Ваш билет в бесконечность и дальше — это тренировки вместе с Мула бандхой. Бандхи: для чего они нужны

Что такое бандха?

Перевод слова «бандха» («баддха») звучит как: замок, связь, связывать, останавливать, объединять, закрыть. В традиционных школах йоги, знание бандх предавалось ученику только после прохождения специального курса асан, пранаям и мудр, т.к. практика бандх - оказывает очень сильное воздействие на тело и сознание практикующего. На физическом уровне бандха - это осознанное сокращение определённых мышц тела, которое приводит к «раскрытию» определённых областей пранического и ментального тел. Наиболее известными бандхами являются: мула бандха, уддияна бандха и джаландхара бандха. В данной статье мы рассмотрим мула бандху - нижний или корневой замок.

Как работает мула бандха?

Мула бандха - это сокращение мышц промежности и тазового дна, напрямую воздействует на нервную систему, а также на кровообращение, дыхательную и эндокринную системы. Сокращение мышц промежности посылает в головной мозг импульсы, запускающие определённые нейронные цепи и стимулирующие нервные центры головы, что в свою очередь влияет на состояние сознания.

На уровне физического тела.

Выполнение корневого замка мягко стимулирует симпатическую нервную систему, способствуя общему тонусу организма, однако при выполнении совместно с другими бандхами и техниками пранаямы, корневой замок гармонизирует и уравновешивает симпатику и парасимпатику, замедляет пульс, снижает артериальное деление, уменьшает комфортную частоту дыхания, приносит ощущение внутреннего покоя и целостности. Также оказывается положительное влияние на гипоталамус, управляющий эндокринной системой, а следовательно происходит постепенная нормализация всех биологических ритмов, а также эмоционального состояния практикующего.

На уровне пранического тела .

Йоги считают, что человеческий организм представляет из себя сложно устроенную, высокоорганизованную систему, на тонком уровне состоящую из взаимодействия различных энергетических потоков (праны). Считается, что нисходящий поток энергии (апана) не только отвечает за выделения тела, но и может воздействовать на понижение уровня сознания. Апана - делает ум более грубым, инертным и материалистичным, способствует понижению уровня энергии на верхних энергетических центрах, а также удовлетворению инстинктивных желаний, неосознанных эмоций, лени и.т.п. Мула бандха - перенаправляет поток энергии вверх, устремляя сознание к высшим уровням развития. Также выполнение корневого замка способствует очищению энергетических каналов (нади) от «тонкой грязи» физической и ментальной.

На уровне сознания.

Древние тексты по йоге указывают на то, что прана, дыхание и ум - очень тесно связаны между собой. Обретая контроль над одним, появляется возможность управлять другими двумя. Когда человек испытывает сильные эмоции, возбуждение, страх и.т.п. дыхание становится учащённым и поверхностным. Успокаивается дыхание - успокаивается ум. Замки - это метод контроля праны. Обычно бандхи выполняются совместно с кумбхаками (задержками дыхания) в результате происходит остановка внутреннего диалога. Ум затихает, а сознание практикующего становится ясным и открытым.Бандхи являются одним из подготовительных упражнений для медитации.

Техника выполнения мула бандхи.

«Мула» - означает корень. «Бандха» - замок. Мула бандха - сокращение мышц промежности (вокруг простаты) у мужчин и шейки матки у женщин. Для правильного выполнения техники необходимо развить мышцы тазового дна настолько, чтобы появилась возможность изолированно сокращать «тело промежности» - мышечно-сухожильный центр между половыми органами и анусом у мужчин, и область вокруг шейки матки у женщин.Обычно при напряжении промежности также напрягается также и анус, а также подтягивается сфинктер мочевого пузыря и половые органы. Освоение мула бандхи обычно разделяют на несколько этапов:

1. Укрепление мышц. Сокращают все мышцы тазового дна одновременно. Выполняют несколько пульсаций, затем удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых. Можно сделать несколько таких подходов.

2. Изолированное напряжения мышц вокруг ануса (ашвини мудра). Выполняется несколько пульсаций ашвини мудры, затем фиксация максимального напряжения. Отдых, расслабление. Можно сделать несколько таких подходов.

