Что такое дуэль. Дуэль в России: правила и кодекс

В октябре 2002 года Джорджу Бушу и Саддаму Хусейну предложили разрешить свои разногласия на дуэли. Разумеется, всерьез это воспринято не было. А жаль. Глядишь, сотни тысяч жизней были бы спасены. Увы! Времена честных поединков надежно списаны в архив.

Впрочем, далеко не у всех древняя традиция дуэлей вызывала восторг. Замечательный русский журналист А.С. Суворин писал: «Как я кипел негодованием против этого позорного и подлого убийства, которое называется дуэлью. Разве исход дуэли суд Божий, а не случайность или искусство стрелка?

Попробуем ответить на этот вопрос.



XV столетие. Италия. Зарождение дуэлей

Классическая дуэль в Западной Европе зародилась в эпоху позднего средневековья, примерно в XIV веке. Родиной дуэли стала Италия, где на улицах городов часто бушевали уличные бои вроде тех, что описаны в Ромео и Джульетте. Молодые знатные итальянцы все чаще средством отмщения мнимых и настоящих обид выбирали бой наедине с оружием в руках. В Италии такие поединки называли схватками хищников или боем в кустах, потому что дрались обычно до смерти и в уединенном месте, как правило, в каком-нибудь перелеске. Участники дуэли встречались наедине, вооружались только шпагой и дагой (кинжалом для левой руки) и вступали в поединок, пока один из них не падал замертво. Число дуэлей стремительно росло, и вскоре последовали запреты Церкви, окончательно оформленные решениями Тридентского собора. Собор в 1563 году с целью изгнать совершенно из христианского мира отвратительный обычай, введенный хитростью дьявола, чтобы привести к погибели душу кровавою смертью тела, определил наказание дуэлянтам, как за убийство, и сверх того отлучение от церкви и лишение христианского погребения. Впрочем, никакого эффекта это не возымело. Более того, дуэли легко перешагнули Альпы и начали свое торжественное шествие по Европе

XVI-XVII столетие. Классический период. Франция. Первая дуэльная лихорадка

Французские дворяне и военные, познакомившиеся с дуэлью во время Итальянских войн (1484-1559), стали благодарными учениками итальянцев.

Во Франции дуэль быстро вошла в моду как в столице, так и в провинции. Участие в поединке стали считать хорошим тоном, для молодежи она стала своеобразным экстремальным спортом, способом обратить на себя внимание, популярным развлечением! Как следствие, дуэль быстро перекочевала из укромных мест, как это было принято в Италии, на улицы и площади городов и в залы дворцов, включая королевский. Четких дуэльных правил в первое время не существовало. Положения рыцарских трактатов действовали только в теории, так как в те времена военный или дворянин, читающий книги, был скорее исключением, нежели правилом. Для них, по выражению одного из современников, пером служила шпага, чернилами - кровь их противников, а бумагой - их тела. Поэтому постепенно складывался неписаный кодекс для урегулирования поединков. Любой дворянин, которому нанесли оскорбление, мог вызвать обидчика на поединок. Допускался также вызов в защиту чести родных и близких. Вызов (картель) мог быть брошен в письменной или устной форме, лично или через посредника. С 70-х годов XVI века предпочитали обходиться без особых формальностей, а от вызова до поединка могло пройти несколько минут. Причем такую дуэль, следующую сразу за оскорблением и вызовом, общественное мнение расценивало как более престижную и благородную.

