Черта к которой вызывают дуэлянтов. Что такое дуэль? Правила дуэли

С одной стороны, прекрасно, что высшей ценностью для любого дворянина стала его личная честь. Но с другой стороны, дворянское общество однозначно утвердилось во мнении, что защитить и восстановить личную честь или честь семьи может только сам дворянин, законы в этом случае бессильны, а любое вмешательство властей только оттягивает неминуемую развязку. При этом законы, категорически запрещающие дуэли, мягче не стали.

Российское дворянство, созданное Петром I, далеко не сразу пришло к такому пониманию личной чести. Собственно, о какой чести мог говорить дворянин, при обращении к монарху униженно называвший себя холопом и не смевший даже думать о сатисфакции, если его оскорбило лицо, стоящее выше в иерархии власти. Ситуация стала медленно меняться только во времена правления Елизаветы. Окончательно же разрушила старое представление дворян о своем месте и значении в государстве Екатерина II.

Именно при Екатерине дворяне получили личную свободу и возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Но понадобилась смена поколения, чтобы дворянство утвердилось во мнении, что и личная честь не принадлежит государству и защитить её можно только самостоятельно. Для защиты чести российское дворянство теперь признавало только два способа: или принесение обидчиком публичного извинения. Естественно, что количество дуэлей резко возросло, а главное, они стали более кровавыми.

И во времена правления последних императриц дуэлей в России было немало, но как правило они проходили среди равных или близких по общественному положению дворян. При этом, поводом к дуэли могла служить любая мелочь, зачастую чрезвычайно далекая от оскорбления чести. Во времена Екатерины Н. И. Страхов писал о нравах в высшем обществе: «Бывало, хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».

Любопытно, что именно при Екатерине, смотревшей на дуэли сквозь пальцы и считавшей, что «поединок, хотя и преступление, не может быть судим обыкновенными уголовными законами», . Поговаривали, что и у самой императрицы в молодости была дуэльная история со своей родственницей.

В век Екатерины дуэлянты предпочитали выяснять отношения на шпага или саблях, поэтому смертельных исходов было относительно немного. Во времена Александра I, когда главной причиной дуэлей стало оскорбление чести, оружие стали выбирать более смертоносное — пистолет. Собственно, причин для этого было две: пистолет практически уравнивал шансы, так как стрелялись на близком расстоянии (обычно 10−15 шагов), когда промазать трудно, да и вероятность убить или тяжело ранить обидчика резко возрастала.

Уравнивание шансов было немаловажно, так как теперь на дуэлях часто дрались люди, существенно отличавшиеся и возрастом, и общественным положением, и умением владеть оружием. Понятно, что чиновник предпочитал не рубиться на саблях с кавалерийским офицером, а стреляться. Особенностью русской дуэли этого времени было и то, что её часто стремились закончить если не смертью противника, то его серьезной раной. В Европе подчас сам факт выхода на дуэль свидетельствовал о том, что честь защищена, но в России для этого требовалось пролить кровь обидчика или получить его извинения.

Без серьезных последствий при взаимном согласии сторон могла закончиться только дуэль из-за мелких ссор. Если была серьезно затронута честь, компромиссы признавались неуместными, а дуэль обязательной. Так, Пушкин, отправляя секунданта договариваться об условиях дуэли с Дантесом, наставлял его: «Условьтесь только насчет материальной стороны дуэли. Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь».

От вызова на дуэль были защищены только члены императорской фамилии, которых традиции запрещали вызывать на поединок. Но и в отношении с ними дворяне находили возможность отстаивать свою честь. Еще будучи генералом, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) во время смотра то ли замахнулся, то ли грубо схватил за мундир чем-то провинившегося офицера. В ответ услышал вежливое, но твердое: «Ваше высочество, в руках у меня шпага». Развития ситуация не получила, но урок будущий император усвоил. По России эта история ходила в нескольких вариантах. В её реальности можно сомневаться, но то, что её пересказывали, отражало главное — теперь свою честь дворянин был готов отстаивать даже перед теми, на кого его предки и глаза поднять не смели, и дворянское общественное мнение его в этом поддерживало.

Высокие представления дворян о собственной чести устраивали и монархов, недаром же за дуэли, проведенные в соответствии с установившимися правилами, наказания были символическими, хотя закон предусматривал смертную казнь. Зачастую происходило наоборот, тот, кто следовал букве закона, наказывался строже или становился для дворянской среды чужим, его просто переставали принимать. В этом отношении характерна дуэль генерал-майора Бахметьева и штабс-капитана Кушелева. За шесть лет до дуэли Бахметьев оскорбил четырнадцатилетнего юнкера Кушелева, который тогда не смог вызвать офицера на дуэль. Через годы судьба свела их снова, и вызов состоялся. Дуэль пытались предотвратить многие, но безуспешно. Оба стрелявших промазали, видимо, не без умысла. После чего Бахметьев извинился перед Кушелевым и попросил простить обиду.

