Десять самых необычных и скандальных историй покорения ла-манша. Людмила Попова: Как переплыть Ла-Манш

Ла-Манш неширок. Когда погода хорошая, из английского города Дувра в подзорную трубу или бинокль виден французский город Булонь. Между ними гладь пролива. Даже не верится, что эта спокойная вода своими штормами и туманами много столетий ужасала путешественников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гертруда Эдерле, первая в мире женщина, переплывшая Ла-Манш, принимает первые поздравления.

Южноафриканский спортсмен Фрэнк Чалмерс на этой узкой волнорезной доске тоже совершил путешествие из Англии во Францию.

Парашют взят на буксир моторным ботом. Таким необычным способом прибыл из Дувра в Кале телеграфист Вэлли Дрепер!

Гаю Юлию Цезарю с большим трудом удалось форсировать пролив. При первой попытке его постигла неудача, и он вынужден был вернуться. Тысячелетие спустя норманский князь Вильгельм Завоеватель, переправляясь со своей дружиной через Ла-Манш, потерял в его волнах столько воинов, что под страхом смерти запретил очевидцам об этом рассказывать. Недалеко от этих вод вместе с Непобедимой армадой короля Филиппа II исчез престиж Испании как великой морской державы.

Эта узкая водная полоса десятилетиями притягивает к себе любителей рекордов. Просто переплыть? Этим теперь уже никого не удивишь. В кровати, в ванне, в бочке или стоя на крыле самолета - как только не пытаются одолеть знаменитый пролив!

Начало «спортивной» биографии Ла-Манша можно дотировать 1785 годом, когда специальные выпуски парижских и лондонских газет сообщили сенсационную новость: двое отважных французских ученых, Бланшар и Жаффри, перелетели на воздушном шаре из Дувра в Гвин-Форест, около Кале. Обе столицы ликовали.

Не прошло и ста лет, как отыскались новые покорители водного пространства между Кале и Дувром. Матрос английского почтового судна «Россия» Мэтью Вэбб, мечтавший переплыть Ла-Манш, долго и терпеливо тренировался, пользуясь каждым штилем. В начале июня 1875 года ему пришлось пережить большое разочарованна. Королева Виктория устроила в своем замке прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который первым вплавь преодолел пролив. Правда, Бойтон пользовался специальным спасательным костюмом. Газеты сообщали также, что Бойтон неоднократно терпел неудачи, терял ориентиры и должен был возвращаться.

Тогда отважный «капитан» - так матрос Вэбб стал называть себя - решил преодолеть Ла-Манш не в спасательном, а в самом обыкновенном купальном костюме. 12 августа 1875 года он отплыл от английского берега в районе Дувра. Бог морей Нептун не был к нему благожелателен: начался шторм. На половине пути обессилевший пловец был поднят на борт какого-то случайного судна.

Через две недели «капитан» Вэбб повторил свою попытку. Смертельно уставший, постаревший на много лет, он через 21 час 45 минут после старта достиг пляжа о Кале. Американец Бойтон был забыт, и мир отметил первое «настоящее» покорение Ла-Манша. Газеты величали Вэбба героем.

Прошло 36 лет, прежде чем другой спортсмен, Томас Берджесс, смог повторить этот рекорд.

Первой женщиной, одолевшей знаменитый пролив, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 года она за 14 с половиной часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра. Первым, кому покорился маршрут Дувр-Кале и обратно, был Е. Темм. Свое смелое предприятие он совершил дважды - в 1927 и 1934 годах. Первой женщиной, повторившей этот рекорд, была американка Флоренс Чедвик. Она показала отличное время на марафонской дистанции между Англией и Францией: 14 часов 42 минуты. Сейчас последнее слово среди рекордсменов принадлежит египтянину Хасану Абдель Рехиму -10 часов 50 минут.

Самой молодой «русалкой», переплывшей Ла-Манш, была семнадцатилетняя канадская школьница Клаудия Макферсон. Стартовав с французского берега, она вышла из воды на песок одного из английских пляжей и выглядела при этом так бодро, как будто провела в воде всего несколько минут.

Нынешние любители славы поставлены в трудное положение. Чтобы заставить мир заговорить о себе, приходится быть очень изобретательным и настойчивым: ведь требуется что-то новое, особенное.

Так, например, француз Жорж Мишель купил в Америке моржа и стал тренировать его в плавании на большие расстояния. После того как морж приобрел надлежащую спортивную форму, оба «спортсмена» отбыли из Кале и через 11 часов были уже у английского берега. При этом Мишель все время держал моржа на поводке, как обычную собаку.

Двадцатипятилетняя Джейн Балтазар из Нью-Йорка пыталась переплыть Ла-Манш под водой. Однако с судна, сопровождавшего ее, по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон, и пловчихе пришлось на половине пути сдаться. При повторной попытке Балтазар уже не была первой: ее опередил ее же бывший супруг, незадолго до этого с ней разведшийся.

