Игры регби. История возникновения, а также правила игры в регби

1 - форвард первой линии открытой стороны рус. левый столб 2 - отыгрывающий 3 - форвард первой линии закрытой стороны рус. правый столб
4 - форвард второй линии 5 - Форвард второй линии
6 - Левый крайний рус. левый ус 8 - Стягивающий 7 - Правый крайний рус. правый ус
9 - Полузащитник схватки
10 - Блуждающий полузащитник
12 - Центральный трёхчетвертной
13 - Центральный трёхчетвертной
11 - Левый крыльевой трёхчетвертной 14 - Правый крыльевой трёхчетвертной
15 - Защитник

Важное различие между русским и английским употреблением: в России «замком» часто называют игрока № 15. По-английски он называется fullback, а вот lock — это название форвардов второй линии схватки.

Интересно также, что в регби форварды — это мощные, но не очень быстрые игроки, ответственные за силовую игру, в том числе в защите, и давление с целью продвижения вперед. За быстрые прорывы отвечают обычно трёхчетвертные.

Очки

Очки в регби можно набирать следующим образом:

  • Попытка — игрок атакующей команды заносит мяч в зачётную зону, находящуюся между линией ворот и линией мертвого мяча, и, удерживая его рукой, касается им земли, либо прижимает мяч к земле любой частью руки или корпуса от пояса до шеи включительно.
  • Реализация — любой игрок команды, сделавшей попытку, устанавливает мяч на любой точке напротив того места, где была сделана попытка, и бьет по воротам. Если он попадает, попытка считается реализованной. Игроки другой команды должны находиться в своей зачетной зоне.
  • Штрафной удар — за некоторые нарушения правил судья назначает пенальти. Если команда, получившая на это право, решает пробить его, то мяч устанавливается на точке, где произошло нарушение, и один из игроков бьет по воротам.
  • Дроп-гол — любой игрок, когда мяч находится в игре, имеет право ударить по воротам. Для этого он должен уронить мяч и, когда тот коснется земли, ударить по нему. В принципе такие удары можно делать и при реализациях и пробитии пенальти, но обычно в этих случаях они не употребляются.

Ход игры

Игра начинается с жеребьёвки. Команда, выигравшая её, имеет право первой ударить по мячу либо отказаться от этого взамен на право выбрать сторону, на которой она будет играть в первом тайме. Обычно в этом выборе играют роль такие факторы, как положение солнца, сила и направление ветра.

Игра начинается дропом, или ударом с отскока на сторону соперника. Мяч должен продвинуться вглубь поля не менее чем на 10 метров.

Игрок с мячом имеет право бежать с ним в любом направлении, бить по нему или передавать мяч товарищам по команде. Если игрок будет остановлен c помощью захвата и упадет на землю, он должен немедленно отпустить мяч. Игрок, совершивший захват, также должен отпустить соперника и не имеет права вступать в игру, пока не встанет на ноги.

Первый игрок, успевший добежать до мяча, отпущенного захваченным игроком, может взять его: однако обычно два игрока оказываются на мяче одновременно. Тогда они встают лицом к друг другу и пытаются ногой откатить мяч назад, кому-то из игроков своей команды. Другие игроки могут присоединяться к раку: при этом они обязательно должны приблизиться к нему сзади, со стороны своих ворот, и должны обхватить за туловище одного из своих игроков, уже участвующих в раке. В раке нельзя брать мяч руками, топтать лежащего игрока, возвращать в рак мяч, уже вышедший из него, умышленно падать на землю. Обычно за раком стоит скрам-хав, стремящийся подхватить мяч после выхода из рака.

Если игрок с мячом не упал, а был задержан, и при этом с ним завязан другой игрок его команды, а один или несколько соперников пытаются продавить их назад, формируется мол. Как и в случае рака, к молу можно присоединяться лишь сзади. В моле нельзя блокировать мяч, запрещена грубая игра. Разрушать мол не запрещено, если при этом не допускается грубой игры. Мол считается законченным, если игрок с мячом покинул его, если мол зашёл за линию ворот или если мол остановился более чем на пять секунд.

При нахождении в 22-метровой зоне противника весьма эффективна тактика «катящегося мола»: мяч передается по рукам игроков атакующей команды, и крайний игрок отбегает в сторону, меняя направление движения мола.

Если мяч покидает игру через боковую линию, то есть вылетает за пределы поля или находится в руках у игрока, располагающегося за ними, можно произвести либо «быстрое» вбрасывание строго перпендикулярно боковой линии, так, чтобы мяч коснулся земли не ближе чем в 5 м от неё, либо вбрасывание в коридор. В этом случае обе команды выстраиваются в линии, перпендикулярные боковой. Игрок атакующей команды бросает мяч между ними, и обычно одного из игроков поднимают вверх, чтобы он попытался поймать мяч.

Мяч в игру вводит команда, ранее не владевшая мячом. Коридор назначается напротив того места, где мяч вышел из игры. Однако если один из игроков владеющей мячом команды, находясь за пределами своей 22-метровой зоны, послал мяч вперед ударом ноги, а тот вышел за боковую линию, не коснувшись земли, коридор назначается напротив того места, с которого был произведен удар. Если мяч был выбит ногой из своей 22-метровой зоны сразу в аут, и при этом не был передан в 22-метровую зону игроками владеющей мячом команды, то коридор назначается с места пересечения мячом боковой линии.

