Литература для подготовки к олимпиаде по биологии.

К сожалению, не у всех молодых людей, желающих сдавать биологию в качестве вступительного экзамена, есть возможность воспользоваться услугами репетитора. У кого-то недостаточно средств, чтобы оплачивать отнюдь не дешевые занятия, другим попросту не хватает времени на регулярные визиты к частному преподавателю. Однако, преисполнившись должного упорства, вы можете и сами подготовиться к ЕГЭ.

Подготовка по учебникам

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, вы должны в полной мере овладеть материалом, предлагаемым вам школьным курсом биологии. Обратитесь в библиотеку и попросите выдать вам комплект книг за все годы, в которые изучался данный предмет. Перечитайте все книжки, освежите в памяти знания. Вам необходимо понимать сложные механизмы, происходящие в природе. Но при подготовке к ЕГЭ не обойтись и без зубрежки – классы млекопитающих и жизненные циклы микроорганизмов необходимо заучить. Помимо учебников, желательно использовать и дополнительную литературу: пособия для поступления, рекомендуемые ВУЗами, материалы для подготовки к .


Популярные авторы для подготовки к ЕГЭ – Догель, Богданова, Ярыгин.

Курсы

Многие ВУЗы проводят курсы для желающих сдавать ЕГЭ. Их стоимость существенно ниже индивидуальных занятий. Лекции проводят опытные преподаватели, которые постараются донести до вас максимальное количество информации, подробно разобрать сложные темы и ответить на возникшие вопросы.

Регулярная тренировка

При сдаче ЕГЭ сборник тестов за прошлые годы должен стать вашей настольной книгой. Обращайтесь к ней каждый день. Решайте тесты, сверяйте и перечитывайте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили. Желательно успеть сделать задания по всем разделам. Если удастся прорешать тесты дважды – отлично, это поможет вам глубже усвоить материал.


К повторному прохождению теста, который вы в первый раз написали не очень хорошо, лучше вернуться через несколько дней – чтобы буквы правильных ответов забылись, а знания улеглись.

Решение задач

Невозможно готовиться к ЕГЭ по биологии и обойти вниманием задачи. Занимаясь самообразованием, не упускайте их из виду. Выучите законы и формулы, которые понадобятся вам для расчетов длины цепи ДНК и количества съеденных грызунов для хищника, находящегося на вершине пищевой цепочки. Вы должны уметь решать задачи не только правильно, но и быстро, ведь от этого зависит ваш результат.

Научно-популярные фильмы

Подготавливаясь сдавать тестирование без репетитора, используйте все доступные для вас материалы. К примеру, огромное количество полезной информации вы можете почерпнуть из научно-популярных фильмов, которые можно посмотреть на каналах Animal Planet или Discovery. Ленты могут быть как семейно-развлекательного характера, к примеру, о выкармливании детенышей ленивцев, так и на серьезные темы – строении глаз насекомых, эволюции микроорганизмов. Любой вопрос о живой природе может попасться вам на ЕГЭ, поэтому, чем шире будет ваш кругозор, тем выше шанс получить хороший балл.

Единый Государственный Экзамен по истории является одним из вступительных экзаменов в большинстве гуманитарных вузов России. При подготовке к ЕГЭ по истории важно научиться не только запоминать даты и события, анализировать факты внутренней и внешней политики государства, но и обращаться с особым форматом заданий ЕГЭ, знать его особенности.

Инструкция

В 2011 году досрочная сдача ЕГЭ по проводится 29 апреля, основная сдача – 14 июня. Экзамен начинается в 10:00 по местному времени во всех субъектах РФ. На экзамен по истории отводится 210 минут.

Сейчас существует большое количество курсов, предлагающих помощь в подготовке к ЕГЭ. Эти занятия – не краткий курс истории, а помощь именно в освоении формата ЕГЭ. На таких занятиях вам расскажут об особенностях тестовых заданий и их формулировок, вы научитесь распределять на выполнение заданий, узнаете о стандартных ошибках , сможете пройти пробные варианты тестов.

Специалисты считают, что лучший способ подготовиться к ЕГЭ - пройти заранее как можно больше вариантов тестов, которые можно найти как в книжных магазинах, так и в интернете.

На настоящий момент существует и множество печатных , которые могут полезными. Например:
1) Соловьев Я.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2011. История

2) Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. История

Вы, наверняка, хотите по результатам ЕГЭ поступить в ВУЗ на бюджетное отделение. Бюджетный конкурс в большинстве престижных университетов начинается свыше 75 тестовых баллов. Иногда без специальной подготовки практически невозможно добиться таких результатов на ЕГЭ по русскому языку .