Интересные события произошли летом 1963 года. Житель Корнуолла, молодой психотерапевт Кейт Слокомб, простившись с женой и двумя детьми, отправился якобы на конференцию в Лондон. На самом деле он тайком поехал в Дувр, привязал к маленькой волнорезной доске фляги с водой и фруктовым соком и пустился в плавание. Его никто не видел. Через 9 часов, весь обросший солевой коркой, смельчак достиг французского берега. И снова никто его не заметил,

Почему же вы никого не предупредили? - интересовались потом журналисты.

Отважный пловец честно ответил, что очень боялся собственной жены.

В августе 1963 года многие пассажиры пароходов, идущих Ла-Маншем, просто не верили своим глазам: высоко в небе на крыле самолета стоял человек. Таким оригинальным способом преодолевала водный рубеж Элен Кэмпбел, лондонский бухгалтер.

Многие пробуют переплыть Ла-Манш с помощью так называемых машин-амфибий. Первыми, кому посчастливилось это сделать, были владелец одного из парижских ночных клубов Тони Эндал и французский спортсмен Жан Брюэль.

Студент-химик Брайтонского университета Аллан Уитт собирается этим летом переплыть пролив в мотоботе, сделанном из старой ванны. Студент утверждает, что если все будет в порядке, то доберется в Кале из Дувра через 10 часов.

Стать в ряды покорителей пролива хочет и строитель Георг Данн. Его страсть - планеризм. В этом году он попробует перелететь через Ла-Манш на устройстве, принципиально похожем на обыкновенный бумажный змей, Предполагается, что эту алюминиевую конструкцию будет буксировать моторный бот...

Какая Нева на вкус, зачем нужно заклеивать соски и сколько стоит переплыть Ла-Манш – «Фонтанка» поговорила со спортсменом, который первым в истории проплыл 70 км вдоль всей Невы.

Алексей Серёдкин//из личного архива/Юрий Гольденштейн

Спортсмен-любитель Алексей Середкин удивил на прошлой неделе всех. Во вторник, 25 июля, без лишнего шума от крепости Орешек он начал свой 70-километровый заплыв через всю Неву. В прошлом году он , но потерпел неудачу. Сейчас с Невой все прошло более удачно, хотя без приключений не обошлось, а в конце участников мероприятия вообще задержала полиция.

- Первая попытка поговорить с вами сорвалась из-за того, что вам резко стало плохо. Это из-за вашего заплыва?

Да, это было через два дня после заплыва, 26 июля. Я весь тот день провел на работе, и к 5 часам вечера мне стало плохо. Слабость, температура, диарея, головокружение, сильное обезвоживание. Я отменил все встречи, поехал домой и просто лег. Это стандартная ситуация после таких заплывов. Как правило, начинается на 2 - 3-й день. Я позвонил своей девушке и сказал, чтобы она срочно шла в аптеку и покупала антибиотики. По опыту я уже знаю, что это кишечная инфекция. Что-то я все-таки в Неве поймал. Фармацевт долго не хотел продавать антибиотик без рецепта, но в конце концов сдался. В итоге она принесла мне какой-то чудо-препарат, после второй таблетки которого к часу ночи я уже спокойно спал. Я проспал до десяти утра и, когда встал, чувствовал себя гораздо лучше. Вообще это абсолютно нормальная реакция организма на такие длительные заплывы: на переутомление, на нефильтрованную воду, на питание каждые полчаса, что для желудка тоже непривычно.

Когда мы утром узнали о вашем эпическом заплыве, я позвонил вашему тренеру Дмитрию Егорову, который вам помогал в прошлом году с Ла-Маншем. Первая его фраза: «Снимаю с себя всю ответственность за этот заплыв». А потом в течение дня пришел пресс-релиз о пресс-конференции немецкого пловца Марко Хенрикса, который по случайному стечению обстоятельств тоже решил проплыть вдоль всей Невы, установив тем самым мировой рекорд. Создалось впечатление, что ваше решение было спонтанным ответом на решение этого немца.

Тут история такая. В прошлом году после Ла-Манша я узнал про Александра Воробьева. Он уже о Неве грезил года три. Он проплыл сначала 30 км, потом 60 км. Хотя толком плавать он не умеет. Он плыл в гидрокостюме. Это такой простой, плотненький дядя. В итоге он дошел от Орешка до Большеохтинского моста, что очень достойно. После этого он сказал, что для него этого хватит. Я об этом узнал, и меня это очень сильно вдохновило. А так как я собираюсь еще раз попробовать переплыть через Ла-Манш, но для этого нужны большие деньги - 2 - 2,5 миллиона рублей, - я решил поддерживать форму какими-то такими интересными проектами в России. В октябре 2016 года я в числе прочих таких проектов анонсировал и заплыв по Неве — 77 км. Когда я узнал о планах немца, я подумал, что у нас есть все права, чтобы сделать это раньше. Все-таки мы об этом заявили тоже раньше, просто так не пиарили. Изначально конкретной даты у нас не было, но после заявления этого немца мы решили форсировать подготовку и выбрать именно этот день. Плюс у моего отца на следующий день день рождения, и я ему решил сделать такой подарок.

