Варма-калаи (Varma Kalai) — Индийское БО нацелен на важные жизненные точки тела. Что такое и как делается аюрведический массаж

Так же, как нервы, соединяясь между собой, образуют ганглии, нервные пучки, так и пранические каналы в местах скопления и пересечения большого их количества образуют пранические узлы, или Марма точки. Марма располага­ются по всей поверхности тела, причем, зачастую топография Марма точек соответствует топографии древнекитайских классических акопунк­турных точек.

Все марма-точки делятся на две большие группы – основные марма-точки и дополнительные. Основных точек сто семь, а дополнительных – намного больше. Вангасена пишет (Вс.С.77.347.): «Агни, Сома, Анила, Саттва, Раджас, Тамас и Атма пронизывают основные марма-точки, поэтому их травма или повреждение может привести к смерти».

По органам, на которых локализуются основные марма-точки, их делят на мышечные (11), канальные (41), тканевые (27), костные точки (8) и точки сочленений (20).

На бедрах находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курча , Курча-шира , Гульпха , Индра-басти , Джани , Ани , Урви , Лохитакща и Витапа

На груди и животе находятся Гуда , Басти , Набхи , Хридая , Стана-мула , Стана-рохита , Апалапа и Апастамбха – всего восемь.

На спине находятся Катика , Таруна , Кукундара , Нитамба , Паршва-сандхи , Брихати , Ампсапхалака и Скандха – всего девять.

На боку находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курчча , Курчча-шира , Мани-бандха , Индра-басти , Курпара , Ани , Варти , Лохитакща и Какщадхара – всего двенадцать. Это парные точки.

Над ключицами находится тридцать семь точек – Дхамани (4), Матарка (8), Каркатика (2), Видхура (2), Пхана (2), Апанга (2), Аварта (2), Уткщепа (2), Шамкха (2), Стхапани (1), Симанта (5), Щрингатака (4) и Адхипати (1).

Тала, Хридая, Индра-басти, Гуда-стана и Рохита – мышечные точки.

Нила, Дхамани, Матрика, Щрингатака, Апанга, Стхапани, Пхана, Стана-мула, Апалапа, Апастамбха, Хридая, Набхи, Паршва-сандхи, Брихати, Лохитакща и Урви – сосудистые точки.

Ани, Витапа, Какщадхара, Курчча, Курча-шира, Васти, Кщипра, Амса, Видхура и Уткщепа – тканевые точки.

Катика, Таруна, Нитамба, Амсапхалака и Шамкха – костные.



Джану, Курпара, Симанта, Адхипати, Гульпха, Мани-бандха, Кукундара, Аварта и Крикатика – точки сочленений.

Все вышеперечисленные марма-точки делятся на пять групп:

1. Садьях пранахара марма («Великие марма»). В эту группу входят марма-точки, повреждение которых ведет к быстрой смерти – смерть наступает в течение семи дней. Это девятнадцать первостепенных точек, расположен­ных в основном на центральной линии спереди и сзади тела. Они являются самыми главными стабилизаторами и распределителями движения Праны в организме. Могут использоваться как скоропомощные точки при потере сознания, коме или угрозе смерти. Воздействовать на них можно только пальцами, возможно нанесение специальных кремов или масел. Прижигание, глубокое иглоукалывание, постановка пиявок - противопоказаны.

2. Калантара пранахара марма. К этой категории марма относятся точки, повреждение которых вызывает медленную смерть – смерть наступает от пятнадцати до тридцати дней от момента повреждения точки. Всего их тридцать три. На них можно воздействовать немного сильнее, чем на «Великие марма», но иголки и пиявок на них не ставят. К ним относятся все восемь точек, расположенных на груди и животе, а также Симанта (5), Тала (4), Кщипра (4), Индра-басти (4), Катика , Таруна , Паршва-сандхи (2), Брихати (2) и Нитамба (2).

3. Вишальягхна марма. Это точки, проникновение в которые инородных тел (стрел, глубоких и толстых заноз, игл, осколков стекла и т.д.) ведет к смерти – смерть наступает сразу же после удаления инородного тела. Если же рана находится рядом с точкой, то патологический эффект развивается таким же путем, как у следующих двух видов точек. Этих точек всего три – Уткщепа (2) и Стхапани (1).

4. Вайкальякара. Это сорок четыре точки, повреждение которых вызывает сильную боль и страдания. К ним относятся Лохитакща (4), Ани (4), Джани (4), Урви (4), Курчча (4), Витапа (2), Курпара (2), Кукундара (2), Какщадхара (2), Видхура (2), Крикатика (2), Амса (2), Амсапхалака (2), Апанга (2), Нила (2), Пхана (2) и Аварта (2).

5. Руджакара. Повреждение этих точек ведет к появлению болезней, или, в редких случаях, к смерти. Этих точек восемь. К ним относятся Гульпха (2), Мани-бандха (2) и Курча-шира (4).

Исходя из другой классификации, выделяют три вида марма-точек:

1. Великие Марма. Это девятнадцать основных точек, повреждение которых ведет к быстрой смерти человека.

2. Жизненные Марма. Более второстепенные, но достаточно энергетически насыщенные точки. Локализуются не только на всех двенадцати меридианах, о которых говорит китайская медицина, но и вне их, а также соответствуют выходам всех пульсирующих сосудов. Слишком интенсивное воздействие противопоказано. Их повреждение может привести к тяжелым болезням, а в некоторых случаях и к ле­тальному исходу.

3. Травмирующиеся Марма. Соответствуют проекциям внутрен­них органов на кожу и регулируют движение пранических токов на уровне конкретного органа или его отдела. Воздействие на эти точки с помощью определенных масел, массажных приемов, про­гревания и прижигания, наложения драгоценных и полудрагоцен­ных камней, металлов или посредством постановки пиявок приво­дит к нормализации пранических токов в пораженном органе или в системе органов, что способствует нормализации баланса доша в результате упорядоченности движения Праны и Тридоша. Сильное повреждение ведет к появлению болезней.

В теле человека и в окружающем мире циркулирует непрерывный поток солнечной и лунной энергии. Солнечная и лунная праническая энергия проявляется как "положительная и отрица­тельная энергии" (на самом деле восходящая и нисходящая энер­гия), свет и тьма, тепло и холод, мужское и женское начало, напол­ненность и опустошенность, и так далее. Когда в праническом по­токе в организме преобладает солнечная энергия, это дает ему активность и наполненность теплом и силой, преобладает разум и осознанность, а дыхание происходит через правую ноздрю. Когда же преобладает лунная энергия, то активность человека снижена, преобладают чувства и инстинкты, тело охлаждается и открыта левая ноздря. Поток Праны, проходя через правую или левую ноздрю, обеспечивает определенные усло­вия для изменения не только в настроении и поведении, но и в процессах обмена веществ и баланса Тридоша. Солнечная энергия помогает процессу пищеварения и трансформации семи тканей организма, а лунная – процессу усвоения питательных веществ и росту, увеличению объема тканей.

