Сквош — спортивная экзотика. Сквош

> Правила сквоша

В сквош играют два человека. Перед началом матча проводится розыгрыш, который определяет, кто будет делать первую подачу. Подающий решает, из какого квадрата он будет подавать, а после каждого выигранного очка он делает подачу из другого квадрата. Матч по сквошу может состоять из трех или пяти партий. Для победы в матче достаточно выиграть в двух и трех партиях соответственно. Одна партия обычно ведется до девяти очков.

Хотя сквош во многом напоминает теннис, у него есть ряд особенностей, связанных, конечно, с тем, что стены являются частью корта. При правильной подаче мяч должен удариться о переднюю стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены должен попасть в большой квадрат соперника. При этом мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. Если это происходит, то подача считается неправильной и право подачи переходит к сопернику. Мяч также не должен ударяться ни в одну из линий на стенах.

Соперник должен отбить мяч и направить его на переднюю стену. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока один из игроков не допустит ошибку. Ошибками будут считаться следующие ситуации:

  • мяч улетел в аут;
  • мяч попал в специальное поле внизу передней стенки;
  • мяч коснулся пола более одного раза до касания передней стенки;
  • мяч не коснулся передней стенки.

Если ошибку допустил игрок, который делал подачу, то происходит переход подачи, а если ошибку совершил игрок, который принимал подачу, то подающему засчитывается очко. Другими словами, очко за выигранную подачу засчитывается только подающему игроку.

Еще одной особенностью сквоша, кроме стены, является тот фот факт, что обоим игрокам приходится делить одну и ту же площадку, поэтому во время игры нередко возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что соперник помешал ему произвести хороший удар, то он может обратиться к судье с просьбой переиграть розыгрыш (нужно произнести «let»). Если судья согласится с тем, что помеха действительно была, то розыгрыш будет переигран, а если нет – то будет засчитан проигрыш этого розыгрыша. Если же судья решит, что соперник помешал игроку сделать явно выигрышный удар, то игроку будет засчитано очко (если он подавал) или он получит право подачи (если принимал). Игрок не может попросить «let», если он уже отбил мяч или хотел ударить по нему, но промахнулся.

Судья отказывает игроку в просьбе переиграть розыгрыш (произносит «nolet») в следующих случаях:

  • если игрок не смог отбить мяч;
  • если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч;
  • если игрок ударил по мячу и промахнулся.

Исключением из этого правила будет ситуация, когда игрок при замахе ракеткой обязательно ударил бы соперника. В этом случае позволяется «let».

Игроку будет засчитано очко («stroke»), если:

  • соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом;
  • соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.

Игроки могут переиграть розыгрыш, если мяч во время игры порвался, если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу, если судья не уверен и считает, что правильнее будет переиграть розыгрыш.

Розыгрыш может быть переигран, если:

  • игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом;
  • игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой;
  • мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу;
  • игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом;
  • изменились игровые условия, которые повлияли на результат розыгрыша.

Игра в партии ведется до тех пор, пока один из участников не наберет 9 очков. При счете 8:8 принимающий подачу игрок должен решить, будет ли игра идти до 9 или 10 очков. Тот, кто первым наберет условленное количество очков, выигрывает партию. В матче, состоящем из трех партий, достаточно одержать победу в двух из них; в матче, состоящем из пяти партий, достаточно одержать победу в трех. Ничьих в сквоше не бывает.

Поделитесь с друзьями:

  Что нужно для начала игры в сквош

Журнал «Форбс» любит проводить разного рода исследования. Лет десять назад по результатам одного из таких исследований был выявлен самый здоровый вид спорта. Им единодушно признали игру в сквош.

Энергичная и увлекательная игра ракетками в специальный мягкий мяч обеспечивает полноценную разминку сердечнососудистой и дыхательной системы.

Постоянное движение игроков по корту укрепляет выносливость ног, а наклоны, выпады и удары ракеткой – верхней части тела и рук. За каких-то полчаса игры сжигается столько калорий, которые за два-три часа бега трусцой не сожжешь.

Играть в сквош можно в паре или соревноваться парами. Знатоки считают, что сквош – это гибрид между бадминтоном, у которого он позаимствовал форму и величину ракеток, и … бильярда. Ведь в шары бильярдисты играют от бортов, а в сквош – от стен!

  Международные правила сквоша

Современные правила игры в сквош утверждены Международной Федерацией в 2001 году, полный свод правил обязателен для исполнения на всех видах официальных состязаний по сквошу.

  Что нужно для игры в сквош?

Игроку нужна , мягкий мячик и стены! Поэтому в сквош чаще всего играют в закрытых помещениях. Конечно, если есть желание совместить игру и наслаждение от свежего воздуха и солнечного света, то стены можно возвести на открытой площадке.