- С чего начался ваш заплыв?

Мы приехали к крепости Орешек в час ночи. Ребята - 5 человек - два часа занимались сборкой байдарок. Попытался поспать, тем более что день перед этим был очень активным. Проснулся в тот день в 8 утра, отработал до 8 вечера. Еще, как назло, была куча всяких дел с клиентами. Но из-за сильного волнения, как это обычно бывает перед такими заплывами, поспать не получилось.

- Кем вы работаете?

У меня свой маленький интернет-магазин автозапчастей. Настолько маленький, что я там работаю пока что один. Где-то в 3.30 у нас все было готово. Мы вышли на берег. Сфотографировались. Никакого гудка, стартового свистка не было. Я просто сам ушел в воду, и друзья включили хронометраж.

- Перед заплывом что-то принимали?

Препарат от кишечной инфекции, чтобы какая-то защита уже была. Еще таблетки калия и магния. И потом еще во время заплыва каждый час их принимал для поддержания сердечной мышцы, чтобы сердце не посадить. При такой нагрузке в организме эти вещества быстро заканчиваются, а с обычным питанием они не так активно поступают.

- Вы еще чем-то мазались.

Да, это специальная мазь Channel Grease. Ее применяют пловцы для заплывов через Ла-Манш. Она на 90 процентов состоит из ланолина (это густой овечий жир) и на 10 процентов из вазелина для придания эластичности. Она наносится для защиты от истирания. Это подмышки, промежности, плечо (там, где при гребке идет касание с подбородком), линия плавок. При этом я все равно стер кожу до крови от пояса, в которому крепился поплавок: от вращения корпуса шло постоянное трение на протяжении всех 15,5 часа. А без мази все бы стерлось уже после 5 часов. Это удивительно, потому что кажется, что в воде такое невозможно. Более того, натирает даже соски. Их лучше вообще заклеивать.

- Соски-то чем натирает?

Водой. Не зря говорят, что вода камень точит. Плюс в воде все равно есть какие-то кристаллы соли, песчинки.

- О чем человек думает в начале 15-часового заплыва?

Совершенно о конкретных вещах. В первую очередь было важно понять, что с температурой воды. У нас расчетное время было 21 час. Я не знал, какое там течение, и настраивал себя на то, что почти сутки мне придется в этой воде пробыть. Была задача войти в ритм, разогреться, запустить внутренний завод по производству энергии. Первое время была настройка. Еще пристраивался к течениям. Мне все время попадались какие-то подводные течения, водовороты, которые засасывали меня. Еще пытался найти баланс работы: если слишком часто грести - быстро устанешь, слишком медленно — будет недостаточно вырабатываться тепло, начнешь замерзать.

- Слышал, что вы едва не столкнулись с «Метеором»?

Это было не совсем столкновение. Скорее, мы действовали на упреждение. «Метеор» же очень быстро идет, и ребята перестраховались. На всякий случай мы просто фигачили к берегу, что есть силы, чтобы, не дай бог, ни малейшего риска не создать. Один раз в самом начале к нам очень тихо со спины подобрался близко сухогруз. Мы были не на его траектории, но был риск, что нас начнет засасывать. Поэтому тоже быстро уплыли к берегу.

- Этот случай с сухогрузом был самым стрессовым за весь заплыв?

Для моих сопровождающих - да, потому что они смотрели все время вперед и не ожидали, что сзади так тихо к ним может подойти такое большое судно. Для меня, как ни странно, ни один подобный случай не был стрессовым. Они просто говорили мне грести быстрее к берегу, и я про себя немного ругался на них: ну что ж они заранее мне об этом не сказали?

- Из чего состояло ваше питание во время заплыва?

База всего — углеводы. То, что дает энергию. Мы сделали так. С самого начала питание было каждые полчаса. Первый прием - изотоник. Это сухая смесь, в составе которой разные соли и витамины, которые вымываются из организма. В пресной воде обязательно нужно принимать изотоник, иначе начнутся судороги. Это все разбавлялось в пропорции 50 на 50 кипятком, чтобы питье было горячим. Перед этим мне давали 35 граммов спортивного геля. Там тоже углеводы. Он на основе мальтодекстрина - это такой крахмал, подвергнутый гидролизу. Он очень быстро повышает гликемический индекс, но лучше, чем сахар, потому что не сладкий. То есть можно вбухать много мальтодекстрина в маленький объем, и не будет приторно. Ну и плюс витамины. То есть я съедал эти 35 граммов геля, запивал изотоником. Второе питание было натуральным. Я дома взял петрушку, банан, мед, витамин С, абрикос. Смешал все это в блендере до очень густого состояния. И третья часть питания была белковой - творог, банан, мед, топленое молоко, орехи. Все это до густоты тоже замешивается. Ребята эти смеси разводили тоже кипятком и в таком виде его давали.

