Кинестетические ощущения, их основные свойства и формы. Статические ощущения, их основные качества

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и С закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени:

«Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным,то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени».

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами, и особой афферентной системой.



БОЛЬ

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.

Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные. В среднем, по данным М. Фрея, на 1 см 2 приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи, таким образом, должно иметься около 900 тысяч болевых точек - больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.

Экспериментальные исследования дают основание считать, что распределение болевых точек является динамическим, подвижным и что болевые ощущения - результат определенной, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя.

Согласно теории Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А. Гольдшейдер и А. Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признает единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Гуморальные факторы повышают болевую чувствительность. Влияние этих гуморальных факторов, а также и вегетативных, вскрывают исследования Л. А. Орбели. По данным его исследований, боль - это сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер ощущений. Недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли. Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия или страдания.

Боль, далее, относительно плохо, неточно локализуется, она часто носит иррадиирующий, размытый характер. Хорошо известно, как часто, например, при зубной боли и при болезненности внутренних органов пациенты допускают ошибки в локализации источника болевых ощущений.

В психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают ее лишь как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определенных сенсорных аппаратов. Есть, таким образом, основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль вместе с тем - это яркое проявление единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключать в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге проявляется лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении, в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания - дифференциации и локализации болевого раздражения.

Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения (в силу которого Г. Хэд относил болевую чувствительность к низшей, протопатической) оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, - представлений, направленности мыслей и т. д. Так, преувеличенное представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Об этом свидетельствуют наблюдения как в житейских, так и в экспериментальных ситуациях. Это воздействие представлений явно зависит от личностных особенностей: у людей боязливых, нетерпеливых, невыносливых оно будет особенно велико.

В жизни приходится часто наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся совершенно нестерпимыми, и наряду с этим - как человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересный и важный для него разговор, занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая ее чувствовать. Болевая чувствительность, очевидно, тоже поддается корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут как бы то «гиперэстезировать», то «анестезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшую боль, находили в себе силу не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.

Статические ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат - преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта - вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела - кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал - очень удачно - мышечное чувство «тёмным».]Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - всё это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Кожная чувствительность

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих четырёх видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами и особой афферентной системой.

Анатомический анализ показывает, что на поверхности кожи имеется множество различных периферических рецепторных образований различной формы, как-то: тельца Мейснера, Пачинни, Руффини, колбочки Краузе и др. Предполагают, что пачинниевы тельца раздражаются прикосновением (давлением); колбочки Краузе - температурными изменениями (холод); мейснеровы тельца, имеющиеся только у человека и обезьян, по одним предположениям являются непосредственно рецепторами поверхностного прикосновения, по другим - лишь сенсибилизаторами, повышающими чувствительность к слабым давлениям в участках, лишённых волос.

Приходится констатировать, что действительно точной связи между видами кожной чувствительности, различными по качеству действующих на них раздражителей и возникающих в результате этого воздействия ощущений, с одной стороны, и определёнными периферическими аппаратами - с другой, установить пока не удалось.

Разнообразие воспринимающих нервных аппаратов на периферии продолжается таким же, если не бОльшим, разнообразием проводящих нервных путей, несущих чувствительность от периферии к центру. Нервный ствол, составляющий тот или иной периферический нерв, содержит чувствующие и двигательные нервные волокна, идущие к эффекторному аппарату. Перед спинным мозгом чувствующие и двигательные волокна разделяются; все двигательные волокна составляют переднюю пару корешков спинного мозга, а чувствующие - пару задних корешков. Передние корешки выходят из спинного мозга, беря своё начало в двигательных клетках передних рогов спинного мозга, и идут на периферию, составляя общий нервный ствол с чувствующими волокнами; чувствующие же волокна берут своё начало от вышепереименованных концевых чувствующих аппаратов и идут к спинному мозгу, проходят через задний спинномозговой узел. В этом спинномозговом узле чувствующие волокна, идущие с периферии, имеют как бы первую переключательную подстанцию, от которой начинаются новые чувствующие системы, составляющие задние корешки и вступающие в спинной мозг через задние столбы спинного мозга. При этом одни чувствующие волокна вступают в заднюю треть спинного мозга и образуют голлевский и бурдаховский пути (по имени авторов, их описавших); входя в спинной мозг, они делятся на восходящие и нисходящие ветви, которые дают коллатерали к различным нервным клеткам спинного мозга. Нисходящие волокна обычно оканчиваются в том же сегменте, а восходящие поднимаются до продолговатого мозга, где они заканчиваются в ядрах, от которых идут нейроны второго порядка до зрительного бугра.

