Чечетка история танца. Как все начиналось

Степ-аэробика, джазовый танец и танцевальная аэробика - все это производные классической аэробики.

Степ-аэробику разработала около 10 лет назад американка Джин Миллер, известный фитнес-инструктор. Все началось с травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Для укрепления мышц передней поверхности бедра, необходимого для восстановления функции коленного сустава, она выполняла подъемы и спуски. Занятия оказались довольно однообразными и нагоняли скуку. И тогда Джин стала выполнять их под музыку, чтобы разнообразить скучные подъемы и спуски различными вариантами шагов. Тренировка оказалась эффективной и приятной. И опомнилась Джина только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Так зародилась степ-аэробика и получившая широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни .

Step в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Пусть это будет ваш первый шаг на пути к красивой и тренированной фигуре, которую вы создадите себе сами

Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

Она представляет собою шаговую аэробику, заставляющую работать крупные группы мышц. Методика ее направлена на то, чтобы параллельно со снижением веса тела развить возможности сердечно - сосудистой системы. Упражнения выполняются под музыку и на специальной степ - платформе, которую применяют не только для повышения выносливости, но и в качестве кардио-тренажера, не говоря уже о широком ее применении в силовой аэробике. Этот вид аэробики характеризуется низкой нагрузкой на скелетно-мышечный аппарат, что позволяет не переутомляться на занятиях.

Степ-аэробика уникальна в своем роде. Вам не придется приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно самого минимума, который наверняка найдется в каждой квартире. Этот минимум состоит из шаговой скамейки, широкой резиновой ленты, мяча и двух небольших гантелей, которые дадут нужную нагрузку на плечевой пояс.

Занятия степ - аэробикой положительно влияют и на нервную систему - отступает депрессия, снижается нервозность и агрессия по отношению к окружающим. Это становится следствием того, что активный спорт позволяет выплескивать всю накопившуюся негативную энергию.

Как правило, одно стандартное занятие включает в себя несколько упражнений разной интенсивности:

Это тренировки с чередованием аэробной и силовой нагрузок;

Тренировки на нестабильной платформе, способствующие повышению уровня координации и функциональной силы;

Тренировки с чередованием кардионагрузок и силовых упражнений;

Разного рода смешные тренировки, сочетающие упражнения базовой аэробики и тренировку мышц брюшного пресса.

Большая популярность степ-аэробики объясняется следующими факторами:

1) Основные движения просты и вполне доступны людям без специальной двигательной, в частности танцевальной, подготовки;

2) Тренинг проводится в знакомой обстановке. Каждый клиент выполняет упражнения на своем постоянном месте. Инструктор может легко осуществлять контроль и коррекцию нагрузки, наблюдать за занимающимися. Для проведения занятий не требуется больших залов;

3) Движения отличаются большим разнообразием в зависимости от уровня подготовленности: начиная от простейших шаговых движений, напоминающих подъем и спуск по лестнице, до сложных хореографических элементов, танцевальных движений и комбинаций различного характера. Можно разнообразить движения за счет положения платформы вдоль туловища или поперек, а также используя две платформы .

Этот вид аэробики задействует крупные группы мышц и активно воздействует на кардио-респираторную систему.

Основные преимущества степ - аэробики:

Простота движений - все движения просты и повторить их неподготовленному человеку не составит проблем;

Достаточная мотивация - необходимо проводить тренировки на одном и том же месте, в компании людей с такой же целью как и у Вас. Тренер постоянно регулирует нагрузку и улучшает мотивацию;

Разнообразие нагрузок - для каждого уровня подготовленности существуют специальные программы, направленные на развитие тех или иных проблемных участков тела. Можно включать в тренировку упражнения с двумя степ-платформами;

Силовые тренировки - степ-платформу можно использовать и при силовых тренировках;

Комплексная нагрузка - множество упражнений задействующих целые группы мышц;

Эмоциональная разгрузка - занятия степ-аэробикой отлично влияет на ваше психо-эмоциональное состояние.


Степ-аэробика - замечательное изобретение американского тренера-инструктора по аэробике Джин Миллер. Когда-то она травмировала колено. Чтобы ускорить выздоровление, Джин решила тренироваться на ступеньках своего дома. Её подъёмы и спуски по этим ступенькам дали поразивший её результат. И тогда Джин решила разработать новый вид аэробики, который впоследствии и был назван степ-аэробикой.

Сейчас она приобретает очень большую популярность и завоёвывает любовь всё большего и большего количества людей. Ведь это один из самых простых, но при этом эффективных видов тренировок.

