За что гладиаторы древнего рима убивали друг друга. Самые известные гладиаторы

Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы Анджела Альберто

15:30. Гладиаторы идут!

15:30. Гладиаторы идут!

Тем временем вдоль края арены разъезжают повозки, с которых рабы в цветочных венках и гирляндах бросают в публику "дары": хлеб, монеты и так далее.

После нескольких минут возбужденной охоты за подарками все, включая сенаторов и зрителей из нижнего яруса Колизея, снова рассаживаются по местам. Занимает место и организатор игр, патриций, принадлежащий к одной из самых богатых семей Рима. Он хотя и занимает достаточно значимую должность - эдила, то есть городского магистрата, - но находится в начале своей общественной карьеры и должен еще заработать известность и признание. Это он оплатил сегодняшние состязания, он "спонсор" (или editor, как говорят римляне) всего того, что мы видим. Несомненно, три дня представлений в Колизее ему стоили целого состояния, но с другой стороны, он по закону обязан устраивать подобные события, да и выгода ему с того, несомненно, будет. Ведь он получит благодарность от сената и признательность народа, который поддержит его в будущей политической, общественной или финансовой карьере. Народная поддержка будет иметь вес и в борьбе с политическими противниками… Да, поистине panem et circenses, как говорил Ювенал…

И потом, во всем этом есть и толика личного удовольствия: на три дня почувствовать себя "немного" императором, слушать обращенные к себе ликующие крики толпы, вершить судьбы гладиаторов, животных и так далее. В общем, эти дни станут важной отправной точкой в его карьере и, безусловно, останутся в памяти потомков. Возможно, на его загородной вилле под Римом будет выложена новая большая мозаика с изображением решающих моментов представлений с гладиаторами и осужденными (вот почему мы часто видим в музеях или в местах археологических раскопок мозаичные панно со столь жестокими сценами).

Вот он, сидит в мраморном кресле тонкой работы. Этот человек порядком отличается от распространенного стереотипа власть имущих в античном Риме: он не толст, не лыс и не сверкает перстнями. Напротив, он высокого роста, атлетического телосложения, черноволосый и голубоглазый. Рядом в ним сидит его жена, совсем молоденькая. Несомненно, она дочь какого-нибудь влиятельного римского патриция: этот брак открыл многие двери его блистательной карьере… Об этой паре много судачат как на званых пирах аристократов, так и на шумных лестничных площадках инсул…

За их спинами вытянулась по стойке "смирно" стража, чьи красные плюмажи касаются тяжелых, расшитых золотом штор, которые слегка колышутся под дуновением ветра.

По краям арены несколько "оркестриков" заводят триумфальный марш. Публика в Колизее взрывается в едином крике. Словно неожиданно грянул гром и, многократно усиленный акустикой амфитеатра, разнесся над городом.

Ворота под триумфальной аркой торжественно распахиваются, и оттуда появляется кортеж; открывают шествие два ликтора, несущие знаки отличия организатора игр (поскольку он эдил, то есть магистрат, не имеющий полномочий выносить смертные приговоры, изображены только фасции, без топорика). Затем идут музыканты с длинными трубами (buccinae), после них повозка с большим плакатом, на котором расписана программа поединков. Это эквивалент передвижной афиши. В проходящих по улицам Рима императорских триумфальных кортежах также часто используются повозки с большими картинами, изображающими ход битв и поединков. Это форма "популяризации" деяний победителя, в такой форме они понятны всем: выходит нечто среднее между сицилийской тележкой и сказителем. Позади следует человек, несущий символическую пальмовую ветвь победителя.

Теперь появляются рабы, несущие шлемы и мечи - снаряжение гладиаторов. Оно будет использоваться на поединках, хотя многое, возможно, выносится лишь для парада.

Наконец, выходят сами гладиаторы. Публика беснуется, приходится затыкать уши из-за шума толпы. На мгновение нас посещает мысль, что и Колизей может рухнуть от криков и топота ног десятков тысяч зрителей. В такие моменты всеобщего возбуждения амфитеатр особенно поражает своей грандиозностью. Но грустно думать, что все это величие было создано исключительно для кровавых зрелищ.

