Хатха-йога — описание направления. Хатха йога для начинающих: основы хатха йоги

Хатха йога – является, пожалуй, самым распространенным стилем, преподаваемым в современных йога-центрах. Называемая также йогой физического благополучия, она провозглашает тело человека храмом живого духа и потому считает совершенство физической оболочки необходимым условием духовного развития.

Нельзя не согласиться с утверждением, что больное и слабое тело препятствует развитию сознательности и успокоению ума, поэтому крайне важно научиться управлять силами, действующими внутри нас. Только в этом случае наше грубое тело не будет тормозить умственную и психическую работу, не сможет препятствовать более тонким трансформациям.

Хатха йога наполняет практикующего спокойствием, внутренней силой и физическим здоровьем. Она доступна для учеников с различными начальными данными, религиозными убеждениями и уровнями подготовки.

Хатха йога наполняет энергией, здоровьем и отличным настроением

Она прекрасно подойдет новичкам, желающим поближе познакомиться с физическим аспектом духовных практик и людям, стремящимся повысить качество жизни, обрести спокойствие и научиться радоваться жизни, не погружаясь особо в индийскую религию.

Особенности стиля

Хатха йога, уходящая своими корнями в глубокую древность, призывает освободить сознание и ум практикующего от бремени тела, возвращая ему силу и привлекательность, при этом особенное внимание она уделяет правильному функционированию позвоночника, как основному критерию здоровья организма.

Методика позволяет объединить противоположные начала, существующие в человеке и подчас приводящие к дисгармонии, и направить их на созидание.

Хатха йога – это своеобразный диалог между телом и душой. Она подготавливает ученика к духовному пути – Раджа йоге.

Физический аспект практики включает в себя:

Кроме того, Хатха йога проповедует важность правильного питания (вегетарианства) для успешной практики и достижения духовного равновесия. В йогических писаниях говорится о том, что тонкая диета формирует тонкое тело («Ахарашуддхао саттвашудхих»). Вегетарианская пища является саттвической, т.е. утонченной, она не содержит грубых вибраций и, поэтому не является преградой внутреннего развития на пути практикующего.


Хатха йога проповедует вегетарианство, как самую предпочтительную систему питания

В целом, данный стиль можно назвать базовым, поскольку изучив основные элементы практики, ученик может начинать осваивать любые другие методики, в частности более сложные ( , и др).

Хатха йога дает наиболее общее представление о духовных практиках. Она практически не имеет противопоказаний, поскольку доступна для людей с самыми разными физическими возможностями и предполагает разделение на уровни сложности.

Уровни Хатха йоги

Практику Хатха йоги необходимо начинать с вводного курса (курса для начинающих). Он предполагает глубокое и последовательное изучение теоретического и практического аспекта, технику безопасности при выполнении асан, основы правильного дыхания, расслабления и концентрации.

На занятиях практикующий учится правильно отстраивать позы, осознанно подходить к упражнениям, регулировать нагрузку, избавляться от ненужных мыслей, мешающих достижению внутреннего равновесия, и успокаивать ум.

Практика включает в себя основные йогические асаны, базовые пранаямы (Уджайи пранаяма, Полное йоговское дыхание), комплекс Сурья Намаскар и основы медитации.


На начальном уровне изучаются не только асаны, но и основы медитации

Следующий уровень, для продолжающих , имеющих опыт в практике, предполагает изучение более сложных пранаям (Бхастрика, Шодхана, Капалабхати), бандх (Мула бандха, Уддияна бандха, Джаландхара бандха), более сложных вариаций изученных асан и новых поз.

Основной уровень рассчитан на учеников, регулярно практикующих Хатха йогу в течение 2-3 лет, освоивших асаны и пранаямы предыдущей ступени. Он характеризуется более глубоким погружением в практику и серьезными нагрузками. Здесь также могут проходить тематические тренировки, направленные на более глубокое развитие подвижности какого-либо направления тела.

Интенсивная практика . Эти занятия рекомендуются исключительно ученикам, усердно занимающимся йогой в течении нескольких лет, и преподавателям. Для новичков они потенциально опасны и чрезмерно утомительны.

Эффект

Хатха йога способна изменить внутренний мир человека, заставить его по-новому взглянуть на свою жизнь, сделать удивительные открытия. Она позволяет научиться понимать себя, способствует увеличению концентрации и нарабатывает полезные для современного мира навыки, в частности, умение сохранять собранность и внутреннее спокойствие в стрессовых ситуациях, брать на себя ответственность и реализовывать внутренний потенциал.