Инструкция

Можно следующими средствами для подготовки к ЕГЭ по русскому языку : используйте бумажные пособия, мультимедийные CD, содержащие массу информации, походите на занятия подготовительных курсов для поступающих в вузы, наймите репетитора для индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ .

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ :
Будьте упорны, честолюбивы, и настройтесь на максимального тестового балла. Так как вашей воли вас никто и не сможет научить вас. Честно ответьте себе на вопрос: что вы знаете хорошо, что средне, а что не знаете вообще. Приобретите учебники, специальные для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку .Выполняйте пробные , то есть проверяйте себя. Но при подготовке к ЕГЭ по русскому языку запомните, что важно не количество выполненных тренировочных заданий, а их качество. Ответьте на вопросы 2-3 пробных ЕГЭ , проверьте по ключам их на ошибки, там, где они есть, берите правило и учите, и так пока не будет ошибок.Все правила не только повторяйте, но и систематизируйте. При применении правила осмыслите его, чтобы не допускать ошибки по правилу, нужно выполнить подобные несколько раз.

Залогом при выполнении на ЕГЭ по русскому языку является соблюдение критериев, которыми руководствуются при выставлении оценок эксперты. Вот эти критерии:
- Формулировка проблем исходного текста;
- Комментарий к формулировке исходного текста;
- Позиция автора исходного текста;
- Собственное мнение экзаменуемого по проблеме;
- Речевая связанность, смысловая цельность, последовательность изложения;
- Выразительность и точность речи;
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, этических норм.Соблюдение всех этих и норм, упорная и систематическая подготовка позволит вам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку .

От сессии до сессии живут студенты весело - всем известная истина. Если вы действительно весело прожили до сессии и о предстоящем экзамене узнали только накануне, то у вас есть одна ночь , чтобы к нему подготовиться. Утопия или...?

Инструкция

Что кривить душой – даже у самого ответственного студента бывает ситуация, когда завтра экзамен, а у него еще «и конь не валялся». А у некоторых такая ситуация вообще норма (что, конечно, но кого это останавливает?). И тогда знакомая картина: за кружкой кофе, чтение конспектов в попытках взвалить на мозг непомерную ношу в виде огромного количества информации, красные глаза утром, и напряженное молчание в ответ на вопросы экзаменатора. Меж тем, если подойти к делу грамотно, то даже за одну ночь можно подготовиться к . На « » вы его, конечно, не сдадите, но и не провалитесь.

Первым делом создайте себе рабочую обстановку и настройтесь на то, что придется потрудиться. Никаких шумных гостей, громкой музыки, телевизора, ICQ и телефона. Выключите все это, ибо всегда есть соблазн «глянуть почту одним глазочком», а потом оказывается, что за окном уже утро. Теперь достаньте все лекции по нужному предмету и билетов. Идти нужно строго по списку, так самим же будет легче.

Итак, читаете задание первого билета. Теперь читаете (про себя или вслух – кому как лучше запоминается) лекцию по теме этого билета. А теперь выделяйте из лекции 3 (да, именно 3) основных предложения. Это могут быть определения, теоремы или что-либо еще. Но пунктов должно быть три. Запоминайте их. Проговорите вслух. В идеале – в одном из этих должен содержаться вопрос экзаменационного билета, так будет еще проще. Аналогичным же образом поступаете со всеми остальными билетами. Вам кажется, что три пункта из каждого билета – это очень мало? Можно поспорить: основную суть вопроса вы ухватили – это раз. Сказать пару слов по каждому из трех пунктов сможете – это два. Ни в коем случае не произведете на преподавателя впечатление , вообще не слышавшего про его предмет – это три. А эти три фактора не позволят вам получить «неуд» за экзамен.

Источники:

  • как подготавливаться к экзамену

Единый государственный экзамен по обществознанию относится к наиболее сложным, поскольку включает в себя ряд дисциплин: социологию, экономику, правоведение, политологию. Его выбирают, как правило, выпускники, желающие поступать в гуманитарные вузы по специальностям, связанным с философией, юриспруденцией, торговлей, маркетингом, управлением и др.

По каким источникам готовиться к олимпиаде?

Об авторе: Гончарова Ольга Сергеевна. Родилась и выросла в г. Барнауле Алтайского края. Многократный победитель и призер различных этапов Всероссийских олимпиад по биологии и экологии. В 2005 г. выиграла золотую медаль на Международной олимпиаде школьников по биологии, которая проходила в Пекине. В данный момент учится на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова. Занимается научной работой по регенерации сетчатки у амфибий и млекопитающих в лаборатории сигнальных систем клетки НИИ ФХБ им. Белозерского.