Как не содрогнуться при мысли о том, что за четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где число смертей на единицу площади самое высокое на Земле. Ни в Хиросиме, ни в Нагасаки не было столь высокой концентрации смерти. На этой арене были лишены жизни сотни тысяч людей, а по некоторым оценкам и больше миллиона!

Расчеты просты, их результаты леденят кровь - даже если ограничиться исследуемой нами эпохой. Как мы сказали, восемью годами раньше, в 107 году нашей эры Траян отправил на арену 10 тысяч гладиаторов (почти наверняка из числа военнопленных), а в ходе других игр, продлившихся целых 117 дней, на арене погибло свыше 9800 человек. За два года до того, в 113 году нашей эры всего за три дня в Колизее выступили целых 2400 гладиаторов, правда, мы не знаем, сколько из них погибло… Эти цифры, конечно, относятся к исключительным событиям, но они дают представление о том, сколько людей гибло на арене… И это не считая осужденных на казнь.

Если брать в расчет, что в среднем за месяц умирало 50-100 гладиаторов и осужденных (это очень скромная статистика для такого грандиозного сооружения, но в нее заложены и имевшие место в ходе веков "кризисные" моменты), в общей сложности выходит от 270 тысяч до полумиллиона человек… По мнению некоторых исследователей, эта цифра может быть и чуть ли не в два раза выше.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

Секс-символы и мастера боя: кто такие гладиаторы Гладиаторы останавливаются, толпа ликует, а они в знак благодарности машут руками. Затем бойцы начинают разминку, делая выпады и демонстрируя мастерство молниеносных ударов. На каждое их движение публика отзывается

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Кто такие гладиаторы Гладиаторская школа была тюрьмой, казармой и учебным заведением.Со всего света пригоняли в Рим десятки тысяч рабов. Самых сильных и рослых отбирали для школ гладиаторов.Здесь их содержали в полутёмных казармах под охраной вооружённых римских

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Гладиаторы: скромники, трезвенники и аскеты Кто из ныне живущих не слышал о гладиаторах? В нашем воображении, подогретом многочисленными историческими (и не очень) книгами и фильмами, они предстают эдакими героями меча, умирающими на потеху кровожадной толпе. Но кем они

Из книги Книга мечей автора Бёртон Ричард Фрэнсис

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ Та роль, которую сыграл в истории языческий Рим, имела два аспекта: это была роль завоевателя и роль правителя. Подчиняясь естественному для человека захватническому инстинкту, Рим вынужден был совершенствовать инструмент,

Из книги Государство и революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

9. В бой идут молодые… Рубеж 20-х - 30-х годов ознаменовал собой новый этап в жизни эмиграции. Во-первых, сталинские преобразования окончательно похоронили наивные надежды на эволюцию большевизма к демократическим формам. А во-вторых, Америку и Европу охватил мировой

автора

В. Л. Горончаровский АРЕНА И КРОВЬ: Римские гладиаторы между жизнью и смертью Введение Гладиаторы и проводившиеся с их участием игры давно стали неотъемлемой частью расхожих представлений о древнеримской цивилизации. В массовом сознании благодаря многочисленным

Из книги Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью автора Горончаровский Владимир Анатольевич

Глава 5 Гладиаторы на «суше» и на «море»: римские амфитеатры и навмахии Для выступлений гладиаторов были предназначены специальные архитектурные сооружения - амфитеатры и навмахии, тип которых сложился далеко не сразу. Первые амфитеатры появились в той области Италии,

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Не русские идут, господин Президент, – «ГУССКИЕ» ИДУТ! Русская Нация сегодня в не меньшей опасности, чем Украинская, – приговор ей вынесен тот же и теми же. Поэтому биться в истерике и кричать на каждом политическом углу «Русские идут!» сегодня способны либо недоумки, либо

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава одиннадцатая. Гладиаторы Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику; от них этот обычай перешел и

Из книги Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима автора Хефлинг Хельмут

Гладиаторы. от жертвоприношений к официальным кровавым представлениям Император Август - устроитель развлекательной резниГладиаторы, фехтовальные школы, зрелищные бои - что было связано со всем этим в древнем Риме?«Трижды я давал гладиаторские игры от своего имени и 5

Из книги Накануне автора Кузнецов Николай Герасимович

Идут «игреки» Я был первым советским представителем, посетившим север Испании. Отсюда мне надо было при первой возможности выбраться в Мадрид, чтобы рассказать нашим товарищам, какова обстановка. Снова возвратился в Сантандер, откуда должен был идти на Мадрид самолет.

