Личный вклад в развитие синхронного плавания.

Добро пожаловать!

19.11.2014

Еще в мае посетители боялись, что на голову им упадут оконные рамы. В бассейне покосилась стена, и потрескались витражи. Аварийный объект ремонтировали все лето. Теперь проблему полностью устранили. В теплом и безопасном помещении тренировки возобновились в штатном режиме.

Светлана Максимова, тренер-преподаватель высшей категории: "Раньше проблемы были связаны, прежде всего - не было условий. Постоянные ремонты, постоянные окна... меняли. Постоянные плитки меняли. Сейчас, конечно, улучшилось".

Дважды в день здесь тренируются те, кто уже добился результатов в спорте. Воспитанники спортивной школы плавания занимаются бесплатно. В этот бассейн родители их отдают без опаски. Санитарные показатели воды признаны лучшими в области. Довольны и спортсмены. Плавание для них - уже часть жизни.

Артур Шишков, спортсмен: "Нравится, потому что в классе уважают, всем нравится, выступаю за школу. Для меня это работа, занимаюсь, хочу поступить в институт в Питер, хочу выполнить мастера спорта, а для этого требуется работа - утром, вечером".

С 7-ми утра и до 11 вечера бассейн готов принимать и детей, и взрослых. В распоряжении любителей здорового образа жизни не только вода, но и спортзал. Здесь тренируются волейболисты и футболисты. Готовы заниматься и с самыми маленькими. Записать ребёнка в бассейн можно, как только он пойдёт в школу.

Дарья Егорова, тренер-преподаватель по плаванию: "Прежде всего, конечно, развивает моторику, развивает координацию, потому что здесь нужно где-то включить и ручки, где-то включить и ножки, а иногда все и вместе надо включить. Развиваются все группы мышц, не только там отдельные, прежде всего это, естественно спина".

А это группа для тех, кто в свое время начальное обучение пропустил. Оказывается, даже в подротковом возрасте можно с нуля научиться свободно плавать. Сначала ребята разогреваются в спортзале, потом -тренировка на воде.

Сергей Фокин, инструктор по плаванию: "В этом возрасте они быстро догоняют всех. Те, кто ходят, не пропускают, плавают не плохо и даже сдают на разряды".

Мария Николаевна Максимова родилась в 1946 году в Москве.

В юности занималась плаванием, где ее наставником была известная спортсменка и тренер Лидия Федорова. Затем вошла в команду по морскому многоборью, только начинавшему свою историю виду спорта. Бег, стрельба, гонки на шлюпках - на веслах и под парусом - и, конечно же, плавание. Была в призерах на чемпионате страны. Когда результаты остановились, Мария сразу же поставила точку в своей спортивной карьере.

Окончила Институт физкультуры (ГЦОЛИФК) с «красным» дипломом и после окончания института стала преподавателем кафедры плавания.

Заведующая кафедрой профессор Ольга Ивановна Логунова возглавляла только еще начинавшую свою работу Московскую федерацию фигурного плавания. В актив новой федерации сразу же включили и молодых выпускниц, ставших сотрудниками кафедры, – Наталью Кирпичникову и Марию Максимову. Вопрос о названии нового вида - «фигурное» или «художественное» плавание - дебатировался. Победило последнее, но не надолго, потому что установили общепринятое в мире название - «синхронное плавание». Однако для Марии «художественное» осталось определением того, что ей изначально хотелось делать, что она делала и старается делать в этом виде спорта.

“ Ключевым для характеристики сделанного Марией Николаевной в спорте более чем за три десятилетия является слово «впервые».

В борьбе за мировое первенство, прежде всего, это - первые победы национальной команды в борьбе за Кубок мира в 1997 году и на Чемпионате мира по синхронному плаванию в 1998 году в Австралии (г. Перт), заложившие основу первых побед сборной команды страны на Олимпийских играх в 2000 году. До них были период отстаивания прав нового вида спорта на существование внутри страны, пора вхождения страны в общемировое течение событий в этом виде спорта, успешный подъем отечественного синхронного плавания к победам на европейских соревнованиях и относительно долгое стояние на месте, когда три первенствующие в мире команды - США, Канады, Японии - оказывались для отечественного синхронного плавания недосягаемыми.

“ Была и непростая история собственного движения Марии к вершинам тренерского мастерства, включающая эпизоды отнюдь не одной только спортивной борьбы.

