Где возникла йога. Философское учение йоги в индии

Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.

Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.

Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.

Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.

Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.

Современная йога

Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.

Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?

Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.

Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.

Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.

Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.


Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.

Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.

Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.

То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.

Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?

Обратимся опять же к Патанджали.

Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".

"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.

Они оказались правы.

Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.

Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.

Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.

Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.

А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.


А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.

В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.

Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.

Виды йоги

Хатха-йога

Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.

Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.

Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.

Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.

А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.


А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.

Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.

Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.

В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.

Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.

Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:

  • выполняете их не через боль;
  • не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
  • даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.

Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.

Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.

Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.

Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.

Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.

Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.

Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.

А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.

Тантра-йога


У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.

Кундалини-йога

Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.

Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.

При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.


Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.

Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.

Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.

Раджа-йога

Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.

Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.

Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.

Ступени йоги

Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.

Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.

Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.

Яма и Нияма

Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.

Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.

А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.

У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.

Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.

Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.

Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.

Асана

Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.

Пранаяма

Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.

Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.

Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна

Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.

Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.

Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.

Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.

Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.


Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.

Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.

Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.

Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.

Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.

На этом сегодня все.

До скорых встреч друзья.

А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:

С уважением, Сергей Тигров

Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.

Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.

Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием - практиковал «ведическую» аскезу - тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар - убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»

Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур - Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец - это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.

Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.

Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога - это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».

Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога - это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали - автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума - раджа-йогу («царская йога»).

Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги - кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами - угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.

Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».

Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»

Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.

И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).
Вот эти несколько человек:


  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);

  • Паттабхи Джойс;

  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);

  • А.Г. Мохан.

Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?

Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.

Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.

Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?

Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».

Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.

Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.

Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».

Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.

Еще один предполагаемый учитель Тирумалая - загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.

Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу - как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.

Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.

Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов - это проблема не долготы проверки, а качества проверки.

Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.

— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?

Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других - в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.

Священные предания волховских и знахарских родов Подолья Украины, свидетельствуют, что все ведические духовные знания и практики были переданы людям в незапамятные времена — Сварогом и Ладою. Они даровали Святой Покон и Ведическое Знание родоначальнику людей Миру (Ману). Это знания он передал своим потомкам. Так ведическая мудрость пришла к ариям (трипольцам), предкам славян, как духовное наследие Альтлану. В те времена Ярга в отличии от других смежные и соединенных с ней систем (Родосвет, Жива и т.д) было духовной практикой, доступной далеко не всем, а лишь духовенству (жречеству). После затопления Альтлана, ее жреческие роды осели в Египте и на Руси-Гиперборее. Таким образом Ярга появилась на Руси и уже от нас пошла в Индию и стала там называться Йогой. Практика самосовершенствования духа, души и тела – Ярга, всегда была одной из главных основ духовно-магической подготовки кудесников, жрецов, ведунов и волхвов — духовных проводников Святой Руси. Это был путь Избранных, великих, самоосознавщих себя душ. Самые упорные из славянских волхвов, используя Яргу достигали состояния Ясны (просветления) и становились волхвами-радетелями, великими мастерами Жизни, которые в совершенстве владели ведической мудростью и духовной силой (Живой, Родосветом, Родоладом и т.д) раскрывая в себе единство с Богом и огромный потенциал сверх возможностей.

История происхождения Ярги.

Около 7 500 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Бога – Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как такую. За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но нерушимо сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики.

Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем саморазвития и самопознания, сегодня широко известна во всем мире как Йога. Первые упоминания о йоге мы находим в Ригведе (изначальной веде Предков). Наиболее древней и изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце. Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книгу в виде сутр – поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством.

В то же время на арийских-славянских землях традиция Вед и ведических практик не исчезла, а продолжила свое существование, также прославляя Всевышнего через Солнце-Огонь (Агни) и огненные ритуалы, часть которых была и осталась как Ярга!

Ярга, Яга-Йога – путь Ясны.

Ярга, Яга-Йога – это различное произношение одной и той же практики. С приходом христианства Я(р)га-Йога, как часть ведической традиции, стала отрицаться и демонизироваться, как и ее носители – волхвы, ведуны, жрецы (жрицы). Но, несмотря на все это, мы косвенно знакомы с Я(р)гой через образ Бабы-Яги. На самом деле в этом устрашающем сказочном персонаже заложен образ ведающий женщины, которая также связана с Огнем-Солнцем. Поэтому доброму молодцу не обойтись без древней мудрости в путешествиях, а для подготовки к нему нужна банька (огонь) да утро (солнце). Для мыслящих людей связь очевидна.

