Вступление. Записки об ужении рыбы

Делу время и потехе час.

Ив книги «Устав сокольничьего пути»,
писанный царем Алексеем Михайловичем.

Охоту тешить - не беду платить.

Охота пуще неволи.

Русские пословицы.

Моим братьям и друзьям

Н. Т. и А. Т. АКСАКОВЫМ

Есть, однако, примиритель,

Вечно юный и живой,

Чудотворец и целитель, -

Ухожу к нему порой.

Ухожу я в мир природы,

В мир спокойствия, свободы,

В царство рыб и куликов,

На свои родные воды,

На простор степных лугов,

В тень прохладную лесов

И - в свои младые годы.

(Отрывок из послания к М. А. Дмитриеву, 1850 г. Январь.)

ВСТУПЛЕНИЕ

Я написал записки об уженье рыбы для освежения моих воспоминаний, для собственного удовольствия. Печатаю их для рыбаков по склонности, для охотников, для которых слова: удочка и уженье - слова магические, сильно действующие на душу. Я считаю, что мои записки могут быть для них приятны и даже несколько полезны: в первом случае потому, что всякое сочувствие к нашим склонностям, всякий особый взгляд, особая сторона наслаждений, иногда уяснение какого-то темного чувства, не вполне прежде сознанного, - могут и должны быть приятны; во втором случае потому, что всякая опытность и наблюдение человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету.

Уженье, как и другие охоты, бывает и простою склонностью и даже сильною страстью: здесь не место и бесполезно рассуждать об этом. Русская пословица говорит глубоко и верно, что охота пуще неволи . Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой - забавою стариков и детей; третий - занятием слабоумных. Самый снисходительный из судей пожимает плечами и с сожалением говорит: «Я понимаю охоту с ружьем, с борзыми собаками - там много движения, ловкости, там есть какая-то жизнь, что-то деятельное, даже воинственное. О страсти к картам я уже не говорю; но удить рыбу - признаюсь, этой страсти я не понимаю…» Улыбка договаривает, что это просто глупо. Так говорят не только люди, которые, по несчастию, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого понятия об охотах; нет, так говорят сами охотники - только до других родов охоты. Последних я решительно не понимаю. Все охоты: с ружьем, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою - все имеют одно основание. Все разнородные охотники должны понимать друг друга: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою.

Чувство природы врожденно нам, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь - все это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или дает искаженное развитие этому чувству. Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы , то есть: к прекрасному местоположению, живописному далекому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой месячной ночи; но это еще не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые черствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых, всею жизнию творения: для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то ненадолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в свой грязный омут, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, подышать благовонием загнивших прудов в их жалких садах или вечерними испарениями мостовой, раскаленной дневным солнцем… Но, бог с ними! Деревня, не подмосковная, далекая деревня, - в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений! На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта черная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…

Но я увлекся в сторону от своего предмета. Я хотел сказать несколько слов в защиту уженья и несколько слов в объяснение моих записок. Начнем сначала: обвинение в праздности и лени совершенно несправедливо. Настоящий охотник необходимо должен быть очень бодр и очень деятелен; раннее вставанье, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья, приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: все это вместе не по вкусу ленивому человеку. Если найдутся лентяи, которые, не имея настоящей охоты к уженью, а просто не зная, куда деваться, чем занять себя, предпочтут сиденье на берегу с удочкой беганью с ружьем по болотам, то неужели их можно назвать охотниками? Чем виновато уженье, что такие люди к нему прибегают? Другое обвинение, будто уженье забава детская и стариковская - также не основательно: никто в старости не делался настоящим охотником-рыболовом, если не был им смолоду. Конечно, дети почти всегда начинают с уженья, потому что другие охоты менее доступны их возрасту; но разве дети в одном уженье подражают забавам взрослых? Что же касается до того, что слабый старик или больной, иногда не владеющий ногами, может удить, находя в том некоторую отраду бедному своему существованию, то в этом состоит одно из важных, драгоценных преимуществ уженья пред другими охотами. Остается защитить охотников до уженья в том, что будто оно составляет занятие слабоумных, или, попросту сказать, дураков. Но, боже мой, где же их нет? За какие дела они не берутся? В каких умных и полезных предприятиях не участвуют? Из этого не следует, чтобы все остальные люди, занимающиеся одними и теми же делами с ними, были так же глупы. Против нелепости такого обвинения можно назвать несколько славных исторических людей, которых мудрено заподозрить в глупости и которые были страстными охотниками удить рыбку . Известно, что наш знаменитый полководец Румянцев предан был этой охоте до страсти; известен также и его ответ, с притворным смирением сказанный, на один важный дипломатический вопрос: это дело не нашего ума; наше дело рыбку удить да городки

ВСТУПЛЕНИЕ

Я написал записки об уженье рыбы для освежения моих воспоминаний, для собственного удовольствия. Печатаю их для рыбаков по склонности, для охотников, для которых слова: удочка и уженье - слова магические, сильно действующие на душу. Я считаю, что мои записки могут быть для них приятны и даже несколько полезны: в первом случае потому, что всякое сочувствие к нашим склонностям, всякий особый взгляд, особая сторона наслаждений, иногда уяснение какого-то темного чувства, не вполне прежде сознанного, - могут и должны быть приятны; во втором случае потому, что всякая опытность и наблюдение человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету.

