Артикуляционная гимнастика дошкольникам. Упражнения для губ

Артикуляционная гимнастика для дошкольников представляет собой комплекс упражнений, способствующих правильному формированию их произношения, а также коррекции его нарушений любой этиологии. В комплекс входят упражнения по тренировке подвижности, губ, языка, всего артикуляционного аппарата, правильного положения мягкого неба, необходимого для правильного произношения одного, нескольких или всех звуков определенной группы.

Целью данного вида гимнастики является выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. При произношении звуков ребенок должен чувствовать и воспринимать, как двигаются его челюсти, открывается рот, как рот, губы, язык слушаются его. По просьбе логопеда, дети растягивают губы, складывают их в трубочку, открывают, закрывают рот, показывают все зубки, вытягивают язык, произнося при этом звуки. Такие упражнения всегда входят в планы занятий детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

О том, как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду, мы и поговорим сегодня с вами. А еще рассмотрим несколько упражнений из комплекса, в качестве примера.

Проведение артикуляционной гимнастики в детском саду

Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному. Например:

- Младшая группа . Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

- Средняя группа . Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.

- Старшая группа . Детям постарше упражнения усложняют. С обязательным закреплением ранее полученных навыков, много внимания уделяют плавности, легкости, а также четкости выполнения движения. Развивается умение быстро менять движения артикуляционных органов, проводить движения при любом темпе. Вводят новые понятия, учат придавать языку попеременно широкую или узкую форму. Детям этой возрастной группы уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков.

Указания по проведению упражнений:

Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится ежедневно. Это обязательное условие для закрепления, упрочнения выработанных навыков.

Начинать занятия лучше с упражнений по тренировке губ.
- Каждое упражнение нужно выполнять по нескольку (5-7) раз. Статические упражнения, при удерживании одного положения тех или иных артикуляционных органов, длятся по 10-15 секунд.

При выполнении одного блока из 2-3 упражнений, новым из них может быть лишь одно.
Остальные два направлены на его повторение с последующим закреплением. Если новое упражнение не очень получается, не следует давать следующее, не усвоив достаточно предыдущее. Чтобы упражнение лучше получалось, лучше использовать новую игровую составляющую.

Дети должны хорошо видеть лицо, мимику взрослого, который показывает им упражнения. Чтобы дети могли лучше копировать движения, контролировать их, можно каждому раздать небольшое зеркальце.

При отборе методического материала следует соблюдать необходимую последовательность: от самых простых упражнений к сложным. Рекомендуется проводить их в самой подходящей для детей форме - эмоциональной, игровой.

Занятия лучше проводить сидя, когда у ребенка прямая спина, его тело не напряжено, в спокойном положении находятся руки и ноги.

Нужно учитывать, что не все дети могут выполнить упражнения сразу правильно, как требует поставленная логопедом задача. Таких детей нельзя ругать. Наоборот, за каждое правильно выполненное упражнение ребенка нужно похвалить. Заниматься с ним индивидуально.

Примерные упражнения:

Бегемотик : открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем.

Чистим зубки : улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

Играем на дудочке : вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

Чашка : улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.

Забор : улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Артикуляционную гимнастику полезно проводить с детьми и дома. Занимаясь с родителями, ребенок еще лучше усваивает новые упражнения, с удовольствием занимается.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

«Буратино»

зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

«Большой калач»

Рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

«Лопаточка»

широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«Наказать непослушный язычок»

постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика в стихах - Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика в стихах - Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах - Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика в стихах - Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

«Качели»

На качелях Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Болтушка – индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Барабанщики - дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

«Пароход»

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

Предварительный просмотр:

РАССКАЗ – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко.
От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у”
“о – у”.
Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.
Звук “ф” по 4 раза

Проквакала лягушка
Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза
Пролетел жук Звук “ж” продолжительный
За ним – комар Звук “з” продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох

Лошадка замерзла Звук “брр” 4 раза
И побежала домой “Щелкать” высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно
Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

И лошадка успокоилась.


Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

  • Улучшения подвижности органов артикуляции;
  • Увеличения объема и силы движений;
  • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • Усилению кровообращения;
  • Развитию гибкости органов речевого аппарата;
  • Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

  • Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
  • На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
  • При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Поскольку четкое и правильное произношение звуков является одной из основ при обучении письму, важно проводить артикуляционную гимнастику в детском саду, где проходит учебный процесс для дошкольников и закладываются все необходимые для этого навыки.

Для того чтобы артикуляционная гимнастика в детском саду приносила радость ребенку и была эффективной, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • В начале занятий все упражнения дети должны выполнять перед зеркалом в медленном темпе, что поможет ребенку осуществлять зрительный контроль. Обычно в этом помогают наводящие вопросы, например: «Где находится сейчас язычок?», «Что он делает?», «Что делают губы?»;
  • Темп упражнений лучше всего увеличивать под счет, но не следует слишком быстро его ускорять. Упражнения должны выполняться плавно и точно, в противном случае они не будут достаточно эффективны;
  • Не рекомендуются слишком продолжительные по времени занятия артикуляционной гимнастикой для дошкольников, чтобы не вызвать быстрое утомление у детей. Наиболее оптимальными считается проведение упражнений дважды в день от пяти до десяти минут. Продолжительность занятий должна устанавливаться индивидуально и зависеть как от возраста, так и от усидчивости ребенка. Немаловажную роль также играет контакт между специалистом (или воспитателем, если занятия проводятся в детском саду) и ребенком;
  • Во время занятий артикуляционной гимнастикой в детском саду следует уделять особое внимание детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте усваиваются основные движения;
  • Основными требованиями при проведении артикуляционной гимнастики для малышей 4-5 лет являются четкость и плавность движений;
  • Занятия с детьми 6-7 лет должны проходить в достаточно быстром темпе. Также ребенок в этом возрасте должен научиться некоторое время удерживать положение языка без явных изменений.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах и картинках

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Для подобных занятий подходят как стихи известных авторов, так и самостоятельно придуманные. Главное – чтобы они максимально подходили для отрабатываемого движения.

Например, для упражнений, отрабатывающих навык спокойно и широко открывать и закрывать рот, лучше всего подойдет стих о бегемоте. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.

Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках или стихах помогает в отработке практически всех необходимых навыков. Обычно упражнения повторяют от трех до четырех раз, не забывая давать ребенку отдохнуть. Чаще всего для гимнастики проводят следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников не только готовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению, но и закладывает возможность легкого обучения в школе.

Как и любые другие мышцы человеческого тела, нуждаются в целенаправленном развитии через систематические тренировки. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики - специально подобранных упражнений для губ, языка, щек, нижней челюсти.

Признаки нарушений звукопроизношения

Нарушения разнообразны: отсутствие звуков, их замена другими звуками, искажения. Этим страдают, как правило, дети 1,5-2 лет ("каша во рту"). У более старших детей дефект произношения может быть единичным: ребенок пропускает, искажает или заменяет один звук. Однако наблюдаются при нормальном развитии нервной системы и речевого аппарата и множественные нарушения.

Становление звукопроизношения наиболее активно протекает у ребенка в 4-5 лет. К 6 годам все звуки родного языка он должен произносить правильно. Если с детьми не проводить специальные профилактические занятия, то дефектное произношение звуков может закрепиться в речи на всю жизнь.

Причины дефектов звукопроизношения у детей

Причинами неправильного произношения могут быть:

  • нарушения физиологического и фонематического слуха (неумение дифференцировать на слух звуки);
  • нарушения строения речевого аппарата и/или его мышечная слабость: короткий или длинный язык, короткая подъязычная складка (уздечка), дефекты развития челюстей, зубов;
  • неправильный образец речи окружающих людей - детей и взрослых;
  • отсутствие внимания со стороны взрослых к проблемам с речью у ребенка.