Регулярная практика укрепляет мышечный корсет, растягивает позвоночник и формирует красивую осанку, увеличивает подвижность суставов, улучшает работу внутренних органов и всех систем организма, возвращает телу пластичность и легкость, способствует избавлению от лишнего веса, служит профилактикой варикоза, гипертонии и других заболеваний.

Термин "Хатха" имеет глубокий философский смысл: "Ха" — Солнце (мужское начало), "Тха" — Луна (женское начало). Йога на санскрите означает "союз", "единение". Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.

Занятие по хатха-йоге включает в себя:

Асаны (позы), помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
пранаямы (дыхательные упражнения), которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
концентрацию внимания, помогающую успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
медитацию (расслабление, релаксацию), дающую возможность услышать себя "настоящего".

Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. При выполнении упражнений хатха-йоги учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также точку/место в теле, куда должна быть направлена концентрация внимания.

Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане, должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером.

Уникальной особенностью методики хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы позволяет поддерживать эмоции в балансе, что в свою очередь способствует позитивному восприятию мира. Йоги считают, что болезни являются следствием неправильного распределения жизненной энергии в организме (праны), а выполнение асан (как и выполнение одних лишь пранаям) ведёт к правильному течению праны в организме, что и является способом излечивать болезни, как физического плана так и психического. В дополнение к физическим упражнениям хатха-йога включает также методы очищения организма и устанавливает принципы здорового питания.

Необходимо отметить, что заниматься хатха-йогой может каждый. Ограничений по возрасту и здоровью нет. Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, используя скрытые резервы собственного организма, и своими силами добиться исцеления, красоты и молодости тела. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы и напряжение. Хатха-йога — это искусство полноценного отдыха и расслабления всего организма, поскольку только в расслабленном состоянии к нам приходит покой ума.

Практика асан важна на этом пути. Необходимо знать для чего мы практикуем, и понимать, что в любой асане даже самой простой, как и во всем в жизни заложен смысл.

На занятии мы осваиваем базовую программу: позы стоя, которые делают тело сильнее, улучшают осанку и гибкость, позы на укрепление спины, ног и рук, прогибы назад, наклоны и скрутки. Освоение перевернутых поз способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы и повышает иммунитет, дает эмоциональное равновесие.

В результате освоения базовой программы Вы улучшаете свое здоровье, избавляясь от боли в теле. Кроме того, учитесь через практику осозновать каждую часть вашего тела и все тело как единое целое.

Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики.

Хатха-йога – популярное направление йоги, доступное начинающим ученикам.

Мало кто знает, что на основе этого учения впоследствии развилось большинство современных направлений йоги.
Обращаясь к источникам, можно узнать что слово «хатха» включает два корня: «ха» - в переводе «солнце» и «тха» - «луна».
Некоторые знатоки санксритского языка указывают также на то, что слово «хатха» переводится как «исполненный силы».

Учения хатха-йога для начинающих рассматривает человека как всеобъемлющую энергетическую систему. Согласно этому учению в теле человека постоянно циркулирует десять разных видов энергии по 13 каналам.

А смысл занятия хатха-йогой для человека состоит в том, чтобы научиться управлять всеми каналами внутренней энергии .

В основу хатха-йоги входят три главных элемента:

Асаны (позы хатха йоги);
Пранаямы (упражнения правильного дыхания);
Медитации (упражнения самоконтроля).

Для занятий хатха йогой важно знать некоторые вещи:

1). Хороший преподаватель и качественный источник информации.
Лучше всего заниматься йогой под контролем проверенного специалиста.
Даже при выполнении обычных упражнений хатха йоги для начинающих вполне возможно по неосторожности получить травму, растяжение или защемление. Поэтому, если есть возможность, пробуйте заниматься с опытным в этом деле человеком.
2). Коврик . Для удобного выполнения всех упражнений важно иметь коврик. Подойдет обычный туристический коврик, продающийся во многих магазинах.
Если будут варианты выбора коврика, — лучше тот, который не скользит.
3). Одежда . Изначально йоги носили только набедренную повязку, потому что тело должно быть абсолютно свободным. В наше время подойдёт любая свободная одежда в которой вы удобно себя чувствуете.
4). Нельзя занимайться йогой на голодный желудок или сразу после еды.
На самом деле, это правило стандартно для занятий любой физической нагрузкой.
Также не следует заниматься йогой перед сном.

Занятия хатха-йогой для начинающих предполагают упражнения, оказывающие прямое воздействие на весь организм в целом.


