Как погиб "пахтакор". тайна крупнейшей авиакатастрофы ссср

11 августа исполнилось 34 года со дня гибели в авиакатастрофе ташкентского «Пахтакора».

В честь этой даты в столице Узбекистана по доброй традиции проведены детско-юношеские турниры и соревнования ветеранов, посвященные памяти погибших футболистов. В день скорбной даты будут возложены цветы к памятнику у стадиона «Пахтакор» и к могилам пахтакоровцев на Боткинском кладбище. Пройдут мероприятия и на месте авиакатастрофы – в украинском селе Куриловка. А многие болельщики с постсоветского пространства 11 августа просто вспомнят «Пахтакор-79» и, сидя за столом, помянут тех, кто «навечно остался играть в Поднебесье». Помянем их и мы. Наши журналисты, следуя законам футбольного братства, внесли свою лепту в то, чтобы память о трагически погибшей команде была жива и увековечена. Материал, который мы предлагаем читателям, был опубликован к 30-летию трагической даты, но своей актуальности, мы думаем, не потерял.

Страшная весть разнеслась быстро

Боль от страшной трагедии в небе над Днепродзержинском до сих пор заставляет сжиматься сердца почитателей футбола на всем постсоветском пространстве. 11 августа 1979 года о роковом столкновении в воздухе двух самолетов и гибели 178 человек знали немногие. Но страшная весть быстро разнеслась по стране. В то время шли вступительные экзамены в вузы, и в перерыве между ними мы, выпускники алма-атинских футбольных школ СДЮСШОР №3 и «Енбек», собрались на стадионе АДК поиграть в «дыр-дыр». О трагедии нам сообщил тренер, бывший кайратовец, Юрий Газинович Мусин, и поначалу мы в это не поверили. Официальную информацию в «Советском спорте» прочитали аж через неделю. И все равно я никак не мог представить, что больше нет «Пахтакора», именно тех футболистов, которые были извечными друзьями-соперниками нашего «Кайрата». Печальное известие воспринял близко к сердцу. Связано это с всеобщей болью утраты и с тем, что именно на матч кайратовцев против «Пахтакора» в 1969 году впервые на наш легендарный Центральный привел меня отец, и с этой встречи я не пропускал ни одной игры с участием этих команд, знал многих игроков в лицо.
Календарный матч против «Пахтакора» в том злополучном сезоне должен был состояться 18 августа. Через призму баталий флагманов двух соседних республик проходили футбольные детство и юность: пацанами мы часто выступали на детско-юношеских турнирах в Ташкенте и других узбекских городах и даже жили на знаменитой базе пахтакоровцев «Чиготай» в мае 1977-го. Расселившись тогда в коттеджах, шутили, что, может, спим на кроватях пахтакоровских знаменитостей Михаила Ана или Владимира Федорова. И вдруг внезапно не стало целой команды, которую хорошо знал и уважал.

В эпицентре всенародной скорби

Алма-Ата, как и весь Союз, скорбела, а Ташкент рыдал. Фотограф Сергей Архипов в то время работал в спорткомитете города Чирчика, что под Ташкентом, был в эпицентре всенародной земной скорби по погибшим футболистам и те дни запомнил на всю жизнь.
– Трагедия произошла в субботу, – рассказывает Сергей . – В воскресенье об этом знала вся республика. Во вторник в «Правде Востока», официальном органе ЦК Компартии Узбекистана, появилось соболезнование. Точную дату похорон никто не называл, и мы постоянно созванивались с Ташкентом. Со своим горспорткомитетовским руководством приготовили венки и цветы.
Видимо, чтобы не создавать ажиотажа, пахтакоровцев в цинковых гробах привезли утром 18 августа и траурный митинг провели в аэропорту. Вход туда был по спецпропускам. И все равно народ узнал, когда будут провожать в последний путь своих любимцев. Траурную процессию от аэропорта до самого Боткинского кладбища с обеих сторон дороги сжимали людские стены, под колеса военных грузовиков, в которых везли тела погибших, народ бросал цветы. Людской поток потом двинулся на кладбище. Атмосфера всеобщего горя и скорби витала над Ташкентом, и все люди плакали и рыдали. От такого зрелища аж мороз по коже шел. У меня у самого на глаза навернулись слезы, эта команда считалась народной, да и некоторых из пахтакоровцев я знал по юношеским турнирам. В таком шоковом состоянии город и вся республика находились очень долго. Когда проводился первый матч уже обновленного «Пахтакора» против динамовцев Тбилиси и диктор зачитывала имена погибших, то она зарыдала прямо в микрофон, и на забитом до отказа 50-тысячном стадионе многие болельщики тоже заплакали.

Брежнев, злой умысел или человеческий фактор?

Как же могла произойти эта трагедия? Статистика того рокового столкновения скупа и беспристрастна.

11 августа 1979 года в 13.35 на высоте 8400 метров над Украиной столкнулись самолеты, выполнявшие рейсы Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск (борт 65 735) и Челябинск – Воронеж – Кишинев (борт 65 816). На борту воздушных судов было всего 178 человек, в том числе 17 членов команды «Пахтакор», летевших в Минск на матч очередного тура чемпионата СССР.