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

10. ГЛАДИАТОРЫ Гладиаторские игры - пожалуй, самое чудовищное порождение нравов римского общества. Римляне заставляли военнопленных или преступников убивать друг друга на арене и, наблюдая за этим, испытывали искреннее удовольствие. Однако, вместе с тем, гладиаторские

Из книги Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет автора Гриффитс Дэвид

Русские идут, русские идут! А может, и нет… Попытка Великобритании заручиться военной помощью России в начале американской Войны за независимость общеизвестна. Считая Россию естественной союзницей Великобритании и полагая, что Екатерина II должна быть признательна за

Гладиаторы – от слова гладиус или гладий – римский короткий меч – бойцы-рабы, которые участвовали в поединках на потеху публике в Римской империи, на протяжении практически семиста лет. Одно из первых упоминаний гладиаторских боёв – бои 3-х пар гладиаторов на Коровьем рынке Рима, в 264 г. до н.э. в честь поминок Брута Пере. Последнее же упоминание гладиаторских боёв – указ императора Гонория, о их запрете.

Гладиаторы были рабами, либо военнопленными, либо проданными в рабство за долги, либо преступниками, иногда и свободными гражданами. Молодые и хорошо развитые мужчины попадали в специальные заведения – школы гладиаторов – людусы, где, под руководством управителя школы – ланисты, проходили военную подготовку. Тренеры и учителя занимались с гладиаторами ежедневно, обучая владению разнообразным оружием. К услугам гладиаторов были повара и врачи, гетеры. То есть, жили гладиаторы гораздо лучше обыкновенных рабов, но все эти услуги для них, были самыми простыми инвестициями – вложением денег. Чем лучше живёт гладиатор, тем лучше сражается, побеждает и большую прибыль приносит.

На боях гладиаторов действовал тотализатор – денежные ставки, и владелец гладиатора-победителя получал немалый доход. Но это не отнимало их рабства. Кроме того, на «социальной лестнице рабов» гладиаторы стояли на самой низшей ступени, были не более чем «пылью манежной». Хотя некоторые из гладиаторов, могли добиться освобождения от рабства, но таких было мало. Такие гладиаторы получали рудис – деревянный меч, знак освобождения из рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах.

Итак, гладиаторские бои окончательно входят в жизнь римлян, как самое яркое из зрелищ, в 106 г. до н.э. и постепенно получают грандиозный размах. В честь, каких-либо событий: побед, «коронаций», государственных праздников и прочего, в римском Колизее и других цирках империи начинают происходить массовые сражения гладиаторов.

Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. А Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Цирки или арены для боёв, а так же и школы находились, помимо Рима, в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне.

Вне Римской империи, были известны амфитеатры в Ниме и Арле, в Эль-Джеме в Тунисе. Каждое представление собирало тысячи зрителей. Чтобы избежать однообразия, бои проводились по разным сценариям: бои один на один и групповые, бои на колесницах и конях, бои с дикими зверями, бои на воде на судах – конструкция Колизея позволяла превратить арену в озеро. Постепенно и это стало приедаться, поэтому были попытки изобретать новые системы боя и доспехи, а при Домициане, например, на арену выходили карлики и даже женщины.


Сами бои, как правило, заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой бой. Если же побеждённый, или побеждённые, оставались живы то их участь решали зрители. Известный жест – большой палец вниз или вверх, решал судьбу поверженных. Правда, считается, что жесты были немного иные: пальцы, сжатые в кулак - жизнь, большой палец отставленный в сторону – смерть.

Якобы император, присутствующий в цирке, показывал большим пальцем себе на шею, показывая, куда надо нанести последний смертельный укол мечом. С приходом христианства, как официальной религии Рима, гладиаторские бои приходят в упадок и понемногу забываются. Император Константин в 326 г. н.э. запрещает гладиаторские поединки, но почти через сто лет, в 404 г. н.э. выходит указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки, какое-то время, продолжались вопреки всем указам.

