Кто автор произведения о чем плачут лошади. — У вас спор? — удивился я

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

Любезный навеститель, благодарим тебя за столь удачный выбор, рассказ "О чем плачут лошади" Абрамов Федор однозначно стоит твоего внимания и заслуживает твоего одобрения. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. "О чем плачут лошади" Абрамов Федор читать бесплатно онлайн следовало бы родителям своим деткам, со своими комментариями и рассуждениями и родительскими назиданиями.

В сякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую — лошадиную — красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом — пыльная или несъедобная травка попалась.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус — в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.

В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.

На этот раз я не шел — бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи — обычные лошади с обычными лошадиными именами.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

«Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)

Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.

— Рыжуха, Рыжуха… Да это же я… я…

Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.

— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

Рыжуха молча продолжала плакать.

— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

— У нас тут спор один был…

— У кого — у нас?

— У нас, у лошадей.

— У вас спор? — удивился я. — О чем?

— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной… — и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

— Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву — так звали старую кобылу, — не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

— И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, — сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».

Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя — маленького, крохотного человечка.

— Скажите мне… Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами… Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?

Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.

Не знаю, сколько продолжалась для меня эта молчаливая пытка на зеленой луговине под горой, — может, минуту, может, десять минут, может, час, но я взмок с головы до ног.

Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти…

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.

Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади!

Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по не вернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

— Нету вашего Карька, — ответил мне конюх-старик. — На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как…

Карько, как я узнал дальше, свой жизненный путь закончил в самый День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день. А как? Чем? Вот и порешили пожертвовать самой старой доходягой. Короче, когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна…

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там, где земля была щедро удобрена щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел…

…Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой — сплошь одни лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня. А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

— Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

— Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться… — И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?

Я пересек пересохшее озеро, вышел на старую, сохранившуюся еще от доколхозных времен межу, которая всегда радовала меня своим буйным разнотравьем.

Но я ничего не видел сейчас.

Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…

Цели и задачи урока:

1.Обучение выразительному чтению художественного произведения;

2.Обучение анализу художественного произведения;

3.Экологическое воспитание учащихся;

4.Обучение состраданию к "братьям нашим меньшим".

Оформление урока:

1. Надписи на доске:

а) "Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник". (Загадка)

б) "Мы в ответе за тех, кого приручили..." (А.-С. Экзюпери)

2. На стендах оформленные ребятами рисунки и отзывы о прочитанных произведениях о лошадях.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Ребята, обратите внимание на загадку. О ком она? Сегодня мы с вами поговорим о лошади.

Просто "лошадь" - что это? Эти животные были одомашнены 5000 лет назад. Предками современных лошадей являются тарпаны, появившиеся в 3 веке до н.э. Это было второе по счету одомашненное животное после собаки. Издавна лошади выполняли разнообразную работу: перевозку почты и пассажиров, военные походы и рыцарские турниры, конноспортивные состязания и пахоту... Во все времена были лошади- аристократы и лошади- плебеи. Особая роль отводилась лошади на Руси - крестьянской стране. В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" приводит около 200 пословиц и поговорок, связанных с лошадью. Для русского народа лошадь была кормилицей (потеря кормильца часто была равносильна смерти). Не гордые и пылкие, а тихие и работящие, часто не досыта накормленные, но всегда безропотно работающие, даже до полного изнеможения, лошади стали символом крестьянской Руси.

В седьмом классе мы уже читали произведение о лошади. Какое?

(В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"). Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение.

Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь".
Может быть -
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Почему упавшая, плачущая лошадь в конце стихотворения "хвостом помахивала", была "довольная". (Ей посочувствовали, поддержали морально).

Еще одно замечательное стихотворение Б. Слуцкого "Лошади в океане". (Читает наизусть подготовленный ученик).

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" по-русски значит "Слава", -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: "Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними").

П. Ф. А. Абрамов - русский писатель (1920-1983 гг.). Главное его произведение - тетралогия "Пряслины", но было им написано еще много рассказов и повестей. В основном, он писал о проблемах деревни, о человеке - труженике. Сегодня мы читаем его рассказ "О чем плачут лошади". (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях 7 класс, часть П. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва: "Просвещение", 2005 год).

Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.

III. Обсуждение прочитанного.

Словарная работа: Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.)