Чем хуже происходит процесс усвоения Праны в организме, чем сильнее забиты Амой каналы, по которым она движется, тем ниже уровень сознания данной личности. Причем, уровень сознания не обязательно кармическая, "врожденная" характеристика человека. Все мы, в зависимости от наших прошлых воплощений, находимся на какой-либо ступени развития личности, но суть не в том, что кто-то находится чуть выше или чуть ниже в данный конкретный момент или отрезок времени, а в том, на сколько повысил или, наоборот, понизил человек свой уровень в процессе индивидуальной эво­люции. Ведь кто-то мог родиться с громадным потенциалом, нако­пленным в прошлых воплощениях, а за эту жизнь ни на йоту не приблизиться к постижению Господа и себя как бессмертной души, или даже умудрился рас­тратить часть своего духовного потенциала и деградировал относи­тельно того, что у него было, хотя он и остался на достаточно вы­соком духовном уровне. А в это же время другая душа получает че­ловеческое тело после многих и многих странствий в телах живот­ных с их низким уровнем сознания, но, не смотря на это, имея дос­таточно разума для осознания своего положения, хоть ненамного, но расширяет и поднимают уровень своего сознания с помощью той или иной трансцендентальной, религиозной или благочестивой деятельности. Безусловно, этот процесс зависит и от беспричинной милости Господа, но ни в коем случае нельзя упускать из виду желания и вкус к духовной самореализации живого существа и его свободу выбора.

Ману Самхита дает совет, как можно нейтрализовать дурное влияние собственной косности, лени и неуверенности в себе (М.С.4.137.): "Не следует презирать себя за прежние неудачи; надо до смертного конца стремиться к счастью и не считать его труднодос­тижимым".

Существует два вида нарушения движения Праны по праническим каналам - ее избыток в данном канале и, соот­ветственно, в органе, находящемся в зависимости от этого канала, или ее недостаток. Не всегда избыток Праны в одном канале соот­ветствует ее недостатку в другом, и наоборот. Причина недостато­чности Праны в канале может скрываться в "забитости" этого кана­ла Амой или нарушениях движения доша по данному каналу, а также в движении Капха доша по каналам движения Вата или Питта доша. Эта же причина может вызывать избыток Праны в данном канале. Для снятия увеличения пранической энергии в ка­нале его необходимо седатировать, а для восстановления и увели­чения ее уровня - тонизировать. В случае забитости каналов Амой сначала назначаются очистительные препараты и процедуры, и только после этого врач переходит непосредственно к Марма-терапии. Если же существует пережатие или травма энергетического канала, врач в каждом из случаев выбирает соответствующий дисбалансу метод воздействия. Сватмарама пишет (Х.Й.П.2.5.), что только тогда, когда пранические каналы полностью очищены, йогин получает контроль над Праной.

Марма массаж - один из самых эффективных методов омоложения кожи лица, лечения и ухода, который помогает справиться со стрессом и усталостью, приводит в гармонию чувства, способствует улучшению сна, придает ясность уму, дарит красоту и здоровье кожному покрову и даже снимает головную боль!

Большинство марма-точек расположено именно в области лица, головы и шеи. Посредством особого деликатного и точного воздействия на мармы и головы производится тонкая настройка центральной нервной системы, эндокринных желез, иммунитета, регулируются все энергетические центры мозга, психоэмоциональная сфера, память и интеллект.

Тело, ум и эмоции возвращаются на высокий энергетический уровень. Результат марматерапии всегда один - радость, спокойствие, восстановление здоровья, спокойный сон, отсутствие тревоги и депрессии.

Что такое марма терапия?

Марма терапия - понятие, знакомое далеко не каждому. Тем не менее, в beauty-индустрии это явление достаточно известное. Редакция ФотоЭльф рекомендует освоить данную процедуру всем женщинам, стремящимся сохранить красоту и на долгие годы.

Марма массаж, - немного истории…

Задача мармы - работа с биологически активными зонами, отвечающими за самые важные области нашего организма. Такие точки - это своего рода связь между телом физическим и потоками неиссякаемой энергии. При этом мармы могут быть связаны не только с внутренними органами или тканями. Активно затрагивают они и мышцы.

Сама история техники насчитывает много лет. Особенно ценна она была при военном деле, когда, нанося удар в определенную точку, воины подрывали силы своего врага. Со стороны медиков марма имела обратную силу и, наоборот, возвращала покалеченных солдат к жизни.

Особо эффективной марма считается в терапии йогов. Оздоровление внутренних органов, гармонизация энергетических потоков, омоложение кожи лица, снятие усталости и напряжения - все это подвластно данной технике, которую по праву можно назвать чудодейственной.

О марма-массаже

По преданию, наука о мармах берет начало в текстах великого индийского мудреца Агастьи, жившего тысячи лет назад на юге Индии. Однако наверняка известно, что первыми разработали и начали практиковать марма-терапию в Южной Индии мастера школы Калари.

Марма-массаж – целительный точечный индийский массаж. Этот массаж является предшественником иглотерапии. В его основе лежит мягкое, но глубокое воздействие на жизненно важные точки «мармы» (с санскрита переводится как «тайный», «жизненный») и каналы «нади».

Согласно Аюрведе, на нашем теле располагается 107 марма-точек, а разум является 108-й. Мармы могут находиться в сосудах, костях, сухожилиях, связках и суставах. С точки зрения марма-терапии, основополагающей причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии в организме человека.

Точечное воздействие на мармы позволяет устранить энергетические блоки и восстановить нормальное течение праны в теле и сознании.

Классификация «волшебных» точек

В разных ресурсах информация о количестве точек различна. Например, школа Сушруте утверждает, что из 107 точек самыми важными считаются только 64. Эти точки, в свою очередь подразделяются на:

  • кула мармы - те, повредив которые, можно лишиться жизни или получить серьезные увечья
  • колу мармы - те, нарушение которых опасно сильными болевыми ощущениями.

Эффективность марма массажа действительно говорит сама за себя и в подтверждении не нуждается. Для женщин эта техника интересна и дарит здоровье всему организму в целом.

Марма массаж. Подробнее об использовании

Массаж против часовой стрелки позволяет избавиться от негативной энергии. Наполнить организм новой энергией, напротив, поможет массаж по часовой стрелке. Бывает так, что с определением верного направления возникают трудности. Тогда на помощь придет зеркало, специальные пособия, например, видеоуроки, и, конечно же, практика.

Самомассаж

Первое, с чего стоит начинать самомассаж - выполнение круговых движений от правой брови. Двигаться необходимо вниз, к противоположной брови, далее снова вверх и завершить круг снова у правой (чем-то похоже на , правда?).

При обратном движении идти стоит движениями вверх по кругу, к левой брови и далее вниз, затем снова вернуться к правой.

Отличительной чертой такого массажа является то, что руки всегда будут работать в параллели, тогда как в большинстве других массажей их работа происходит при встречном движении, при том же фейс фитнесе, например.

Массаж марма для кожи лица - это, прежде всего, работа с энергией

Большая эффективность процедуры зависит именно от распределения энергетических потоков. Главное здесь - не перепутать направления и двигаться точно согласно схеме. Повысить эффективность всей процедуры способен крем гхи. Отдать предпочтение лучше обычному, а не тому, что настаивают на трипхале.

