Понятие и виды социальных институтов. «К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.


Несмотря на то что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется в конечном счете потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Все социальные институты обычно институтов подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

Потребность решения духовных проблем, смысла, жизни (институт религии).

ституты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями.

Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.

Но, скажем, целибат или кровную месть с равным правом можно отнести либо к традициям, либо к устоявшейся практике. То и другое будет верно, поскольку, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся и институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда и соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региогальных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. (Дополнение 1)

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета- эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля

Формальный кодекс поведения, конечно, производит внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником - как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования - как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином - как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института, При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Сегодня можно оскорбить любого человека с помощью Интернета. Спорят порой незнакомые люди, не выбирая слов. Только вот ответить обидчику можно только лишь с помощью такого же «виртуального» оружия, не причиняя ему реального вреда.

А ведь в былые времена вопрос оскорблений решался намного проще. Если мужчины ругались друг с другом, то они назначали поединок или дуэль. Сперва оружием являлись мечи и шпаги, а потом их заменили пистолеты. И такое решение проблемы было куда убедительнее, чем нажать кнопку «пожаловаться».

А самое интересное, что дуэли в некоторых странах и в некоторые периоды истории были вполне законным средством выяснения отношений. Правда, разгоряченных мужчин зачастую не останавливал даже запрет на такие поединки. И хотя дуэли являлись благородным способом выяснить защитить честь, бои эти порой оказывались довольно смешными и нелепыми.

Шарль Огустен Сент-Бёв против Поля-Франсуа Дюбуа. Дуэли объяснимы, когда сталкиваются в споре два злейших врага. Но порой ситуация выходит из-под контроля и между старыми друзьями и коллегами. Именно так и произошло с Сент-Бёвом и Дюбуа, чей поединок состоялся 20 сентября 1830 года. Сент-Бёв был литературным критиком, который создал свой метод оценки работ писателей. Он полагал, что все их повести и романы на самом деле в той или иной степени отражают их собственную жизнь и опыт. Дюбуа же являлся редактором газеты «Le Globe». Пол-Франсуа мало того, что обучал знаменитого критика в лицее Карла Великого, так и нанял его на работу в свое издание. О чем точно они спорили, так и осталось загадкой. Но результатом стала дуэль, назначенная в лесу около Роменвиля. Проблемой стал сильный дождь. Сент-Бёв заявил, что не против умереть, однако отказывается промокнуть при этом. Критик взял в руки зонтик вместо пистолета. В итоге так никто не погиб, а два литератора позже снова стали друзьями. Сам Сент-Бёв вспоминал о Дюбуа, как о замечательном и душевном человеке. А вот издатель за глаза называл критика «маменькиным сынком, боящимся дождя».

Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова. Эта история о том, как политик был готов отстаивать свои убеждения, чего в современном мире просто не встретить. Отто фон Бисмарк являлся прусским министром, объединившим Германию и ставшим ее канцлером. В 1865 году он столкнулся с лидером Либеральной партии, Рудольфом Вирховым. Этот ученый и оппозиционер считал, что политик излишне раздул военный бюджет Пруссии. В результате чего страна погрузилась в нищету, перенаселенности и эпидемии. Бисмарк не стал оспаривать взгляды своего оппонента, а просто вызвал его на дуэль. При этом политик великодушно предоставил своему противнику выбрать оружие. Но Вирхов поступил нестандартно, он решил сражаться с помощью сосисок. Одна из них была сырой, зараженной бактериями. Бисмарк понимал, что при использовании холодного или огнестрельного оружия у Вирхова просто не было шансов. А вот сосиски уравнивали возможности. Тогда Бисмарк заявил, что герои не имеют права наедаться до смерти и отменил дуэль. История мало того, что веселая, она примечательно еще и тем, что глава страны вызвал оппозиционера. Обычно все случается наоборот.