- По объему это сколько заняло?

У нас было четыре 800-миллилитровых шейкера. Их хватило на весь заплыв. Один прием — это 100 - 120 граммов смеси и столько же кипятка. Бананы мне еще в обычном виде давали, чтобы было что пожевать. Но вообще, почему все в жидком виде дается? Потому что челюсть замерзшая, пережевывать что-либо невозможно. Один раз мне пробовали дать шоколадку, но я ею чуть не подавился. В обычной ситуации шоколад бы сам во рту растаял, а тут все замерзло, и рассосать его было невозможно. Всего у меня на эти смеси ушло 2 кг бананов, граммов 600 абрикосов, пачка творога, пучок петрушки, 4 пакетика по 2,5 мг витамина С, граммов 100 меда, граммов 100 орехов.

- Не так много, на самом-то деле.

Ну да. Это мы на Ла-Манше от неопытности столько всего накупили, что две недели можно было этим питаться.

- Во время приемов пищи вы останавливались?

Мы делали так. Сзади плыла байдарка, я переворачивался на спину, получал стаканчик, выпивал содержимое, в это время продолжал подгребать одной рукой и ногами.

Ваш заплыв завершился незапланированной встречей с полицией. На вашем месте я бы очень расстроился, особенно после 15 часов беспрерывного плавания, которое закончилось совсем не так и не там, где вы собирались. Но вы, кажется, совсем не разочарованы.

Я этот момент помню так. Одна сопровождающая меня байдарка почему-то остановилась. Помню, мне только сказали: "Плыви дальше, мы сами разберемся". И они пытались договориться с полицией. Ребятам сказали, что дальше мы плыть не можем, а они пытались объяснить: у нас тут заплыв, позвольте нам доплыть, нам осталось немножко. На что им ответили: "В дежурную часть поступил официальный звонок, и мы вынуждены все отработать". Несколько минут они вели эти переговоры, а я все это время продолжал плыть. В итоге ко мне подплыл Валентин (координатор заплыва. - Прим. ред.) , указал на пляж и сказал плыть туда. Метров за 100 от берега я увидел, что там меня уже поджидают болельщики. Они, кстати, не знали изначально, где именно мы будем финишировать. И вот так все удачно совпало, что они пришли туда, куда нам сказала причалить полиция. А полиция позволила нам спокойно закончить заплыв самостоятельно. Мы доплыли до берега, вышли, меня одели, дали перекусить, попить. Полиция все это время нас терпеливо ждала. Ну не знаю, минут 40 они нас точно прождали. Потом нас пригласили на катер, и мы по рекам и каналам доехали до отделения на Двинской. Провели там полтора часа. Нам надо было им объяснить, что мы делали на закрытой портовой территории. Все были предельно вежливы. Нам объяснили, что мы нарушили (а нарушили мы, оказывается, очень много всего) и сколько нужно было пройти всяких инстанций, чтобы все было официально (как раз из-за отсутствия согласования немцу Марко Хенриксу . — Прим. ред.) . Тогда я понял, что, если бы мы взялись все делать официально, этот заплыв никогда не состоялся бы. В общем, после всего нас совершенно спокойно отпустили. Даже штрафов не пришлось платить. Какого-то негатива я там вообще не испытал. Все сотрудники были совершенно адекватными. А разочарования никакого не было. По факту то, что мы хотели сделать, мы сделали, и наше задержание это только доказывает.

- Какая Нева на вкус?

Хорошая. Есть водоемы с каким-то тухловатым рыбным привкусом, а у Невы такого нет. Я же стакана два воды точно выпил, пока плыл. Ничего неприятного в ней нет. В принципе, если сильно хотеть пить, можно попить, но только после этого нужно выпить стакан водки или активированного угля. Мусора очень мало. Я ожидал, что буду плыть среди бычков, пластиковых бутылок, но ничего этого не было.

- Когда следующая попытка переплыть через Ла-Манш?

Хоть сейчас бы уехал. Денег нет. Я сейчас занимаюсь развитием своего бизнеса, и думаю, что года через два смогу себе позволить вторую попытку. Деньги на первую попытку мы пытались собрать через одну краудфандинговую платформу. Но эта идея оказалась неудачной. Так мы собрали что-то около ста тысяч. Каких-то серьезных спонсоров тоже не нашли. Пришлось мне брать кредит в Сбербанке.