В том или ином виде Ярга практиковалась и до сегодня практикуется православными ведающими Родового Огнища. В некоторых моментах физической культуры она сходна со своим индийским аналогом, и в тоже время имеет свое неповторимое отличие, как в духовных техниках, так и телесных.

Каждый человек использует практику Ярги на своем уровне. Для кого-то Ярга – это, в первую очередь, система физического совершенствования. Для других – это духовная практика, способствующая развитию контроля над сознанием, увеличению уровня внутренней силы, открытию сверхспособностей. Для ведающих Ярга – это духовное просветление, познания себя, Бога и себя в Боге.

На начальном этапе занятий Ярга направлена на сохранение красоты и здоровья тела. Ежедневная практика Ярги очищает ум и избавляет от внутренних блоков и зажимов. Ярга во много раз повышает эффективность работы с Живой – жизнетворной силой Всевышнего, силой здоровья и исцеления. Но главное, Ярга – это путь Ясны (просветления) и единения с Всевышним.

Ярга являет собой комплекс постав тела, дыхательных упражнений (живодыхания), живозвуков (мантр), радений (молитв) и священных станов (медитаций) направленных на самосовершенствование человека.

Выполнение постав развивает здоровье человека, укрепляет внутренние органы, опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы, нормализует обмен веществ и формирует красивую фигуру. Способствует омоложению и наполняет кожу внутренним свечением. Человек, практикующий Яргу, многократно увеличивает свой поток Живы, поэтому всегда здоров и привлекателен. Его тело легко поддается контролю с помощью силы намерения. Оно становится более гибким, ловким и выносливым. Ярга не только избавляет от болезней, но и приносит очень приятное осознанное чувствование своего тела.

Для души и тела.

Очень часто люди, занимающиеся духовным развитием, забывают о собственном теле, считая его бренным и второстепенным. Иногда бывает так, что тело становится своего рода обузой. Сознание развивается, а тело волочится где-то сзади. Тогда, согласно закону маятника, как правило, появляются проблемы с физическим здоровьем. Ведь бросаясь в одну крайность, мы оказываемся в ее противоположности. Ярга направлена на гармоничное развитие и тела и духа. Занимаясь Яргой, мы начинаем ощущать единство духа, души и тела. Приходит ощущение слаженности и оживления.

Следующий уровень Ярги – это работа с Животоками (энергетическими каналами) и Чарами (чакрами). На этом уровне человек становится мастером не только своего тела, но и своей жизни. Работая с чарами, мы влияем на различные сферы бытия. Происходит избавление от внутренних блоков, страхов. В то же время повышается уровень внутренней энергии, что дает возможность практиковать более глубокие медитации. Умение управлять своими внутренними силами, взаимодействовать с внешними энергиями и гармонично их направлять также дает нам практика Ярги.

Занимаясь Яргой, мы открываем для себя мощную силу живозвука, в современном мире более известного как мантры. Пение живозвуков в потоке Света Рода (Живы) – это очень высокий уровень духовного радения и священных станов. С его помощью человек способен остановить бесконечную болтовню логического ума, выйти за пределы тела для путешествий души (астральных путешествий), очень ясно слышать голос Всебога и Богов. При этом приходит глубинное осознание себя и Вселенной. Яр – солнце, га – путь, движение, то есть Ярга – это Путь Света, быстрое (ярое) движение (развитие) как таковое. На дальнейших этапах практики для каждого открывается свой неизведанный путь – путь Ясны.

Ярга – это не наука, которую можно изучить за более или менее длительный период времени, а ежедневная практика, которая не имеет конечной точки. Только регулярная и постепенная работа над собой позволяет продвигаться на более высокие уровни духовного развития.

Заниматься Яргой могут все люди, независимо от возраста, рода деятельности и внутренних устремлений. Для этого нет необходимости отрекаться от мира и жить жизнью отшельника. Также нет обязательного требования продолжать свою практику Ярги для достижения наивысшей Реальности – Бога. Каждый человек может самостоятельно почувствовать и остановиться на подходящем ему уровне.

Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги - Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога - в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога.

Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.

В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.

Основные составляющие йоги

Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:
1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к , практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.
2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.
3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.

4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.
5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.
6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.
7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.
8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.

В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.

Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы , ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.

История зарождения йоги

Обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

Виды и направления йоги

Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения. В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания. В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.

Направления йоги

Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только , определенных ритуалов, песнопений и мантры.

Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, - самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил . Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно . Хатха способна , наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».

Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

Занимающиеся йогой на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

Источники йоги

Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.

Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.

К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.
Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.

Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.



mob_info