Так, во время выезда советских синхронисток за рубеж одна из спортсменок там осталась. За это по возвращении команды спрашивали строго и долго с тренера. Обрушились выговоры и взыскания по всем возможным линиям. Максимову не оставили без защиты. В тот «год взысканий» в многотиражной газете ГЦОЛИФК появился результат ежегодного опроса о «тренере года» среди профессорско-преподавательского состава вуза. Коллеги по институту, где всегда преподавали, многие ведущие и выдающиеся отечественные тренеры, назвали лучшей еще только начинавшую свой тренерский путь Марию Николаевну Максимову. Без преувеличения - бальзам на рану. Не оставил в беде без поддержки и один из руководителей Спорткомитета, чемпион мира по греко-римской борьбе Виктор Михайлович Игуменов, прежде многие годы бывший проректором ГЦОЛИФКа. Тем не менее, 7 лет Максимова оставалась невыездной. Ее отстраняли даже на внутренних соревнованиях от руководства созданной и воспитанной ею клубной командой. Не выезжали за рубеж и ее спортсменки. В синхронном плавании сложилась ситуация, когда на внутренних соревнованиях побеждали одни, а на международных соревнованиях за рубежом страну представляли другие. В этой ситуации на пике возможностей закончила свои выступления Ирина Потемкина - выдающаяся спортсменка, абсолютная чемпионка СССР по синхронному плаванию, завоевавшая 45 золотых медалей за победы на внутренних соревнованиях всех рангов.

Только в 1987 году Марию Максимову снова привлекли к работе в национальную сборную по синхронному плаванию, правда, не как тренера, а в качестве руководителя комплексной научной группы.

Среди первого поколения спортсменок, подготовленных тренером Максимовой, - Ирина Потемкина, Елена Осипова, Татьяна Хайцер, Татьяна Гузеева. Этой команде достались и радость, и тяжесть периода становления нового в стране вида спорта, когда приходилось доказывать спортивному руководству само право вида на административную поддержку, а зрителям - на заинтересованное отношение к нему с их стороны. И эти задачи команда выполняла - четырехтысячные трибуны прыжковой ванны бассейна СК «Олимпийский» заполнялись до отказа, когда в соревнованиях участвовала команда СКИФ «Буревестник».

Наиболее успешными из следующих поколений учениц Максимовой стали 4-кратная чемпионка Европы, участница Олимпийских Игр в Атланте (1996 г.), Заслуженный мастер спорта Максимова Гана и добившаяся наивысшего результата - олимпийской золотой медали за выступление в составе группы на Олимпиаде в Австралии (2000 г.), Заслуженный мастер спорта Ирина Першина.

“ Для постановщика спортивных композиций Марии Максимовой вдохновителем и одновременно строго спрашивающим заказчиком была и остается музыка.

В 1995 году к Кубку мира в Атланте национальную команду России готовили старший тренер Ольга Васильченко и Мария Максимова. Техническая программа «Птицы» была поставлена Максимовой на музыку композитора Эдуарда Артемьева к фильму «Урга». Эта первая, после возвращения спустя 13 лет к работе со сборной постановка Марии Максимовой произвела, в буквальном смысле слова, фурор среди профессионалов. Оригинальность и музыкальность композиции настолько отличались от всех других технических программ, что судьи, впервые за всю историю синхронного плавания, впустили российскую команду в мировую тройку сильнейших.

Композиции на воде, поставленные Марией Максимовой, не раз оказывались успешными для национальных команд и отдельных их представительниц. Как тренер национальной команды Италии Максимова участвовала в Олимпиаде-2000 в Сиднее. Два года работы с Вирджини Дедье (2001–2002) имели результатом то, что после ухода Ольги Брусникиной французская спортсменка стала чемпионкой Европы, а позже и чемпионкой мира в сольных выступлениях. Национальная команда Испании с композициями, поставленными Максимовой, вошла в число призеров чемпионата мира.

Постановки композиций на воде М. Н. Максимовой были запоминающимися и в цирковых спектаклях (1980/81, 1985/86 и 1989/90), и тогда, когда в рамках первых Всемирных юношеских игр, состоявшихся в Москве в 1998 году, впервые, помимо общей торжественной церемонии открытия, состоялся и праздник открытия состязаний в водных видах спорта - в прыжковой ванне бассейна СК «Олимпийский».