Марк Твен против Джеймса Лэрда. Твен являлся известным противником дуэли. Писатель считал их неразумным и опасным способом выяснить отношения. По мнению Твена это к тому же греховно. Если кто-то бросил бы ему вызов, то писатель обещал с максимальной учтивостью и вежливостью отвести противника в тихое место и там убить. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что когда он вызвал редактора конкурирующей газеты на дуэль, то всячески старался ее предотвратить. Описывая так и не состоявшийся поединок, Твен вспоминал, что пребывал в ужасе. Дело в том, что его противник был известным стрелком. Но как только Лэрд со своим секундантом подошли к месту поединка, секундант Марка Твена, Стив Гиллис, с 30-метров поразил голову пролетавшей птицы. Лэрд изумленно спросил, кто же так метро выстрелил? Тогда Гиллис сказал, что сделал это Твен, превосходный снайпер. К счастью для писателя Лэрд предпочел не рисковать жизнью и отменил поединок.

Марсель Пруст против Жана Лоррена. Цифровые технологии мешают писателям бороться с разгромными рецензиями на их творения. Борьба сводится к бесконечным комментариям, перепостам и лайкам. В 1896 году Пруст издал сборник новелл «Утехи и дни», но поэт и романист Жан Лоррен выпустил на этот счет разгромную рецензию. К тому же критик назвал самого автора «мягкотелым» и позволил себе сделать замечания о его личной жизни. Дуэль назначили на 5 февраля 1897 года. Единственной просьбой Пруста было не начинать поединок до полудня, так как он являлся ярко выраженным «совой». Тем не менее писатель прибыл на дуэль безукоризненно одетым. Оба литератора выстрелили и оба промахнулись. Тогда секунданты согласились с тем, что честь была восстановлена. Стоит сказать, что такая реакция на рецензию все же являлась чрезмерной, но с помощью дуэли оба писателя смогли урегулировать свои разногласия. Хорошо еще, что оба они оказались плохими стрелками, в противном случае литература сильно бы обеднела.

Леди Альмерия Брэддок против миссис Эльфинстоун. Эта дуэль вошла в историю, как «юбочный поединок». Две дамы решили пойти в выяснении своих отношений немного дальше, как это было принято у француженок. А ведь ничто не предвещало такой развязки обычного чаепития между двумя подругами - миссис Эльфинстоун и леди Брэддок. Просто первая стала описывать внешность хозяйки с помощью прошедшего времени: «Вы были красивой женщиной». Леди Альмерия Брэддок так оскорбилась этими словами, что тут же назначила поединок в соседнем Гайд-парке. Первоначально было решено стреляться на пистолетах. После того, как пуля попала в шляпу леди Брэддок, та все еще настаивала на продолжении дуэли. Тогда дамы взяли в руки шпаги. И только когда лети Брэддок смогла легко ранить свою обидчицу, она согласилась на письменные извинения с ее стороны. Дуэль закончилась, но представляла она собой необычайно зрелищное действо.

Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси. Эта дуэль может показаться смешной, но нельзя отказать его участникам в изобретательности. В 1612 году в поединке на территории феодальной Японии сошлись два бойца, принципиальных противника. Они не сошлись во взглядах на искусство фехтования. Есть немало различных описаний того поединка. Самая распространенная версия гласит, что Мусаси опоздал на три часа, к тому же вместо меча он явился с обтесанным веслом. Это был психологический удар по противнику. Мусаси улыбался своему противнику, бросающему в него оскорбления. А когда Кодзиро был ослеплен лучами восходящего солнца, то ударил его своим импровизированным оружием, убив его. Оказывается, победить легендарного воина оказалось можно с помощью опоздания и лодочного весла.

Франсуа Фурнье-Сарловез против Пьера Дюпона. Фрнье-Сарловез был очень импульсивным человеком, который прибегал к шпаге при каждом удобном случае. Не останавливало его и то, что дуэли во Франции в XVII веке находились под запретом. Самый известный поединок Фурнье-Сарловеза растянулся на долгих 19 лет. Эти события даже легли в основу романа Джозефа Конрада «Поединок» и фильма Ридли Скотта «Дуэлянты». А началось все в 1794 году. Пьер Дюпон, армейский курьер, доставил сообщение Фурнье. Но тому не понравилось послание. Слово за слово, виноватым оказался незадачливый курьер, которого тут же задира и вызвал на поединок. Тот согласился и сумел ранить Фурнье, но не смертельно. Выздоровев, тот предложил реванш. На этот раз ранение получил Дюпон. В третий раз ранения получили оба. На протяжении следующих 19 лет дуэлянты сходились около 30 раз, пытаясь доказать что-то друг другу. Они даже заключили договор, что дуэль не может состояться, только если между ними окажется расстояние свыше ста километров. И хотя французы называли друг друга заклятыми врагами, они переписывались и даже порой обедали вместе после поединка. В 1813 году Дюпон решил жениться, а застарелая вражда ему была ни к чему. Он предложил окончательно решить вопрос. Решающая дуэль состоялась в лесу. Дюпон решил схитрить - он повесил свой камзол на ветку, куда и разрядил заряды Фурнье. Тогда жених заявил, что стрелять не будет, но в следующий раз сделает это дважды. Так Фурнье прекратил преследование своего давнего врага.