Марма массаж для кожи лица - это лишь одна из многих техник омолаживающего самомассажа. Разработанная еще в древности, техника успешно сохранилась до наших дней, получив распространение и уважение.

Ее достоинство - эффективность и отсутствие дополнительных затрат. Все, что может потребоваться - это желание и немного внимания для освоения предлагаемых навыков.

А сейчас, после того, как вы убедились в чрезвычайной полезности марма массажа для кожи лица , предлагаем вам освоить навыки его самостоятельного применения. Посмотрите, как аюрведический массаж делают в салоне и применяйте этот метод в домашних условиях:

Всем известны такие методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, как асаны и пранаямы.

Но, что делать, ЕСЛИ У ВАС ЛЕЖАЧИЙ БОЛЬНОЙ (после инсульта или инфаркта, или с гипертонической болезнью)?

Подробнее см. описание курса «Йогатерапия Сердечно-сосудистой системы (ССС)»

ВНИМАНИЕ! ПРИ ОСТРЫХ СОСТОЯНИЯХ — ВЫЗЫВАЙТЕ ВРАЧА! Не надо самодеятельности.

Все практики, которые приведены в этом посте, предназначены для профилактики и восстановления пациента в стадии ремиссии.

Давайте сначала вспомним положительные действия асан.
ПРАВИЛЬНО выполняя асаны (а их надо еще уметь правильно выполнять):

  • увеличивается тонус сосудов;
  • увеличивается капиллярная сеть;
  • увеличивается просвет в сосудах (что снимает лишнюю нагрузку с сердца);
  • усиливается обмен веществ (токсины быстрее выводятся, а питательные вещества и кислород быстрее доставляются до клеток);
  • вырабатываются эндорфины, которые улучшают моральный настрой, что снимает лишнюю тревожность;
  • и др.

ПРАВИЛЬНО выполняемые пранаямы , в свою очередь:

  • тренируют дыхательные центры головного мозга;
  • тренируют и повышают эффективность всей дыхательной системы;
  • регулируют другие автоматизмы человека (работу сердца, мочевыделение, лимфоотток и др.);
  • стимулируют обновление крови;
  • стимулируют тонус кровеносных сосудов;
  • и др.

Но, зачастую, ваш пациент не может не только сделать какую-то асану! Он с постели-то встать не может , а любое движение причиняет ему боль и страх наступления приступа!

А что поможет лежачим и ослабленным больным?

Что в таких случаях делать?

Какие методы йогатерапии МОГУТ ЕМУ ПОМОЧЬ?

Что можно предложить людям, которые находятся в постинсультном или постинфарктном состоянии?

Многие школы йогатерапии, кроме как посоветовать легкую нади-шодхану, ничего больше не могут предложить .

Мощный арсенал методов йогатерапии

Речь пойдет о таких малоизвестных способах лечения, как мантры, мудры, марма точки , визуализации и медитации.

Каждый инструктор йоги, реабилитолог, йогатерапевт да и простой человек, занимающийся своим здоровьем должен овладеть этими мощными приемами.

Они позволяют быстро и эффективно не только снимать болезненные приступы, но и реально улучшать здоровье вашего пациента.

Конечно, сначала надо овладеть этими знаниями , чтобы знать в каких случаях применять ту или иную методику.

Ведь нельзя, например, бездумно жать на все марма-точки подряд.

Этим вы сможете добиться обратного эффекта и ухудшить самочувствие больного.

Что нужно знать про методы йогатерапии, и как они воздействуют на ваш организм?

Самое важное — это то, что все приемы йогатерапии работают через БЛАНСИРОВАНИЕ основных сил организма — через баланс первоэлементов.

А они балансируются через систему дош , или базовых архетипов.
Доши — это попарное соединение первоэлементов в вашем теле (вата — это эфир +воздух, питта — огонь плюс вода, капха — вода+земля).

Как марма-терапия лечит сердечно-сосудистые заболевания?

Онлайн встреча

Запишитесь на ближайший вебинар

3 волшебных лечебных практики для вашего сердца и сосудов
Начало 27 декабря 2018 г. (Чт) в 19.00 МСК

Дисбаланс этих дош вызывает различные заболевания , и задача йогатерапии вернуть баланс вашему организму и сознанию.

Каким образом достигается баланс энергии?

В частности этим занимается раздел йогатерапии — марма-терапия.

Марма-терапия — изучает специальные энергетические точки , каждая из которых обладает своим характером: воздушным (вата ), огненным (питта ) или земляным (капха ) типом.

Поэтому, если у вас, например, лишний вес и есть риск атеросклероза , то лучшим способом обрести баланс — это стимулировать «питта»-точки, чтобы увеличить огонь в вашем теле, который попросту будет сжигать лишний жир и будет давать вам дополнительную энергию.

Людям с резкими скачками давления, с неустойчивым эмоциональным фоном, с неустойчивым пульсом необходимо воздействовать на «вата»-точки , чтобы выровнять энергию ваты.

Она управляет нервной системой , процессами метаболизма (обменом веществ), отвечает за толстый кишечник, кости и суставы.

Наука марма-терапии достаточно объемна и сложна , но все же практические рекомендации по лечению сердечно-сосудистых заболеваний можно начать применять и на начальном уровне.

Изучите важные марма-точки для терапии сердца и сосудов

Практическое занятие — см. видео внизу

Сегодня мы с вами разберем несколько важных точек, воздействуя на которые вы сможете облегчить симптомы сердечно-сосудистых заболеваний и дисфункции внутренних органов.

За сердечно-сосудистую деятельность отвечают группа точек, которые имеют в своем названии корень «Хрид» (Сердце).

  1. Точки Тала-Хридая , которые расположены в центре ладоней и ступней.


2. Еще в данном уроке мы добавим точку Кшипра (Быстрая) , аналог в китайской медицине — ХэГу — в мякоти между большим и указательным пальцем.

Точка называется Быстрой, т.к. воздействие на нее приводит к быстрым оздоравливающим результатам.

3. Чтобы успокоить нервную систему, и тем самым успокоить сердце и снизить артериальное давление, мы добавим еще и точку на голове — Адхипати.

Адхипати (Верховный Властитель), находится на вершине родничка.

Как правильно воздействовать на марма-точку?

1. Как правило, массаж выполняется по часовой стрелке.
2. Перед массажем точку желательно смазать маслом (кунжутное, кокосовое, миндальное, оливковое, подсолнечное)
3. Можно добавить каплю лавандового масла
4. Массаж выполняется не менее 1 минут каждой точки. Лучше всего 2 минуты.
5. Надавливание должно быть ОЧЕНЬ НЕЖНЫМ, но ощутимым.
6. При возникновении резких неприятных ощущений (боль, тошнота, головокружение, учащенное сердцебиение) — процедуру прекратить!
7. После того как прекратили воздействие на точку, еще некоторое время «поощущайте» точку , отслеживайте изменение ощущений (онемение, расширение зоны, потепление/охлаждение и т.д.)