Самое интересное началось после дуэли. О ней стало известно властям, последовал очень жесткий приговор суда, предусматривающий разжалование дуэлянтов и лишение их дворянства. Александр I приговор не утвердил, суровые наказания для участников дуэли и секундантов заменили на чисто символические. Больше других пострадал бывший секундантом граф Венансон, которого заключили в крепость, а затем сослали на Кавказ. Пикантность в том, что именно граф донес о состоявшейся дуэли.

В это время в дворянской среде появилось и понятие корпоративной чести, особенно в армии. Честь своей роты, полка, армии, вида войск офицер должен был защищать, как и свою собственную. Если при офицере пренебрежительно отзывались о его полке или сослуживцах, он был обязан вызвать говорившего это на дуэль. В противном случае считалось, что он разделяет это мнение и в полку ему не место. Выходом из подобной ситуации было увольнение со службы или перевод в другой вид войск, но вероятность, что такого офицера примут в другой полк, была крайне низка.

В России того периода трудно было найти дворянина, у которого за плечами не «висело» несколько дуэльных историй. Кстати, большинство вызовов, последовавших по пустяшным причинам или спьяну, заканчивались мирно. Протрезвев, потенциальные дуэлянты решали, что дело можно уладить без стрельбы, а заодно и «обмыть». Но появились и бретеры, сделавшие дуэль щекочущим нервы развлечением, стрелявшиеся по поводу и без оного. Появились четверные и даже шестерные поединки, когда по одному поводу стрелялись несколько пар дуэлянтов. Любопытно, что ни бретеры, ни участники массовых поединков обычно серьезных наказаний не несли, если дуэли проходили с соблюдением всех правил. Так, граф Федор Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, а общее количество своих дуэльных историй даже подсчитать затруднялся. Временные лишения чина или кратковременные заключения на гауптвахте или в крепости графа не смущали, к ним он относился философски.

Именно к дуэли с Федором Толстым несколько лет готовился Пушкин, высланный в Кишинев, но их сумели все же помирить. Стоит заметить, что и сам Александр Сергеевич иногда не прочь был побретерствовать. На его счету более десяти дуэльных историй, стрелялся же он, как минимум, три раза. После дуэли с поэтом, произошедшей в Кишиневе из-за какого-то пустяка, полковник С. Н. Старов сказал Пушкину: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Друг поэта И. П. Бартенев вспоминал позднее: «Такой отзыв храброго человека, участника 1812 года, не только обезоружил Пушкина, но привел его в восторг. Он кинулся обнимать Старова и с тех пор считал долгом отзываться о нем с великим уважением». С Дантесом подобный итог дуэли был невозможен, поэт просто не стал бы его слушать.

Трудно подсчитать, сколько жизней российских невольников чести унесли кровавые поединки. Можно по разному относиться к дуэлям, глядя на них из нашего времени. Но согласитесь, прав был Александр Куприн: «Дуэль — варварский обычай, пережиток старины. Но, господа, скажу вам, не клевещите на дуэль, — это рыцарски благородный способ защитить открыто, что дороже жизни, — честь человека».

За что вас могли убить и как можно было избежать "к барьеру" после нанесённого оскорбления. Замена недееспособных и убийство секундантом. Дуэльный кодекс Российской империи.

Глава Росгвардии Виктор Золотов вызвал Алексея Навального на дуэль, пообещав сделать из блогера "сочную отбивную". Об этом он заявил в своём .

Господин Навальный, нам же никто не мешает вернуть хотя бы часть этих традиций, я имею в виду сатисфакцию, - отметил Золотов.

Он отметил, что встреча может пройти где угодно: на ринге, на татами... Вскоре после этого в Сети началась акция под хештегом #золотовчеллендж. Так, Золотову предложили посоревноваться в .

Кроме того, Госдуме предложили узаконить дуэли после того, как в России появилась тенденция со стороны государственных и муниципальных служащих вызывать оппонентов на поединок чести. Автором предложенного дуэльного кодекса Российской Федерации стал депутат от ЛДПР Сергей Иванов.

В нём перечислены цели дуэлей, порядок проведения и другие нюансы. Например, в качестве оружия - пистолеты или сабли. При этом Иванов пояснил, что дуэль между обычными гражданами возможна, но .

Между тем в Российской империи уже существовал дуэльный кодекс.

Немного истории

В России стрелялись ради "удовлетворения чести" почти 300 лет. Первая русская дуэль по западному образцу произошла близ Смоленска в 1633 году. Полковник русской службы Александр Лесли потребовал "ответить" за оскорбление, нанесённое английским полковником на русской службе Сандерсоном. Обидчик был убит из пистолета.

В XVIII веке дуэли настолько вошли в моду, что в них принимали участие даже императоры и их адъютанты. Не проходили мимо ни Екатерина II, ни её сын Павел I. Каких-то определённых, регламентированных правил поведения в случае желания отстоять честь подобным образом в Российской империи тогда не существовало: пользовались французскими дуэльными кодексами.