“ С первых своих шагов в новом виде спорта Мария Максимова делала все для того, чтобы кафедра плавания ГЦОЛИФК оставалась одной из опорных точек отечественного синхронного плавания.

На кафедре была создана первая в стране специализация «Синхронное плавание», теоретический, методический и практический курс проведения которой обеспечивается профессором кафедры М. Н. Максимовой.

В 1987 году Мария Максимова защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель Ю. И. Смирнов), посвященную вопросам объективации судейства в художественных видах спорта. На счету специалиста Максимовой около десятка выступлений на международных семинарах и конференциях. На очередное, состоявшееся в 2005 году в Париже, Мария Николаевна была приглашена вместе с дочерью Ганой Максимовой для выступлений с докладами «Хореография в синхронном плавании» и «Выразительное движение в синхронном плавании».

В рамках коллективного кафедрального труда (в качестве раздела) была опубликована сжатая версия учебника по синхронному плаванию, а в сентябре 2012 года вышла в свет его полная версия «Теория и методика синхронного плавания» (М.: Советский спорт, 2012. - 304 с.)

Счет заслуженных тренеров России среди учениц Максимовой перешел на второй десяток и постоянно увеличивается. Наиболее успешная среди них Елена Полянская - тренер олимпийских чемпионок Ольги Брусникиной и Марии Киселевой. Многие ученицы Марии Николаевны работают в других странах - США, Франции, Италии, Швейцарии, Греции, Израиле.

Награждена почетными знаками «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» и «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», а также грамотой и медалью Президента Российской Федерации Д.А. Медведева за значительный вклад в развитие спорта и международного сотрудничества, пропаганду здорового образа жизни.

– Гана Владимировна, обсуждения необъективного судейства в технической программе дуэтов побили все рекорды в социальных сетях. А как лично вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

– Я хочу закрыть эту дискуссию раз и навсегда. Наши ребята, я считаю, отработали свое выступление не просто хорошо – великолепно. И это не только мое мнение. При этом совершенно очевидно, что судейство было в пользу американского спортсмена Мэя. Однако мы относимся к нему с уважением, ведь во многом именно благодаря Биллу эта дисциплина была включена в реестр чемпионатов мира. Сейчас нам надо принять поражение и постараться хорошо выступить в заключительном финале.

– Не ожидали, наверное, что соревнования смешанных дуэтов будут пользоваться в Казани такой популярностью?

– На самом деле мы были к этому готовы. Новое всегда вызывает повышенный интерес. Радует другое: многие из тех, кто относился к данной дисциплине скептически, теперь поменяли свою позицию. Даже министр спорта Виталий Мутко, прежде достаточно негативно воспринимавший появление микста в программе, когда увидел, как работают Дарина и Саша, только и воскликнул: «Как красиво!» Многие девочки-синхронистки, знаменитые чемпионки, подходят и говорят, что тоже изменили отношение к смешанным дуэтам. А ведь сложившийся стереотип о том, что, мол, синхронное плавание – исключительно женский вид спорта, не так-то легко сломать.

– А сами-то вы всегда одобряли микст?

– Как и все, я была поклонницей женского синхронного плавания, но, выступая в водных спектаклях, видела, что и мужчины могут делать это достаточно хорошо. Поэтому когда о миксте заговорили всерьез, я уже не была настроена категорически против. Однако когда главный тренер сборной России Татьяна Покровская предложила мне взяться за подготовку смешанного дуэта, я мучилась сомнениями, взвешивала все «за» и «против», потому что до этого в основном занималась постановкой программ к неофициальным соревнованиям. И вдруг такая ответственность. Плюс ко всему я прекрасно понимала, что в работе со смешанным дуэтом немало сложностей, о которых, работая с девочками, я даже не задумывалась.

– Например?

– Ну взять хотя бы такой критерий, как синхронность. Добиться ее между мальчиком и девочкой гораздо сложнее просто по объективным причинам: разное строение тела, разная пластичность ног… Выбирая Мальцеву партнершу, я не случайно настояла именно на Дарине, хотя Татьяна Николаевна не очень хотела ее нам отдавать. Валитова очень подходит Саше по своим антропометрическим данным. Когда есть подобное совпадение, уже можно говорить о перспективах. Я надеюсь, что ребят ждет большое будущее.