Итак, начинаем практику...

1. Перед процедурой измерьте давление и пульс . Запишите...

2. Сначала массируем точку Адхипати 2 минуты. Старайтесь «дышать» через точку (можно легкое удджайи).

Действие : Увеличивает мозговое кровообращение и циркуляцию
мозговой спинной жидкости,
Восстанавливает сознание,
Лечит сенсорную и моторную дисфункцию, помогает в
координации,
Облегчает оптимальное функционирование гипофиза и шишковидной железы, регулирует гормональные выделения
Регулирует активность лобной доли мозга
Стимулирует память, внимание и концентрацию

3. Точка Кшипра. По очереди на правой и левой руке по 2 минуты.

Действие:

Общая стимуляция праны и поступление ее в организм.
Стимулирует поток праны, Вьяны и Апаны Ваю
Усиливает кровообращение и снимает загруженность
Снимает общую боль и головные боли
Улучшает функции печени и селезенки

4. Точка Тала Хридая . По очереди на правой и левой руке, потом то же — на ногах по 2 минуты.

Действие:
Балансирует ум и сердце
Гармонизирует эмоции и снимает стресс
Улучшает функции легких и диафрагмы

Массаж Тала Хридая умиротворяет эмоции . Это происходит из-за прямого действия мармы на Мана ваха шротас (каналы ума) и мадджа дхату(нервной ткани), в которых возникает эмоциональный дисбаланс, перепады настроения и трудности с концентрацией внимания.

Тала Хридая функционально связана с сердцем через Вьяна Ваю, к диафрагме через Удана Ваю и легкие через Прана Ваю.

Показана при лечении сердечных аритмий .

Это марма считается «солнечным сплетением» руки и ноги, так как ладонь и ступня считаются микрокосмом системы чакр.

Если вы выполнили весь массаж, то он занял у вас не менее 15 минут, что вполне достаточно для снятия приступов.

5. Попробуйте теперь в течение 1-2 минут просто «продышать» все точки, которые только что массировали. Все вместе...

6. После этого еще раз измерьте давление и пульс . Сравните результаты.

7. Почувствуйте явное улучшение самочувствия и успокоение.

В следующем посте мы расскажем, какие мудры (пальцевые замки) помогают при сердечно-сосудистых расстройствах, и как их совмещать с марма-массажем.

Будьте здоровы и живите легко))

А подробно про все точки по ССС (сердечно-сосудистой системе) .

В нашем теле находится множество энергетических каналов, каждый из которых отвечает за работу органа или систему в нашем организме. Места пересечения этих каналов образуют некие энергетические узлы называемые в аюрведе – мармами .

Мармы в своем роде выступают индикаторами состояния здоровья. Если в нашем организме начинается болезнь – эти точки первыми сигнализируют о неполадках в нем.

В местах расположения мармы могут появиться дискомфортные ощущения, боль при надавливании, скопление солей, зуд или гнойнички. Непосредственное воздействие на мармы в аюрведе называется мармотерапия.

Марматерапия выступает как вспомогательное средство в процессе исцеления как от физических так и психологических недугов.

Работа с энергетическими точками может быть как прямая, так и косвенная. К примеру, во время выполнения асан в йоге за счет растяжки, сжатий и скручиваний происходит стимуляция марм. Еще одно средство работы с энергетическими потоками и мармами – это массаж тела. К примеру, во время процедуры классического аюрведического массажа, когда тонкая струя масла льется в центр лба, происходит активная работа с энергетическим центром, называемым третьим глазом. После такой процедуры появляется устойчивое чувство ясности ума и внутреннего спокойствия.

Прямое воздействие на энергетические каналы через мармы оказывает процедура иглоукалывания. Это очень мощный инструмент воздействия на наш организм. Процедуру иглоукалывания может выполнять только высокопрофессиональный мануальный терапевт. Неумелое обращение с иголками может привести к очень серьезным негативным последствиям. Об этом стоит помнить, даже когда вы прокалываете уши. Большое скопление марм присутствует на мочках ушей, и даже в современной медицине прокол ушей считается не такой уже безопасной процедурой, поэтому ее всегда должен делать врач.

Если вы практикуете уделяйте внимание ушам, особенно мочкам – разминание ушей прекрасно тонизирует организм помогает взбодриться и убрать сонливость.

Множество марм расположено на ступнях ног. Проекцию почти каждого органа можно найти на ступнях ног. С чего следует сделать вывод, что надо внимательно относится к обуви которую вы носите. Ноги должны находиться в комфортном состоянии, а это исключает каблуки и узкую и неудобную обувь. Очень полезно ходить босиком по траве, песку или гальке, так как в это время происходит активная стимуляция марм на стопе.Таже стимуляция точек происходит при использовании специальных ковриков и массажеров.

Некоторые мармы вам возможно знакомы, к примеру, точка в центре лба, так называемый третий глаз.

Массаж этой точки поможет сконцентрироваться и устранить головные боли. Марма в районе окончания грудной клетки имеет связь с сердцем, а также она помогает наладить пищеварение. Ели у вас проблемы со сном проработайте марму расположенную ниже пупка на расстоянии трех пальцев. Изучив расположение необходимых вам точек на теле вполне можно самостоятельно выполнить точечный массаж. Эта процедура не займет много времени. Достаточно 2-3 минут для каждой мармы.

Техника выполнения точечного массажа не сложная: большим пальцем правой или левой руки, кому как удобно, в районе расположении мармы совершите 5 круговых движений по часовой стрелке увеличивая радиус и 5 круговых движений уменьшая радиус, повторить три раза. Очень часто во время точечного массажа используют соответствующее эфирное масло для усиления эффекта. (см.таблицу).

Точечный массаж лучше выполнять перед сном или в любое другое спокойное время, когда вы никуда не торопитесь и можете позволить себе расслабится. Если вас заинтересовал точечный массаж в таблице ниже вы найдете расположение некоторых марм и их связь с физиологией. Оставайтесь здоровыми!

Таблица некоторых марм, ежедневный масляный массаж которых поможет вам поддержать свое здоровье.