Фактически, это танцевальные занятия. Но проводятся они не просто так, а с помощью специального приспособления. Это платформа, которая может менять свою высоту.

Между прочим, учёные утверждают, что с помощью этого вида аэробики вполне реально вылечить остеопороз и артрит. А уж как восстанавливающее средство после травм, особенно спортивных, она просто незаменима.

Смысл степ-аэробики заключается в поднятии на платформу и спусках с неё под ритмичную музыку в сочетании с танцевальными движениями. Именно от этого сочетания получается великолепный эффект - физическая нагрузка, тренировка дыхательной системы и сердца, развитие координации движений. С помощью занятий можно нормализовать также и артериальное давление. Ну а самое главное для любой женщины - формирование красивой фигуры. Это ли не повод начать заниматься именно этим видом аэробики? Между прочим, с неё начинают свою разминку спортсмены из футбольной сборной Бразилии. И делают это совершенно правильно, потому что в качестве разминки она очень полезна профессиональным спортсменам.

Более того, исследователи утверждают, что подобные тренировки оказывают действие не только на улучшение физического состояния и лечение определённых заболеваний. По их мнению, степ-аэробика улучшает и психическое состояние тех, кто регулярно ею занимается. Она выводит людей из депрессивных состояний, уменьшает нервозность.

Во время тренировок сжигается достаточно большое количество калорий, что способствует успешному похудению - мечте многих женщин.

Для того, чтобы уменьшить или увеличить интенсивность тренировки, можно менять высоту платформы, и, кроме того, темп музыки. Поэтому степ-аэробика годится для людей с различной степенью физической подготовки. Для тех, кто меньше готов к физическим нагрузкам, можно уменьшить высоту платформы и взять более медленную музыку. А вот для тех, кто уже давно и успешно занимается этим видом аэробики, вполне подойдёт максимальная высота и быстрый темп музыки. А более двухсот движений, которые выполняются во время тренировок, обеспечивают выбор для всех желающих заниматься, независимо от уровня подготовки, а также возраста. Иными словами, степ-аэробика доступна каждому. Кстати, для того, чтобы начать ею заниматься, не придётся нести больших расходов, как, скажем, на приобретение дорогостоящих тренажёров. Специальную платформу для занятий - степ, для начала вполне может заменить какое-то возвышение, найденное в собственной квартире. Скажем, какая-то устойчивая невысокая скамейка. А настоящий степ несложно приобрести практически в любом спортивном магазине, где обычно можно купить детские качели для дачи, ролики, тренажеры и другие подобные товары. Кроме этого, понадобится только удобная обувь на устойчивой подошве, например, беговые кроссовки. Особых требований к одежде для тренировок тоже нет, единственное из них - короткие спортивные брюки для занятий. Это могут быть любые лосины или так называемые "велосипедки".

С этим минимальным набором у каждого есть возможность выработать прекрасную осанку, красивые движения, и просто получить удовольствие от занятий. Особенно если заниматься этим видом в группе. Ведь во время коллективных занятий, при виде людей, синхронно вместе с вами выполняющих красивые танцевальные движения под ритмичную музыку, моральное удовлетворение от занятий многократно возрастает. Это так же легко и весело, как, например, детские качели или прыжки на батуте, но при этом значительно полезнее и эффективнее.

Уже через полтора месяца после начала тренировок эффект от занятий будет заметен. Кстати, это произойдёт гораздо быстрее, чем при занятиях обычной, классической аэробикой. Это связано с тем, что при аналогичных упражнениях, нагрузка более интенсивна. При этом выполнение танцевальных движений делают занятия лёгкими, поднимает настроение, снимает стрессы.

Именно поэтому среди многих стилей аэробики стоит выбрать именно этот. А уж во время восстановительного периода после травм лучшего способа привести организм в норму просто нет. Ради этого стоит потратить своё время на тренировки. И вам всего-навсего требуется выделить лишь по пятьдесят минут три раза в неделю.

Самой главной наградой за это станет прекрасная фигура, отличное самочувствие, хорошее настроение.

Описание

Степ — является разновидностью танцев, особенностью которой считается ударная ритмическая работа ног. «Степ» с английского языка переводится как «шаг», этот термин в английском языке объединяет любой танец, который включает в себя упор на работу ног. Степ обычно исполняется в специальной обуви, которая дает звонкий стучащий звук. Основателями жанра считаются братья Николас, Сэмми Дэвис-младший, Билл Робинсон, они использовали для исполнения дубовый пол и твердую подошву.

