Кто такие гладиаторы и чем они занимаются. Какие были виды и классификация гладиаторов в риме

(от лат. gladius - меч), в Др. Риме профессиональные борцы. Впервые бои Г. были организованы в Риме в 264 в подражание обычаям этрусков, которые ввели их взамен прежних человеч. жертвоприношений при церемониях в честь покойных. Развившись из погребальных игр, публичные зрелища устраивались иногда частными лицами, а иногда государством с целью снискать популярность у народа. Наряду с профессиональными Г. в таких боях учавствовали военнопленные, рабы, осужд. преступники; к участию в этих боях позже принуждались также христиане; бойцы сражались не на жизнь, а на смерть, между собой или с дикими зверями. Вооружение было различным (щит и меч, сеть и трезубец). Г. содержались и обучались под строгим контролем в спец. школах (ludi gladiatorii). Жестокие и кровавые бои Г. оставались неспортивными и вызывали отвращение у греков, но римляне принимали их с воодушевлением. Для боев Г. строились огромные арены (например, Колизей). Под влиянием христиан в 5 в. эти бои были прекращены. Отголоски подобных зрелищ можно наблюдать в совр. корриде.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЛАДИАТОРЫ

Гладиаторские игры первоначально у этрусков были погребальными играми, заменившими собой человеческие жертвы в память умершего (Tertull. despect. 5, 6); но у римлян это значение вскоре исчезло перед удовольствием, которое им, как людям чрезмерно гордящимся своей свободой, доставляло зрелище агонии рабов, не имеющих, по их понятиям, ни нравственного, ни общественного достоинства (vile damnum Tac.). Большему водворению этих игр способствовало также и желание воспитать и сохранить воинственный дух граждан, в которых через эти зрелища подавлялось всякое человеческое чувство относительно врагов, а кроме того, эти гладиаторские игры представляли удобное средство расположить к себе толпу. Такими софизмами Цицерон (Cic. tusс. 2, 17), Плиний (pan. 33) и Сенека защищают гладиаторские игры против тех, которые называли их жестоким зрелищем, оскорбляющим всякое человеческое чувство. В виде похоронных игр mimera gladiatoria в первый раз в Риме являются в 265 г. до Р. X.; они были устроены Марком и Децием Брутами в честь покойного их отца, на площади forum boarium, Liv. ep. 16. Val. Max. 2, 4, 7. Затем упоминается еще ряд гладиаторских игр, устраивавшихся на похоронах знаменитых мужей; но развитие этого учреждения относится собственно к последним временам Республики. Цезарь также устроил гладиаторские игры на форуме (Plin. 15, 20), и при основании новых городов в Италии главная площадь всегда приспосабливалась к гладиаторским играм. Под конец Республики (впервые Гаем Скрибонием Курионом в 53 г. до Р. X.) стали строиться особые амфитеатры (см. Theatrum, Театр, 17) с открытой ареной. Г. были обыкновенно военнопленные, которые в прежние времена передавались хозяину (lanista), чтобы их приготовить к отважному, ловкому и во всех отношениях интересному способу искусной борьбы. Вскоре эти ланисты стали содержать на свои средства большое число Г. (familiae gladiatorum, lanistarum, ludi gladiatorii) и давали напрокат или продавали их тем лицам, которые желали дать народу такое зрелище. Да, каждый влиятельный или богатый римлянин содержал Г., которые в смутные и беспокойные времена, предшествовавшие установлению императорской власти, угрожали большой опасностью государству и причиняли много бедствия отдельным лицам, как это явствует, между прочим, из распри Милона с Клодием. Во времена Империи образовались императорские школы Г.; так, напр., Домициан основал подобные заведения в столице. В Помпеях раскрыли гладиаторскую казарму, внутреннее устройство которой заставляет предполагать, что она рассчитана была на 122 Г. В школе Г. должны были соблюдать известную диету (sagina gladiatoria Tac. hist. 2, 88. Plin. 36, 69), и оттого они по своей пище, состоявшей из ячменной муки, назывались также hordearii (Plin. 18, 14). Не было особенного, равного у всех оружия; достаточно было, если гладиатор упражнялся и отличался в каком-либо одном роде борьбы. Новичок (tiro), успешно окончив первое публичное представление, получал дощечку из слоновой кости (tessera gladiatoria) с надписью SP., SPECT. или SPECTAT. (spectatus); таких дощечек, по исследованиям Ричеля (Ritschl, Tesserae gladiatoriae der R?mer, 1864) сохранилось большое количество. Если гладиатор своей храбростью и ловкостью, доказанной на нескольких играх, приобрел расположение народа, то, по требованию публики, хозяин (lanista) или тот, кто давал игры (editor munerum), дарил ему rudis (см. Rudis), вследствие чего он освобождался от дальнейшей гладиаторской службы, хотя и не получал еще полной свободы. Такой назывался rudiarius и посвящал свое прежнее оружие в храм Геркулеса. Horat. ер. 1, 1, 2 слл. Иногда эти люди вновь нанимались для гладиаторских игр за большую наемную плату, auctoramentum (см. Auctoramentum). Suet. Tib. 7. Бывало, люди свободного состояния, лишившиеся своего имущества, даже из числа знатных семейств (Juv. 2, 143), за подобное auctoramentum участвовали в играх в качестве Г. Эти auctorati; однако, до своего выхода на арену должны были дать клятвенное обещание не щадить своей жизни в борьбе. Иногда в виде исключения бывало, что даже женщины состязались на арене (Suet. Damit. 