Повод для вызова мог быть самым незначительным. Достаточно быстро появился специфический типаж любителей дуэли - бретеров, всюду ищущих повода для поединка, обожающих рисковать собственной жизнью и отправлять на тот свет противников. Воспетый Александром Дюма в романе «Графиня де Монсоро» Луи де Клермон де Бюсси д`Амбуаз (вполне историческая личность) был как раз из таких. Однажды он дрался, поспорив о форме узора на шторах, причем намеренно отстаивал далекую от истины позицию, специально провоцируя собеседника. Часто дуэли были вызваны соперничеством на любовном фронте. Обычно такой поединок был заурядной местью, хоть и обставленной с должным изяществом. Картели получали те, кому удавалось добиться выгодного назначения, престижной награды, получить наследство. Проходили поединки из-за лучшего места в церкви, на монаршем приеме или балу, из-за спора о достоинствах лошадей, охотничьих собак. Главное правило дуэлей было простым: получив оскорбление, вы можете сразу послать вызов, но тогда право выбора оружия принадлежит противнику. Однако оставалась лазейка: чтобы сохранить это право за собой, обиженный провоцировал обидчика бросить вызов. Для этого в ответ на оскорбление он сам обвинял собеседника во лжи и клевете. По свидетельству выдающегося юриста того времени Этьена Паскье, даже адвокаты не изобретали столько уловок в судебных процессах, сколько их придумывали дуэлянты, чтобы выбор оружия принадлежал именно им. Отказ от дуэли был невозможен. Без урона для чести отказаться от дуэли могли лишь люди старше 60 лет. Минимальный возраст для участия в поединках определялся 25 лет, но на деле бились уже с 15-16. Если дворянин носит шпагу, то обязан уметь защитить свою честь с ее помощью. Болезнь и увечье тоже могли считаться уважительной причиной для отказа от поединка. Правда, отдельные теоретики утверждали: если у одного из противников нет глаза - второй обязан завязать глаз себе, если нет конечности - прибинтовать к телу соответствующую у себя и т.д. Особ королевской крови вызывать на поединок запрещалась - их жизнь принадлежала стране. Порицались поединки между родственниками, между сеньором и вассалом. Если конфликт рассматривался судом, то решать его дуэлью уже было нельзя. Унижением в глазах света было требовать дуэли с простолюдином. По традиции, между лицами, которые бились на дуэли, после поединка должны возникать только дружеские отношения. Вызывать человека, который на предыдущем поединке победил тебя и оставил жизнь, было все равно что затевать дуэль с родным отцом. Это позволялось лишь в том случае, если победитель кичился победой, унижал побежденного. В качестве оружия на французских дуэлях использовали шпаги, иногда дополненные дагой в левой руке, реже случались поединки только на кинжалах или с двумя шпагами. Обычно дрались без кольчуг и кирас, часто снимали и верхнюю одежду - камзолы и колеты, оставаясь в одних рубашках или с обнаженным торсом. Так избавлялись от сковывающих движения одеяний и одновременно демонстрировали противнику отсутствие спрятанного доспеха. Чаще всего дуэли того периода завершались смертью или тяжелым увечьем одного их участников. Щадить противника было дурным тоном, а сдаться - унижением. Редко кто проявлял благородство, разрешая подобрать выбитое из рук оружие или подняться с земли после ранения - чаще убивали упавшего на землю и обезоруженного. Впрочем, такое поведение во многом объяснялось самой горячкой боя, а не жестокостью. Ссора Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом произошла в 1559 года на охоте в Фонтенбло. Мурон был молод, горяч и нетерпелив. Он выхватил шпагу и потребовал драться немедленно. Опытный военный, капитан Матас не только выбил у юноши шпагу, но и прочел ему нотацию о пользе фехтовальных навыков, заметив при этом, что нападать на опытного бойца, не умея драться, не стоит. Этим он решил ограничиться. Когда же капитан отвернулся, чтобы залезть в седло, взбешенный Мурон ударил его в спину. Родственные связи Мурона позволили это дело замять. Что характерно, обсуждая поединок в светских салонах, дворяне недоумевали, как опытный капитан мог допустить такую неосмотрительность, а не порицали бесчестный удар. Французские короли первое время присутствовали при самых знаменитых поединках. Однако довольно быстро их позиция сменилась. В 1547 году сошлись в поединке шевалье де Жарнак и де ля Шатеньери. Шпага Жарнака поразила де ля Шатеньери - известнейшего бойца своего времени и фаворита короля в колено и поединок был прекращен. Шатеньери был очень разгневан, не позволил себя перевязать, а спустя трое суток скончался. Генрих II отменил обязательность присутствия короля на дуэлях и даже стал их осуждать. Впрочем, первые королевские запреты привели не к исчезновению поединков, а наоборот, к увеличению их числа, причем теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и групповые нападения. Именно тогда появились секунданты, которые следили за соблюдением правил и в случае необходимости могли вмешаться. Но в 1578 году произошла дуэль, после которой секунданты также стали драться между собой. При дворе короля Генриха III было несколько молодых дворян, обласканных королем. Все они отличились на военном поприще, вызывающе одевались, ценили развлечения и галантные (и не только) приключения. За свой вид и поведение они получили прозвище «миньоны» (красавчики). В «Графине де Монсоро» Дюма по-своему изложил историю миньонов. Мы же расскажем о том, что было на самом деле.