- Сколько?

Миллион.

- Сколько вам сейчас нужно на вторую попытку?

Чтобы хорошо себя ощущать, надо миллиона 2 - 2,5, чтобы примерно за год до этого уже не работать, а только тренироваться, а еще лучше вообще туда уехать, на остров Джерси, вокруг которого круглый год такие же условия, как на Ла-Манше. Вообще, мечта в два конца проплыть.

- В два конца???

Да. Рекорд, кстати, принадлежит британке Элисон Стриттер, которая проплыла Ла-Манш в три конца без остановки.

Вы как-то рассказывали, что несколько месяцев перед первой попыткой не работали, только тренировались. А на что вы, простите, жили?

Были накопления, которые, правда, быстро кончились. Была ставка, что удастся собрать нужную сумму через краудфандинг. Я настолько верил, что моей идеей вдохновятся, что подтянутся спонсоры, что мне даже придется говорить: все-все, хватит мне перечислять денег. Но мы очень быстро поняли, что нужную сумму собрать не получится.

- Кредит отдали уже?

Отдаю все еще. Я брал на 5 лет 1 миллион рублей, так что осталось чуть меньше 3 лет. Выплачиваю в месяц по 25 тысяч. В нашем кругу мы смеемся, что я в ипотеку взял Ла-Манш, который не проплыл. Это полная дичь, о которой и рассказать стыдно, но что делать?

- Полное сумасшествие. Откуда в вас эта страсть в плаванию?

В 2006 году Павел Кузнецов первым из россиян переплыл через Ла-Манш. Был репортаж по Первому каналу. Я его увидел, и меня это невероятно потрясло. А когда еще сказали, что Павел не профессионал, а любитель, мне это дало основание полагать, что я тоже способен на такое. Я записался в бассейн и стал потихоньку учиться плавать. То есть плавать я фактически на тот момент вообще не умел.

Беседовал Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

Спортсменка-любительница научилась держаться на воде в 6 лет. Из довольно прохладных рек и озёр в окрестностях Новокузнецка могла не выходить часами, но плавала по-собачьи, не подозревая, что с технической точки зрения это неправильно. Во время учебы в Челябинском университете Татьяна впервые прочитала о заплывах через Ла-Манш на сайте международной марафонской команды Шри Чинмоя. Тогда же девушка начала посещать бассейн, узнала о существующих стилях плавания, как правильно держаться на воде и дышать. После окончания вуза Квасова переехала в Москву. В составе марафонской команды Шри Чинмоя много занималась бегом: участвовала в ультрамарафоне на 50 км, в 24-часовом и 13-часовом забегах. В октябре 2013 года Татьяна снова начала заниматься плаванием, на этот раз более серьезно. В июне 2014 года спортсменка решила забронировать лодку для сопровождения заплыва через Ла-Манш на ближайшую возможную дату - это был конец августа 2017 года.
Для справки: обычно пролив пересекают в самом узком его месте - между английским Дувром и французским Кале. Расстояние между этими городами - 32 километра.
Летом температура воды – 15-18° С, постоянные волны и ветер. Впервые пролив был покорен в 1875 году. С тех пор его преодолели уже более 1000 человек. Существует даже ассоциация пловцов через Ла-Манш, которая определяет правила плавания. Они достаточно строгие. Полный запрет гидрокостюмов - разрешено только нанесение на кожу согревающего жирового состава. Во время плавания спортсмен не должен касаться сопровождающих лодок и получать питание на специальном шесте. Также осуществляется и допинговый контроль. Интересно, что смельчаков, переплывших Ла-Манш, меньше, чем альпинистов, покоривших Эверест.
Чтобы осуществить задуманное, Татьяне пришлось собрать довольно значительную сумму - около 5000 фунтов стерлингов. Из них 3000 фунтов ушло на аренду сопровождающей лодки. Если бы первая попытка Квасовой завершилась неудачей, на вторую средств бы уже не было.
В августе 2016 года Татьяна запланировала 26-километровый тренировочный заплыв в Швейцарии. Как выяснилось, она плыла намного медленнее, чем ожидалось. Товарищи по команде посоветовали ей отложить заплыв через Ла-Манш до 2018 года. Но девушка уже решилась.