Регламентировали дуэли именно в Российской империи только в конце XIX века. Так, император Александр III утвердил "Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде" в 1894 году. Он не отменял уголовную ответственность за дуэли, но обещал помилование тем, кто будет стреляться по правилам. Согласно им, суд общества офицеров имел право назначить поединок и отказаться от него можно было, только выйдя в отставку. А первый русский дуэльный кодекс составил Василий Дурасов в 1912-м.

Следом был опубликован кодекс Алексея Суворина, а также переведён кодекс Франца фон Болгара. Публиковались пособия для секундантов, в журналах выходили статьи, где рассуждали о дуэлях. Но наиболее популярным вплоть до 1917 года оставался кодекс Дурасова. Итак, о чём же в нём говорилось.

Только равные

Самое первое правило, которое встречается в кодексе, - дуэль может происходить только между равными. При этом даже оскорбить оппонента может только равный ему по статусу. В противном случае - разбирайтесь в суде, никаких дуэлей.

К слову, оскорбления даже делятся по степеням тяжести: простое, или первой степени; тяжкое, или второй степени; действием, или третьей степени. К слову, женщина может нанести только самое лёгкое оскорбление, что бы она ни сделала. А недееспособный человек в принципе не может оскорбить действием. Инцидент может считаться исчерпанным, если один из оппонентов извинится и его извинения примут.

Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его, - отмечается в кодексе.

А предназначены дуэли, чтобы "решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи".

Кто выбирает оружие

Оскорблённый имеет право выбора для дуэли рода оружия - шпаг, пистолетов или сабель, - отмечается в кодексе.

К слову, выбрать можно только один вид оружия и им будут пользоваться в течение всей дуэли, менять нельзя. Даже если оппонент не умеет им пользоваться. Даже если перемены хотят обе стороны. Исключение возможно, например, если одна из сторон физически не может пользоваться выбранным вариантом, но это решается отдельно.

При тяжком оскорблении оскорблённому кроме права выбора оружия принадлежит право выбора между законными родами дуэли. При дуэли на пистолетах ему принадлежит право выбора одного из шести законных родов дуэли на пистолетах. При дуэли на шпагах или саблях он выбирает между непрерывной или периодической дуэлью, причём в последнем случае ему принадлежит право устанавливать продолжительность схваток и перерывов, - гласит 55-я статья кодекса.

В остальных случаях все вопросы, помимо выбора способа, решают секунданты. Или это возможно по взаимному согласию.

Возможна ли замена

Оскорбления имеют личный характер и отомщаются лично, - отмечено в кодексе.

Заменить оскорблённое лицо можно, но только в трёх случаях. Первый - если тот, кого обидели, недееспособен (тогда могут заменить на ближайшего родственника). Второй - это женщина или ребёнок (в этом случае заменяют родные или лицо, сопровождавшее даму во время нанесения оскорбления).

Если в момент нанесения оскорбления женщина будет без сопровождающего лица, то право требования удовлетворения за нанесённое оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних лиц, - гласит кодекс.

Третий случай, при котором возможна замена, - оскорбили память умершего.

Право требовать удовлетворения за оскорбление, нанесённое памяти умершего лица, принадлежит любому одному из родственников всех степеней родства, носящих его имя, или одному из остальных родственников, не носящих его имя, в последнем случае до двоюродных степеней родства включительно, - указывает 82-я статья кодекса.

Если вас оскорбил недееспособный

какой-нибудь физический недостаток", из-за которого драться он не может.

За оскорбления, нанесённые недееспособными лицами и женщинами, ответственны другие лица, - подчёркивается в кодексе.

Право замены на дуэли имеет и женщина, оскорбившая оппонента. В зависимости от ситуации, это ближайший родственник или сопровождающий.

Ответственность журналистов

Кстати, на дуэль в 1912 году можно было вызвать и сотрудников СМИ. Так, автор несёт ответственность за непечатное слово или оскорбительную статью.

Если статья подписана подставным лицом, то ответственными являются и настоящий автор, и подставное лицо, и оскорблённый имеет право требовать удовлетворения от любого из них, но не от обоих, - гласит 116-я статья кодекса.

Редактор несёт ответственность в одном из случаев: если автор отказывается отвечать на вызов, если он скрывается, если дуэль с автором невозможна: он недееспособен. Тогда редактор является соучастником. К слову, редактор должен назвать личность автора, скрывающегося под псевдонимом. В противном случае он несёт ответственность сам.

Лица, между которыми и с которыми дуэль недопустима

Дуэль недопустима между родными и двоюродными членами семей.

Лицо, обратившееся к суду, лишается права вызова, причём взявший обратно жалобу, поданную в суд, не приобретает этим раз потерянное право вызова, - подчёркивается в кодексе.

Если речь идёт о взятых в долг деньгах, то кредитор может требовать только уплаты.