Беседа по вопросам:

  • О чем и о ком этот рассказ? {об отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек приручил лошадь - он за нее в ответе.)
  • Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? {Конюх Миколка спустя рукава; старушонки, бабы сопереживают лошадям; главный герой с особым вниманием).
  • Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему? {Рыжуха; зачитывается описание ее: "А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.")
  • Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?
  • Докажите, что он понимал и любил этих животных. {Он их кормит, ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту, и я мог не минутами, а часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом - пыльная или несъедобная травка попалась". Рассказ автора о Карьке: "Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то как солнце освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по невернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

Нету вашего Карька,- ответил мне конюх-старик.- На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как...

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Россохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там где земля была щедро удобрена перегнившей щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел...")

Хотя конюх Миколка безответственно относился к животным, но от голода и гнуса они не плакали. Почему же заплакала Рыжуха? О чем ей пела Забава? (Не только песни вызвали слезы Рыжухи, но и злость ее товарок и товарищей).

Права ли была Забава? Докажите. (Да, права: лошадь раньше переживала более счастливые времена, ее холили, жалели, "скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба": "Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба - мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало - и своих и заморских, ан нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни - чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами,- преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы - услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой 2 , коню молился... И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Все - конь, все - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толкались, митинговали с утра до ночи - так выясняли свои отношения. Сбил у воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.")

  • Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
  • Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать? (Анализ эпизода. " А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке. "Модные джинсы", "разудалая бесшабашность", "развязнаяпоходка", пошлые словечки...). Цивилизация?! Не за ней ли кроется предательство? Главный герой "обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...".

  • В чем именно? (Не разделил их заботы; посочувствовать - значит помочь, но легче прикинуться равнодушным "стилягой").
  • Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? (Нарушена связь человека и природы).
  • Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем нам?

IV. Заключительное слово учителя.

1. Село... Лошадь... 60-е годы - гужевой транспорт. 80-е гг. - конеферма, плуг обрабатывал землю. Есть ли лошадь сейчас? Огромные деньги тратятся на "декоративных" собак и кошек - выставки, прически, массаж, еда. Но нет денег, чтобы сохранить того, кто нам преданно служил тысячи лет. Исчезла лошадь, уменьшается поголовье рогатого скота... Что нас ожидает дальше?

2. Надпись на обратной стороне доски:

Жизнь человека на Земле
прочно и навсегда
связана с животными -
с птицами,
насекомыми и зверями...
Человек
очень силен
и очень мудр.
Поэтому он должен быть
очень добр, благороден
и разумен
в своих отношениях
с животными.

О чём это? Как по-другому об этом сказал А.-С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)

V. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: "Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади"?"

Рассказ Ф. А. Абрамова “О чем плачут лошади” во многом автобиографичен. Автор размышляет о своем крестьянском детстве, вспоминая мир лошадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.
В образе главного персонажа писатель описал свою любимицу – лошадь Рыжуху, которая “выгодно выделялась среди своих сородичей”. Несмотря на сбитую спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха “сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости”. Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобылы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Именно поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуальность, превратившись в орудие для достижения собственнических целей человека. Но однажды герой увидел слезы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда “лошадей жалели и берегли пуще всего на свете”. Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормилицей в семье, поэтому ее берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, “выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили”. Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокровищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, поэтому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.
В образе Рыжухи писателем дана непохожая на остальных, особая лошадь, которая стремится выжить, несмотря на нечеловеческие условия существования. Но люди глухи, поэтому вопрос Рыжухи о лучших для лошадей временах так и остался без ответа.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Федор Александрович Абрамов – автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов – главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит Read More ......
  2. В рассказе “О чем плачут лошади” Ф. Абрамов от имени рассказчика описывает свои впечатления от общения с лошадьми. Рассказчик очень дружен с этими животными, всегда разговаривает с ними, угощает хлебом. Особенно нравится ему лошадь Рыжуха. Она, также как и остальные, Read More ......
  3. Я очень люблю читать рассказы о животных. На мой взгляд, их авторы хотят обратить внимание читателей на проблему равнодушия и бездуховности, напомнить, что человек – далеко не единственный обитатель планеты Земля, возбудить интерес к братьям нашим меньшим, которые так часто Read More ......
  4. Ни одного человека, даже если у него совсем нет друзей, нельзя считать абсолютно одиноким, потому что его жизнь проходит среди других людей, тесно связана с жизнью окружающего его мира. Поэтому и каждое наше слово, поступок оказывают самое непосредственное влияние на Read More ......
  5. Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, Read More ......
  6. Тема живой природы нашла свое многогранное отражение во многих произведениях известного советского писателя Абрамова. Например, в рассказе “О чем плачут лошади” автор делится воспоминаниями о жизни в деревне, мире пахучих трав и добрых, умных животных – лошадей. Автор очень любил Read More ......
  7. Замечательный рассказ “О чем плачут лошади” написан одним из самых талантливых и известных писателей советского периода Федором Александровичем Абрамовым. Главный герой рассказа – деревенский житель, человек с добрым и чутким сердцем. Признаваясь нам в своей любви к лошадям, он не Read More ......
  8. Недавно я прочитала рассказ Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Трудно передать то впечатление, которое произвело на меня это произведение. Здесь чувствуется нежная, трепетная любовь автора к родной природе, к миру “пахучих трав, стрекоз и бабочек”, а в особенности Read More ......
Образ лошади (по рассказу Абрамова “О чем плачут лошади”)