Несмотря на то что олимпиада называется «школьной», уровень заданий и знаний, необходимых для их выполнения, далеко выходит за материал средней или даже специализированной биологической школы. Поэтому отложите школьный учебник подальше, для подготовки к олимпиаде он бесполезен. Идеально готовиться к олимпиаде по вузовским учебникам; также подходят некоторые, правда очень немногие, книги из категории «для поступающих в вузы». Из таких книг я бы порекомендовала второй и третий том трехтомника Г.Л. Билича и В.А. Крыжановского «Биология. Полный курс: В 3 т.» (М.: ОНИКС 21 век, 2002; Оникс, 2007).

С одной стороны, попытка провести экскурсию по «книжной полке идеального олимпиадника» и назвать хотя бы некоторые из стоящих на ней книг – не что иное, как попытка объять необъятное; кроме того, через несколько лет мои советы могут показаться смешными и старомодными, поскольку все время совершаются новые открытия, издаются новые книги, многие из старых изданий очень быстро и совершенно безнадежно устаревают (к примеру, книги по микробиологии или любые издания, связанные с таксономией и систематикой). С другой стороны, почти в каждой области биологии существуют свои книги-«фавориты», в которых изложены базовые истины, не изживающие себя с годами. Я попробую назвать здесь такие книги. Перечисление книг и материалов имеет достаточно конспективный вид, кроме того, я рекомендую и обсуждаю только те книги, которые читала сама.

Из полезных каждому олимпиаднику можно вспомнить книгу, известную под названием «лягушка». За рисунок на обложке олимпиадники так окрестили сборник заданий различных туров всероссийских и международных олимпиад прошлых лет (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами по материалам всероссийских и международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2004). Значимость указанной книги трудно переоценить: сборник помогает переводить свои знания в «плоскость олимпиады», служит примером типичных заданий, с которыми вам предстоит столкнуться на ВБОШ, позволяет тренироваться в ответах на тесты. Чуть менее известен и популярен аналогичный сборник, выпущенный несколько раньше издательством «Мнемозина» (Пасечник В.В. и др. Биология. Сборник тестов, задач и заданий с ответами. По материалам всероссийских и международных олимпиад. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2000–2003). Сейчас эти книги, особенно «лягушку», насколько я знаю, достать весьма сложно. К счастью, в Интернете появилось множество сайтов из разряда «в помощь олимпиаднику». Среди них прежде всего можно назвать сайт http://bioolimp.narod.ru. Здесь можно загрузить или даже решить в реальном времени задания теоретического и практического туров всероссийских и международных биологических олимпиад разных лет.

Далее я буду рекомендовать книги, группируя их по тематике. Начнем с ботаники. По морфологии и анатомии растений ничего лучше учебника Л.И. Лотовой (Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС. 2000; Она же. Ботаника: морфология и анатомия высших растений. – М.: УРСС, 2007) я не читала; материал в этой книге изложен четко и ясно, информации много, но в то же время она приведена очень лаконично. Некоторые олимпиадники еще рекомендуют классику – книги Хржановского, но их, во-первых, обычно сложно достать, во-вторых, изданы они давно, поэтому могут содержать устаревший материал.

В области зоологии беспозвоночных непревзойденными лидерами являются книги И.Х. Шаровой (Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Владос, 2004) и В.А. Догеля (Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981). Первая – более «новая», но и более краткая, вторая соответственно более обширная. Для достижения вполне приемлемого уровня знания достаточно прочитать одну из указанных книг. К сожалению, назвать только одну книгу, прочтения которой достаточно для полного погружения в зоологию позвоночных, я не могу. Какие-то базовые знания можно получить из книг «для поступающих в вузы», материал более профессиональных книг по зоологии позвоночных обычно избыточен для олимпиадника. В изучении зоологии позвоночных также может пригодиться двухтомник А.Ромера и Т.Парсонса (Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. – М.: Мир, 1992), это очень серьезная книга по сравнительной анатомии позвоночных. По той же теме могу еще порекомендовать небольшую, но очень содержательную книгу профессора МГУ Ф.Я. Дзержинского (Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. – М.: Аспект-пресс, 2005).

Есть интересная книга зарубежных авторов Э.Хадорна и В.Венера «Общая зоология» (М.: Мир, 1989). В ней собран материал по зоологии как позвоночных, так и беспозвоночных животных, но из-за необычной манеры подачи этого материала в качестве справочника книгу использовать не удастся. Эту книгу хорошо читать целиком в свое удовольствие, к тому же в ней много интересных данных по поведению животных.

