Светлана капанина личная жизнь. Капанина Светлана Владимировна: биография, достижения, личная жизнь

В наш век авиация превратилась в доступный вид транспорта и за повседневной рутиной стала чем-то обыденным.
И только общение с людьми, для которых авиация стала главным в жизни и позволила осуществить мечту, оживляет правильное представление о полете, возвращается нас к тому романтическому ореолу, который окружает профессию пилота.

Не стала исключением недавняя встреча со Светланой Капаниной в клубе «Авиатор», на которой собрались несколько десятков гостей.


Капанина Светлана Владимировна: 7-кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Европы, 2-кратная Абсолютная Чемпионка России, 39-кратная Чемпионка Мира, 8-кратная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 12-кратная Чемпионка Европы.

3. Встреча состояла из двух частей - презентации двух томов книги о столетней истории аэропорта Курган - места, где Светлана начинала свою лётную деятельность в спортивном авиаклубе.

4. Об истории создания книги поведал Игорь Михайлович Семенов, старший научный сотрудник и заведующий Курганским авиационным музеем.

5. Вторая сессия состояла из вопросов и ответов от собравшихся гостей, среди которых были не только любители авиации и блогеры, но и журналисты авиационных изданий и даже курганский телеканал.

6. Светлана начала рассказ с самого популярного вопроса - с чего всё началось?

7. "Родилась я в степях Казахстана, про авиацию ничего не знала, и только когда один раз летела с мамой на самолете, помню, что просила "Давай подберем вон тех человечков внизу!.."

8. "Росла такая пацанка, каталась на мотоциклах, любила скорость, высоту, мечтала прыгнуть с парашютом..."

9. Проучившись четыре года на фармацевта, попала в сентябре 1987 года по распределению в Курганскую аптеку и тогда же пришла в аэроклуб, чтобы записаться на прыжок с парашютом. Чтобы ощутить то чувство страха, которое возникает при открытой двери самолета. "Я не могла себе представить, как можно сделать шаг в бездну, в никуда".

"В памяти всплывает очень длинный и темный коридор в нашем аэроклубе, я иду записываться и вдруг навстречу один из инструкторов:
- Девушка, вы куда?
- Да вот, хочу быть парашютисткой.
- Зачем? Давайте к нам! Лётчицей! На самолетах!..

А я раньше из окна училища наблюдала за полетами планеров и парашютистами. И думала - да ну, летать как марионетка, когда тебя за веревочку дергают а потом отпускают?
- Нет, что вы! Какая марионетка! Будете сами летать!"
И тут Света засомневалась...

"И когда уже подошла очередь записываться, принимающей заявке женщине сказала «Самолеты», а сама про себя думаю «Я ведь на парашюты хотела!» А отказываться как-то неудобно уже, скажут «пришла, сама не знает чего хочет, иди подумай ещё!...» Вот так и осталась в авиации. С тех так и говорю коротко - случайность!"

"Правда, поначалу думала, что останусь совсем ненадолго, потому что первый полет совсем не впечатлил.
Плохая декабрьская погода и мы двумя самолетами потихоньку виражик вправо, виражик влево... Я думаю «Какой ужас! Я столько месяцев учусь, чтобы заниматься вот этим??» Уволилась из аптеки и собиралась вернуться в Казахстан, но инструктор уговорил остаться и посмотреть на высший пилотаж после нового года."

"Рукавишников сам привел меня за ручку на аэродром второй раз и посадил в самолет с Леонидом Аркадьевичем Солодовником. И я впервые увидела, что такое высший пилотаж из кабины самолета. Это было нечто.

То, что было в первый раз совершенно непохоже на те ощущения, которые я испытываю сейчас. Эмоций было столько!! Голова бьется о фонарь, небо, земля, это все летает, вращается, ручка управления буквально бегает по кабине, педали, не знаешь куда руки ноги спрятать. Такое впечатление, что скальп с тебя сначала пытаются стянуть, потом натянуть обратно, в общем, чтобы это выразить, слов и эмоций не хватает.