Пути Голля и Бурдаха проводят с периферии к центру глубокую чувствительность, т. е. мышечное и вибрационное чувство и чувство прикосновения (тактильное).

Помимо этих путей, в боковых столбах спинного мозга залегают следующие проводящие системы: пучок Флексига, или прямой мозжечковый путь, который берёт начало от клеток кларковских столбов и на своей стороне идёт по всему длиннику спинного мозга и вступает в мозжечок. Пучок Флексига совместно с пучком Говерса обеспечивает всю сигнализацию к органу равновесия о статико-динамическом положении организма во внешней среде.

От нервных клеток задних рогов спинного мозга берёт начало ещё один путь, весьма важный в функциональном отношении. Начинаясь от клеток задних рогов, являющихся как бы второй переключательной подстанцией, и проходя вдоль спинного мозга и ствола, он вступает в зрительный бугор. Этот спинно-таламический путь передаёт с периферии болевую и температурную (холод и тепло) и отчасти тактильную чувствительность.

Электрофизиологический анализ рецепторных систем кожной чувствительности (Эдриан) установил, что импульс, возникающий при нанесении тактильного раздражения, отличается большой частотой (до 200 м в сек.), быстрой проводимостью (до 80 м в сек.) и быстрым наступлением адаптации к раздражителю. Термические раздражения (холод, тепло) и средней силы давление рождают импульсы меньшей частоты и более медленного проведения. Раздражения же болевые рождают медленные импульсы (с частотой максимально 40 м в сек.) и с медленной проводимостью (порядка от 0,5 до 10 м ).

А) Боль

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует опасность для организма, являясь симптомом патологических процессов, которым он подвергается.

Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные. В среднем, по данным М. Фрея, на 1 кв. см приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи, таким образом, должно иметься около 900 тысяч болевых точек - больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.

Новейшие экспериментальные исследования дают основание считать, что распределение болевых точек является динамическим, подвижным и что болевые ощущения являются результатом определённой, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя (Nafe).

Согласно господствующей теории М. Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А. Гольдшейдер и А. Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признаёт единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Гуморальные факторы повышают болевую чувствительность. Влияние этих гуморальных факторов, а также и вегетативных вскрывают исследования Л. А. Орбели. [Л. А. Орбели, Боль и её физиологические эффекты, «Физиологический журнал СССР», т. XXI, вып. 5-6, М. 1936 (доклад «Труды XV Международного физиологического конгресса»).] По данным его исследований, боль представляется как сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер болевых ощущений. Недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли. Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия или страдания.

Боль, далее, относительно плохо, неточно локализируется, она часто носит иррадиирующий, разлитой характер. Хорошо известно, как часто, например, при зубной боли и при болезненности внутренних органов больные допускают ошибки в локализации источника своих болевых ощущений.

В психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают её лишь как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определённых сенсорных аппаратов. Есть, таким образом, основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль является вместе с тем ярким проявлением единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключать в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге выступает лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания - дифференциации и локализации болевого раздражения.

Вследствие относительно всё же разлитого, нечётко очерченного характера болевого ощущения (в силу которого Г. Хэд относил болевую чувствительность к низшей протопатической чувствительности) оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, - представлений, направленности мыслей и т. д. Так, преувеличенное представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Об этом свидетельствуют наблюдения как в житейских, так и в экспериментальных ситуациях. [З. М. Беркенблит, Динамика болевых ощущений и представления о боли, «Труды Государственного института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева», под ред. В. П. Осипова, т. XIII, 1940. А. Н. Давыдова, К психологическому исследованию боли (там же).] Это воздействие представлений явно зависит от личностных особенностей: у людей боязливых, малодушных, невыносливых она будет особенно велика.