Уженье, как и другие охоты, бывает и простою склонностью и даже сильною страстью: здесь не место и бесполезно рассуждать об этом. Русская пословица говорит глубоко и верно, что охота пуще неволи . Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой - забавою стариков и детей; третий - занятием слабоумных. Самый снисходительный из судей пожимает плечами и с сожалением говорит: «Я понимаю охоту с ружьем, с борзыми собаками - там много движения, ловкости, там есть какая-то жизнь, что-то деятельное, даже воинственное. О страсти к картам я уже не говорю; но удить рыбу - признаюсь, этой страсти я не понимаю…» Улыбка договаривает, что это просто глупо. Так говорят не только люди, которые, по несчастию, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого понятия об охотах; нет, так говорят сами охотники - только до других родов охоты. Последних я решительно не понимаю. Все охоты: с ружьем, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою - все имеют одно основание. Все разнородные охотники должны понимать друг друга: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою.

Чувство природы врожденно нам, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь - все это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или дает искаженное развитие этому чувству. Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы , то есть: к прекрасному местоположению, живописному далекому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой месячной ночи; но это еще не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые черствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых, всею жизнию творения: для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то ненадолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в свой грязный омут, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, подышать благовонием загнивших прудов в их жалких садах или вечерними испарениями мостовой, раскаленной дневным солнцем… Но, бог с ними! Деревня, не подмосковная, далекая деревня, - в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений! На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта черная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…

Но я увлекся в сторону от своего предмета. Я хотел сказать несколько слов в защиту уженья и несколько слов в объяснение моих записок. Начнем сначала: обвинение в праздности и лени совершенно несправедливо. Настоящий охотник необходимо должен быть очень бодр и очень деятелен; раннее вставанье, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья, приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: все это вместе не по вкусу ленивому человеку. Если найдутся лентяи, которые, не имея настоящей охоты к уженью, а просто не зная, куда деваться, чем занять себя, предпочтут сиденье на берегу с удочкой беганью с ружьем по болотам, то неужели их можно назвать охотниками? Чем виновато уженье, что такие люди к нему прибегают? Другое обвинение, будто уженье забава детская и стариковская - также не основательно: никто в старости не делался настоящим охотником-рыболовом, если не был им смолоду. Конечно, дети почти всегда начинают с уженья, потому что другие охоты менее доступны их возрасту; но разве дети в одном уженье подражают забавам взрослых? Что же касается до того, что слабый старик или больной, иногда не владеющий ногами, может удить, находя в том некоторую отраду бедному своему существованию, то в этом состоит одно из важных, драгоценных преимуществ уженья пред другими охотами. Остается защитить охотников до уженья в том, что будто оно составляет занятие слабоумных, или, попросту сказать, дураков. Но, боже мой, где же их нет? За какие дела они не берутся? В каких умных и полезных предприятиях не участвуют? Из этого не следует, чтобы все остальные люди, занимающиеся одними и теми же делами с ними, были так же глупы. Против нелепости такого обвинения можно назвать несколько славных исторических людей, которых мудрено заподозрить в глупости и которые были страстными охотниками удить рыбку . Известно, что наш знаменитый полководец Румянцев предан был этой охоте до страсти; известен также и его ответ, с притворным смирением сказанный, на один важный дипломатический вопрос: это дело не нашего ума; наше дело рыбку удить да городки пленить . Славный Моро, поспешая с берегов Миссисипи на помощь Европе, восставшей против своего победителя, не мог проехать мимо уженья трески, не посвятив ему нескольких часов, драгоценных для ожидавшего его вооруженного мира, - так страстно любил он эту охоту! Людовик-Филипп, человек, кажется, тоже умный, все время, свободное от дел государственных, посвящал удочке в своем прелестном Нельи.

Теперь объяснимся о моих записках: на русском языке, сколько мне известно, до сих пор не напечатано ни одной строчки об рыболовстве вообще или об уженье в особенности, написанной грамотным охотником, знающим коротко свое дело. На французском и английском языках есть много полных сочинений по этой части и еще более маленьких книжек собственно об уженье. В Лондоне даже существует общество охотников до ловли рыбы удочкой, которое систематически преследует эту охоту, совершенствуя ее во всех отношениях. Некоторые сочинения об этом предмете у французов написаны очень живо и увлекательно. Но у нас они не переведены, а если б и были переведены, то могли бы доставить более удовольствия при чтении, чем пользы в применении к делу. Причиною тому разность в климатах, в породах рыб и их свойствах. В этом случае добросовестные наблюдения рыболова-туземца, как бы ни были недостаточны, будут иметь важное преимущество.

Все это вместе решило меня сделать первый опыт на русском языке. Охотников до уженья много на Руси, особенно в деревнях, и я уверен, что найду в них сочувствие. Прошу только помнить, читая мою книжку, что она не трактат об уженье , не натуральная история рыб . Моя книжка ни больше ни меньше как простые записки страстного охотника: иногда поверхностные, иногда односторонние и всегда неполные относительно к обширности обоих предметов, сейчас мною названных.

1847 год.

[Я печатаю книжку мою третьим изданием. В течение шести лет, постоянно продолжая удить, с меньшим увлечением и большим вниманием, я имел возможность для второго издания сделать много новых наблюдений и сказать пространнее и полнее о том, о чем было сказано слишком коротко, в чем справедливо обвиняли меня некоторые охотники; в течение же последних трех лет я почти ничего нового прибавить не мог.

1856 год .]