НАЗВАНИЕ МАРМЫ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕ ФУНКЦИЯ, ПРОЕКЦИЯ

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Адхипати Макушка Гипофиз; самореализация Ладан, мирра, шамама
Ани Центральная точка над коленом Равновесие Ладан, роза, сандал, тысячелистник
Ани Нижняя точка задней стороны бедра Кишечник Имбирь, тымьян
Апа Висок Зрение Базилик
Апастамг Точка в верхней части грудины Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Асаха Верхняя точка плеча Успокаивает нервы; самооценка Имбирь, розовое дерево, сандал
Ашпалака Верхняя часть спины Тимус, сердце Лаванда, роза, тымьян
Васт Центр лобковой области Сексуальная энергия, выживание Имбирь, сандал, тысячелистник
Ворве Верхняя точка задней стороны бедра Кровообращение в ногах Кипарис, можжевельник, эвкалипт
Врати Середина спины Сердце, легкие Роза, розмарин, эвкалипт
Вторая Джану Две точки под коленом Суставы Лаванда, сандал, тысячелистник
Вторая Индравасти Нижняя часть икры Спортивность Лаванда, лимонная трава
Вторая курпара Внутренняяя и наружная стороны локтя левой руки Селезенка Мирт, розмарин
Вторая кшира Основание мизинца руки Страсть, воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Вторая талхридия Кончики пальцев рук Нервозность Иланг-иланг, розовое дерево, сандал
Второй хардиям Центр верхней части грудины Сердце
Гульпха Внутренняя и наружная сторона лодыжки Репродуктивная система Шалфей
Джану Под коленом Селезенка (на левой ноге), печень и желчный пузырь на правой ноге Лимон, мелиса, тысячелистник
Какшадхара Точка в верхней части грудины под левой ключицей Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Карпорам Центр передней боковой стороны локтя Половой метаболизм Гвоздика, корица
Кипрам Над основаниями пальцев с верхней и подошвенной сторон Носовые пазухи, лимфа Камфора, розмарин, эвкалипт
Копрам Верхние точки области почек Надпочечники Герань, лаванда
Корчша На запястье со стороны мизинца Циркуляция Апельсин, кипарис, лаванда, можжевельник
Корчша Возвышение под большим пальцем ноги с подошвенной стороны Желудок Кеава, сандал
Корчшир Центр пятки Связана с позвоночником Ветивер, джатамамси, дягиль, трифолия
Кракнрик Точки, расположенные 2-3 см. в бок от основания черепа Легкие Базилик, эвкалипт
Ктектанинам Центр ягодицы Равновесие Герань, лаванда, роза, сандал
Лохитакшам Паховая складка Отток лимфы Герань, жасмин, ианг-иланг
Манибандха На запястье со стороны большого пальца Самовыражение во внешнем мире Валериана, розовое дерево
Манипура Нижняя оконечность грудины Воля Анис, сандал
Манья Перед ухом на передней стороне шеи Кровеносные сосуды, цыркуляция Герань лаванда, розмарин
Наби 5 см. ниже пупка Равновесие, творчество, выделительная система Имбирь, кипарис, шалфей
Нади Верхняя точка затылка Задняя доля гипофиза Сандал
Нела Стык ключицы с грудиной Щитовидная железа Сандал
Нитамба Нижние точки области почек Почки Апельсин, кипарис, лимонная трава
Ови Центральная точка передней стороны бедра Освобождение, избавление от старого Лаванда,роза
Орви Центр наружной стороны плеча Кровообращение Апельсин, гвоздика, эвкалипт
Первая джану Две точки над коленом Равновесие Тысячелистник, лаванда, сандал
Первая индравасти Центр икры Судороги,боли в ногах Лаванда, лимонная трава
Первая курпара Внутренняя и наружная стороны локтя правой руки Печень, желчный пузырь Имбирь, роза
Первая кшира Основание большого пальца руки Страсть; воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Первая талхридая Центр ладони Сердце Апельсин, кардамон, роза
Первый хридаям Центр нижней части грудины Сердце Апельсин, кардамон, роза, шафран
Стхапуи Между бровями Гипофиз; внутреннее зрение Базилик, жасмин, камфора
Талхридаям Центр подошвы Сердце Кардамон, роза, розмарин, сандал
Уткшепау Сзади над ухом Усиливает внимание и стимулирует работу мозга Базилик, камфора, розмарин
Шаунк Спереди над ухом Ясность слуха Лаванда, мята перечная, эвкалипт
Ширамантрика Точки в нижней части передней сторны шеи Сосуды Кипарис, мирт, сандал, эвкалипт

По материалам книги И-Шен Аюрведа (по Дипаку Чопре). Начинаем с нуля.

Марма-терапия (марма-видья) – наука о жизненных точках тела (мармах). На санскрите слово “марма” означает чувствительную или уязвимую точку на теле. По классификации Чараки марма – это место соединения двух или более телесных начал – мышц, сосудов, связок, костей и суставов (яркий пример – локоть или колено). Некоторые мармы находятся внутри тела (мягкое небо, сердце).

Согласно Сушруте марма – это (вата, питта, капха) с праной, теджасом и оджасом, и (саттва, раджас и тамас). Воздействуя на мармы, мы воздействует сразу н многие области, усиливая жизненную силу организма (оджас), уравновешивая мозг.

Расположение марм близко (но не идентично), к расположению телесных меридианов (из китайской медицины). Воздействие на эти точки стабилизирует прану (основную силу физического здоровья). О важности правильного воздействия врачей предупреждают древние аюрведические тексты.
Одно из ранних упоминаний о мармах можно найти в Риг-веде. В “Махабхарате” (древнеиндийском эпосе, одной из частей которой является ) на мармы есть несколько ссылок – как защищать жизненно важные точки тела (мармы) у боевых лошадей, слонов, и конечно у воинов. Там жe указывается, что защита может быть не только физическая, а и ментальная – используя прану, ментальную силу (в виде мантры), усиливая энергетику выпускаемых стрел воображаемым огнем.

Мармы делятся на 5 групп по поведению при ранении:

– ведушие к мгновенной смерти (sadya pranahara)
– ведущие к смерти в будущем после болезни в результате ранения (kalantara pranahara)
– ведущие к смерти, если оружие поражения будет удалено из мармы и она откроется (vishalyaghna)
– ведущие к увечью (vaikalyakra)
– ведущие в боли (rujakara).

Точки в марма-видье подразделяются на “терапевтические” и “смертельные” .

Воздействие на “терапевтические” может излечить от самых опасных состояний. Наиболее использующиеся мармы при терапевтическом воздействии находятся на руках и ногах, с ними легко работать при массаже, акупунктуре.

“Смертельные “ мармы не рекомендуется для прямого или грубого воздействия (например, на район горла можно воздействовать только очень легко). Неправильное же действие хирурга при операциях может рассечь жизненоважную марму (“смертельную­”) и привести к летальному исходу.

Однако, два вида марм – “терапевтические” и “смертельные” зачастую переплетаются между собой. Вокруг “смертельных” марм всегда есть область “терапевтических” и умелое пользование (не затрагивающее смертельный центр) принесет пользу.

Знание о “смертельных” мармах было обязательно в индийском военном искусстве, бойцов обучали как именно эти точки защищать во время борьбы. Так же обучали тем ударам, которые могли по-разному воздействовать на эти точки.

Доктор И. Ветров рассказывает (в статье “Основы марма-видьи”, опубликованной в журнале “Аюрведа-наука жизни”):

“Есть еще одна причина – почему марма-видья в меньшей степени, чем другие разделы аюрведы, сохранилась до наших дней. Одна из версий ухода Гаутама Будды гласит, что причиной его смерти было неудачно проведенная хирургическая операция по удалению злокачественной опухоли представителями школы Сушруты. Так или иначе, император Ашока начинает активную борьбу с аюрведой и в особенности полностью запрещает марма-видью. В этот период большинство мастеров вынуждено было скрываться в Индонезии, Филиппинах, Китае и Японии. Таким образом, Индия (включавшая в те времена Пакистан, Непал, Бирму, Бангладеш и Шри Ланку) практически лишается на несколько столетий живых носителей традиции”.