В жизни приходится часто наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся, по-видимому, совершенно нестерпимыми, и наряду с этим - как человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересный и важный для него разговор, занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая её чувствовать. Болевая чувствительность, очевидно, тоже поддаётся корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут, по-видимому, как бы то «гиперэстезировать», то «анэстезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшие муки, находили в себе силу не поддаваться им, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.

Б) Температурные ощущения

Температурная (термическая) чувствительность даёт нам ощущения тепла и холода. Температурная чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела.

Поддерживаемое посредством этой рефлекторной теплорегуляции относительное постоянство внутренней температуры тела, появляющееся на эволюционной лестнице у птиц и млекопитающих, является крупным по своему биологическому значению приобретением, обеспечивающим относительную независимость по отношению к температурным изменениям окружающей среды.

Традиционная классическая физиология органов чувств (основы которой заложили М. Бликс и М. Фрей) рассматривает чувствительность к теплу ихолоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты. Анатомическими органами ощущения холода считают колбы Краузе, а тепла - руффиниевы тельца. Однако это лишь гипотеза.

При раздражении холодовых точек неадекватным раздражителем, например горячим остриём, они дают холодовое ощущение. Это так называемое «парадоксальное ощущение холода». Недавно в лаборатории К. М. Быкова было получено (А. А. Роговым) и парадоксальное ощущение тепла от холодового раздражителя.

Некоторые авторы полагают, что ощущение горячего является следствием сложного взаимоотношения между одновременным ощущением тепла и холода, ввиду того что на местах, где отсутствуют точки холода, горячие предметы вызывают только ощущение тепла (а иногда ещё боли), но никакого ощущения жара; наоборот, там, где отсутствуют точки тепла, ощущение сильного теплового раздражения даёт только ощущение холода. Традиционная концепция фиксированных чувствующих точек, на которой строится обычно учение об ощущениях тепла и холода (и о всей кожной чувствительности), подверглась в последнее время серьёзной экспериментальной критике. Данные новейших исследований говорят в пользу того, что не существует раз и навсегда твёрдо фиксированных отдельных точек тепла и холода (а также давления и боли), поскольку, как оказалось, количество этих точек изменяется в зависимости от интенсивности раздражителя. Этим объясняется тот факт, что различные исследования находят различное количество чувствительных точек на тех же участках кожи. Оказалось далее, что в зависимости от интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающегося ощущения: ощущение тепла сменяется ощущением боли, ощущение давления переходит в ощущение тепла и т. д. (Nafe).

Кинестетическое чувство называется также чувством суставов и мускулов, как глубинное чувство,
так как чувствительные клетки локализованы глубоко внутри тканей по контрасту с чувствительными клетками, дающими сигналы осязанию.

"Кинестезия" - слово греческого происхождения, означающее "чувство движения".

Человек может чувствовать, например, согнута или выпрямлена у него рука или же нога, не глядя на нее. Если бы у нас не было кинестетического чувства, то мы бы двигались медленно и неуклюже, постоянно должны были бы проверять правильность наших движений.

Когда ребенок обучается чему-то новому, например, держать теннисную ракетку или карабкаться на дерево, взрослые либо говорят ему, что делать, либо демонстрируют с помощью своих собственных движений.

Пока ребенок тренируется, все его движения и позы являются осознанными, так как он вынужден думать о том, что он делает. Движения становятся автоматическими при их повторении и ребенку больше не нужно думать о том, как ездить на велосипеде, плавать или бить по мячу.
У кинестетического чувства хорошая "память" и, после того как какие-то навыки приобретены, ощущение движений продолжает оставаться.

Наше кинестетическое чувство может также "помнить", насколько тяжелым является какой-то предмет и, в связи с этим, соответственно адаптировать мускульную силу.
Для многих людей легче запоминать вещи кинестетически, чем интеллектуально, например коды открывания дверей, коды автоматических банкоматов, комбинации замков, игру на пианино, печатание на машинке и т.п.
Такие навыки находятся на "кончиках пальцев" людей, а не в их интеллектуальной памяти.