В Правилах крыша не названа обязательным элементом оборудования корта.

Кстати, для начала, для освоения техники и основных приемов игры достаточно и одной стены. Главное, чтобы на ней окон не было, потому что мячик летит с «пушечной» скоростью. Несмотря на свою мягкость, такой снаряд способен нанести вполне жесткие разрушения.

  Как должна быть устроена площадка для сквоша

Длина сквош-корта – 9, 75 метра.

Ширина -6,4 метра.

Игровое пространство сверху ограничивается линиями аута, а снизу «жестянкой», то есть специальной панелью на стене.

Линии на фронтальной стене и квадраты подачи на полу важны только при подачах.

Игроки поочередно ударяют ракеткой по мячу, который весит 24 грамма при диаметре 40 миллиметров.

Мяч должен коснуться стены в любом месте выше акустической панели и ниже линии аута.

Способы удара по мячу не регламентируются: мяч можно отбивать после одного отскока от поверхности или до момента касания, бить по фронтальной стене или по любой другой.

  Как начинается матч в сквош

Подающего игрока определяют с помощью жребия, подачу совершают из любого квадрата подачи, по выбору самого игрока. Выиграв очко, подающий меняет квадрат на противоположный.

Если игрок не смог отбить мяч из-за помехи, то розыгрыш очка переигрывается. Поскольку два игрока делят одну площадку, то помехи возникают часто. В этом случае нужно просто попросить Let.

Ситуация No let обозначает промах или недостаточность усилий игрока, а не наличие препятствий в игре.

Игрок, намеренно пропустивший удар, из-за опасения ударить ракеткой соперника может рассчитывать на Let.

  Счет очков в гейме

Организаторы матча могут выбрать матч из трех или пяти геймов. Выигрывает тот, кто победит в трех геймах. Максимальное количество набранных очков в гейме – 11.

Однако, если счет 10-10, то игра буде продолжаться до момента, когда разница в счете достигнет двух очков.

Если одному игроку не хватает единственного очка до победы, объявляется гейм-бол, независимо от того, кому не хватает этого очка, подающему или принимающему.

  Как играть в сквош с удовольствием

Сквош чрезвычайно популярен в 130 странах мира, играют в него больше 15 миллионов человек. Игра, которую любили заключенные английских тюрем, стала элитным видом спорта.

Как и в любом игровом виде спорта, в сквоше можно выделить три важных элемента.

Физическая подготовка игрока.

Отточенное мастерство и техника игры.

Продуманная техника и стратегия

При равной физической подготовке соперников выигрывает тот, кто стратегически верно выстроил игру.

У профессионала вообще можно выиграть только двумя способами: сделать ник, то есть ударить мячом в стык между боковой стеной и полом, что делает траекторию отскока непредсказуемой, либо продуманно выстроить комбинацию ударов так, чтобы соперник не успел добежать до мяча и взять последний удар.

  Основные виды ошибок, приводящие к потере очка

1. Игрок допустил двойное касание мячом пола после отскока от стены.

2. Мяч коснулся пола после удара ракеткой, не долетев до стены.

3. Мяч угодил выше линии аута или попал в акустическую панель.

4. Мяч попал в любого игрока или просто коснулся его одежды.

5. Игрок дважды подряд отбил один и тот же мяч.

Ситуация Let к потере очка не приводит, это законный способ переиграть очко. Если мяч лопнул во время игры, то очко тоже переигрывается.

  Разминка или «разогрев» мяча

Особенностью игры в сквош является обязательная совместная разминка игроков перед началом матча.

Игроки по очереди совершают удары по мячу в течение пяти минут. В процессе разминки «разогреваются» игроки, а главное , который становится более жестким и игровым.

При необходимости судья может разрешить продолжить разогрев мяча после перерыва между геймами.

  Как контролируется соблюдение правил на корте

Маркер ведет подсчет очков, следит за соблюдением последовательностью выбора квадрата подачи, объявляет завершение розыгрыша, называет ошибки и констатирует ситуации Let. Маркер уполномочен объявлять решение Судьи по тем или иным спорным вопросам.

Решение Судьи окончательно, оно не обсуждается и не оспаривается. Игроки имеют право апеллировать к Судье, высказывать несогласие с решением Маркера. Судья имеет право присуждать победу игроку в случае неявки соперника в течение 10 минут, приостановить матч или даже прекратить его из-за неподобающих условий на корте, неправильного поведения зрителей.

  Как уберечься от травм во время игры в сквош

В сквош игроки-соперники делят одно пространство корта на двоих или четверых, поэтому джентльменское поведение на корте жизненно необходимо. Избежать ударов ракеткой или мячом можно только при соблюдении правил взаимной вежливости и аккуратности.

Поддерживающие голеностоп, снабженные нескользящей подошвой уберегут от вывихов и растяжений.