4. Tac. ann. 15, 32) и также, к особенному увеселению народа - карлики (nani, ср. Stat. silv. 1, 6, 57). Представление игр (munus gladiatorium) публиковалось лицом, дающим игру (editor), через вывешенное объявление (edictum), иногда с изображениями борцов (Horat. Sat. 2, 7, 95 слл. Plin. 35, 7); дальнейшие распоряжения содержала программа (libellus), заранее издававшаяся и рассылавшаяся по провинциям; в позднейший период Империи это извещение помещалось также в правительственных ведомостях. Программы содержали повод к празднеству, напр., в Помпеях № 1196: pro salute domus Augustae, имя эдитора, число выходящих пар, доходящее в Помпеях до 30-ти, и день; кроме того, обозначалось, какого рода будут состязания. В день торжества Г., выстроившись попарно, отправлялись в амфитеатр; здесь, на арене, ланиста назначал отдельные пары и представлял эдитору оружия для проверки. Suet. Tib. 9. Затем Г. некоторое время увеселяли публику притворной борьбой тупым оружием (arma lusoria), бросали и ловили (ventilatio) дротик (hasta), но когда подобная игра начинала надоедать народу (Sen. ср. 117), то трубой (tuba) давался знак к началу серьезной борьбы. Команда была: ponite iam gladios hebetes, pugnetur iam acutis. Затем ланисты размеряли место, в пределах которого должен был происходить бой. Пораженный в том случае, если рана не была смертельна, мог просить пощады у народа (misericordiam populi tentare, provocare ad populum, exorare populum), подымая указательный палец; исполнение этой просьбы называлось missio и выражалось зрителями так, что они подымали правую руку, складывая ее в кулак и прижимая большой палец (pollicem premere, Horat. ер. 1, 18, 66. Plin. 28, 2); отказ в помиловании произносился протяжением руки (verso pollice. Juv. 3, 36). Однако лица, осужденные на смерть (ad gladium), если они должны были выходить на арену борцами, не могли быть помилованы. Плиний (в упоминаемом месте) рассказывает, что люди, страдавшие тяжкими болезнями, иногда пили кровь убитых. Трупы вытаскивались крюками (unci) с арены через porta Libitina в spoliarium и тут же погребались. Editor muneris (называемый также munerarius), если он был частное лицо, во время игр пользовался правом налагать на себя знаки должностных лиц. Впоследствии, в правление императора Тиберия, после несчастия, происшедшего при Фиденах, где обрушился театр, плохо выстроенный Атилием, и убито было более 50.000 человек, право давать народу гладиаторские игры предоставлялось только действительно богатым людям (ne quis gladiatorium munus ederet, cui minor quadringentorum milium res, Tac. ann. 4, 62 cл.). В последнем веке Республики для некоторых магистратов стало почти обязательным устраивать для народа гладиаторские игры. Народ их требовал в виде признательности и вознаграждения за покровительство, оказанное избранием, и должностное лицо, не исполнившее этого ожидания, легко могло лишиться покровительства народа, тем более что законом, принятым по инициативе Цицерона (de ambitu), воспрещалось давать таковые игры с целью расположить к себе народ в течении двух лет до соискания должности. Cic. Vat. 15. Преимущественно эдилы были обязаны, тотчас после поступления на должность, выразить свою благодарность и просьбу относительно будущего посредством munera aedilium. Этим объясняется то явление, что, т. к. один старался пересилить другого, в гладиаторских играх число представляемых пар борцов достигало огромных размеров, и, кроме того, прибавлялась для разнообразия борьба зверей между собой и зверей с людьми (ср. Bestiarii, Бестиарии). Эти munera aedilium сохранились до позднейших времен периода Империи, то в более широком, то в более сокращенном виде, смотря по расположению императоров. Август также издал законы об императорских играх (он ограничил число пар 60-ю), сделал представление таких игр зависимым от разрешения сената, поручил главный надзор над всеми играми и торжествами преторам, обязуя вместе с тем их самих давать на свой счет гладиаторские игры. С этой целью им из казны выдавалась известная сумма в виде пособия, и, чтобы предупредить всякую конкуренцию, было установлено, чтобы один претор не расходовал на этот предмет больше другого. Тиберий постановил еще дальнейшие ограничения (Suet. Tib. 37. Tac. ann. 4, 62), которые, однако, при последующих императорах вновь были отменены. При определении различных наименований Г. следует отличать общие названия от более частных. Gladiatores meridiani и bestiarii увеселяли народ в то время, когда не происходила борьба настоящих гладиаторов (ordinarii); bestiarii сражались утром или до полудня с дикими зверями (на что решались даже императоры, но обыкновенно борцами были только преступники, осужденные на смерть, или рабы, совершившие побег), meridiani - в полдень (Suet. Claud. 