Кинестетическое мускульное чувство и чувство суставов стали очень существенными для школьной работы благодаря Рудольфу Лабану (родился в 1879г.) - учителю движения и хореографу в Германии и Англии.
По Лабану, ребенок с замедленным моторным развитием должен научиться вначале узнавать свое тело, чтобы быть в состоянии хорошо им управлять. Финальной стадией для ребенка является обучение тому, как двигаться ритмично, не думая о том, как ему это нужно делать.

Эти принципы основываются на обучении ребенка следующему:

Что именно движется, какие части тела;

Где в пространстве и на какой высоте происходит движение;

Как выполняется движение, с какой силой, с какой скоростью.

Можно сказать, что Рудольф Лабан разработал "педагогическую гимнастику", в которой осознание своего тела является самым главным требованием. Эти идеи принесли пользу многим преподавателям гимнастики. Сегодня важность развития деятельности для обучения другим навыкам понимается более широко, и дети с различными затруднениями развития часто занимаются в школах специальными гимнастическими упражнениями.

Чувство суставов и мускулов связано также с:

Знанием человеком того, как выглядит и ощущается его тело;

Знанием того, как называются различные части тела;

Осознанием разницы между напряжением и расслаблением (релаксацией);

Способностью чувствовать различный вес разнообразных предметов;

Ощущением того, как может двигаться тело;

Пониманием и осознанием различных направлений;

Пониманием времени;

Ориентировкой в пространстве;

Ощущением того, что у тела две половины;

Наличием доминирующей половины тела.

Восприятие тела.

Развитие кинестетического восприятия ребенка должно основываться на восприятии им своего тела. Для того чтобы побольше узнать о том, как ребенок воспринимает тело, нужно попросить его нарисовать человека.
Ребенок рисует только то, что он знает, и такие рисунки показывают, приобрел ли ребенок знание о какой-то конкретной части тела.
Кто-то из детей, возможно, нарисует огромные, явно диспропорциональные уши, в то время как другой ребенок нарисует огромные зубы и т.д. Дети рисуют для того, чтобы показать свой собственный опыт, как положительный, так и отрицательный. Поэтому, взрослые должны позволить им с самого раннего детства пользоваться цветными карандашами и бумагой.

Начиная с 18-месячного возраста, ребенок видит, что он может нарисовать линию. Это порождает в нем желание пытаться рисовать каракули на всем, что ему подворачивается под руку. От простого рисования линий ребенок переходит к рисованию окружностей. Постепенно окружности становятся рисунками, возможно, человека. Ребенок рисует руки и ноги как палочки. Такую фигуру называют "цефалоподом".
К 5-летнему возрасту большинство детей рисуют более подробно и с помощью своих рисунков рассказывают истории. Рисунок может, таким образом, дать представление об уровне языкового развития ребенка.

Восприятие направления

Перед тем как ребенок научится читать или писать, его нужно выучить направлению чтения.
Ему также необходимо обладать некоторым восприятием направления, чтобы быть в состоянии различать буквы А и Б и ориентироваться в помещении, на улице или при движении.

Восприятие пространства

Такое восприятие необходимо для того чтобы уметь ориентироваться.

Дети часто пытаются самостоятельно исправлять свои недостатки. Если мы будем к ним внимательны, то нам удастся выяснить, в какой именно помощи они нуждаются, и предоставить им эффективные средства. У трехлетнего Толи, например, было плохое восприятие тела и плохое чувство равновесия. Он постоянно хотел носить тяжести и все время переносил все тяжелые вещи, которые только мог найти. Мы дали ему тележку, которую он не мог перевернуть и которую он мог наполнить тяжелыми предметами и толкать. Ему также разрешили "строить", используя тяжелые материалы, и, так как он жил возле леса, ему разрешили подолгу находиться на улице и играть, "сражаясь" с природой.