Хамфри Ховард против графа Бэрримора. Опытные дуэлянты знают, что всегда надо предпринимать некоторые меры предосторожности перед поединком. В 1806 году между двумя почтенными английскими джентльменами, членом парламента Хамфри Ховардом и Генри Барри, восьмым графом Бэрримором, разгорелся спор, который привел к дуэли. Но Ховард, бывший армейский врач, знал, что именно попавшая в открытую рану инфекция и становится чаще всего смертельной. Именно поэтому он решил, что одежда является самым предметом. И если граф, как настоящий джентльмен, явился в бой в сюртуке и цилиндре, то его оппонент благоразумно разделся догола. Говорят, впрочем, что Ховард принял такое решение под влиянием алкоголя. Но граф оказался достаточно трезвым, предпочтя замять дело. Велика ли честь - убить голого человека или же, напротив, самому погибнуть от рук нудиста? Ховарда такое решение вполне устроило, и джентльмены разошлись по домам.

Алексей Орлов против Михаила Лунина. Когда человек соглашается принять вызов на дуэль, хорошо бы обладать какими-то навыками к этому. Алексей Орлов к поединку оказался не готов. Он был хорошим генералом, проявившим себя в наполеоновских войнах. Но это не говорит о том, что он умел метко стрелять. Орлов никогда не дрался ни с кем на дуэли, что стало поводом для шуток молодежи. Лунин предложил генералу испытать новое для него ощущение, по сути, вызвав на поединок. Отказаться от такого, пусть даже и шутливого вызова было нельзя. Уязвимость Орлова стала заметной во время дуэли с куда более опытным и умелым кавалеристом Михаилом Луниным. Тот настолько провоцировал генерала, что Орлов реально захотел убить обидчика. Первый выстрел достался неопытному дуэлянту, но пуля только сбила эполет Лунина. Тот в ответ лишь посмеялся и выстрелил в воздух. Тогда разъяренный Орлов выстрелил снова, попав на этот раз в шляпу. Лунин рассмеялся и снова выстрелил в воздух. Он находил удовольствие в опасности. Разъяренный Орлов хотел было снова зарядить оружие, но бессмысленную дуэль прекратили. Лунин предложил своему противнику уроки стрельбы. И хотя молодой офицер не выиграл дуэль, в битве он одержал вверх - Орлов был унижен.

Месье де Грандпре против месье де Пике. Кажется, что дуэли - нечто французское, кто, как не они, знают в этом занятии толк и блюдут определенный стиль. В 1808 году одна оперная примадонна влюбила в себя двух почтенных месье. Соперники решили, что нет лучше возможности отвадить конкурента от своей пассии, кроме как стреляться с ним. Да и сама победа должна была положительно воздействовать на ту самую даму. Мужчины решили для пущей эффектности осуществить дуэль на воздушных шарах, высоко в небе. Противники поднялись вверх над парижским садом Тюильри, прихватив с собой мушкеты с порохом и свинцовыми пулями. Помогали управлять шарами вторые пилоты, которым была отведена незавидная участь. Как только шары сблизились на расстояние выстрела по команде Грандпре и Пике выстрелили друг в друга. Шар Пике загорелся и упал вниз. Вместе с дуэлянтом погиб и его второй пилот. Самое интересное, что примадонна не оценила такой жертвы и сбежала с другим поклонником.