Из книги Я был нищим - стал богатым. Прочитай, и ты тоже сможешь автора Довгань Владимир Викторович

ВСТУПЛЕНИЕ Дорогой мой читатель, в первой части книги я рассказал вам свою личную историю. Почему я это сделал? Все очень просто. Во-первых, я хотел показать вам, что вы одаренней меня, талантливей, способней. Посмотрите на мою судьбу: детство и юность в провинциальном

Из книги Предавшие СССР автора Стригин Евгений Михайлович

Вступление 1. Эта книга не только о прошлом. Советский Союз уже не восстановим. Да и, (нет худа без добра) не стоит пытаться возрождать умершего. Франкенштейны никому не нужны. Книга о будущем, она о России.Начать автор настоящей книги считает необходимым со своей точки

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

I. Вступление <…> У нас говорить с другими – наука, то есть с первого взгляда, пожалуй, так же, как и в Китае; как и там, есть несколько очень упрощенных и чисто научных приемов. Прежде, например, слова «я ничего не понимаю» означали только глупость произносившего их;

Из книги Записки об уженье рыбы автора Аксаков Сергей Тимофеевич

ВСТУПЛЕНИЕ Я написал записки об уженье рыбы для освежения моих воспоминаний, для собственного удовольствия. Печатаю их для рыбаков по склонности, для охотников, для которых слова: удочка и уженье - слова магические, сильно действующие на душу. Я считаю, что мои записки

Из книги Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах автора Аксаков Сергей Тимофеевич

ВСТУПЛЕНИЕ Охота, охотник!.. Что такое слышно в звуках этих слов? Что таится обаятельного в их смысле, принятом, уважаемом в целом народе, в целом мире, даже не охотниками?.. «Ну, это уж его охота, уж он охотник», - говорят, желая оправдать или объяснить, почему так

Из книги Информационная война и геополитика автора Панарин Игорь Николаевич

ВСТУПЛЕНИЕ Прошедшие века показали всему миру мужество и героизм, колоссальные духовные и интеллектуальные возможности нашего великого народа.Мы победили фашизм. Мы первыми в мире вышли в космос.Девиз XXI века - интеллектуальная конкурентоспособность. Мы можем и должны

Из книги Голгофа России Завоеватели автора Козенков Юрий Евгеньевич

ВСТУПЛЕНИЕ Третью «информационно-идеологическую» мировую войну (1947–1991 гг.) советская политическая элита проиграла.Четвертая «информационно-финансово-террористическая война» (1991–2005 гг.) также завершилась неудачно для России. Падение промышленного производства,

Из книги Голгофа России. Схватка за власть автора Козенков Юрий Евгеньевич

ВСТУПЛЕНИЕ Пройдут годы, а может десятилетия, но наши потомки неизбежно напишут фундаментальную ИСТОРИЮ ТРАГЕДИИ РОССИИ в XX ВЕКЕ. История эта без сомнения составит даже не сотни, а скорее тысячи томов, ибо то, что сотворили с Россией мировой СИОНИЗМ, ИУДЕОМАСОНСТВО, ЗАПАД

Из книги Голгофа России. Убийцы России автора Козенков Юрий Евгеньевич

ВСТУПЛЕНИЕ В 1924 году, после смерти В.Ульянова-Бланка, начался новый этап в истории России-СССР, этап не менее драматичный чем первый, периода 1917-1923 годов. Россия была захвачена и оккупирована, но после смерти главного палача России и русского народа предстояла не только

Из книги Спасет ли Путин Россию? автора Козенков Юрий Евгеньевич

ВСТУПЛЕНИЕ Развитие человечества - парадоксально. Казалось бы, чем мощней и шире рост научно-технического прогресса, тем богаче, насыщенней и радостней должна быть жизнь людей на земле. Однако жестокая действительность показывает нам обратное. Только за один XX век

Из книги Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933) автора Шкловский Виктор Борисович

ВСТУПЛЕНИЕ Сотни и сотни публикаций о В. В. Путине и его первых шагах по управлению страной захлестнули страницы газет и журналов в последние месяцы 2000 года, последнего года проклятого для России столетия. Когда просматриваешь публикации, а также книжонки и брошюры по

Из книги Арабо-израильские войны. Арабский взгляд автора Автор неизвестен

Вступление Я начну с Петербурга. Был этот блеск, И это тогда называлось Невою, - так писал Маяковский из своего воображаемого будущего, вспоминая старый город.В этом городе я жил, на Надеждинской улице, дом 33, здесь встретил друзей, начал работать.Гремела конка, пробивали

Из книги Проект Россия. Полное собрание автора Шалыганов Юрий Викторович

Вступление «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» предводительствуют отстающей от них толпою исторических романов.Эта толпа говорит голосом истории, но чаще бормочет, сращивая отдельные строки мемуаров.В окрестностях толпы есть люди, которые не знают, что произошло в центре,

Из книги Тайная стратегия развала СССР автора Швейцер Петер

ВСТУПЛЕНИЕ 9 июня 1967 года, когда огонь с обеих сторон был прекращен, завершился 70-летний период тяжелой борьбы арабов против империализма и сионизма. Эти 70 лет можно подразделить на два периода. Первый - начиная с 29 августа 1897 года, когда в Швейцарии состоялся первый

Из книги автора

Вступление Дистанцируйтесь от эмоций. Не бросайте чтение книги на половине и не читайте по диагонали. Не делайте преждевременных выводов и не смотрите на ситуацию через призму того или иного шаблона. Современный мир, с его рынком, демократией, прогрессом, приоритетом

Из книги автора

Вступление «И познаете вы истину, и истина сделает вас свободными». Евангелие от Иоанна, глава VIII, стих 32. Надпись в вестибюле штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли «Американская политика 80-х годов явилась катализатором краха Советского Союза», - говорит Олег Калугин, бывший

Киев, Издательство Художественной литературы "Днiпро", 1991 г.