Биохимия – наука очень обширная, соответственно и пособия по ней редко бывают тонкими и однотомными. Базовые знания, необходимые каждому биохимику, можно получить из книг знаменитого А.Ленинджера «Основы биохимии» (М.: Мир, 1985). Первое издание «Основ» представляет собой трехтомник, вышедший в 1985 г. Первый том этого издания предлагает вниманию читателя прописные биохимические истины, такие как строение и свойства молекул, образующих химическую основу живой природы; во второй том вошли материалы по биоэнергетике и метаболизму клетки; третий посвящен биохимии человека. В 1992 г. вышло второе издание «Основ биохимии», роскошная, богато иллюстрированная книга. К сожалению, она еще не переведена на русский язык и малодоступна в России, впрочем, как и третье и четвертое издания. Кроме книг Ленинджера, для изучения основ биохимии могу порекомендовать трехтомник А.Уайта (Уайт А. и др. Основы биохимии. – М.: Мир, 1981), особенно первый его том, где очень подробно и понятно изложены строение и свойства «биологических молекул» разных классов – аминокислот, углеводов, липидов. Подробным пособием по биохимии человека может служить двухтомник, написанный Р.Марри (Марри Р. Биохимия человека: В 2 т. – М.: Мир, 2004). Несколько выбивается из общего списка «многотомных биохимий» замечательная книга «Наглядная биохимия», написанная немецкими учеными (Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004). Изложение материала в ней совершенно уникально – на любом развороте книги справа дано лаконичное объяснение какой-либо темы, слева – иллюстрации к этой же теме. «Наглядная биохимия» – незаменимое справочное пособие олимпиадника, в ней можно найти очень много нужной информации по темам от физической химии до начал молекулярной биологии.

Для подготовки по молекулярной биологии мне хватило по большому счету двух книг. Одна из них, написанная А.С. Коничевым и Г.А. Севостьяновой (Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: Academia, 2005), очерчивает базовые истины молекулярной биологии, такие как центральную ее догму, а также дает немало информации о концепции «мир РНК». Вторая книга (Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология. – М.: МИА, 2003) центральную догму «молекулярки» описывает достаточно конспективно, зато незаменима при изучении сигнальных систем клетки, путей передачи информации от плазмалеммы к ядру и всего, что с этим связано (клеточный цикл и его регуляция, проблема апоптоза и др.). Не могу не порекомендовать, хотя самой читать не пришлось, знаменитейшую «Молекулярную биологию клетки», написанную коллективом авторов под руководством Б.Албертса (Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1994). Этот трехтомник (или, в другом издании, пятитомник) – библия и олимпиадника, и молекулярного биолога. К сожалению, раздобыть эту книгу сложно.

Микробиология, как уже упоминалось выше, весьма быстро развивающаяся наука. Считается, что на данный момент известно не более одного процента (!) всех существующих на планете микроорганизмов, поэтому простор для работы микробиологов поистине необъятен. Чуть ли не каждый день открываются новые виды микроорганизмов, их способы питания и условия жизни; новые представления о тех или иных свойствах микробов сменяют старые. Именно поэтому книги по микробиологии очень быстро устаревают. К счастью, на олимпиаде от вас не требуется знать новейших данных микробиологии, а для изучения ее основ достаточно прочесть книгу М.В. Гусева и Л.А. Минеевой «Микробиология» (М.: Академия, 2006). Я бы еще порекомендовала другую «Микробиологию», написанную зав. кафедрой микробиологии МГУ А.И. Нетрусовым вместе с И.Б. Котовой (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. – М.: Academia, 2007), а также «Общую микробиологию» тех же авторов (Нетрусов А.И., Котова И.Б. Общая микробиология. – М.: Academia, 2007).

Для изучения такой важной науки, как цитология, вам достаточно иметь книгу Ю.С. Ченцова «Введение в клеточную биологию» (М.: Академкнига, 2004). Эта книга, пережив несколько изданий, воспитала не одно поколение олимпиадников и студентов и по-прежнему остается актуальной.

Все сложнее с гистологией – наукой, идущей рука об руку с цитологией. Олимпиаднику необходимо и достаточно обладать знаниями только общей гистологии, не касаясь частной, иными словами, знать свойства различных тканей, их классификацию, уметь отличать ткани друг от друга и определять ткань по препарату. Для этого можно найти и выборочно изучить какой-либо атлас по гистологии для медвузов.

Какие-то особые знания анатомии человека на олимпиаде не понадобятся, за исключением знания строения скелета. Никто не будет требовать от вас назвать все сухожилия, но вот знать названия костей человека и даже их отдельных частей (ямочек, вырезок и прочих бугорков), а также уметь определять данные вам образцы костей обычно на олимпиаде нужно. Чтобы стать в этой области асом, достаточно найти любой понятный для вас медицинский атлас (я откопала где-то даже отдельный атлас по костям – маленькую карманную книжку). Мне сложно рекомендовать книги по физиологии человека, поскольку я сама занималась по заумному учебнику для медвузов, и вам его рекомендовать не буду.

По классической генетике хороша книга Инге-Вечтомова (Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учебник для биологических специальностей университетов. – М.: Высшая школа, 1989), а по молекулярной просто великолепна книга И.Ф. Жимулева (Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006).