Год издания рассказа: 1973

Рассказ «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Произведение является примером «деревенской прозы», как и многие другие работы автора. В рассказе Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать можем о проблеме отношения людей к животным в послевоенные времена.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» краткое содержание

Главный герой рассказа «О чем плачут лошади» описывает нам чувства, которые он испытывает, когда попадает на луг. Его завораживают местные пейзажи, он как будто возвращается в свое детство. Часто, спускаясь на луг, мужчина брал с собой немного хлеба, чтобы покормить лошадей.

К лошадям герой испытывал любовь и жалость. Жалел он их, поскольку конюх Миколка много пил и как главный герой обижал лошадей. Мог не накормить, не помыть их, не налить воды. Зная это, многие жители села подкармливали и допаивали лошадей, старались всячески за ними ухаживать.

Далее в рассказе «О чем плачут лошади» краткое содержание следует сказать, что, когда главный герой увидел свою любимую лошадь Рыжуху, он побежал на луг. Это была лошадь четырех-пяти лет, но уже имела множество проблем со спиной. Тем не менее на фоне других лошадей она выделялась. Несколько недель Рыжуха провела на сенокосе и теперь выглядела очень грустной. Когда мужчина подошел поближе, он увидел, что лошадь плачет. Он спросил, что с ней случилось, из-за чего она такая грустная? Рыжуха ответила, что у нее с другими лошадьми завязался спор. Никто не верил ей, когда она рассказывала, что раньше люди любили лошадей и дорожили ими. Это она узнала на сенокосе от одной старой кобылы по имени Забава, которой в свою очередь об этом рассказала её мама. Забава часто пела песни о счастливой жизни лошадей, но, когда Рыжуха спела эти песни сегодня на лугу, ей никто не поверил. Тогда лошадь спросила у мужчины, действительно ли были такие времена, которые ей описала старая кобыла?

После в рассказе Абрамов «О чем плачут лошади» читать можем о том, как мужчина задумался и стал вспоминать, что в его детстве люди относились к лошадям, как к сокровищу. Иногда люди последний кусок хлеба в доме отдавали своей лошади, поскольку считали их своими кормильцами. Этих животных водили на водопой, вычесывали, по ночам люди вставали проверять, как там их лошадка. Поскольку понимали, что без нее никуда и не выбраться из села и не погулять на праздники.

Первой игрушкой у ребенка в деревне был деревянный конь. Детские сказки не могли обойтись без этого животного, да и у каждого на крыльце висела подкова на удачу. Когда появились колхозы, много споров разворачивалось вокруг лошадей.

В семье главного героя тоже был конь. Его звали Карько. Когда мужчина в 1947 году после войны вернулся в село, сразу же стал расспрашивать всех о коне. Позже он узнал, что для того, чтобы отметить День Победы, люди решили пожертвовать самой старой лошадью и скинули на Карька тяжелые бревна. Главный герой пытался найти останки своего коня, но безрезультатно.

Задумался он об этом и не нашел, что ответить лошадям. Мужчина раздал им по куску хлеба и ушел. Он ждал, что лошади примутся есть хлеб, но они просто стояли и смотрели ему вслед. Главному герою стало стыдно за свое молчание. Он понял, что это было своего рода предательством по отношению к Рыжухе, которая так ему доверяла.

Рассказ «О чем плачут лошади» на сайте Топ книг

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать настолько популярно, что он представлен среди . Такой популярности рассказ во многом обязан его наличию в школьной программе. Тем не менее это обеспечит попадание этого произведения Абрамова и в наши последующие .



mob_info