Основные движения

Одинарные удары

  • Тар Ten - касание, удар, простой одинарный удар, который производится подушечкой ноги, вес тела держится на опорной ноге;
  • Step-ball, step-ball - простой одинарный шаг, выполняется одной ногой, при этом переносится вес тела, касание пяткой пола не происходит. Может выполняться с шагом на месте, в сторону, назад, вперед;
  • Clap - хлопок ладошами;
  • Snap - щелчок пальцами;
  • Stomp - простой одинарный звук, воспроизводится прикосновением всей подошвы к полу, вес на опорной ноге;
  • Stamp - простой одинарный звук, воспроизводится всей подошвой, вес переносится на ударяющую ногу;
  • Brash - метла, простой одинарный удар, выполняется ногой при ее раскачивании вперед, пятка пола не касается. После движения, нога остается поднятой, вес на опорной ноге;
  • Spank, brush back - щетка назад, шлепок - тот же удар, только выполняется назад;
  • Scuff - простой одинарный удар, прикосновением пятки к полу, когда нога идет вперед. После удара нога на пол не опускается;
  • Heel - пятка - простой удар, звук идет от пятки, которую опускают на пол;
  • Toe - носок - простой удар, носком об пол, вес на опорной ноге;
  • Hop - прыжок - простой одинарный удар, нужно подпрыгнуть на одной ноге и опуститься на ту же ногу;
  • Jump - прыжок - простой одинарный звук, воспроизводится подушечкой ноги во время перепрыгивания с ноги на ногу;
  • Dig - толчок - сильный удар пяткой;
  • Pick up - поднять колено после выполнения движения «метла»;
  • Lunge - выпад - простой звук, воспроизводится всей стопой, вес тела переносится на согнутую ногу;
  • Slide - скользить стопой по полу.

Двойные удары

  • Slap - шлепок -движение выполняется как флеп. Только после движения нога от пола не отрывается;
  • Shuffle - шарканье - двойной удар, происходит когда носок ноги касается пола. Во время того, как нога раскачивается вперед, а потом назад - передний шафл, в сторону и в исходное положение - боковой шафл. Назад - задний шафл. После завершения движения нога остается поднятой над полом;
  • Scuffle - волочить - принцип движения такой же, что и у шаффла, сначала пола касается носок. Потом пятка в направлении от себя, потом пятка, а после нее носок к себе. Тело находится всем весом на опорной ноге;
  • Click - клик - удар пятками друг об друга или носками;
  • Flap - хлопок- двойной удар, производится легким прикосновением носка к полу в то время. когда нога движется назад;
  • Ball change - перемена ног - двойной удар, который производится с помощью подушечек ног, когда одна нога сменяет другую;
  • Pull-back - двойной удар, который происходит от того, что подушечка ноги прикасается к полу, а потом исполнитель на эту же ногу и приземляется;
  • Chug - скользящий удар, который происходит от того, что подушечка ноги касается пола, при этом как бы вздрагивает и одновременно скользит вперед. Пятка этой же ноги опускается на пол;
  • Double pull back - двойное оттягивание назад - производится четыре удара. Подушечка ноги прикасается и делает браш назад, затем то же самое выполняет другая нога, потом ноги друг за другом приземляются. Это движение выполняют во время прыжка назад;
  • Wing - крыло - тройной удар, производится касанием подушечки ноги. Когда нога раскачивается в сторону от себя, потом к себе и приземление происходит на подушечку ноги. Которая была в движении. Тело всем весом остается на опорной, другой, ноге;
  • Double wing - двойное крыло, описанное пунктом выше, движении выполняется обеими ногами. Вес тела переносится на ногу, которая делает движение;
  • Cramp roll - четыре удара, которые производятся прикосновением подушечки к полу одной ноги, потом другой, потом пятки одной, потом другой. Движение можно выполнять при движении в стороны, при вращении на месте, по кругу. Первый удар выполняется по направлению движения ноги;
  • Flap heel - тройной удар - производится легким прикосновением носка об пол в то время. Когда нога идет вперед, потом, когда подушечка опускается, а потом пятка;
  • Step ball change - тройной удар, производится, когда исполнитель наступает на подушечку ноги и переносит тело на нее, а потом меняет ноги на полупальцах;
  • Shuffle ball - четыре удара, производится подушечкой ноги об пол во время раскачивания ноги вперед, а потом назад, потом подушечка этой же ноги приземляется на пол, другая нога повторят это же движение;
  • Walzclog - движение выполняется на ¾, «раз» - степ, «два, три» - шаффл болл ченч свободной ногой.