Врачи подскажут, как избежать травм спины, локтей, коленей и рук.

Мягкий мяч, во время игры «разогревается» и становится жестким, поэтому для защиты глаз часто используют специальные очки. На юниорских соревнованиях очки считаются обязательным элементом экипировки.

Динамичная и активная игра в сквош приносит игрокам массу положительных эмоций, эмоциональную разрядку и отлично поддерживает великолепную физическую форму.

В современном виде сквош оформился 150 лет назад в Англии

Мальчики, учившиеся в Harrow school, часто были вынуждены стоять в очереди, чтобы поиграть в теннис. В ожидании они тренировались вне пределов корта, используя индийские каучуковые мячи плохого качества. Оказалось, что с ними можно было проделывать такие вещи, которые совершенно невозможны при игре обычными теннисными мячиками. И однажды два наиболее изобретательных мальчика превратили игру в настоящее соревнование.

Сквош быстро завоевал популярность. К концу 19 века появились первые клубы, а с 20-ых годов ХХ столетия стали проводиться настоящие соревнования.

ПРАВИЛА ИГРЫ В СКВОШ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА. ПОДАЧА.

Начало матча. Право подавать первым решается раскручиванием ракетки, на одной стороне которой написано "Моя подача", на другой - "Твоя подача". Если на ракетке такой пометки нет, подбросьте монетку.

Стороны. Перед тем, как начать матч и в течение игры, подающий решает из какого квадрата подачи (левого или правого) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

Правильная подача. Правильной подачей признается такая подача, при которой мяч ударяется о фронтальную стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены попадает в большой квадрат соперника. При подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. В случае ошибки происходит переход подачи. Помните: в сквоше, в отличие от других игр, все линии на стенах корта - линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, Вы теряете подачу.

Постановка ног при подаче. Подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи. В ином случае неправильная постановка ног называется Foot Fault. Подача в этом случае теряется. В сквоше не как в теннисе, при такой потере подаче второго шанса подать мяч уже не будет.

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ! Постоянная близость двух игроков, бегающих, прыгающих, поворачивающихся, махающих ракетками, создает очевидную опасность. Поэтому всегда помните, что безопасность Вашего соперника в Ваших руках. Учитесь делать замах правильно с самого начала обучения игре, и если Вы чувствуете, что или ракеткой или мячом можете ударить своего партнера, остановитесь и попросите Let.

LET & STROKE. Правила в сквош были бы более простыми, если бы не то обстоятельство, что двум игрокам нужно делить одну и ту же территорию в очень быстрой и конкурентной игре. Поэтому в течение игры могут возникать различные помехи и правила игры в сквош разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимально безопасную и честную игру.

В случае возникновения помехи игрок должен остановиться и попросить Let (просьба, апелляция к Судье, обращение переиграть розыгрыш очка). Игрок не вправе просить Let, если он отбил мяч или ударил по мячу и промахнулся.

Судья должен решить, был ли это Let, No let или это был Stroke. В отсутствии Судьи (в дружеском поединке) игроки сами решают подобные ситуации по взаимному согласию.

No let. Судья называет No let в следующих ситуациях:

1. Если игрок не смог отбить мяч.

2. Если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч.

3. Если игрок ударил по мячу и промахнулся. Исключением является только тот факт, что при замахе он бы ударил ракеткой соперника и пропустил удар намеренно. В этом случае позволяется Let.

Stroke. Очко засчитывается игроку, ударившему по мячу:

1. Если соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом.

2. Если соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.

Let. Розыгрыш очка переигрывается, если игрок не смог отбить мяч в случае возникшей помехи или препятствия.

В процессе игры часто возникают ситуации, когда два игрока могут намеренно или случайно мешать друг другу. Правила игры в сквош предназначены для того, чтобы сохранить игру честной и справедливой, а также уберечь игроков от возможных столкновений и травм. Одно из главных правил гласит, что, если Вы ударили по мячу, приложите максимум усилий, чтобы не мешать своему сопернику его отбить.

Но даже тогда, когда игроки стараются не мешать друг другу и играть честно, в процессе игры могут возникать ситуации, когда игрокам приходится решать, был ли результат данного розыгрыша правильным и справедливым, не попросить ли Let или не было ли Stroke для одного из игроков.

Let ВСЕГДА принимается (это означает всегда Let, а не Stroke или No let) и игрокам позволяется переиграть розыгрыш в следующих случаях:

1. Если мяч порвался во время игры.

После замены мяча игроки имеют право разогреть новый мяч до необходимого состояния в течение разумного времени (не более 5 минут), как при разминке.

2. Если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу. Если Вы только взмахнули ракеткой, это уже означает, что Вы были готовы принять подачу, но почему-то передумали. Поэтому если Вы не готовы принять подачу, просите Let до совершения любых действий.