В детских садах артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится как часть музыкальных и физкультурных занятий, занятий по развитию речи, физминуток. Кроме того, воспитатель и логопед организуют вне занятий индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются речевые дефекты.

Структура комплекса артикуляционной гимнастики

Примерный план комплекса артикуляционной гимнастики для дошкольников выглядит так:

  1. Вводная часть, организационный момент. Цель - привлечь внимание детей (ребенка), вызвать интерес и желание выполнять указания педагога (или родителя). Например: взрослый вносит игрушку или картинку и говорит, что этот ежик хочет посмотреть, как дети учатся красиво произносить звуки.
  2. Основная часть: а) повторение пройденного на прошлых занятиях материала. Цель - закрепление артикуляции, отработка четкого произношения знакомых звуков, автоматизация их в слогах (словах, предложениях); б) знакомство с новым звуком - показ его артикуляции и ее закрепление в 3-4 игровых упражнениях.
  3. Заключительная часть. Гость (ежик) благодарит детей, хвалит их и уходит.

В целом артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников способствует развитию ее выразительности, фонематического слуха, речевого дыхания, дикции. Ребенок постарше привыкает следить за качеством собственной речи и старается самостоятельно исправлять ошибки.

Формирование комплексов артикуляционной гимнастики

Подбор упражнений для артикуляционной гимнастики для дошкольников не может быть случайным. Они подбираются в зависимости от того, какие органы речи участвуют в образовании дефектного звука у ребенка. Цель упражнений - сначала научить ребенка удерживать в нужном положении губы, язык (статические упражнения), затем осознанно производить необходимые для получения правильного звука движения (динамические упражнения). Кроме того, вырабатывается воздушная струя нужной силы и направления.

Приведем пример. Артикуляция звука "р" достаточно сложная, требует тонкой координации движений всех речевых органов:

  • губы и зубы разомкнуты;
  • язык - кончик поднят к альвеолам, распластан и напряжен, вибрирует под напором выдыхаемой воздушной струи, его боковые стороны плотно прижаты к верхним зубам, задняя часть приподнята к мягкому небу;
  • мягкое небо приподнято и не пропускает струю воздуха через нос;
  • голосовые связки колеблются, сомкнуты - образуется голос;
  • струя воздуха - сильная, направлена через рот по центру языка, в результате чего его кончик отрывается от передней части неба, и получается вибрирующий энергичный звук "р".

Дефекты произношения звука "р" (ротацизмы) многочисленны и могут быть вызваны неправильным положением языка, губ, недостаточно сильной струей воздуха при выдохе. После тщательной диагностики причин дефектного произношения звука педагог составляет комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников. В него могут войти упражнения на удержание кончика языка за верхними зубами ("Чистим зубы"), на отработку его гибкости и подвижности ("Покрасим потолок", "Автомат"), на умение напрягать кончик языка ("Барабанщик").

Упражнения "Задуй свечу", "Надуй шарик" направлены на выработку длительной упругой воздушной струи по центру языка.

При выполнении этих упражнений педагог следит за правильным положением губ (разомкнуты, в улыбке, неподвижны), челюсти (не двигается).

Аналогично разрабатываются или подбираются из логопедической литературы упражнения для артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, щ, ж, ч) звуков, свистящих (с, з, ц), сонорных (л, ль).

Использование стихов

Поэзия положительно влияет на общее речевое развитие детей, поскольку стимулирует эмоциональное восприятие обращенной к ним речи.

Показ картинки, соответствующей содержанию стихотворения, конкретизирует его и делает более понятными действия, которые предстоит ребенку выполнить тем или иным органом речи. Приведем фрагмент занятия с детьми младшей группы. Цель - развитие мышц языка, отработка точности движений.

1) Воспитатель показывает картинку - щенок с высунутым языком. Спрашивает у детей, есть ли у них язычки, и предлагает показать их щенку:

"Где же, где твой язычок?

Покажи его, дружок!"