Когда я вышла из кабины, я была в таком шоке… Потом я посмотрела тот же самый полет уже с земли…
Куда я собралась? Какой Казахстан? Чего я там буду сидеть? Время есть, дай-ка попробую, время же есть!"

15. После рассказа Светланы о том, как все начиналось, последовала сессия вопросов и ответов.

- Поступали ли вам предложения принять участие в соревнованиях Red Bull?

Участвовала один раз и довольно успешно, но это было еще в то время, когда они летали только над землей. Мы тогда не тренировались и налет на Су-29 был совсем небольшой. Да и самолет был тяжеловат для этих соревнований. Тогда считалась точное касание, посадка и время.
А когда Red Bull уже официально пригласил, я отказалась по двум причинам - в тот год у нас был чемпионат мира и совмещать было невозможно. Вторая причина - отсутствие самолётов, а летать на зарубежных я тогда категорически отказывалась. Это сейчас мы уже садимся на немецкую Extra, что грустно.
16.

- Какой парк самолетов используется у наших спортсменов и нужны ли они?

Наболевший вопрос. На сегодня парк спортивных самолетов отсутствует, Як-54 еще выпускается, но он не конкурент Unlimited (самолет категории высшего пилотажа) и уже не конкурент даже Advanced.

У нас есть три наших самолета Су-26М3 и каждый год «Сухие» им продляют ресурс.
Обычно это частные самолеты Extra, но хотелось бы конечно летать на Сухих. Я считаю, что это лучшие в мире самолеты, но я уже начинаю сомневаться, что мы когда-нибудь увидим новые Су-26 или Су-31.
17.


Extra

18.

В целом, государственной поддержки у наших спортсменов нет никакой. Лично я уже 5 лет не получаю ни копейки на сборы, обмундирование, проживание. Только поддержка фирмы «Сухого» - перед чемпионатом России они выкупили для четверых спортсменов по 7 летных часов.
И ежегодно мы сами ищем себе спонсоров и возможности для тренировок. Спасибо аэропорту Курган, они мне также очень помогают.

19. На фото: директор аэропорта Курган Коваленко Дмитрий Александрович. В июне, кстати, зовет на споттинг.

- Какие типы самолетов освоили?

Як-52, Як-50, Як-55 , Су-26, Су-31, Су-29, Extra, немного Ан-2, бланик ну и наверное все.
20.

21.

- Планы на этот год?

В Венгрии чемпионат Европы, чемпионат России в Дракино. Ульяновск планировался, Санкт-Петербург, Краснодар и Уфа, но пока ничего не подтверждено, у нас как обычно это решается быстро - «надо было вчера».
Греция, Финляндия, Польша - пока под вопросом - год только начался.
Очень надеюсь, что в Европу мы полетим на Сухих. А для авиашоу в Росси проще найти Extra. В Европе я чаще летаю на тех самолетах, которые предоставляют организаторы.

22.

- Как вы представляете себе будущее ваших детей? (Есения и Пересвет)
- Когда я летала внутри с Есенией я обкладывала кабину внутри подушками и было впечатление, что ребенок вместе со мной принимает удобное положение в полете. Такая тройная идиллия - я, дочь и самолет. Скажи сама - будешь летать-то? (спрашивает у дочери)
- Буду, на таком же самолете.
- Пересвет, а ты?
- Неееет… (зал смеется)
- Специально я детей тянуть в этот тяжелый спорт не буду. Может, дочь еще передумает, но так или иначе, я думаю, что летать они будут оба.

23.

24. На этом встреча не закончилась и продолжилось неформальное общение под бутерброды и фрукты. В связи с этим стоит упомянуть группу "Аэрофьюлз" в лице Насти Матюшиной и Владимира Спиридонова - крутую контору, обеспечивающую заправку топливом не только нашу тусовку, но и самолеты, в том числе в аэропорту Кургана.

25.

26. Раздача слонов книг и фотосессия с автографами продлилась еще час.