История возникновения

Степ появился на свет благодаря смешению афроамериканского и ирландского танцев. Особую популярность получил в Соединенных штатах и, на рубеже 19-20-го веков, выделился как новый танец.

В 30-40-е годы появились музыкальные голливудские картины, он стал еще популярнее, Пол Дрейп, Фред Астер, Рей Болджер привнесли в него элементы из современных направлений. Движения классического балета обогатили эстетику танца. Джаз естественным образом способствовал распространению танца и добавил мелодическую и сложную ритмические основы.

70-е годы принесли степу новое рождение, благодаря старым мюзиклам США. Стали открывать танцевальные школы.

В СССР степ не был официально признан, но братья Гусаковы пользовались известностью.

После распада СССР это направление начинает активно развиваться. Становятся известными Владимир Кирсанов, Сергей Остапенко. Алексей Грилко, Александр Останин, Олег Федоткин.

История степа

Интересная, обобщающая статья, подготовленная Артемом Бабаянцем, опубликованная в журнале World Dance.

Сразу оговорюсь, речь пойдет именно об американском степе, хотя само выражение "американский степ" у танцоров из США вызывает недоуменную улыбку: мол, какой еще может быть степ, если не американский. И они по своему правы… Несмотря на то, что сама идея выбивать звук ногами в процессе танца получила распространение в самых разных уголках Земли (от Африки до России), настоящий степ (или tap dance) является чисто американским изобретением.

Степ наряду с фламенко, народной чечеткой (clogging), ирландским hard shoe dance является одним из видов перкуссионного танца (percussion - лат. выстукивание). Интересно однако то, что история возникновения степа связана прежде всего с музыкальной, а не с танцевальной традицией. Может быть, поэтому некоторые теоретики иногда относят степ не к танцевальному, а музыкальному искусству (вспомните знаменитое "степ - это музыка ног", к примеру). Итак, давайте разбираться…

Часть 1. ХVIII - ХIX ВЕКА

Зарождение степа было связано с развитием работорговли в Америке, которое привело к неизбежной коллизии совершенно различных культур: европейской и африканской. Именно эта коллизия и дала начало новому виду музыки, которому потом было суждено превратиться в новый вид танца. Дело в том, что американские рабовладельцы были очень обеспокоены возможностью возникновения бунтов и восстаний черных рабов. Узнав, что африканцы могут передавать различные закодированные сигналы на дальние расстояния при помощи барабанов, рабовладельцы запретили использование любых ударных инструментов. Поэтому во время религиозных церемоний и праздников рабы начали выстукивать ритм (а какой африканский праздник без ритма?!) … ногами… Уже тогда появились ныне известные нам shuffl"ы, stopm"ы и прочие основные удары. Ритмические рисунки постепенно усложнялись, но суть оставалась той же - через ритм выражалась эмоциональная составляющая музыки.

Отсчет истории степа принято вести с 18 века: именно в 1700-х годах в южных штатах активно распространяется ирландская жига (jig), привезенная ирландскими беженцами, и западноафриканская жиуба (giouba) - сакральный негритянский танец. К началу 19-го века африканские ритмы соединились с ирландской жигой и появился совершенно новый стиль, называемый buck and wing (дословно: "доллар" и "крыло"). Кроме того, пришедшая из английского графства Ланкашир чечетка (clog) также получает распространение в США и постепенно преобразуется в новые стили: hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog. Танцоры этих стилей уже имели специальную обувь: с деревянными подошвами и каблуками. Тем не менее, ни один из этих стилей не мог похвастаться тем, что имел buck and wing, а именно синкопированным ритмом, который в последствии и приведет к созданию джазового степа.

Чуть позже приобретает популярность еще более изящный стиль танца, который получает название "мягкий туфель" (soft shoe), он в свою очень исполнялся в любой обуви. В этом танце юмор, как ни странно имел большее значение: танцоры как бы пародировали традиционные степовские движения. Наряду с этими основными видами танца, были известны оружейный степ (shortgun tap), а также flash step, исполняемый хуферами. Хуферами (hoof - англ. копыто) называли танцоров, работающих в водевилях, - основной особенностью хуферов было умение мастерски импровизировать прямо на сцене.