Андре Маршан против собаки. Эта удивительная история случилась в XIV веке. Андре Маршан отправился на охоту со своим другом, Жаком Шевантье. Приятели не смогли найти себе третьего попутчика, прихватив зато дружелюбного пса. Во время охоты Жак Шеваньте куда-то исчез. Никто бы и не заподозрил в исчезновении мужчины Маршана, вот только пес пропавшего, бывший очевидцем событий, буквально заходился лаем при виде друга своего хозяина. Знакомые Шевантье пришли к оригинальному выводу - пес хочет вызвать Маршана на дуэль, вместо пропавшего Шевантье. Для того чтобы сохранить честь, Маршану пришлось принять вызов. Но револьвер он выбрать не мог, его тогда еще попросту не существовало. Тогда дуэлянт решил сражаться с помощью палицы с железными клыками. Они как раз напоминали собачьи клыки. У пса же не было особого выбора, как положиться на свое природное оружие - зубы и когти. Поединок оказался на удивление коротким. Как только пса спустили с поводка, он тут же вцепился в шею противнику. Маршан даже не успел воспользоваться своей палицей. Говорят, что умирая, бедняга успел сознаться в убийстве друга. Но скорее всего эта легенда была придумана организаторами столь дикого поединка, чтобы оправдать свое безумство.

Граф Калиостро против доктора Созоновича. Знаменитый европейский чародей граф Калиостро в XVIII веке побывал в России. Тут ему оказали теплый прием - у мага нашлось множество поклонников и клиентов. Но при дворе оказались и те, кто открыто называл заезжего гостя шарлатаном. Самый серьезный конфликт разразился у Калиостро с доктором Созоновичем, придворным врачом императрицы Екатерины II. Произошел любопытный случай - у князя Голицына заболел его единственный десятимесячный сын. Официальная медицина развела руками, а вот Калиостро всего за месяц сумел его излечить. Сплетники шептали, что граф попросту подменил младенца. Тогда оскорбленный Созонович вызвал Калиостро на дуэль. Тот заявил, что раз речь касается медицины, то оружием должен выступить собственноручно приготовленный яд. Враги должны обменяться пилюлями и победит тот, у кого окажется лучше противоядие. Позже Калиостро хвастался, как у всех на глазах сумел подменить яд шариком шоколада. А вот доверчивый Созонович выпил яд, пытаясь приглушить его действие несколькими литрами молока. К счастью, оба дуэлянта остались живы. Возможно, хитрый итальянец решил пощадить своего противника и не дал ему яда. Ведь Калиостро после той дуэли отписал Созоновичу, что в пилюле было лишь усиливающее потенцию средство.

Джек Робсон и Билли Бэкхем. Времена меняют оружие дуэлянтов. Сперва это были мечи и шпаги, позже - огнестрельное оружие. Как видно, даже воздушные шары принимали участие в выяснении отношений. В данном случае два американских фермера решили выяснить отношения с помощью своих автомобилей. Повод для дуэли был банален - оба парня влюбились в некую красотку. Американцы решили, что в середине XX века и оружие должно быть соответствующее, вот почему они выбрали автомобили. С утра пораньше соперники съехались на край плато, где за честностью поединка должны были наблюдать секунданты - врач и механик. Да и сам предмет спора - очаровательная леди, явилась на место дуэли. По команде машины с огромной скоростью помчались друг навстречу другу. Но в последнее мгновение дуэлянты свернули, избежав мгновенной смерти. Мужчины решили изменить тактику - теперь они пытались столкнуть машину противника в пропасть. Победителем оказался Джек Робсон, но его призом стало не сердце девушки, а 15 лет тюрьмы. Сама же красавица вышла замуж за водителя автобуса, который любезно подвез ее домой после страшной дуэли.

В повседневной жизни порой совершенно невозможно обойтись без споров. Достаточно посмотреть на подлых людей, окружающих тебя - сразу возникает желание нарумянить какую-нибудь харю. Но драться, как известно, нехорошо и неправильно, нужно решать всё словами. Но что делать, если речевой аппарат в содействии с мозгом ничего изящно-обидного родить не могут? Тогда остается единственно благородный способ - дуэль. Самый изящный и коварный способ решить пари, свести счеты и просто помериться яйцами. Мы расскажем о способах, которые изящнее мордобоя и проще, чем стрельба друг в друга на расстоянии 30 шагов.

Само собой, статья несет ознакомительный научно-познавательный толк, ее целью является знакомство читателя с историей и правилами явления, которое нашло столь сильное отражение в общественной жизни, традициях и культуре многих народов.