Конфликт начался с частной ссоры одного из миньонов - Жака де Леви, графа де Келюса с Шарлем де Бальзаком д`Антрагом, бароном де Дюна. Причиной ссоры стала некая дама, интересовавшая их обоих. Во время беседы с соперником, Келюс, как бы шутя, сказал д`Антрагу, что тот дурак. д`Антраг, так же смеясь, ответил, что Келюс лжет. Противники явились в Турнельский парк к пяти часам утра, каждый в сопровождении двоих друзей. Один из секундантов Антрага, Рибейрак, как и было положено, пытался примирить соперников, но секундант Келюса Можирон грубо прервал его и потребовал немедленно боя с ним. После этого и двое оставшихся секундантов, Ливаро и Шомберг стали драться за компанию. Можирон и Шомберг погибли на месте, Рибейрак умер через несколько часов после поединка. Ливаро был покалечен - шпага начисто срезала ему щеку - и погиб через два года на другой дуэли. Антраг отделался легкой раной в руку. Келюс несколько дней боролся за жизнь, но скончался от множества ранений. Эта дуэль имела два очень важных последствия. Во-первых, она стала первым групповым поединком, после которого бои секундантов вместе с дуэлянтами стали входить в моду. Во-вторых, король, хотя и издал несколько актов против дуэлей, велел захоронить тела погибших миньонов в прекрасных мавзолеях и возвел над ними чудесные мраморные статуи. И французское дворянство поняло такую позицию короля соответствующим образом: драться, конечно, запрещено, но, на самом деле, сверхпочетно. Так началась настоящая «дуэльная лихорадка». Ордонанс 1579 года, изданный королем по настоянию Генеральных штатов, грозил наказанием за дуэль, как за оскорбление величества и нарушение мира, но кровь лилась рекой вопреки всем запретам. Только за 20 лет правления Генриха IV (1589-1610) на дуэлях, по подсчетам современников, погибло от 8 до 12 тыс. дворян (а некоторые современные историки приводят цифру в 20 тыс.). Однако королевская казна была вечно пуста, и потому вместо наказания, положенного по ордонансам, выжившим дуэлистам даровали «королевское прощение». За те годы таких бумаг было выдано более 7 тыс., причем они принесли казне около 3 млн. ливров золотом только на нотариальном оформлении. В таких условиях, когда драться стало модно и престижно, быстро мельчали и поводы для дуэли. «Я дерусь просто потому, что я дерусь» - говаривал легендарный Портос. В жизни было то же самое! Скажем, четверо достойных шевалье отправляются на встречу с другой четверкой (повод для конфликта имеется только у двоих из восьми). Вдруг один из первой четверки не может появиться - скажем, у него разболелся живот. Оставшиеся трое идут к условленному месту, и им навстречу попадается совершенно незнакомый дворянин, спешащий по своим делам. Они приветствуют его и говорят: «Достойный господин! Мы попали в затруднительное положение: их четверо, а нас - трое. Расклад не в нашу пользу. Не могли бы вы помочь нам?» И правила вежливости того времени требовали от незнакомца, ответить, что ему оказали честь, и что и он, и его шпага, полностью к услугам просящих о помощи. И он отправлялся вместе с троицей и вступал в бой с человеком, о котором даже ничего и не слышал до этого момента. Борьба королей с дуэлями вступила в новую фазу при кардинале Ришелье. Эдикт 1602 года угрожал самым тяжким наказанием (смертной казнью и полной конфискацией имущества) безразлично как участникам, так и секундантам и присутствовавшим. Несмотря на такую строгость закона, число дуэлей почти не уменьшалось. В правление Людовика XIV было издано одиннадцать эдиктов против дуэлей, но и в его правление королевские прощения выдавались практически всем. Последние французские дуэли проходили уже с использованием нового огнестрельного оружия, хотя поначалу здесь не обходилось без курьезов. Виконт Тюренн и граф Гиш затеяли стреляться из аркебуз. Точность выстрелов была малой: не повезло двум лошадям и одному зрителю - они были убиты. А дуэлянты, как ни в чем не бывало, помирившись, двинулись восвояси.