Лицо, отказавшее раз в удовлетворении за нанесённое оскорбление, без определения суда чести, лишается права вызова, причём, если это лицо нанесёт оскорбление другому, то последнее вправе не требовать от оскорбителя удовлетворения, а обратиться к суду, - написано в статье 127.

Если кто-то нарушил правила дуэли, он лишается права вызова.

Какие бывают дуэли

Существовало три рода дуэлей: законные, исключительные и по секретным мотивам. От законного рода дуэли никто не имеет права отказаться. А вот в исключительной могут не принимать участия.

Законные дуэли могут происходить только на пистолетах, шпагах или саблях. Исключительными являются все те, которые не относятся к законным. И, если человек от неё отказался, это вовсе не нарушение кодекса.

Секунданты, которые содействуют исключительной дуэли, нарушают дуэльное право и делают неосторожность, принимая на себя ответственность в случае смерти или поранения одного из противников, - гласит статья 139.

Дуэль по секретным мотивам - та, где стороны отказываются объяснить секундантам мотивы вызова. К примеру, это могут быть причины личного характера.

Секунданты

Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения. Секундант-разночинец может быть не признан противной стороной, - отмечается в статье 142.

При этом помимо честности и ответственности есть ещё одно важное условие: у них не должно быть личной выгоды в данном деле.

Получив оскорбление, оскорблённый должен заявить своему противнику: "Милостивый государь, я пришлю вам своих секундантов", - предписывает кодекс.

Вызов можно прислать в течение суток через них. Сами секунданты делятся на три группы. Первые - это избранные, которые имеют право направлять ход дела по своему усмотрению. Во втором случае они подчиняются требованиям сторон. В третьем - секунданты имеют право прений, а их доверитель - право утверждения или отказа. Общепринятым считался третий вид полномочий.

Выяснив все обстоятельства дела, секунданты должны приложить все усилия с целью добиться примирения противников, если только оно возможно.

Если секунданты не добиваются примирения, тогда уже обсуждается род оружия, место, расстояние и все остальные условия. Кроме того, перед началом самого поединка они обязаны осмотреть соперника.

Поединок

Перед встречей секунданты составляют протокол, где прописываются все условия дуэли. Итак, если дело дошло до поединка.

Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам противника, - гласит статья 215.

Опаздывать к месту поединка запрещается.

Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника, - прописано в кодексе.

Дуэль можно перенести, только если одна из сторон отсутствует по уважительным причинам. Новое место и время оговаривают между собой секунданты. Беседы между противниками невозможны, но они могут что-то передать через секундантов. В течение поединка обязана соблюдаться тишина.

Дуэль на шпагах

Место для поединка выбирают секунданты, но рекомендована ровная тенистая аллея или лужайка с твёрдой почвой. Величина поля, где проходит дуэль, должна быть в длину не менее 40 шагов и в ширину не менее 12 шагов. Места же определяются по жребию.

При дуэли на шпагах противники дерутся предпочтительно с обнажённым торсом, - отмечается в статье 227. Противники снимают с себя всё, что может хоть как-то спасти от удара шпаги.

Дуэль на шпагах может быть подвижная и неподвижная. Во втором случае, если один из противников отступит более чем на три шага, то встреча прекращается, а тот, кто отступил, считается нарушителем.

Кроме того, дуэль может быть непрерывная и периодическая. В первом случае поединок продолжается до тех пор, пока оппонент не будет ранен. Периодическая же дуэль может прекращаться каждые три-пять минут. Прерывается дуэль и в случае падения одного из участников. Его оппонент в этот момент обязан отступить.

Дуэль прерывается, если один из противников наносит хотя бы малейшую рану оппоненту. Сам же пострадавший должен отступить и сообщить секундантам, что ранен. Драться он больше не может - только защищаться, если в этом есть необходимость. Хотя на раненого и безоружного нападать нельзя.

Если кто-то нарушает дуэльное право, его могут заколоть секунданты противника, которые вооружены с самого начала поединка. Кроме того, если одна из сторон нарушила кодекс и смертельно ранила противника, его передают властям как убийцу.

Дуэль на пистолетах

При дуэли на пистолетах выбиралась открытая местность, ровная, с твёрдой почвой. Места соперников определяют по жребию.

При дуэли на пистолетах противники имеют право оставаться в обыкновенной одежде, предпочтительно тёмного цвета. Крахмальное бельё и верхнее платье из плотной ткани не допускаются, - отмечается в статье 373.

При оскорблениях первой и второй степени расстояние между противниками выбирают секунданты. А при "оскорблении действием" - тот, кто потребовал сатисфакции. Увеличивать заранее оговорённое расстояние нельзя, а уменьшить его могут по соглашению сторон. Право определения промежутка времени, в течение которого противники имеют право стрелять, принадлежит исключительно секундантам.

При всех видах дуэли на пистолетах секунданты должны определить заранее время, в течение которого противники обязаны обменяться выстрелами и по истечении которого они не имеют права стрелять, - отмечается в статье 384.