Популярная пословица "Охота пуще неволи", где слово "охота" означает "желание", ставшая названием книги Сергея Тимофеевича Аксакова (1791 - 1859), отражает ее содержание. Слушателям аудиокниги предстоит вместе с писателем пережить счастливые моменты общения с прекрасным миром природы. Аудиокнига "Охота пуще неволи, Записки об уженье рыбы" интересна и удобна для прослушивания всем любителям природы, рыболовам-любителям, в том числе."Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника...", "Замечания и наблюдения охотника брать грибы", "Собирание бабочек", "Очерк зимнего дня", отмеченные высокими художественными достоинствами, представляют богатый материал для всех, кто любит природу, борется за ее сохранение.
Книга издана в 1991 году, который по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Сергея Тимофеевича Аксакова.
Открывается аудиокнига Аксакова аудио биографией автора, которой посвящены два файла, затем размещены, в соответствии с оглавлением самой книги, "Записки об уженье рыбы", написанные в 1847 году и принесшие автору широкую известность. Во вступлении к "Запискам..." Сергей Тимофеевич пишет: "на русском языке, сколько мне известно, до сих пор не напечатано ни одной строчки о рыболовстве вообще или об уженье в особенности, написанной грамотным охотником, знающим коротко своё дело". Эта цитата определяет задачи автора "Записок об уженье". Аксаков начал работать над книгой об уженье с середины 40-х годов. Причем, болезнь глаз заставляла диктовать тексты. В 1845 году Аксаков пишет сыну Ивану: "Зачем давать этому сочинению характер какого-то курса? Я не имею для этого достаточных сведений и разносторонней опытности, я скажу только, что знаю, что открыли мне мои собственная опытность и наблюдательность. Поэтическая сторона... непременно будет интересна, если будет удачно выражена". Внешний вид рыб Аксаков описывал с натуры, для чего либо сам ловил рыбу, либо просил об этом кого-нибудь.
Завершил свою работу Сергей Тимофеевич в конце 1846 года. Первое издание называлось "Записки об уженье", имело успех, быстро разошлось. Но работа продолжалась, и второе, расширенное издание, писалось и в 1852 году и вышло под названием "Записки об уженье рыбы".
В качестве эпиграфа Аксаков использует собственные стихи и фразу из книги "Устав сокольничьего пути": "Делу время и потехе час". Эта формулировка отличается от современной, где союз "а" заменен союзом "и", и искажает смысл народной мудрости. У Аксакова и "ДЕЛО" и "ПОТЕХА" имеют равное право в жизни человека. Во вступлении к "Запискам..." Аксаков поднимает вопрос об утрате человеком "чувства природы" из-за "противоестественного воспитания". (С. Т. Аксаков, Охота пуще неволи, Комментарий, стр. 577 - 579). Орфография аудио книги соответствует печатному источнику.
На сайте сайт вы можете читать брифли - краткое содержание всех глав, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудиокнигу Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы" из сборника "Охота пуще неволи", озвученную Надеждой Прокмой.

Биография известного русского писателя-натуралиста Сергея Тимофеевича Аксакова, часть 1, до 1843 года (покупка подмосковного имения Абрамцево). Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в Уфе в 1791 году, рос на реке Бугуруслан, вначале очень болезненным мальчиком "...мать заметила, что дорога, свежий воздух благотворно влияют на ребенка. Переломным...

Аудио книга о животных и природе Сергея Тимофеевича Аксакова "Охота, пуще неволи". Биография. Окончание. Сергей Тимофеевич уходил из жизни зимой 1859 года в Москве. Большая семья (у Аксаковых родилось 14 детей), многочисленные друзья и знакомые с тревогой следили за состоянием здоровья человека, дружбой которого дорожили выдающиеся деятели...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы" из сборника "Охота пуще неволи", Вступление. Брифли."...Я считаю, что мои записки могут быть приятны и даже полезны,.. всякая опытность и наблюдение человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету... Русская...

Аудио книга С. Т. Аксакова "Записки об уженье рыбы" из сборника "Охота пуще неволи", Происхождение удочки. Удилище. Леса. "...Слово удочка - названье общее. Она состоит из следующих частей: удилища, лесы, поплавка или наплавка, грузила, поводка и крючка. Удилище... длинный прут или палочка, к которой привязывается леса... Искусственное,...