(Челюсть опущена, губы разомкнуты, язык напряжен, длинный - 3-5 секунд. Упражнение выполняется 3-4 раза).

2) Демонстрируется картинка:

"Он во рту у нас сидит

И на нас с тобой глядит".

(Положение органов речи то же, кончик языка 4-5 раз двигается вправо-влево. Выполнить 3-4 раза).

3) Демонстрируется картинка:

"Кверху мы его поднимем

И опустим низко!

С нами хочет поиграть,

Будто с мышкой киска".

(Кончик языка касается верхней и нижней губы. Положение органов речи и количество выполнений те же).

Опытные воспитатели активно используют на занятиях в детском саду авторские детские поэтические произведения. Готовые комплексы артикуляционной гимнастики в стихах для дошкольников легко можно найти в специальной литературе. Но многие педагоги сами сочиняют двустишия или четверостишия в соответствии с насущными задачами развития речи детей.

Музыка как средство развития артикуляции

Использование музыки, как и поэтических произведений, активизирует восприятие учебного материала детьми. Музыкальная артикуляционная гимнастика для дошкольников может быть включена практически во все занятия в детском саду.

Воспитатель, совместно с музыкальным работником детского сада, подбирает детские песенки и мелодии. Если он владеет каким-либо инструментом, то может сам исполнять их. Используются также детские музыкальные инструменты - барабаны, дудочки, клавесины, диски с записями детских произведений.

На начальных этапах, когда дети усваивают статические упражнения для органов артикуляции, мелодии должны быть плавными, неспешными: за 25-30 секунд их звучания дети выполнят нужное упражнение 3-5 раз.

При отработке четкости, переключаемости движений музыка звучит более энергично, а ребенок должен подстроить под ее темпо-ритм свои действия.

Родители получают от педагогов детского сада рекомендации по методике проведения специальных артикуляционных игр и упражнений в домашних условиях:

  1. Выбор упражнений для артикуляционной гимнастики зависит от возраста ребенка. Чем он младше, тем более игровой характер они носят.
  2. Упражнения можно включать в любую деятельность - игровую, трудовую, творческую, в прогулки. Кроме приема пищи.
  3. Важно избегать принуждения, необходимо вызвать у ребенка интерес и желание выполнять эти упражнения. Можно использовать звукоподражания ("лошадка фыркает", "медведь кашляет"), картинки, музыкальные инструменты, игрушки.
  4. Как вспомогательное средство используется зеркало: ребенок должен сам зрительно контролировать свои действия, ориентируясь на собственное отражение или на отражение взрослого рядом со своим. Взрослый в случае необходимости помогает ему придать нужное положение губам, языку с помощью черенка ложки.
  5. Длительность занятия - 5-10 минут. Оно может включать в себя 3-4 упражнения.
  6. Иногда, по показаниям врача-невролога или логопеда, необходим массаж органов речи - губ, языка, щек. Родители должны строго придерживаться рекомендаций специалистов, чтобы не навредить ребенку.

Ответственность родителей за речевое развитие ребенка огромна. Плохая речь - серьезное препятствие для общения с окружающими, для получения в будущем профессии. Они не должны надеяться только на специалистов детского сада. Грамотные ежедневные занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой дома ускорят появление выразительной и содержательной речи.

Не все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:

  1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
  2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
  3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
  4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
  5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
  6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
  7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.

Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:

Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:

  1. «Ветер». Подуть как можно сильнее.
  2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.

Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:

  1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
  2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.

Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
  2. «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
  3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:


Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется

  1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
  2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:

  1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
  2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
  3. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».

Как поставить заднеязычные звуки?

Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:

  1. «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
  2. «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.

Глухие и звонкие согласные – упражнения

Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:

  1. «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
  2. «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
  3. «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:


Пассивная артикуляционная гимнастика

Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:

  1. «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
  2. «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.

При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, - все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день. Если же у крохи имеются выраженные логопедические проблемы, занятия должны проводиться вместе с опытным врачом.



mob_info