Оптимальная возможность для занятий по улучшению восприятия тела ребенком - это игры, позволяющие ребенку узнать свое тело, например, бросать друг другу мяч, указывать на какую-либо часть тела и спрашивать, как она называется. Ребенок ощущает часть своего тела, когда до нее дотрагиваются.
Когда ощущение мускулов и суставов не срабатывает, ребенок испытывает затруднения с ощущением напряжения и релаксации. Такому ребенку также может быть трудно хлопать в ладоши и шагать.

В средней группе раз в неделю мы проводили специальные занятия по пению и движению.
Пятилетняя Лиза очень сильно огорчалась, когда мы пели песни, в которых надо было одновременно хлопать в ладоши. Ее движения были чересчур резкими, отрывистыми и нескоординированными, и мы видели, что она страдает от того, что не может вовремя хлопать в ладоши.
Мы начали учить ее, как нужно делать это сознательно. Рядом с ней садился взрослый, полуобняв ее, взяв ее руки в свои так, что они могли выполнять движения вместе. Хотя она вначале делала это неохотно, но затем, когда она заметила, что может справиться с хлопаньем в ладоши, то решила принимать участие во всех наших занятиях по пению и движению.

Давая ребенку возможность ощутить конкретное движение через движение взрослого, мы помогаем ему почувствовать, каким должно быть это движение.

Детей можно научить в очень раннем возрасте, помогая им хлопать в ладоши, петь песни с движениями, позволяя им сидеть у кого-нибудь на коленях и ощущать, как мы отбиваем ритм или хлопаем в ладоши. Детям может также принести пользу игра в "переноску" нетяжелых предметов, так как это помогает развивать чувство мускулов и суставов.

Ребенку нужно использовать подражание, чтобы он мог научиться чему-либо. "Подражать" - означает делать движения, принимать позы и воспроизводить звуки, аналогичные тем, которые делает другой человек. Копирование звуков является началом языкового развития. Ребенок узнает, как выглядит и функционирует его тело. Он узнает, как понимать различные положения в пространстве и различные направления. Он учится узнавать чувства и других людей.

Когда ребенок учится подражать, он учится копировать: делать какие-то вещи, подобные тому, что он видит, рисовать, строить что-то из кубиков особым способом, поворачивать свои руки так же, как кто-то другой. Используя чувство мускулов и суставов, ребенок может учиться движениям. Он "чувствует", как это должно происходить с его телом. Ребенку нужно вначале научиться копировать что-то с помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать в школе цифры и буквы.

Способность к подражанию зависит от того, как функционирует чувство мускулов и суставов. Способность к подражанию, в свою очередь, важна для способности копировать, которая, в конечном счете, необходима для обучения. Трудные движения не могут хорошо выполняться, если не функцио­ нируют кинестетическое восприятие, чувство мускулов и суставов. Можно сказать, что чувство мускулов и суставов явля ется базисом для моторного/перцептуального развития.

Можно ли компенсировать плохую кинестетику?
Да, при помощи зрения и интеллекта человек может понять, как функционирует какой-либо объект и как следует пользоваться руками, чтобы сделать то, что он намеревается сделать.
Однако, при этом движения никогда не становятся такими простыми и очевидными, как в том случае, когда чувство мускулов и суставов предоставляет мозгу правильную информацию.

Названия частей тела, которые ребенку нужно знать:

Голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы.

Шея, затылок, грудь, спина, плечо, рука, локоть.

Кисть, пальцы, ноготь.

Нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, щека, лоб, живот, попа (или какое-нибудь другое выражение, которое использует ребенок)

Когда ребенок выучил эти названия, он может выучить названия различных пальцев руки, а также большого и маленьких пальцев ноги.

Несколько более трудные части тела:

Бровь, веко, ресницы, подбородок, губы.

Корпус, бедро, пупок, запястье, ладонь.

Подмышка, бедро (ляжка), голень, лодыжка, подошва.

Еще более абстрактные термины:

Сердце, легкие, система кровообращения, зрачок.

Мозг, ребро, коленный сустав, горло.

Скелет, вены, голеностопный сустав, небо.

Игра с пальцами.

Игра в мяч.

Игра с воздушными шарами.

Сортировка различных тяжелых предметов.

Качание на качелях.