Если одна из сторон пропустила положенный срок, она не имеет права стрелять. Согласно кодексу, пистолеты должны быть одноствольные, не центрального боя, а заряжающиеся с дула. По выбору доверенных лиц могут быть гладкие или нарезные, с прицелом или без такового.

Заряжают их перед самой дуэлью секунданты или посторонний человек, которого специально для этого выбрали.

При дуэли на месте по команде противники становятся на расстоянии от 15 до 30 шагов друг от друга, держа пистолеты вертикально дулом вниз или вверх, - гласит статья 414.

Существует шесть видов дуэлей на пистолетах. К слову, секунданты вооружены с самого начала дуэли. Они могут застрелить одного из противников в случае нарушения правил.

Каждый из шести законных видов дуэли на пистолетах, как законченное целое, состоит всегда из обмена противников двумя выстрелами, - гласит статья 477.

Так, первый из них, описанный в кодексе, - "на месте по команде". По команде "раз" оппоненты поднимают или опускают пистолеты. Они имеют право стрелять до команды "три". Все команды даются через секунду.

Второй вид - "на месте по желанию". В этом случае по команде противники могут поднять или опустить пистолеты и обменяться выстрелами в течение одной минуты. Иногда оппонентов ставят спиной друг к другу, давая возможность повернуться только по команде. Кстати, в данном виде встречи, в отличие от "шпагового", раненый может стрелять в течение 30 секунд после того, как в него попали.

Третий вид - "на месте с последовательными выстрелами". Здесь право первого выстрела определяется жеребьёвкой, а противники пытаются попасть друг по другу строго по очереди.

Четвёртый вид - "с приближением". Оппоненты становятся на расстоянии от 35 до 45 шагов, секунданты проводят между ними две линии, на расстоянии от 15 до 25 шагов.

Каждый из противников независимо от другого имеет право, но не обязан, идти прямо навстречу противнику на десять шагов вперёд до барьера, держа пистолет вертикально дулом вниз или вверх. Другой противник в свою очередь имеет право идти вперёд или стоять на месте, - отмечается в статье 430.

Оба противника могут стрелять после команды "сближаться", но второй выстрел должен последовать в течение 30 секунд после первого. Стрелять на ходу запрещено. Стреляющий первым должен неподвижно ждать ответа соперника.

Пятый вид - "с приближением и остановкой". Расстояние между противниками то же, что и в предыдущем варианте. Основное отличие - можно стрелять на ходу и приближаться к противнику "зигзагом".

Шестой вид - "с приближением по параллельным линиям". Противники становятся на противоположных концах двух параллельных линий. Идти навстречу противнику можно по параллельным линиям. Стрелять на ходу нельзя.

Дуэль, даже по кодексу, может окончиться смертью одного из противников. Повторять один и тот же вид дуэли можно два или три раза.

Запрещено стрелять даже за секунду до команды о начале дуэли или после команды о её окончании. Противникам запрещено говорить и произносить любые звуки. Исключения возможны лишь в случае ранения или осечки.

Последняя дуэль в Российской империи прошла в 1917 году. В Одессе на пистолетах "разбирались" Валентин Катаев и поэт Александр Соколовский. При третьем обмене выстрелами Катаев был легко ранен.

После Февральской и Октябрьской революций, а также Гражданской войны тему дуэлей старались обходить даже в СМИ.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Формировать представление о дуэли как о явлении русской жизни, о истории возникновения дуэлей, о правилах проведения дуэлей.
  2. развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. воспитывать чувство ответственности, нетерпимость к унижению, несправедливости, умение отстаивать свое мнение, защищать честь близких людей.

Оборудование:

  1. Репродукции:«А.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» Художник Н.П. Ульянов; «Наталья Николаевна Пушкина» Художник А.П. Брюллов; «Дуэль Пушкина с Дантесом» Художник А.А. Наумов;«Дуэль Онегина с Ленским» Художник И.Е. Репин.
  2. Презентация «Дуэль как явление русской жизни XIX века»
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ход урока

И: Сегодня на уроке мы будем говорить о дуэли как о явлении русской жизни XIX века, о традиции проведения дуэлей, целях, правилах русской дуэли.

  1. Еще раз вернемся к трагическим событиям января 1837г, когда состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом.
  2. Мы обратим внимание на изображение дуэли в произведениях А.С. Пушкина.
  3. Ответим на вопрос: Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком? Слайд №2

И: История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». Слайд №3

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); Слайд №4
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); Слайд №5
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки); Слайд №6
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению Слайд №7

Л: Поясним для себя значение некоторых слов, связанных с темой нашего урока: Слайд №8

дуэлянт - участник дуэли;

секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель;

картель – письмо с вызовом на дуэль;

сатисфакция - удовлетворение за оскорбление чести;

бретёр – задира, скандалист, забияка, заядлый дуэлянт

И: Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и по большей части намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Петр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей в России жестокими законами против них. Слайд №9. Петровский Воинский устав 1715 года, называвшийся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашал: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Поэтому в Россиидуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением.