Аудио книга "Записки об уженье рыбы" из сборника русского писателя XIX века Сергея Тимофеевича Аксакова "Охота пуще неволи". Брифли: "Наплавок. Грузило. Крючок. Поводок. Устройство удочки". Наплавком называется небольшая, обыкновенно круглая или овальная палочка, длиною и толщиною в палец, из лёгкого дерева, древесной коры осокоря или пробки,...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы" из сборника "Охота пуще неволи", Насадка. Брифли: "...Можно сделать одно общее правило: жало крючка должно быть так скрыто в насадке, чтоб его не было видно глазами и слышно осязанием; чтоб оно не укололо рта рыбы при самом первом её прикосновении, но чтоб в то же время выход жала...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Выбор места. Прикормка, из сборника "Охота пуще неволи". "...Выбор места бывает различен не только по времени года, но и по времени дня... При раннем весеннем уженье, которое может иногда начинаться в исходе апреля,.. надобно грузило прибавить, чтобы крючок опускался как можно...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье", Об уменье удить, из сборника "Охота пуще неволи". Брифли: "...Настоящему рыбаку, охотнику-артисту, необходимо изучение нравов рыб,.. под этими словами я разумею вообще природные свойства рыб, то есть в каких водах преимущественно любят жить такие-то породы рыб, что составляет их...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", О клёве, из сборника "Охота пуще неволи". Брифли. В данной главе рассказывается об общих замечаниях о "клёве" и причинах неудачи в уженье, зависящих от характера самого рыбака. Рыба слышит ненастье. "...Много раз случалось мне замечать, что в прекрасную погоду вдруг рыба...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", О рыбах вообще, из сборника "Охота пуще неволи". Брифли: "...Трудно вообразить себе плодовитость рыб. Многие из них имеют такую мелкую икру и в таком множестве, что если б она оплодотворялась и выводилась вся, то каждая рыба производила бы ежегодно, может быть, миллион себе...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Лошок, из сборника "Охота пуще неволи", озвучка Надежды Прокмы. Брифли: "...Лошок. Самое имя этой красивой рыбки указывает, что оно уменьшительное от имени рыбы лох, и оно недаром дано ей: красные, чёрные и белые крапинки, которыми она испещрена, очень похожи на крапины лоха, или...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Верховка, из сборника "Охота пуще неволи", озвучка Надежды Прокмы. Брифли: "Верховка. Это также самая маленькая рыба: не больше лошка, только лошок кругл, а она плоска. Верховка так похожа на уклейку, что многие считают их за одну и ту же рыбу, только в разных возрастах; но это...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Голец, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Голец. Имя его происходит от свойства кожи: она гола, на ней нет никакой чешуи; она очень тонка и скользка, какого-то неопределённого цвета... Голец не вырастает длиннее трёх вершков,.. он совершенно кругл и...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Пескарь, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Пескарь... Он всегда лежит на песчаном дне... будучи сжата в руках человека, издаёт звук, похожий на писк. Самый крупный пескарь не бывает длиннее трёх с половиною вершков и - толще большого пальца руки. Он...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Уклейка, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Уклейка... верховка на неё совершенно похожа, только вчетверо её меньше: так же плоска, тонка, синевато-серебристого цвета и белоглаза; по этим двум последним качествам называют её в Оренбургской губернии...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Елец, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Елец... названа так потому, что впервые появилась в известной реке Елец... Блестящей серебряной чешуей своей она сходна с уклейкой, но она белее, не плоска, а брусковата; похожа складом на головля. Длиною...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Ёрш, из сборника "Охота пуще неволи. Аудио книгу читает Надежда Прокма. Брифли: "Ёрш. Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина, почти от головы и до хвоста, вооружена острыми, крепкими иглами, соединёнными между собой тонкою, пёстрою перепонкою; щёки,...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Плотица, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Плотица... В некоторых губерниях её называют сорога или сорожняк... Без сомнения это самая плодовитая и многочисленная порода рыбы. В реках больших и малых, озёрах, прудах проточных и копаных, если только...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Краснопёрка, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Краснопёрка. Рыбаки называют её плотица-краснопёрка... Краснопёрка гораздо шире обыкновенной плотицы; кругловатой своей фигурой и складом похожа на подлещика, покрыта чешуёй жёлто-золотистого блестящего...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Язь, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Язь... капитальная рыба и занимает одно из почётных мест в уженье крупной рыбы, настоящем охотничьем уженье... Язь довольно широк и уже не кругловат и ровнее плотицы; иногда достигает трёх четвертей длины и...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Головль, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Головль... Лоб у головля не так широк, как язь, длиннее его и гораздо толще в спине... достигает до аршинной длины и до четырнадцати фунтов весу... Он гораздо красивее язя: чешуя крупнее и серебристее, а...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Лещ, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "...Круглой, плоской, широкой своей фигурой лещ отличается от всех других рыб; голова у него небольшая, особенно кажется такою по ширине склада; рот ещё меньше относительно величины всего тела. Лещи бывают...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Сазан, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Сазан очень красивая рыба, достигающая пудового веса... Без сомнения, они бойчее на удочке всякой другой рыбы. Сазан берёт тихо и везёт наплавок с возрастающей скоростью, не вдруг погружая его в воду; но как...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Карп или карпия, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Карп - имя иностранное, а карпия - переделанное на русский лад... В самой Москве много водилось карпий в разных прудах, особенно в Пресненских и прудах Дворцового сада... Карпии охотно клюют на...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Линь, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "...пойманный линь даже в ведре с водою,.. особенно если ему тесно, сейчас полиняет и по всему его телу пойдут большие, тёмные пятна... Без сомнения, народ заметил такую особенность линя и дал ему характерное...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Карась, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Карась самая плодовитая и везде во множестве водящаяся рыба. Складом своим широк и кругловат... И белые и жёлтые караси... живут иногда в одной и той же воде вместе... попадаются караси среднего, переходного...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье", Окунь, из сборника "Охота пуще неволи" - описание хищных рыб. Читает Надежда Прокма. Брифли: Окунь. Возможно имя рыбы "происходит от глагола ОКУНАТЬ: ибо окунь всегда окунает, то есть погружает в воду наплавок, и даже не один раз... В реках, озёрах, в прудах проточных и даже...

Аудио книга Сергея Тимофеевича Аксакова "Записки об уженье рыбы", Щука, из сборника "Охота пуще неволи". Читает Надежда Прокма. Брифли: "Щука... Эта рыба по преимуществу хищная: длинный брусковатый стан, широкие хвостовые перья для быстрых движений, вытянутый вперёд рот,.. огромная пасть, усеянная внизу и вверху сплошными острыми скрестившимися...

" Записки об уженье" были первой частью «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова. Книга была выпущена анонимно, во Вступлении автор подписался как С. А. и посвятил ее "Моим братьям и друзьям Н. Т. и А. Т. А-мъ".

Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т.
М., Правда, 1966; (библиотека «Огонек»)
Том 4. - 480 с. - с. 283–417.

ВСТУПЛЕНИЕ

Я написал записки об уженье рыбы для освежения моих воспоминаний, для собственного удовольствия. Печатаю их для рыбаков по склонности, для охотников, для которых слова:

Слова магические, сильно действующие на душу. Я считаю, что мои записки могут быть для них приятны и даже несколько полезны: в первом случае потому, что всякое сочувствие к нашим склонностям, всякий особый взгляд, особая сторона наслаждений, иногда уяснение какого-то темного чувства, не вполне прежде сознанного, - могут и должны быть приятны; во втором случае потому, что всякая опытность и наблюдение человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету.