Самолет, следовавший рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, выполнял последнюю часть перелета. В 13.11 лайнер взял курс на Минск. Чуть раньше, в 12.53, из Воронежа вылетел ТУ-134А, следовавший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. Долгое время эта авиакатастрофа широко не обсуждалась, и многие лишь предполагали, как могли столкнуться в небе два лайнера ТУ-134. Люди черпали информацию из слухов, а они были самые разные. С наступлением гласности различные версии, в том числе и самые нелепые и фантастические, широко тиражировались СМИ. Некоторые из них в гибели людей даже обвинили генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, мол, чтобы освободить путь его личному самолету, понадобилось сбить ракетами две гражданские «тушки». Кто-то усматривал в происшедшем политическую подоплеку – соперничество республиканских партийных боссов, а кто-то – злой умысел и террористический акт.

Согласно официальной информации следствие все свалило на человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, не учли правила фразеологии и радиообмена, пилоты из-за облачности и дождя просто не могли заметить самолеты друг друга. На высоте 8400 метров молдавский ТУ-134 врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и сразу же взорвался. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров самолет вошел в пике и разбился недалеко от села Куриловка.

Примерно через год молодого 22-летнего диспетчера Николая Жуковского, который грубо ошибся в расчетах, осудили на 15 лет. Такой же срок получил и его коллега, старший инструктор 29-летний Владимир Сумской.

Тайна гибели до конца не раскрыта

По прошествии 30 лет с того рокового дня о трагедии и легендарной команде написано много материалов, даже создан фильм «Тайна гибели «Пахтакора», но, по мнению вдовы Идгая Тазетдинова Аллы Сергеевны Шулепиной-Тазетдиновой, есть еще немало вопросов, на которые так и не получены ответы. И вопросов появилось еще больше, после того как она почти месяц во время строительства памятника погибшим пахтакоровцам пожила в селе Куриловка и пообщалась с очевидцами последних мгновений пикирования минского ТУ-134 и теми куриловцами, кто своими глазами видел врезавшийся в землю самолет, разбросанные в лесу тела и обгоревшие трупы.

Так что тайна гибели двух лайнеров Аэрофлота до конца не раскрыта. И может, в год 30-летия той печальной даты кто-то из спецгруппы Генпрокуратуры СССР, судей того громкого процесса, тех высокопоставленных работников, кто принимал решение о переводе этого дела в секретное производство, помогут пролить свет на неизвестные и загадочные моменты того черного дня и донести до людей всю правду о той страшной трагедии над Днепродзержинском. Тем более что материалы под грифом «секретно» рассекречиваются через 25 лет. А прошло уже 30.

Дань памяти – святое дело

В живых из той команды остались не полетевшие в поездку из-за травм Тулягян Исаков, Александр Яновский, Анатолий Могильный и старший тренер Олег Базилевич. Он вылетел раньше в Сочи, чтобы проведать супругу и заболевшего сына.

По телефону с известным специалистом мы общались в разгар строительства памятника «Пахтакору-79», и он тоже посодействовал перечислению средств на мемориал от киевских динамовцев, поэтому на очередной звонок из Алматы Олег Петрович Базилевич ответил приветливо.

– В курсе, что благородная акция осуществилась. Очень рад, что в год тридцатилетия трагической гибели той великолепной команды ей установлен памятник в Куриловке. К сожалению, не смог приехать на открытие. Приболел немножко.

– Олег Петрович, в тот год ваш «Пахтакор» мог замахнуться на медали?

– Сейчас говорить трудно, но исполнители были сильные, амбициозные, и мы планировали решать серьезные задачи. Спасибо специалистам Соловьеву и Каневскому. Их селекционная работа помогла сформировать боеспособный коллектив.

– 11 августа для вас особый день или стараетесь его не вспоминать, чтобы не бередить старую душевную рану?

– Это черная дата, но дань памяти – это святое дело. Помню я и всех своих игроков, и тренера Идгая Тазетдинова, и врача, и администратора. Каждый год в этот день я вспоминаю наш «Пахтакор-79» и поминаю его. О людях судят после того, как они уйдут из жизни. Аж три десятка прошло, а их до сих пор любят, вот памятник им поставили. Значит, оставили они свой след в футболе. Я предлагаю создать специальный фонд «Пахтакор-79» со своим валютным счетом и готов первым внести свой взнос. Думаю, что эту идею поддержат многие ветераны и клубы.

– Версий, из-за чего случилась та трагедия, очень много. Какой придерживаетесь вы?

– Мое мнение – тайна до сих пор остается тайной. Но, как говорится в Библии, все, что ни было тайным, становится явным. Когда-нибудь и кто-нибудь доберется до истины, а сейчас прошу вас, если будете в Ташкенте, то поклонитесь от меня могилам погибших пахтакоровцев. Светлая им память и вечный покой.

Пахтакоровцев помнят, значит, они живы…

Как и Олег Петрович, обязательно помянет 11 августа погибших друзей-соперников известный футболист и тренер «Кайрата» Тимур Санжарович Сегизбаев . Его с «Пахтакором» связывает не только острое соперничество на зеленых полях.