Где можно достать перечисленные книги? Многие из них можно купить, посмотрите на биофаке вашего университета или в каком-нибудь магазине «Медкнига». Также вполне возможно скачать книги из Интернета, но, если есть выбор, советую выбрать «бумажную книгу» и не портить зрение.

Идея этого раздела, уважаемый читатель, весьма оригинальна. Я помню, насколько значимыми были для меня советы Вячеслава Минина и Дмитрия Ефимова (ныне кандидата биологических наук) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ведь они тогда уже учились в одиннадцатом и десятом классах! Потом я заметила, какое сильное влияние оказывают старшие опытные участники на начинающих неоперившихся юниоров.

Я считаю этот момент наиважнейшим в нашей работе - момент преемственности. Для себя я определяю это как «импритинг» - юные птенцы слышат песню взрослых птиц, и их «колена» становятся такими же четкими и уверенными. Мои старшие ученики (иногда того не подозревая) воспитывают младших, являются примером для подражания. Многие крылатые слова и выражения, советы и легенды передаются олимпиадниками «из поколения в поколения».

Послание новым олимпиадникам от Кутихина Антона, выпускника 2008 года, победителя областного этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2008 года.

Советы олимпиадных динозавров или Мост между прошлым и будущим

От авторов:
Несколько лет назад (а кажется, только вчера), когда мы даже еще не успели почувствовать вкус мяса мезозойского периода, пробил час X. Всевышний Создатель (в лице всеми нами любимой и уважаемой Натальи Павловны) вызвала нас в свои, прямо скажем, небольшие, но такие уютные чертоги, и сообщила нам крайне приятное известие. Во-первых, нам отныне разрешалось (о, святые суслики!) ПОСЕЩАТЬ ЭТУ ТАИНСТВЕННУЮ КОМНАТУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ (а ежели понадобится, то и ночи). Во-вторых, мы переходили на индивидуальный график охоты и травоедения. В-третьих, мы так и не узнали, что же за зверь – «зимняя сессия» - ожидает нас каждый год перед самым праздником (наверное, он здорово обозлился).

С чем же это было связано? Все объяснилось очень просто - юным динозаврикам предстояла самая ответственная миссия, возможная в нашем Лицейском биогеоценозе - защищать его честь. И не где-нибудь, а во вражеском лагере! (то бишь, в соседнем биогеоценозе, известном под названием «84»).
Наморщив чешую на лбах, обнажив клыки и закусив чьими-то лежавшими рядом удилами, мы принялись за подготовку к столь ответственному мероприятию!

И так весь триас, юру и мел… (т.е. 9-ый, 10-ый, 11-ый классы)

Теперь мы охотимся в других местах (а куда попадают старые динозавры на пенсии, сами потом узнаете). Но мы видели подрастающую нам достойную смену. Хоть и была она совсем зеленой и неокрепшей, но, тем не менее, обладала большим потенциалом действия (да и покоя, в общем-то, тоже). И вот, в очередной раз, наморщив лобную чешую, из которой уже к этому времени песок сыпался, мы решили написать вам, наши преемники, весточку - прочертить мост между прошлым и будущим.

Посвящается всему хорошему, что связано с олимпиадами по биологии Prof.Dr.Med. Anton Kutichin (ну ладно, так и быть, для вас я всего-навсего Профессор) and MC DIABLO (в миру просто Максимус)
МОЛОДЫМ ДИНОЗАВРИКАМ, ПИШУЩИМ СВОЮ ПЕРВУЮ ОЛИМПИАДУ.

Посмотрите на количество оставшегося до олимпиады времени и на имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Соответственно, определите себе индивидуальный объем информации, которую вам необходимо осиливать за один день. К примеру, до олимпиады месяц (!!!) Здесь может быть два варианта:
Читать какие-либо новые книги. Если вы считаете, что ваши зубы явно недостаточно остры для хорошей охоты, то этот вариант будет для вас наилучшим.

Поднимать старые (принцип мобилизации). Если на ваших зубах пожелтела эмаль, то ее надо отбелить. «Вспомнить все» - принцип, который может очень хорошо закрепить ваши знания. Результат будет того стоить.

На наш взгляд, для успеха достаточно досконально знать:

I. Трехтомник Г. Билича. Он вас не укусит, а лишь заползет в ваши мозговые извилины и весьма уютно там устроится. Мой темп - 100-150 страниц в день (эквивалентно 3-4 часам). Итого по 5 дней на ботанику и зоологию и 8 дней на анатомию. Да, если встретите ошибки, то это В. Крыжановский;

II. А. Рувинский. Общая биология. Не стесняйтесь читать школьные учебники! На самом деле он достаточно серьезный, но при этом легкий для восприятия. Темп - 100 страниц в день (тоже около 3 часов), но, если легко идет, то можно и до 150-200 поднимать, особенно во второй половине учебника. Итого 3-4 дня.