Чтобы как-то разнообразить зрелище, римские гладиаторы делились на типы. Каждый тип был по своему вооружён и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены, как представители одного из завоёванных Римом народов, фракийци, например; часто, как некие выдуманные персонажи – ретиарии. Но не глядя на это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием. Основным оружием были мечи: гладиус – короткий меч легионеров и сика – изогнутый меч, кинжал-пугио; древковое – копья и трезубцы (многие считают трезубец боевыми вилами, но это орудие для охоты на крупную рыбу и морского зверя); гибкое – хлысты, лассо – верёвка с петлёй и сети; экзотическое – скиссор – трубка-наруч с полулунным лезвием на конце. Могли использоваться луки и пилумы – метательные копья.

Для защиты использовались немного разнообразные шлемы, но все они отличались хорошей степенью защиты – закрытые забрала для лица, широкие поля, с которых меч соскальзывал, ослабляя удар. Иногда шлемы украшались перьями или металлическими изображениями рыб или птиц.

Ноги защищались поножами, иногда только одним. На руку надевали гибкий металлический рукав, закрывающий руку от плеча до кисти или простые наручи. Иногда к плечу крепили специальный щиток, закрывающий плечо, шею и голову, но он сильно мог ограничить поле зрения гладиатора. Вместо наручей и поножей могли использовать толстые тканевые рукава и гетры.

В ходу были самые разнообразные щиты: от огромных прямоугольных скутумов легионеров, до маленьких круглых щитов.

Защита корпуса использовалась мало, только некоторые типы гладиаторов использовали панцири или кольчуги, большинство обходилось широкими кожаными поясами, набедренными повязками и туниками.

В зависимости от оружия и использования на поле боя, гладиаторы делились на такие типы:

    Сагиттарий - конный лучник, вооружённый гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию, одет в тунику и без доспехов.

    Мирмиллон - имел шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского "mormylos" – "морская рыба"), а также наруч на предплечье, набедренную повязку и пояс, один понож на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, был вооружен гладиусом и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, иногда также против гопломахов.

    Секутор - специально предназначался для схваток с ретиариями. Секутор был разновидностью мирмиллонов и был вооружён большим прямоугольным щитом и гладиусом, его шлем закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, чтоб защитить лицо от острого трезубца соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    Провокатор ("соискатель"): - его обмундирование могло быть различным, его одевали в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, наруч на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне, он был единственным гладиаторам, защищёнными кирасой, вооружением провокатора были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялся на бои с самнитами или другими провокаторами.

    Гопломах ("вооружённый боец") - он был одет в толстую, тканевую, похожую на брюки одежду для ног, набедренную повязку, пояс, поножи, наруч на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны, был вооружен гладиусом, копьём и маленьким круглым щитом. Выставлялся на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

    Андабат ("находящийся на возвышении") - названы так потому, что сражался верхом на лошади, были одет в кольчугу, как восточная кавалерия, и шлем с забралом.. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

    Эквит ("всадник") – легко вооружённый гладиатор, был одет в чешуйчатые доспехи, носил средних размеров круглый щит, шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями, носил наруч на правой руке, тунику без рукавов и пояс. Эквит начинал бой верхом на коне, но после того, как метал своё копьё, он спешивался и продолжал бой коротким мечом. Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    Пегниарий - использовал кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями, доспехами и шлемами не пользовались.

    Ретиарий – был вооружен трезубцем, кинжалом и сетью, кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом и большого щитка на левом плечевом суставе, не имел никакой одежды, в том числе и шлема. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    Лаквеарий - разновидность ретиария, который старался поймать своего соперника с помощью лассо вместо сети.

    Эсседарий ("боец на колеснице") – вооружался лротиками, которые метал в противника, был одет в открытый шлем, наручи и кольчугу.

    Бестиарий – вооружён дротиком или кинжалом, защищённый наручами и поножами, закрытым шлемом и широким поясом, сражался с хищными животными.

    Велит - пеший гладиатор, вооружённый дротиком с привязанным к нему шнуром для метания, доспехи не использовал, обходясь тканевыми, толстыми наручами и поножами, кожаным поясом. Назван в честь подразделения раннереспубликанской армии

    Самнит – был вооружён большим прямоугольным щитом, имел украшенный перьями шлем, короткий меч, понож на левой ноге и латный нарукавник.