Уженье, как и другие охоты, бывает и простою склонностью и даже сильною страстью: здесь не место и бесполезно рассуждать об этом. Русская пословица говорит глубоко и верно, что

охота пуще неволи

Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой - забавою стариков и детей; третий - занятием слабоумных. Самый снисходительный из судей пожимает плечами и с сожалением говорит: «Я понимаю охоту с ружьем, с борзыми собаками - там много движения, ловкости, там есть какая-то жизнь, что-то деятельное, даже воинственное. О страсти к картам я уже не говорю; но удить рыбу - признаюсь, этой страсти я не понимаю…» Улыбка договаривает, что это просто глупо. Так говорят не только люди, которые, по несчастию, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого понятия об охотах; нет, так говорят сами охотники - только до других родов охоты. Последних я решительно не понимаю. Все охоты: с ружьем, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою - все имеют одно основание. Все разнородные охотники должны понимать друг друга: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою.

Чувство природы врожденно нам, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь - все это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или дает искаженное развитие этому чувству. Конечно, не найдется почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым

Но я увлекся в сторону от своего предмета. Я хотел сказать несколько слов в защиту уженья и несколько слов в объяснение моих записок. Начнем сначала: обвинение в праздности и лени совершенно несправедливо. Настоящий охотник необходимо должен быть очень бодр и очень деятелен; раннее вставанье, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья, приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: все это вместе не по вкусу ленивому человеку. Если найдутся лентяи, которые, не имея настоящей охоты к уженью, а просто не зная, куда деваться, чем занять себя, предпочтут сиденье на берегу с удочкой беганью с ружьем по болотам, то неужели их можно назвать охотниками? Чем виновато уженье, что такие люди к нему прибегают? Другое обвинение, будто уженье забава детская и стариковская - также не основательно: никто в старости не делался настоящим охотником-рыболовом, если не был им смолоду. Конечно, дети почти всегда начинают с уженья, потому что другие охоты менее доступны их возрасту; но разве дети в одном уженье подражают забавам взрослых? Что же касается до того, что слабый старик или больной, иногда не владеющий ногами, может удить, находя в том некоторую отраду бедному своему существованию, то в этом состоит одно из важных, драгоценных преимуществ уженья пред другими охотами. Остается защитить охотников до уженья в том, что будто оно составляет занятие слабоумных, или, попросту сказать, дураков. Но, боже мой, где же их нет? За какие дела они не берутся? В каких умных и полезных предприятиях не участвуют? Из этого не следует, чтобы все остальные люди, занимающиеся одними и теми же делами с ними, были так же глупы. Против нелепости такого обвинения можно назвать несколько славных исторических людей, которых мудрено заподозрить в глупости и которые были страстными охотниками

Теперь объяснимся о моих записках: на русском языке, сколько мне известно, до сих пор не напечатано ни одной строчки об рыболовстве вообще или об уженье в особенности, написанной грамотным охотником, знающим коротко свое дело. На французском и английском языках есть много полных сочинений по этой части и еще более маленьких книжек собственно об уженье. В Лондоне даже существует общество охотников до ловли рыбы удочкой, которое систематически преследует эту охоту, совершенствуя ее во всех отношениях. Некоторые сочинения об этом предмете у французов написаны очень живо и увлекательно. Но у нас они не переведены, а если б и были переведены, то могли бы доставить более удовольствия при чтении, чем пользы в применении к делу. Причиною тому разность в климатах, в породах рыб и их свойствах. В этом случае добросовестные наблюдения рыболова-туземца, как бы ни были недостаточны, будут иметь важное преимущество.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ УДОЧКИ

Вероятно, из всех родов рыболовных снастей одна из первых была изобретена удочка. Какой-нибудь дикарь, бродя по берегам реки или моря для добывания себе скудной пищи или беспечно отдыхая под тенью крутого берега и растущих на нем деревьев, приметил стаи рыб, плавающих около берегов; видел, как голодные рыбы жадно хватают падающих на поверхность вод разных насекомых и древесные листья, и, может быть, сам бросал их в воду, сначала забавляясь только быстрыми движениями рыб. Весьма естественно должна была родиться у него мысль, что если бы в насекомые спрятать что-нибудь, похожее на крючок (из кости или крепкого дерева) и привязать его на нитку, выделанную из звериных жил или волокон растений, и что если рыба схватит и проглотит такую насадку, то крючок зацепит, и рыбу можно будет вытащить на берег. Так, вероятно, родилась удочка; почти такова она и теперь в деревнях у крестьянских мальчишек: загнутый крючком гвоздь без шляпки, крючок из проволоки или булавки, привязанный на нитку, с камешком вместо грузила и палочкою сухого дерева или камыша вместо наплавка… ведь это почти удочка дикаря. Впрочем, даже и у нас, в настоящем своем развитии, у самых взыскательных охотников удочка строго сохранила все первоначальные основные свои качества.

Названье общее. Она состоит из следующих частей: удилища, лесы, поплавка, или наплавка, грузила, поводка и крючка. Все это рассмотрим мы внимательно, порознь и по порядку.