Комплекс эффективных упражнений приводит мысли в порядок, замедляет процессы старения организма, повышается эластичность мышц и восстанавливает жизненные силы тела.
Благодаря правильно выполненным упражнениям хатха йоги для начинающих происходит расслабление всех мышц тела и достигается полный контроль над многими важными органами.

Многие начинающие используют хатха йогу для похудения и релаксации .

И нужно отметить, с помощью йоги добиться привлекательной фигуры гораздо легче, нежели используя разные диеты.
Хатха йога абсолютно безопасна для человека, если подойти к выполнению упражнений с особым вниманием и усердием.
Занятия хатха йоги рекомендуют даже детям.

Хатха йога для начинающих и для детей

Ребятня всех возрастов — хоть голопузый карапуз, хоть важный дошкольник, оценивают мир через многогранность игры. Так что, занимаясь с ребенком хатха-йогой, нужно выбирать насыщенные, эмоционально окрашенные образы, которые знают дети, которые близки их мировосприятию. Здесь могут быть сказочные сюжеты, а также игровые вставки.

С таким подходом малыш без затруднений освоит базу йоговской гимнастики. Запоминание упражнений и поз комплекса удается освоить без труда благодаря ярким названиям, зрительному пониманию позы. А представьте себе группу замечательных малышей! Вот тогда начинается самое интересное, а главное запоминающееся действо как для инструктора, так и для деток. Бабушки тоже хотят пройти курс «омоложения»? Тогда собирайте большую компанию и начинайте занятия.

Хатха йога для начинающих – простые упражнения


«Мостик ». Эта поза не из области профессиональной художественной гимнастики, а значит, доступна всем. Нужно улечься на спину, положив руки вдоль туловища, а ноги согнув в коленях. А теперь не спеша приподнимите таз вверх и удержите его там на 10 секунд . Детки всегда стремятся все сделать быстро, но здесь нужно удержать «торопыг» и выполнять медленно. После этого расслабьтесь, и ваш живот немного укрепился, а осанка станет более ровной.

Такое простое упражнение, проделанное сосредоточившись не спеша, является очень полезным для укрепления спинных мышц и позвоночника.

«Кобра ». Это упражнение хатха йоги тоже относят к упражнениям для начинающих и может легко выполняться даже детьми.
Нужно лечь на живот, свести ноги вместе и вытянуть носки.

Руки нужно согнуть в локтях и упереться ладонями в пол. Представьте остановившуюся кобру, которая готовится к нападению. Далее медленно поднимаете голову, подбородок и плечи, грудь и задерживаетесь в этой позе в течение 10 секунд .

Три простых позы (все выполнять при ровном, спокойнгом дыхании) выполняются около 3-5 минут каждая.

1. «Тадасана » или поза горы.
Встаньте ровно, руки вдоль тела, стопы вместе. Выпрямитесь, но без напряжения. Прочувствуйте каждую клеточку тела, представьте, будто ваши стопы как корни укрепляются в земле. Дыхание ровное и спокойное.
2. «Урдхва-хастасана » относится к простым позам.
Из позы Тадасана (выпрямившись) поднимите руки над головой, сложив ладони вместе. Тянитесь вверх с вдохом, как бы растягиявая позвоночник. Смотреть необходимо либо вперед, либо вверх. Дыхание свободное. С выдохом нужно опустить руки. Повторить три раза.
3. «Пада-хастасана ». Из предыдущей позы наклонитесь вперед. Постарайтесь дотронуться руками до пола, не сгибая ног. Старайтесь расслаблять спину, просто наклонившись насколько сможите.

Упражнения хатха йога для начинающих и детей

«Стрекоза ». Попросите маленьких спортсменов лечь на живот и вытянуть руки вдоль тела ладонями вниз. А дальше не спеша поднимать вытянутые руки назад, а также ноги с обязательной задержкой в этой позе – стрекоза медленно фланирует над прудом, увеличивая гибкость тела.

«Лягушка ». Эта поза вмещает в себя медленные приседания, не отрывая пятки от пола, с задержкой на нижнем уровне на 10 секунд. Теперь ваш малыш, как и лягушка, будет кушать проворно и с аппетитом.

«Сердитая кошка ». Пусть ребенок на миг представит себя рядом с кошкой, которую он непременно тянет за хвост. А для этого встанет на колени, выгнет спину дугой, втягивая живот, и замрет на 10 секунд.