Более 50 раз звучал Гимн России в честь побед Светланы Капаниной на международных соревнованиях по высшему пилотажу. Она - самая титулованная лётчица за всю историю мирового авиаспорта, её имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Светлана - 39-кратная чемпионка мира начиная с 1995 г., 7-кратная абсолютная чемпионка мира, заслуженный мастер спорта и тренер России, лётчик-инструктор 1-го класса «ОКБ Сухого». В своё время авиаспециалисты на Западе подсчитали, что среди 10 лучших лётчиков планеты 9 человек - мужчины, но 6-е место в рейтинге занимает русская женщина Светлана Капанина .

«Аллилуйя любви»

Светлана говорит, что за штурвал самолёта попала случайно… Хотя жизнь с детства готовила провинциальную дев-чонку к покорению неба. В 4-м классе она три дня уговаривала родителей, чтобы ей купили мопед. В 6-м - стала кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Мечтала стать бойцом спецназа, прыгнуть с парашютом, постичь тайны карате. Но окончила мед-училище, стала фармацевтом и поехала в Курган. Там ей и вскружил голову первый полёт в качестве пассажира на спортивном самолёте. Пилотом был страстный лётчик Леонид Солодовников . Вскоре они стали мужем и женой. Но если небо подарило ей первую любовь, то земля её похоронила: Леонид трагически погиб 8 августа 1994 г./p>

Обычно на показательных выступлениях во время произвольной программы Светланы на земле звучит танго. Но однажды из динамиков полилась музыка из рок-оперы «Юнона и Авось» - Капанина назвала тогда свою композицию «Аллилуйя любви» и посвятила её всем погибшим лётчикам...

Друзья по аэроклубу думали, что Светлана уже не выйдет из жизненного штопора, но она сдюжила. И начала побеждать.

На первом своём чемпионате мира в ЮАР (1995 г.) Капанина была единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин. Тогда Светлана стала второй в мире в абсолютном зачёте, забрав у мужчин «золото»-«серебро»-«бронзу» в отдельных упражнениях. На чемпионате планеты в США (2003 г.) от высшей награды - «Кубка Арести» - её отделяла одна ступень пьедестала. Но по одному из упражнений в общем с мужчинами зачёте смогла завоевать золотую медаль, став первой в истории мирового авиаспорта женщиной-пилотом, победившей всех мужчин на чемпионате мира.

За душой ни гроша

Владимир Сварцевич, «АиФ»: Светлана, при награждении в Кремле с Президентом РФ парой слов перекинулись?

Светлана Капанина: Поблагодарила за награду. И очень коротко рассказала, что авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив, что летаем мы на рухляди. Просто попросила помочь. Третий год сборная России по высшему пилотажу - без отечественных самолётов. У 20-летних «сушек» давно закончился лётный ресурс. Нет денег на ремонт, на бензин (около 10 000 руб. в день). Перед чемпионатом Европы дошло до абсурда - прозванивала всю Европу в поисках самолёта.

Светлана Капанина на церемонии вручения государственных наград выдающимся россиянам в Кремле. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

- На Западе вас считают богатой дамой, «золотой лётчицей». Вы можете купить себе личный самолёт?

За душой ни гроша! Как работник фирмы «Сухой» живу от зарплаты до зарплаты. За мои госнаграды денежные выплаты не положены. За победы на международных состязаниях валюта тоже не капает, а большинство членов нашей сборной команды вообще не имеют стабильной зарплаты. В этом году С. Собянин подписал постановление о надбавке к пенсиям для наших ветеранов - чемпионов мира и Европы по самолётному, вертолётному и планерному спорту, проживающих в Москве. Их всего 15 человек.

Пропал парниша

- У лётчиков есть свой лимит везения?

На Кубке в Китае был особый случай. Есть там горная гряда, где сросшиеся скалы образуют природную арку - так называемые «Небесные врата». Место священное и особо почитаемое. Видимо, журналисты меня решили проверить на вшивость: а слабо во врата пролететь? Лететь желания никакого: висит плотная дымка, врата кажутся такими малюсенькими. (Природная арка «Небесные врата» досконально измерена: высота - 131 м, ширина - 57 м, толщина стенок - 60 м. - Ред.) Перед вратами есть ещё одна скала, её надо было обогнуть. Вошла в арку «на ноже» (по-простому - боком, когда одно крыло вниз, к земле, а другое - в небо), потом перевернула самолёт в обратный полёт и поставила на другой «нож» - и в этот момент воздушный поток бросил меня к левой стенке. На страх не было времени. Просто многократными «бочками» вышла на простор.