XIX столетие: закат дуэлей в Европе

В XIX веке дуэли в Европе становятся скорее исключением, нежели правилом поведения. Пережившая революцию, Франция воспринимала поединки чести как старый сословный предрассудок, рухнувший в небытие вместе с монархией Бурбонов. В Империи Наполеона Бонапарта дуэли тоже не прижились: корсиканец лично их презирал, и когда шведский король Густав IV послал ему вызов, ответил: «Если королю непременно угодно драться, я пошлю к нему в качестве уполномоченного министра любого из полковых учителей фехтования». Причины дуэлей порой по-прежнему были смехотворно ничтожными. Например, в 1814 году в Париже известный и дуэлянт шевалье Дорсан на одной неделе имел три дуэли. Первая состоялась, так как противник «косо посмотрел на него», другая потому, что офицер-улан «слишком дерзко взглянул» на него, а третья из-за того, что знакомый офицер «вообще не взглянул на него»! К середине XIX века единственной западноевропейской страной, где законы еще допускали дуэли, осталась Германия. Кстати, Германия стала родиной знаменитых студенческих дуэлей на отточенных шлегерах (рапирах). Дуэльные братства, которые образовывались при каждом университете, регулярно проводили поединки, впрочем, больше похожие на спортивные состязания. За 10 лет с 1867 по 1877 год только в маленьких университетах - Гиссенском и Фрейбургском прошло по несколько сотен дуэлей. Они почти никогда не имели смертельного исхода, так как принимались всевозможные предосторожности: дуэлянты надевали особые повязки и бандажи на глаза, шею, грудь, живот, ноги, руки, а оружие дезинфицировалось. По свидетельству одного врача в Иене, который с 1846 по 1885 год присутствовал на 12 000 поединках, не было ни одного случая со смертельным исходом.

Другой тенденцией XIX века стало положение на бумагу дуэльных традиций и правил, т.е. составление дуэльных кодексов. Впервые дуэльный кодекс опубликовал граф де Шатовильярт в 1836 году. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и обобщивший накопленный столетиями опыт.

Дуэль в России

Три века в Западной Европе лилась кровь, сверкали шпаги и гремели выстрелы на поединках чести. А вот в России было тихо. Первая дуэль здесь произошла только в 1666 году. Да и то между иностранцами, состоящими на русской службе. Это были офицер Патрик Гордон, шотландец, впоследствии учитель и соратник царя Петра, и майор Монтгомери, англичанин. В 1787 году Екатериной Великой был издан «Манифест о поединках». Дуэль в нем осуждалась как насаждение чужестранное. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Если же поединок оканчивался бескровно, то участникам дуэли и секундантам устанавливался штраф, а обидчика пожизненно ссылали в Сибирь. Любой, прознавший о дуэли, был обязан донести о ней властям. А врачам строго запрещалось лечить раны, полученные на «французских глупостях».

И вот на заре XIX века, в правление Александра I, когда в Европе дуэльный обычай вступал в закатную пору, в России началась своя дуэльная лихорадка. «Я вас вызываю!» - звучало повсеместно. Штабс-капитан Кушелев ждал шесть лет возможности сойтись на дуэли с генерал-майором Бахметьевым. Когда-то тот избил палкой молодого Кушелева, только поступившего на службу в гвардию. Хоть ему и было всего 14 лет, но обиду Кушелев не забыл и не простил. Сговорились стреляться «до повалу», но оба промахнулись. Бахметьев извинился, инцидент был исчерпан, но история на этом не закончилась. Один из секундантов, Венансон, как и положено по закону, донес о состоявшемся поединке военному губернатору Санкт-Петербурга. Состоялся суд. Постановили Кушелева повесить, Бахметьева и трех секундантов лишить чинов и дворянского достоинства. Но приговор должен был утвердить император. А Александр I взял и отменил решение суда. Кушелеву император назначил наказанием лишение звания камер-юнкера, Венансона велел посадить на неделю в крепость, а затем выслать на Кавказ, остальных вовсе отпустил. В итоге, Венансон, единственный, кто действовал по закону, пострадал больше всех. Император встал на сторону общественного мнения, а не закона.

Оскорбления, приводившие к дуэлям, условно делили на три категории:

1) Легкие; оскорбление касается несущественных сторон личности. Обидчик нелестно отозвался о внешности, привычках или манерах. Оскорбленный мог выбрать только род оружия

2) Средней тяжести; оскорбление было бранным. Тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти)

3) Тяжелые; оскорбление действием. Пощечина или тумаки и прочее рукоприкладство, а также очень тяжелые обвинения от обидчика. Потерпевший мог выбрать род оружия, род дуэли и назначал расстояние.

