Борцы монголии. Внутренняя монголия: «борьба силачей

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук («яркая луна»), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок.Монгольская борьба — это борьба в куртках, и главная цель ее участников — повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки составляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами — монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух барилдах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

Обычно фестиваль Наадам начинается на главной площади Улаанбаатара около 9 часов утра. Затем торжественным маршем участники двигаются к центральному стадиону. Около 11 часов утра на стадионе начинается торжественная церемония открытия. С поздравительным словом выступает Президент страны. По традиции перед началом праздничных мероприятий проводится церемония водружения в центре стадиона государственного белого флага - 9 белых бунчуков, изготовленных из волос 1000 породистых жеребцов. В программе танцы в национальных костюмах, проезд юрты Чингисхана, установленной на громадной повозке по стадиону, джигитовка и многое другое.

БОРЬБА - ДРЕВНИЙ ВИД СПОРТА

Борьба - древний вид спорта. И за многовековую историю она практически не изменилась. Самые крупные состязания по борьбе проходят во время Наадам, когда в них принимают участие 512 борцов. Монгольская борьба имеет ряд особенностей: проигравший выбывает из игры; в монгольской борьбе нет весовых категории, ограничении времени и площади.

По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением "узла счастья" (улзий), национальные сапоги (гутал).

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть как полагается с закрытой грудью. В древние времена собирались со всей степи богатыри померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение. Однажды появился в степи непобедимый борец. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов. Так были повержены все сильнейшие. Как там дело было, уж не помнит никто, но выяснилось, что богатырь этот, вовсе и не богатырь, а женщина! Борьба - это чисто мужское дело. А тут такой позор! Тут умудрённый жизнью старик говорит: "А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в жилетке с открытой грудью, чтоб ни одна женщина в мужские дела не совалась". С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба так пока и остаётся чисто мужским делом.

За многовековую историю монгольская борьба практически не изменилась. Борцы разделяются на левый и правый фланги, во главе которых стоят наиболее титулованные борцы. Каждый борец имеет своего засуула (секундант), которые защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку. По правилам все борцы одеты в специальную форму - облегающие трусы, курточку, монгольские сапоги и шапку.

Сначала на поле выпускаются самые слабые пары, которые сменяются все более сильными и ловкими, последними выступают самые известные борцы. Когда борцы выходят на поле, они воспроизводя полет мифической птицы Гаруды — взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам. Секунданты снимают с борцов шапки. Схватка начинается. Задача каждого борца -схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом борца более высшего звания.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки. С 2002 года состязания по национальной борьбе проходили по новым правилам: теперь ограничено время поединка и каждый тур проходит в рамках указанного времени, введены денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, учитываются дисциплина и уровень подготовки борцов к состязанию. Но самое главное, если раньше титулованные борцы сами называли себе противника, то теперь этим занимается комиссия. На поле, где проходит состязание борцов, устанавливаются три шатра, два для борцов, где они отдыхают и один для судей, наблюдающих за ходом состязаний. После первого тура, судьи разбивают победителей на пары и все повторяется. Напряжение зрителей накаляется к 5 туру, когда победителям присуждаются почетные звания. За пять побед в схватках присваивается титул - "начин"(сокол), за семь побед - "заан" (слон), за победу в девяти турах - если ты имел титул "слон" то присваивают звание "арслан" (лев). Победившему в состязаниях по борьбе во время Наадам более двух раз присуждается высшее и самое почетное звание "аврага" (исполин).

Как правило в состязаниях, которые проходят два дня, принимают участие 512 борцов и к девятому туру остается одна пара. Титулованные борцы в Монголии пользуются большим почетом и любовью в народе и у своих поклонников. Уважение и любовь к борцам издревле сохранилось у монголов и каждый второй монгол является поклонником этого вида спорта.