Правила любого поединка:
- Наличие секунданта. Секунданты следят за честностью поединка и выполнением правил. Их было решено ввести после того, как участились случаи бесчестных приемов на дуэлях (например, кольчуга под одеждой, отравленные клинки или наемные убийцы, страховавшие плательщика). Не забывай, что когда-то дуэль была полулегальным способом заработать.
- В качестве оружия не обязательно использовать огнестрельные и колюще-режущие предметы. В некоторых разновидностях «американской дуэли» использовались пилюля, ядовитая змея и прочие опасные для жизни вещи. А пострадавшего и неправого определял жребий. Полагаться на судьбу для человека в порядке вещей.
- У всех должно быть одинаковое оружие, вне зависимости от того, что у тебя в руках: сабля, рюмка или пистолет. Нечестно стрелять из «Узи» против дробовика.
- Правила обговариваются заранее.
- В некоторых случаях, при определенных договоренностях, в бой вступают секунданты.
- Результат поединка не оспаривается. Это свято как буква закона. Проиграл - значит, неправ.

Суд поединком

Тебе неспроста вспоминается сносящая башню драка между Оберином Мартелом и Григором «Горой» Клиганом - таким образом действительно выяснялась не одна распря. По словам арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези, описывавших традиции русов: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими - чей острее, того и победа». Называлось это трагическое и в то же время увлекательное мероприятие «поле». У германских варваров они назывались хольмгангами.

Если предпочитаешь сражаться по русскому обычаю, то знай: есть некоторые нюансы. Хотя выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины, по общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наемных бойцов. Так что избить ребенка не получится.

Поэтому бери в руку оружие или дубинку, и вперед - выяснять отношения. Причинение тяжких телесных во время поля или хольмганга не считается убийством… правда, по законам, которыми уже 1000 лет не пользуются. Точка зрения победившего считалась единственно верной, поскольку мертвый соперник терял способность продолжать спор. И ко всему прочему, считается, что руку того, кто прав, направляет Сам… ну ты понял. Довольно важная деталь: причиной спора могло быть элементарное несогласие одного человека отдавать другому свою женщину. Поэтому в XI веке для многих берсерков это стало основным способом заработка. Отказ от поединка означал вечное изгнание из племени. Такой вид дуэли с трудом можно назвать справедливым.

Если хочешь биться по традициям хольмганга, то найди шкуру длиной и шириной около трех метров. Шкуру прибей к земле колышками, и за пределы этого импровизированного ринга выходить нельзя - иначе дисквалификация. Ковер, конечно, вещь не варварская. а скорее персидская, но за неимением шкуры и он сойдет. Но не забудьте перед боем принести жертву Одину.

Ордалии

Скажите, а вы верите в Бога? Вы со своим оппонентом? Не обязательно в Яхве или Аллаха, можно в древнеаккадских или любых других божеств Междуречья. Просто много тысяч лет назад они придумали изумительный способ выбрать, кто прав, а кто виноват - так называемые «испытание огнем» и «испытание водой». Тебе только осталось выбрать, от чего умрет проигравший - от ожогов или от переизбытка воды в легких. В любом случае, он будет оправдан, ибо боженька его в лучший мир заберет, а ты так и останешься жить в Рязани с чувством удовлетворения.

Вариантов много. Например, если твой оппонент утверждает, что он не мудак, опусти его связанным в холодную воду. Вода - стихия чистоты, и если он спустя 10 минут не захлебнется - значит, не мудак. Можно предложить ему достать кольцо из кипятка - если сможет, то значит, он не такая скотина, какой может показаться, и не спал с твоей девушкой.

Но гораздо зрелищнее с точки зрения радикального ультрасадизма испытание огнем. Испытуемый должен держать руки на огне, проходить через горящий костер, пройтись по углям, держать руками раскаленное железо - выбирай что хочешь. Если он сумеет выдержать - значит, он невиновен, и по законам чести ты не имеешь права его обвинять. Потому что нельзя больше издеваться над человеком, которому прожгло руки. Имей в виду: даже после пешей прогулки по углям люди становились калеками.