Начало собственно степа как умелой комбинации из европейской жиги, ирландского рила (reel), народной чечетки (clog) и африканских ритмов связано прежде всего с именем Мастера Джубы (настоящее имя - William Henry Lane), жившего с 1825 по 1852 года и приобретшего свою наивысшую популярность к 1845 году. Мастер Джуба (Master Juba) выступал в так называемых Министрельных шоу (Minstrel Shows), которые по сути положили начало знаменитым бродвейским ревю, состоящим из подборки танцевальных, музыкальных и вокальных номеров. В министрельных шоу работали, как правило, свободные негры и ирландцы. Причем среди белых актеров вошло в моду красить лица черной краской (blackface), очевидно, чтобы более походить на своих черных собратьев - эта традиция оставалась актуальной вплоть до 20-х годов 20 века.

Стоит отметить, что огромную популярность до конца 19 века имеет и народная чечетка (clog), которая продолжает существовать параллельно со новыми видами перкуссионного танца. Проводятся даже регулярные соревнования по чечетке, где судьи сидят не у сцены, как принято сейчас, а под подмостками. Делалось это для того, чтобы судья мог следить за качеством и скоростью звука (у лучших чечетоников скорость удара достигала 70 за 15 секунд). Верхняя же часть тела танцора всегда оставалась неподвижной. В 1866 появился первый мюзикл "The Black Crook" ("Черный жулик"), который включил в себя чечеточные номера, в том числе и "танцора на пьедестале" (Pedestal Dancer). Этот номер по сути был преддверием знаменитых степ-танцев на платформах (как, например, в "42-й улице"): танцор взбирался на 24-х дюймовый пьедестал и выбивал чечеточную композицию, правда его тело при этом оставалось неподвижным как статуя.

Считается, что после войны Севера и Юга (1861-65), то есть тогда, когда смешение культур переживало настоящий бум, степ начал постепенно меняться: в танец были добавлены синкопированные удары, а движения танцоров стали более раскованными, свободными, а, кроме того, изменилось положение корпуса и тела. Но все это, была лишь предыстория, ибо все танцы, развивавшиеся в 18-19-ом веках называются исследователями английским словом "vernacular", то есть народными, традиционными. Формирование степа в том виде, в котором мы знаем его сегодня, связано именно с 20 веком.

Часть 2. ХХ ВЕК

Век двадцатый дал степу все: от названия и терминологии до выработки основных стилей и индивидуальных школ преподавания. С точки зрения развития степа: все двадцатое столетие можно разделить на 5 этапов:
· 1900-1920-е годы - время становления степа как особого вида танца,
· 1930-40-е годы - "золотой век степа", сегрегация стилей,
· 1950-начало 1960-х - эпоха "застоя",
· середина 60-х -1980-ые годы - возрождение,
· 1990-ые-2000-ые - время экспериментов и больших шоу.

Начнем с терминологии… Впервые термин "tap and step dance" был использован в 1902 году в шоу Неда Уейборна "Minstrel Misses". Где-то в это же время происходит соединение двух основных стилей перкуссионного танца: танца в туфлях на деревянной подошве и танца в мягких кожаных туфлях. Никто точно не может сказать, когда к кожаным туфлям стали привинчивать алюминиевые набойки (предположительно - не раньше 1910 года). Известно только то, что первой патент на набойки оформила фирма Capezio, а первый раз в печатном виде выражение "танец с набойками" (tap dance) было зафиксировано только в 1928 году. Однако суть исторических изменений в стилистике тэп-танца связана не с обувью, а с новым стилем музыки, который возник в первой четверти 20-го века.

А музыкой этой был, безусловно, джаз. Именно джаз, также родившийся из сочетания западноафриканской и европейской традиции, дал грандиозный толчок развитию степа в 1900-1920-е годы. Яркая, необычная, синкопированная музыка, выросшая из рэгтайма, блюза, спиричуэла и построенная полностью на доминировании ритма, была словно создана для степа. Неудивительно, что степ в 10-20-х годах назывался "джазовым" и считался танцем "черных". И джаз, и степ воспринимались как оппозиция высокой ("белой") культуре. Черные исполнители учились танцевать на улице, воруя друг у друга движения, соревнуясь друг с другом и оттачивая свое мастерство до блеска, чтобы потом проявив себя в конкурсах любителей (amateur contests), получить приглашение участвовать в больших "негритянских" шоу.