В сентябре 2016-го Квасова начала готовиться к марафонскому заплыву под руководством мастера спорта международного класса Максима Коршунова. Вот как она рассказала об этом в одном из интервью: «Тренер составил для меня годичный план подготовки, в котором была расписана каждая неделя. Моей задачей была адаптация к холоду. Я купалась в проруби, целый год принимала ледяной душ, зимой ходила в футболке и босоножках. Прохожие смотрели на меня, как на сумасшедшую. Кроме того, нужно было набрать вес. Для этого ела всё: жирное, сладкое, макароны с маслом на ночь. Когда ты плаваешь на длинные дистанции, то вес автоматически уходит за один заплыв. Случалось, что накатывали приступы страха: я думала, что у меня ничего не получится. Но тренер убедил меня не бросать затею, а довести проект до конца».
Также спортсменка черпала вдохновение и полезную информацию из книги Адриано о его одиночном плавании через Ла-Манш в 2013 году: «Вызовы Ла-Манша - духовный подход к Эвересту плавания». Чтобы готовиться в близких к проливу температурах и условиях, Татьяна в мае 2017-го отправилась на Черное море. За месяц до самого заплыва тренировки проходили в водах Ла-Манша.
28 августа 2017 года, в 16:00 по местному времени началось большое приключение Татьяны Квасовой. Погодные условия были идеальными: температура воды 18,5°C, температура воздуха 22°C, вода спокойная, ветер 2 узла. Перед заплывом кожу спортсменки обработали специальным составом: «Огромным слоем вазелина, барсучьим жиром и кремом «Барсукор», который просто жарит изнутри. Это помогает и в плане борьбы с холодом, и спасает кожу от натираний. Кстати, мне было очень сложно решиться на барсучий жир, потому что я вегетарианка, и мне очень жалко животных. Но Макс убедил меня в том, что это обязательно нужно сделать. В данной ситуации пришлось поступиться принципами, чтобы не рисковать результатом».
Из-за непредсказуемых течений Татьяне пришлось преодолеть не 32, а более 60 километров. Она провела в воде 20 часов и 13 минут. «Мне много рассказывали, что наступит момент, когда ты не сможешь шевелить руками и ногами, когда будет сводить всё тело», - поделилась спортсменка. – «Я ждала, когда же со мной такое произойдёт. И не дождалась. Хотя я пловец слабенький: могу плыть долго, но делаю это очень медленно. До старта опасалась, что у меня не будет сил нормально выйти, потому что после тренировок такое бывало не раз – силы иссякали полностью. Мне нужно было обязательно выйти на французский берег своими ногами, которые к концу заплыва стали короче. Они загибались внутрь, а я из-за этого стала похожа на морского котика. Но я вышла довольно спокойно, хотя чуть-чуть потрясывало».
На вопросы журналистов о её дальнейших планах Татьяна отвечает, что далеко не загадывает: «Я стремлюсь хотя бы на капельку приблизиться к лучшим мировым пловцам. Хотелось бы уметь развивать высокую скорость в воде. Надо научиться профессионально плавать, а потом уже думать о следующих стартах». Please enable JavaScript to view the

Пролив между Англией и Францией - идеальное место для того, чтобы устанавливать рекорды. Бесчисленное количество смельчаков, соревнуясь друг с другом, пытались преодолеть заветную водную гладь. Причем состязались они и в креативе, ведь просто переплыть Ла-Манш на лодке - слишком скучно и банально.

На воздушном шаре

Первыми людьми, которым удалось пересечь пролив по воздуху, считаются француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. А произошло это 7 января 1785 года. Причем до этого смельчаки провели два пробных полета над Англией, чтобы убедиться в реальности задуманного плана. И лишь после этого отправились устанавливать рекорд.

Их полет, занявший примерно 2,5 часа, завершился удачно. Смельчакам повезло, поскольку в тот день над Ла-Маншем стояла хорошая погода. Единственная неприятность - небольшой ветер, который мог отклонить шар от намеченного маршрута. Примерно в час дня Бланшар и Джеффрис стартовали. Но они не учли, что слишком сильно нагрузили шар. Поэтому им в срочном порядке пришлось избавляться от лишнего снаряжения, чтобы аэростат смог набрать необходимую высоту. Любопытно, что смельчакам пришлось выкинуть из корзины и почти всю свою одежду. Это помогло. И около 3 часов дня шар остановился в деревьях близ Кале.

За этот подвиг Людовик XVI назначил Бланшару пожизненную пенсию, а на месте приземления спустя некоторое время появился мраморный монумент.

Кстати, летом 1785 году француз Пилат де Рожье попытался на воздушном шаре повторить полет. Но эта попытка завершилась катастрофой.

На воздушном змее

Авантюрист и пионер авиации американец Сэмюэл Коудери (Коди) первым начал создавать бумажные воздушные змеи, так сказать, «общего назначения». Он добился того, что его детища смогли подниматься на большую высоту и преодолевать значительные расстояния. Теоретически, эмеи смогли бы пригодиться в качестве транспорта для человека. Для этого было решено добавить крылья с обеих сторон, чтобы возросла грузоподъемность. И в 1901 году он запатентовал свое творение, получившее название «бумажный змей Коди». Уникальность изобретения заключалось в том, что змеи Коди можно было использовать даже при сильном ветре. И вскоре Сэмюэл был принят в ряды Королевского Метеорологического Общества.