– Дебют ваших учеников состоялся всего за месяц до чемпионата мира, верно?

– Да, на первом официальном турнире Международной федерации плавания для смешанных дуэтов в Риме. Ребята выиграли тогда техническую программу, а в произвольной мы не участвовали. Жаль, американцы во главе с Мэем туда не приехали, хотя и были заявлены. Но для нас эта победа все равно стала очень ценной. Было видно, что дуэт состоялся, несмотря на то что первые совместные тренировки начались только в феврале.

– Как удалось научить Дарину и Сашу понимать друг друга за такой короткий срок?

– Ну, так у нас выбора не было (Смеется). Уровню сборной России, которая не проигрывает ни одного турнира уже много лет, нужно соответствовать. Я сразу предупредила ребят, что легко им не будет, что предстоит ставить технически сложные программы, очень много времени придется проводить в воде… Но они оба оказались очень трудолюбивыми, целеустремленными.

– Одной из проблем микста специалисты называли отсутствие четких критериев: например, в каком направлении двигаться спортсменам. Какой путь выбрали вы?

– Мы следили за соперниками, как и они за нами, обращали внимание на публикации, которые появлялись в Интернете. Но это никак не влияло на нашу подготовку. Дарина здорово подтянула Сашу в техническом плане, а он в свою очередь придал паре мощь, силу, их движения стали смотреться эффектней. Естественно, мы сразу задумались: а чем будем выделяться на фоне соперников? Проблема ведь в том еще, что качественный скачок в синхронном плавании невозможен, ничего радикально нового не придумать. Но мы все равно ищем свое направление. Например, наш дуэт по сравнению с американским еще очень молод. Саше 20 лет, Дарине – 18, а тому же Мэю – 36. Возможно, в плане артистизма и актерского мастерства нашим пока в силу возраста трудно бороться с более взрослыми дуэтами. Но зато они могут взять другим – синхронностью, высокой скоростью, сложной техникой… Этими качествами, собственно, всегда и отличалась русская школа синхронного плавания.

Заслуженный тренер России, профессор, заслуженный преподаватель РГУФК, кандидат педагогических наук