МОНГОЛЫ ВОШЛИ В ТОП - 5 САМЫХ “БОРЦОВСКИХ” НАРОДОВ

Борьба в Монголии - национальный вид спорта. Борются там и дети, и взрослые, и старики. Развитый в Монголии вид народной борьбы имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не всегда ограничиваются по времени, нет весовых категорий. Этот вид борьбы дает монголам отличную базу для развития в других борцовских дисциплинах, особенно в вольной борьбе и сумо.

Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж) и его брат, борец национальной борьбы Д.Сумьяабазар

68-ой великий чемпион Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж), второй Йокудзана Хакухо тоже монгол (Даваажаргал), третий Харумафудзи - также монгол (Бямбадорж). . Благодаря своим "вольникам", уже на второй Олимпиаде (1978 год, Мехико), в которой принимала участие Монголия, страна вышла на четвертое место в общем зачете по количеству медалей. Местные газеты восторженно писали: "Под поступью сапогов, с загнутыми вверх носами монгольских спортсменов, борцов Великого Чингисхана, проваливается земля Олимпийского стадиона!", писали на сайте russian7.ru.

Как сказал чемпион монгольской национальной борьбы, ему потребовалось 45 лет для создания 3 томов этой книги. Иными словами, книги - результат его жизни и борьбы.

Книги называются “Монгол бөхийн барилдааны ов, мэхийн чуулган судар”-“ Сутра-сборник наследия приемов монгольской национальной борьбы”. В 3 томах описаны 725 приемов монгольской национальной борьбы, которые проиллюстрированы фотографиями, снабжены инструкциями и комментариями. В комментариях можно узнать о каждом движении борца. Каждый прием имеет свое название. Перевести их с монгольского на другой язык очень сложно. Тем не менее, Великий исполин решился перевести свои книги на английский.

Он даже упомянул о высоких навыках и трюках каждого из знаменитых борцов - чемпионов. Например, описал как и какие приемы использовал его бывший вечный соперник, отец йокодзуны Хакухо, Ж.Мөнхбат .

Никто прежде не писал о монгольской национальной борьбе, в том числе о монгольских приемах борьбы. Эти книги -результат огромного труда, кроме описания приемов, содержат и результаты научной работы автора, посвященной исследованию монгольской борьбы.

Таже автор определил прием монгольской национальной борьбы 800- летней давности, упомянутый в “Сокровенном сказании монголов”. Этот прием принадлежит Бури-бөху рода Хатагин, сыну Хутагт Монхора из племени Жүрхэн аймаг. Он боролся с младшим братом Чингисхана Бэлгүтэйем, сыном хатуна Сочигэла, одного из хатунов Есугэя, отца Чингисхана. В «Сокровенном сказании монголов» говорится: “Однажды Чингисхан назначил борьбу Бури-Бөх с Бэлгүтэйем. Бури-Бөх обладал такою силой, что мог повалить Бэлгүтэйя, действуя только одною рукою и одной ногой.”

О жүрхэнцах написано так: "Каждый из мужей искусен, Силой-могучий борец."

Их аварга (Великий исполин-чемпион) Х.Баянмөнх в своей книге подробно описал, как использовать монгольские приемы в дзюдо, вольной борьбе, самбо и других видах борьбы.

Автор решил, что его книги будут продаваться в книжных магазинах, но он, чтобы монгольские дети унаследовали эти драгоценные навыки и историю монгольской национальной борьбы, в первую очередь будет продавать их в средних школах.

Его книги будут бестселлером, это бесспорно. Поэтому он хочет распространить их во всех школах Монголии прежде, чем книги станут дефицитными.

Эта книга станет для детей, мечтающих стать борцами, учителем, наставницей, близким товарищем и другом, как писал русский писатель В.Ф.Боков. А для тех, кто уважает и чтит монгольскую традицию и национальную историю, станет настоящей “сутрой”. С течением времени ценность этих книг будет только увеличиваться.