– «Кайрат» – «Пахтакор»! «Пахтакор» – «Кайрат»! Как это громко и призывно звучало для болельщиков 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого столетия. Полные арены в Алма-Ате и Ташкенте, вереницы машин с «чужими» номерами и настоящие битвы мастеров. Настраивать на такие матчи нас не надо было. Такие игры тогда именовались «международными».

Красницкий, Тазетдинов, Стадник, Абдураимов, Пшеничников, Степанов, Квочкин, Остроушко – это были имена. Сражались мы на поле самозабвенно, а за его пределами были друзьями. Как игрок я хорошо знал пахтакоровцев 60-х и то поколение, что пришло им на смену. А погибших даже сейчас могу охарактеризовать по игровым качествам. И Мишу Ана, и Володю Федорова, и Виктора Чуркина, и остальных. Мы со Стасом Каминским с 1976 по 1978 год возглавляли «Кайрат» и не раз бились с «Пахтакором». В 1979-м старшим был Игорь Волчок, но я оставался при команде.

Страшная весть застала нас, по-моему, в Баку, и нам начали звонить наши родные. До них дошла информация, что погибла команда из Азиатского региона, и они сильно волновались. Мы же переживали еще больше. В голове никак не укладывалось, что в один миг исчезла из жизни вся футбольная команда. Чувства невосполнимой потери обострились через неделю, когда появилась крошечная официальная информация, а наш матч против «Пахтакора», запланированный по календарю на 18 августа, был перенесен на более поздний срок. СМИ об этой трагедии долго умалчивали, и, может быть, ее удалось бы скрыть, если бы не гибель узбекских футболистов.

Сейчас память о них в граните и мраморе увековечена в Куриловке. Я хорошо знаю вдову Идгая Тазетдинова Аллу, она – автор этого проекта, и восхищаюсь ею.


О такой любви надо писать книги. К «Пахтакору», да и ко всему Узбекистану, казахстанцы всегда относились по-братски. У нас хорошие отношения. Мы, ветераны, часто приезжаем в Ташкент и первым делом возлагаем цветы к мемориалу и могилам погибших футболистов. Пахтакоровцы часто гостят у нас. И во время наших встреч мы вспоминаем тех, чья жизнь оборвалась в полете. В день тридцатилетия трагедии меня не будет в Ташкенте, но я, конечно же, найду время и в Алматы, чтобы пригласить ветеранов и почтить память пахтакоровцев. Их помнят, значит, они живы в наших сердцах.

Память о "Пахтакоре-79" будет жить вечно

Вспомним и мы поименно команду «Пахтакор-79», погибшую 33 года назад в авиакатастрофе.

  • Идгай Борисович Тазетдинов, тренер (13.01.1933)
  • * Михаил Иванович Ан, полузащитник (19.11.1952)
  • * Владимир Иванович Федоров, нападающий (05.01.1956)
  • * Алым Масалиевич Аширов, защитник (25.01.1955)
  • * Равиль Рустамович Агишев, защитник (14.03.1959)
  • * Константин Александрович Баканов, полузащитник (25.05.1954)
  • * Юрий Тимофеевич Загуменных, защитник (07.06.1947)
  • * Александр Иванович Корченов, полузащитник (04.05.1949)
  • * Николай Борисович Куликов, защитник (25.04.1953)
  • * Владимир Васильевич Макаров, полузащитник (09.03.1947)
  • * Сергей Константинович Покатилов, вратарь (20.12.1950)
  • * Виктор Николаевич Чуркин, нападающий (25.01.1952)
  • * Сирожиддин Ахмедович Базаров, нападающий (10.08.1961)
  • * Шухрат Мусинович Ишбутаев, нападающий (08.02.1959)
  • * Владимир Валиевич Сабиров, нападающий (14.01.1958)
  • * Владимир Васильевич Чумаков, врач команды (08.12.1932)
  • * Мансур Инамджанович Талибджанов, администратор команды (04.04.1944)
  • Памяти погибших пахтакоровцев посвящена

    Эдуард АВАНЕСОВ

    Трагедии в небе

    >> 1949 год

    Самолет, на котором «Торино» возвращался домой из Португалии, разбился о горный склон рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, в том числе и капитан команды Валентино Маццола, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли. К тому времени «Торино» четыре раза подряд становился чемпионом страны, а на момент трагедии лидировал в чемпионате, опережая преследователей на четыре очка. Сезон закончила юношеская команда «Торино», которая стала чемпионом Италии.

    >> 1958 год

    Самолет с «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел аварию при взлете в мюнхенском аэропорту. Погибли восемь футболистов, три руководителя клуба и восемь журналистов. МЮ возвращался домой после игры с белградской «Црвеной Звездой», которая закончилась вничью (3:3) и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

    >> 1961 год

    При столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибли 24 члена команды «Грин Кросс» , которые летели из Сантьяго в Осорно на матч Кубка Чили.

    >> 1969 год

    Погибли девятнадцать игроков и руководителей клуба «Стронгест» («Сильнейшие») , самой популярной команды Боливии. Их самолет разбился в Андах, когда команда летела в Ла-Пас.

    >> 1979 год

    Семнадцать игроков ташкентского «Пахтакора» погибли по пути на очередной матч национального чемпионата.