Игры, в которых нужно идти вперед, назад и в сторону.

Ходьба перед или позади кого-нибудь.

Таскание предметов вверх и вниз.

Танцы вблизи и вдали от партнера.

Прыжки высоко и низко.

Прыжки далеко и близко.

Перетягивание каната.

Изображение в воздухе различных предметов (моделирование).

Обведение контуров друг друга на бумаге, обведение ладони и стопы.

Рисование толстых/тонких линий.

Рисование толстым куском мела/тонким карандашом.

Расслабление и прослушивание музыки.

Размещение предметов в одном и том же направлении (тренирует чувство направления).

Игра в лошадей, которые бегают, и в собак, которые ходят.

Быстрое/медленное сворачивание калачиком.

Ходьба, как это делают тяжелые тролли, танцы, как это делают легкие эльфы.

Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка.

Имитация различных животных путем движения.

Различные прыжки и различные ритмичные движения.

Работа с глиной, тестом.

Движение под музыку.

Разрезание чего-либо.

Прыжки на батуте.

Пение песен с движениями.

Набирание песка в различные по размеру ведерки, чтобы почувствовать различный вес.

Игра в статуи/качели (взявшись за руки вращают по кругу один другого и затем остаются в том положении, в котором приземлились).

Игра в "Сделай это, сделай то" ().

"Делай, как я" (это эффективная игра, например, для того, чтобы вся группа держалась вместе, когда вы, например, возвращаетесь с пикника или экскурсии. Помните, что движение нужно выполнять до тех пор, пока все дети в состоянии их делать).

Катание тачки (с одним колесом). Тренирует силу, равно весие, баланс.

Пролезание в танце под канатом, который постепенно опускается до земли.

Помните, что нужно также работать в направлении "по диагонали" через комнату для тренировки ритма и движения.

Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Кинестетические ощущения - ощущения отдельных частей тела, вызываемые возбуждениями, поступающими от про-приорецепторов, расположенных в суставах, связках, мышцах. Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним стимулом, сама является источником ощущений (И.М.Сеченов).

Как отмечает Б.Г.Ананьев, проблема мышечно-суставных ощущений имеет исключительное значение для психологии человека.

Трудовая деятельность и членораздельная речь создали новые формы кинестетических ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире. По кинестетическим ощущениям человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения, о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.

Кинестетические ощущения имеют всеобщее значение для работы всех анализаторов человека. И.М.Сеченов показал, что именно с кинестетическими ощущениями связано объективирование ощущений: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений -

стоящий перед нами предмет». Вот это-то вынесение некоторых впечатлений наружу в сторону их внешних источников и называется объективированием впечатлений.

По мнению И.М.Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерением или дробным анализатором пространства и времени».

При выполнении физических упражнений - в некоторых видах деятельности (физический труд, спорт) - происходит расчлененное осознание этих ощущений. Перечислим основные свойства кинестетических ощущений.

Отражение положения частей тела (т.е. положения одной части тела относительно другой). Ощущения положе ния частей тела имеют важнейшее значение для образования схемы тела, без которой человек не может правильно и про извольно пользоваться различными его частями в тех или иных действиях.

Отражение пассивных движений (при статическом на пряжении мышц). Эти ощущения характеризуются определен ными пространственными и временными моментами. К про странственным моментам относятся: а) распознавание расстоя ний или протяженности пассивного движения, б) распознавание направления пассивного движения (верх, низ, правая и левая сторона движения). К временным моментам относятся: а) ана лиз длительности движения, б) анализ скорости движения.

Общим свойством всех пассивных движений является также анализ общей траты нервно-мышечной энергии, т.е. состояние утомления.

3. Отражение активных движений (при динамической работе человека). Пространственными моментами этих ощущений являются: а) анализ расстояний, б) анализ направлений. Временными компонентами являются: а) анализ длительности, б) анализ скоростей движения.

Анализ движений зависит от общих кинестетических ощущений положения частей тела. Еще более велика связь между кинестетическими ощущениями и зрением. В начале

обучения новым движениям у человека они совершаются под контролем зрения, но с образованием двигательных навыков; контроль над движением переносится на кинестетические ощущения, от точности которых зависит и точность привычных движений.