3. Если Судья не уверен в правильном решении ситуации.

Let МОЖЕТ БЫТЬ принят в следующих ситуациях:

1. Если игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом.

2. Если игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой.

3. Если мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу.

4. Если игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом.

5. Если изменились игровые условия, которые повлияли на результат розыгрыша.

Let МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:

1. Мяч коснулся предмета на полу.

2. Что-то произошло на корте или за кортом и отвлекло игрока.

3. Изменились игровые условия.

4. Мяч порвался.

5. Судья не уверен в правильном решении ситуации.

Let НЕ МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:

1. Игрок продолжает игру.

2. Игрок не был готов принять подачу.

Главным условием получения разрешения переиграть розыгрыш (Let принимается), является прекращение игры до удара по мячу и четкое обозначение помехи или препятствия дальнейшей игре.

Сквош

Ракетка и мяч для игры в сквош

Игроки в стеклянном корте для игры в сквош

Сквош - игровой ракеточный вид спорта в закрытом помещении. Название игры (от англ. Squash ) связано с использованием в ней относительно мягкого полого мяча диаметром около 40 мм , а её прародителем считается игра в ракетки (rackets или racquets - американский вариант названия), в которой, в отличие от сквоша, используется достаточно жёсткий мяч. Игра (одиночная - два игрока ; или парная - четыре), ведется специальными ракетками на окруженном с четырёх сторон стенами корте.

История игры

Первоначально игра называлась сквош-ракетки - из-за мягкого, сминаемого (по-английски squashable) мяча, в отличие от твердого мяча, используемого при игре в теннис. Сквош развился из пяти различных игр, где применялись ракетки, перчатки и мячи. Его корни уходят к началу XVI века. Еще во Франции эпохи Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. В похожую игру играли в религиозных учреждениях, например, во французских монастырях. Монахи использовали ребристые перчатки, чтобы ударять мячи о рыболовную сеть, натянутую поперек двора монастыря. Так появились первые ракетки, используемые в сквоше и в теннисе. Затем, почти столетие спустя, сквош распространился и в другие страны Европы. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен. Такие игры становились все более популярны в различных учебных заведениях, особенно в английской школе Харроу . Первые корты, построенные в этой школе, были очень опасными, так как находились рядом с водостоком, колоннами, дымоходами и перилами. Однако скоро были построены четыре корта во дворе. Мячи делали из резины. Чтобы на небольшой территории было легче разместиться, ученики укорачивали рукоятки ракеток. К началу XX века игра сквош стала популярной в различных школах, клубах и даже на частных кортах, но размеры кортов установлены не были. А в 1907 г. Ассоциация Tennis, Rackets & Fives собрала заседание комитета, посвященное установке стандартов сквоша. Так из трех видов спорта возник один, под названием «сквош». Лишь в 1923 г. Королевский клуб автомобилистов снова собрался для обсуждения правил, и еще 5 лет спустя была создана Ассоциация сквоша, которая отвечала за стандарты сквоша в Великобритании. Игра получила распространение в Америке и Канаде, а затем и во всем мире. В 1930-е королем кортов был Ф. Д. Амр Бей из Египта. В 1980-е - 1990-е рекорд установили два пакистанских игрока: Джахангир Хан десять раз подряд выиграл открытый чемпионат Великобритании, а Джаншер Хан восемь раз подряд стал первым на чемпионате мира.

Корт

"Международный" размер корта был утвержден в 1920-х годах: 32 фута (9750 мм) в длину и 21 фут (6400 мм) в ширину. По фронтальной стене проходит линия верхнего "аута’ (out line) на высоте 15 футов (4570 мм) от пола, соединенная наклонными линиями аута по обеим боковым стенам c линией аута на задней стене, прочерченной на высоте 7 футов (2130 мм). На фронтальной стене так же проведена линия "подачи" на высоте 6 футов (1830 мм) и так называемый "тин’ (tin) или "нижний аут" (эквивалент сетки) высотой 17 дюймов (430 мм), окруженный "бортиком" высотой 2 дюйма (50 мм). Традиционный "Американский" корт для версии игры, распространенной в США (сейчас называемой "hardball squash"), имеет подобные размеры, но шире - 6640 мм. Разметка на полу и стенах отличается незначительно от "международного" варианта корта, а "нижний аут" и имеет высоту 15 дюймов (380 мм). Однако, на сегодняшний день "hardball squash" практически вымер и вытеснен стандартной версией сквоша.

