Рассказываем о кеке росберге и сравниваем его с нико. Как кеке росберг титул взял

Заслуженный ли титул у финского шведа?

До сих пор не умолкают споры, заслуженно ли завоевал Кеке Росберг свой единственный титул в Ф1 или это была случайность?

Сразу хочется отметить, что любой чемпионский титул заработан заслуженно, в борьбе с соперниками, и все находились в равных условиях. Во-вторых, современному болельщику, опирающемуся на статистику, в это тяжело поверить, но Кеке был одним из лучших в конце 1970-х — первой половине 1980-х: жёстким, упёртым, которого было не просто обогнать и который вгрызался в соперников и бился за каждую позицию. И то, что у него всего пять побед в Ф1 (на самом деле — семь, и заодно посмотрите, как и где он их добыл), вовсе не показатель — конкурентоспособная техника в Ф1 в его распоряжении была всего полтора сезона. Не уйди он из «Уильямс» в конце 1985-го, задолбавшись мучаться с «Хондой» (а он учил японские двигатели ездить) и устав от авторитарного стиля Фрэнка Уильямса и Патрика Хэда, то было бы у него ещё два титула.

Ну и в главных, давайте же посмотрим на этот «случайный» титул. В том году в шестнадцати гонках было одиннадцать победителей — никто не выиграл больше двух гонок. Да, погиб Вильнёв. Да, Пирони получил травму. Но, по большому счёту, гонщики «Феррари» в этом сами виноваты: канадца никто не заставлял идти на безрассудный обгон Масса. Да и француз по большому счёту сам виноват — не было смысла ему гнать по дождю, т.к. всё равно поул был его, и это он влетел сзади в Проста, а не наоборот. Никто не спорит, что не будь этих трагедий, титул бы достался кому-то из гонщиков «Скудерии», но случилось то, что случилось и давайте же посмотрим на расклад перед стартом БП Германии:

  • 5 гонок до конца;
  • в розыгрыше ещё 45 очков;
  • у лидера турнирной таблицы, Дидье Пирони, — 39 очков.

Т.е. все (!) гонщики Чемпионата мира Ф1 после 2/3 сезона ещё претендуют на титул. Но основными претендентами являются:

  • Джон Уотсон, 30 очков, «Макларен» c атмосферником;
  • Ален Прост, 25 очков, «Рено» с турбодвигателем;
  • Ники Лауда, 24 очка, «Макларен» с атмосферником;
  • Кеке Росберг, 23 очка, «Уильямс» с атмосферником;
  • Риккардо Патрезе, 19 очков, «Брэбем» с турбодвигателем;
  • Нельсон Пике, 17 очков, «Брэбем» с турбодвигателем;
  • Рене Арну, 13 очков, «Рено» с турбодвигателем;
  • Элио де Анджелис, 13 очков, «Лотус» с атмосферником;
  • Патрик Тамбэ, 7 очков, «Феррари» с турбодвигателем.

Посмотрите на эти фамилии — гиганты и легенды гонок гран-при! Любой из них при должном подходе мог стать чемпионом в 1982-м. Но что же они все для этого сделали?
Германия. Тамбэ и Арну финишируют первым-вторым, Росберг на трассе турбомоторов (старый Хоккенхайм, если кто не в курсе) затаскивает третье место, Уотсон вылетает, Прост, Патрезе и Пике загоняют двигатели (ладно, бразильца вынесли, но телеметрия показала, что он всё равно бы вскоре сошёл из-за отказа мотора), Лауда отказывается выходить на старт, де Анджелиса подводит рулевое управление («Лотус» же). Но в чемпионской гонке остаются по-прежнему все.

Австрия . Побеждает де Анджелис, Росберг едва не отбирает у него победу на финишной черте, Тамбэ после прокола сумел добыть четвёртое место, Лауда тихой сапой финиширует пятым. Остальные претенденты загнали свои двигатели, кроме Пике — у бразильца возникли проблемы с электрооборудованием. Но по-прежнему все девять гонщиков в игре, более того, теоретически на титул претендует и Микеле Альборето, находящийся на 11-м месте в 14 очками. И это за три гонки до конца сезона! Это всё равно, что в нынешнем сезоне перед Остином шансы на титул сохраняли гонщики первых пяти команд в Кубке конструкторов, плюс Алонсо.

Дижон . Росберг затаскивает победу, догнав и обогнав под финиш Проста! Причём, практически все конкуренты финишируют в гонке: Лауда третьим, Пике четвёртым, Патрезе пятым и де Анджелис шестым. Уотсон также финиширует, но 13-м и с тремя кругами отставания — ирландец перестарался при обгоне Патрезе и повредил юбку при наезде на поребрик, в результате чего вынужден был долго простоять в боксах. Арну в очередной раз загнал двигатель, а Тамбэ не стартовал из-за проблем со спиной. В итоге за две гонки до конца сезона в лидеры зачёта выходит Росберг, от него на 11 очков отстают Прост и на 12 Уотсон и Лауда; в розыгрыше 18 очков, других претендентов на титул нет.

Италия . На трассе турбомоторов Уотсон становится лучшим среди атмосферников, финишировав четвертым. У Росберга на 25-м круге отлетела одна из пластин заднего крыла, и в результате недопонимания с командой, он заехал в боксы, думая, что у него прокол задней шины — финиш только восьмым. Лауда загнал тормоза, а Прост — двигатель, поэтому перед последней гонкой претендентов на титул осталось только двое — Росберг и Уотсон, причём гонщику «Макларена» надо было только побеждать при одновременном финише Росберга не выше седьмого места. При этом, не будь этого глупого заезда в боксы, Кеке финишировал бы в топ-6 и оформил бы титул досрочно. Перед последним этапом гонщик «Уильямса» опережает Уотсона на 9 очков и тому, чтобы взять титул, нужна победа при финише Росберга за пределами первой шестёрки.