    >> 1987 год

    Сорок три человека – игроки, руководство и болельщики «Альянсы» (Лима) – погибли, когда команда возвращалась домой после очередного матча национального чемпионата. Самолет упал в море в шести километрах севернее перуанской столицы.

    >> 1993 год

    Погибли 18 футболистов сборной Замбии . Команда летела на встречу со сборной Сенегала в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Самолет упал в море рядом с Габоном.

Летят года, но боль не утихает.
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелёте птицы погибают.
Погиб и ты в полёте, «Пахтакор».

За горизонт ушли родные лица.
За горизонт земного бытия.
Но «Пахтакор» мне продолжает сниться.
Как будто в том полёте был и я.
Эдуард АВАНЕСОВ

Наверняка, при упоминании узбекского футбола у многих болельщиков возникают ассоциации с одним из самых известных клубов в стране - "Пахтакор". Его спортивная история насчитывает уже более 56 лет, и за это время команде удалось вырастить немало талантливых игроков, а также успешно продолжать свою спортивно-оздоровительную деятельность. Футбол, "Пахтакор" - наше вчера и сегодня - эти понятия уже неразделимы. А как же все начиналось?

История футбольного клуба "Пахтакор"

Футбольный клуб "Пахтакор" из города Ташкент - один из самых известных клубов Узбекистана, был основан 8 апреля 1956 года. Именно в этот день был проведен первый матч "Пахтакора" с командой города Молотова. В течение 36 сезонов (1956-1991) клуб выступал в различных лигах первенств СССР, а с 1992 года стал непременным участником высшей лиги чемпионата Узбекистана.

В 1959 году футбольный клуб "Пахтакор" был включен в Высшую лигу чемпионата СССР. В 1962 году команда заняла почётное 6-е место в чемпионате СССР, но в последующие годы дальнейшего успешного поднятия команды на пьедестале не произошло. Только в 1964 году ФК "Пахтакор" под руководством Александра Абрамова добился возвращения в Высшую лигу. Развитие команды пошло вверх: в 1971 году "Пахтакор" вновь вылетел в Первую лигу, а в следующем сезоне вернулся в Высшую лигу, выиграв турнир Первой лиги. Таким образом, к концу 1970-х годов подобрался очень сильный и перспективный состав, который знали во всем Союзе - футбольная команда "Пахтакор". Клуб старался не пропускать ни одной важной игры и достичь самого высокого спортивного уровня.

Трагедия фк Пахтакор в 1979

Пахтакор. Ташкент. 11 августа 1979 года - эту дату как одну из самых страшных запомнил весь мир. Тогда в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск - на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой ташкентской команды "Пахтакор". Второй самолет следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолетов погибли 178 человек, среди которых была и команда "Пахтакор" - лучший состав за всю историю ташкентского клуба.

Гибель команды "Пахтакор" стала самой печальной новостью для всего узбекского футбола. 11 августа 1979 года стало черной датой не только для игроков и тренеров ташкентского клуба "Пахтакор". Авиакатастрофа знаменитых футболистов стала трагедией для всего мира.

Вследствие страшной трагедии клуб "Пахтакор" в этом году, а также в нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Также в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, "Пахтакор" сохранял место в высшей лиге советского футбола. Сильнейшие игроки стремились своей игрой помочь этой команде, а болельщики на стадионах все так же громко скандировали: "Пахтакор". Фото всей погибших участников команды бережно сохранилось в клубе, а также у многочисленных поклонников узбекского футбола.
О пахтакоровцах того состава написано много, обо всех вместе и о каждом из семнадцати. Их именами названы улицы, школы…

Вот тот состав "Пахтакора", который летел на роковом рейсе:
Идгай Борисович ТАЗЕТДИНОВ, тренер (13.01.1933)
Михаил Иванович АН, полузащитник (19.11.1952) Владимир Иванович ФЁДОРОВ, нападающий (05.01.1956)
Алым Масалиевич АШИРОВ, защитник (25.01.1955)
Равиль Рустамович АГИШЕВ, защитник (14.03.1959)
Константин Александрович БАКАНОВ, полузащитник (25.05.1954)
Юрий Тимофеевич ЗАГУМЕННЫХ, защитник (07.06.1947)
Александр Иванович КОРЧЁНОВ, полузащитник (04.05.1949)
Николай Борисович КУЛИКОВ, защитник (25.04.1953)
Владимир Васильевич МАКАРОВ, полузащитник (09.03.1947)
Сергей Константинович ПОКАТИЛОВ, вратарь (20.12.1950)
Виктор Николаевич ЧУРКИН, нападающий (25.01.1952)
Сирожиддин Ахмедович БАЗАРОВ, нападающий (10.08.1961)
Шухрат Мусинович ИШБУТАЕВ, нападающий (08.02.1959)
Владимир Валиевич САБИРОВ, нападающий (14.01.1958)
Владимир Васильевич ЧУМАКОВ, врач команды (08.12.1932)
Мансур Инамджанович ТАЛИБДЖАНОВ, администратор команды (04.04.1944)

Но гибель "Пахтакора" не прошла бесследно - каждый год, в тот самый день родные, друзья погибших футболистов, а также болельщики собираются на Боткинском кладбище Ташкента, чтобы почтить память талантливых игроков.