Снаряжение для игры

Форма "стандартных" ракеток для игры в сквош определяется международными правилами. Традиционно их изготавливали из слоеной древесины (обычно дуба) с небольшой областью, затянутой натуральными струнами. После изменений в правилах в середине 1980-х ракетки почти всегда изготавливаются из композитных материалов или металлов (графит, кевлар, титан) с синтетическими струнами. Максимальные размеры современных ракеток 686 мм в длину и 215 мм в ширину с максимальной площадью головки 500 кв.см. Максимально разрешенный вес 255 граммов, но обычно ракетка весит от 110 до 200 граммов. Мячи для сквоша изготавливаются из двух кусочков резины, склеенных вместе и образующих сферу, отшлифованных до образования матово-ровной поверхности. Существуют виды мячей для различных температур и атмосферных условий, а также стандартов игры: более опытные игроки используют "медленные" мячи, которые меньше по размеру и имеют меньший отскок (эти "медленные" мячи склонны "умирать" в углах корта, что делает сложнее выполнение ответного удара). В связи с особым составом резины, мяч для сквоша приобретает большую прыгучесть при его разогреве. Игроки разогревают мяч выполняя серию ударов об стену перед игрой. В течение игры мяч разогревается ещё больше - игра усложняется и ускоряется.

Маленькие цветные точки обозначают степень прыгучести мяча и, следовательно, стандарт игры, для которой он подходит. Официально известны следующие цвета, определяющие скорость мячей (то есть степень их прыгучести):

Две желтых точки - сверхмедленный (очень слабый отскок); Одна желтая точка - очень медленный (слабый отскок); Зеленая или Белая - медленный (средний отскок); Красная - средний (сильный отскок); Синяя - быстрый (очень сильный отскок).

По такому стандарту производятся мячи компаниями Dunlop , Prince , Pointfore, Wilson . Мяч с двумя желтыми точками, появившийся в 2000 году, на сегодняшний день официально используется на всех соревнованиях, заменив мяч с одной желтой точкой. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге. На высокогорьях Северной Америки используется мяч с зеленой точкой производства фирмы Dunlop. Прочие виды мячей:
Dunlop "Max Blue" (предназначен для новичков) на 12 % больше и на 40 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть;
Dunlop "Max Progress" (красный) (для игроков, работающих над техникой) на 6 % больше и на 20 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть.

В связи со стремительным характером игры, игроки носят удобную спортивную одежду и устойчивую спортивную обувь для закрытых помещений (non-marking). На соревнования мужчины обычно одеты в футболку или рубашку поло. Женщины надевают юбку, футболку, топ или спортивное платье. Повязки на голове или запястье служат для удаления пота, особенно полезны они во влажном климате. Правилами рекомендуется защищать глаза очками из поликарбоната из-за возможности удара ракеткой или мячом (его скорость может достигать более 200 км/ч). В 2004 году во время кубка Canary Wharf Squash Classic, у Джона Уайта была зафиксирована скорость мяча 270 км/ч.

Во многих местах проведения встреч требуют обязательного использования защиты для глаз, той же практики придерживаются некоторые ассоциации юниорского и парного сквоша.

Игра и счёт

Для определения права первой подачи игроки бросают жребий, вращая ракетку. Подающий сам выбирает подачу из левой или правой зоны подачи (service box). При правильной подаче одна нога подающего должна быть в зоне подачи и мяч после удара ракетки должен отскочить от фронтальной стены между линией подачи (service line) и линией аута (out line) и приземлиться в противоположной задней четверти корта, если только его не отбил с лету принимающий игрок.

Принимающий подачу игрок отбивает мяч к фронтальной стене. Мяч может быть отбит на лету (такой удар называют ‘volley’) или между его первым и вторым ударами об пол корта. При правильном ударе мяч должен достичь фронтальной стены и удариться между линиями аута (out) и звуковой панели (tin) до своего касания пола. Мяч попавший в любую линию аута или границу звуковой панели, в отличие от тенниса, считается аутом. До удара о фронтальную стену мяч любое количество раз может ударяться о любую из трех оставшихся стен корта. Мячи, играемые от боковых или задней стен, называют боусты (boast или angle).

Розыгрыш продолжается до того момента, пока один из игроков имеет возможность отбить мяч сопернику или не делает ошибки (выбивает в аут, позволяет мячу дважды удариться об пол, попадает в тин и т. д.) или судья не объявляет лет (let) или строк (stroke) за помеху игре (см. ниже).

По "традиционной" британской системе счета, существующей с 1926 года, очки засчитываются только подающему игроку. Если принимающий игрок выигрывает розыгрыш, то это дает ему только право следующей подачи. Обычно геймы разыгрываются до 9 очков, а при счете 8-8 принимающий может выбрать игру до 9 или 10 очков. На соревнованиях обычно играют до трех побед, но не более пяти геймов (best-of-five).