Мензурное фехтование

Ну да черт с ним, с этими судьбами. Как известно, Боги, как и люди, непостоянны и изменчивы, полагаться нужно только на себя и на свою руку, особенно если ты умеешь фехтовать, а твой оппонент только знает, как размахивать «розочкой» из бутылки. Есть такой крайне изящный и крайне опасный метод выяснения отношений, не подразумевающий под собой летального исхода (хотя всякое может быть). Придумали его студенты старейших европейских университетов еще в XVI веке. Для поединка вам понадобятся: две острых сабли-шлегера (либо другие остро наточенные орудия), очки, кожаный нагрудник и толстый шарф, чтобы защитить шею и грудь от нечаянной радости, терпение и сноровка.

Правила достаточно сложные. Нарядившись, возьмите в руки ножички (откуда ж у вас шлегеры), встаньте на таком расстоянии друг от друга, чтобы вы могли доставать острием ненавистную харю, и начинайте сражаться. Но аккуратно, ведь цель - первым поранить лицо противника. Не пробить насквозь череп, а оставить царапину. Дело в том, что в студенческих сообществах Европы этими шрамами впоследствии хвастались. Ведь шрамы украшают лицо мужчины, а сам факт их наличия красноречивее поступков говорил о том, что перед тобой не трус, а нормальный мужик. Дело в том, что этот способ не использовали для решения споров (хотя и бились до первой крови), скорее для закалки мужества и простых понтов. Как мы помним, в ту пору большинство мужского населения уходило на войну и возвращалось со шрамами. А отставать от моды даже тогда было не принято.
Когда-то в мензурном фехтовании можно было двигаться, уклоняться, но к XIX веку правила ужесточились. С тех пор (а эти поединки до сих пор проводятся в некоторых старинных университетах Европы) противники практически статичны, уклоняться корпусом тоже нельзя - только отбивать удары рукой. Самое жуткое - нельзя было моргать, но это слишком, мы ведь не настолько смелы, как дуэлянты позапрошлого века.

Русская рулетка

Данное судилище так же безопасно, как засовывание детородного органа в осиный улей. Не забывай, что гусары, несмотря на свои благородство и начитанность, чаще всего были людьми отбитыми и потому разгоняли скуку таким вот образом. Для них заключить пари с летальным исходом - раз плюнуть.

По правилам игры, в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном техники игры различаются по следующим признакам:

По количеству патронов в барабане. Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.
- По вращению барабана. После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.
- По наносимым увечьям. Есть более лайтовые версии - например, стрелять в ногу или в руку. Но если у вас хватило ума взяться за такое, то лучше сразу в голову. А есть бескровный вариант - выстрел производится в сторону. То есть тот, кого, так сказать, выбрала пуля, оказывается проигравшим.

Но самым классическим и ортодоксальным считается вариант с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Такая русская рулетка исколесила русскую литературу от «Героя нашего времени» до «Азазеля». А потом перебралась в кино. Но лучше играть в русскую рулетку как в «ДМБ», а не как в «Жмурках», - то есть вообще не вкладывать патрон в барабан. Зато все поймут, что ты настоящий пацан, и к тебе в бане спиной повернуться не страшно. А после 1356-й попытки вы уже забудете, о чем спорили.

А ведь когда-то продавалась жвачка «Русская рулетка»: в пачке из 20 жвачек 16 - со вкусом клубники, а четыре - перцовые. Вот это, пожалуй, самый миролюбивый вариант.

Алкодуэль

Ну а теперь немного про дуэль, которую мы заслужили и которая законом не запрещена. И речь не о соревновании по вейперству, а об обыкновенном поединке на крепость печени и природную стойкость. Итак, вам предлагается самим выбрать оружие: коньяк, водка, всё вместе. Выбрать пределы: литр, два, три. Желательно каким-то образом фиксировать события, поскольку это спор, это поединок, и надо зафиксировать, кто отрубится раньше. Позволяется сражаться до первых рвотных позывов, но это для слабеньких духом и желудком игроков. Это как-то несерьезно.

Пейте планомерно, один напиток за другим, играя на повышение, чтобы растянуть удовольствие от битвы. Но если такой вариант кажется скучным, то рекомендуем американский вариант, в котором много от «русской рулетки». Берется 6 банок пива по 0.33 на крутящийся столик, 5 из них наполнены пивом, последняя водкой (или чем-то другим, не менее крепким). Потом столик раскручивается, и играющие по очереди отпивают из ближайшей к ним банки. Можно играть до тех пор, пока кому-то не попадется водка, а можно растянуть удовольствие до бесконечности.