Лас-Вегас . Уотсон не способен реализовать даже свою задачу — выиграть гонку, — проиграв гран-при Альборето. Росберг же первую треть дистанции боролся на пороге шестого места, потом закрепился на пятом, на котором спокойно и катил до финиша.

Какой из этого вывод? Росбергу победа в ЧМ досталась не случайно — в каждой из гонок он боролся, показывая достойные результаты. Возражения касательно отказов техники у соперников не принимаются — в те времена большая часть проблем возникала из-за слишком нелюбезного обращения гонщиков с матчастью. Единственно, кого отчасти это оправдывает, так пилотов «Брэбем» — БМВ только начала свою турбопрограмму и двигатели ещё «учились» ездить.

К сожалению, титул 1982 года так и остался единственным для Кеке Росберга (если не считать титулов в младших формулах в 1970-е). Сезон 1986 года стал последним для Росберга в «Формуле-1» - в 1984-м он решил, что проведёт ещё два года и хватит. Выступления за «Макларен» побед не принесли - одной из причин стало то, что пилотажные стили у Проста и Росберга были слишком разными, и команда предпочитала работать на своего чемпиона, позволив применять финну свои настройки лишь во второй половине сезона.

Проведя два года вне гонок (Росберг впоследствии говорил, что закончил слишком рано), в 1989-м финн возвращается в спорт, стартуя в «24 часа Спа», в 1990-м проезжает две гонки в спортпрототипах за «Пежо», а в 1991-м возвращается уже на полное расписание. Росберг принимает активное участие в доводке автомобилей, одерживает две победы, но в конце года уходит в ДТМ, и плодами его работы вновь пользуются другие. Но и в немецких кузовах Кеке поехал неплохо - пятый по итогам сезона с одной победой, которая, к сожалению, стала последней в его карьере. Сезоны 1993-1995 особой славы не принесли, в 1995-м Росберг основал команду имени себя и в конце года решил повесить шлем на гвоздь, решив сосредоточиться исключительно на менеджменте. Коллектив процветает до сих пор, выступая в ДТМ, отметившись также и в Ф3, и в формуле-БМВ, и в гонках ГТ. Кроме того, ещё с 1980-х Росберг работал менеджером гонщиков - Юрки Ярвилехто (Jyrki Juhani Järvilehto) и Мики Хяккинена , а в 2000-х выводит «в люди» и своего сына, Нико Росберга , выиграв с ними ещё три титула, в т.ч. и в «Формуле-1» 🙂

1974

Медленно и уверенно

1948

1973 1977

Бесславный дебют

В Формулу-1 горячие финские парни пришли не сразу. Первым стал в 1974 году Лео Киннунен, который засветился на шести этапах. Итоги его печальны - ни одного финиша. Но всего через четыре года появился в королевском класе следующий представитель страны - Кеке Росберг. Он начал выступления в Формуле-1 для того, чтобы однажды стать чемпионом. Чемпионство было может не самым впечатляющим, но первый титул в конце концов уехал в Скандинавию. Корона стала вершиной его карьеры - он добился ее, не имея за плечами великих побед, а после вновь оказался статистом.

Медленно и уверенно

Кейо Эрик Росберг родился 6 декабря 1948 в Стокгольме. В то время его родители получали в столице Швеции образования для того, чтобы продолжить работу на своей родине. Уже в Финляндии отец стал ветеринаром, а мать занималась химией. Для родителей это стало простой работой, а вот увлечением было соревнование в ралли. Их сын наследовал это качество от них и получил свой первый опыт за рулем семейного автомобиля. Тогда юный будущий чемпион пробрался в гараж, завел машину и на всех парах угодил в закрытые ворота.

Такой сюрприз совсем не смутил Кеке - прозвище, которое он придумал себе сам,- и он вскоре начал выступления в картинговых гонках. Одной из его увлечений стал ветер, который дул ему прямо в лицо. Это превратилось в страсть и стало выше, чем достойное образование. С последним у него не должно было возникнуть проблем. Кеке в юношеские годы хотел стать дантистом либо программистом, но душа настояла на другом - гонки.

Карьера пилота у Кеке развивалась медленно. Для начала он целых пять раз становился чемпионом Финляндии в карте перед тем, как выйти на международный уровень. В 1973 году - а ему было уже 25 лет - он стал чемпионом Скандинавии и Европы, и только после этого рост ускорился. За четыре года Росберг побывал в сериях Formula Vee, Formula Atlantic и Формула-2. В них он добивался разных результатов - были и победы и поражения, но он не переставал работать. Об этом красноречиво говорит 1977 год, когда он провел 41 гонку за год! Благодаря своим положительным результатам он не слышал от своих спонсоров, которые с радостью ему помогали, недовольства. Так в следующем году состоялся дебют в Формуле-1.

Первой командой для финна стал Теодор. Машина была абсолютно неконкурентоспособна, но Кеке смог удивить. На второй гонке, которая стала незачетной в чемпионате, он одержал победу. Успехов же в официальной части чемпионата не было. На протяжении сезона он перешел в команду ATS, но и там звезд с неба не хватал - 10 место в Германии стало лучшим результатом.