А в 1903 году Коди, чтобы продемонстрировать все возможности своих змеев, предпринял попытку пересечь Ла-Манш. Для этого он прикрепил свое творение, в качестве тягача, к лодке Berthon. Коди с поставленной задачей справился, а на его змеи обратило внимание британское Адмиралтейство и приобрело несколько штук для военных целей.

На коракле

В 1974 году житель уэльского городка Ллехрид Бернард Томас отважился на подвиг - он задумал переплыть Ла-Манш на коракле. Надо сказать, что коракл - это небольшое суденышко, напоминающее по форме половину скорлупы грецкого ореха. Каркас этого плавательного средства традиционно выполнялся из переплетенных между собой ивовых прутьев, которые дополнительно укрепляли жгутами из ивовой коры. Затем каркас обтягивали шкурой какого-либо животного (чаще всего, бычьей или лошадиной), после чего конструкция покрывалась слоем смолы, чтобы улучшить водонепроницаемость.

Бернард Томас, к слову, всю свою жизнь занимался лишь двумя делами - ловил рыбу, да изготовлял кораклы. Переправа через пролив заняла у него чуть более 13 часов. А причину путешествия он объяснил желанием доказать всеми миру, что история о принце Мадоге - не выдумка. По легенде, он вместе с союзниками в 1170 году уплыл в Северную Америку именно на кораклах.

На кайте

В сентябре 1999 года был установлен рекорд по пересечению пролива на кайте. Это достижение записано на имя миллиардера Ричарда Брэнсона. На вояж он потратил 2,5 часа.

До этого и после Брэнсон еще несколько раз пересекал пролив. Кроме рекорда скорости, он еще является и самым возрастным кайтсерфигом, который отваживался на подобную авантюру - ему уже более 60 лет.

Интересно вот что: когда Брэнсон оказался на французской территории, его задержала полиция из-за незаконного пересечения границы, ведь власти о своем путешествии он не предупредил. Но миллионер отделался лишь устным предупреждением.

На амфибии

В начале 2000-х швейцарец Фрэнк Риндеркнехт переплыл Ла-Манш на автомобиле-амфибии Rinspeed Splash. Надо сказать, что Риндеркнехт и являлся создателем этого транспортного средства.

Он стартовал в английском порту Довер, а закончил путешествие во французском Сангатте. На путешествие у швейцарца ушло 193 минуты и 47 секунд. Это являлось мировым рекордом для амфибий, оснащенных подводными крыльями.

Rinspeed Splash, оснащенный мотором с рабочим объемом 0,75-литра (140 л.с.), весит всего лишь 825 килограммов. До 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунд.

На воздушных шарах

Уже в 20-м веке пересечение пролива перестало быть чем-то необычным, поэтому авантюристам пришлось подключать фантазию. И чем дальше, тем креативнее был подход. Например, американец Джонатан Трапп в 2010 году перелетел через Ла-Манш на воздушных шарах.

Он стартовал из английского Ашфорда и спустя 4 часа приземлился у французского Дюнкерка. Он установил своеобразный рекорд благодаря 54 разноцветным шарам, наполненных гелием. Кстати, диаметр каждого шара составлял 2,5 метра. А прикрепили их к креслу, оборудованному радиосвязью и навигацией. Также смельчак прихватил с собой кислородные маски для подстраховки.

Максимальная высота, на которую поднялся Трапп составила 2,25 километра, а скорость достигала отметки в 40 км/ч. За полетом наблюдали с вертолета и вели запись на видеокамеру. А чтобы начать снижаться, Трапп срезал лишние шары.

Мэттью Уэбб. Катер сопровождения. Шекспировский пляж. Нам эти слова ничего особого не говорят. Но есть на планете несколько тысяч человек, для кого они стали символами самопреодоления. Эти люди вплавь пересекли Ла-Манш. Они вошли в воду и 32,5 километра плыли к своей цели. Без спасательных жилетов и какой-либо специальной экипировки. Без отдыха. Недавно списки укротителей большой воды пополнила российско-белорусская команда. Ради чего пловчиха Татьяна Квасова из Новокузнецка и ее две помощницы-брестчанки Ольга Литенкова и Ярослава Караваева покорили знаменитый пролив, корреспондент «Р» узнала из первых уст.

Переплыть Ла-Манш - настоящий подвиг. Шутка ли - 32,5 километра в холодной воде.


Мэттью Уэбб

Девушки сейчас в Москве. Разговариваем мы по скайпу. Начали с мини-лекции на тему «кто такой Мэттью Уэбб». Оказывается, этот англичанин считается «первооткрывателем» Ла-Манша. Матрос английского почтового судна «Россия» не один год мечтал переплыть пространство, отделяющее Великобританию от Франции, и использовал для своих тренировок каждый штиль.