34) после окончания так называемой venatio. Они были одеты в короткую тунику и не имели никакого оборонительного оружия, вследствие чего приходилось их принуждать к борьбе силой и ударами. Sen. ер. 1, 7. Gladiatores bustuarii сражались около могилы (ad bustum, rogum), cubicularii во время пира в покое (cubiculum), обычай перенесенный в позднейшее время из Кампании в Рим (Liv. 9, 40). Ordinarii назывались так в противоположность и к упомянутым meridiani, не снабженным никаким порядочным оборонительным оружием, и к так называемым catervarii, которые сражались друг с другом толпой (catervatim, gregatim pugnantes). Из слов Светония (Dom. 10) сделали заключение о существовании названия gladiator munerarius одинакового значения как и Ordinarius; но там имеется в виду editor muneris, т. е. сам Домициан. Gladiatores postulaticii и fiscales (в позднейший период императоров) были императорские Г., отличавшиеся во всех отношениях, о представлении которых народ просил императора громкими заявлениями под конец торжества. Suet. Dom. 4. Они назывались также Caesariani, aulici. Упоминаемые Светонием (Gal. 26) pegmares были старые, отставные Г., которых Калигула велел поставить на деревянные подмостки (pegma) и предать диким зверям. Ординарная гладиаторская борьба происходила таким образом, что противники боролись друг с другом различными оружиями. Пару составляли retiarius и secutor; первый из них был снабжен сетью, которую он старался накинуть на голову противнику, и держал в левой руке трезубец (fuscina), для поражения противника запутанного в сеть; голова у него была непокрыта, и одет он был в одну тунику (Suet. Calig. 30. Claud. 34. Juv. 2, 143), а второй был вооружен шлемом, щитом и мечом. Если retiarius дал промах, накидывая противнику сеть на голову, то ему приходилось бежать от своего преследователя (secutor); но обыкновенно он одерживал верх благодаря своей ловкости, приспособляя во время бегства сеть, чтобы вновь кинуть ее. Впоследствии, вместо этих retiarii, явились laquearii, имевшие кроме короткого меча еще аркан, который они подбирали искусно, чтобы накинуть его на голову противника; но они сражались и между собой. Retiarius получал иногда в противники так называемого murmillo (по изображению рыбы, ????????, украшавшему его шлем). Он был, по свидетельству Феста, вооружен на галльский лад, шлемом, щитом (scutum) и мечом. Но обыкновенно с таким murmillo состязался Thraex, имевший фракийское вооружение, круглый щит, раrmа, и короткий изогнутый меч, sica. Гладиаторы, называемые Samnites, по их самнитскому оружию, были вооружены весьма полным образом; у них был щит (scutum) с широким верхним краем, суживающейся вниз клинообразно, чтобы не препятствовать быстрому движению сражающегося, латы, наголенник на левой ноге и шлем, украшенный султаном. Liv. 9, 40. Хотя они принадлежали к числу так называемых ordinarii, которые всегда боролись с противником, иначе вооруженным, но нет известия об этих противниках. В период Империи это название более не встречается, вероятно, они назывались тогда hoplomachi (Suet. Calig. 35). Изображения таких состязаний на мозаичном паркете, найденном в местечке Nennig, изд. von Wilmowsky в Бонне: важен также найденный в Помпеях большой барельеф, изображающий различные моменты гладиаторских состязаний (Zangemeister № 1182). ср. : Overbeck, Pompeii, стр. 164 слл. , 3-е изд. Кроме упомянутых, встречаются еще (равного вооружения): essedarii, подражание галльским воинам, на колеснице, запряженной двумя лошадьми, essedum (Caes. b. g. 4. 33. Suet. Calig. 35); andabatae, верхом на лошади (Cic. Sest. 56), со шлемом, покрывавшем все лицо, которые с копьем (spica) в руках, не видя ничего, мчались друг на друга (Cic. ad. fam. 7, 10; оттого пословица: andabatarum more pugnare, Mart. 5, 24. для обозначения двух противников, не выяснивших себе, о чем собственно они спорят); наконец, dimachaeri, в позднейшее время имевшие в каждой руке по короткому мечу. Кроме жезла (rudis, см. Rudis), бывшего всегда главной наградой гладиатора, победителю давалась еще palma gladiatoria, просто как знак победы (Suet. Calig. 32. Cic. Rosc. Am. 6, 17), во время Августа и позже - также деньги. Suet. Oct. 45. В правление императора Коммода упоминается особая касса, из которой до выхода на арену Г. выдавались небольшие суммы, а самому Коммоду уплачивались большие деньги. Гладиаторские игры уже довольно рано из Рима были перенесены в провинции, напр., Сципионом в Карфаген. Liv. 38, 21. В Италии преимущественно Кампания была родиной гладиаторских школ. Неоднократно эти школы, вследствие громадного количества рабов, обучавшихся в них управляться с оружием, представляли большую опасность и большое бедствие для Рима. Спартак, бежавший вместе с Криксом и Эномаем из школы Лентула, здесь нашел убежище и собрал около себя из различных гладиаторских школ Кампании, особенно Капуи, в короткое время 10.000 человек, которых римляне уничтожили только с величайшим усилием и после больших потерь и нескольких поражений. Второй раз Рим был испуган восстанием Г. пренестинских в правление императора Нерона. Tac. ann. 15, 46. В междоусобные войны между Отоном и Вителлием Г. принимались и в войска и, благодаря своему умению обращаться с оружием, оказывали важные услуги, когда дело доходило до рукопашного боя. Впрочем, ими часто пользовались как орудиями для совершения убийств. Suet. Dom. 17. Гладиаторские игры сохранились до позднейших времен; даже христианская вера не была в состоянии их совершенно уничтожить, т. к. политические причины и ненадежность владения престолом принуждали императоров домогаться этим средством расположения народа, а толпа, как и прежде, требовала panem et circenses. ср. : Friedl?nder, Sittengeschichte Roms, 2 часть, стр. 186 слл.