Команда Франции вбрасывает мяч в коридор

Если после удара атакующей команды мяч вылетает за пределы поля из зачётной зоны или игрок защищающейся команды дотрагивается мячом до земли в своей зачётной зоне, назначается свободный удар с 22-метровой линии.

Если игрок, находясь в своей зачётной или 22-метровой зоне, ловит мяч после удара ногой со стороны команды соперника, он имеет право крикнуть «Метка!». Игра останавливается, и назначается свободный удар.

После некоторых нарушений и остановок в игре назначается схватка. Для этого каждая команда формирует по три линии, выстроившись напротив друг друга. Передний ряд состоит из левого и правого столбов, как бы «подпирающих» собой схватку, и хукера, или отыгрывающего, чья цель — зацепить мяч ногой и отправить его назад своим игрокам. Форварды второй линии просовывают головы между туловищами столбов и хукера: они обеспечивают главное усилие для продвижения схватки вперед. По бокам третьей линии находятся левый и правый крыльевые форварды, а в центре — стягивающий, или восьмерка. Полузащитник схватки, или девятка атакующей команды вбрасывает мяч в получившийся коридор, и хукеры пытаются зацепить его и передать назад своим стягивающим или девяткам, которые встают позади схватки. Схватка закончена, если мяч её покинул или если она развернулась на 90° — тогда назначает новая схватка, мяч в которую вводит защищавшаяся команда.

Нарушения правил

Во время рака, мола и схватки игрокам запрещено предпринимать активные действия, находясь в офсайде, то есть между воображаемой линией, проходящей за пяткой последнего игрока своей команды, участвующего в раке, моле или схватке, и линией ворот соперника. За нарушение назначается штрафной удар. Нельзя также активно пытаться играть, находясь впереди своего товарища по команде, владеющего мячом, и пытаться завладеть мячом после удара ногой, сделанного игроком своей команды, если во время удара он находился не перед игроком, пытающимся схватить мяч.

Запрещено давать пас вперед и позволять ему отскакивать вперед от тела — исключения допускаются, если мяч начал двигаться вперед только после отскока от земли, и в случае блокировки ударов ногой со стороны соперника. Если после паса или игры вперед команда теряет мяч, судья может дать временное преимущество команде соперника: если они потеряют мяч, игра будет остановлена и судья назначит схватку в их пользу.

Многочисленные правила регулируют нарушения внутри рака, мола и схватки. При захвате запрещается целиться в голову и плечи соперника, игрок всегда должен стремиться именно схватить его. Запрещены подножки, хотя захваты ног разрешены.

Обычно за случайные нарушения назначается схватка, за преднамеренные — штрафной удар. Команда, получившая право на штрафной удар, может пробить его, может воспользоваться правом на схватку.

За грубые нарушения игрок может получить жёлтую карточку: тогда он обязан покинуть поле на 10 минут. Красная карточка означает удаление до конца игры.

В регби запрещено также любое препятствование сопернику, не владеющему мячом.

Если нарушение правил предотвратило неизбежную попытку, атакующая команда получает штрафную попытку и право на реализацию по центру ворот.

Если игрок защищающейся команды сделал пас в свою зачётную зону, а получивший его игрок дотронулся им до земли, атакующая команда получает право на схватку в 5 метрах от линии ворот.

Регби является одной из разновидностей футбола, представляющей собой командную игру, в которой применяется специальный овальный мяч. В этой статье мы коротко расскажем правила регби : как осуществляется пас, каким образом зарабатываются очки, а также какие санкции применяются к игрокам, нарушившим правила.

Необходимо сказать, что с 1900 по 1924 год регби находилось в официальной программе Олимпийских игр , а на 121-й сессии Международного олимпийского комитета было принято решение снова включить эту игру в программу Олимпиады-2016, которая пройдет в Рио-де-Жанейро.

Правила регби предусматривают, что игра осуществляется на специальном прямоугольном травяном поле , длина которого равна 100 метров, а ширина - 70 метров. Игра длится на протяжении двух таймов по 40 минут . Нужно отметить, что во время матча судья останавливает секундомер для совещаний с боковыми судьями, а также для вынужденных пауз во время игры из-за необходимости оказания игрокам медицинской помощи.

Целью игры является путем передачи мяча друг другу донести его как можно ближе к так называемой зачетной зоне , которая находится за воротами соперника. Правила регби гласят, что если игрок занес мяч в эту зону, то его команда получает 5 очков и право на выполнение дополнительного удара, выполняемого со специальной линии. Кроме того, очки можно зарабатывать, забив мяч со штрафного удара или же после специального удара с отскоком, который называется дроп-гол. Приносит он 3 очка.

Игрок может производить пас члену своей команды только назад или параллельно лицевой линии. Ногой мяч посылается лишь вперед, однако ловить его может либо бьющий, либо игрок, находящийся позади него в момент совершения удара.

За нарушения правила регби предусматривают реализацию штрафного удара (пенальти). Такой удар осуществляется с того самого места, где произошло нарушение. За пенальти засчитывается 3 очка.

Игра обычно начинается с жеребьевки . Команда, которая ее выиграла, имеет право произвести первый удар по мячу, а также выбрать половину поля, на которой она будет играть на протяжении первого тайма. Как правило, на выбор влияет положение солнца, а также направление и сила ветра. Кроме того, мяч после первого удара должен обязательно сделать отскок на стороне соперника не ближе чем в 10 метрах от средней линии.