Л: Вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».

И: Однако дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. Русский дворянинXVIII – начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время как дворянин, человек сословия, он подчинялся законам чести. Стимулом подчинения здесь выступает стыд.

Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Л.Г. Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому». Слайд №10

Опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление. Сам оскорбленный должен решить (правильное решение свидетельствует о степени его владения законами чести): является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия – показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия – принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим – не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретёром.

Л: Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину. В кишиневский период Пушкин оказался в обидном для себя положении штатского молодого человека в окружении людей в офицерских мундирах, уже доказавших на войне свое несомненное мужество. Так объясняется преувеличенная щепетильность его в этот период в вопросах чести и почти бретерское поведение. Характерный пример – дуэль с подполковником С.Н. Старовым. Вызов поэту был сделан ни кем-либо из младших офицеров, а от их имени командиром полка Старовым, который был на 19 лет старше Пушкина и значительно превосходил его чином. Предполагалось, очевидно, что Пушкин испугается дуэли и пойдет на публичное извинение. Но Пушкин с достоинством принял вызов. Когда съехались на место дуэли, метель с сильным ветром мешала прицелу, противники сделали по первому выстрелу, и оба дали промах; еще по выстрелу, и снова промах; тогда секунданты решительно настояли, чтобы дуэль была отменена. Между стрелявшими не было личной неприязни, а безукоризненность соблюдения ритуала в ходе дуэли вызвала в обоих взаимное уважение. Это однако не мешало вторичному обмену выстрелами и по возможности повторной дуэли. Но через день примирение состоялось быстро.

Я вас всегда уважал, полковник, и поэтому принял ваше предложение, - сказал Пушкин.

И хорошо сделали, Александр Сергеевич, - отвечал С.Н. Старов, - этим Вы еще более увеличили мое уважение к Вам, и я должен сказать по правде, что Вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете.

Эти слова искреннего привета тронули Пушкина, и он кинулся обнимать Старова. Тщательное соблюдение ритуала чести уравняли положение штатского юноши и боевого подполковника, дав им равное право на общественное уважение.

И: Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Л: Судьба мужчины очень сильно зависит от женщины, с которой он связал жизнь. Пушкин и его участь не составляют исключения. 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской Пушкин обвенчался с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Ей шел девятнадцатый год. Слайд № 11

Говорили, что первый поэт России женился на первой русской красавице. Во встрече его гения с ее красотой была заложена жизненная катастрофа, потому что их союз заключал в себе нечто абсолютное. Посягнуть на ее честь значило, в его глазах, посягнуть и на честь его Музы.

Наталье Николаевне хотелось веселиться, ей нравились балы, на которых она была первой красавицей. На одном из балов она встретилась с Дантесом. Красивый, рослый, с привлекательной улыбкой Дантес легко играл роль «беспечного доброго малого», но на самом деле был сух, корыстолюбив и расчетлив. Предметом своих домогательств Дантес выбрал жену Пушкина, которая была в зените светских успехов, и начал грубое и настойчивое преследование. Поползли грязные слухи. Слайд №12

Против Пушкина начался настоящий светский заговор. Даже друзьям казалось, что поэт ведет себя неблагоразумно: излишне агрессивен, не склонен к примирению и уступкам. Но Пушкин по-другому не мог, он любил подчеркивать свое 600-летнее дворянство, однако внутренне он был лишен аристократизма. На самом деле это была накопившаяся боль человеческого достоинства, которое не было защищено ничем, кроме гордости и готовности умереть.

Пушкин не был человеком, которого могли победить обстоятельства. Он избрал прямой бой с противником – лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно его опутали враги и интриганы. Он принял окончательное решение и отправил страшное по своей оскорбительной сути письмо, отрезавшее возможность примирения и оставлявшее единственный выход – дуэль.

И: Условия дуэли, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса, были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход).

Слайд №13

  1. Противники становятся на расстоянии 25 шагов друг от друга и 5 шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не позволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. Слайд №14

Отрывок из х-ф «Последняя дуэль Пушкина»

Л: Человек, для которого жизнь дороже, чем честь, видит в гибели только несчастье. Сохранение жизни становится высшей ценностью. Понять Пушкина с этих позиций невозможно. Он стремился к победе и свободе. Победу он получил, защитив свою честь, опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена, которые вынуждены были, окруженные общим презрением, покинуть Россию. А миг высокой свободы ему дала смерть.

Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Пушкин не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой не в его нраве. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, все шло ему на пользу: и равнодушие родителей, и одна ссылка, и другая, и холера, и даже смерть. Его не повесили и не сослали в Сибирь пожизненно – он погиб как обыкновенный дворянин. Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые. Защищая честь женщины, честь семьи, свое достоинство мужа, дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам. Он отказался от предложенной секундантом Данзасом мести своему убийце: «мир, мир», - сказал он. И в этом была та же логика его судьбы. Человек, внимавший «бога гласу», пробуждавший добрые чувства, не мог умирать со злобой в душе и жаждой мести. Умирал он не как великий поэт, а как великий человек.