Родилась в 1946 году в Москве. Отец – Банасяк Николай Николаевич (1919 г. рожд.), профессиональный водитель, участник Великой Отечественной войны. Мать – Тюрина Валентина Михайловна (1921 г. рожд.), работала в Госбанке СССР, в годы войны – труженица тыла. Супруг – Максимов Владимир Николаевич (1940 г. рожд.), заслуженный тренер России, кандидат философских наук, научный сотрудник Государственного института искусствознания РФ, кино- и театральный критик. Сын – Максимов Никита Владимирович (1970 г. рожд.), окончил 1-й Московский медицинский институт, работает сосудистым хирургом в 57-й московской городской больнице, в отделении у известного сосудистого хирурга И.И. Затевахина. Дочь – Максимова Гана Владимировна (1970 г. рожд.), тренер по синхронному плаванию МГФСО, в качестве тренера-постановщика сотрудничает с национальными командами Испании, Израиля, Нидерландов, Франции, Канады.
Мария воспитывалась в основном мамой и бабушкой Елизаветой Ефимовной Тюриной, у которой в дошкольные годы жила в подмосковной Тайнинке. По женской линии она унаследовала необоримую работоспособность, по отцовской – фамилию Банасяк (дед был из польских шляхтичей) и высокий рост.
Двор дома, где проходило школьное детство, выходил к клубу завода имени Владимира Ильича – едва ли не во всех имеющихся в нем кружках маленькой Маше хотелось и довелось позаниматься. Но в один – хореографический – не приняли из-за роста. Последний оказался востребован в плавании. И постепенно главным стал путь из дома, ведущий в плавательный бассейн, затем – в Институт физкультуры (ГЦОЛИФК): сначала в качестве студентки, а после окончания института с «красным» дипломом – преподавателя кафедры плавания.
В год окончания учебы вышла книга о вузе с групповым снимком, на котором каждому участнику-студенту отводилась роль представителя своего вида спорта. Красавицу-пловчиху Марию Максимову пригласили в группу, но при этом ей вручили большое «академическое» весло – на роль гребчихи. Впрочем, это не противоречило ее собственным стремлениям к эксперименту.
В плавании ее наставником была известная спортсменка и тренер Лидия Федорова. Были и результаты, но, когда они остановились, Мария решила поставить точку. Вошла в команду по начинавшему свою историю морскому многоборью. Бег, стрельба, гонки на шлюпках – на веслах и под парусом – и конечно же плавание. И сразу же – призовое место на чемпионате страны. Впрочем, это уже был последний рывок в собственных спортивных выступлениях.
В 1968 году кафедра плавания ГЦОЛИФК находилась на Мироновской улице, во Дворце водного спорта (ДВС), где конфигурация плавательных ванн способствовала занятиям фигурным плаванием. Заведующая кафедрой профессор Ольга Ивановна Логунова возглавляла только еще начинавшую свою работу Московскую федерацию фигурного плавания. Инициатором многих идей по развитию этого вида спорта выступал преподаватель кафедры кандидат педагогических наук В.В. Белоковский. В актив новой федерации сразу же включили и молодых выпускниц, ставших сотрудниками кафедры, – Наталью Кирпичникову и Марию Банасяк. Первая недавно стала чемпионкой Москвы по фигурному плаванию в сольных выступлениях. Вторая была открыта к поиску и еще не забыла о своем детском желании танцевать.
Вопрос о названии нового вида – «фигурное» или «художественное» плавание – дебатировался. Победило последнее, но не надолго, потому что установили общепринятое в мире название – «синхронное» плавание. Однако для Марии «художественное» осталось определением того, что ей изначально хотелось делать, что она делала и старается делать в этом виде спорта.
Подруга-чемпионка познакомила Марию с Владимиром Максимовым. Он работал в спасательной службе плавательного бассейна «Москва» и заканчивал учебу на философском факультете МГУ. Максимов включился в работу Московской федерации синхронного плавания. Помимо спорта в круг его живейших интересов входило кино (руководил киноклубом), а Маша Банасяк оказалась способной к высокой степени киноусидчивости. Вскоре Мария вышла замуж за Владимира. Тогда супруги Максимовы тесно дружили с дипломанткой ВГИКа Динарой Асановой, в последующем режиссером фильма «Не болит голова у дятла» и ряда других, не менее известных. На протяжении многих лет любимым досугом для них было общение с художниками, актерами, режиссерами – веселые вечеринки с друзьями, бесконечные просмотры спектаклей, фильмов, посещения киноклубов и кинофестивалей. С одними были хорошие отношения и дружба, с другими – короткие, но значимые встречи. Было и осознанное постоянное стремление к учебе у профессионалов. Преподаватель сценического движения Школы-студии МХАТ Ольга Всеволодовна Всеволодская откликнулась на просьбу Максимовой разрешить посещать ее уроки. С первых шагов, сделанных в синхронном плавании, длится сотрудничество с Марианной Сергеевной Боголюбской – солисткой Большого театра, после оставления сцены занимавшейся методической работой в Институте художественного воспитания АПН СССР. Безупречный художественный вкус, бескомпромиссная критика, глубокая эрудиция и неизменная доброжелательность известной танцовщицы не теряют для Марии Николаевны своей важности и были совершенно незаменимы в начале ее тренерского пути.