    Прегенарий - выступавший в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу, гладиатор, вооружённый деревянным мечом с телом обмотанным тканью. Сражался только с подобным себе бойцом.

    Венатор – дрессировщик, выполняющий трюки с животными: клал руку в пасть льва; ездил верхом на верблюде, держа рядом льва на поводке; заставлял слона ходить по канату. Гладиатором не считался, хотя был им формально. Его выступления являлись частью гладиаторских представлений. Доспехами и оружием не пользовался.

    Тертиарий ("заменяющий") – гладиатор с самым разнообразным оружием и доспехом. Трое таких гладиаторов выходили на арену, сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием.

    Димахер ("носящий два кинжала") - использовал два меча, по одному в каждой руке, сражался без шлема и щита, были одет в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носил поножи.

    Скиссор – наиболее задоспешенный гладиатор: закрытый шлем, латные рукава, поножи и чешуйчатый панцирь или кольчуга, вооружённый гладиусом и скиссором – трубчатым наручем с полулунным лезвием впереди, скиссор мог играть роль щита, но позволял делать только тычковые удары или очень широкие размашистые движения рукой.

    Галл - был вооружён копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, одет в кожаный пояс и тканевые повязки на руках и ногах.

    Бустуарий – любой тип гладиатора, сражавшийся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    Рудиарий - гладиатор, заслужившие освобождение и, в знак этого, награждённый деревянным мечом - рудисом, но решивший остаться гладиаторам. мог быть тренерам, помощникам, судьёй. Участие его в поединке всегда был очень популярным и зрелищным, так как он обладали огромным боевым опытом.

Теперь несколько легенд связанных с гладиаторами.

- Жизнь гладиатора ценилась очень низко. Жизнь гладиатора ценилась очень высоко, по крайней мере, для его владельца и ланисты. На то, чтобы воспитать отличного бойца уходило много времени и денег. Такой гладиатор приносил огромный доход его владельцу, и смерть такого гладиатора несла огромный убыток. За выигранный бой, на больших праздниках, гладиатор получал некую сумму денег и два-три успешных боя давали ему возможность оплатить некую степень свободы, отдельную комнату в людусе, оплату услуг гетер и лучшую еду.

- В гладиаторы часто шли свободные люди . Гладиаторы считались самой низшей "кастой” даже в среде рабов, и стать гладиатором – огромный позор для римского гражданина. Но очень не редко гражданин Рима шёл в гладиаторы, иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи. Пожалуй единственным благородным от рождения гладиатором был Лу́ций Э́лий Авре́лий Ко́ммод – 18-й римский император в 177 – 192 году н.э. (Случались бои на аренах и между сенатарами, но Коммод, отличаясь большой эксцентричностью во всём, прошёл гладиаторскую школу и провёл на арене 735 боёв, чем вызвал возмущение и неудовольствие римской знати.) Такое его увлечение стало одной из причин его убийства.

- Гладиаторы имели атлетическое телосложение. Во всех фильмах, гладиатор выглядит, как культурист. На самом деле, за два-три месяца до боёв, гладиаторы ели обильную и жирную пищу, заплывая жиром для лишней защиты тела – толстый слой жира защищал внутренние органы.

- Гладиаторы – лучшие бойцы Рима . Бойцы – да, но не солдаты. Запредельные бойцы один на один, они не умели сражаться организованно в группе, в строю, как легионеры - групповой бой на арене практически сразу распадался на отдельные двобои. Не знали тактики построений и т.д. В этом была беда Спартака. Он и его соратники могли обучить людей владеть оружием, но не сражаться организовано. (Даже если Спартак был талантливым военным, как говорят, то научить сражаться бывших рабов, как легионеров было трудно.) Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и было, но не солдатами.