Бесславный дебют

Дебют, как правило, придает дополнительных сил и гонщика должны встретить улучшения результатов. Но этого с Кеке не произошло. Сезон 1979 года начался для Кеке вне Формулы-1 - одной победы на незачетной гонке оказалось явно недостаточно для заключения нового контракта. Тем не менее, ему помог случай. В том году Джеймс , который уже успел примерять корону победителя, выступал в команду Вольф. Но все надежды на хорошие результаты таяли с каждой гонкой, и после Гран-при Монако британец ушел на заслуженный отдых. Руководители команды пригласили Росберга на его место. В такой ситуации рассчитывать на успех было глупо, но может таковым просто являлся старт в восьми гонках?

Следующий сезон для Кеке начался намного успешнее. Его пригласили в команду Вилсона Фиттипальди, в которой статус первого пилота принадлежал первому чемпиону из Бразилии. Финну удался молниеносный успех - третье место в жаркой Аргентине. К такому результату ничего не предрасполагало, вскоре команда доказала это. Ни Эмерсону, ни Кеке в дальнейшем не покорились громкие победы. По окончанию сезона паулиста завершил карьеру, а Росберг остался еще на год. Остался, чтобы провести еще один безрезультатный сезон. Это был уже четвертый год в королевских гонках, а пилот набрал лишь 6 очков за все время.

Можно ли с такой добычей надеяться на лучшее? Конечно,- ответил финн и пошел праздновать новый 1982 год... Начал он его за здравие. В команде Уильямс освободилось место - ушел из гонок Алан , - и именно Росберг его занял. До этого команда Фрэнка Уильямса провела два отличных сезона и Кеке не было на что жаловаться.

Чемпионский сезон

Много в истории было разных сезонов, но этот не просто отдельной главой - о нем можно писать в отдельном томе. Чего только не случалось в этом сезоне, но все это было связано между собой и повлияло на то, что чемпионом стал Кеке Росберг - пилот, который до этого не знал, что такое победа в гонке. Началось все с возвращением в Формулу-1. Первым же делом он прочитал контракт и поднял восстание против всемогущей власти. Ряд пилотов встревожили некоторые правила суперлицензии и они пошли на бойкот в первом же Гран-при. Вопрос был урегулирован, гонщики вышли на старт, но это было только начало.

На втором этапе в Бразилии Росберг приехал на финиш вторым, но получил дисквалификацию. На той же гонке был дисквалифицирован и победитель , который выступал в команде... Берни Экклстоуна - топор войны был откопан. Причиной дисквалификации стал недовес болидов победителей гонки, а это сильно не понравилось Берни и его другу Максу Мосли.

В начале сезона мир наконец-то начали завоевывать турбомоторы и Рено с Феррари были в выигрышном положении - их двигатели просто были сильнее. С этой "проблемой" и пытались справиться остальные команды. Идеальным решением стала водяная «система охлаждения тормозов». Эта система ничего не давала кроме одного - по ходу гонки жидкость мгновенно испарялась, и болиды становились легче. Здесь здорово помогал регламент, который не запрещал заливать различные жидкости после гонки до взвешивания.

Вот из-за этого абсурда и началась война. После принятия в суде решения о пересмотре результатов гонки в Жакаперагуа команды пошли напрямую против Федерации и не вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Не вышел и Росберг, но то, что случилось в Имоле, изменило многое. Нет, это изменило все.

В гонке быстро сошли Рено - турбомоторы погрузились в пламя. Этим воспользовались в Феррари и оба пилота поехали за дублем. Из боксов алых обоим пилотам для уверенности была показана табличка "сбавьте темп" (оригинал - SLOW) и можно было идти на перекур. Против этого был только Дидье Пирони, который не подчинился командному приказу и обошел Жиля Вильнева на последнем круге. Через две недели на квалификации канадец погнался за временем француза и наскочил на один из болидов.

Его подбросило на всей скорости, болид разлетелся и Жиль выпал из машины - это было последнее мгновение в его жизни. А Кеке тем временем опять взял серебро и занял третье место в личном зачете за Джоном Уотсоном на Макларен и Аленом Простом на Рено. После этого Кеке выпал из борьбы за титул. Погоню повели Уотсон и очухавшийся Пирони. Так продолжалось до Гран-при Германии. Лидер чемпионата Дидье Пирони попал в аварию на этапе и сломал обе ноги - карьера была закончена навсегда.

В этот момент и открылись двери для команд без турбомоторов. В Германии Кеке приехал третьим, в Австрии - вторым, а впереди маячил Гран-при Швейцарии. Этап прошел во французском Дижоне и был проведен по той же идее, что и Гран-при Сан-Марино. Это была еще одна домашняя гонка для Рено и они вновь были лучшими... пока у них не возникли проблемы. Рене Арну сошел за четыре круга, а у Алена Проста забарахлила система подачи топлива. Француз скинул скорость и пропустил Кеке Росберга. Финн стал победителем единственного Гран-при Швейцарии в истории. После гонки он вышел в лидеры чемпионата благодаря многочисленным проблемам у соперников на протяжении всего чемпионата. Оставалось только два этапа, в которых Кейо набрал аж два очка, но и этого оказалось достаточным.

Вот и сказке конец

Ну а после 1982 года соперники Кеке вернулись в строй в полном составе. Чемпионами становились Ален Прост, , Нельсон . До 1985 года он был членом команды Уильямс и выиграл лишь четыре гонки. Красивейшую победу он добыл в Далласе в 1984 году. Городские гонки в США уже не были диковинкой, но в тот день гонка выделилась из многих. Над Техасом стояла жара, асфальт быстро превратился в негодность, его ночью пришлось ремонтировать. Иллюстрацией ситуации стал выезд Жака Лаффита на практике в... пижаме – такая температура стояла. Что касается нашего героя, то он стартовал пятым и в таких погодных условиях сумел подняться на второе место. Впереди был только и после нескольких кругов Росберг провел обгон. Так он выиграл первую гонку для турбомотора Хонда.