Однако 1914 году произошло событие, которому было суждено изменить путь развития степа. Именно в 1914 году в Гарлеме, в театре Лафайет открылось шоу Darktown Follies ("Глупышки черного города"), представлявшее из себя музыкальное ревю-пародию на "белый" театр. Критики называли его "негритянским балетом", однако на балет это было совершенно не похоже: танцоры демонстрировали все виды ритмического танца: там был и прототип линди хопа (the Lindy Hop), и различные стили степа, и акробатические танцы. Популярность шоу была огромной, поэтому в этом же году знаменитый продюсер Флоренс Зигфельд покупает шоу и переносит его полностью на бродвейскую сцену. Таким образом впервые "черный" ритмический танец был представлен "белой" публике. Стоит ли говорить, что название шоу было изменено на впоследствии ставшее знаменитым "Ziegfeld Follies".

20-е годы стали временем стремительно расцвета джазового (ритмового) степа. Сухой закон, принятый в 1919 году, оказался на руку степистам: степ предлагался в качестве одного из развлечений клиентам питейных заведений (speakeasies), таких как, например, Cotton Club, где работали в основном черные музыканты, танцоры и хореографы. Параллельно на Бродвее ставятся мюзиклы со степом: например, "Shuffle Along", который по словам критиков стал началом "века джаза" в мюзикле. Тогда же вырабатываются многие основные комбинации, которые потом станут практиковаться во всех степ-школах. Одним из ярчайших примеров таких комбинаций был знаменитый shim sham shimmy. Примерно в это же время рождается и time step, корни которого уходят в популярный на рубеже веков buck and wing dance.

Однако, как мы указывали выше, само выражение tap-dance появилось только в 1928 году, и связано это было с мюзиклом Blackbirds ("Дрозды"), звездой которого стал пятидесятилетний Билл Робинсон (Bill "Bojangles" Robinson). Именно его часто называют самым первым джазовым степистом Америки. По преданию, он мог в танце двигаться назад быстрее, чем большинство людей может двигаться вперед. Среди танцоров того времени также особняком стоит имя Джона Саблетта Бабблза (John Sublett Bubbes), который, как считают многие стал изобретателем "ритмического" степа (rhythm tap): до него степисты танцевали как бы постоянно стоя на носках, Бабблз же опустился "на пятки", ввел необычные синкопированные удары, нарушил привычные двухтактовые фразы, открыв тем самым дорогу современной джазовой перкусии.

Интересно, что именно в 10-20-е годы степ перестает быть сугубо мужским видом танца, более того, лучшим степистом мире многие исследователи называют именно женщину - Элеанор Пауелл (Eleanor Powell), которая начала танцевать в 11 лет, в 17 лет выступала на Бродвее, а в 23 подписала контракт с голливудским грандом MGM и стала звездой мюзиклов "Рожденная танцевать" (Born to Dance) и "Бродвейская мелодия 1938 года" (Broadway Melody of 1938). Ее также называли самым быстром степистом в мире.

В 1930-40-х годах популярность степа возрастает неимоверно, и происходит это в первую очередь благодаря тому, что степ (естественно как составная часть мюзикла) переходит на киноэкраны. Это же обстоятельно привело к тому, что традиционный джазовый (ритмический) степ стал терять свое значение: киногерои согласно негласному закону американского кино должны быть белыми, а большинство мастеров джазового степа было афроамериканцами. Кроме того, звук в кино записывался отдельно: поэтому правило "мы слышим то, что видим", принятое в "черном" степе, перестало действовать. Таким образом, Америка невольно открыла для себя новый вид степа: тщательно отрепетированный, с элементами классической хореографии и с отдельно записанным звуком. Огромную роль в создании нового стиля степа, который в последствии стали называть белым или классическим, сыграло творчество замечательного американского танцовщика Фреда Астера (Fred Astaire). Получивший балетное образование Астер не просто внес в степ элементы классического танца, а дал степу то, что раньше считалось не очень важным - актерский образ. Астер не просто танцевал и импровизировал, каждый танец Астера имел какую-то изюминку, драматическую коллизию, которая заставляла зрителя не просто любоваться отточенной техникой танцора, но и прекрасной актерской работой. Астер был признан лучшим танцовщиком 20-го столетия даже классическими исполнителями, такими как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Другой звездой американского кинематографа, был Джин Келли (Gene Kelly), стиль которого разительно отличался от астеровского отсутствием аристократичности, но в принципе тоже базировался на соединении классической хореографии (и даже акробатики) и степа в контексте драматического образа.