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

Бой гладиаторов ретиария и секутора

Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

«Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие - гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами - помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость - время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом - он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью - повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической - его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное - была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха - Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики - Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство - это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная же армия же рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

Изначально гладиаторами становились приговоренные к смерти люди, которым уже нечего было терять. Уставы древнего Рима давали возможность бороться за свободу и, в случае победы, можно было обменять жизнь на вырученные в бою финансы. Затем к гладиаторским боям присоединились обыкновенные люди, которые отчаянно желали добиться славы и материального благополучия. Для того чтобы попасть в число борцов, им нужно было дать клятву и стать «юридически мертвыми». Каждого человека, который решился на это, безвозмездно кормили калорийной едой и оказывают своевременное лечение. Спонсоры боев тратили большие деньги на содержание гладиаторов, поэтому часто на шоу, где велся бой, очень дорого стоил. Известны случаи, когда устраивались кровавые гладиаторские сражения женщин.

Школы гладиаторов

В древнем Риме существовали даже специальные учреждения, в которых гладиаторов обучали ведению боя. Они могли принадлежать как государству, так и частному лицу. Управляющий такого заведения назывался «ланиста». В его подчинении был штат учителей, преподающих бойцам фехтование, оружейное дело, а также повара, врачи и даже похоронная команда. Распорядок дня и дисциплина в школе гладиаторов были крайне строгими.

В некоторых подобных заведениях учили и боям с дикими животными. Такие бойцы проходили подготовку намного дольше. Их обучали дрессуре, повадкам различных видов зверей. Слоны, львы, тигры, медведи, пантеры, леопарды гибли на ринге вместе с людьми.

Классификация гладиаторов

Древний Рим был полон поединками гладиаторов, которые сначала устраивались во время церковных праздников, а затем стали неотъемлемой частью чуть ли не каждодневного развлечения граждан. Существовала даже классификация бойцов по специализациям.

1. Андабаты - гладиаторы, которые сражались по принципу кавалерийских состязаний, без права видеть соперника.

2. Бестиарии первоначально были преступниками, приговоренными к бою с животными. Осужденные фактически не имели шанса выжить. В последствии, эти гладиаторы стали проходить подготовку. Вооруженные дротиками или , бойцы стали часто побеждать в подобных схватках.

3. Бустарии - гладиаторы, которые боролись в память о погибших на церемониальных играх.

4. Велиты - пешеходные гладиаторы, сражавшиеся дротиками, маленьким кинжалом и щитом.

5. Венаторы не являлись гладиаторами, но присутствовали при каждом сражении. Развлекали публику, используя при этом животных. Совершали трюки: засовывали руки в пасть льву, катались верхом на верблюде.

6. Димахеры в процессе борьбы при себе имели 2 меча. Не допускался шлем и щит.

7. Галлы были вооружены копьем, маленьким щитом и шлемом.

8. Лаквеарии. Перед ними стояла задача поймать противника с помощью лассо.

9. Мурмиллоны. На гребне их шлема была стилизованная рыба. Вооружены коротким мечом и щитом.

10. Ноксии - преступники, которых выпускали для сражений друг с другом. Иногда им завязывали глаза, давали то или иное оружие. Судье или кому-то из толпы разрешалось подсказывать сражающимся. Однако чаще всего публика перекрикивала указания и дерущимся ничего не было слышно.

11. Прегенарии. Выступая первыми, они «разогревали» толпу. Тела эти гладиаторы обматывали тряпками и пользовались деревянными мечами.

12. Провокаторы - вооруженные гладиусами и щитами гладиаторами, были единственными, кому позволялось защищать тело кирасой.

13. Рудиарии - бойцы, заслужившие свободу, но решившие остаться в рядах гладиаторов. Награждались деревянным мечом. Они становились тренерами, судьями или помощниками.

14. Сагиттарии сражались на лошадях, вооружены были луком.

15. Скиссоры - бойцы, вооруженные оружием, напоминающим ножницы.

16. Тертиарий - запасной игрок, который выходил на замену, если по каким-то причинам один из гладиаторов не мог участвовать в бою. В других сражениях, тертиарии бились с победителем основного соревнования.

17. Эквиты первую половину сражения проводили на лошади, а после того как копье, которым их вооружали, было брошено, продолжали биться на ногах короткими мечами.

18. Цестусы - бойцы, которые дрались, используя только цестус – старый аналог кастета.

Традиция гладиаторских боев на территории Древнего Рима сохранялась на протяжении более половины тысячелетия.



mob_info