Американская система счета (иногда называемая PARS) дает очко игроку выигравшему розыгрыш вне зависимости от того, кто подавал. Традиционно, по системе PARS игра идет до 15 очков (при счете 14-14 принимающий может выбрать игру до 15 или 17 очков). Но с 2004 года для профессиональной игры счет ведется до 11 очков (при счете 10-10 игрок должен выиграть два очка подряд). Сегодня система PARS используется на мужских профессиональных соревнованиях, а высота звуковой панели уменьшена на два дюйма, в надежде сократить длительность розыгрышей, а, следовательно, и матча. Однако, на женских профессиональных турнирах до сих пор используется оригинальная английская система счета до 9 очков и высота звуковой панели осталась без изменений.

На международных играх, клубных и парных встречах обычно используют традиционную "британскую" систему ведения счета. Правила игры и счета могут быть незначительно изменены для сокращения времени игры (например, игры играют до 7 очков, до двух побед из трех геймов) или увеличения количества занятых игроков (например, так называемая форма сквоша на корте в три четверти, где одна зона подачи заблокирована и в ней ожидает своей очереди один игрок, в то время как два других игрока разыгрывают очко в оставшейся части корта). "Британская" система счета в основном используется на матчах USSRA (United States Squash Racquets Association).

Стратегия и тактика

Фундаментальная стратегия игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв’ (drive). После своего удара игрок должен переместиться в центр корта в так называемую позицию «Т» для того, чтобы иметь возможность принять любой удар соперника. Атака мягким "укороченным ударом" (short) во фронтальные углы заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к незамедлительной победе. "Кросс" (удар под углом, см. выше) используются для обмана и опять же увеличения пути к мячу для соперника.

Очень опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы фронтальной стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "ник" (nick). Если "ник" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "ник", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т» (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Опытные игроки после своего удара возвращаются на «Т» и готовятся к приему ответного. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Розыгрыши между опытными игроками могут содержать 30 и более ударов, поэтому игра требует высочайшей подготовки на силу и на выносливость. Чем опытнее становятся игроки, и в частности, лучше принимают удары, тем больше игра становится войной на истощение. На высоком уровне игры более физически подготовленный игрок имеет большее преимущество.

Почти все игроки (опытные и не очень) попадают в следующие категории по стилю игры:

«Защитник » (retriever) - обычно, очень сильный игрок, играющий терпеливо и принимающий все удары противника, но не ведущий сильной атакующей игры.

«Атакующий игрок» (shooter) - так же может быть терпеливым, но более легко выбивающий победные мячи или играющий «ники». Обладает очень хорошей точностью удара и умением обмануть соперника.

«Силовой игрок» (power player) - пытается побороть соперника очень быстрыми мячами. За ним не замечено ни выносливости ни терпения.

«Универсальный игрок» (all-around player) - одинаково хорошо играющий во всех предыдущих стилях игры, чувствует себя комфортно во всех областях корта.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что дает им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

Помехи движению или удару

Столкновения либо помеха движению или удару - это неизбежные аспекты скоростной игры в замкнутом пространстве. Правила игры обеспечивают игроку право доступа к мячу для удара и возможность замаха, а также беспрепятственного удара в любую область фронтальной стены. В случае помехи игре, игрок может заявить "лет" (let) и судья (или при его отсутствии сами игроки) оценивает характер столкновения. Судья может назначить "лет" и тогда игроки переигрывают очко, или присудить "строк" (stroke) (то есть очко или переход права подачи) обратившемуся игроку, в зависимости от характера помехи и того, мог ли, по мнению судьи, игрок выполнить удар, если бы ему не помешали.

Если не ясно была ли помеха или она была незначительна, правила обязывают отклонить "лет" в интересах непрерывности игры и пресечения ложных апелляций. Из-за субъективности в оценке причин и силы помех, вероятности обоих видов решений судьи практически равны.

Когда мяч попадает в соперника до удара о фронтальную стену, то это так же считается помехой. Если мяч летел по направлению к боковой стене в момент удара о соперника, то обычно засчитывают "лет". Однако, в случае если мяч летел прямо в переднюю стену, игроку бившему по мячу засчитывают "строк".

Развитие сквоша

В мире сосуществует несколько вариантов игры в сквош. В американском «хардболе» игра ведется намного более жестким мячом на кортах другого размера (см. выше). В то время как одиночные игры в хардбол, уже непопулярны даже в Северной Америке (в отличие от «международной» версии игры), парные игры в хардбол проводят все ещё достаточно активно. Существует парная версия сквоша: играют стандартным мячом, иногда на более широком корте. Так же существует более похожая на теннис игра - «сквош-теннис» (squash tennis).

Меньший размер корта для сквоша и мячи с меньшим отскоком усложняют процесс выигрыша очков, в отличие от своего младшего американского собрата «ракетбола» (racquetball). В отличие от ракетбола мяч должен попасть выше «тина» и не может быть легко «погашен». В результате, розыгрыши обычно дольше чем в ракетболе.