Последний сезон Кеке Росберг провел в Макларене. Успехи у него были намного ниже, чем у напарника Проста, но он получил Оскар за роль второго плана на Гран-при Австралии. Этап в Аделаиде он не закончил из-за пробитого колеса, но куда важнее стала победа Алена Проста в чемпионате мира. Это была последняя гонка в Формуле-1, но из автоспорта Кеке не ушел. В начале 90-ых он начал выступления на спортивных автомобилях. В его активе были участия в Ле-Мане и чемпионате DTM, но никаких успехов не было видно. Главным же для него стала роль менеджера. Именно Кеке привел в Формулу-1 Мику , который в конце тысячелетия стал двукратным чемпионом мира. А затем он стал менеджером своего сына Нико, который сейчас выступает под флагом Германии. Нико сейчас является пилотом Формулы-1 и кто знает, может он когда-то станет чемпионом.

Кеке Росберг — Чемпион мира 1982 г.

Родился: 06.12.1948 Стокгольм, Швеция

Среди всех чемпионов мира, Росберг имеет наиболее скромные статистические показатели. Это, в дополнение к победе в сумасшедший сезон-82, может навести на мысль, что Кеке был случайным триумфатором. Однако внимательный взгляд на карьеру Росберга заставляет поменять отношение к этому гонщику. Пройдя горнило «Формулы Ви», Росберг стал пилотом команды «Теодор» в 1978 году. Дебют состоялся в ЮАР, где финн (имеющий шведские корни), стартовав с низкой позиции, сошел.

Однако, уже вторая гонка в классе «Формулы-1» — неофициальный «Международный приз» вСильверстоуне преподнесла сенсацию. На влажной трассе скандинавский дебютант выиграл Гран При. Конечно, уровень соперников был далеко не звездным, но не стоит забывать, что и Росберг делал первые шаги на столь высоком уровне, да еще и на «Теодоре». В официальном сезоне дела складывались плохо: Росберг сменил «Теодор» на «АТС», а эту команду — на «Вольф». Несколько раз Кеке не проходил квалификацию. Результаты не стали, естественно, побудительным мотивом для тим-менеджеров.

Первую половину следующего сезона Росберг провел безработным. Но когда Хант в середине сезона покинул «Вольф», распрощавшись также со всей «Ф-1», то Росберг смог продолжить карьеру. Финн перешел в «Фиттипальди» в 1980 году. Первая же гонка за новую «конюшню» преподнесла сюрприз — Кеке финишировал третьим в аргентинском Гран-При, проиграв только Джонсу и Пике на гораздо более сильных автомобилях.

По итогам сезона Росберг опередил своего титулованного напарника — Эмерсона Фиттипальди. На следующий год дела бразильской «конюшни» шли из рук вон плохо. Росберг и бразилец Чико Серра (сменивший завершившего карьеру Эмо) не набрали очков. Возможно, финну так и пришлось бы прозябать в командах-аутсайдерах, но не было бы счастья, да несчастье помогло. Джонс разругавшись с напарником по «Уильямсу» — Рёйтеманном — закончил карьеру.

Руководство команды срочно провело отбор кандидатов и остановило свой выбор на Росберге. Малообъяснимый шаг, ведь за неполных четыре года в элитной лиге на счету финна было лишь 6 очков. Тем не менее, это принесло неожиданные дивиденды. Первый пилот Рёйтеманн, проведя два Гран При, принял эмоциональное решение и ушел из автогонок. На одну гонку в команду был призван именитый Марио Андретти, а потом на постоянной основе пилотом «конюшни» стал ирландец Дейли.

Вот так неожиданно Росберг превратился в первого номера топ-команды. Шансы пилотов «Феррари» — Вильнева и Пирони — были объективно выше. Но Жиль погиб во время бельгийской квалификации, а Пирони сломал ноги во время немецкой гонки (та авария поставила крест на «формульной» карьере Пирони). В отсутствии фаворитов схватку за титул повели Росберг и пилот «МакЛарена» Джон Уотсон.

В 1982 году победило 11 пилотов, причем для де Аньелиса («Лотос»), Тамбэ («Феррари»), Альборето («Тиррелл») и Патрезе («Брэбэм») эти победы стали дебютными. Никто тогда не одержал более двух побед. Но Росберг шел к короне вообще без единого триумфа. На предпоследнем этапе, номинально считавшемся швейцарским, он все же выиграл свою первую гонку и досрочно стал Чемпионом мира. Первым представителем Скандинавии.

У Росберга практически не было шансов защитить титул — «Уильямс» продолжал использовать атмосферный «Форд», тогда как большинство соперников взяли на вооружение турбодвижки. Но один раз за год Кеке напомнил о себе. На влажном асфальте Монте-Карло, где турбины конкурентов не имели преимуществ, финн выиграл легендарный этап. В 1984 году «Уильямс» уже имел турбодвигатель от «Хонды». Но снова команда не могла бороться за титул. Росберг не упускал шанса портить соперникам настроение в самых невыгодных для себя условиях.

Во время гонки в Далласе стояла удушающая жара, большинство пилотов сходило: если организм выдерживал страшную жару, то кочковатый асфальт убивал подвеску. В таких условиях Росберг одержал свою самую красивую победу. Снова единственный раз за сезон. После того сезона второго пилота «Уильямса» — Жака Лафита — сменил Мэнселл, перешедший из «Лотоса». Если с французом у Кеке были теплые и доверительные отношения, то англичанин сразу впал в немилость.