И: Суд по поводу дуэли приговорил Дантеса к смертной казни, но постановил ходатайствовать о смягчении этого наказания. Приговор суда был Высочайше утвержден18 марта 1837г: Дантес разжалован в рядовые и на другой день, 19 марта, выслан до границы в сопровождении жандармского унтер-офицера. В так называемом большом свете многие соболезновали не о смерти поэта, а о высылке авантюриста; многие, напротив, были убеждены, что высылкой Николай I хотел спасти жизнь Дантеса, так как среди русской либеральной молодежи могли найтись мстители за Пушкина.

Л: В 6 главе «Евгения Онегина» Пушкин изобразил дуэль между Ленским и Онегиным. Условия этой дуэли, к нашему удивлению, были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было.

Слайд №15

Каковы причины этой дуэли? Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина ее гораздо глубже: Ленский с его наивным взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения» Носитель этой силы – Зарецкий

Честь, долг, патриотизм – все это недоступно Зарецкому. Он готов снова попасть в плен, чтобы только опять пьянствовать в долг у французского ресторатора! Многочисленные уменья Зарецкого – «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить» - все эти уменья подлые, гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором и Пушкину приходится жить.

Почему О. и Л. не могут примириться? (11строфа)

Начинается дуэль. Кто стреляется – друзья или враги?

Отношение Пушкина к дуэли Онегина и Ленского. 32строфа (Зачитать отрывок)

Подведение итогов. Обмен мнениями. «Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком?» Слайд №16

Домашнее задание .

Письменно обосновать свой взгляд на дуэль.

Романтические поединки, известные нам по книгам и фильмам, имели негласные, но жесткие правила. Нарушивший становился в обществе изгоем.

Вконтакте

Однокласники

Не закон, а опыт


Вызывая обидчика на дуэль, не всегда удается соблюдать закон — поединки то запрещают, то разрешают, — но всегда следует соблюдать дуэльный кодекс. Это не официальный документ, а обобщенный опыт защитников чести с помощью оружия. В России, где подобное выяснение отношений стало повсеместным только в конце XVIII века, когда в Западной Европе дуэльный бум уже практически сошел на нет, таких кодексов было несколько. Самый популярный — созданный графом Василием Дурасовым в 1908 году.

Оскорбительная мазурка


Сатисфакции требуют, когда задета честь, то есть прозвучали слова или совершены действия, задевающие человека, унижающие его в собственных глазах или глазах общества.

На деле понятие чести трактовалось очень широко. Можно было получить вызов за пересказанную сплетню, комментарий по поводу игры актера, слишком заинтересованный взгляд, брошенный на чью-то даму сердца. Например, в 1822 году Пушкина вызвал на поединок подполковник Сергей Старов, посчитав, что поэт нанес оскорбление целому полку, тогда как Александр Сергеевич всего лишь заказал оркестру мазурку вместо желаемой подчиненным Старова кадрили.

Но существовали и строгие ограничения: поводом для вызова на дуэль ни в коем случае не мог стать материальный ущерб, такие дела решались в суде.

Промедление не приветствуется


Оскорбившись, можно не сразу приглашать стреляться, а сначала потребовать извинений. Если наглец продолжает упорствовать, следует сообщить, чтоб он ждал секундантов, а затем отправить письменный вызов или передать его через своих доверенных лиц на словах. Долгие раздумья в этих делах обществом не приветствовались. Чувствуешь себя оскорбленным? Сосредоточься, решись и в течение суток засылай секундантов.

Если одному человеку удавалось «наступить на больную мозоль» сразу нескольким, правилом было: «Одно оскорбление — один вызов». Причем оскорбивший волен был выбирать, с кем из жаждущих его крови драться. После состоявшейся дуэли повторные вызовы по тому же поводу не принимаются.

Когда не хочется стреляться


Отклонить вызов без ущерба для чести можно только в исключительных случаях: если один из противников душевно нездоров, физически не может сражаться, младше 18 или старше 60 лет, если он — женщина или является близким родственником, начальником или подчиненным. Также можно отказаться от поединка, когда требующий сатисфакции ниже по социальному положению. «При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», — предписывает кодекс Дурасова. В среде военных невозможно было вызвать на дуэль старшего по званию — это рассматривалось как бунт.

В остальных же случаях считался опозоренным и человек, чей вызов отклонили, и отклонивший. Последний навсегда терял право отстаивать свое доброе имя с помощью поединка.

Лишиться чести можно было и просто опоздав. Дуэль обычно проводилась рано утром. Если проведший ночь в прощании с жизнью дуэлянт задерживался более чем на 5-10 минут, он считался уклонившимся от дуэли и, соответственно, обесчещенным. Также признаком трусости считалось принесение извинений уже перед барьером.