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие - гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами - помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость - время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом - он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью - повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической - его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное - была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха - Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики - Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство - это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная же армия же рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

Что такое "Гладиаторы"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Гладиаторы в Древнем Риме - вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы - таким образом его сыновья "почтили прах отца". Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам. В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников. В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации. Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др. Отбор и подготовка гладиаторов. Хотя официально гладиторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался "ланиста". В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда. При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы. Существовало несколько видов гладиаторов. Мирмиллон и самнит были тяжело вооружены, у них имелся короткий меч и продолговатый щит. И тот и другой носили шлем с забралом, но у самнита на шлеме красовался высокий гребень, как то было принято у самнитов, а на шлеме мирмиллона гребень, по-видимому, изображал рыбу. Фракиец носил поножи и круглый щит, а вооружен был большим изогнутым кинжалом. Ретиарий выходил на бой практически обнаженным, у него имелась лишь сеть, чтобы набросить на противника, и трезубец, чтобы его пронзить. Подчас для разнообразия выставляли и другие типы гладиаторов: конных, на колесницах, с двумя мечами, с веревкой, которой они ловили своего противника, в шлемах без отверстий для глаз. Зрелище. О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как "обращая большой палец вниз"), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены. ЛИТЕРАТУРА Гельмут Хефлинг. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992