И сейчас, и в древности аюрведические доктора в Индии прописывают курс марма-терапии как дополнительный, очень эффективный комплекс к аюрведическому лечению. Также, марма терапия применяется в одиночку при разных проблемах – от парализации до психосоматических заболеваний.

Письменные источники, содержащие учения о мармах в традиции Сушруты включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные – “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти каноны рассматривают вопросы местонахождении марм, каждой из которых даны название, номер, расположение, проекция на поверхности тела, функция, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения.

В разных традициях существует разные мнения о количестве марм. В традиции Сушруты насчитывается 107 марма точек, это та цифра, которая зафиксирована в сознании большинства западных людей, слышавших о мармах.

Аюрведические же специалисты насчитывают до 360 основных марм. Также, существуют разные подходы в марма терапии у специалистов из разных регионов Индии. Считается, что мармы разнятся в зависимости от конституции человека, и марма-терапия должна быть индивидуальной, в зависимости от состояния (как впрочем и все остальное в аюрведе).

Опытные марма-терапевты вычисляют точное расположение марм на теле, которые, конечно, близки к идеально отмеченным в схемах, но нужен большой опыт и профессиональная чувствительность, чтобы попасть в точку. Это я к тому пишу, что последнее время курсы по марма-терапии, пульсовой диагностике обещают обучить этому за несколько дней. Реально, этому учатся годами (в конце я еще расскажу об обучении у мастеров).

В течение последних 4 лет около 500 человек обучились у меня основам марма-видьи. К моему глубокому сожалению лишь половина из них попытались применить эти знания в своей медицинской практике. И лишь каждый десятый из них смог строго соблюдать 36 базовых правил этой науки и соблюдать обещания, данные мне в момент посвящения в ученики первой ступени. В итоге лишь единицы приблизились к стадии совершенства и в ближайшее время смогут пройти дальнейшее обучение и посвящение в ученики второй ступени. Говинда Ачарья предупреждал меня о том, что в силу дурных наклонностей и недостаточности духовного образования большинство не только европейцев и американцев, но и индусов не способны удержаться в потоке Дханвантари-Сушрута сампрада. Нет никакого смысла тратить свои силы и время на обучение всех подряд. Поэтому я решил прекратить набор групп на обучение и теперь это знание будет дано лишь тем, кто действительно нуждается в нем как воздухе и внутренне созрел для этого…

…В одном из канонов предупреждается: “Это (знание о мармах) не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение”….

…Марма-видья относится к одному из восьми главных разделов Аюрведической медицины, включая в себя:

– марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на биологически активные зоны, являющиеся проекциями жизненно важных центров физического, эфирного и «тонкого» тела человека)

– бхедан-карму (иглоукалывание)

– гирудотерапию (лечение пиявками) – дхара-карму (воздействие тонким потоком непрерывно вытекающего лечебного масла, молока или отвара тех или иных растений на биологически активные зоны тела)

– пчелоужаление – шалья чикитсу (энергохирургию – более известную в наши дни, как филиппинскую хирургию).
(конец отрывка из статьи И. Ветрова).

В идеале, точное определение местоположения марм должно производиться опытным специалистом (особенно, если нужно воздействовать очень точно при определенном заболевании), так как местоположения марм несколько отличается у разных людей (зависит от конституции).

Если все это так серьезно (в плане овладения этой техникой), и специалистов найти практически невозможно, то что же делать? Как проводить стимуляцию марм в домашних условиях? Стимулировать общие точки можно и самостоятельно (что впрочем, многие и делают, не подозревая об этом). Многие давно этим пользуются (в облегченном виде), только не знали, как это называется. Например, масляный массаж, который достигает все наружные мармы, благотворно влияет на весь организм.

Самый простой массаж ступней ног перед сном или кунжутным маслом – это же настоящий марма массаж (на ступнях ног расположено очень много важных точек). Кстати, при марма массаже лица например, (там есть видео) нужно точно знать – как именно массировать: – для того, чтобы удалить заблокированную энергию / уменьшить высокую дошу / вывести токсины / уменьшить разрастание ткани нужно массировать против часовой стрелки. – для того, чтобы наполнить энергией / повысить тонус внутренних органов и тканей – массировать нужно по часовой стрелке. Не всегда бывает понятно – “пo часовой стрелкe” – по отношению к чему? Представьте часы, положенные на тело циферблатом вверх и следуйте за движением стрелок (по часовой или против). Получается что любой массаж – это почти всегда стимуляция марм (хотя и не профессиональная).

Массаж марм желательно проводит 3-5 минут 2 раза в день. В следующей статье я напишу, какими маслами лучше делать масаж, но наверное, читатели и так знают – лучшее масло для массажа – это тяжелое (на основе которого и делают многие масажные масла). Технические ограничения сайта не позволяют вставить полноценную картинку с мармами, но вы можете легко найти эту информацию в интернете.

Следующая практика, отлично стимулирующее мармы – это занятия йогой. Выполняя человек плавно натягивает соответствующие участки кожи, где расположены мармы. Асаны влияют на энергию, содержащуюся в конечностях, суставах и позвоночном столбе. При выполнении различных асан можно воздействовать на определенные мармы для усиления эффектов асаны.

Массаж марм, осуществляемый при асанах улучшает взаимодействие между физическим и тонким (праническим) телами и взаимообменом энергии и информации между ними, так как мармы соединяются с нади (nadis – нутренние биоэнергетические каналы в тонком теле, по которым циркулирует прана) и с чакрами (энергетическими центрами). Асаны направлены на обеспечение лучшей циркуляции энергии в напряженных или заблокированных марма-областях.

При различных физических занятиях в мармах могут возникают болевые ощущения. В этом случае нужно правильно воздействовать на прилегающие мышцы и суставы. Самостоятельно, чтобы не нанести вреда по незнанию, можно действовать указанными выше мягкими методами, без специального марма массажа.

При матра медитации используют разные бинджа мантры – HUM, OM, AIM, KRIM, SHRIM, HRIM, KLIM. Каждый слог действует по-своему. Например HUM (прооизнесении с длинной U – “hoom”) – матра создания защитного слоя вокруг физического тела.

При ее произношении рекомендуется визиализировать синий цвет, защищающий от негатива. При произнесении HUM с короткой U , действует другое – разогревающее и увеличивающее огонь (питту) в данной марме. Мантра ОМ действует на увеличение энергии и жизнеспособности. Может повторяться с концентрацией на любой марме для ее открытия, и очищения. Визиуализировать нужно золотой цвет, солнечный свет. И так далее со всеми слогами (обьяснений слишком много, я только показала идею – как это работает).

Следующий метод, знакомый всем – это релаксация , которая хорошо снимает блокаду в мармах.

Существует марма медитация, немного похожая по методу проведения на В йоге нидре нужно просто скользить вниманием по называемым участкам, а в марма медитации в каждую марму (их 18 для этой практики, наружных и внутренних) нужно вдыхать и выдыхать (напрягать и расслаблять). Начинают с нижних, и поднимаются вверх к голове.