3. Изолированное напряжение сфинктеров мочевого пузыря (ваджроли мудра). Выполняется несколько пульсаций ваджроли мудры, затем фиксация максимального напряжения, удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых.

4. После освоения и проработки первых трёх этапов приступают к практике непосредственно мула бандхи, а именно изолированному, осознанному сокращению «точки промежности». Сокращение «точки промежности» является особым способом воздействия на корневой энергетический центр (муладхара чакру).

5. После освоения мула бандхи на уровне мышц, учатся выполнять мула бандху только на праническом и ментальном уровнях. Это достаточно сложно и требует системных занятий пранямой и медитацией в течении длительного времени.Практиковать можно в любой сидячей асане или лёжа.

Как я узнаю правильно ли я выполнил корневой замок?

Достаточно просто проверить правильность выполнения этапа 4. Лягте на пол в шавасану. Расслабьтесь. Приготовьтесь к выполнению мула бандхи. Положите палец на «точку промежности». Сосредоточьтесь. Выполните замок. Если при выполнении точка, на которой стоял палец втянулась внутрь, а сфинктеры мочевого пузыря и анус остались расслабленными - вы успешно выполнили этап 4.

Успехов в практике…

Дмитрий Маров.

Третий замок называется «мула бандха», или «корневой замок». Он самый сложный. Полезность его для человека основана в первую очередь на мощном воздействии кундалини, содержащейся в основании позвоночника, и сексуальной энергии второй чакры.

В первой части корневого замка надо сжать мышцы, замыкающие отверстие заднего прохода, и втянуть их внутрь. Тем же мышечным усилием обычно препятствуют выводному процессу кишечника. После этого начинайте втягивать половые органы, мочеполовой тракт; нижняя часть туловища тоже должна сжаться. В заключительной части замка нижняя часть живота втягивается в направлении вверх, в район пупка, и назад, к позвоночнику. При этом прямая кишка и половые органы перемещаются вверх и назад, к спине.

Войти в этот замок можно только на выдохе. Держите его, считая до пяти, на счет пять выйдите из него. Проделайте его три раза. После третьего раза расслабьтесь примерно на пять минут, продолжая дышать полным дыханием. Затем сосредоточьтесь на протекании энергии через верхнюю и нижнюю части живота и вдоль нижней части позвоночника.

Замок устраняет зажимы в первой и второй чакрах, что поощряет проявление сексуальной и созидательной энергии, способствуя пробуждению кундалини, дремлющей в основании позвоночника.

Если вы успешно освоили замки, можно выполнять их вместе, так от них больше пользы. Это можно делать, если только вы освоили их по отдельности.

Сочетание замков выполняется так: сядьте на пятки, положив руки на бедра, закройте глаза и начинайте дышать полным дыханием. Спустя две-три минуты, войдите в корневой замок. Тут же без задержки выйдите из него. Теперь войдите в замок диафрагмы и тоже сразу же выйдите из него. Наконец сделайте то же самое с шейным замком. Ритмично повторяйте все три замка в этой последовательности в течение трех-четырех минут. На первых двух замках будет сам собой получаться выдох, на третьем - вдох.

Через несколько секунд физическое тело изойдет потом и начнет высвобождать токсины. Это очистительное действие замков на физическое тело очень полезно, потому что внутренние препятствия процессам физического тела вынуждают его мешать свободному протеканию праны по тонкой энергетической системе. Каждый замок работает с различными участками тела, и при общем выполнении замков район их действия перемещается снизу вверх по туловищу, что тоже способствует пробуждению кундалини и поднятию ее к теменной чакре.

Когда энергетика начнет укрепляться, можно увеличить время выполнения упражнений с трех-четырех минут до десяти. Тем не менее ни в коем случае не перенапрягайтесь.

Прислушивайтесь к своему телу и интуиции и останавливайтесь, как только они попросят. Если начать себя перебарывать, никакой пользы энергетической системе не будет. Напротив, это очень опасно и может ее серьезно травмировать.

Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

“Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.