ИЗВЕСТНЫЕ ГЛАДИАТОРЫ

Спартака по праву можно называть самым известным гладиатором, но кто же он на самом деле? Происхождение Спартака по сей день вызывает споры у историков, одни уверены, что Спартак был фракийцем, который попал в Рим, как пленник, другие же считают, что Спартак был мятежником и сбежал из римских легионов. Римская армия вела ожесточённые бои с Македонией и Фракией, время этих войн совпадает со временем, когда Спартак мог попасть в римский плен.



То, что Спартаку приписывают фракийское происхождение можно объяснить тем, что в то время гладиаторы по типу боя делились на галлов и фракийцев. Если разобраться с грамматикой латинского языка, то Спартак означает - тот, который имеет отношение к Спарте. Доподлинно известно, что Спартак проходил обучение в гладиаторской школе Лентула Батишта и там пристрастился к философии Гая Блоссия, которую можно трактовать на подобие коммунистической доктрины: «Последние станут первыми и наоборот». 73 г. до н.э. стал роковым для Спартака и 70десяти его коллег - они восстали. Восстание имело трёх сильных харизматических лидера помимо Спартака: Крикс, Каст и Гай Ганник. Они восстали не только против своей школы и против римского правительства, сначала бунтари - гладиаторы ограбили собственную школу и забрав всё оружие бежали в кальдеру около Неаполя. Восставшие грабили и убивали, к ним добавлялись всё новые и новые беглые рабы, и к концу восстания численность страшной армии Спартака достигла 90 000 человек.

Поскольку в Риме господствовал рабовладельческий строй, и рабов было так много, что если бы все они восстали, это бы поставило под серьёзную угрозу существование римского государства. На то, чтобы усмирить Спартака были пущены лучшие легионеры, но Спартаку и ещё ряду повстанцев удалось скрыться. Несколько тысяч рабов из армии Спартака пытались бежать на Север, но были застигнуты Помпеем, который в дальнейшем и получил все лавры, как главный из усмирителей восстания.