Правила регби гласят о том, что игрок, владеющий мячом, имеет право бежать в любом направлении . Если же он был остановлен соперником с помощью захвата и при этом игрок падает на землю, то он должен немедленно выбросить мяч (передать другому игроку).

Также возможна ситуация, когда игрок не упал, а просто заблокирован участниками другой команды . В таком случае его союзникам разрешено устроить так называемый мол, то есть, применяя физическую силу и грубую игру, освободить игрока с мячом. Следует отметить, что мол является основой стратегии ведения данной игры, и он активно используется атакующей командой для пересечения с помощью силовой борьбы линии ворот противника.

Необходимо сказать, что приведенные выше правила регби не являются полными. Существуют отдельные регламенты для регулировки каждого этапа игры , начиная с первого удара и заканчивая проведением молов. Кроме того, разработана система выдачи игрокам карточек за грубые нарушения. Мы же в этой статье подчеркнули основные принципы игры и коротко описали ход ее ведения.

Напоследок нужно сказать, что почти за 200 лет существования игры правила регби были подвергнуты изменениям, в результате чего появилось 12 разновидностей этой игры . На сегодняшний день наиболее популярной считается ее шотландская версия - регби-7.

Регби – это веселый и динамичный спорт. Игра в регби дает множество преимуществ: укрепляет кровеносно-сосудистую систему, повышает выносливость, развивает как верхнюю, так и нижнюю части тела, придает подвижность, скорость и цепкость, помогает сбросить вес и многое другое. Это также хорошие способ провести время со старыми друзьями и завести новых.

Шаги

Перед игрой

    Что такое регби. Очень тяжело играть в игру, которую не понимаешь. Убедитесь, что вы понимаете, что такое регби до того, как начали играть. Существует множество способов узнать или прочитать об этой игре. Понимание поможет вам быстрее овладеть необходимым опытом и навыками.

    • Правила и техника. Изучите, как играть в игру, основные понятия, правила и способы игры. Какой тип мяча используется? Как передать мяч? Как набрать очки? Как взаимодействуют игроки? Эти вещи важно знать. Некоторые из них вы узнаете из этой статьи, но, возможно, вы захотите учиться дальше, посетив различные сайты или купив соответствующую литературу.
    • Смотрите матчи. Это лучший способ узнать больше о регби. Кроме того, это очень весело! Смотрите матчи местных и профессиональных команд, покупайте диски с записями или смотрите трансляции по телевидению. Это поможет вам лучше разобраться в хитросплетениях игры.
  1. Разминка. Очень важно сделать разминку перед физической активностью. Она подготавливает ваши мускулы к нагрузке и увеличивает циркуляцию крови. Таким образом, вы уменьшаете риск получить травму или растяжение.

    Подготовка. Регби – командная игра, так что вам понадобятся другие игроки, равно как и поле для игры. Убедитесь, что перед выходом на поле у вас достаточно игроков, у всех есть необходимая экипировка, а поле подходящее по размерам.

    • Поиск поля. Регби играют на большом, длинном и плоском поле. Размер в большей степени зависит от ваших намеренностей. Если вы хотите просто поиграть с друзьями, вам подойдет поле в местном парке. Если же вы хотите сыграть по-настоящему, вам и поле нужно подходящее. Свяжитесь с регби-клубом в вашей местности.
    • Экипировка. Для регби необходимо определенное количество атрибутики. Одежда легкая и подвижная, обувь желательно с шипами (бутсы). Игроки с более серьезными намерениями могут носить защитную экипировку: шлем, нагрудник, каппу. Однако это не обязательно, если вы просто играете с друзьями. Вам также нужен мяч и что-нибудь, чтобы отметить зону ворот. На профессиональных полях есть ворота, вы же можете использовать деревья в качестве ориентира.
    • Набор игроков. Для простой игры подойдут друзья и члены семьи. Если вы студент, возможно, вы найдете любителей регби среди других учеников. Вы также можете записаться в команду по регби или сформировать свою собственную. Для неофициальных игр игроки могут быть разных возрастов и пола. Для более профессиональных матчей следует соблюдать возрастную и половую категории.
    • Формирование команды. В каждой команде должно быть по 15 игроков, значит, в целом, вы должны набрать 30 человек. Это количество необходимо для более профессиональных игр. Убедитесь, что силы команд примерно равны, чтобы игра была интереснее.

    Основные положения

    1. Поле. Поле для регби зависит от цели и нужд игроков. Официальное описание поля таково. В каждом конце поля находятся ворота. Расстояние между ними примерно 100 м или меньше, зона за воротами не превышает 22 метра. Ширина поля не больше 70 м. Ширина ворот 5.5 метров, а высота балки между ними 3 метра над землей. Поле разделено центральной и боковыми линиями, а также линиями за воротами, означающими, что мяч попал в аут.

    2. Игровая терминология. Чтобы понять правила и методы игры, необходимо знать определенные игровые термины. Терминология может быть сложна для понимания, поэтому не бойтесь использовать несколько источников, чтобы разобраться. Video examples can often be found online.