В общем, если нет поблизости специалистов по правильной марма терапии, можно действовать вышеуказанными мягкими методами.

И обещанный выше отрывок об обучении доктора И. Ветрова: “Базовые ключи (правила) марма-видьи”:

Существует 144 ключа к эзотерической лечебной практике марма-видьи. Раскрытие сущности ключей и их отработка – процесс постепенный. На начальном этапе мастер передает ученику первые 36 ключей, с помощью которых врач может лечить пациентов с проявлениями большинства заболеваний в начальной и средней клинических стадиях, а также оказывать скорую и неотложную помощь. На их освоение для упорного ученика требуется около 2-3 лет. Для этого ученик должен полностью отказаться от мяса, соблюдать элементарные правила внутренней и внешней чистоты, три раза в день на восходе, в полдень и перед сном повторять по 108 раз мантру Шри Дханвантари (полученную от своего наставника) и регулярно практиковать марма-терапию, проводя в неделю не менее 18 сеансов.

Обычно наши ученики на первом этапе работают 12-15 дней в месяц, проводя по 8 сеансов в дни приемов (продолжительность одного сеанса обычно составляет 90 минут). Эгрегор традиции Сушрута-Дханвантари сампрадайи действует очень жестко. И если ученик не приступил к работе в течение трех месяцев после обучения или считает для себя возможным пренебрегать правилами, данными учителем, система неизбежно лишает его марма-шакти (особой энергии, дарованной ученику для успешной практики и развития). Когда наставник видит, что ученик достиг совершенства на первой ступени марма-видьи, то раскрывает ему следующий слой знаний, объясняя сущность следующих 36 ключей. Эти навыки позволяют врачу браться за достаточно сложных пациентов, имеющих по три-пять хронических заболеваний или лечить такие тяжелые патологии, как рак, рассеянный склероз, сахарный диабет (начальной и средней степени тяжести).

Затем ученик проходит огненную церемонию (агни-хотру), получает духовное имя и принимает миссию своего учителя. С этого времени он должен прекратить есть не только мясо, но и рыбу, сычужные сорта сыра и яйца. Алкоголь, табак, кофе, какао, черный чай полностью исключаются.

Ученику рекомендуется регулировать свою половую жизнь, избегать гнева, насилия, осуждения, зависти, жадности, гордыни и лени. Когда врач достигает совершенства на второй ступени, что может занять от пяти до семи лет, мастер разрешает ему переда-вать знание марма-терапии другим. И лишь когда у такого врача появятся ученики, достигшие совершенства первых 36 ключей, он может сам подняться на третью ступень.

Навыки 108 ключей позволяют врачу делать чудеса с точки зрения современной западной медицины. Практически для него не существует невозможного. Даже заболевания в запущенных стадиях при условии сохранения оджаса (наследственная энергия, связанная с молекулами ДНК и обеспечивающая соответствующую продолжительность жизни) у пациента могут быть полностью излечены или в худшем случае остановлены в своем дальнейшем развитии. На этой стадии врач уже должен полностью обуздать свои чувства и ум и стать праведной личностью. Ничто в его поведении не должно становиться предметом критики других людей. С этого момента врачу не разрешается брать вознаграждение за свой труд, а следует жить только на пожертвования своих пациентов.

Четвертая ступень (достижение совершенства в 144 ключах) – это уровень мастера. Об этом может только мечтать любой врач. Здесь нет границ. И то, что приходилось видеть мне, казалось невозможным для простого человека. Буквально «мертвые воскресали, слепые прозревали, немые начинали говорить, а хромые танцевать…».

Конечно, мастер, являясь святой личностью, постоянно несет в этот мир гармонию и любовь. И его главная цель дать людям не столько физическое здоровье (которое временно, ибо ограничено этим телом), сколько духовное, дарующее счастье, внутренний покой и совершенство”
(конец отрывка из статьи доктора И. Ветрова) И в заключении, для тех, кто хочет обратиться к классике – главы из “Сушрута самхиты” о фатальных марма точках в переводе Ю. Сорокиной Глава 6 Шарирастханы (фрагменты):

1-2 . Теперь я объясню главу об индивидуальных мармах (жизненных точках), как это объяснял Господь Дханвантари.

3 . Существует сто семь марм, которые подразделяются на пять типов по месту их локализации – мышечные мармы, мармы сосудов, мармы связок и сухожилий, мармы костей и мармы суставов. Вне мышц, сосудов, сухожилий, костей и суставов марм не существует.

4. Существуют: одиннадцать марм на мышцах, сорок одна марма в области сосудов, двадцать семь марм связок и сухожилий, восемь марм в области костей и двадцать марм суставов. Они составляют сто семь марм.

8 . Их в свою очередь подразделяют на пять групп согласно производимому при повреждении действию – мармы, вызывающие немедленную смерть, мармы, вызывающие смерть через непродолжительное время, мармы, вызывающие смерть при извлечении из них инородного тела, мармы, приводящие к невозможности двигаться и действовать (к нетрудоспособности), и мармы, вызывающие болезни. .

.. 9-14. Существует всего девятнадцать марм, вызывающих немедленную смерть, тридцать две – тех, что приводят к смерти спустя непродолжительное время, три мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного тела, сорок четыре мармы, приводящие к нетрудоспособности, и восемь – порождающих болезни.

К мармам, вызывающим немедленную смерть, относятся – шрингатака (четыре), адхипати (одна), шанкха (две), кантхшира (матрика) (восемь), гуда (одна), хридайя (одна), басти (одна) и набхи (одна). К мармам, вызывающим смерть спустя непродолжительное время, относятся мармы груди (восемь), симанта (пять), тала (четыре), кшипра (четыре), индрабасти (четыре), катикатаруна (две), паршвасандхи (две), брихати (две) и нитамба (две). К мармам, вызывающим смерть после извлечения инородного тела, относятся уткшепа (две) и стхапани (одна).

К обездвиженности приводят повреждения следующих марм – лохитакша (четыре), ани (четыре), джану (два), урви (четыре), курча (четыре), витапа, курпара, кукундара, какшадхара, видхура, крикатика, амса, амсапхалака, апанга, нила, манья, пхана и аварта.

Любая из этих парных марм производит подобное действие. К порождающим болезнь относятся гулпха (две), манибандха (две), и курчашира (2 + 2). Обе кшипра мармы могут привести как к немедленной смерти, так и к смерти спустя непродолжительное время.

15 . Мармы – это области сосредоточения мышц, кровеносных сосудов, связок, костей и суставов, в которых особенно активно циркулирует прана. Нарушение и потеря праны – вот причина, по которой повреждение марм приводит к соответствующим последствиям.