УДИЛИЩЕ

Едва ли нужно говорить, что этим именем называется длинный прут или палочка, к которой привязывается леса. Удилища бывают искусственные и натуральные: я решительно предпочитаю последние. Искусственное, складное удилище делается из морского тростника (камыша) разной толщины, даже просто вытачивается из дерева, так что одно коленце, будучи тонее, может вкладываться в другое, более толстое; целое удилище состоит из трех или четырех таких коленцев; все они привинчиваются одно к другому или просто втыкаются одно в другое; верхнее коленце делается из китового уса или тонкой камышинки с маленьким проволочным колечком на верхнем конце для привязки лесы. Такие складные удилища, хорошо отделанные, с набалдашником и наконечником, имеют наружность толстой красивой палки; кто увидит их в первый раз, тот и не узнает, что это целая удочка; но, во-первых, оно стоит очень недешево; во-вторых, для большой рыбы оно не удобно и не благонадежно: ибо у него гнется только верхушка, то есть первое коленце, состоящее из китового уса или камышинки, а для вытаскивания крупной рыбы необходимо, чтобы гибь постепенно проходила сквозь удилище по крайней мере до половины его; в-третьих, его надобно держать всегда в руках или класть на что-нибудь сухое, а если станешь класть на воду, что иногда неизбежно, то оно намокнет, разбухнет и даже со временем треснет; к тому же размокшие коленца, покуда не высохнут, не будут свободно вкладываться одно в другое; в-четвертых, все это надо делать неторопливо и аккуратно - качества, противоположные натуре русского человека: всякий раз вынимать, вытирать, вкладывать, свинчивать, развинчивать, привязывать и отвязывать лесу с наплавком, грузилом и крючком, которую опять надобно на что-нибудь намотать, положить в футляр или ящичек и куда-нибудь спрятать… Не правда ли, что это утомительно и скучно? Точно такие складные удилища подделываются у нас из простого дерева; нет сомнения, что последние никуда не годятся. Во многих местах употребляют удилища составные: к обыкновенному березовому или ореховому удилищу прикрепляют верхушку из китового уса или тонкого можжевелового прута; но и здесь почти те же неудобства: гибь будет также неровна и верхушка станет сгибаться только до того места, где она привязана. Всего простее и лучше цельные, натуральные ореховые или березовые удилища: последние прочнее, и везде скорее можно их сыскать; говорят, что и вязовые также хороши, но мне не случалось их употреблять. Весною, покуда лист еще не распустился, а сок дерева уже бросился из корня вверх и надулись почки на ветвях, всего благонадежнее срезывать удилища; впрочем, можно срезывать их и во всякое время года. Надобно выбирать стволы тонкие, длинные и прямые; тщательно обрезать все сучочки, оставя главный ствол неприкосновенным во всю его длину, до самой последней почки, причем должно наблюдать, чтобы удилище не было тонко в комле; нижнюю половину, идущую к руке, надобно оскоблить, даже сострогать, если она слишком толста, а верхнюю

Выбор и приготовление хорошего удилища весьма важны. Прямизна и гибкость верхнего его конца необходимы для успешной подсечки; следовательно, от хорошего удилища зависит иногда количество выуженной рыбы, но верх его достоинства узнается только тогда, когда на тонкую лесу возьмет крупная рыба. Тут-то можно полюбоваться, как на хорошем удилище, согнувшемся до половины в дугу, будет ходить на кругах огромная рыба до тех пор, пока искусная рука рыбака утомит ее и подведет к берегу, где можно взять добычу другою, свободною рукой или, что всего благонадежнее, подхватить сачком.

Всякому известно, что такое сачок. Но вот какие качества должен иметь он: 1) сачок должен быть легок; 2) ободок, к которому прикрепляется сетка, лучше употреблять железный, а чтобы ржавчина ее не переедала, можно обшивать ободок холстиной и к ней уже пришивать сетку; 3) мешок из сетки - тонкой и не частой; 4) мешок этот должен быть не мелок, четверти в три глубиною, для того чтобы рыба не могла выпрыгнуть и чтобы даже можно было ее завернуть в нем.

ЛЕСА

Лесою называется нитка, одним концом привязанная к удилищу, а другим к крючку. По большей части она свивается из волос конского хвоста; но есть лесы шелковые, нитяные и приготовленные из какого-то индийского растения,

прозрачностью совершенно похожего на белый конский волос. Все эти роды лес имеют свои выгоды и невыгоды. Я предпочитаю первые и по прочности и по удобству доставания свежих конских волос; нетрудно найти искусника свить, или ссучить из них лесу какой угодно толщины, а всего лучше сплесть: плетеная леса прочнее, никогда не скручивается и не спутывается. Всего лучше уметь это делать самому. Лесы шелковые и нитяные в России не приготовляются на продажу; они получаются из Англии и Австрии; с крючком, наплавком и грузилом они продаются в магазинах не менее двух рублей пятидесяти копеек ассигнациями - цена слишком высокая. Можно приготовлять их дома; всякая женщина умеет ссучить на руках или на маленьких колесах, на которых спускают тонкие бечевки, несколько шелковинок или ниток (всего лучше конопляных) какой угодно толщины и длины. Выгода таких лес состоит в том, что они, будучи без узлов и не имея упругости, извиваются по движению воды, разнообразят и представляют натуральным, как будто шевелящимся, вид насаженного червяка или чего-нибудь другого; когда же насадка и конец шелковой зеленой лесы лежат на дне, то она совершенно походит на волокны длинного водяного моха, называемого водяным шелком. Должно признаться, что рыба берет на них охотно; но зато они довольно скоро перегнивают и нестерпимо путаются, что отнимает много времени и ужасно надоедает; обоим этим порокам можно несколько помочь, проварив лесы в растопленном воске,

но от того они отчасти потеряют свою, так сказать, зыблемость, составляющую приманку для рыбы. Что же касается до лесы из индийского растения, тонкой, как конский волос, то вся ее выгода состоит в прозрачности и легкости; если насадка также легка (например, мухи, кузнечики и проч.), то она стоит на всех глубинах воды и долго плавает на поверхности, не погружаясь; но зыблемости шелковых и нитяных лес она не имеет и более пригодна для уженья некрупной рыбы без наплавка, особенно в водах прозрачных, около полудня, когда рыба гуляет на поверхности воды. Такая леса (из индийского ли она растения, или из сырца) сначала очень крепка, и с помощью хорошего удилища и осторожности можно на нее выудить рыбу в четыре и даже в пять фунтов; но она скоро мшарится, то есть делается шероховатою, местами тонеет; высыхая на солнце, в сгибах трескается в длину и для уженья хорошей рыбы делается неблагонадежною, даже опасною. Говорят, что все это можно отвратить, вытирая ее досуха всякий раз после уженья и вымазывая маслом; но я, верный моей русской беспечной природе, никогда этого не пробовал и много раз терял рыбу и удочку; я скажу об этом подробнее в статье о поводках.