В России дуэли, как правило, проходили на пистолетах. Изначально пользовались европейскими правилами. Так, распространенной была дуэль с неподвижными стрелками. Это был поочередный обмен выстрелами не более чем через минуту. Очередность определяли жребием. Иногда на таком поединке вначале противников ставили спиной друг к другу. По команде оба они разворачивались и стреляли либо по очереди, либо кто быстрее. Расстояние на таких поединках было от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. Дуэль с «барьерами» - самая распространенная. Противников ставили на расстоянии в 35-40 шагов. Перед каждым из них проводили черту, ее могли обозначить флажком, тростью, брошенной шинелью. Эту метку называли «барьер». Между барьерами дистанция была в 15-20 шагов. По команде «вперед!» дуэлисты шли навстречу, взведя курки. Оружие следовало держать дулом вверх. Скорость - любая, нельзя стоять и отступать, можно ненадолго останавливаться. Первый выстрел мог сделать любой участник. А вот уже после первого выстрела тот дуэлянт, который еще не стрелял, мог потребовать, чтобы его противник дошел до своей метки. Отсюда и происходит знаменитое выражение «к барьеру!». Второй выстрел, таким образом, проходил на минимальной дистанции. Дуэль на параллельных линиях - самая редкая. Проводилось две черты на расстоянии 15 шагов друг от друга. Противники шли каждый по своей линии, расстояние постепенно уменьшалось, но минимум его был задан расстоянием между линиями. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже. Впрочем, были и чисто русские изобретения, такие как дуэль «через платок», когда противники стояли друг перед другом на расстоянии растянутого по диагонали платка, а из двух пистолетов заряжался только один по жребию, дуэль «дуло в дуло» точно такая же, только заряжены оба пистолета; и «американская дуэль», когда обмен выстрелами заменялся самоубийством по жребию.

Самым знаменитым российским дуэлянтом был граф Федор Толстой по прозвищу Американец. В поединках от его руки пало 11 человек, а по некоторым сведениям даже 17. Кстати, наказали его за дуэль только один раз. Убийство гвардейского офицера А.И. Нарышкина стоило ему недолгого заточения в крепости и разжалования в солдаты. Но тут началась война с Наполеоном, и Толстой смог проявить себя как отважный боец. За один год от солдата он дослужился до полковника! А вот судьба Федора Толстого наказала суровее, чем власти. Имя каждого убитого на дуэли Американец записывал в свой синодик. У него было 12 детей, почти все умерли еще во младенчестве, выжили только две дочери. С каждой детской смертью в синодике напротив имени убитого на дуэли человека появлялось короткое слово: «квит». По легенде, после смерти 11-го ребенка, когда кончились имена, Толстой сказал: «Слава Богу, хоть мой курчавый цыганеночек будет жив». Дочь Прасковья, «цыганеночек», действительно выжила. Дуэльные байки тех времен не менее увлекательны, чем современные рассказы охотников или рыбаков. Много баек ходило и о Толстом. Так рассказывали, что однажды у него возник спор на корабле с морским офицером. Толстой послал моряку картель, но тот заявил, что Американец гораздо лучше стреляет, и требовал уравнять шансы. Толстой предложил дуэль «дуло в дуло», а моряк считал, что честнее бороться в воде, пока один не утонет. Толстой не умел плавать, и моряк объявил его трусом. Тогда Американец схватил обидчика и вместе с ним бросился за борт. Выплыли оба. Но у моряка случился сердечный приступ, и он скончался.

Рассказывают также, что однажды к Американцу в отчаянии обратился его хороший знакомый с просьбой быть его секундантом. Назавтра ему предстояло стреляться, и он опасался за свою жизнь. Толстой посоветовал другу как следует выспаться и обещал его разбудить. Когда на утро друг проснулся, он понял, что время дуэли уже настало и, испугавшись, что проспал, кинулся в комнату Толстого. Тот спал без задних ног. Когда же друг растолкал Американца, тот пояснил ему, что накануне съездил к противнику друга, оскорбил его, добился вызова и стрелялся с ним час тому назад. «Все в порядке, он убит» - пояснил товарищу Американец, перевернулся на другой бок и продолжил спать. Кстати, в 1826-м чуть не случилась дуэль Толстого с Пушкиным, ее расстроила целая череда совпадений. А так, кто знает, может быть, жизнь поэта, частого участника дуэлей, прервалась бы раньше.