      • Схватка вокруг мяча. Используется, чтобы начать игру заново после небольшого нарушения правил, или же поле пенальти. Фактически это тест на силу. 8 игроков из каждой команды обхватывают друг друга, чтобы создать единую массу. Команды наступают голова-к-голове. Надавливая на соперника и сооружая при этом тоннель между командами. Оставшийся член команды, заработавший “схватку”, пробрасывает мяч через тоннель. Стоящий во главе тоннеля игрок каждой команды старается перехватить мяч и пнуть назад своим товарищам по команде. Пока первые игроки борются за мяч, остальные должны помешать друг другу.
      • Схватка на земле. Обычно случается при перехвате мяча. Когда игрок с мячом падает на землю, остальные игроки наваливаются сверху, пытаясь вырвать мяч. Руки использовать нельзя, мяч нужно пинать. Кроме того, игроки должны наваливаться только сзади, не сбоку.
      • Мол. Мол похож на схватку на земле, только игрок при этом не падает. Если мяч получить не удается, объявляется схватка вокруг мяча. Начинает команда, у которой не было мяча до мола.
      • Аут. Когда мяч пнули или швырнули за пределы игровой зоны, судья объявляет аут. Форварды обоих команд выстраиваются в линию, интервал в метр, на том месте, где мяч попал в аут. Затем мяч пробрасывается между ними, задача форварда – завладеть мячом.
    3. Позиции игроков. В каждой команде должно быть 8 форвардов и 7 защитников. Задача форвардов (большие, сильные игроки) завладеть мячом, а защитников (легкие и быстрые) – выбить мяч вперед. В начале игры игроки выстраиваются в ряд.

      • Форварды первой линии. На первой линии располагаются три игрока: хукер и два пропа. Роль хукера завладеть мячом во время схватки вокруг мяча или выбивание мяча из аута. Пропы поддерживают хукера и других игроков, центр силы во время схваток.
      • Форварды второй линии. Вторая линия состоит из двух локов. Обычно это самые высокие игроки в команде, ловят мячи из аута и служат дополнительной силой в схватках.
      • Форварды задней линии. На задней линии находятся 2 фланкера и стягивающий, восьмой игрок. Обычно они поддерживают задние ряды в схватках, контролируя мяч, чтобы хукер мог взять его.
      • Полузащитники. 2 игрока осуществляют взаимодействие игроков нападения и защиты.
      • Трехчетвертные. 4 игрока прорывают оборону соперника или, наоборот, прорываются сами.
      • Замыкающий. Последняя линия защиты, сдерживает соперников, которые прорвались через предыдущие линии.

Правила регби очень объемны и сложны. В игре существует масса нюансов, каждый из которых имеет значение. Год за годом книга с набором этих законов становится всё толще и толще. Однако есть несколько фундаментальных вещей, которые остаются неизменными в большинстве вариаций этой игры.

Основные правила регби

Пожалуй, краеугольным правилом регби является, запрет передавать мяч вперед руками. На первый взгляд, кажется, что такой подход сильно ограничивает игроков, а само действо теряет в зрелищности и вариативности. Однако, это только на первый взгляд. Именно благодаря запрету на передачу мяча руками вперед регби стал не просто дракой, а очень сложной с тактической и стратегической точек зрения игрой. Ведь для того чтобы проложить путь к зачетному полю оппонентов нужно не просто обладать хорошими физическими данными, но и умом, смекалкой, умением импровизировать.

Еще одна деталь, по которой можно без труда, определить для какого вида спорта предназначено поле – это ворота. Ворота для регби напоминают букву Н. Сделано это не просто так: попадание засчитывается только если мяч пролетел между стоек над, а не под перекладиной, как это происходит в футболе и многих других видах спорта.

Отличительные особенности регби

Также можно отметить такие интересные особенности игры, как статические построение. Наверное, самое известное из них – это схватка. Схватка в регби назначается для того чтобы разыграть спорный мяч, что значит был совершен пас и игра вперед (различие можно узнать в правилах). По восемь нападающих с каждой команды сцепляются друг с другом в определенной последовательности и с силой начинают давить друг друга. В центр этого «пресса» полузащитник вводит мяч, который должен быть отыгран форвардами его команды. Работа в схватке – только для настоящих мужчин.

Схватки в матче сборных Англии и Ирландии

Еще одно интересное построение – розыгрыш аута. Кстати, вброс мяча в игру руками из-за боковой линии футболисты позаимствовали именно из регби. Но только на регбийном поле это действие превращается в настоящее шоу. Нападающие двух противоборствующих команд выстраиваются в шеренгу друг против друга, после чего хукер одной из сторон называет комбинацию розыгрыша и вбрасывает мяч. Тут-то и начинается самое интересное, ведь вариаций розыгрыша аута масса и порой получаются настоящие шедевры.

Оригинальный розыгрыш аута в исполнении сборной Уэльса

Регбийная форма

Регби – игра не для хлюпиков и слабонервных, здесь нужен дух, стремление и воля к победе. Именно благодаря своей первозданности и честности этот спорт завоевал массу поклонников по всему миру. Не последнюю роль в растущей популярности регби играет открытая борьба. Игроки команд-соперниц стоят лицом друг к другу, одетые в прочные шорты и регбийки. Из защитных элементов максимум - это мягкий шлем и мягкие подкладки на плечи, грудь и спину, которые помогают избежать открытых ран. Здесь побеждает действительно сильнейший.

Разумеется, все вышеперечисленное - это только для "затравки". Как мы уже говорили, регби - это очень ёмкая и сложная игра, поэтому для того чтобы вникнуть в мельчайшие детали нужно детально ознакомиться официальными правилами, последнюю версию которых можно скачать по ссылке.

Первые официальные правила регби появились во второй половине 19 в. Основные положения остаются неизменны, но время от времени в них вносятся определенные уточнения, призванные сделать игру более динамичной и зрелищной.