Откликнулась на предложение возглавить Всесоюзную комиссию синхронного плавания Майя Михайловна Плисецкая. Общение с легендарной балериной не было частым, но сообщало высокий строй душе, оставило свой след в памяти. Классическая хореография, балетный класс как необходимая часть подготовки спортсменок-синхронисток многое предопределили в многолетней тренерской работе Марии Максимовой.
Ключевым для характеристики сделанного Марией Николаевной в спорте более чем за три десятилетия является слово «впервые».
В борьбе за мировое первенство прежде всего это – первые победы национальной команды в борьбе за Кубок мира в 1997 году и на чемпионате мира по синхронному плаванию в 1998 году в Австралии (г. Перт), заложившие основу первых побед сборной команды страны на Олимпийских играх в 2000 году. До них были период отстаивания прав нового вида спорта на существование внутри страны, пора вхождения страны в общемировое течение событий в этом виде спорта, успешный подъем отечественного синхронного плавания к победам на европейских соревнованиях и относительно долгое стояние на месте, когда три первенствующие в мире команды – США, Канады, Японии – оказывались для отечественного синхронного плавания недосягаемыми.
Была и непростая история собственного движения Марии к вершинам тренерского мастерства, включающая эпизоды отнюдь не одной только спортивной борьбы. Так, во время выезда советских синхронисток за рубеж одна из спортсменок там осталась. За это по возвращении команды спрашивали строго и долго с тренера. Обрушились выговоры и взыскания по всем возможным линиям.
Максимову не оставили без защиты. В тот «год взысканий» в многотиражной газете ГЦОЛИФК появился результат ежегодного опроса о «тренере года» среди профессорско-преподавательского состава вуза. Коллеги по институту, где всегда преподавали многие ведущие и выдающиеся отечественные тренеры, назвали лучшей еще только начинавшую свой тренерский путь Марию Николаевну Максимову. Без преувеличения – бальзам на рану. Не оставил в беде без поддержки и один из руководителей Спорткомитета, чемпион мира по греко-римской борьбе Виктор Михайлович Игуменов, прежде многие годы бывший проректором ГЦОЛИФКа.
Тем не менее, 9 лет Максимова оставалась невыездной. Ее отстраняли даже на внутренних соревнованиях от руководства созданной и воспитанной ею клубной командой. Не выезжали за рубеж и ее спортсменки. В синхронном плавании сложилась ситуация, когда на внутренних соревнованиях побеждали одни спортсменки, а на международных соревнованиях за рубежом страну представляли другие. В этой ситуации на пике возможностей закончила свои выступления Ирина Потемкина – выдающаяся спортсменка, абсолютная чемпионка СССР по синхронному плаванию, завоевавшая 45 золотых медалей за победы на внутренних соревнованиях всех рангов. Только в 1987 году Марию Максимову привлекли к работе в национальную сборную по синхронному плаванию – в качестве руководителя комплексной научной группы.
Среди первого поколения спортсменок, подготовленных тренером Максимовой, – Ирина Потемкина, Елена Осипова, Татьяна Хайцер, Татьяна Гузеева. Этой команде достались и радость, и тяжесть периода становления нового в стране вида спорта, когда его успехи были уже налицо, но не хватало еще тренерского и соревновательного опыта, когда приходилось доказывать спортивному руководству само право вида на административную поддержку, а зрителям – на заинтересованное отношение к нему с их стороны. И эти задачи команда выполняла.
Четырехтысячные трибуны прыжковой ванны бассейна «Олимпийский» заполнялись до отказа, когда в соревнованиях участвовала команда СКИФ «Буревестник», даже если это были московские состязания юниоров. Тем более трибуны были полны на начавшихся в те годы ежегодных международных соревнованиях на призы журнала «Советская женщина». В первых состязаниях на эти призы участвовали сильнейшие спортсменки мира – американские, канадские, японские синхронистки, в том числе и будущие призеры и чемпионки мира и Олимпийских игр Тресси Руис и Кэнди Кости, Сильвия Фрешет, сестры Пегги и Вигги Велагос. Ученицы Максимовой не терялись на их фоне. Они оказывались вс? выше на наградном пьедестале. Однажды на его верхнюю ступеньку поднялась ее собственная дочь Гана Максимова. Представительница следующего за первым поколения учениц тренера, она одержала много сольных побед в национальных и международных состязаниях, стала обладательницей 4 медалей чемпионата Европы в дуэте и группе, участвовала в составе группы на Олимпиаде в Атланте.
В 1987 году Мария Максимова защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель Ю.И. Смирнов), посвященную вопросам объективации судейства в художественных видах спорта. Дорого было согласие выступить в ходе выполняемого исследования в роли экспертов таких выдающихся деятелей пластических искусств, как солист ГАБТ Марис Лиепа, корифей пантомимы Александр Жеромский. Развивая идею Ю.И. Смирнова о квантификации (поиске своего рода первоэлементов художественности) как основном подходе к судейству соревнований по художественным видам спорта, позволяющем максимально полно использовать развивающиеся технические средства, она делает вывод о том, что квантификация может способствовать развитию и пониманию самой природы художественного в спорте, содействовать воспитанию судей как высококлассных специалистов, но не может и не должна служить низведению судьи-специалиста до роли придатка техники, «разжевывающего» для удобства машинной обработки сложные спортивные выступления.