«Добрая кошка ». Эта киска ласково мурчит и трется об ноги, стоя на коленях и прогибая спинку как можно ниже, задерживаясь в этом прогибе на те же 10 секунд.

Видео на тему:

12.06.2017

Хатха-йога (в переводе с санскрита принудительное или усиленное слияние) – одно из направлений йоги, сформировавшееся в X-XI веках. В некоторых источниках хатха-йога рассматривается как подготовительный этап, подготавливающий к практике раджа-йоги. Другие источники описывают хатха-йогу, как целостную систему, позволяющую достичь конечно цели йоги – освобождения.

История происхождения

По некоторым легендам учение хатха-йоги передал людям Шива. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру (учителя) в парампаре (линии передачи знаний).

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X-XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.).

Лекция Ильи Журавлева знакомит слушателей с современными школами хатха-йоги в Индии. В лекции рассматриваются основные учителя йоги, которые пытались популяризировать ее среди населения Индии и за рубежом. Школы хатха-йоги, основанные выдающимися индийскими учителями 20-века – Свами Шиванандой, Свами Сатьянандой, Дхирендрой Брахмачари, Шри Тирумалаем Кришнамачарьей и его знаменитыми учениками, каждый из которых пошел своим путем – Шри Паттабхи Джойсом, Шри БКС Айенгаром, Шри ТКВ Дешикачаром, Шри Шриватса Рамасвами.

Хатха-йога книги

Древнейшим уцелевшим классическим текстом, в котором описаны и систематизированы многие практики хатха-йоги, является . Ее автор Свами Сватмарама был последователем Горакшанатха.

Хатха-йога активно развивалась в XVII-XVIII веках. К этому времени относят такие книги, как: , написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; Йога-карника автора Агхорананды; Хатха-санкета-чандрика, приписываемый Сундарадэве и др. Также ориентировочно к XVIII веку относится — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги.

Хатха-йога Прадпика, Гхеранда-самхита и Шива-самхита считаются главными классическими трактатами по хатха-йоге.

Практики хатха-йоги

Практика хатха-йоги включает в себя шаткармы (практики внутреннего очищения), асаны (позы йоги), мудры (практики запечатывания и перенаправления течения тонкой энергии в теле), бандхи (замки), и пранаямы (дыхательные упражнения, контроль за дыханием), а также элементы пратьяхары (отвлечение ума от чувств и внешних объектов), дхараны (концентрации) и дхьяны (медитации). Во всех практиках есть элементы работы с. Также для практикующего предписывается соблюдение ям (общих нравственных требований) и ниям (правил индивидуального поведения).

Яма и нияма

Яма и нияма – этические принципы хатха-йоги. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в . Яма – этические заповеди, являющиеся правилами поведения для общества и для отдельного человека. Они таковы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание), апариграха (нежелание чужого). Нияма – это правила индивидуального поведения. Патанджали перечисляет пять ниям: шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность), тапас (рвение или аскетизм), свадьхяя (изучение Я), Ишвара рпнидхана (преданность Богу).

Шаткармы

Шаткарма (в переводе с санскрита: шат - шесть, карма - действие) - общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах Хатха-йога-прадипика и Гхеранда-самхита:

  1. Дхаути- набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти - метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети - набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Тратака - практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы;
  5. Наули (Лаулики) - способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  6. Капалабхати - методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник.

Асаны

Асана - устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть стхирам (устойчивой) и сукха (легкой). Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.

В древних текстах описывается небольшое количество асан. В Хатха-йога Прадипике их 16, в Гхеранда-самхите - 32. Асана дает устойчивость, здоровье и неподвижность. Асаны – это не просто гимнастические упражнения, это позы. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определенное внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.

Лекция Ильи Журавлева познакомит слушателей с историей развития практики асан в древней и современой йоге. Из лекции вы узнаете об особенностях практики йоги в древности и в современном мире. В современной йоге стимулом для практики является поддержание здоровья, в отличие от древней традиции, где целью было достижение самадхи. Эти изменения связаны с изменением социальных условий жизни, что привело к необходимости популяризации йоги среди широких масс населения и адаптации практики под них.

Пранаяма

Пранаяма (в переводе с санскрита контроль или остановка дыхания) - управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием. Упражнения пранаямы применяются для очистки тонкого тела и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова - «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». В Хатха-йога Прадипике сказано, что целью практики мудр и бандх является пробуждение и поднятие энергии кундалини.