Площадка. Представляет собой прямоугольник не более 100 м в длину и 70 м – в ширину, с травяным (реже – земляным или песчаным) покрытием.

Игровая площадь состоит из игрового и зачетного поля. Игровое поле ограничено боковыми линиями и линиями ворот (сами линии не являются частью поля). Зачетное поле – площадь между линией ворот, линией «мертвого мяча» и боковыми линиями зачетного поля. (Линия ворот является частью зачетного поля, линия «мертвого мяча» и боковые линии – нет.) Длина зачетного поля: 10–22 м, ширина – не более 70 м.

На поле обозначаются также (параллельно линиям ворот) сплошные линии 22 м, ограничивающие площадь 22 м, и центральная (средняя) линия, которая делит поле пополам. По периметру площадки устанавливаются флажки, также обозначающие зоны и линии поля.

Прерывистыми линиями обозначаются 10-метровые расстояния от центральной линии поля и 5-метровые – от боковых линий.

Для игры в регби подходит и футбольное поле, но с другой разметкой.

Ворота. Имеют Н-образную форму и устанавливаются на линии ворот. Высота стоек – не менее 3,4 м, расстояние между ними – 5,6 м, расстояние от поверхности поля до перекладины – 3 м.

Мяч. Имеет овальную форму. Его поверхность может быть покрыта специальным составом, отталкивающим грязь, что позволяет лучше удерживать мяч в руках. Изготавливается из кожи. Длина мяча по линии – 280–300 мм, продольная окружность – 740–770 мм, поперечная окружность – 580–620 мм, вес – 410–460 г, давление внутри мяча (в начале игры) должно составлять 0,67–0,7 кг/см2.

Время игры. Два тайма по 40 мин. каждый (не считая добавленного, или компенсированного, времени, а также – при необходимости – дополнительного времени) с перерывом между ними 5–10 мин. После перерыва команды меняются воротами.

Составы команд. От каждой команды на поле одновременно выступают 15 человек (на игру заявляется от 18 до 22 игроков): 8 нападающих и 7 защитников, у каждого из которых свое игровое амплуа.

В регби возможны два вида замен – постоянная и временная: игрок, получивший травму, может временно покинуть поле для получения медицинской помощи. На время его отсутствия на поле выпускается запасной игрок. Все замены производятся только с разрешения полевого судьи в момент остановки в игре.

Экипировка. Включает шорты, майку, носки и бутсы, а также защитное снаряжение (наколенники, налокотники, щитки для голени, перчатки без пальцев, прокладки для плеч, защитное приспособление для рта, шлем).

На всех частях экипировки должен стоять знак соответствия стандарту IRB (Международная федерация регби). Игроки в «нестандартной» экипировке к матчу не допускаются. Правилами также запрещено надевать жесткие и острые предметы, зажимы, кольца, застежки-молнии, винты, драгоценные украшения и пр. аксессуары, которые в процессе игры могут нанести травму самому спортсмену, его партнерам или соперникам.

Способы ведения игры. Игра начинается начальным ударом по мячу с центра поля, после чего любой игрок может:

– ловить (подбирать) мяч и бежать с ним;

– передавать, бросать или отбивать мяч другому игроку;

– бить или иным способом продвигать мяч ногой;

– захватывать, толкать или атаковать плечом соперника, владеющего мячом;

– падать на мяч;

– принимать участие в схватке, раке, моле и коридоре;

– приземлять мяч в зачетном поле.

Начальный удар – удар по мячу с земли, выполняемый с середины центральной линии поля командой, которая получила право начать игру, или противоположной командой при возобновлении игры после перерыва между таймами, а также удар с отскока на центральной линии защищающейся командой после того, как соперник набрал очки.

Начисление очков. Происходит несколькими способами: за попытку, за гол, забитый после попытки, за гол со штрафного, за дроп-гол.

Попытка. Игрок заносит мяч в зачетное поле соперника и приземляет его там, т.е. касается мячом земли или падает на мяч. Удачная попытка оценивается в 5 очков. В случае, если попытка могла быть реализована, но этого не произошло из-за грубой игры противника, назначается «штрафная попытка» с места нарушения (она может принести атакующей команде 5 очков).

Удар по воротам после попытки. Команда, сделавшая попытку, получает право на удар по воротам. Он выполняется с воображаемой линии, перпендикулярной линии ворот и проходящей через ту ее точку, в которой попытка была реализована. Реализация удара (мяч должен пролететь над перекладиной между стойками ворот) оценивается в 2 очка. Таким образом, команда в одной атаке может набрать 7 очков.

Гол со штрафного удара. Право на штрафной предоставляется команде, против которой были нарушены правила. Гол со штрафного удара оценивается в 3 очка.

Дроп-гол. Успешный удар с отскока приносит 3 очка (по правилам регби, гол, забитый ударом «с руки», не засчитывается: регбист должен обязательно ударить его об землю).

Стандартные положения и комбинации в регби. К их числу относятся: схватка; рак; мол; коридор и аут; чистая ловля (метка); захват; а также свободный и штрафной удары.

Схватка. Формируется на игровом поле для возобновления игры после нарушения правил или остановки в игре. От каждой команды в схватке участвует по 8 игроков: обхватив друг друга руками и сомкнувшись с соперниками, они выстраиваются в три линии. Создается туннель, в который полузащитник схватки вбрасывает мяч так, чтобы игроки первой линии обеих команд могли завладеть мячом, зацепив его ногой.