В своеобразном сочетании общие свойства кинестетических ощущений проявляются в основных формах кинестетической чувствительности человека:

общая кинестетическая чувствительность человека (ощущения положения частей тела одна относительно другой).

кинестетическая чувствительность опорно-двигатель ного аппарата человека;

кинестетическая чувствительность рабочего аппарата человека (обеих рук);

кинестетическая чувствительность речедвигательного аппарата человека.

Все эти формы чувствительности, с одной стороны, раздельны и самостоятельны, а, с другой - тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, в результате овладения ребенком актом ходьбы изменяется все его поведение: резко усиливается функциональное неравенство правой и левой рук, ускоренно развивается предметная деятельность рук, формируется типичная для человека зрительно-моторная координация. Под влиянием ходьбы ускоряется и процесс созревания речедвигательного аппарата.

Осуществляя движения, действия, человек перемещается в пространстве и при этом сохраняет равновесие своего тела, и тем самым и свое постоянное вертикальное положение по отношению к горизонтальной плоскости Земли. Перемещение происходит в разных формах - поступательное, вращательное, колебательное и т.д. В мозг человека непрерывно поступают сигналы о различных изменениях положения тела, мозг обеспечивает восстановление тела при любой форме перемещения. Каждое из целостных перемещений человеческого тела происходит с различной скоростью, ускорением. При этом возникают несводимые к кинетическим ощущениям особые ощущения ускорения или статические ощущения, ощущения общего положения тела в процессе движения.

Мозговая регуляция положения тела и постоянной скорости человека осуществляется автоматически, безусловнореф-лекторно низшими отделами центральной нервной системы, вследствие чего эти состояния не ощущаются.

В работе Б.Г.Ананьева «Теория ощущений» указаны основные качества статических ощущений. Статические ощущения отражают изменения положения тела относительно неподвижной или перемещающейся опоры и перемены ускорения движущегося человеческого тела в пространстве. Они отражают также пространственные признаки окружающей среды, по которой движется человек: вертикальное и горизонтальное положение внешней опоры тела, вертикальное и горизонтальное расположение предметов, оказывающих влияние на положение этой опоры, различные внешние факторы ускорения движения тела. Вслед за В.М.Бехтеревым Б.Г.Ананьев рассматривает статические ощущения как составную часть восприятия пространства.

Статические ощущения сенсибилизируются у космонавтов, летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, моряков, пловцов, т.е. при таких деятельностях, которые специализированы на переменных скоростях движения и изменениях положения тела относительно горизонтальной опоры.

Вопросы для самопроверки

1.При каких условиях становится возможным ощущение вибраций звуковых волн?

2.Где используется механизм вибрационной чувствительности?

3.Перечислите факторы, играющие важную роль в сенсибилизации пассивного осязания.

4.Как определяют порог осязательных ощущений?

5.Чем болевые ощущения отличаются от ощущений других внешних анализаторов?

6.Сравните отражение пассивного движения и отражение активного движения.

7.Назовите основные формы кинестетической чувствительности человека.

8.Какие профессии способствуют сенсибилизации статических ощущений?

Кинестетические ощущения — ощущения отдельных частей тела, вызываемые возбуждениями, поступающими от про- приорецепторов, расположенных в суставах, связках, мышцах. Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним стимулом, сама является источником ощущений (И.М.Сеченов).

Как отмечает Б.Г.Ананьев, проблема мышечно-суставных ощущений имеет исключительное значение для психологии человека.

Трудовая деятельность и членораздельная речь создали новые формы кинестетических ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире. По кинестетическим ощущениям человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения, о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.

Кинестетические ощущения имеют всеобщее значение для работы всех анализаторов человека. И.М.Сеченов показал, что именно с кинестетическими ощущениями связано объективирование ощущений: «Когда на наш глаз падает свет от какого- нибудь предмета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений — стоящий перед нами предмет». Вот это-то вынесение некоторых впечатлений наружу в сторону их внешних источников и называется объективированием впечатлений.

По мнению И.М.Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — все это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерением или дробным анализатором пространства и времени».