После первых месяцев сотрудничества, правда, Росберг публично признал талант Найджела. «Уильямс-Хонда» постепенно набирал обороты, и пилоты все чаще включались в борьбу «МакЛарена»Проста и «Феррари» Альборето. Кеке выиграл первый в истории австралийский Гран При. Знаменательное событие, ведь единственный раз в карьере он смог выиграть более чем одну гонку за сезон. Этот этап стала последней для Росберга в «Уильямсе». Еще раньше он принял решение перейти в «МакЛарен», где, как надеялся, будет иметь больше шансов на второй титул.

С этой точки зрения, переход был ошибочным. «Уильямс» становился все сильнее (доказательством чего служит третье место Росберга в сезоне-85), а в «МакЛарене» Росберг не смог противостоять Просту. Останься он в команде «Железного Фрэнка» и его шансы были бы велики. Ведь заменивший его Пике был новым лицом в «конюшне» и не пользовался полной поддержкой команды, особенно если речь шла о конкуренции с Мэнселлом.

Ален Прост превзошел финна по всем статьям. Поняв, что он не самый быстрый пилот пелетона, Росберг решил закончить выступления. В 1990 году он был пилотом «Пежо» в чемпионате мира спорткаров, а через год — «Мерседеса» в немецком чемпионате «туринг». Гораздо значительнее агентская деятельность Росберга. Именно он привел в «Формулу-1» своих соотечественников: Юрки-Ярви Лехто и Мику Хаккинена. Несмотря на не впечатляющую статистику, Росберг проявлял свое мастерство, как на мокрых трассах, так и под палящим солнцем Техаса. Его успехи подняли в Финляндии интерес к гонкам Первой Формулы, до этого отдающей своих сынов в ралли.

Вместо послесловия: Надо сказать, что финны отличились высоким КПД. Всего было 6 представителей Суоми в «Формуле-1». Из них двое (Росберг и Хаккинен) выиграли 3 титула, трое (к первым двум добавился недавно Райкконен) побеждали в гонках. Пятеро, так или иначе, выступали в топ-командах (помимо первых трех еще и Сало в «Феррари» 1999 года и Лехто в «Бенеттоне» 1994-го), причем трое — в «МакЛарене». Единственным исключением выглядит Лео Киннунен — который в нескольких попытках за «Сертиз» в 1974 году лишь раз прошел квалификацию.

Гран При: 128
Старты: 114
Победы: 5
Подиумы: 17
Поул-позиции: 5
Первый ряд: 10
Быстрейшие круги: 3
Дубли: 0
Хет-трики: 0
Большие шлемы: 0
Лидирование старт/финиш: 0
Пройдено кругов: 5306
Круги лидирования: 512
Очки: 159,50

Положим, это не самое крупное событие, произошедшее в венском замке Хофбург за последние восемь столетий.

Правители Австрии жили здесь с XIII века, и вплоть до Первой мировой войны замком владела могущественная династия Габсбургов, успевшая понастроить на этой территории 19 грандиозных, хотя и преимущественно серых дворцов. В 1814 году в Хофбурге расположились гости Венского конгресса, готовые обсудить будущее Европы после наполеоновских войн. А 15 марта 1938 года, выступая с балкона перед толпой, которая собралась на полукруглой Площади Героев, Адольф Гитлер объявил о выполнении «самой важной миссии» в своей жизни. Третий Рейх осуществил аншлюс Австрии.

И пусть древние стены императорского дворца уже ничем не удивить, крохотный мир автоспорта был обескуражен Событием, произошедшим в Вене 2 декабря 2016 года.

Михайловское крыло замка Хофбург на открытке конца XIX века

На этот раз именно Хофбург стал местом проведения ежегодной торжественной церемонии FIA, на которой международная федерация автоспорта вручает гонщикам радостные, словно светящиеся изнутри кубки, показывает трогательные видео и накрывает фуршет для людей в смокингах и вечерних платьях.

Днем 2-го декабря новый чемпион мира в классе Формула-1 Нико Росберг в черно-белых кедах и серых трико пришел в Красный зал Хофбурга на итоговую пресс-конференцию, чтобы поговорить о завершившемся сезоне. Пока глава FIA Жан Тодт – человек без мимики и интонации – тянул занудную пятиминутную преамбулу, Росберг сидел в кресле, положив ногу на ногу и солнечно улыбаясь. Когда чемпиону дали слово, он поднялся и начал с места в карьер: «Спасибо, что пришли. Для меня это особенный день. Сегодня мне вручат трофей, и это будет потрясающе. Но я хочу сказать, что принял решение завершить карьеру в Формуле-1».

Зал не успел отреагировать ни вздохом, ни аплодисментами, затворы фотокамер несколько секунд щелкали в повисшей тишине. Далее Росберг скажет, что впервые задумался об уходе после Гран-при Японии – тогда он одержал девятую победу в сезоне и за четыре гонки до конца чемпионата закрепился на первом месте в общем зачете.

«С шести лет я мечтал попасть в Формулу-1 и стать чемпионом мира. Я потратил 25 лет на то, чтобы достичь этой цели».

Нико Росберг с кубком победителя. Instagram nicorosberg

Последним гонщиком, завершившим карьеру на первом месте, был Ален Прост в 1993-м. Но это совсем другая история. Росберг не был триумфатором прежде и не собирался становиться легендой на долгие годы. Он сделал то, что хотел, и, отблагодарив всех, ушел однократным обладателем титула.

Однократным, как и его отец – Кейо Эрик Росберг по прозвищу «Кеке».

СРАВНЕНИЯ РОСБЕРГА -младшего со старшим были неизбежны, а жизнь сама рада подбрасывать рифмы.

Например, в 2013 году Нико одержал свою вторую победу в карьере на Гран-при Монако – именно там, где за 30 сезонов до этого победил Кеке. Для Росберга-старшего этот успех также был вторым в «Формуле-1». Кстати, на ту пору он уже был чемпионом мира.