Многие люди стали все больше уделять внимание поиску себя и духовной составляющей своей жизни. Тут на помощь приходят известные уже несколько тысячелетий практики, такие как йога, которая путем физической гармонизации приводит к совершенствованию и духовного мира. То есть достигается соответствие внешнего и внутреннего состояния человека. В этой статье мы расскажем про методы и основы хатха йоги.

Само название «хатха-йога» произошло от индийских слов «солнце» и «луна», оно раскрывает двойственность этой практики, которая позволяет гармонизировать солнечную и лунную энергию, присущую всем людям. Ее уникальность в том, что результатом становится гармоничное развитие человека, без перегибов в ту или иную сторону, и излишеств.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги

Этот вид йоги сочетает в себе физические и дыхательные упражнения, благодаря взаимодействию асан и пранаям, достигается тот самый желаемый эффект – физическая и духовная сила. Ощутив свои возможности, человек может достигнуть внутреннего спокойствия и равновесия, которого так не хватает в современном мире.

Еще одним важным элементом в хатха-йоге является взаимодействие с внутренними энергиями, в Индии эти практики получили название мудры и бандхи.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги, так как ее методы безопасны и направлены на равновесное развитие человека и создание гармоничной системы физической и духовной силы. Благодаря такой совершенной системе, этот вид практики является целостным и не требует какого-либо вмешательства, также он является идеальной базой для развития и совершенствования.

Не стоит делать вывод, что хатха-йога – это аналог гимнастики или фитнесса, это совсем не так, так как физическая форма является только ступенью для создания гармоничного и равновесного состояния, поэтому не является целью, которую любыми способами необходимо достичь. Во время практики ученики стремятся получить равновесие существующих внутри энергий.

Основы хатха-йоги

Главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям

Как уже было упомянуто, йога не является гимнастикой, этот вид практики даже ближе к философским течениям, потому что предполагает свои особые принципы взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Еще в XV веке индусы создали целый трактат, посвященный практике, ее методам и основам. Так, среди них упоминаются как практические советы касательно питания, так и философские аспекты.

В Сваратма Хатха Йога Прадипика говорится о вреде переедания, общения с обычными людьми и неустойчивости своего ментального состояния, также указывается на то, что нет необходимости в строгом следовании правилам и распорядкам, так как практике способствует умение различать важные и второстепенные действия. Среди полезных действий и умений упоминаются настойчивость, упорство и отсутствие страха.

Но отдельно объясняется, что здесь нет какой-то подоплеки, причина проста – после сытной еды ученик просто не сможет заниматься и будет испытывать дискомфорт, из-за чего на занятии не получиться достичь запланированного результата.

Особых требований к одежде и инвентарю тоже нет, главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям, а это значит, что одежда должна быть легкой и свободной, обычно занятия проходят босиком на коврике.

Есть в хатха-йоге и важные рекомендации касательно отношения к практике и себе в целом. Так, самый важный принцип – Ахимса. Он предполагает ненасилие к себе. Это значит, что не нужно насиловать себя во время асан, если какое-либо здание недоступно вашему телу по каким-либо причинам, то не нужно издеваться над собой, нужно продолжить работу и развивать свою физическую силу для достижения желаемого результата. Во время групповых практик наставники предупреждают, что не нужно сравнивать себя с другими учениками, и гнаться за чужими достижениями, — важен ваш личный прогноз, нужно сравнивать себя не с остальными, а с собой вчерашним. Но тут важно найти тонкую грань между Ахимсой и ленью, ведь велико искушение остановиться на имеющемся уровне, и перестать работать над собой, аргументируя это ненасилием.

Для гармоничной и результативной практики нужно начать прямо здесь и оценить собственные возможности, не нужно прыгать выше собственной головы и производить на кого-то впечатление, во время выполнения асан сконцентрируйтесь на технике и осознанности всех своих действий. Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии.

В этой практике есть также и этические рекомендации, соблюдение которых позволяет установить органичные отношения с окружающими людьми. Это своеобразные «10 заповедей» йоги, выполнение которых устраняет внутренний конфликт, поэтому являются внутренней потребностью, они называются «яма и нияма». К яме относится запрет на причинение вреда и на присвоение чужого, приветствуется правдивость и контроль над чувственной сферой жизни, ненакопительство. К нияме относятся чистоплотность, удовлетворенность имеющимся, простота, самоизучение и преданность Богу. Эти принципы настолько всеобъемлющие, что их познание и осознание требует длительного совершенствования и практики.