III. Книга, перед которой я просто преклоняюсь. Б. Медников (ну да, Наталья Павловна, а вы что думали?). «Формы и уровни жизни». Истинно олимпиадная книжка. Многообразие растений и животных вы лучше не найдете нигде. И очень много данных, которые есть на олимпиадах и которые можно найти только там. К прочтению обязательна. Темп - 100 страниц в день, 4 дня. Обратить особое внимание.

IV. Ботаника для учителя в двух томах. Обитает в храме Натальи Павловны. Вот не помню, сколько там страниц, но темп обычный. Прочитайте, поможет поднять ботанику - самую противную область биологии (Максим этого не видел).

V. Микробиология. Пяткин. Если есть у кого-то связи в медакадемии - достаньте обязательно! Прочитаете и получите иммунитет к микробиологии на всех олимпиадах, вплоть до России.

VI. Все ваши конспекты по лицейской биологии и спецкурсам. Они будут пополняться. По конспекту в день.

VII. Барабанная дробь - Вилли-Детье! (это такая толстая коричневая пухлая в центре шкафа стоит) Моя личная олимпиадная Библия на пару с Б. Медниковым. Книга архисложная для первой олимпиады. Но в ней есть то, чего нет нигде.

X. Грин-Стаут-Тейлор. Трехтомник. Прочитайте, по уровню сложности примерно равен Вилли-Детье.
Дополнительные области знания, на которые стоит обратить внимание:
Биофизика и биохимия. Конспект по биохимии у вас будет в меловом периоде, биофизика штука противная, но хотя бы в общих чертах знать надо.

Ученые и терминология. Культура медицины и биологии, потом пригодится очень и очень сильно. И на олимпиадах вопросы и задания на это есть стабильно. Терминологию знать на ять обязательно. Конечно, список может расширяться. Но это база, которая вам поможет достойно писать любые олимпиады, вплоть до России.

2. Обязательно посещайте все подготовки. Цена каждой из них очень велика, так как там вы непосредственно занимаетесь самими олимпиадами. Если получится, уговорите Наталью Павловну начать с областных, а то она питает слабость к всероссийским (их долго разбирать).

3. Есть неплохой сайт www.rusolimp.ru . Там находится несколько олимпиад по биологии разных уровней - от района до России. Скачайте, прорешайте.

Лирическое отступление: не ленитесь после каждой прорешанной олимпиады смотреть процент правильно выполненных вопросов в каждом задании и в среднем по олимпиаде. Так интересней, ведь олимпиада, как ей и положено, это вид спорта, только интеллектуального. Олимпиад решайте как можно больше.

4. Делитесь знаниями между собой, мы все одна команда - Лицей.

5. Очень важно быть в тонусе на самой олимпиаде. От этого зависит очень много, поверьте. Выспитесь (убил бы людей, придумавших писать олимпиады в 10 утра), перекусите, зарядитесь хорошей музыкой, приведите себя в состояние полной боевой готовности. Ничего не бойтесь, теперь вам осталось только показать ваш высокий класс.

6. Вы все успеете. Каждый вопрос рассматривайте в отдельности, если чувствуете, что можете нащупать в обозримом будущем дорогу к ответу - думайте. Если мыслей нет совсем (а такое бывает, увы, нередко) - отложите вопрос, не забивайте свой мозг. Потом к нему вернетесь. На худой конец, 25% у вас никто не отнимет.

7. Когда думаете над вопросом, сразу определяйте для себя область знания, то, где вы об этом читали, знакомую информацию. Можно провести терминологический ряд (если речь идет о незнакомом/малознакомом термине, разбейте его на терминоэлементы и прокручивайте в памяти, думая, где они могли вам встретиться и что это может быть), можно визуально вспомнить конспект, можно мысленно составить себе возможную картину смысла вопроса. Много чего можно. Обобщите все это и смело включайте логику, вы на верном пути.

8. Если почувствуете, что мозг «забился», то отдохните минут этак десять. На посторонние темы при этом лучше не думать, но вот оценить обстановку вполне можно. Этот отдых абсолютно нормален. Потом принимайтесь за олимпиаду заново и с обновленными силами.

9. Задания можете выполнять в любом порядке, это индивидуально. Правда, есть тонкости их оценивания, но такое ощущение, что они разные на каждой олимпиаде. Если вам они известны, то это очень хорошо.

10. Совет имени Натальи Павловны: после того, как напишете олимпиаду, расслабьтесь, возьмите финальную паузу, отдохните. Время это обычно позволяет. Представьте, что вы Наталья Павловна, и проверьте свою олимпиаду. Помогает.