Хорлоогийн Баянмөнх, при рождении Хорлоогийн Сүхбаатар, родился 22 февраля 1944 года в сомоне Хяргас, Увс, Монголия - монгольский борец вольного и греко-римского стилей, самбист, участник пяти Олимпиад, серебряный призёр Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион Азиатских игр, 14-кратный чемпион Монголии по вольной борьбе, серебряный призёр Азиатских игр по греко-римской борьбе, чемпион мира по самбо, 10-кратный победитель турниров по национальной монгольской борьбе, один из двух обладателей титула “Великий всенародный непобедимый исполин” в национальной монгольской борьбе. Заслуженный мастер спорта Монголии и СССР (1972). Доктор педагогических наук (1994). Герой Труда Монголии. Отец Баянмөнхийна Гантогтоха, участника Олимпийских игр 1996 года, неоднократного призёра чемпионатов Азии по вольной борьбе.

Родился в 1944 году в семье арата-скотовода. В шестилетнем возрасте ему, в связи с подверженностью болезням, сменили имя Сүхбаатар на Баянмөнх.

В 10-летнем возрасте остался без отца. С 12 лет начал принимать участие в местных соревнованиях по национальной борьбе и уже в 16-летнем возрасте смог добиться звания заан (“слон”, за семь побед подряд в ходе турнира). Его заметили, и с 1961 года он стал учиться в университете и заниматься борьбой в Улан-Баторе.

С 1963 года успешно выступал на национальных соревнованиях по борьбе.

На Олимпийских играх 1964 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в среднем весе. В 1973 году на чемпионате мира был только четвёртым. 1974 год оказался насыщенным для борца. Он стал серебряным призёром чемпионата мира и победителем Азиатских игр по вольной борьбе, серебряным призёром Азиатских игр по греко-римской борьбе, и, выступив на чемпионате Мира по самбо в Улан-Баторе, завоевал там золотую медаль. В 1975 году стал бронзовым призёром розыгрыша Кубка мира и чемпионом мира по вольной борьбе, завоевал серебряную медаль на чемпионате мира по самбо. На Олимпийских играх 1976 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в тяжёлом весе и остался на пятом месте.

После окончания международной спортивной карьеры находился на тренерской работе и одновременно выступал на соревнованиях по национальной борьбе вплоть до 1992 года.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему педагогических проблем в монгольской борьбе, её традиций и стиля. Автор автобиографичной книги “Мои победы”. Депутат монгольского парламента (с 2000 года).

В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы - бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни - поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда еще не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют»

3 «Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта - перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».

4 «Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».

5 Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.

6 В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» - засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.

7 Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.

8 Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.

9 Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

10 В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.

11 Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», шорты - «шуудаг», рубашка с открытой грудью - «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» - «улзий».

12 В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он - это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью - чтобы женщины «не совались в мужские дела».

13 С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта - Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») - за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») - за победу в шести турах, «заан» («слон») - за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») - за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, - «аврага» («исполин»).

14 С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.

15 Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.

16 Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них - монголы.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.



































джунгары (или ойраты)

Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.

Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».








Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья.

После поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя - в знак того, что он признает свое поражение.

В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда”.

Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью.

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение...

Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов.

Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце.

Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец».

Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок...

Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо.

Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело... А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.

Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба... прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»

С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.

Кстати загнутые носки сапогов у монгола для того, чтобы не ломать траву - трава приминается но не ломается.

Перед каждым поединком борцы исполняют ритуальный танец орла - священой птицы для каждого монгола.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400.

Победителям пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого - Слона, девятого (если впервые занимает первое место) - Льва, занимавшему первое место вторично - звание Исполина.

Трехразовому чемпиону присуждают звание Исполина всего мира и занимавшему первое место 4 раза и свыше - Исполина непобедимого.

Самые большие соревнования по борьбе проводятся на национальный праздник Наадам.

Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
История Наадама уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора.