Это было по-своему странное время и по-своему странное чемпионство. То же самое через несколько лет можно будет услышать о победе Росберга-младшего в 2016-м. «Неожиданно», «неуместно» или даже «случайно».


Кеке и Нико Росберги. Instagram nicorosberg

Сезон 1982-го года был одним из самых сумбурных и трагичных в истории «Формулы-1». Он начался с забастовки, которую спровоцировал знаменитый австрийский гонщик Ники Лауда: ему не понравилось, что по правилам команды могут расторгнуть договор с пилотами в любой момент, а пилоты – нет. Гонщики заперлись в отеле при южноафриканском автодроме «Кьялами», ожидая окончания переговоров. Элио Де Анджелис и Жиль Вильнев развлекали коллег игрой на рояле.

Вскоре чемпионат все-таки начнется, а Жиль Вильнев погибнет в квалификации Гран-при Бельгии – вылетит из многократно перевернувшегося болида и пробьет головой два ограждения. Месяц спустя в Канаде дебютант «королевских гонок» Риккардо Палетти заживо сгорит в своем Osella FA1C, врезавшись в заглохшую на стартовой прямой машину Дидье Пирони. Наконец, в августовском Гран-при Германии сам Пирони получит перелом обеих ног и навсегда завершит выступления в «Формуле-1», чтобы заняться гонками на моторных лодках, где травмы не будут такой помехой. Через пять лет Дидье Пирони перевернется на катере в проливе Ла-Манш у острова Уайт и уйдет из жизни в возрасте 35 лет.

В сезоне-1982 продолжилась жесткая борьба между федерацией автоспорта и конструкторами «Формулы-1». Некоторые конструкторы были недовольны техническим регламентом и пользовались лазейками в правилах, чтобы сделать своими машины конкурентоспособными, а в ответ получали дисквалификации. Дело дошло до того, что многие команды бойкотировали Гран-при Сан-Марино – лишь в последний момент организаторам удалось избежать недобора машин на старте.

В свою очередь, в Монако недобор был уже на финише. Дождь настолько спутал карты, что из двадцати машин до клетчатого флага добрались лишь три.

В этом хаосе Кеке Росберг и сумел завоевать свой единственный трофей. Показательно, что победитель чемпионата выиграл лишь одну гонку из 16-ти. Еще более показательно, что второе место в общем зачете занял все тот же Пирони, оборвавший свою карьеру за четыре этапа до конца сезона.

Росберг-старший не закончил выступления сразу, однако на вершине больше не появился: еще три года в «Уильямсе» и один – в «Макларене», несколько побед в Гран-при, но лишь одно третье место в чемпионате. Кеке стал сдавать эмоционально. Однажды Ники Лауда встретил слегка разогретого Росберга в баре накануне стартов в Монако и услышал от него: «Тебе не надоело гоняться в этих ваннах на колесах? Сегодня мне впервые в жизни захотелось забыть о гонках!».

Кеке покинул Формулу-1 в 1986-м, спустя несколько месяцев после гибели своего близкого друга Де Анджелиса на тестах во Франции. Того самого Де Анджелиса, который играл на рояле с Жилем Вильневым перед стартом чемпионского для Кеке сезона.

Ну а на место Росберга в «Макларен» годом позже пригласят молодого Айртона Сенну.


Кеке Росберг на подиуме. Instagram RTL GP Magazine

ПАПАША РОСБЕРГ занялся воспитанием маленького Нико, который родился летом 1985-го в Висбадене (Германия). Кеке – финн шведского происхождения, а его жена Зина – немка. Семья Росбергов ненадолго задержалась в ФРГ – бывший пилот Формулы-1 мог позволить себе жилье в Монако.

Именно на теплом Средиземноморье Нико готовился повторить гоночные подвиги своего отца. В начале 90-х светловолосый мальчишка развлекался тем, что на трехколесном велосипеде въезжал прямо в бассейн во дворе дома Росбергов, а затем отправлялся с Кеке за город, натягивал бело-синий комбинезон (со значком почему-то Ferrari) и бело-сине-желтый шлем с надписью «Nico» и нарезал круги на карте по узкому асфальтовому треку. Вальяжный усатый Кеке заливал в бак топливо, пары которого будоражили раскаленный на солнце воздух. Сам Кеке, разумеется, предпочитал гулять в пляжных трусах.

К концу 1997 года Нико был готов к тому, чтобы переехать в Италию и начать серьезную карьеру в картинге. Отцу не составило большого труда связаться с менеджером команды CRG Дино Кьезой, который взял мальчика под крыло.

В это время в Великобритании подрастал другой, совсем непохожий на Росберга парень, папа которого вкалывал на трех работах, чтобы обеспечить карьеру сына. Очень скоро судьба впервые сведет двух героев вместе. В 1999 году в команду к Кьезе и Росбергу приедет Льюис Хэмилтон.


Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на карте. Instagram lewishamilton

БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ Формулы-1 стали друзьями. Лишь через 13 лет жесткая внутрикомандная конкуренция на пределе амбиций отодвинет хорошие личные отношения на второй план и на время заменит их.

В 2000 году для двух мальчишек создали отдельную картинговую команду MBM – нехитрое название означало «Мерседес-Бенц-Макларен». Уже тогда они ездили на «Мерседесах»! Справедливости ради, к тому времени Хэмилтон уже не один год находился под опекой команды Формулы-1 McLaren-Mercedes, так что совпадение тут надумано.