Ну вот, и подошел к концу наш краткий курс юного динозаврика. После первой олимпиады вы станете молодым динозавром. Пройдете ювенильный период. Надеемся, что эти советы помогут вам достойно справиться с вашим первым испытанием. Если возникли какие-то вопросы, всегда будем рады вам помочь.

Per aspera ad astra, sapere aude! Удачи!
С огромным уважением, старые динозавры.

Правила Анастасии Окуневой (дважды призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады) в чем то перекликаются с выше изложенным, я ценю их за краткость и конкретность.

  1. Обязательно выспись. На олимпиаду как на праздник надо идти бодрым, красивым и уверенным в себе.
  2. Шпаргалок не бери. Победи достойно.
  3. Одевайся теплее – не лето.
  4. Получил задание – спокойно. Не суетись. Просмотри все листы от начала до конца. Оцени время написания.
  5. Выбери ответы, на твой взгляд самые правильные, отметь их карандашом. Закрой глаза, отвлекись немного, потом выполни задание на чистовик.
  6. Никогда не оставляй вопрос без ответа, даже если ни одно слово тебе в нем не знакомо. Такие вопросы нужны для проверки силы твоего характера. Не поддавайся.
  7. Повторите все лабораторные работы и практические задания, которые имеются в учебниках по биологии, не исключено, что что-то похожее встретите и на лабораторном практикуме.
  8. После выполнения последнего задания встань, разомнись, выйди прогуляться (на любой олимпиаде это допустимо). После возвращения представь, что ты Наталья Павловна и попробуй проверить свою работу как ученическую.
  9. После олимпиады встречаемся в лицее «выпустить пар».

План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

ЗАДАНИЯ

теоретического тура школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

10-11 классы

Время выполнения: 90 минут

Максимальный балл – 105

ЧАСТЬ I

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждый верный ответ).

1. Какая наука занимается проблемами связи организмов между собой и со средой обитания?

2. К какому уровню организации живого можно отнести хромосомные мутации?

3. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому её рассматривают как единицу

4. Для хламидомонады и эвглены в вегетативном состоянии общим признаком является:

6. У человека жгут может быть использован при:

7. У человека, пострадавшего при пожаре, имеется безболезненная ожоговая рана на правом плече. Отсутствие болевой чувствительности в данном случае обусловлено повреждением:

8. После упражнений с гантелями мышцы становятся «каменными», руки плохо разгибаются. Это связано с:

9. Личинки земноводных (головастики) имеют наружные жабры, которые утрачивают в ходе метаморфоза. По отношению к жабрам рыб они являются органами:

10. Эволюция в некоторых группах динозавров пошла по пути увеличения размеров. Это явление следует рассматривать как результат:

11. К модификационной изменчивости организмов можно отнести изменчивость:

12. Главными направлениями биологического прогресса являются:

13. У взрослой асцидии, ведущей прикрепленный образ жизни, отсутствует хорда и нервная трубка. В то же время у её свободно плавающей личинки они имеются. Их утрата при переходе во взрослую стадию развития – это проявление:

14. Наибольшее число кодонов для одной аминокислоты составляет:

16. При смешивании молока с кока-колой происходит выпадение значительного количества хлопьевидного осадка. Наиболее вероятно, этот осадок состоит из:

17. Рецепторный аппарат уха находится в

18. Растения рода Росянка получает из пойманных насекомых:

19. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:

20. Щёки млекопитающих образовались как:

21. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:

22. Гормоны щитовидной железы не оказывают влияние на:

23. Способностью к фиксации атмосферного азота обладают:

24. Фотосинтез открыл:

ЧАСТЬ II

Вам предлагаются задания с множественными вариантами ответа. Выберите три верных ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 3 балла за каждое тестовое задание).

1. Всем очевидны преимущества опыления растений насекомыми. А чем это может быть выгодно для самих насекомых?

2. Из перечисленных организмов чередование двух многоклеточных стадий с различной плоидностью (гаплоидной и диплоидной) демонстрирует:

3. Начиная создавать российский флот, Пётр I ввёл в практику голландский рацион для моряков, который включал лимоны и апельсины. Это делалось для того, чтобы предотвратить развитие цинги. Цитрусовые доставлялись в Россию из Европы. Однако, эту проблему можно было решить, используя российские продукты. Для этого достаточно было включить в рацион моряков:

4. Какие признаки характерны для насекомых?

е) шесть ходильных конечностей

а) слабое развитие органов чувств

б) членистость тела

в) раздельнополость

г) сложные циклы развития со сменой хозяев

д) нервная система лестничного типа

е) высокая плодовитость

6. Какими органами управляет вегетативная нервная система?

7. Какие биологические науки изучают растения?