Схватка формируется на месте нарушения или остановки игры в пределах игрового поля, но не ближе 5 м от боковой линии и от линии ворот. Мяч вводит в игру команда, невиновная в нарушении или находящаяся в атаке.

Средняя линия схватки – воображаемая линия, проходящая непосредственно под линией, образованной плечами игроков первых линий обеих команд. Средний игрок первой линии называется «хукером». Игроки по обеим сторонам от хукера – столбы. Левый столб № 1 (со свободной головой) и правый столб № 3 (c прижатой головой). Два игрока второй линии, толкающие столбов и хукера – замки. Игроки, связывающие вторую и третью линию – фланкеры. Игрок третьей линии, толкающий замков и фланкеров, – № 8.

Схватка считается оконченной, если мяч вышел из нее в любом направлении (за исключением туннеля).

Игроки не имеют права умышленно заваливать схватку, становиться на колени в схватке и пытаться овладеть мячом в схватке любой частью тела, кроме стопы и голени. Игрокам запрещается возвращать мяч в схватку, падать на мяч, выходящий из схватки, не являясь игроком первой линии, играть мячом, пока тот находится в коридоре, и т.д. Подобные нарушения наказываются штрафным или свободным ударом.

Рак. Фаза игры, когда один или несколько игроков от каждой команды, стоя на ногах и находясь в физическом контакте, группируются вокруг мяча, находящегося на земле между ними в пределах игрового поля. В таком положении открытая игра прекращается. Игроки, участвующие в раке, пытаются ногами отыграть или сохранить мяч, не нарушая правил.

Игроки, формирующие, присоединяющиеся или участвующие в раке, не должны опускать головы и плечи ниже своих бедер. Игрок, присоединяющийся к раку, должен одной рукой обхватить туловище партнера, уже участвующего в раке.

Играя в раке, спортсмены должны оставаться на ногах. Они не имеют права намеренно падать или вставать на колени. Подобные действия классифицируются как опасная игра. Игрок не должен намеренно заваливать рак (опасная игра), запрыгивать на него, умышленно наступать на лежащих на земле игроков и пр. Нельзя также возвращать мяч в рак, брать руками мяч, находящийся в раке, падать на мяч, выходящий из рака. Нарушения наказываются штрафным или свободным ударом.

Рак считается успешно завершенным, если мяч выходит из него или оказывается за линией ворот. В случае неуспешного завершения рака (т.е. когда в раке невозможно играть) судья назначает схватку (но он должен предоставить достаточное время для выхода мяча из рака). Мяч в схватку вводит команда, которая двигалась вперед непосредственно перед остановкой игры. Если ни одна из команд не имела продвижения вперед или судья не в состоянии определить, какая из команд двигалась вперед перед остановкой, мяч должна вводить команда, двигавшаяся вперед непосредственно перед формированием рака. Если движения вперед не было ни у одной команда, то мяч в схватку вводит атакующая команда.

Мол. Образуется, когда один или несколько игроков от каждой команды, стоя на ногах, находясь в физическом контакте и двигаясь в направлении ворот, группируются вокруг игрока, владеющего мячом. Открытая игра заканчивается. Мол может быть сформирован только в пределах поля. В нем должны участвовать минимум три игрока: игрок, владеющий мячом, и еще по одному игроку от каждой команды.

Голова и плечи игрока, входящего в мол, не должны располагаться ниже его бедер. Игрок, присоединяющийся к молу, должен «завязаться» в нем, а не просто находиться сбоку от него. Игроки в моле должны стараться оставаться на ногах. Игроку с мячом разрешается упасть на землю, – при условии, что он не освободится от мяча.

Запрещается намеренно заваливать мол и запрыгивать на него. Игроки не должны пытаться вытащить соперника из мола. Пока мяч находится в моле, игрок не должен вводить в заблуждение соперников, сообщая о том, что мяч вышел из мола.

Мол считается успешно оконченным, если мяч падает на землю или игрок с мячом выходят из мола. Если мяч в моле оказывается за линией ворот, мол также считается завершенным.

Игра может быть остановлена и назначена схватка, если мол становится неподвижным и более 5 сек нет продвижения вперед, а также при разрушении мола (но не в результате грубой игры). Если мяч находится в движении и судья видит его, он должен предоставить разумное время для выхода мяча из мола. Если игрок, владеющий мячом в моле, падает на землю (или игрок стоит на одном или обоих коленях или сидит на земле), также должна быть назначена схватка.

Мяч в схватку вводит команда, которая не владела мячом непосредственно перед формированием мола. Если судья не в состоянии определить, какая из команд владела мячом, то мяч должна вводить команда, двигавшаяся вперед непосредственно перед остановкой игры или атакующая команда, если движения вперед не было.

Аут и коридор. Мяч считается вышедшим в аут, когда:

– непосредственно после удара ногой он оказывается за пределами поля, не падая на игровую площадь и не касаясь игрока или судьи;

– не находясь в руках игрока, он касается боковой линии поля или земли (любого объекта) за боковой линией;

– находясь в руках игрока, мяч (или игрок, несущий его) касается боковой линии или земли за ней;

– игрок, ловящий его, наступает ногой на боковую линию или на землю за ней.