При выполнении физических упражнений — в некоторых видах деятельности (физический труд, спорт) — происходит расчлененное осознание этих ощущений. Перечислим основные свойства кинестетических ощущений.

1. Отражение положения частей тела (т.е. положения одной части тела относительно другой). Ощущения положения частей тела имеют важнейшее значение для образования схемы тела, без которой человек не может правильно и произвольно пользоваться различными его частями в тех или иных действиях.

2. Отражение пассивных движений (при статическом напряжении мышц). Эти ощущения характеризуются определенными пространственными и временными моментами. К пространственным моментам относятся: а) распознавание расстояний или протяженности пассивного движения, б) распознавание направления пассивного движения (верх, низ, правая и левая сторона движения). К временным моментам относятся: а) анализ длительности движения, б) анализ скорости движения.

Общим свойством всех пассивных движений является также анализ общей траты нервно-мышечной энергии, т.е. состояние утомления.

3. Отражение активных движений (при динамической работе человека). Пространственными моментами этих ощущений являются: а) анализ расстояний, б) анализ направлений. Временными компонентами являются: а) анализ длительности, б) анализ скоростей движения.

Анализ движений зависит от общих кинестетических ощущений положения частей тела. Еще более велика связь между кинестетическими ощущениями и зрением. В начале обучения новым движениям у человека они совершаются под контролем зрения, но с образованием двигательных навыков; контроль над движением переносится на кинестетические ощущения, от точности которых зависит и точность привычных движений.

В своеобразном сочетании общие свойства кинестетических ощущений проявляются в основных формах кинестетической чувствительности человека:

1) общая кинестетическая чувствительность человека (ощущения положения частей тела одна относительно другой).

2) кинестетическая чувствительность опорно-двигательного аппарата человека;

3) кинестетическая чувствительность рабочего аппарата человека (обеих рук);

4) кинестетическая чувствительность речедвигательного аппарата человека.

Все эти формы чувствительности, с одной стороны, раздельны и самостоятельны, а, с другой — тесно взаимосвязаны друг с другом.

Например, в результате овладения ребенком актом ходьбы изменяется все его поведение: резко усиливается функциональное неравенство правой и левой рук, ускоренно развивается предметная деятельность рук, формируется типичная для человека зрительно-моторная координация. Под влиянием ходьбы ускоряется и процесс созревания речедви- гательного аппарата.

Осуществляя движения, действия, человек перемещается в пространстве и при этом сохраняет равновесие своего тела, и тем самым и свое постоянное вертикальное положение по отношению к горизонтальной плоскости Земли. Перемещение происходит в разных формах — поступательное, вращательное, колебательное и т.д. В мозг человека непрерывно поступают сигналы о различных изменениях положения тела, мозг обеспечивает восстановление тела при любой форме перемещения. Каждое из целостных перемещений человеческого тела происходит с различной скоростью, ускорением. При этом возникают несводимые к кинетическим ощущениям особые ощущения ускорения или статические ощущения, ощущения общего положения тела в процессе движения.

Мозговая регуляция положения тела и постоянной скорости человека осуществляется автоматически, безусловнореф- лекторно низшими отделами центральной нервной системы, вследствие чего эти состояния не ощущаются.

В работе Б.Г.Ананьева «Теория ощущений» указаны основные качества статических ощущений. Статические ощущения отражают изменения положения тела относительно неподвижной или перемещающейся опоры и перемены ускорения движущегося человеческого тела в пространстве. Они отражают также пространственные признаки окружающей среды, по которой движется человек: вертикальное и горизонтальное положение внешней опоры тела, вертикальное и горизонтальное расположение предметов, оказывающих влияние на положение этой опоры, различные внешние факторы ускорения движения тела. Вслед за В.М.Бехтеревым Б.Г.Ананьев рассматривает статические ощущения как составную часть восприятия пространства.

Статические ощущения сенсибилизируются у космонавтов, летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, моряков, пловцов, т.е. при таких деятельностях, которые специализированы на переменных скоростях движения и изменениях положения тела относительно горизонтальной опоры.



mob_info