Отметим, что афроамериканские танцоры появлялись в фильмах, как правило, только для показа "вставных" номеров, как правило, не связанных с основным сюжетом. Хорошим примерок такого номера может послужить песня-танец "Чаттануга Чу Чу" из фильма "Серенада Солнечной Долины" (1941 г.), где самый яркий и популярный за всю историю степа дуэт в лице братьев Файарда и Гарольда Николасов (the Nicholas Brothers) продемонстрировал великолепный образец акробатического степа. Помимо акробатического степа в 40-е годы развивались и другие стили: эксцентрик-тэп (Jigsaw Jackson, позднее Donald O"Connor, Ray Bolger), русский стиль (Ida Forsyne, Dewey Weinglass), флэш-экт (the Bery brothers), класс-экт (Maxie McCree, Aaron Palmer и др.). Большинство танцев исполнялось под музыку так называемых биг бэндов (больших оркестров), играющих популярный в то время свинг: со степистами работали такие метры джаза как Дюк Эллингтон, Каунт Бейси и другие.

Однако в 50-е годы музыкальные вкусы поменялись, на большие оркестры был введен федеральный налог, в фильмах начали доминировать балетные сцены, и как следствие степ теряет свою популярность и становится делом энтузиастов, занимающихся этим исключительно для собственного удовольствия. Знаменитый нью-йоркский Hoofer"s Club закрывается, и многие танцоры переквалифицируются в водителей, барменов, лифтеров, плотников и т.д.

И только в середине 60-х годов ряд больших танцевальных событий на Бродвее возродил интерес к степу. 6 июля 1963 года Маршал Стиарнс вынес на суд публики шоу с участием семерых хуферов, работавших в стиле 30-40-х годов. 7 апреля 1969 года Летиция Джей презентовала свою программу Tap Happenings ("События степа") в нью-йоркском театре Берта Уиллера. В 1970 на бродвейской сцене был восстановлен старый мюзикл "Нет, нет, Нанетта" с чечеточными номерами. Все это (плюс ряд телепрограмм о степе) вызвало ностальгический интерес к этому виду танца, и в 70-ых годах степ наконец-то признали не просто формой развлечения, а видом искусства. А в начале 80-ых степ вернулся на киноэкраны: вышли фильмы с участием замечательного танцора - Грегори Хайнса (Gregory Hines). В это же время образуется множество различных коллективов и школ, занимающихся этим видом танца, стали активно проводиться международные фестивали и соревнования. Все это привело тому, что Конгресс США в 1989 объявил 25 мая - Днем Степа, который теперь празднуется энтузиастами по всему миру.

Еще одним результатом такого бурного развития степа стало появление уже в 90-х годах огромных международных шоу, самым ярким из которых стало шоу "Риверданс" (Riverdance), которое стартовало в Дублине и благодаря знаменитому семиминутному отрывку, показанному на "Евровидении-1994", стало международным феноменом. Необычность "Риверданса" заключалась в частности и в том, что он объединил в себе почти все виды перкуссионного танца (ирландский hard shoe, тэп и фламенко). Ведущим хореографом и танцоров "Риверданса" стал Майкл Флетли, который в последствии создал полностью ирладскую программу "Lord of the Dance", также получившую огромную популярность во всем мире. Другим интересным шоу, объединившее две разные музыкальные традиции: джазовый степ и рэп, явилось программа "Bring "da Noise, Bring in "da Funk". Шоу вышло в Нью-Йорке в1996 году, а постановщиком его был блистательный Савион Гловер (Savion Glover), который был назван "внуком старых мастеров степа". Гловер пытается вернуть степу право называться музыкой: работу степиста он считает аналогичной работе барабанщика. В своей технике Гловер использует не только традиционные удары (носок и пятка), но и боковые удары, удары серединой ступни и т.д.

В целом, попытки экспериментировать, объединять стили, развивать импровизацию - все это характеризует степ начала 21-го века. Однако по сути современный этап развития степа полностью базируется на том же принципе, который позволял этому виду танца развиваться в течение трехсот лет. На сайте международной ассоциации степа этот принцип охарактеризован, как принцип "вызова" и "ворованных ударов" (challenge and stealing steps). Как и в 19 веке на соревнованиях чечеточников, как и в 20-м веке на собраниях хуферов, современные степисты пытаются обогнать друг друга в технике и изобретательности и при этом одновременно учатся друг у друга, ненароком заимствуя новые удары и движения. В этом смысле весьма поучительной может быть методика, которую долгое время использовал Джон Бабблз: сидя в нью-йоркском Hoofer"s Club, он с деланным безразличием наблюдал за соревнованиями молодых и опытных хуферов. В тот момент, когда видел новое движение, которое ему хотелось позаимствовать, он, недовольно качая головой, прерывал танец, говоря, что танцор, мол, сбился с ритма, и незамедлительно просил показать еще раз… И так до тех пор, пока Бабблз не выучивал движение. После этого Бабблз неожиданно для всех заявлял, что "этот удар напомнил ему его же комбинацию, которую он раньше делал", и демонстрировал блестящую вариацию, включавшую только что освоенное движение. При этом хуфер, у которого Бабблз заимствовал движение, всегда чувствовал себя польщенным. В этом нет ничего удивительно: ведь такова самая суть степа - уникального вида танца и музыки, в котором каждый исполнитель, повторяя, заимствуя и импровизируя, всегда становится создателем собственного неповторимого стиля.