Если игрок, стоящий обеими ногами на игровой площадке, ловит мяч, уже перешедший за боковую линию поля, мяч не считается в ауте. Игрок может отразить или отбить мяч на игровую площадку, при условии, что он не сыграет при этом вперед. Если игрок поймал мяч в прыжке, то он должен приземлиться обеими ногами на игровую площадку. Игрок, находящийся в ауте, может ударить по мячу ногой или подыграть рукой, при условии, что мяч не пересек боковую линию, но он не должен держать мяч в руках.

После того, как мяч покинул поле, он может быть введен в игру либо быстрым вбрасыванием, либо вбрасыванием в построенный коридор.

Выполняя быстрое вбрасывание, игрок должен находиться в любом месте за пределами игрового поля между местом, где мяч коснулся или пересек боковую линию, и своей линией ворот. Мяч должен быть вброшен прямо вдоль линии вбрасывания (воображаемой линии, проходящей под прямым углом к боковой линии через место, с которого вбрасывается мяч), – так чтобы он первый раз коснулся земли или игрока не ближе 5 м от боковой линии.

Если мяч не был введен до построения коридора, то вбрасывание производится в коридор. Коридор начинается в тот момент, когда мяч покидает руки вбрасывающего игрока, и считается законченным, когда мяч или игрок, владеющий мячом, покинул коридор.

Игроки, выстраивающиеся на линиях, параллельных линии вбрасывания, формируют коридор. В каждой команде может быть один игрок, готовый поймать мяч, когда игроки, формирующие коридор, передадут или пнут мяч назад. Кроме игроков, формирующих коридор, в коридоре участвует хукер – игрок, вбрасывающий мяч, и его непосредственный оппонент, а также два игрока, готовых поймать мяч из коридора. Все остальные игроки, не участвующие в коридоре, должны, пока коридор не закончен, находиться не ближе 10 м от линии вбрасывания или за своей линией ворот.

Нарушения правил ввода мяча после аута наказываются свободным или штрафным ударами с линии 15 м (линии параллельной боковой и проходящей в 15 м от нее).

Метка. Считается, что игрок выполняет чистую ловлю или метку, когда, находясь в своей 22-метровой зоне или в своем зачетном поле, он чисто ловит мяч непосредственно после удара ногой соперника (за исключением начального удара). Одновременно с ловлей мяча игрок должен крикнуть «Метка!». Чистая ловля считается выполненной, даже если перед этим мяч коснется стойки или перекладины ворот.

После выполнения чистой ловли назначается свободный удар.

Захват. Ситуация, когда игрок, владеющий мячом на игровом поле, удерживается одним или несколькими соперниками так, что он, будучи удерживаемым, падает на землю или мяч касается земли.

Захваченный игрок должен немедленно отдать мяч и встать на ноги. Игрок, который захватил соперника и, удерживая его, упал с ним на землю, должен немедленно освободить захваченного игрока и встать на ноги. Он не должен играть мячом до тех пор, пока не будет стоять на ногах. Нельзя препятствовать захваченному игроку отдавать пас или освобождаться от мяча, вырывать мяч из рук захваченного игрока или пытаться поднять мяч до того, как он будет освобожден захваченным игроком, в положении лежа на земле после захвата играть или препятствовать мячу любым способом, захватывать или пытаться захватить соперника, владеющего мячом, преднамеренно падать на лежащего на земле игрока с мячом, стоя на ногах, препятствовать или мешать сопернику, не находящемуся в непосредственной близости (т.е. в пределах 1 м) от мяча, находясь в непосредственной близости от мяча в положении лежа на земле, мешать сопернику в овладении мячом.

Нарушения правил при выполнении захвата наказываются штрафным ударом.

Судейство. Осуществляется полевым судьей и двумя боковыми судьями.

Судья в поле контролирует время, счет игры, соблюдение правил. Во время матча только он является экспертом по оценке возникающих на поле игровых ситуаций. Его решения обязательны для игроков.

Для обозначения начала матча (второго тайма), окончания первого тайма или матча, удачной реализации попытки, для остановки игры после нарушения правил и т.д. полевой судья подает сигналы свистком и специальными жестами.

Боковые судьи подчиняются полевому судье. О своих решениях (например, если мяч покинул поле) боковой судья сигнализирует флагом. Во время выполнения удара по воротам, реализации попытки или штрафного удара боковые судьи должны помогать полевому судье, сигнализируя ему о результате.

Нарушения правил.

Блокировка. Правилами запрещается:

– игроку, бегущему за мячом, атаковать или толкать соперника, также бегущего за мячом;

– игроку, находящемуся в положении «вне игры», намеренно бежать или стоять перед партнером по команде, владеющим мячом, мешая тем самым сопернику;

– любому игроку, овладевшему мячом после того, как тот вышел из схватки, рака, мола или коридора, пытаться проложить себе путь через игроков своей команды, стоящих впереди него;

– любому игроку, который является внешним игроком в схватке, препятствовать сопернику перемещаться вокруг схватки.

Подобные действия расцениваются как блокировка и наказываются штрафным ударом с места нарушения.

Нечестная игра. Под нечестной игрой подразумевается умышленное нарушение любого пункта правил. Например, спортсмен намеренно выбрасывает мяч за боковую линию, затягивает время и т.д. Такие нарушения наказываются штрафным ударом или предупреждением. При повторном предупреждении игрок удаляется с поля.