Игра полностью изменилась после изобретения стеклянной задней стены, которая позволила намного большему количеству зрителей наблюдать матчи. Сплошная стеклянная стена, была разработана для полностью прозрачных кортов - в дальнейшем называемых "Золотая рыбка"

Большинство игроков в сквош предпочитают партнеров сравнимых физически, умственно и технически, так как даже небольшая разница приведет к подавляющему преимуществу в матче. На сегодняшний день не существует какого-либо международного стандарта оценки уровня игроков. Существует только деление на профессиональных и непрофессиональных игроков.

Сквош дает отличную нагрузку на сердечно сосудистую систему. За час игры в сквош игрок тратит от 700 до 1000 килокалорий (3000-4000 кДж). Это существенно больше, чем в других видах спорта и на 70 % больше, чем в теннисе или ракетболе. Нагрузка приходится на верхнюю и нижнюю части тела - ноги используются для движения по корту, а руки и торс для замаха ракеткой. Но некоторые исследования показали, что сквош может являться причиной сердечной аритмии и считается не лучшей формой физической нагрузки для пожилых людей с болезнями сердца. Сегодня корты для сквоша существуют в 148 странах мира от Аргентины до Замбии.

Игроки и рекорды

The (British) Squash Rackets Association провела свой первый открытый мужской чемпионат по сквошу British Open в декабре 1930 года по «кубковой» системе: Charles Read был признанным чемпионом, но в домашнем и гостевом матчах был разбит игроком по имени Don Butcher, который стал чемпионом 1931-го года. Чемпионат продолжается и поныне, но проводится по «олимпийской» системе начиная с 1947 года.

Начиная с основания British Open, в нём доминировали одни и те же игроки: F.D. Amr Bey (Египет) в 1930-х; Mahmoud Karim (Египет) 1940-х; братья Hashim Khan и Azam Khan (Пакистан) 1950-х и 1960-х; Jonah Barrington (Великобритания и Ирландия) и Geoff Hunt (Австралия) 1960-х и1970-х; Jahangir Khan (Пакистан) 1980-х; Jansher Khan (Пакистан) 1990-х.

Женский чемпионат стартовал в 1921 году и так же его фаворитами был ограниченный круг дам: Joyce Cave и Nancy Cave (Англия) в 1920-x; Margot Lumb (Англия) 1930-x; Janet Morgan (Англия) 1950-x; Heather McKay (Австралия) 1960-x и 1970-x; Vicki Cardwell (Австралия) и Susan Devoy (Новая Зеландия) 1980-x; Michelle Martin (Австралия) 1990-x; Sarah Fitz-Gerald (Австралия) 1990-x и 2000-x.

Heather McKay с её большим ростом и абсолютным доминированием в игре (она оставалась непобедимой в течение всей своей 18-летней карьеры в 60-70-х) бесспорно величайшая женщина-игрок всех времен. Среди мужчин большинство современных экспертов отдают абсолютное первенство игроку Jahangir Khan (1980-е годы) или его дальнему родственнику Jansher Khan (1990-е годы). Другие достойные претенденты: Jonah Barrington, Geoff Hunt и Hashim Khan.

Из-за своей более долгой истории British Open многими считается более престижным, чем World Open, стартовавший лишь в середине 1970-х. Однако, устроители кубка пытаются привлечь лучших игроков с помощью денег. В 2005 году общий (женский и мужской) призовой фонд British Open составил 71 000 $, в сравнении с ним World Open предлагал призы на сумму 270 000 $.

Hashim Khan открыл доблестную династию великих пакистанских чемпионов сквоша, которую продолжили Jahangir Khan и Jansher Khan. Jahangir, являясь на сегодняшний день президентом Всемирной Федерации Сквоша (WSF), десять раз побеждал в British Open и восемь раз в World Open. Jansher получил свой первый титул в 1989 году, победив в чемпионате World Open.

В прошлом сотая ракетка мира Alby King (Новая Зеландия) заявил, что у сквоша «вполне реальные шансы» быть вписанным в список олимпийских видов спорта к играм 2016 года.

В этой статье мы познакомим вас с правилами модной и современной спортивной игры сквош. Согласно некоторым исследованиям, эта игра с мячом и ракеткой («дальний родственник» тенниса и бадминтона) является самым полезным видом спорта. Сквош развивает все группы мышц и позволяет сжечь больше калорий, чем быстрый бег.

Игра в сквош: фото

Общие сведения

Сквош - это игра с ракеткой и мячом между двумя соперниками. Игра проводится в закрытом помещении (корте). Соперники поочередно бьют мячом по стенкам помещения, мяч отскакивает от стенки и должен быть отбит противником. Если один из игроков не может правильно отбить мяч и совершает ошибку, его противник зарабатывает очко.

Игрок, набравший 11 очков, одерживает победу в гейме, если разница в счете составляет не менее двух очков. При счете 11-10 игра продолжается до того момента, когда разрыв в счете в чью бы то ни было пользу не дойдет до двух очков.