Короли, президенты и политики на дуэлях

В 1526 году дело чуть не дошло до дуэли между двумя самыми могущественными монархами Европы. Император Священной Римской империи Карл V назвал бесчестным человеком короля Франции Франциска I. Тот ответил вызовом. До поединка не дошло, но этот инцидент сильно поднял авторитет дуэли в массах.

Русский император Павел I вызвал на дуэль всех монархов Европы, опубликовав вызов в гамбургской газете - секундантами же у него должны были быть генералы Кутузов и Пален. Последний, кстати, несколько позже собственноручно убил императора. Но не на дуэли, а как заговорщик.

Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку».

А вот прусский король Фридрих Вильгельм I посчитал унижением для себя принять вызов от некого майора. Он выставил вместо себя офицера гвардии, который и защитил честь монарха. Формально король был абсолютно прав, но в свете его не одобрили.

В России одного офицера оскорбил Александр III, еще будучи цесаревичем. Офицер не мог вызвать наследника престола на дуэль, поэтому послал ему записку, требуя письменного извинения, в противном случае угрожая покончить с собой. Цесаревич не отреагировал. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Император Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.

Что же касается знаменитых некоронованных политиков, то многие из них также были причастны к дуэлям. Так, в 1804 году вице-президент США Аарон Бурр решил баллотироваться на пост губернатора штата Нью-Йорк. Александр Гамильтон, первый секретарь казначейства, публично обвинил его в ненадежности. Последовал вызов. Бурр смертельно ранил Гамильтона и предстал перед судом. В тюрьму он не попал, но репутация его была загублена. Теперь его помнят единицы, а потрет Гамильтона известен многим - он на 10-долларовой банкноте. В 1842 году Авраам Линкольн анонимно позволил себе оскорбить демократа Джеймса Шилдса. Он написал, что тот «такой же лжец, как и дурак». Шилдсу удалось выяснить, кто был автором. В Иллинойсе дуэли были запрещены, и соперники были вынуждены поехать для дуэли в соседний штат Миссури. Однако секундантам удалось уговорить Линкольна извиниться, а Шилдса принять извинение.

Революционер-анархист Бакунин вызывал на поединок Карла Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что, хотя Бакунин, как анархист, и был противником всякой регулярной армии, он вступился за честь русского мундира, который носил в молодости, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял, так как его жизнь теперь принадлежала пролетариату!

Некоторые курьезные случаи на дуэлях

200 лет назад молодую вдову Сан-Бельмонт оскорбил некий повеса. Он не желал биться с женщиной, и ей пришлось переодеться мужчиной и найти самостоятельный повод для вызова. На поединке она выбила у него шпагу и только тогда раскрыла тайну - его победила женщина. Противник был пристыжен вдвойне.

Популярным французским анекдотом была история о дуэли двух офицеров. Один из них опаздывал на поединок, и его секундант заявил противнику: «Лейтенант Макмахори просил передать, что, если вы торопитесь, можно начинать без него».

Однажды в Англии собрались биться двое лордов. Перед началом дуэли один из участников заявил о несправедливости: соперник был значительно толще. Тот тут же предложил отметить на себе контуры соперника и не засчитывать попадания за пределы отмеченной зоны. Растроганный противник от дуэли отказался.

Во многих вариациях рассказывают анекдот о самой известной театральной дуэли, меняя имена участников и название пьесы. Суть сводится к тому, что после нескольких неудачных попыток во время представления убить на дуэли персонажа, его партнер подбежал к нему и со злости пнул его ногой. Спасая положение, актер закричал: «Боже мой, его сапог отравлен!». После чего упал «замертво».

И, наконец, легендарная «американская дуэль» с участием Александра Дюма. Поссорившись с неким офицером, он был вынужден принять его условия дуэли. Один заряженный револьвер, шляпа, а в шляпе две бумажки с надписями «смерть» и «жизнь». Кто вытянет «смерть», должен застрелиться сам. «Смерть» вытянул Дюма. Простившись с друзьями, он удалился в соседнюю комнату. Грянул выстрел. Распахнув дверь, секунданты увидели в комнате невредимого Дюма, который произнес: «Промахнулся!»

Экзотические дуэли

В 1645 году в Лондоне состоялся поединок в темном подвале на колунах. В конце концов противники попросту устали - колуны были тяжелыми - и помирились.