Мало известный факт, и, тем не менее, факт исторический. Коммод - первый гладиатор императорского происхождения. Коммод обладал отличными популистскими и ораторскими склонностями, благодаря которым, он стал популярным в народе, уже начиная с детского возраста. Однако, чем старше становился юноша, тем меньше притягивали его государственные дела и жизнь подданных, и тем больше завлекали его сети разврата и различных развлечений. В императоре начала проявляется незаурядная жестокость, всё время его правления сопровождали убийства и казни.

Коммода по праву сравнивают с Нероном, ибо ни в развратности, ни в жестокости Коммод не уступал Нерону. Молодой император содержал огромный гарем, в котором по мимо молодых женщин (которых, кстати говоря, было больше сотни) и ещё больше было молоденьких мальчиков. Коммод любил носить женское одеяние и нередко позволял себе игры с подданными, он воображал себя и препарировал живых людей. Он был первым императором, позволившим себе самому предстать на поле боя в роли гладиатора, хотя для императорской крови это считалось - infamia, высший позор.

По данным многих современных Коммоду авторов, он был отличным гладиатором, искусно убивал животных, при этом не только не считал, что должен стесняться такого, мягко говоря «не императорского» развлечения, но и любил демонстрировать свои достижения в боевом искусстве подданным. Император Коммод был до крайности педантичным и всегда водил за собой писаря, которому было приказано фиксировать, что говорит и делает император. Благодаря этому, нам доподлинно известно, что Коммод был участником 735ти битв. Помимо этого, император придерживался веры в самые жестокие восточные языческие культы и даже перевоплощался одеянием в бога Анубиса. Требовал от подданных своего обожествления, идеализирования и приказывал убивать их за неповиновение. В итоге, как и все тираны, был повержен в результате коварного заговора против него.

Отцом гладиатора Тумелика был известный германский вождь Арминий. Арминий известен тем, что нанёс в дебрях Тевтобургского леса поражение трём римским легионам, которыми командовал наместник Вар. Мать Тумелика звали Туснельда.


Римская империя не могла смириться с унизительным для себя поражением от армии Арминия (Арминиуса). Поэтому спустя некоторое время от Тиберия поступил приказ Германику (племянник императора) совершить мстительный поход и уничтожить Арминия. Он три раза совершал воинственные походы на те земли, которые лежали к востоку от Рейна. Им была уничтожена страна марсов, разореныкатты, освобождён осаждённый отцом ТумеликаСегест. Но главным достижением считается пленение Туснельды и её маленького сына Тумелика.

Германик намеревался захватить и самого Арминия, но сделать это ему не удалось. Вмешался Тиберий, повелевший своему племяннику возвращаться назад.

В Риме во время празднования триумфа Германика перед его колесницей шли Туснельда и Тумелик. Их шествие видел отец Туснельды, сидевший рядом с Германиком. Известно, что мама гладиатора и его дед скончались, находясь в римском плену.

Сам же Тумелик в детстве оказался на содержании в Риме, после -- в школе гладиаторов. Когда Тумелику стало восемнадцать лет, власть в Римской империи перешла от Германика к его сыну Калигуле. По мнению многих историков, Калигула был более чем безумным императором. Он велел вывести Тумелика на бой. Юный гладиатор был в маске из железа, на которой был изображён его отец Арминий. В руках у Тумелика был меч. Против него Калигула не стал ставить другого гладиатора. Им были выпущены на арену голодные львы.

Туснельда была служанкой в одном из римских домов. Судьба её дальнейшая неизвестна. Она могла пережить Тумелика.

Историки утверждают, что Эномай вместе с Криксом являлся правой рукой во время восстания известного гладиатора Спартака. Он командовал рабами.

Эномай попал в плен во время завоевания Римской империей Галлии.Он был одним из гладиаторов, обучавшихся в гладиаторской школе, принадлежавшей ЛентулуБатиату. Она находилась в Капуе. Условия обучения и проживания в ней были невыносимыми. Поэтому Эномай поддержал своего сородича Крикса и родившегося во Фракии Спартака в необходимости проведения восстания. Среди троицы лидеров Эномай погиб самым первым. По мнению большинства историков, временем его смерти является зима между 73 и 72 годами до нашей эры. Его гибель произошла в момент грабежа одного из южноитальянских городов. Римский историк Орозий считает, что Эномай погиб при разгроме лагеря, где находился император Клавдий.