Весь матч состоит из пяти или трех геймов. Как правило, в профессиональных турнирах победа присуждается при трех выигранных геймах, в любительских матчах обычно счет ведется до двух побед в геймах.

Между геймами обычно делают полутораминутный перерыв.

Перед началом игры противники устраивают пятиминутную разминку с «разогревом» мяча, то есть бьют по мячу в течение пяти минут. Разогрев нужен не только спортсменам, но и мячу, который приобретает большую жесткость. Если в процессе игры мяч рвется и в партию вводят другой, ему также нужен разогрев

Право первой подачи определяется при помощи жребия. Право следующей подачи получает тот, кто выиграл очко.

Площадка, ракетка и мяч

Игра проводится в полностью закрытом квадратном помещении с четырьмя стенами. Задняя стенка должна быть прозрачна (изготовлена из ударопрочного стекла). Таким образом, судья и зрители могут наблюдать за ходом матча. На профессиональных турнирах все стенки могут быть прозрачными.

На полу, с правой и с левой стороны, отмечено две «зоны подачи»: с этой позиции игрок подает. Если следующая подача принадлежит тому же игроку (после выигранного очка), он будет бить из противоположной «зоны подачи». Во время подачи важна постановка ног. По крайней мере одна нога подающего должна полностью попасть в зону. Если же этого не происходит, засчитывается ошибка “foot fault” и право подачи переходит к противнику.

При подаче мяч должен обязательно попасть во фронтальную стенку над «линией подачи», ниже «линии аута». Последующие удары можно направлять во все четыре стенки корта, но не выше «линии аута» и не ниже «тина» на фронтальной стенке. Если мяч попадает в линию, считается, что правила нарушены.

Противники отбивают мяч по очереди. Ударить по мячу можно налету или же когда мяч однократно отскочит от пола. В иных случаях игрок допускает ошибку и очко уходит к противнику. Основные ошибки в игре в сквош таковы:

  • отскочив от стены, мяч дважды коснулся пола;
  • после удара мяч попал в пол или выше линии «аута» или ниже линии «тина»;
  • мяч попал в одного из игроков или соприкоснулся с его одеждой.

Размеры корта для сквоша строго регламентированы: его длина составляет 9 метров 75 сантиметров, ширина - 6 метров 40 сантиметров.

В игре используется специальная ракетка для сквоша длиной не более 68,6 сантиметров, шириной не более 21,5 сантиметров.

Мяч для игры в сквош имеет диаметр 4 сантиметра (плюс-минус 0,5 миллиметра) и вес 24 грамма (плюс-минус один грамм). Мячи для сквоша бывают четырех видов:

  • Детский мяч с быстрым отскоком (с синей точкой)
  • Любительский мяч со средним отскоком (с красной точкой)
  • Мяч для опытных игроков с медленным отскоком (с желтой точкой)
  • Мяч для профессионалов с очень медленным отскоком (с двумя желтыми точками)

Сквош : правила let, stroke, no let

Сквош - остроконкурентная игра. При этом оба противника находятся на одной площадке и могут мешать друг другу. Поэтому в сквоше очень значительную роль играет судейство, чтобы матч был честным и безопасным. Согласно рекомендациям Мировой Федерации Сквоша, за матчем должны смотреть судья и маркер, которые находятся за прозрачной задней стенкой. Маркер ведет учет игровым действиям и засчитывает очки, а судья является высшей апелляционной инстанцией.

Если игрок решает, что во время партии возникла помеха, он обращается с апелляцией и просит let. Это значит, очко будет переиграно.

Судья всегда назначает let в следующих случаях:

  • мяч во время игры рвется (в дело вводят другой мяч);
  • при подаче противник не был готов принимать мяч и не предпринимал таких попыток.

Let может быть назначен в ниже перечисленных случаях:

  • игрок должен был пропустить удар, чтобы не задеть противника своей ракеткой;
  • игрок пропустил удар, видя, что мяч летит в противника;
  • мяч задел предмет, который лежит на полу;
  • на корте или за его пределами произошло какое-то экстраординарное событие, которое создало помеху игрокам или отвлекло их внимание.

Отрицательный ответ судьи на просьбу игрока называется No let. Судьи выносят такой вердикт в тех случаях, когда игрок предпринимал попытку отбить мяч, но не выполнил свою задачу.

У судей есть еще и третий вариант ответа. Если один из игроков грубо нарушил правила, судья отдает очко его противнику. Это действие судьи называется Stroke. Stroke назначается в тех случаях, когда один из противников преграждал путь другому или мешал ему сделать замах ракеткой.

Все эти правила введены позволили сделать сквош честной и безопасной игрой.

Правила игры в сквош: видео



mob_info