"Пахтакор" сегодня

Сегодня, когда футболу в нашей стране уделяется огромное внимание, для большинства молодых юношей этот вид спорта становится настоящей путевкой в жизнь. В целях упорядочения и совершенствования системы подготовки собственных ресурсов, во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан № 338 "О дополнительных мерах по развитию футбола в Узбекистане" от 01.05.2006 г., была создана Академия ФК "Пахтакор", которая каждый день пополняется новыми юными футболистами. Основные цели, которые преследует Академия - это воспитание здоровой молодежи, формирование здорового образа жизни, развитие научно- методической базы для подготовки высококвалифицированных спортсменов и качественной подготовки резерва для главной команды клуба, юношеской, молодежной и олимпийской сборных команд Республики Узбекистан. "Пахтакор" все так же следует своей главной цели - развивать бренд отечественного футбола во всем мире.

Стадион «Пахтакор»

Перед входом на этот стадион установлен памятник в память о погибших в авиакатастрофе футболистах фк «Пахтакора» в 1979 году. Стадион «Пахтакор» по праву считается одним из главных стадионов Узбекистана. Здесь начинали свои первые тренировки футболисты одноименного клуба, здесь они добивались своих первых спортивных успехов. Стадион, построенный в 1956 году, расположен в центре Ташкента. В 1958 году здесь были установлены осветительные мачты, в 1966 году - электронное табло. С 2007 по 2009 года он подвергся масштабной реконструкции, после которой вместимость была сокращена до 35000 зрителей за счёт установки индивидуальных пластиковых кресел, пришедших на смену старым реечным скамейкам.

Увидел сегодня в поисковиках и вспомнилось. В детстве, когда слова "гастарбайтер" ещё не было в нашем лексиконе, да и самих "гостей-рабочих" особо не наблюдалось, а были только добрые старые "лимитчики", эта трагедия очень обсуждалась и переживалась. Да, да, именно переживалась. Мы были тогда искренними интернационалистами, а среди погибших были, по крайней мере, два знаковых игрока: Михаил Ан и Сергей Покатилов.
Трагедия моментально обросла легендами и слухами. Самый устойчивый гласил, что летела какая-то циковская шишка и из-за этого самолёт с футболистами перенаправили в другой, занятый, воздушный эшелон. Это и явилось причиной катастрофы...
Под катом привожу официальную точку зрения, насколько я понимаю, по результатам официального же расследования.

1-й ряд (сидят): В.Фёдоров, М.Талибджанов (администратор), Г.Антонов, Т.Исаков, В.Амбарцумян (тренер), К.Баканов, Ш.Ишбутаев, Ю.Басов, К.Новиков;
2-й ряд: О.Буров, В.Чумаков (Доктор), И.Тазетдинов (Тренер), В.Макаров, А.Кочетков (старший тренер), А.Могильный, Н.Куликов, В.Сабиров, Р.Агишев, Д.Роман;
3-й ряд: А.Дворников (массажист), А.Мусаев, С.Покатилов, А.Корчёнов, О.Аширов, А.Яновский, А.Убайдуллаев, Г.Денисов, В.Чуркин.
Из погибших в авиакатастрофе 79-го года на этом фото нет - М.Ан, Ю.Загуменных, С.Базаров.



11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два самолета Ту-134. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды "Пахтакор" из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.
Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735 выполнял рейс 7880 по маршруту Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск. В 13 часов 11 минут по московскому времени самолет с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск. Почти треть салона лайнера занимала футбольная команда "Пахтакор", летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.

Немногим ранее, в 12 часов 53 минуты, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск - Воронеж - Кишинев. Этот самолет был загружен более основательно - 88 кресел в пассажирском салоне были заняты, из них 16 - детьми в возрасте до 12 лет.
В тот день в Харьковском центре управления, осуществлявшего контроль полетов лайнеров над территорией Украины, дежурили семь диспетчеров. На сектор контроля неба над Днепродзержинском старший смены Сергеев направил молодого Николая Жуковского, недавно окончившего школу авиадиспетчеров. Контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.
Николай Жуковский произвел все необходимые вычисления. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты.
В 13 часов 33 минуты Владимир Сумской проверил расчеты молодого коллеги. В это время в небе появился третий самолет - Ил-62, совершавший полет на высоте 9000 м.
Обнаружив ошибку молодого специалиста, Сумской взял управление движением самолетов на себя и приказал в срочном порядке Ил-62 освободить высоту 9000 метров, а белорусскому самолету ее занять. В эту же минуту диспетчер предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.
Из-за внезапно возникших радиопомех борт Ту-134А команду диспетчера не принял. Вместо этого данный приказ услышал экипаж Ил-62, штурман которого с готовностью отрапортовал: "Понял, занять высоту".
Диспетчер, ожидавший ответа от ташкентского экипажа, не расслышал из-за помех позывные штурмана, посчитав, что принял ответ белорусского Ту-134, и выключил связь.
В 13 часов 35 минут и 38 секунд Ту-134А № 65816 врезался под углом 95 градусов в своего "близнеца" № 65735. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.
Спустя еще минуту экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс "Черкассы - Донецк", увидел страшную картину: немного правее его курса из облаков вывалились обломки самолета: искореженный хвост, кусок крыла, стойка шасси и люди.
В 14 часов 8 минут из аэропорта "Подгородное" (с. Подгородное, Севастопольская обл., Украина) уже взлетел Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе с. Куриловка (Днепропетровская обл., Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета.
Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.
Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля.
После этого все диспетчеры Советского Союза прошли инструктаж, а при подготовке новых специалистов до сих пор используется компьютерная программа, имитирующая ситуацию в небе над Днепродзержинском.
После этой авиакатастрофы в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет (включая чемпионат СССР 1979 года) независимо от результатов "Пахтакор" сохранял место в Высшей лиге советского футбола. Все члены футбольной команды "Пахтакор" были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.
Чудом спасся главный тренер "Пахтакора" Олег Базилевич, который в последний момент не сел в самолет, а отправился в срочную командировку в Киев.
В честь футболистов, погибших 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.

