструктора, цель которого будет не самоутвердится за счёт восхищённых взглядов начинающих учеников, а грамотно построить тренировочный процесс.

Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений.

И без того тесная ассоциация йоги и фитнеса становится сильнее с каждым днём. Дело здесь и в активном развитии йоги, которая теперь встречается в сетке расписания каждого фитнес-центра; и в создании новых методик: фитнес-йога, yoga fit, йогалатес, йога+стрейчинг. Однако не стоит забывать, что йога – это особое направление, в котором будут неуместны многие «фишки» из фитнеса.

Здесь не подойдёт громкая, агрессивная музыка: музыкальный фон на йоге должен успокаивать, а не возбуждать. Не подойдёт требовательная манера ведения тренировка: «быстрее, выше, сильнее» - это не о йоге. Не подойдёт грубая правка силой: йога – это не гимнастика, где главной целью является достижение невероятной гибкости и умения выполнять сложные балансы. Любая правка в йоге должна быть корректной и без применения силы.

Выбирайте инструктора, который будет уважительно относится к возможностям вашего тела. В йога-классе нет место соревновательности, там должна царить атмосфера гармонии и умиротворения.

Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики.

В йоге практика асан – это не основная цель, а средство. Поэтому настоящий учитель не станет акцентировать ваше внимание только на физическом аспекте практики. Не стоит идти заниматься к преподавателю, который будет «подбадривать» вас в явно сложной для вас асане: «Давай, ты сможешь! Надо просто постараться! Эту позу могут выполнять все!». Конечно проще поддержать интерес к регулярным тренировкам, если давить на то, что до достижения сложно выполнимой, но такой желанной позы, осталось совсем чуть-чуть.

Грамотный инструктор сможет объяснить, что главное в занятиях – это не достижение внешней формы, а работа со своими внутренними процессами. И сможет поддержать интерес клиента не обещая ему гибкости Алины Кабаевой и Ван Дама, а рассказывая о других, более тонких, но не менее интересных аспектах.

Тренер должен знать противопоказания к асанам и их пользу.

Комплекс асан – это не набор абсолютно безопасных и безвредных упражнений. Поэтому нужно помнить, что идеально выполненная, но противопоказанная лично вам асана, не принесёт пользу.

Грамотный инструктор обязательно проговаривает общие противопоказания во время группового класса. Но если у вас есть какие-либо «редкие» заболевания и связанные с ними вопросы, то в ходе личной беседы профессиональный инструктор сможет обозначить запрещенные для вас упражнения и, по возможности, подобрать к ним адаптивные варианты.

Однако верно составленный комплекс асан действительно способен решить многие проблемы со здоровьем, а индивидуально подобранные пранаямы и медитации принесут ощутимую пользу на ментальном уровне. Поэтому плюсом в копилку тренера будет его умение посоветовать вам пару-тройку упражнений для домашней практики.

Подводим итоги

Найти «своего учителя» - это не единственно важный момент. Для того, чтобы занятия в студии принесли вам желаемую пользу, ознакомьтесь со статьёй Занятия йогой в студии: как защитить себя от травм? Это позволит вам заниматься правильно: вдумчиво и осознанно.

И завершении хотелось бы ещё раз вас уберечь: не тратьте время на занятия с человеком, в профессионализме которого у вас есть сомнения. Не занимайтесь с человеком, в обществе которого вам неприятно и не хочется находится. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам получить удовольствие от занятий и принесёт пользу не только на физическом, но и на ментальном уровне.

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Йогой я начала заниматься около 7 лет назад. Все когда-то начинается. Это были первые робкие шаги. Я пришла в фитнесс клуб и веселая улыбчивая девушка демонстрировала йогу на коврике. Все выполнялось больше по наитию, потому как преподаватель был занят собой и своим выполнением асан. Группа таких же страждущих людей была всего лишь приложением для этого преподавателя. И вот однажды, на замену этой девушке прислали другого преподавателя. Что это было за занятие! Оказывается, до этого я занималась, чем угодно, но не йогой. Многое перевернул во мне этот человек. Он потратил целое занятие для объяснения элементарных вещей (теперь я это поняла). Ради его занятий, мне было не лень рано проснуться и ехать в другой район, чтобы получить знания. Прошло несколько лет, и я оказалась на пути преподавателя йоги. Я задалась вопросом – «Какой должен быть настоящий преподаватель, какими качествами должен обладать?»

На мой взгляд, важно первое впечатление. От преподавателя должно излучаться спокойствие, умиротворение и внутренняя уверенность. Человек должен быть опрятным и не отпугивать своим вычурным видом людей. Помнить, что ваша энергия передается людям. И если сам находишься в беспокойном состоянии, нужно постараться настроить себя перед занятием.

Преподаватель, безусловно, должен быть профессионалом своего дела. Т.е преподаватель йоги должен уметь четко объяснять свои действия, грамотно выстраивать занятие, хорошо владеть своим телом, понимать, как выстраивать асаны. Помогать своим ученикам грамотно входить в асану. Знать показания и противопоказания, уметь на практике применять это. Все это характеризует стиль преподавания, личность преподавателя. Учитель должен уметь ориентироваться на ту категорию людей, которые пришли на его занятия. Это могут быть новички или люди с опытом изучения йоги. Ориентироваться надо на большую часть группы. Но если среди новичков есть опытные ученики, можно им давать более сложные варианты асан.

Хороший преподаватель йоги не замыкается на себе и асанах, которые он выполняет. Он всегда в группе, он ведет этих людей к познаванию и понимаю йоги. Если уже сложившаяся группа, надо стараться разнообразить занятие, с каждым разом добавлять новое, видеть рост своих учеников. Необходимо иметь обратную связь с ними. Понимать, что доставляет трудность, где сделать больше акцент на следующих занятиях.

Мне очень не нравится, когда преподаватель ставит себя на пьедестал, возвышаясь над учениками. Значит этот преподаватель заинтересован в демонстрации своих умений, а не в несении знания для учеников. Учитель должен быть внимателен, стараться обезопасить людей от травм. Постепенно, необходимо прививать своим ученикам техники пранаямы, элементы медитации. Донести до них мысль о том, что правильно освоенные асаны это еще не цель йоги!

Безусловно, преподаватель должен сам самосовершенствоваться. Нельзя, получив какое то количество знаний остановиться на месте. Свое собственное развитие и духовный рост не должны прерываться. Необходимо читать духовную литературу, изучать труды по йоге, практиковать самостоятельно (вне групп). Отказаться от вредных привычек, быть примером для своих учеников! Вот так я вижу на сегодняшний день преподавателя йоги. Я думаю, что это только начало. Более глубоко эта тема для меня откроется если я уже окажусь на месте преподавателя. С практикой придут еще новые ощущения и знания.

Студентка курса преподавателей йоги Наталия Т.



mob_info