Выполнение асан

Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии

Асаны – это собственно позы, которые принимают практикующие во время занятий. Их можно считать основой практики, они выполняются для повышения физической выносливости и достижения комфорта в теле, благодаря чему физический аспект не мешает во время медитаций и не отвлекает от нее.

Для начала работу над физическим телом лучше осуществлять с наставником, который сможет проконтролировать правильность выполнения и технику . Для начинающих достаточно занятий через день. В дальнейшем можно самостоятельно приступать к асанам и выполнять их чаще. Но есть комплексы, такие как Сурья Намаскар, например, которые подойдут для ежедневного выполнения.

К дыхательным упражнениям переходят только после того, как уверенно освоят асаны, обычно это занимает два-три года.

Когда ученик достигает совершенства в выполнении асан, он сам собой переходит к более осознанным дыхательным упражнениям – пранаяме.

Асаны разделяются на позы стоя, балансы, позы сидя (наклоны и скрутки), прогибы и перевернутые позы. Все они имеют свой эффект и воздействие на физическое и духовное состояние. В конце практики используются перевернутые позы, а занятие завершается шавасаной или позой трупа, которая расслабляет тело после практики и успокаивает ум. Особенно она полезна в нынешних условиях постоянного напряжения и стресса, лучшим решением этих проблем является расслабление. Но эффективна она будет и вне практики, поэтому использовать эту позу можно в любое время.

Пранаяма

Перед началом практики нужно успокоить свой ум и настроиться на продуктивную работу над собой

Пранаяма с помощью управления дыханием позволяет контролировать внутренние энергии человека . В йоге дыхание разделяется на три основные части – вдох, задержка дыхания, выдох. И именно осознанное управление этими тремя этапами и позволяет получать еще один инструмент контроля нервной системы и связующее звено между физическим и ментальным.

Наставники отмечают, что бездумная практика неподготовленными учениками может принести больше вреда, чем пользы, поэтому к этому этапу развития в практике хатха-йоги стоит относиться очень внимательно.

Даже те, кто считает себя опытным йогом, должны быть осторожны во время пранаямы, потому что чрезмерные усилия могут нанести вред и стать причиной энергетического дисбаланса.

Мудры и бандхи

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей

С помощью этих практик в рамках хатхи-йоги энергия, полученная во время выполнения асан и пранаямы перераспределяется по каналам.

Бандхи еще называются замки, которые ограничивают потоки энергии и не дают ей выйти наружу . Самые распространенные – три бандхи:

  1. Это корневая бандха, которая заключается в сжатии ануса;
  2. Подтягивание живота;
  3. Подбородочный замок.

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей.

Мудры представляют собой различные жесты, которые имеют свою символику и значение . Они используются во время медитаций и асан, также в сочетании с пранаямой. Наставники утверждают, что мудры могут создавать настолько мощные потоки энергии и во время их выполнения есть столько нюансов, что выполнять их самостоятельно не стоит.

Цели хатха-йоги

В древних трактатах говорится, что хатха-йога позволяет стать сильнее и очистить тело, подобно глиняному горшку в огне

Многие практикующие ошибочно полагают, что при достижении определенных успехов во время выполнения асан, они завершают свои познания. Это совершенно не так, так как техника и качество выполнения асан является не целью, а средством. Ведь именно благодаря развитию физической выносливости, есть возможность добиться больших успехов в медитации. А ее важным условием является сохранение энергичности ума в расслабленном состоянии тела. Поэтому умелое управление телом является лишь ступенью к развитию, а не целью занятий и физических упражнений.

Не нужно думать, что хатха-йога является панацеей от каких-то проблем, она лишь раскрывает уже имеющиеся возможности и способности, а потенциал каждого человека безграничен . С помощью гармонизации внутреннего и внешнего состояния, удается добиться не только духовного баланса, но и избавления от беспокоящих проблем.

При этом важно, что постоянство практики наблюдается благодаря внутренней дисциплине, без воздействия извне. Так как, по мнению наставников, инициатива должна исходить от собственных интересов и стремлений практикующего, только его желание должно быть причиной практики. В случае если она осуществляется без внутреннего желания, а под внешним давлением, то она будет неполноценной и не наполненной сознанием и вдохновением. В такой ситуации нельзя говорить о развитии умений и достижении высоких уровней осознанности.

Если удается добиться регулярности в практике, можно достичь крепкого здоровья и более уравновешенного состояния ума. Благодаря этим важным факторам, практикующий имеет возможность добиться успеха в любой области, но главное – более осознанное отношение к внутреннему состоянию и во взаимоотношениях с окружающими.



mob_info