В июне 1875 года его настигла ужасная новость: королева Виктория устроила прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который... первым вплавь преодолел тот самый пролив. Правда, на мистере Бойтоне был спасательный костюм и вел он себя в воде не как джентльмен - принимал помощь извне.

В общем, Мэттью усомнился в героизме соперника. И через несколько месяцев зашел в воду в обыкновенном купальном костюме. Но начался шторм, он сбил пловца с курса. Ослабшего Уэбба подобрало случайное судно. Но он не погиб. Скажу больше: через две недели упрямец снова стоял на берегу! И опять в одном купальном костюме. В этот раз погода была благосклонна, и через 21 час 45 минут настойчивый англичанин достиг французского берега, установив рекорд. Понадобилось 36 лет, прежде чем путь смельчака повторил его последователь.

Татьяна КВАСОВА.


Катер сопровождения

Россиянка Татьяна Квасова переплыла Ла-Манш чуть быстрее Мэттью: за 20 часов 13 минут. На протяжении всего путешествия в метре от пловчихи следовал катер сопровождения «Анастасия». Его экипаж - штурман и два помощника, официальный наблюдатель и группа поддержки в лице двух Таниных подруг - Ольги Литенковой и Ярославы Караваевой, обе они белоруски.

Заплыв считается зарегистрированным, если подготовку, процесс и результат фиксируют наблюдатели Федерации или Ассоциации пересечения канала. Организаторы помогают участникам с визами, снабжают необходимой информацией. Так вот, лодка сопровождения и команда помощников не каприз пловца, а одно из продиктованных условий. Татьяна перечисляет другие правила:

- Из одежды можно надевать только купальник или плавки. Допускаются одна шапочка (это важно, потому что часто пловцы используют две), беруши, очки и зажим для носа. Плейер брать нельзя. Зато рекомендуется наносить сохраняющий тепло и защищающий от соли жировой состав. Я выбрала такой рецепт: барсучий жир и вазелин.

Обычно пловцы стараются приехать минимум за месяц до старта, чтобы акклиматизироваться и привыкнуть к холодной воде. Ее температура в заливе в это время года 16-19 °С.

Точную дату и время начала заплыва пловец не знает до последнего момента, так как погода на Ла-Манше крайне непредсказуемая. В беседу включается Ярослава:

- Таня зашла в воду в 16.06. Плыла все время кролем. Это быстрый стиль плавания при малых затратах энергии. Мы с Олей постоянно поддерживали визуальный контакт, мало ли что случится, и кормили ее. Сначала бутылочки с жидкой пищей на веревке сбрасывали в воду каждые 50 минут, ближе к половине пути - каждые 40 минут, под конец дистанции - каждые полчаса. Наблюдатель при этом проверяет и строго фиксирует состав пищи, в том числе на наличие допинга. Количество килокалорий индивидуально - 300 ккал за прием мы рассчитали для Тани сами. Еще позаботились о консистенции еды. Ведь Таня должна была проглатывать ее за минимально короткое время. Не более 30 секунд.

Вечер сменился ночью. Таня и ее команда нашли в плавании под звездным небом романтику. В ту ночь был полный штиль. Наблюдатель и капитан лодки сопровождения сказали девушкам, что такая погода бывает на Ла-Манше раз в 100 лет. Повезло?

Таня вспоминает, как 13 лет назад впервые пришла в бассейн:

- Мне было 19. Я хорошо держалась на воде, но плавала только по-собачьи. В бассейне начала учиться традиционным стилям: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Три года назад, уже в Москве, пришла в бассейн совершенствовать технику плавания. На пути к цели сменила трех тренеров, и только год назад вместе с Максимом Коршуновым выработали стратегию. И вот все получилось!


Шекспировский пляж

Ширина Ла-Манша варьируется от 250 км на западе до 32 км на востоке. Для заплывов смельчаки со всего мира используют самое узкое место, «горлышко» пролива. Шекспировский пляж в британском городе Дувре - место, откуда пловцы по традиции берут старт. Ориентировочная финишная точка - побережье во французском Кале.

С противоположных берегов «талии» Дуврского пролива просматривается краешек земли. Он манит своей осязаемостью. Но не стоит, господа, усыплять бдительность. Ла-Манш не так прост, как может показаться. Во-первых, даже летом вода не прогревается выше 19 °С. Во-вторых, меняются вызванные приливами и отливами течения. Никто не отменял волны и ветер. В-третьих, препятствием могут стать морские обитатели. Сколько было случаев, когда пловцов обжигали медузы! В-четвертых, на Ла-Манше плотный судоходный трафик.

Считается, что для пловца переплыть Ла-Манш - как для альпиниста покорить Эверест. То есть бросить вызов самому себе и победить.



mob_info