Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна? Правила выполнения артикуляционный гимнастики

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Для чего она нужна?

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чѐтко и красиво. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

По проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.


Детский логопед. Я рассказываю, как любое занятие направить на развитие речи вашего ребенка. Сегодня мы рассмотрим период развития речи от 1 года до 2 лет.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука.

Почему стоит заниматься артикуляционной гимнастикой?

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов: логопедов, дефектологов.

Дети, со сложными нарушениями звука произношения, смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнём заниматься Логопед: их мышцы будут уже подготовлены к постановке звука.

Артикуляционная гимнастика очень полезна, даже детям с правильным, но вялым звуко произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”. Так же надо понимать, что чёткое произношение звуков является основой задачей при обучении письму на начальном этапе, поэтому детям необходимо артикуляционная гимнастика.

Занятий артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Какие бывают упражнения?

Упражнения бывают статические и динамические. Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка.

Динамические -это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губы, языка.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься 2-ух лет, но стоит знать какую цель Вы преследуете. С помощью артикуляционной ганские можно поставить определенный звук, так же можно улучшить дикцию целом. Для определенного звука есть своя артикуляционная поза, а гимнастика помогает нам выработать эту правильную позицию. Про звуки мыс Вами обязательно поговорим, но чуть позже.

Существует множество пособий, книг, специальных тетрадок для отработки артикуляционной гимнастики.

Но прежде чем заниматься самостоятельно, лучше сходить на прием к логопеду, чтобы он показал Вам, как правильно нужно заниматься. Какие упражнения нужно использовать именно Вам. Это очень важно, так как некоторые упражнения мы не используем в определенный возраст. А затем Вы уже самостоятельно, по рекомендации логопеда, сможете заниматься дома.

С чего начать артикуляционная гимнастику?

Если вы уже все знаете, все прочитали и рветесь в бой, то вам помогут некоторые правила по выполнению упражнений.

Сначала необходимо познакомьте ребёнка с зеркалом и отражением в нем. Посматрите вместе с ребёнком на его губы, зубы и язык. Существует множество интересных сказок, которыми можно занять ребёнка в момент артикуляционный гимнастикой.

Правила выполнения артикуляционный гимнастики

Артикуляционная гимнастика должны выполняться не более 15 минут в день, обычно это 7-10.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед едой или спустя час-полтора после.

Артикуляционная гимнастика проводится только в игровой форме и перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контакт. (Если ребёнок не хочет заниматься перед маленьким зеркалом, доставьте ему радость и сядьте на пол перед большим зеркальным шкафом, где ему будет видно все его лицо,игрушки, которые сидят рядом, его руки и вас в том числе).

Артикуляционная гимнастика это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.


Список использованной литературы:

1. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Т. А. Куликовская - Москва, ГНОМ и Д, 2007 г.- 64 с.

2. Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко - Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 92 с.

3. Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.

4. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук - Москва, Литера, 2007 г.- 64 с.

5. Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова - Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 176 с.


Областное государственное автономное общеобразовательно учреждение

«Центр образования «Ступени»

«Для чего нужна

артикуляционная гимнастика»


Биробиджан, 2014

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

2. Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Взрослый показывает выполнение упражнения.

7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.


Упражнения для губ

1."Улыбка" - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2."Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3."Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4."Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5."Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка

1.«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 2. 2. «Чашечка» - Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3.«Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5.«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 6. «Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

7.«Почистить зубы» - Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Тонких Татьяна Александровна
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика .

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз-витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой ?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке» ). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например : что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются : движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Футбол» , «Орешки»

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

«Горка» , «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать) .

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет. Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕАЛОГИЯ И КОМУ ОНА НУЖ А. Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных.

Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику? Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков.

Консультация для родителей «Для чего же нужна музыка в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель Беляева Е. Е. Для чего же нужна музыка в детском саду. Все начинается с детства, в том.

Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика? Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Консультация для родителей Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности.

Шпакова Анна Викторовна - Учитель - Логопед

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.



mob_info