Согласно заявлению пресс-службы клуба "Пахтакор", в конце 2009 года в с. Куриловка, в небе над которым и произошла авиакатастрофа, будет установлен памятник команде "Пахтакор-79".
Материал подготовлен основе информации РИА Новости и открытых источников

«Пахтакор»-1979. 11 Августа 1979 года в небе над Днепродзержинском практически в полном составе разбился флагман узбекского футбола. Лишь по счастливой случайности на борту самолета не оказалось главного тренера команды Олега Базилевича. Спустя 35 лет Олег Петрович вспомнил свой «Пахтакор»-1979.

«Пахтакор» рвется к медалям»

– Это была удивительная команда… фактически «Пахтакор» был сборной Узбекистана, укомплектованный лучшими футболистами республики. В начале года многообещающая дружина почему-то забуксовала, и меня из Москвы (я в центральном совете спортобщества «Динамо» занимался методической работой) командировали в Ташкент, чтобы разобраться в ситуации и исправить положение.Принимать команду посреди сезона, не проведя с ней подготовительного периода, всегда сложно. Но я уже с первых тренировок понял, что мы сможем добиться успеха. Едва опробовав новые тактические варианты, ребята тут же стали применять их на поле. Поверили в себя и в ту работу, что я им предложил. Результат не заставил ждать – в Ростове победили СКА – 3:1, в Баку обыграли «Нефтчи» – 1:0, дома взяли верх над Минским «Динамо» – 2:0. За три дня до трагедии, 8 августа, в Ташкенте обыграли «Зарю» – 3:1.

Команда значительно поправила свое турнирное положение. Еще немного – и мы бы начали дышать в спину лидерам. В газетах начали писать, что «Пахтакор» рвется к медалям. Футбол в нашем исполнении начал напоминать модель игры киевского «Динамо» образца 1975 года, выигравшего кубок обладателей кубков. Уверен, что совсем скоро мы бы смогли вмешаться в спор за главные трофеи советского футбола. Те, кто помнят ту команду, знают, что это не преувеличение.

«Ан не должен был лететь в Минск»

– Уже 35 лет при любом упоминании о «Пахтакоре» у меня с тоской сжимается сердце. С этой болью я живу и буду жить до конца своих дней. Время не стерло боль утраты. Я очень полюбил этих ребят…Владимир Федоров и Михаил Ан имели опыт выступлений за сборную СССР. Федоров был быстрым нападающим, с хорошим дриблингом, отлично владел левой ногой. Ан чаще действовал на позиции «под нападающим», выделялся хорошим видением поля, умением отдать точный пас. Миша не должен был лететь с командой, потому что в матче с «Зарей» получил травму. Но как же без него! Миша – капитан и душа команды, место в самолете нашлось…

Опытный полузащитник Владимир Макаров – настоящий универсал. Действовавший на левом фланге Константин Баканов обладал хорошей дистанционной скоростью и ударом, часто исполнял нацеленные передачи в штрафную. Нападающий Виктор Чуркин – дриблинг, скорость, способность найти острое продолжение атаки. Подавали надежды молодые нападающие Шухрат Ишбутаев и совсем еще юный Сирожиддин Базаров...

Правый защитник Юрий Загуменных эффективно подключался к атакам. Равиль Агишев – центральный защитник, в обязанности которого входила работа «по игроку», то есть персональная опека. В паре с ним чаще всего выходил Алым Аширов – футболист атлетического сложения, который уверенно действовал на подстраховке, хорошо «читал» игру. Универсал Владимир Сабиров здорово боролся за мяч – у него даже прозвище было мощный.

Полузащитник Александр Корченов – работоспособность и скоростно-силовые качества. Защитник Николай Куликов – надежность действий. Надежен был и вратарь Сергей Покатилов. А в лице вдумчивого тренера Идгая Тазетдинова я сразу нашел единомышленника.