16-19. Мармы, приводящие к немедленной смерти, подчиняются Агни и имеют огненную природу, поэтому пациент при их повреждении быстро сгорает. Мармы, приводящие к смерти после непродолжительного периода, имеют как огненную природу, так и природу воды; свойства Агни умеряются Сомой, но огонь постепенно испаряет воду; поэтому смерть терпит некоторое время и приходит спустя непродолжительный период. Точки, повреждение которых приводит к смерти после извлечения инородного тела, имеют природу Вайю, и пока кончик инородного тела закупоривает рану и удерживает вайю внутри тела, пациент остается живым, но умирает сразу после извлечения инородного тела…

21-22 . Если фатальную (приводящую к немедленной смерти) марму дополнительно проколоть с краю или надрезать рядом с границей повреждения, она обретет свойства мармы, приводящей к смерти спустя непродолжительное время. Если таким же образом проколоть марму, вызывающую смерть спустя непродолжительное время, она может обрести свойства мармы, вызывающей неподвижность, и жизнь человека продлится.

Марма, вызывающая неподвижность, в этом состоянии может стать мармой, вызывающей болезни, а мармы, вызывающие болезни и сильные боли, в конце концов будут вызывать только слабую боль.

23 . Мармы, вызывающие немедленную смерть, приводят к ней в течение недели, мармы, вызывающие смерть спустя непродолжительный период, оставляют пациенту от двух недель до месяца жизни. Среди этих марм область кшипра также может привести к немедленной смерти. Мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного тела и «обездвиживающие» мармы также могут привести к скорой смерти в том случае, когда повреждение сильное. 24. Теперь я опишу мармы, расположенные в области ног. Между большим и вторым пальцем на ноге расположена кшипра марма, при повреждении которой смерть наступает вследствие судорог. В центре подошвы, по линии среднего пальца, расположена талахридайя, повреждение которой приводит к смерти вследствие сильной боли. На две ширины пальца выше кшипра, по обе стороны, находится точка курча, повреждение которой приводит к скованности ног и неспособности ходить.

Как раз ниже соединения лодыжки с ногой расположена курчашира, повреждение которой вызывает боль и опухание. В месте соединения ступней и икр находится точка гулпха, повреждение которой вызывает боль, скованность, утрату способности ходить или импотенцию.

На линии пятки, двенадцатью ширины пальца выше, в центре икроножной мышцы, находится точка индрабасти, ранение которой приводит к смерти от сильной потери крови.

В месте соединения икр и бедер находится джану, повреждение которой вызывает хромоту. Тремя ширины пальца выше, по обе стороны джану, находится ани, повреждение которой усиливает опухание и скованность ног. В центре бедер находится урви, ранение которой вызывает истощение ног от потери крови. Выше урви, ниже пахового угла, в основании бедра, находится лохитакша, повреждение которой вследствие потери крови вызывает гемиплегию (паралич мышц одной стороны тела). Между пахом и мошонкой находится витапа, повреждение которой вызывает импотенцию.

Таково расположение жизненных точек в области ног. То же следует усвоить в отношении другой ноги и в отношении точек на руках. Различие в том, что гулпха, джану и витапа эквивалентны манибандха (области запястья), курпара (области локтя) и какшадхара на руке. Какшадхара расположена между грудной клеткой и подмышечной впадиной. Они приводят к обездвиженности – если повреждение нанесено в область запястья, деформации тела – если повреждение в области локтя, и к параличу – если повреждена какшадхара марма.

Так описаны сорок четыре мармы конечностей.

Теперь что касается областей марм туловища, живота и грудной клетки . Повреждение точки гуда, связанной с отвечающим за удаление газов и фекалий толстым кишечником, приводит к скорой смерти.

Мутрашайя (мочевой пузырь) изогнут подобно луку, состоит из небольшого количества мышечной ткани и крови, сосредоточен внутри таза и имеет один нижний выход. Он является басти мармой, повреждение которой вызывает быструю смерть. Если он поврежден с обеих сторон, человек не выживет. Если он поврежден с одной стороны и рана открывается для выхода мочи, ее можно вылечить, но с большим трудом.

Между толстым кишечником и желудком находится набхи, место начала и соединения всех сосудов; повреждение этой мармы также вызывает быструю смерть.

25 . Далее описаны мармы спины. По обе стороны позвоночного столба, возле ягодиц, расположены две катикатаруна, повреждение которых вызывает сильнейшую кровопотерю, истощение и смерть. По обе стороны позвоночного столба, на месте соединения двух ягодиц, находятся две точки кукундара, повреждение которых приводит к утрате чувствительности и подвижности нижних частей тела.

Выше тазовых костей, скрытые внутренними органами и соединением хрящей, находятся две точки нитамбха, повреждение которых приводит к опуханию и слабости нижних частей тела, и к смерти.

В нижней части туловища, с противоположных сторон таза, в сторону и ниже, находятся паршвасандхи, повреждение которых приводит к смерти от скопления крови во внутренностях. По прямой линии станамула, по обе стороны позвоночного столба, находятся две брихати мармы, ранение которых приводит к смерти от осложнений, вызванных чрезмерной потерей крови. В основании рук, по обе стороны от позвоночного столба, находятся две точки амсапхалака, повреждение которых приводит к утрате тактильных ощущений и истощению.

По обе стороны шеи, в области сухожилий (мускулатуры), соединяющей основание плеч и шею, расположены две амса мармы, повреждение которых приводит к утрате подвижности рук. Таким образом описаны четырнадцать марм спины…

30. Эксперты говорят, что хирургическую операцию можно выполнять только после тщательного изучения и измерения марма точек, с тем, чтобы не затронуть их во время операции. Даже частичное повреждение мармы приводит к смерти, и места всех жизненных точек нужно тщательно оберегать.

31-33 . Даже если человек получил тяжелое ранение и его сосуды разорваны, они сожмутся и допустят лишь несильное кровотечение. Такой человек может оказаться в тяжелом состоянии, но он не погибнет, как не погибает дерево с отрезанными ветвями. Но если повреждены кшипра или талахридайя мармы, сильное кровотечение и чрезмерное возбуждение вайю вызовут фатальное состояние, и человек погибнет, как погибает дерево, когда безжалостное оружие срубает его вместе с корнями. … Знание марм – это половина успеха хирургического лечения, потому что при их повреждении человек немедленно погибает. И даже если мастерство хирурга спасет его от смерти, здоровье никогда к нему не вернется, и он останется жить прикованным к постели или неспособным на полноценную деятельность.

34-35 . Даже с тяжелыми травмами черепа, рассеченным туловищем, оторванной ногой или рукой человек может остаться жить, если при этих повреждениях не повреждена марма точка. Будь человек капха, вата или питта конституции, находится ли он в состоянии раджа, саттвы или тамаса – пока с его душой пребывают неповрежденные марма точки, он будет жить. Если же повреждена смертельная марма точка, и физические и психические проявления дош выходят из равновесия, разрушают тело и ум и в конце концов уносят душу из тела.

40-44. Области, расположенные в непосредственной близости к мармам, иногда могут вызвать последствия, схожие с повреждением самой мармы. Следует остерегаться разрезать их, ломать, травмировать, прижигать или воздействовать иными резкими методами. При отсутствии повреждения марм последствия травм могут быть легкими и излечение пройдет без неблагоприятных эффектов либо будут несильными, но даже легкое ранение марма области может привести к смерти.
(конец фрагментов из 6 главы Шарирастханы Сушрута самхиты).

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant



mob_info