Природная арка «Небесные врата», через которую Светлана не побоялась пролететь.\b Фото: Public Domain

Верю ли я в Бога? Не знаю, но крестик ношу, христианские обычаи чту, молитвы перед полётом читаю. Иногда... Осознаю, что «извне» что-то существует, от чего зависит везение и удача. Однажды во время тренировочного полёта на моём самолёте сорвало винт. Сначала «ушла» одна лопасть - пролетев мимо кабины, вонзилась в крыло, пробив лонжерон. Пошла сильная тряска. Затем срезало весь винт, что меня и спасло... Порой из-за сильной тряски лётчики не в состоянии даже выпрыгнуть из самолёта и погибают. Я же произвела вынужденную посадку на аэродром без работающего двигателя. Повезло! Самое страшное было на земле: за моим полётом следили дети и муж, а винт от моего самолёта шлёпнулся на землю буквально в 100 метрах от них. Вышла из самолёта, завтра лететь на чемпионат Европы. Надо забрать шлемофон из кабины. А если самолёт загорится?.. Прилегла в траву. Вдох-выдох, вроде жива. Вдруг слышу - в мою сторону машина едет. Ну вот, думаю, в небе не погибла, а в траве задавят… А это муж на машине ко мне мчится.

С Владимиром Светлана по-знакомилась на аэродроме. Он оказался там случайно. Кто-то ему сказал, что парни носят на руках красивую лётчицу в честь её победы на чемпионате мира. Большой и мудрый мужчина увидел чемпионку… И пропал парниша - вскоре они поженились…

У нас в доме постоянно огонь и молнии, - улыбается Светлана на вопрос, как можно ужиться двум лидерам. - А тут подрастают ещё двое лидеров - сын Пересвет (14 лет) и дочь Есения (12 лет). Тем не менее здорово ладим. Мой муж Владимир Степанов очень сильный человек, имеет четвёртый дан по карате, мастер спорта по тайскому боксу, заслуженный тренер РФ. Детей он воспитывает в спартанских условиях. Когда я в командировке, Володя им - и мама, и папа. Дети у нас спортивные - занимаются сноубордом, в дисциплине слоупстайл прыгают с трамплинов. Есения хочет летать. Так что подрастает ещё одна летающая блондинка.

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

Пилотажные фигуры в небе, которые совершает эта женщина, впечатляют мировых экспертов высшей степенью летного искусства. является единственной женщиной-пилотом, обладательницей Гран-при Кубка мира. Ее регалий не счесть: летчик-инструктор, "Заслуженный мастер спорта" и тренер России, обладатель 39-ти медалей в чемпионатах мира и член российской сборной по высшему пилотажу. И, ко всему сказанному, Светлана Владимировна - красивая женщина, любящая жена и мать двоих детей.

Задатки победителя

За три дня до Нового года в 1968 родилась Светлана в Мама работала бухгалтером, потом оператором заправки, а вот папа совмещал работу таксиста с автовождением на льду. Последнее занятие принесло отцу звание вице-чемпиона Казахстана. Светлана Капанина не единственный ребенок в семье. У нее есть также сестра и брат.

Свое упорство и лидерство девочка показала, будучи школьницей. Ни одно спортивное мероприятие не проходило без ее участия: зарницы, забеги и гимнастические выступления. Светлана 6 лет отдала гимнастическим тренировкам. И уже тогда доказала, что любое ее увлечение сопровождается достижениями. В гимнастике девушка выполняла программу, соответствующую Возможно, сейчас Россия и не получила самую титулованную летчицу, если бы не преданность юной Светланы своему тренеру по гимнастике Ларисе Александровне. Подающую надежды спортсменку приглашали в школу Олимпийского резерва в Целиноград, но Капанина отказалась из-за отсутствия такого же предложения своему тренеру. А после восьмого класса девушка покинула спорт и решила осваивать фармацевтические дисциплины в Целиноградском училище.