Обстановка вокруг команды была теплая и дружеская. Начальник команды Зокир Курбанов гостил у нас в Киеве. Приехал со своим казаном и специями, приготовил настоящий узбекский плов. До сих пор помню, как ловко и заботливо он колдовал над этим замечательным блюдом…

«Разбилась команда. Все погибли»

– На тот злополучный рейс я не сел по чистой случайности. Команда отправилась на игру в Минск. А я, предварительно согласовав этот момент с председателем республиканского комитета по физической культуре и спорту Мирзаолимом Ибрагимовым, на два дня раньше вылетел в Сочи. С тем расчетом, чтобы оказаться в Минске в день игры дубля. Полетел к семье, которая отдыхала в санатории «Узбекистан», – с женой и 14 летним сыном мы не виделись три месяца…

11 августа смотрели финал Кубка СССР «Динамо» Тбилиси – «Динамо» Москва. Телефона в номере не было, в дверь постучала горничная и сказала, что мне срочно нужно спуститься в холл – звонок из Ташкента. Как-то сразу стало не по себе. Такое чувство зарождающейся тревоги…

На проводе был Ибрагимов. Его голос дрожал. Сдерживая рыдания, он еле выговорил слова, которые до сих пор не укладываются в голове: «команда погибла… хорошо, хоть ты с ними не полетел…». Связь прервалась, я помню, что ухватился за стойку администратора, продолжая держать в руке телефонную трубку, до конца не осознавая ужас случившегося.

Было ощущение, что с головы до ног окатили ледяной водой. Как добрался до номера – не помню. Жена и сын потом признавались, что не узнали меня, когда я зашел в комнату. На вопрос, что случилось, я произнес только четыре слова: «разбилась команда. Все погибли». И уже не смог сдержать слез…

«Внутренне до сих пор не могу смириться с потерей»

– Узбекистан накрыло одно большое горе на всех. Люди стояли на всем пути следования траурного кортежа – от аэропорта до боткинского кладбища. И при этом невиданном скоплении людей не было ни давки, ни эксцессов…

Федерация футбола приняла решение вне зависимости от турнирного положения на три сезона освободить «Пахтакор» от угрозы вылета в первую лигу. Команду было решено сохранить. Бросили клич, в Ташкент отовсюду стали приезжать игроки, чтобы в составе нового «Пахтакора» играть в чемпионате. Я отправился в Москву, обошел столичные клубы, беседовал с игроками.

Из «Спартака» к нам перешел Валера Глушаков, с которым мы вместе полетели на первый после авиакатастрофы матч в Ереване. В других командах желающим покупали билеты, и они прилетали сами. Мы были рады каждому.

Через две недели команда возобновила выступление в чемпионате СССР. Некоторые игроки впервые надели футболки «Пахтакора» 23 августа в Ереване, непосредственно перед матчем с «Араратом». Мы уступили хозяевам – 1:3, зато выиграли следующий поединок в Ташкенте, обыграв «Динамо» Тбилиси – 2:1.

Конечно, чуда в том чемпионате произойти не могло. Да и задачи такой никто не ставил. Тем не менее остаток сезона нам все равно удалось провести намного лучше, чем многие ожидали. И большинство игроков, прибывшие тогда в Ташкент, смогли по-новому раскрыть свои возможности.

По окончании сезона («Пахтакор» занял 9 е место. – Прим. Ред.) Меня вызвали в Москву и сообщили, что я должен принять ЦСКА. Мне не хотелось покидать Ташкент. Я полюбил город и тех чудесных людей, которые окружали меня и помогали во всем. Но моей команды, этих замечательных ребят, уже не было. Внутренне я, наверное, до сих пор не могу смириться с этой потерей…

«Остались в небе ангелы футбола…»

Мэтр футбольной журналистики Узбекистана Эдуард Аванесов на трагедию отреагировал реквиемом.

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».
За горизонт ушли родные лица,
За горизонт земного бытия,
Но «Пахтакор» мне продолжает
сниться,
Как будто в том полете был и я.
Остались в небе ангелы футбола,
И шелест крыл я слышу до сих пор.
Кудесники мяча, факиры гола...
Как я любил тот прежний «Пахтакор».
Я помню вас, ребята, поименно...
Чтоб честь отдать вам в наши времена,
Произношу коленопреклоненно
С глубокой скорбью ваши имена.

Факты трагедии

В результате столкновения двух самолетов Ту-134 в небе над Днепродзержинском погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор» и 36 детей в возрасте до 12 лет. По числу жертв эта авиакатастрофа занимает первое место в истории СССР.

Главной причиной аварии считаются ошибки диспетчеров. Николай Жуковский и Владимир Сумской были приговорены к 15 годам заключения в колонии общего режима. Сумской отбыл в тюрьме шесть с половиной лет, после чего был выпущен на свободу за хорошее поведение. Жуковский покончил жизнь самоубийством.

В честь футболистов, погибших в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.

Сирожиддин Базаров не смог отправиться в Минск с дублем днем ранее из-за приезда отца, желавшего поздравить сына с 18 летием, и полетел вместе с основным составом 11 августа.День рождения накануне был и у одного из массажистов команды Анатолия Дворникова, который отмечали на частной квартире буквально в 100 метрах от базы. После ухода игроков Анатолий продолжил праздновать с близкими друзьями и в итоге вместе с журналистом Олегом Якубовым, который тоже должен был лететь в Минск, опоздал на самолет.Владимир Федоров перед вылетом почему-то приехал на базу во всем черном – черные брюки, черная водолазка и черный кожаный пиджак.