Некорректное поведение, опасная игра. Правилами запрещается:

– наносить удар сопернику рукой;

– цеплять сзади или бить ногой по ногам соперника, ставить подножку или наступать на лежащего соперника;

– производить недозволенные захваты;

– атаковать или блокировать соперника, только что пробившего по мячу ногой и не бегущего вслед за мячом;

– держать, толкать, атаковать, блокировать или захватывать соперника, не владеющего мячом, за исключением игры в раке, моле или схватке;

– находясь в первой линии схватки, входить в соперника с ударом, а также умышленно отрывать соперника от земли или выдавливать его из схватки;

– преднамеренно заваливать схватку, рак или мол.

Подобные действия расцениваются как опасная игра. Игрок, допустивший опасную игру или некорректное поведение по отношению к сопернику (в любой форме), может быть удален с поля или предупрежден судьей о том, что будет удален при повторном нарушении. В дополнение к предупреждению (удалению) назначается штрафной удар с места нарушения.

Судья не должен останавливать игру после нарушения, если невиновная в нарушении команда имеет преимущество (территориальное или тактическое) – за исключением некоторых оговоренных правилами ситуаций.

Свободный и штрафной удары. Пробиваются с места, где было допущено нарушение, или с любого места за меткой на воображаемой линии, проходящей через нее перпендикулярно линии ворот. В случае, если место для пробития штрафного (свободного) удара оказывается ближе 5 м к линии ворот провинившейся команды, оно должно быть перенесено на расстояние 5 м от линии ворот.

Удар выполняется с рук, с отскока, с земли любой частью ноги ниже колена, но не коленом и не пяткой.

При пробитии свободного (в отличие от штрафного) удара мяч не может быть направлен непосредственно в ворота – включая удар с отскока. Если пробивающий штрафной намерен бить по воротам, игроки обороняющейся команды должны оставаться пассивными вплоть до момента удара. При пробитии свободного игроки команды-соперницы, находящиеся в положении «в игре», могут выполнять набегание (с момента, как бьющий начнет разбег), пытаясь предотвратить выполнение удара. Если им это удастся, новый удар не назначается, а в месте метки назначается схватка, мяч в которую вводят игроки защищающейся команды.

Удар по воротам должен быть выполнен в течение 1 мин с того момента, как бьющий обозначил свое намерение – появлением на поле специальной подставки или песка, при помощи которого делается метка на поле. В случае превышения «минутного» лимита удар отменяется и в месте метки назначается схватка, мяч в которую вводит противоположная команда.

Игроки команды, получившей право на удар, должны до нанесения удара находиться за линией мяча. Если кто-то не успел вернуться за линию мяча из-за быстрого выполнения удара, это не считается нарушением, но они не имеют права вступать в игру, пока не окажутся в положении «в игре».

Бьющий может отправить мяч в любом направлении и сыграть им снова без ограничений.

Игроки команды, допустившей нарушение, должны выйти на (или за) воображаемую линию, параллельную линии ворот и отстоящую на 10 м от места выполнения удара (или свою линию ворот, если она оказывается ближе к метке). Они не должны препятствовать выполнению удара (намеренно удерживать или отбрасывать мяч и пр.). Подобные нарушения наказываются переносом места удара на 10 м вперед или на линию 5 м от ворот (в зависимости от того, какая из них ближе).

Если в результате выполнения штрафного в зачетном поле мяч вышел за его боковую линию или линию мертвого мяча, или же игрок обороняющейся команды сделал мяч «мертвым» до того, как он пересек линию ворот, – в 5 м от линии ворот назначается схватка, мяч в которую вводит атакующая команда.

Команда, невиновная в нарушении, может вместо штрафного (свободного) удара выбрать альтернативную схватку с места, откуда должен был бы пробиваться удар, вводить мяч в схватку будет она.

За любое нарушение со стороны команды, пробивающей штрафной (свободный), на месте метки назначается схватка, мяч в которую вводит команда-соперница.

Положение «вне игры». Термин «вне игры» означает, что спортсмен оказался в позиции, в которой он не имеет права участвовать в игре, – в противном случае его команда наказывается штрафным ударом с места нарушения.

Различают положение «вне игры» в открытой игре; в схватке; в раке и моле; в коридоре.

«Вне игры» в открытой игре означает, что спортсмен оказался впереди мяча, которым последний раз играл его партнер по команде.

Для полузащитников схватки линия «вне игры» проходит через мяч в схватке – параллельно линии ворот. Для всех остальных игроков подобная линия, тоже параллельная линии ворот, проходит через стопу последнего игрока своей команды.

Игроки, не принимающие участия в схватке и не являющиеся полузащитниками схватки, попадают в положение «вне игры», если пересекают или остаются впереди своей линии «вне игры».

Линией «вне игры» в раке и моле считается воображаемая линия, параллельная линии ворот и проходящая через стопу последнего игрока. У каждой команды своя линия «вне игры». Игроки, не участвующие в раке (моле), должны присоединиться к раку (молу), либо немедленно выйти за линию «вне игры».

При формировании коридора для каждой команды определяются две линии «вне игры», проходящие параллельно линии ворот. Игрок, участвующий в розыгрыше коридора, считается в положении «вне игры», если он – до того, как мяч коснется игрока или земли, – умышленно заступит за линию вбрасывания. Игрок, вбрасывающий мяч, должен оставаться в пределах 5 м от боковой линии или присоединиться к коридору после того, как мяч был вброшен. Игрок, не участвующий в коридоре, считается в положении «вне игры», если он до окончания коридора заступил за линию «вне игры».



mob_info