Согласно книге «Гладиатор из будущего. Спартак-победитель», Эномай был гладиатором на протяжении более десяти лет. Его отличали от других гладиаторов неимоверная выносливость и огромная сила. Автор книги утверждает, что в одном из боёв ему повредили нос. Его сращение было не очень удачным, поэтому впоследствии нос Эномая был заметно крив, переносица обладала небольшим горбом. Вид гладиатора был грозен, но при этом он обладал спокойным нравом. Его возлюбленную звали Эмболария.

Некоторые исследователи допускают, что Эномай - не настоящее имя гладиатора, а прозвище, которое было дано ему для выступлений на гладиаторской арене. Вероятно, оно было выбрано для него потому, что Эномаем звали сына бога Ареса. Сын Ареса имел довольно воинствующий и жестокий характер.Имена гладиаторов служили составными частями их образов. Им запрещалось выступать под собственными, «варварскими» именами, которые были некрасивы в понимании римлян.

Лентул Батиата долгое время выступал как гладиатор. Завершив выступления на арене, он организовал самую большую школу гладиаторов, которая имелась в Италии. По мнению некоторых историков, он являлся учителем легендарного Спартака. Школа, которая им была открыта в городе Капуя, стала отправным пунктом для организации других школ подобного типа по всей Римской империи.

Известно, что Корнелий ЛентулБатиата проживал в Риме. В основе его взглядов лежали материалистические убеждения. Своих гладиаторов он называл «монстрами», но делал это в ласковой форме. Батиата говорил, что его школа - это не что иное, как ферма, на которой им выращиваются монстры-гладиаторы. Это утверждение имело право на жизнь, так как для просмотра борьбы с участием гладиаторов из Капуи в колизей съезжались жители самых отдалённых населённых пунктов, которыми владел император Римской империи.

Работать с гладиаторами Лентулу Батиату было нелегко. Тем более что достаточно было двух-трёх боёв, которые были бы неинтересны публике, и выступления в Колизее стали бы для школы Батиата уже недоступными.

Батиата отчётливо чувствовал возрастающую конкуренцию со стороны других гладиаторских школ. Для тогочтобы повысить мотивацию своих подопечных, им была разработана и внедрена инновационная программа. Он формировал у гладиаторов убеждение, что их жизнь - это обычный сон. И снится он каждому конкретному гладиатору «по воле богов». Известно, что в школе обучалось более двухсот гладиаторов. Большинство из них составляли пленные рабы из Галлии и Фракии. По мнению историков, восстание их произошло во многом из-за жестокого отношения к ним со стороны Лентула Батиата.

Историки утверждают, что Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны (или мирмиллоны). У мурмиллонов среди вооружения присутствовали полуметровой длины гладиус, большой прямоугольный щит. Голова была защищена беотийским шлемом в виде рыбы и гребня волны. Правую руку Спикула защищала манника. Спикул перед боем надевал на бедро повязку, опоясывался поясом. Верхняя часть ступней была обмотана толстыми обмотками. Гладиатор-мурмиллон был оснащён также короткими латами.

Этот гладиатор был самым любимым у Нерона. Об этом говорит тот факт, что после одного из боёв Спикул получил в подарок от императора дворец, множество домов и земель недалеко от столицы Римской империи. Нерон нередко говорил о том, что среди его армии гладиаторов Спикул убивает соперников наиболее искусным образом. В книге Макса Галло «Тит. Божественный тиран» указывается, что Спикул у Нерона был одним из самых опытных гладиаторов. Возможно, он обучал боевому искусству начинающих гладиаторов. Некоторые исследователи истории говорят о том, что Спикул был гладиатором-любовником. Он нередко сопровождал императора, когда тот посещал бордели и другие заведения подобного рода.