Сложно представить более разных подростков, чем выросший в Монако Росберг и приехавший из лондонского пригорода Хэмилтон. Дино Кьеза звал Нико «принцем», а Льюиса – «шейхом» (из-за цвета кожи), но главная разница заключалась в другом. «Нормальный» подросток Хэм быстро стал «учителем» Нико в плане развлечений, общения и нехороших слов. Однажды, оставшись без опеки родителей в одной из гостиниц, парни выбросили из окна матрас и чуть не разнесли номер.

Два друга, два ровесника. Их физические данные также совпадали, поэтому они могли водить болиды друг друга без дополнительной подгонки. Поначалу Кьезе приходилось менять ребят местами, поскольку у Энтони Хэмилтона (папы Льюиса) были подозрения, что Росбергу дают более сильную машину. Подозрения не подтвердились: гонщики были в равных условиях.

И все же Хэмилтон всегда был талантливее и быстрее.

В КАРТИНГЕ они соседствовали недолго. В начале двухтысячных кочевали по различным младшим сериям (гоняясь уже на взрослых болидах), а затем поочередно стали чемпионами серии GP2 и получили контракты в «Формуле-1». Нико сделал это на год раньше: GP2 покорился ему в 2005-м, а с 2006-го Росберг начал выступать за команду Williams.

Льюис, который еще в тринадцатилетнем возрасте застолбил за собой место в McLaren, в первом же сезоне (2007) сел за руль быстрейшей машины чемпионата, по случайности отдал титул в последней гонке и успел показать свой характер, дерзость и амбиции, фактически выдавив из команды двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. На следующий год Хэмилтон был безоговорочным лидером McLaren и победил в чемпионате.

Росберг на Williams не вел борьбу за трофеи. Первый инцидент, которой можно было бы назвать «встречей старых друзей» произошел на Гран-при Канады-2008, когда Льюис на пит-лейне врезался в машину Кими Райкконена, а Росберг не успел затормозить перед Льюисом. Хэмилтон сошел, но взял свое в конце года.

В следующих сезонах McLaren был не так хорош, и Хэм финишировал лишь на 4-5 местах в общем зачете, но и Нико не пошел вверх, хоть и перебрался в Mercedes, где раз за разом обыгрывал своего великого напарника Михаэля Шумахера.

В 2012 году Шумахер окончательно ушел из гонок, а его место в Mercedes занял Хэмилтон.


Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Instagram lewishamilton

После невзрачного первого сезона Нико и Льюис получили-таки болиды, угнаться за которыми было практически невозможно. Старые знакомые встретились в новых обстоятельствах и, сражаясь за чемпионство, выдали несколько потрясающих миниатюр. Периодически гонщики «Мерседеса» выбивали друг друга с трассы, освобождая путь соперникам, которые при иных обстоятельствах не могли даже замахнуться на победу в гран-при.

По итогам очередного громкого эпизода, который произошел в 2016 году в Австрии, директор Mercedes Тото Вольфф заявил: «У меня ощущение дежавю. Это точно не то, что мы хотим видеть. Мы выглядим как кучка идиотов, а это неуважение по отношению к 1500 сотрудникам, которые лезут из кожи вон, стараясь как можно лучше подготовить для нас болиды». В тот день Росберг на последнем круге чуть не выдавил своего напарника с трассы, хотя в результате пострадал сам, опустившись с 1-го места на 4-е, а Льюис одержал победу.

Бывало и хуже. За три чемпионских года «Мерседесы» сталкивались в Бельгии, Венгрии, Японии, США, Испании и Канаде. Зачастую после этого лучшая команда пелотона просто не добиралась до финиша. Любопытно, что во многих авариях был виноват интеллигентный Росберг, а не Хэм, о выходках которого могут рассказать десятка полтора действующих и бывших пилотов «Формулы».

Впрочем, неизвестно, где здесь причина и следствие. Как много лет назад Льюис преподавал Нико уроки шалостей, так и теперь учил партнера агрессивной борьбе, пусть и косвенно. Никогда и ни в одной команде с 2007-го года Хэмилтон не соглашался на равенство двух пилотов, не говоря уже о том, чтобы быть вторым. Давление на Росберга с самого начала было огромным, а после первой аварии (Бельгия-2014) штаб «Мерседеса» открыто встал на сторону британца. Льюис подначивал, и даже заявления типа «Двигатели почему-то сгорают только у меня», которые смешно слышать от человека, обласканного боссами на протяжении всей карьеры, показывали: Льюис не упустит ни одной возможности попрессинговать Нико и команду.

Борьба внутри Mercedes стала главной интригой Формулы-1. И, тем не менее, с самого начала Хэмилтон делал то, на чем собаку съел. Он побеждал.

Вот почему для стороннего наблюдателя чемпионства Кеке в 1982-м и Нико в 2016-м совпадают в своей «случайности». Хэмилтон всегда был впереди Росберга. Технический регламент перед сезоном не изменился. Никто не спорит о том, что от природы Льюис получил больше – не только талант выигрывать дополнительные секунды на круге за счет чистого инстинкта, но и резкий, неуемный, безапелляционный характер, помноженный на амбиции.

С какой стати Росберг вдруг должен обойти британца, и не только его, но и голландскую копию Хэма – Макса Ферстаппена, который при доминировании «Мерседесов» умудряется второй сезон подряд брать награду «Персона года»? Росберг сам признается: «Мне было совсем непросто проигрывать два сезона подряд Льюису. Порой я сам не верил, что смогу отыграться и осуществить свою мечту».


Росберг, Ферстаппен и Хэмилтон. Instagram nicorosberg

Аргументы, конечно, есть. Некоторые считают, что еще за три гонки до конца прошлого сезона Хэмилтон, понимавший, что очередной титул от него не уйдет, ослабил вожжи, а затем задержался в этом расслабленном состоянии, успевая летать на вечеринки в другие части света, спать по три часа в сутки и задевать припаркованные автомобили на своей Pagani Zonda.