Лётная родина

После окончания медучилища в 1987 году, по распределению, поднимать химическую промышленность отправилась Капанина Светлана в Курган. Именно в этом городе девушка решила реализовать свою давнюю мечту - прыжок с парашютом. Волею судьбы Капаниной встретился мужчина, который, увидев растерянный взгляд девушки, поинтересовался, чем он может ей помочь. Она спросила: «Где записывают на прыжки с парашютом?». - «Зачем вам парашют, записывайтесь на летчицу. С парашютом мы вас сбросим и на летной секции».

Когда Светлана дошла до кабинета, где записывают желающих на разные авиационные дисциплины, она промолвила: «Самолетная секция». Осознав, что произнесла не то, за чем пришла, девушка не стала исправлять сказанное, дабы не показаться неуверенной в себе личностью перед работниками авиаклуба.

Вот так будущая чемпионка, летчица Светлана Капанина, биография которой случайным образом определила её хобби и профессию, стала тренироваться в авиационном спортклубе (АСК).

Тренировки

Перспективного ученика сразу же заприметил Рукавишников Александр Васильевич. Отличный вестибулярный аппарат, физическая подготовка, стремление быть лучшей - всеми этими качествами обладала Капанина Светлана Владимировна. Фото этой утонченной и обаятельной блондинки не соответствуют классическому представлению внешности женщины, отдавшей свою жизнь на достижения высшего пилотажа в лётном искусстве.

Первый обычный полет не впечатлил Светлану, и тогда для девушки устроили настоящий прогон с петлями, виражами и разворотами, после которых она навсегда влюбилась в небо. Светлана Владимировна до сих пор помнит эти ощущения: бешеная скорость, перевернутые земля с небом, удары головой о фонарь, адреналин и желание всему этому научиться.

Оформили Капанину в АСК авиационным техником по связи. Первым тренером был Рукавишников А.В., через год обучать мастерству полетов начал Солодовников Л.А. В 1991 году Капанина Светлана попала в сборную по высшему пилотажу и получила звание «Мастер спорта».

Выступления

К 1992 году Светлана уже стала инструктором, а через год поехала на свой первый чемпионат Европы, откуда привезла И это достижение стало началом ее большого пути в карьере.

В 1995 году в ЮАР она заняла второе место в Абсолютном зачете, не оставив ни одной медали пилотам из мужской категории. А через год, на чемпионате мира в США, после того как Капанина завоевала все золото, её наградой стало звание «Почетный гражданин Оклахомы».

В 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиационное шоу, организованное в честь 80-летия ВВС Королевства. Там местные журналисты окрестили русскую летчицу «Сибирским ангелом». Это стало ее первым профессиональным прозвищем.

На сегодня Светлана Капанина - летчик-инструктор 1 класса и обладатель 67 золотых, 26 серебряных и 13 бронзовых медалей.

Лучшие самолеты

Для Светланы, да и для мировых пилотов, лучшими летно-техническими характеристиками обладают самолеты марки Су. Когда были госзаказы, функционировали авиационные клубы, их выпускало конструкторское бюро (КБ) им. Сухого и большая часть участников на международных чемпионатах выполняла программу на этих самолетах. На сегодня и вся серия спортивно-учебных летательных аппаратов не выпускается. Они лишь перепродаются подержанные и до сих пор пользуются спросом.

Самолеты, выпущенные на ОКБ им. Сухого, имеют хорошую аэродинамику, устойчивы к перегрузкам и эргономичны. Но отсутствие финансирований этого вида спорта сказалось на остановке выпуска самых лучших самолетов.

С развалом Советского Союза летные секции перестали поддерживаться государством. Об этом свидетельствует тот факт, что средний возраст команды составляет 47 лет! Когда Светлана была учеником, то количество часов для занятий отводилось около 70 в год, а сейчас если удастся отлетать хотя бы 15, уже хорошо.

Светлана Капанина КБ «Сухого»?