В любом случае, вы обязаны опустошать бокалы синхронно и до дна, чтобы поглощать одинаковое количество, иначе будет нечестно. Поэтому вариант с алкошахматами и шашками отпадает. Но аккуратно - можно додуэлиться до попадания в больницу.

Таким способом можно решить множество споров, и при этом можно даже не умирать (но тут как получится, алкогольное отравление - очень опасная штука). Самое приятное, что люди в процессе говорят по душам, в конечном итоге забывают причину конфликта и братаются.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

3. Трансформация социальных институтов в России

3.1. Институт семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным. В большинстве развитых стран доля одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в США - чуть больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка. Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные возраста начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к поколению 50-х годов рождения - времени относительно высокой рождаемости. Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, т.к. почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2- детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7 чел. На 1000 населения до 7 чел. в 1998 г.). при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

Романтикой средневековых традиций и ощущением нереальной свободы. Мальчишки, начитавшись книг об отважных мушкетерах, готовы были драться на шпагах, а девушки мечтали быть прекрасными фрейлинами на балах. Хотя то, что красиво на первый взгляд, не всегда так увлекательно на самом деле. Дуэли, проводившиеся для того, чтобы отстоять свою честь, порой были обычной бойней.

Средневековое правосудие

Первые письменные сведения о дуэлях появились во времена первых королей, разделивших между собой земли Европы. В то время такой способ выяснения отношений относили к суду богов. Хотя еще ранее таким же методом решали судьбу осужденных и в Древней Греции, и в Риме. На поле боя выпускали двух бойцов, осужденного и лицо, представляющее правосудие. Считалось, что победить мог только невиновный. Если же осужденный погибал, суд богов был свершен.

История дуэли, которая более известна современникам, началась в XV веке. В то время самым распространенным способом разделаться с врагом были наемные убийцы, отравление либо обращение к сюзерену.

Немногие вассалы решались требовать от правителя решения своих проблем, таким образом делая их достоянием общественности. Но увеличившееся сословие дворян, получившее титулы за ратные подвиги, искало способ наказать наглецов, посмевших оскорбить их.

Дворянский титул делал любое семейство на ступень выше обычного горожанина или богатого торговца. Небольшие обедневшие рода старались показать свое превосходство, но не хотели мириться с насмешками более богатых «товарищей».

Чтобы отстоять свою честь, поруганную несправедливым словом или действием, урожденный дворянин мог вызвать на дуэль. Это способ отстоять свое достоинство путем поединка между двумя людьми в строго установленных рамках дуэльного кодекса.

Шальная Италия

Родоначальником таких схваток стала Италия. Молодые люди могли не просто награждать врагов нелестными эпитетами, но и пригласить на дуэль в укромный закоулок на окраине города. Публичные схватки порицались, поэтому дуэлянты старались скрыть свои действия.

Именно такое новшество пришло на смену судебным поединкам, устраиваемым с ведома короля или мера города. С этого момента обиженный мог бросить вызов обидчику и получить сатисфакцию в удобном месте и с тем оружием, которое имелось при себе.

Такие схватки стали называть «боями в кустах» из-за желания скрыться с глаз простых горожан. Такие бои помогали решить вопрос меньшей кровью и количество жертв, страдающих от конфликта, значительно уменьшалась.

Хорошим примером может стать пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта», когда Ромео приходится вступить в схватку с Парисом. Смерть молодого человека от шпаги главного героя стала итогом именно «боя в кустах».

Горячие французы и хладнокровные англичане

Чуть позже схватки на улицах стали частью быта французов и англичан. И если французы с жаром выясняли отношения на улицах, в подворотнях, то для жителей туманного Альбиона это было скорей крайней мерой.

Уже в XVI столетье дуэль - это способ не просто свести счеты с обидчиком, а и возможность показать свое умение владеть холодным оружием.