Секундант — дело нервное


Если уж дуэлянты оказывались иногда совершенно невольно втянутыми в этот сюжет, что уж говорить о секундантах. Почетную эту должность обычно занимали друзья, приятели, родственники бросающего вызов или просто кто-то, кто оказался рядом. Претендент должен был иметь незапятнанную репутацию и быть равным по положению.

Противники с момента вызова и до самого поединка не должны были общаться и даже видеться. Все хлопоты переговоров и приготовлений ложились на секундантов. Это доверенное лицо должно было оговорить с другой стороной все условия, обеспечить организацию, следить за выполнением договоренностей и своей честью гарантировало, что равенство участников во всем будет соблюдено. Секунданты действовали в рамках своих полномочий: либо решали все по своему разумению, либо, что чаще, исполняли курьерские обязанности, ставя в известность своего доверителя о возникших вопросах и передавая его мнение противной стороне.

Дуэль до потери сознания


Переговорщикам следовало определить вид дуэли — до первой крови, серьезного ранения, потери сознания или смерти, договориться об оружии, расстоянии, очередности стрельбы.

Часто дело обходилось одним выстрелом. Даже если он не приносил вреда, считалось, что честь восстановлена. Но если была договоренность действовать «до ранения», оружие перезаряжалось и следовал второй акт. Бывало, что вытянувший жребий начать первым действовал жестче, чем было оговорено. Тогда и его противник получал право ответить тем же. Демонстративный выстрел мимо считался оскорблением и мог послужить поводом для нового вызова.

За соблюдением правил следил распорядитель, выбиравшийся из секундантов. Также непременно приглашался врач. На поединке теоретически могли присутствовать близкие, но превращать дуэль в спектакль считалось дурным тоном.

Оружие — канделябр


Изначально предполагалось, что дворянин дерется тем оружием, которое всегда носит с собой. С собой носили мечи, сабли, кинжалы, шпаги. Пускать их в ход при любом удобном случае, без всяких долгих переговоров, как мы помним из «Трех мушкетеров», считалось вполне допустимым. Но в XVII веке все большую популярность завоевывают огнестрельные поединки, уравнивающие, независимо от физической подготовки, шансы дуэлянтов. Ведь даже самый неумелый стрелок мог сделать случайный выстрел, который окажется роковым.

Чаще для этих целей использовались курковые однозарядные пистолеты. Поскольку промышленного производства оружия еще не было, каждый «ствол» имел свои особенности. Знакомый с ним дуэлянт получал серьезное преимущество. Поэтому очень важным считалось, чтобы оба впервые держали эти дуэльные пистолеты в руках. Впрочем, бывали и отклонения от традиций. В XIX веке в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов дрались на канделябрах. Такой выбор сделал оскорбленный Цитович, не умевший ни стрелять, ни фехтовать.

Три степени тяжести


Если в некоторых случаях все-таки можно было отделаться извинением, то в других выход был один — к барьеру! Зависело это от тяжести оскорбления.

Самым легким считалось оскорбление словом, не затрагивающее доброго имени и репутации, — шутка на тему внешнего вида, манеры, отсутствия знаний о чем-либо.

Серьезнее относились к словам (или неприличным жестам), ставящим под сомнение порядочность — обвинение во лжи, мошенничестве, других бесчестных действиях. К ним приравнивалась и адресная нецензурная брань.

Самым тяжким (третьей степени) оскорблением считалась агрессия, выраженная поступком: удар, пощечина, швыряние предметов, даже если предмет не достиг цели, но был на нее направлен. К третьей степени относилось и словесное заявление о подобном действии. Например: «Я плюю на вас!»

Русский поединок — бессмысленный и беспощадный


Европейцы, чьи представления о дуэли к XIX веку смягчились, называли русскую дуэль узаконенным убийством и отмечали ее крайнюю жестокость. В России, например, обычным расстоянием между противниками было 15-20 шагов вместо европейских 25-35. Хорошему стрелку промахнуться было трудно.

При «подвижной дуэли», согласно правилу, принятому только в России, вытянувший жребий стрелять вторым мог потребовать, чтоб «отстрелявшийся» подошел к барьеру — фактически стал безоружной мишенью для целящегося противника.

В Европе, даже если оба противника промахнулись, честь участников считалась восстановленной. В России же часто оговаривались условия «до решительного результата», то есть до смерти или потери сознания.

Существовали еще две разновидности экстремального выяснения отношений, прижившиеся исключительно на отечественной почве: «Приставить пистолет ко лбу» и «Дуло в дуло». В первом случае противники встают на расстоянии пяти-восьми шагов, и из двух пистолетов заряжается только один. Во втором — заряжаются оба пистолета. Летальный исход практически гарантирован. Зато если кто-то случайно выживал, бесчестье ему не грозило.

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.



mob_info