С первых своих шагов в новом виде спорта Мария Николаевна Максимова делала все для того, чтобы кафедра плавания ГЦОЛИФК осталась одной из опорных точек отечественного синхронного плавания. Три десятилетия этому неизменно способствовала поддержка заведующей кафедрой теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма члена-корреспондента РАО РФ, доктора педагогических наук, профессора Нины Жановны Булгаковой. На кафедре плавания создана первая в стране специализация «синхронное плавание», теоретический, методический и практический курс проведения которой обеспечивается профессором кафедры М.Н. Максимовой. В рамках коллективного кафедрального труда в качестве раздела опубликована сжатая версия учебника по синхронному плаванию, работа над его полной версией близится к завершению. Счет заслуженных тренеров России среди учениц Максимовой перешел на второй десяток и постоянно увеличивается, наиболее успешная среди них Елена Полянская – тренер олимпийских чемпионок Ольги Брусникиной и Марии Киселевой. Некоторые ученицы работают в других странах – США, Франции, Италии, Швейцарии, Греции, Израиле.
В 1985 году к Кубку мира в Атланте национальную команду СССР готовили старший тренер Ольга Васильченко и Мария Максимова. Техническая программа была поставлена Максимовой на музыку композитора Эдуарда Артемьева к фильму «Урга». Тогда впервые судьи отдали нашей команде 3-е место, но уже через несколько дней на состоявшемся там же предолимпийском отборе снова отодвинули ее на 4-е место. Та же ситуация повторилась на Олимпиаде-96. Судя по реакции трибун, спортивные программы российской команды пришлись по душе зрителям, пытавшимся опротестовать выставленные оценки. Но с судьями не спорят, и выше 4-го места в 1996 году подняться не удалось.
Наиболее успешной из следующего поколения учениц Максимовой стала Ирина Першина – выразительная спортсменка, добившаяся наивысшего результата – олимпийской золотой медали за выступление в составе группы на Олимпиаде в Австралии (2000).
Художественное плавание как вид спорта прокладывало себе путь к официальному признанию через активную самопропаганду – показательные выступления на соревнованиях по другим водным видам – спортивному плаванию, водному поло. Постоянную поддержку в проведении таких выступлений оказывал руководитель управления водных видов спорта Спорткомитета СССР Алексей Прокопьевич Мурысев.
Эта традиция была продолжена в выступлениях учениц Максимовой в культурной программе Московской Олимпиады-80 – в цирковом спектакле «Звезды олимпийской арены» в Московском цирке на проспекте Вернадского. Заседавший в те дни в Москве Международный Олимпийский комитет принял судьбоносное для нового водного вида спорта решение – о включении синхронного плавания в регламент Олимпийских игр. И это притом, что представитель страны–организатора игр голосовал «против».
Для постановщика спортивных композиций Марии Максимовой вдохновителем и одновременно строго спрашивающим заказчиком была и остается музыка. Отсутствие специального образования в этой сфере компенсируется объемом прослушиваемой музыки на предполагаемую тему и глубиной погружения в выбранный музыкальный материал. Так, готовясь к постановке «Танго» – технической программы для Олимпиады в Атланте, тренер приобрела и прослушала 20 дисков музыки Пьяцоло, чтобы найти нужные три минуты звучания. Соответственно, тренеру важно, чтобы то, что делают спортсменки на воде, было столь же высокого класса, как и музыка.
Постановки композиций на воде М.Н. Максимовой были запоминающимися и в цирковых спектаклях (1980/81, 1985/86 и 1989/90), и тогда, когда в рамках первых Всемирных юношеских игр, состоявшихся в Москве в 1998 году, впервые, помимо общей торжественной церемонии открытия, состоялся и праздник открытия состязаний в водных видах спорта – в прыжковой ванне бассейна «Олимпийский». Мария Николаевна, подготовившая не одно поколение сильнейших спортсменок и тренеров синхронного плавания страны, участвовала и в проходившей на Большой спортивной арене «Лужников» главной церемонии состязаний – вместе с выдающимися российскими спортсменами и тренерами несла полотнище флага первых Всемирных юношеских игр.
М.Н. Максимова – заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный преподаватель РГУФК. Велик интерес к ней со стороны сильнейших команд мира. Композиции на воде, поставленные Марией Максимовой, не раз оказывались успешными для национальных команд и отдельных их представительниц. Как тренер национальной команды Италии Максимова участвовала в Олимпиаде-2000 в Сиднее. Два года работы с Вирджини Дедье (2001–2002) имели результатом то, что после ухода Ольги Брусникиной французская спортсменка стала чемпионкой Европы, а позже и чемпионкой мира в сольных выступлениях. Национальная команда Испании с композициями, поставленными Максимовой, вошла в число призеров чемпионата мира.
На счету специалиста Максимовой около десятка выступлений на международных семинарах и конференциях. На очередное, состоявшееся в 2005 году в Париже, Мария Николаевна была приглашена вместе с дочерью Ганой Максимовой для выступлений с докладами «Хореография в синхронном плавании» и «Выразительное движение в синхронном плавании».
Живет и работает в Москве.