Молодые французы Пик и Гранпер боролись за сердце примадонны королевской оперы. Когда дело дошло до дуэли, эти бравые ребята решили провести поединок не на земле, а на небесах. Оба поднялись в небо на воздушных шарах. На высоте 200 м шары сблизились на расстояние прицельного огня. Гранпер выстрелил из шомпольного ружья первым, и попал в оболочку шара противника. Летательный аппарат загорелся и камнем пошел вниз. На грешной земле выяснилось - красотка сбежала за границу с третьим воздыхателем.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане просидели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В конце концов, кобра все-таки укусила одного из дуэлянтов.

Совсем уж странная дуэль чуть было не состоялась в России с участием легендарного авантюриста и мистификатора графа Калиостро. Калиостро обозвал шарлатаном врача наследника престола будущего Павла I. Лейб-медик вызвал его на дуэль. Граф выбрал оружием две пилюли, одну из которых начинят ядом. Однако медик от такой «дуэли» отказался.

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов бились на тяжелых медных канделябрах. Цитович выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Говорят, что Хемингуэй, будучи корреспондентом на Итальянском фронте во время Первой Мировой, был вызван на дуэль и предложил условия и оружие: на двадцати шагах и ручные гранаты.

Известны случаи, когда в дуэлях участвовали и женщины. Причем иногда защищая честь мужчин. В 1827 году во Франции мадам Шатеру узнала, что ее муж получил пощечину, но не потребовал сатисфакции. Тогда она сама вызвала обидчика на дуэль и серьезно ранила его шпагой. А оперная певица Мопэн вообще имела репутацию настоящей бретерши. Она имела нрав весьма необузданный и брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования. На одном из приемов Мопэн оскорбила одну из дам. Ей предложили покинуть зал, но она поставила условие, чтобы с нею ушли и все недовольные ее поведением мужчины. Нашлось трое смельчаков, и всех их одного за другим оперная фурия по очереди заколола. Людовик XIV, весьма непримиримо настроенный к дуэлям, восхищенный смелостью Мопэн, помиловал ее.

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков. Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д. Оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались.

В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде. В случае оскорбления можно было спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении- это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д); оружия и рода дуэли (при среднем-таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань); оружия, рода и дистанции (при тяжком- к таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары, измена жены).

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники. Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Следующим этапом после вызова был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.

При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:

Места и времени;

Оружия и последовательности его применения;

Финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места, дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка бьши: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами. Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые секундантами. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем:

"Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты, и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов:

"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал:

"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько:

1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).

а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.

б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.

в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой". Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

г) Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

2. Подвижная дуэль

а) Прямолинейное сближение с остановками.

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

б) Усложнённое сближение с остановками.

Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

в) Встречно-параллельное сближение.

Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.

Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.

Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).

Для выстрела надо было остановиться, а после него -ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Правила также включали в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Окончание

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

У Пушкина было много дуэлей. Вызовов на дуэли еще больше, аж 30!
К счастью, не все дуэли состоялись. Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, но в то время этого было мало. Дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому кто первый раз держит пистолет в руках и способен лишь навести его в сторону противника (

Время дуэлей Пушкин он ни разу не пролил кровь противника (кроме последнего поединка) и никогда не стрелял первым. Дуэли - это странная черта в Пушкине.

Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.

Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним.

После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу (далеко не красавицу) . Итог: Дуэль отменена.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: Дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.
Причина: Шутка что пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барье-ра так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: Дуэль не состоялась.

5/ 1. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: Дуэль отменена примирением сторон.

9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком.
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую--то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: Дуэль не состоялась.

10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: Дуэль не состоялась Дегильи отказался.

11 / 2. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

13 / 3. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: Дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

18 / 4. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: Дуэль отменена.

20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: Дуэль отменена.

21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.

22. 1828? год. Дуэль с неизвестным.
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее "... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям Ф. Н. Глинки.

23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: От дуэли противников удержал поэт и публицист Федор Глинка.

24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу и услышанная фраза обращенная к Пушкину "Прогоните его". Итог: Дуэль отменена.

25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: Дуэль отменена.

26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: Дуэль отменена.

27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.Итог: Дуэль отменена.

28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: Дуэль отменена.

29. 1936 год. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса.
Причина: Анонимные письма "рогоносца" с намеком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, т.к. Дантес делает предложение сестре Натали - Екатерине Гончаровой.

30 / 5. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя посылает приемного сына Жоржа Дантеса.
Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Итог: Пушкин убит, Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди).



mob_info