В 2000 году Светлана с остальными членами сборной по высшему пилотажу была принята на работу в компанию «Сухого». Предложили Королеве небес должность летчика-инструктора с перспективой стать испытателем. Капанина как раз в то время была учеником школы им. Федотова, которая занималась подготовкой летчиков-испытателей. После теоретического курса на практике применить знания ей не пришлось. По плану необходимо было отлетать определенное количество часов на разных видах самолетов, всего в группе насчитывалось 30 человек.

По каким-то причинам, скорее всего финансовым, Светлану не допустили к практическим занятиям. Поэтому она так и не стала летчиком-испытателем в КБ «Сухого», но осталась и по сей день работать при заводе инструктором. Кстати, благодаря компании «Сухого» российская сборная высшего пилотажа всегда имеет отремонтированные самолеты.

Мечта - своя школа

Капанина Светлана Владимировна с годами не потеряла интерес к полетам. Она продолжает выступать в авиашоу и чемпионатах. Ее приглашают на авиационные представления зарубежные организаторы, а она вынуждена отказываться из-за отсутствия самолета. Например, у каждого иностранного участника чемпионата личный летательный аппарат, а у российской команды на десять человек два самолета. Сталкиваясь с множеством проблем: отсутствием техники, средств, авиашкол, она помогает молодому поколению познавать прелести летного дела, тренируя ребят.

Светлана Владимировна с годами начала задумываться о работе за рубежом, как о способе заработать деньги, чтобы организовать летную школу и продлить угасающую жизнь самолетного спорта в России.

Нестандартные ситуации

Светлана Капанина, личная жизнь которой находится в постоянном риске, попадала во время полета в опасные ситуации. И в интервью, когда ее спрашивали, случались ли отказы двигателя, она спокойно отвечала: «Да, и это нормально». На международном демонстрационном полете после отказа двигателя Светлана так умело посадила самолет, что об этом инциденте знало только руководство полетов.

Был случай, за день до чемпионата Европы, во время тренировки, при выполнении фигуры «штопор», сорвалась лопасть аппарата и вонзилась в лонжерон крыла, а за ней сразу же отпал винт. Вся команда замерла от страха в ожидании посадки. Светлана посадила самолет на грунтовую полосу и добилась минимальных повреждений техники, даже наушники успела отстегнуть, перед тем, как покинуть кабину пилота, потому как нуждалась в них на завтрашнем чемпионате.

Светлана Капанина: биография, личная жизнь

В некоторых источниках о биографии и личной жизни «Сибирского ангела» есть сведения, что первым ее мужем был Солодовников Леонид, тренер из Кургана. По трагической случайности в 1994 году он ушел из жизни. Этот болезненный период в жизни Светлана Владимировна не любит обсуждать и давать какую-либо информацию.

Сейчас семья Степанов-Капанина воспитывают двоих детей и живут в Москве. Муж Светланы - Владимир, тоже спортсмен, у него четвертый дан по каратэ. Он занимается тренерской и судейской работой. Первый ребенок в спортивной семье - это сын, с древнерусским именем Пересвет, а младшая - дочка, с не менее интересным именем Есения. Дети, видя достижения родителей, мечтают также покорить небо и боевые искусства. Поэтому хочется пожелать семье Степанов-Капанина успешных взлетов во всех начинаниях!


Биография

Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете(1996,1998,2001,2003,2005,2007,2011) по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого».. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в женском зачете в мировой спортивной авиации 2003.http://www.kapanina.com/

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в Москве.

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ.

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ.
С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.
В 1995 году окончила Калужское авиационное летно-техническое училище.

С 2000 года - лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого.

С 2011 года - студентка Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте ЯК-52. Первым инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова (он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго: Солодовников погиб).

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты ЯК-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, XtremeAir Sbach 300, планер L-13.

Награды

Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.

Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)

Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.

Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen - как единственная 5‑кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (2005)

Медаль Centenary, Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).

Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).

Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).

Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачете и Гран-при ФАИ.

Светлана завоёвывала награды в женском зачете чаще, чем кто-либо из коллег. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.

Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.

Сестра Лариса. Брат Олег.

Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.

Сын Пересвет. Дочь Есения.



mob_info