8. Пастбищная пищевая цепь (цепь выедания) может начинаться с:

9. Перечислите признаки наследственной изменчивости:

10. Какие структуры кровеносной и выделительной систем участвуют в образовании первичной и вторичной мочи?

ЧАСТЬ III

Установите правильность утверждений (за верное утверждение ставьте «+», за неверное «-»). Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (1 балл за каждый правильный ответ).

1. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации.

2. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

3. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.

4. Основную массу древесины сосны составляют сосуды.

5. Клетки спороносного слоя грибов являются диплоидными.

6. В образовании корнеплода моркови участвует только корень.

7. Бивни слона – это видоизменённые клыки.

8. Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо человека с носоглоткой.

9. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

10. Впервые термины «ген» и «генотип» ввёл в науку американский генетик Т.Морган.

11. Плазма крови имеет слабощелочную среду.

12. Карбгемоглобин – это соединение гемоглобина с угарным газом.

13. Мимические мышцы лица, дополнительные соски, зубы мудрости и аппендикс – рудименты человека.

14. В плевральной полости отмечается отрицательное давление.

15. Первичная моча образуется в результате фильтрации крови.

16. Численность популяций большинства видов из года в год колеблется вблизи одной и той же средней величины.

17. Лимфатическая система выполняет защитную и дренажную функцию, участвует в обмене веществ, обеспечивая всасывание продуктов расщепления жиров.

18. Афферентные нейроны обеспечивают передачу нервных импульсов из центральной нервной системы к рабочему органу.

19. Скелет человека выполняет функцию кроветворения.

20. В состав внутренней среды организма входят кровь, лимфа и внутренние органы.

IV ЧАСТЬ

Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (3 балла за каждое тестовое задание).

1. Установите соответствие между организмами и клетками:

Организмы:

а) клеточная стенка

б) гликокаликс

1. растительная

в) центриоли

г) пластиды

2. животная

д) гранулы крахмала

е) гранулы гликогена

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей:

Особенности:

Растительные ткани:

а) обеспечивает рост растения

б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей

1. образовательная

в) имеются устьица

г) имеются чечевички

2. покровная

д) обеспечивают газообмен

е) клетки интенсивно делятся

3. Установите соответствия между способами деления клеток и их особенностями:

Особенности:

Способы деления:

а) редукционное деление

б) обеспечивает рост, регенерацию

в) дочерние клетки идентичны родительской

г) образуются четыре гаплоидные клетки

д) увеличивает генетическое разнообразие

е) непрямое деление

4. Установите соответствия между классами рыб и их особенностями:

Особенности:

Классы рыб:

а) тело покрыто плакоидной чешуёй

б) рот расположен на брюшной стороне

1. хрящевые

в) есть жаберные крышки

г) плавательный пузырь отсутствует

2. костные

д) внутренний скелет и чешуя костные

е) есть гидростатический орган

5. Установите соответствия между отделами кишечника человека и их особенностями:

Особенности:

Отделы кишечника:

а) имеются бактерии, которые синтезируют витамины

б) происходит всасывание питательных веществ

в) перевариваются все группы пищевых веществ

г) осуществляется передвижение непереваренных остатков пищи

2. толстый

д) длина составляет 5-6 см

е) слизистая оболочка образует ворсинки

6. Установите соответствия между видами изменчивости и их особенностями:

Особенности:

Вид изменчивости:

а) возможна в пределах нормы реакции

б) фенотип изменяется под действием факторов внешней среды

1. определённая

в) непредсказуема и необратима

г) носит массовый характер

2. неопределённая

д) по наследству не передаётся

е) изменяется генотип

7. Установите соответствия между признаком растений и их отделом:

Признак растений:

а) листостебельные растения, не имеющие корней

б) имеют хорошо развитую проводящую систему

1. моховидные

в) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода

г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

2. папоротниковидные

д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

е) спорофит преобладает над гаметофитом

8. Установите соответствия между кровеносными сосудами человека и видом крови в них:

Кровеносные сосуды:

Вид крови:

а) артерии большого круга кровообращения

б) вены большого круга кровообращения

1. артериальная

в) артерии малого круга кровообращения

г) вены малого круга кровообращения

2. венозная

е) левый желудочек

9. Установите соответствия между классами покрытосеменных растений и их признаками:

Признаки:

а) мочковатая корневая система

б) двойной околоцветник

1. однодольные

в) стержневая корневая система

г) простой околоцветник

2. двудольные

д) параллельное или дуговое жилкование листьев

е) сетчатое жилкование листьев

10. Установите соответствия между животными и их экологическими группами:

Животные:

Экологические группы:

а) косуля

б) ондатра

1. гидрофилы

в) суслик

2. мезофилы

2. ксерофилы



mob_info