Должность:

Профессор

Кандидат педагогических наук

Профессор

Отличник физической культуры

Заслуженный тренер России

Заслуженный преподаватель РГУФКСМиТ

Дата рождения

Читаемые дисциплины: ТиМ ИВС (синхр. плавание), СПС (синхр. плавание), Профилированная ТиМ ИВС (синхронн. плав.)

Контакты: 7 495 961-31-11 (доб. 50-32)

Электронная почта

maksimova sportedu ru

Образование, научные степени и звания

1968 - ГЦОЛИФК, диплом с отличием

1900 - защита кандидатской диссертации на тему: «Методы объективизации оценки содержания упражнений синхронного плавания»

2014 - присвоено звание профессора

Область научных интересов

Тренировка в синхронном плавании

Теория и методика обучения синхронному плаванию

Судейство в синхронном плавании

Работа

С 1968 по настоящее время преподает на кафедре

Основные публикации

Количество печатных работ - более 50

Основные публикации: учебник «Теория и методика синхронного плавания» (первый в нашей стране), раздел «синхронное плавание» в книге «Водные виды спорта» под редакцией Н.Ж. Булгаковой, учебно-методические пособия, лекции, 10 учебных программ по теории и методике синхронного плавания

Личный вклад в развитие синхронного плавания:

Член (с 1983 года), а позднее руководитель КНГ; подготовлены отчеты по научной деятельности; 2 поурочные программы для ДЮСШ и СДЮШОР; тезисы 17 докладов на научно-практических конференциях, 7 из которых международные: Канада, Таиланд, Израиль, Италия, Испания, Россия, Франция. В вышеперечисленных странах выступала докладчиком. Стажировки в сборных командах по синхронному плаванию: Россия, Австрия, Великобритания, Израиль, Италия, Испания, Канада, Франция.

Научно-педагогическая работа:

Осуществляла руководство аспирантами, практикантами и студентами специализации «синхронное плавание» (подготовлено свыше 60 работ). Награждена грамотами за подготовку призеров и победителей научно-студенческих конференций РГУФКСМиТ.

Основные достижения в тренерской деятельности:

тренер многократных победителей Всесоюзных соревнований команды «СКИФ - Буревестник», абсолютных чемпионок СССР, мастеров спорта Ирины Потемкиной и Елены Осиповой (1983-1989); тренер чемпионки СССР, чемпионки Европы Елены Дашиной (1983-1987); тренер четырехкратной чемпионки Европы, финалистки Олимпийских игр в Атланте 1996 г., заслуженного мастера спорта Ганы Максимовой; тренер чемпионки мира и Европы, победительницы Олимпийских игр в Сиднее 2000 г., заслуженного мастера спорта Ирины Першиной; тренер призёров и чемпионок России, мастеров спорта Любови Лещик, Дарьи Надвиковой, Анны Петрищевой (2009-2014); первый тренер победителей первенств мира и Европы Антонины и Софьи Волковых.

В 1996 г. - тренер сборной команды России по синхронному плаванию, которая в 1998 г. впервые стала чемпионом мира.

Работа с национальными командами за рубежом:

Австрия (1982-1983 гг.), Италия (1998-2000 гг.), Испания (2001-2003 гг.), Канада (2005-2007 гг.). В 2001-2002 гг. являлась постановщиком произвольных композиций чемпионки мира Вирджинии Дидье (Франция).

Премии и награды за научную и педагогическую деятельность

Всего свыше 50 грамот, дипломов, медалей за подготовку чемпионов СССР, СНГ и России, в том числе:

Почетный знак олимпийского комитета России «За заслуги в развитии олимпийского движения в России»

Почетный знак Федерального агентства по физической культуре и спорту России «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в России»

Грамота и медаль Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «За значительный вклад в развитие спорта и международного сотрудничества, пропаганду здорового образа жизни»



mob_info