При создании статьи использованы материалы следующих сайтов:
www.tapdance.org
www.kirsanov.ru
www.mtdf.ru

Чечётка (танец)

Чечётка - разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название - степ (от англ. step dance , от step - «шаг»; в самом английском языке этот термин включает любые танцы с упором на работу ног, а для чечётки используется tap dance , от tap - «стучать», «лёгкий стук»). Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины - завоевание нового времени. Основатели жанра (Билл Робинсон, Сэмми Дэвис-младший, братья Николас и др.) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфлей и дубовый пол.

История

Чечётка происходит из смешения различных культур прежде всего ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярна она стала в США, где сплавилось множество культурных традиций, и на рубеже XIX-XX веков появился новый танец.

В 1930-1940-х годах степ приобрёл огромную популярность, благодаря голливудским музыкальным картинам. Фред Астер , Пол Дрейпр, Рей Болджер внесли в чечётку элементы современных танцев и движения из классического балета, разнообразив и обогатив эстетику танца. Естественным образом мода на джаз популяризовала чечётку, придав ей новый образ и более сложную ритмическую и мелодическую основу.

В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому, что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться танцевальные школы. Одним из популярнейших в мире коллективов, которые исполняют разновидность ирландского степа (ирландский hard shoe) является группа «Riverdance ».

В конце ХХ - начале ХХI вв. центром этого танца оказываются США, где работают Грегори Хайнс , Сэвион Гловер, Джейсон Сэмюэлс-Смит и др. Заявило о себе степ-шоу «Tap Dogs», попытавшееся при помощи степ-танца передать ритмику современного индустриального города.

В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечётка присутствует в фильмах «Карнавальная ночь », «Зимний вечер в Гаграх » и «Мы из джаза ».

На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны московские чечёточники Константин Невретдинов (исполнитель степа на руках), Владимир Кирсанов , Олег Федоткин и др., одесситы Алексей Гилко, Сергей Остапенко, Александр Останин и др.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чечётка (танец)" в других словарях:

    Чечётка (танец) - Чечетка (танец) ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Чечётка: Чечётка (птица) певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинобразных. Чечётка (танец) танец, для которого характера ритмическая ударная работа ног … Википедия

    1. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки). Чечётки наши зимние гости. Горная ч. 2. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Чёткий по ритму, быстрый танец с … Энциклопедический словарь

    ЧЕЧЁТКА, чечётки, жен. 1. Мелкая зерноядная птица из сем. вьюрковых (зоол.). 2. перен. О болтливой женщине (разг.). «Тетки, лебедки, чечетки мои!» песня. 3. Танец, отличающийся очень мелким, дробным и частым пристукиванием ног об пол. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Толковый словарь Ожегова

    ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке, встречаются во многих … Современная энциклопедия

    чечётка - I и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки) Чечётки наши зимние гости. Горная чечётка. II и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. см. тж. чечёточный а) Чё … Словарь многих выражений

    чечётка - ЧЕЧЁТКА1, и ж Небольшая птица семейства вьюрковых отряда воробьиных, на голове красная «шапочка», у самцов на груди розовое пятно; обитает в лесотундре и тайге Европы, Азии и Америки. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера, которые … Толковый словарь русских существительных

    И, род. мн. ток, дат. ткам, ж. 1. Небольшая птица сем. вьюрковых. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера. С. Огнев, Жизнь леса. 2. разг. О болтливой женщине, тараторке. Я моих греческих чечеток соседок не вынес и M me Бах пустила… … Малый академический словарь

    ЧЕЧЁТКА 2, и, ж. Танец (преимущ. мужской) с частым, дробным пристукиванием. Отбивать чечётку. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова



mob_info