Именно в это время появляются первые печатные трактаты, содержащие правила дуэли. Благодаря им, стихийные бои приобрели регламент, правила поведения. Именно такие работы и стали основой, на которой был построен дуэльный кодекс. Мало кто из титулованных особ утруждал себя чтением книг и пособий. Этот ритуал передавался из поколения в поколение.

Дуэльный кодекс

В современном мире чаще всего упоминаются два кодекса: русский, написанный Дурасовым, и европейский в двух изданиях - графа Верже и графа Шатовильяра. Именно они использовались дворянами и военнослужащими того времени.

В этих изданиях описывались правила дуэли. Указывались оружие, причины вызова. Оговаривалось место дуэли. Борьба могла вестись с помощью холодного и огнестрельного оружия. Дуэльный кодекс был очень полезен, особенно в период появления стрелкового оружия в виде пистолетов.

Вызов

Бросить вызов мог любой дворянин, если действия или слова, сказанные ему, могли нанести урон его чести или чести семьи. Таким образом, оскорблением могло стать все что угодно: от случайно брошенного слова до открытого неуважения к статусу и положению личности в обществе.

Если возникали финансовые конфликты, их не считали причиной вызова на дуэль. Тяжбы материального характера решали через судебное разбирательство.

Причиной же вызова на дуэль могли стать смерть близкого человека от рук убийцы, небрежно высказанная острота в сторону дамы сердца или семьи оскорбленного.

Для того что сделать вызов, дуэлянты должен были стоять на одной ступени в иерархической лестнице, не уступать титулом друг другу и положением в обществе. Те, кто получал такой вызов от низшего по статусу, могли легко от него отказаться, так как такой вызов уже можно было считать оскорблением.

Виды дуэлей

Первые дуэли проводились с помощью холодного оружия: кинжала, даги. По выбору соперников она могла стать:

  • Подвижной - проводилась на площадке определенного размер).
  • Неподвижной - проводилась на одном месте, во время боя соперники не могли сдвинуться с намеченной позиции.

До конца XVII века разрешалась подвижная дуэль на шпагах с использованием «нечестных» методов ведения боя: пинков ногами и руками, дополнительного бонуса в виде кинжала или щита. С появлением пистолетов этот метод устарел.

Дуэльный кодекс описывал состязания с помощью огнестрельного оружия как «встречу» с использованием парных пистолетов, не использовавшихся ни одним из дуэлянтов. Такое оружие имелось в любой дворянской семье.

На такую «встречу» пистолеты приносили оба: и оскорбленный и оскорбивший. По жребию выбиралась одна из пар. В первоначальном варианте правила дуэли позволяли сделать только по одному выстрелу. С течением времени возникали новые разновидности дуэлей и, соответственно, новые варианты боя.

Дуэли на пистолетах

Существовали такие типы дуэлей:

  • Неподвижная дуэль. Расстояние от 15 да 35 шагов, выстрел по команде либо по вытянутому жребию.
  • Подвижная дуэль с препятствием. На ровной площадке середина отмечается любым предметом, к нему стрелки отсчитывают нужное количество шагов и стреляют по готовности.
  • Дуэль на благородном расстоянии. Дистанция между стрелками - не более пятнадцати шагов.
  • Слепой выстрел. На расстоянии пятнадцати шагов дуэлянты стоят спинами друг к другу, выстрел производится через плечо.
  • Русская рулетка. Заряжен только один пистолет, выстрел производится с расстояния 5-8 шагов.

Таким образом, дуэль - это не просто способ выразить свое недовольство нанесенной обидой, но и реальная возможность разделаться с противником раз и навсегда.

Самым жестоким способом расправы была так называемая американская дуэль. Дуэлянты и тот, на кого он падал, должен был покончить с собой в установленный временной отрезок. Из-за столь дикого исхода этот метод и был удален из дуэльного кодекса.

Рефери и участники дуэли

Для правильного проведения дуэли нужны были секунданты. Они следили за тем, чтобы оппоненты не встречались до дуэли, выбирали место встречи. Излюбленные места, где проводили дуэль, - это пригородные леса, парки или поля.

Секундантом мог быть любой присутствующий при нанесении оскорбления и вызове на дуэль.

Бывали случаи, когда вместо оскорбленного мог выйти доверенный человек - ближайший родственник, друг или особа, считающая своим долгом защитить поруганную честь более слабого.



mob_info