Спикул умер примерно в то же время, что и Нерон. Некоторые источники, описывая последние минуты жизни императора, указывают, что тот хотел погибнуть от рук Спикула. Нерон звал гладиатора, чтобы тот его убил. Однако любимого гладиатора во дворце не было.

После того, как Нерон сам себя убил, люди стали мстить приближённым жестокого правителя. Гладиатор Спикул был брошен под несколько статуй Нерона, которые люди тянули по форуму. Он был задавлен статуями. Это случилось примерно в июне 68 года.

ГАЙ ГАННИК

Точные даты рождения и смерти Гая Ганника неизвестны. Составитель энциклопедического словаря «Древний мир» В.Д. Гладкий полагает, что Гай Ганник умер в 71 году до нашей эры. Он был сподвижником гладиатора Спартака. Руководил большим отрядом, который составляли восставшие в Италии рабы.

Гладиатор Гай Ганник имел галльское происхождение. Хотя некоторые источники утверждают, что он был родственен кельтам (в одном из жизнеописаний Спартака указывается, что гладиатор ГайГанник принадлежал к самнитам - древнему италийскому народу саббельских племён). Вероятно, он был пленён в молодом возрасте во время захвата Галлии Римской империей. Во время восстания неоднократно участвовал в боях против римлян, в которых руководимое им войско одерживало победы. В 71 году до нашей эры Спартак и Гай Ганник решили провести бунтовавших против Римской империи рабов в их родные места, находившиеся в Галлии и Фракии. Ближе к концу восстания, когда Спартак решил захватить город Брундизий, двенадцатитысячное войско покинуло основные силы предводителя. Его возглавили Гай Ганник и Каст. Однако оказать достойного сопротивления напавшим на них римским войскам они не смогли. Несмотря на превосходившие силы соперника, Гай Ганник в бою был храбр и решителен. Он погиб недалеко от города Регия, располагавшегося в южной части современной Италии.

Римский историк Плутарх называл в «Сравнительном жизнеописании» Гая Ганника Гаем Канницием. Ганник овладевал гладиаторским искусством, обучаясь под руководством Лентула Батиата в его капуйской школе. В Капуе многие считали, что именно он - лучший гладиатор.

Гладиатор

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов , которые со временем менялись.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец » означал «Жизнь», а опущенный - «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак . Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями .

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах , но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке . Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту ), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом ). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи , доспех для предплечья (манику ) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus ) вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и средних размеров овальным щитом. Их выставляли на бои против фракийцев , ретиариев , иногда также против гопломахов .
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax ), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем , кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus ) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus ). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus» ), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами , но иногда и с мурмиллонами . .
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком , способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum ), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми:
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи . Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula ), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca , длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами .
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis ) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал , труб и водяных органов (hydraulis ).

Сохранившиеся арены

  • Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) - второй по величине амфитеатр после Колизея;
  • Арена ди Верона - ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны ;
  • Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
  • Амфитеатр в Помпеях - древнейший известный амфитеатр.

Также сохранились арены гладиаторских боёв в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран.

Известные гладиаторы

Гладиаторские бои в других странах

У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён (Источник: Г. Г. Ершова «Древняя Америка: полёт во времени и пространстве» ).

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» - фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953 г.).
  • «Деметрий и гладиаторы» - фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960 г.).
  • «Разбойник Варавва» - фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961 г.).
  • «Сын Спартака» - фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962 г.).
  • «Падение Римской империи» - фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964 г.).
  • «Два гладиатора» - фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964 г.).
  • «Спартак и 10 гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964 г.).
  • «Триумф десяти гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984 г.).
  • «Гладиатор» - художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000 г.).
  • «Последний гладиатор» - художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиа (Германия, 2003 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004 г.).
  • «Империя» - cериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005 г.).


mob_info