«Пахтакор», погибший 11 августа 1979 года

Сергей Покатилов вратарь, 28 лет
Николай Куликов защитник, 26 лет
Алым Аширов защитник, 24 года
Равиль Агишев защитник, 20 лет
Юрий Загуменных защитник, 32 года
Михаил Ан полузащитник, 26 лет
Константин Баканов полузащитник, 24 года
Александр Корченов полузащитник, 30 лет
Владимир Макаров полузащитник, 32 года
Виктор Чуркин нападающий, 27 лет
Сирожиддин Базаров нападающий, 18 лет
Шухрат Ишбутаев нападающий, 20 лет
Владимир Сабиров нападающий, 21 год
Владимир Федоров нападающий, 23 года
Идгай Тазетдинов тренер, 46 лет
Владимир Чумаков врач команды, 46 лет
Мансур Талибджанов администратор команды

«А мне достался №8 – покойного Миши Ана»

Одним из новичков «Пахтакора», пополнившим команду после трагедии, стал спартаковец Валерий Глушаков. В интервью «ССФ» он вспомнил события 35 летней давности.

– 12 августа «Спартак» играл с «Торпедо» в «Лужниках», я сидел в запасе после травмы, помню, горели после первого тайма – 0:1. А в перерыве узнаем: «Пахтакор» разбился. И на трибунах такой шепот пошел: разбились, разбились. После матча мне звонит Николай Петрович Старостин: «Валера, нет желания поехать помочь «Пахтакору»? «Каждая команда должна была дать одного или двух футболистов. И делать все надо было очень оперативно – чемпионат ведь продолжался. Вот мы с Мишей Бондаревым и отправились в новый «Пахтакор».

Собралась команда в Ереване – там должна была состояться игра с «Араратом». Народу хватало: из «Торпедо» Толя Соловьев приехал, Володя Нечаев – из Одессы, Петя Василевский – из Белоруссии, Зураб Церетели – из Тбилиси. Даже на скамейке кто-то сидел – из Ташкента молодые прилетели.

Назвал Базилевич состав и говорит: «разбирайте майки!». Мне достался №8 – Миши Ана покойного. Он не должен был лететь – травмирован был, но Базилевич сказал: «слетай, ты же капитан, поддержишь!». А Миша жуть как боялся летать на самолетах. Я это знал, потому что играл с ним в «молодежке». И вот, получается, не зря боялся…

Матч в Ереване. Минута молчания. Все с траурными повязками. И все игры в тот год, кстати, были с повязками. Повели – 1:0 (я гол забил), но потом три пропустили – 1:3.

Следующая игра была в Ташкенте против тбилисского «Динамо». Прилетели, руководители республики нас лично встретили в аэропорту, подарили национальные халаты, золотом расписанные, тюбетейки. На стадионе – аншлаг! Трибуны – как улей. Болельщики свой «Пахтакор» обожали – команда очень приличная была, в том сезоне могла в пятерку попасть. И за нас начали болеть так, что ноги сами побежали!

Грузины прилетели в своем звездном составе, который через два года выиграет кубок кубков. Но они нам немножко… нет, не отдали матч, но большого желания играть в день траура у них не было. Мы выиграли – 2:1.

Очень скоро все в СССР поняли, что команда у нас собралась очень приличная. Приехали ребята, которые по тем или иным причинам не играли в прежних клубах, и каждый старался проявить себя.

Андрюша Якубик – тот вообще в «Пахтакоре» раскрылся. Забил столько, сколько нигде и никогда не забивал. Вошел в Клуб Федотова.

Жили мы дружной семьей на базе в Кибрае. Там хорошо – бассейн, овощи, фрукты. Кондиционеры в номерах. Платили как везде. Хотя были приплаты – колхоз «Политотдел» подкидывал кое-что. Это все было легально – никто не запрещал поощрять футболистов. Впрочем, деньги – не главное, конечно. Не ради них мы приехали в Ташкент…

11 августа 1979 года случилась одна из самых крупных авиакатастроф. Над Днепродзержинском на высоте около 8400 м столкнулись авиалайнеры компании Аэрофлот. Один следовал по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев, а другой – Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск. Число погибших в результате этой авиакатастрофы – 178 человек.

Это была одна из крупнейших авиакатастроф в истории СССР и Украины. В ней погибло 17 футболистов ташкентского футбольного клуба Гибель команды«Пахтакор», что усилило резонанс трагедии.

Причины столкновения

11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров - Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.

Какой смертью боялись умереть русские

Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил - 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.

Почему произошла трагедия? Основные версии

В 13:35 произошло столкновение. По одной версии самолеты столкнулись лоб в лоб, а по другой – челябинский борт отсек у ташкентского хвост, и стал медленно снижаться, но шансов спастись не осталось после того, как в баках загорелось горючее. Другие и вовсе обвиняли Брежнева. Якобы он куда-то летел, и освободили воздушный коридор, а два самолета направили один на другой. Рассматривались также версии диверсии и политические мотивы. Команда «Пахтакор» была любимой командой Шарафа Рашидова (глава Узбекистана). Настораживало то, что команда разбилась именно в небе над Днепродзержинском, где родился Брежнев и началась партийная карьера Владимира Щербицкого, главы ЦК компартии Украины – одного из давних недоброжелателей Рашидова. До Андропова дошла информация, что Рашидов интересовался, какой самолет стал причиной аварии. Возможно, он хотел выяснить была это диверсия или нет?



mob_info