В этот момент мог сработать фактор, о котором говорил еще «первый учитель» обоих мальчишек Дино Кьеза: «Нико всегда был очень сфокусирован. Он любит работать. Это одна из его сильных сторон».

А затем Кьеза добавляет: «Его не волнуют деньги, статус, хорошая жизнь и так далее. Это парень, который очень хорошо чувствует почву под ногами».

Вот он и вышел из болида и встал на почву.

Конечно, драмы нынешней эпохи тяжело сравнить с драмами 80-х. Кеке Росберг стал чемпионом под трагический аккомпанемент, а перед уходом из гонок навсегда потерял одного из своих друзей. Сегодня многие, напротив, говорят о возвращении былой дружбы между Нико и Хэмилтоном. По крайней мере, это возможно.

3

Поул-позиции:

2

Первый ряд:

2

Быстрые круги:

2

Лучший финиш:

Лучший старт:

лидирования:

лидирования:

за один сезон:

44

Команда

Шасси

ATS Racing Team ATS D1
Theodore Racing Hong Kong
Olympus Cameras Wolf Racing
Skol Fittipaldi Team
Fittipaldi Automotive
TAG Williams Racing Team
TAG Williams Racing Team
Williams Grand Prix Engineering
Canon Williams Honda Team
Marlboro McLaren International

The buccaneering Finn became a firm favourite in the mid-eighties after he had taken a surprise World Championship win in a season clouded by tragedy. His subsequent exuberant performances, stabbing the turbo-powered Williams around the world"s circuits with frightening commitment, did much to supply the entertainment factor which was often missing from the sport.

Born in Sweden of Finnish parentage, Keijo Rosberg was three times his country"s karting champion before moving with equal success into the rough-and-tumble world of Formula Vee and Super Vee, taking the Castrol GTX title in the latter category in 1975. He found a seat in the Toj Formula 2 team in 1976, but apart from a fourth place at Rouen this was not a successful alliance. By the end of the year Keke had linked up with Fred Opert, who satisfied the Finn"s insatiable appetite for racing in 1977 by running him first in New Zealand, where he took the Stuyvesant title, and then in the European Formula 2 championship and the Labatt"s Atlantic series in North America.

There was no let-up the following year when Rosberg undertook a mind-numbing schedule which totalled some forty races. In addition to repeating the previous season"s marathon stint for Opert, Keke moved into Formula 1 and scored a shock win in a rain-drenched International Trophy race for the new Theodore team. Although this result was something of a fluke, there was no doubting the Finn"s stunning car control, and his name was noted down as one to watch by Formula 1 team managers. In World Championship races, of course, it was a different story, as he struggled to make an impression in three different makes of car.

Resigned to a season of Can-Am in 1979, Rosberg was often quicker but, tellingly, also more erratic than champion Jacky Ickx, but a route back into Grand Prix racing was to re-open after James Hunt"s sudden retirement. His half-season in a difficult car failed to provide any satisfactory results, but he was back in the frame to stay. When Wolf amalgamated with Fittipaldi for 1980 Keke was part of the package, and on his maiden outing at Buenos Aires he scored his first championship points. However, the team lacked the technical and financial resources to make a real impact and Rosberg was forced to make up the numbers until the end of 1981 when it closed its doors.

The cards suddenly began to fall for the Finn when he took over the Williams seat vacated by Alan Jones at the start of 1982. Within two races the team"s other star driver, Carlos Reutemann, had also walked away from Grand Prix racing and suddenly Keke was leading the team. Showing incredible maturity for one not familiar with racing at the sharp end of the grid, Rosberg made the odd mistake but maximised every potential points-scoring opportunity and took a splendidly thought-out win in the Swiss GP at Dijon. By the end of the year he had overhauled the unfortunate Didier Pironi"s points total and claimed a fairytale World Championship triumph. The following year saw Keke hampered by a lack of turbo power, but this didn"t prevent him taking a classic win, driving on slicks throughout, on a damp track at Monaco. He took the Cosworth car into battle with great ferocity elsewhere, never admitting defeat when many others would have been content merely to cruise round. When he finally got a turbo engine himself, Keke was to be frustrated by the poor handling of the Williams chassis, but nevertheless he scored perhaps the best win of his career in searing heat in Dallas in 1984 when most of his rivals failed to avoid a meeting with the concrete walls. Rosberg"s relationship with Williams was never completely harmonious and he wanted away at the end of the season but, forced to see out his contract, he got on with the job without further complaint. Initially at least, he was unhappy with the arrival of Nigel Mansell for 1985 but soon established a rapport with his new team-mate. Having agreed a lucrative deal with McLaren, Rosberg signed off from Williams with a sparkling win in Adelaide to start the final short chapter of his Grand Prix career, but the partnership was to be something of disappointment for both sides, with Keke rather taken aback by his inability to come to terms with the talents of Alain Prost.

Rosberg quit without regrets, but stayed closely involved with the sport, making a return to the wheel in the World Sports Car Championship with Peugeot in 1991. With Dalmas, he took wins at both Magny Cours and Mexico, before switching to the German touring car championship the following year to race a Mercedes. Apart from his role in guiding young Finnish talent (the careers of both Mika H?kkinen and JJ Lehto are under his shrewd managership), Keke has formed his own DTM/ITC team, running works-backed Opels and led by the experienced Klaus Ludwig. In 1995 he announced another retirement but it wouldn"t be a massive surprise if we saw him behind the wheel again in selected events in the future.

(c) "Who is Who" by Steve Small, 2000



mob_info