UPD: Пока искал фотографии нашёл статью, по разновидности монгольской борьбы - калмыцкая национальная борьба "Бёки барилдан". По сути, она похожа на внутримонгольскую национальную борьбу.
Самые большие соревнования проводятся на празднике "Джангариада" - посвящёном героическому калмыцкому эпосу "Джангар". На этом празднике также, как и на монгольском Наадаме, проводятся соревнования по стрельбе из лука, конные скачки, борьба, что и не удивительно - ведь калмыки это джунгары (или ойраты), когда-то одно из могущественных племён Великой Степи.
Джунгар или зюн гар - левая рука, когда-то — левое крыло монгольского войска.
Вот как в Джангаре описываются приемы борьбы в поединке богатыря Хонгора с Тёгя Бюса:
«... Ухватившись за красный кушак,
Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».

Анатолий Жемчуев, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории.
Калмыцкая борьба // Известия Калмыкии № 57 (1094), 28 марта 1996 г.

В 1852 году, путешествуя по обширным калмыцким степям, русский ученый Павел Небольсин отмечал: «Калмыцкая борьба представляет чрезвычайно любопытное явление, подобно которому мы в наши времена ничего не найдем у других соседственных с калмыками племен.
Это очень интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою неомрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру».
Борьба в те времена, как правило, проводилась по большим праздникам. Приглашались борцы из разных улусов и селений. О времени схваток сообщали народу заранее, и весь улус разделялся на две стороны болельщиков, каждая переживала за своих.
Борцы выступали от своего рода, улуса, хотона или от какого-либо богатого князя, нойона, хозяина. К состязаниям готовились задолго. Атлеты спали на коже, подложив под голову жесткие арканы, приучали себя к ударам, кидались на землю и кувыркались.
При проведении соревнований были свои традиции и правила. Выйдя на схватку, борцы, строя угрожающие гримасы, яростно вглядывались в лица друг друга, стараясь устрашить соперника. На арену выходило по очереди несколько пар борцов.
Боролись на земле босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцы опоясывались довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаками могли пройти руки.
Зрители садились вокруг места, выбранного для поединков. Противники обхватывали друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю. Часто в качестве коронного приема применялся «подсад», при котором борец молниеносно садился, одновременно повалив партнера на землю и стремился положить его на лопатки.
Схватка считалась выигранной, если противник оказывался брошенным на землю. Так было до революции. Массовые соревнования по калмыцкой национальной борьбе стали проводиться только в советское время. Самый первый турнир с участием лучших борцов республики был проведен в рамках спортивной олимпиады в 1935 году, в программу которой входили также конные и верблюжьи скачки и другие виды спорта. В соревнованиях участвовали известные в то время борцы Басанг Комушев, Санджи Мучкаев, Балтык Инджиев и другие. Начиная с того времени, в Калмыкии стали проводиться районные, городские и республиканские соревнования.
Известный специалист, заслуженный тренер СССР, автор первых книг-учебников по борьбе самбо А. Харлампиев, создавая новый спортивный вид единоборств, в конце 30-х годов исследовал и изучил все национальные виды борьбы народов СССР. И, как известно, создал интернациональную борьбу - самбо, куда вошли приемы национальных видов борьбы народов, населявших Советский Союз.
Говоря о национальных видах борьбы, он особо выделил калмыцкую борьбу, взяв из нее более десяти эффективных приемов. В 1970 году автором этой статьи были разработаны правила соревнований по калмыцкой национальной борьбе. Ранее в ней не было весовых категорий, все боролись в одном весе. Поэтому правилами было предусмотрено восемь весовых категорий. Таким образом, отныне, участвуя в соревнованиях, атлет может бороться только в своей установленной категории при первоначальном взвешивании. В прошлом соревнования по национальной борьбе проводились без какого-либо ограничения времени.
Опыт показал, что сокращение времени схваток до 8 минут оправдало себя. Схватки стали более активными, зрелищными и результативными. Ежегодно в республике проводились городские и республиканские соревнования по национальной борьбе.
Интересно отметить, что в последние годы мастера спорта по вольной, греко-римской борьбе, самбо, выступая на этих соревнованиях, довольно часто проигрывали борцам, которые занимались только национальной борьбой. Этот факт красноречиво говорит о довольно высоком уровне физической и технической подготовленности любителей национальной борьбы.
Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.
via



mob_info