Итак, обратимся к лесам из конских волос. Получаемые из-за границы очень хороши, но зато и очень дороги и не довольно разнообразны в своей толщине. Покупаемые в русских лавках обыкновенно ссучены неровно и часто из старых, уже не так прочных волос, что, впрочем, можно узнать по желтоватому цвету. Итак, всего лучше приготовлять их дома.

Надобно выдернуть волосы из хвоста белой

НАПЛАВОК

Наплавком называется небольшая, обыкновенно круглая или овальная, палочка,

длиною и толщиною в палец, из легкого дерева, или древесной коры осокоря, или из пробки, привязываемая к лесе в каком угодно расстоянии от крючка. Величина наплавка должна зависеть от толщины лесы, тяжести грузила, величины крючка и удилища. Если наплавок мал - он тонет, если велик - не встает на глубине, а это иногда бывает нужно. Наплавок имеет два назначения: первое, чтобы крючок с насадкой плавал в таком расстоянии от дна, какое нужно рыбаку, или лежал на дне, смотря по надобности, и второе, еще важнейшее, чтобы он показывал своим движением всякое прикосновение рыбы к насаженному крючку и, наконец, время, когда надобно подсечь (то есть дернуть удилищем лесу) и вытащить на берег свою добычу. Следовательно, всякое легкое, плавающее на воде вещество может служить наплавком. Наплавки приготовляются различным образом: 1) Они вырезываются или вытачиваются из коры

Которая имеет прекрасный темно-красный цвет, очень легка и не намокает в воде. По-моему, это самые лучшие наплавки. 2) Можно их делать из всякого сухого дерева: на один обвостренный конец маленькой палочки, в палец толщиною посредине, плотно надевается нижняя половина гусиного пера, а в другой, обвостренный же, втыкается маленькая, из проволоки сделанная петелька для продеванья лесы, другой конец которой (то есть лесы) продевается сквозь колечко, вырезанное из пера и надеваемое на перяной конец наплавка (колечко должно быть несколько шире пера). 3) Вместо дерева можно употреблять пробку: пропускают сквозь нее тоненькую деревянную палочку и потом обделывают точно так же, как наплавки второго разряда. Есть еще наплавки, получаемые из-за границы, сделанные из одного гусиного толстого пера и устроенные точно так же, как сейчас описанные мною наплавки; но они пригодны только для удочки наплавной, без грузила, ибо слишком легки; притом толстый конец пера, в котором утверждается петелька, обыкновенно заклеивается сургучом или особенною смолою; если вода как-нибудь туда проникнет, то наполнит пустоту пера, и наплавок будет тонуть; притом они не видки на воде. Хотя осокоревые наплавки менее удобны для передвиганья, ибо каждый раз надобно распустить двойную петлю лесы, которою затянут наплавок, зато они менее сложны и реже портятся; а у наплавков второго и третьего разрядов проволочные петельки часто выдергиваются и перяные колечки еще чаще трескаются. Колечки надобно иметь запасные, но надевать их хлопотно: должно отвязывать лесу, если крючок и грузило по величине своей сквозь перяное колечко пройти не могут. Можно также употреблять наплавки из зеленого и сухого камыша особой породы, мягкого, толстого и ноздреватого внутри; но он непрочен и не везде родится. Величина наплавка должна быть соразмерна с целым устройством удочки, как я уже и сказал, а потому наплавок должен иметь такую тяжесть, относительно к этому общему устройству удочки, чтобы рыба, трогая и забирая в рот насадку крючка, не почувствовала никакого препятствия.

ГРУЗИЛО

Грузилом называется кусочек металла, почти всегда свинца (ибо он тяжел и мягок), прикрепляемого к лесе, в недальнем расстоянии от крючка для его погружения в воду. Грузила бывают разной тяжести смотря по величине всей удочки и текучей или стоячей воде. Для самой маленькой удочки довольно одной небольшой дробинки; для средней - одной, двух или трех крупных дробин, а для самой огромной употребляют небольшую пулю. Прикрепление грузила из свинца делается следующим образом: берется кусочек свинца такой величины, какой надобно, разбивается в длинную узенькую пластинку и навертывается на лесу или поводок; а чтобы грузило не передвигалось, то легким ударом молотка бока его сжимаются. Дробины прикрепляются еще простее: возьмут дробину или пулю, разрежут ее до половины ножом, вложат в это отверстие лесу и потом краешки сколотят. Всегда надобно прикреплять грузило к волосяной лесе, повыше шелкового поводка, ибо свинец скорее переедает шелк, чем конские волосы. За неимением дроби и пуль можно сделать грузило из всякого кусочка свинца, о чем сейчас мною сказано, наблюдая только, чтобы фигура его была овальна: угловатое грузило скорее заденет за траву или шероховатое дно. После свинца всего лучше олово, а за неименьем того и другого можно употребить и медь и железо: последние привязываются иногда к лесе особой ниткой.



mob_info