Важно понимать, что бандхи должны практиковаться с полным осознаванием и пониманием техники выполнения. Основные правила и противопоказания описаны в этой статье. Опытный инструктор сможет помочь вам скорректировать правильное выполнение бандх в зависимости от ваших личных физиологических особенностей.

Набхи-бандха

Техника выполнения: Техника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Виды практики:

Вайю-набхи-бандха – этот вариант упражнения выполняется, когда вы касаетесь кончиком языка неба сразу за верхними зубами. Это обычный вариант набхи-бандхи. Воздействие этой практики – поддерживает циркуляцию вайю-праны, энергии стихии воздуха в теле человека.

Агни-набхи-бандха – касание языком твердого неба, в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Лучше всего применять этот вариант бандхи во время практики мудр и пранаям. Активирует энергию стихии огня в нашем теле.

Джала-набхи-бандха – касание кончиком языка мягкого неба, как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник. Активирует «сому» или энергию «нектара» в нашем теле.

Концентрация внимания: Во время выполнения набхи-бандхи, внимание удерживайте в области межбровья (аджна-чакра).

Энергетический эффект:

Набхи-бандха соединяет энергетические каналы арохан и аварохан, расположенные на передней и задней части нашего тела. Вместе с мула-бандхой не дает энергии покидать наше тело, «закольцовывает» оба эти канала.

Эффект для сознания:

Прекращает болтовню – как на уровне внешнего общения, так и внутри ума.

Джаландхара-бандха

Техника выполнения: Займите любое удобное положение с ровной спиной. Помните, прямое положение позвоночника на протяжении всей практики – залог правильного выполнения!

Сконцентрируйте все внимание на макушке (важно понимать, где именно у вас находится макушка – от этого зависит правильность выполнения этой бандхи). Затем начните тянуться макушкой вверх. При этом подбородок уйдет немного вниз, к грудной клетке.

Самая распространенная ошибка: Самой распространенной ошибкой, при выполнении джаландхара-бандхи, является то, что практикующий стремится опустить подбородок на грудь. Важно помнить, что первым делом мы тянемся макушкой вверх, положение подбородка – вещь второстепенная.

Перед выполнением этой бандхи сделайте глубокий вдох и полный выдох. Выдохнув, закройте просвет дыхательного горла и выполните задержку. Чтобы понять, как закрыть просвет дыхательного горла, несколько раз сглотните. Во время глотания, мы это делаем автоматически, чтобы пища и вода не попадали в дыхательные пути. Уловите суть этого движения и научитесь делать его, независимо от глотания.

Концентрация внимания: Во время выполнения джаландхара-бандхи, внимание все время остается зафиксированным в центре шеи, в области вишудхи-чакры.

Противопоказания: Джаландхара-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

Физиологический эффект:

Эта бандха помогает удерживать задержку дыхания дольше, чем обычно – это обусловлено ее воздействием на сонные синусы. Во время ее выполнения происходит массаж щитовидной железы, которая вырабатывает тироксин (гормон, отвечающий за метаболизм в организме и темп его старения), тем самым изменяя ее интенсивность работы.

Энергетический эффект:

Джаландхара-бандха помогает нам контролировать течение праны в теле. Благодаря ее выполнению мы прекращаем «протекание» потока энергии бинду-висарги (нектара безсмертия) в манипуру, где он сгорает в нашем внутреннем огне. Предотвращая этот процесс, мы останавливаем процесс старения и продлеваем нашу молодость. Фактически, джаландхара – это некий «инструмент», с помощью которого мы можем воздействовать на процессы старения в нашем организме.

Эффект для сознания:

Джаландхара-бандха вызывает умственное расслабление и является предварительной практикой для медитативных состояний.

Упоминание в трактатах:

В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

«Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется и помогает предотвращать старость и смерть».

«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла».

«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)».

«Это сокращение горла также останавливает течение праны в ида и питала нади (связанное с движением дыхания в левой и правой ноздрях). Это блокирует течение праны в шестнадцать адхара и направляет ее в сушумну ».

Эти четыре шлоки дают богатую почву для размышлений и показывают важность джаландхара бандхи. В Йога Чудамани Упанишаде также немало говорится об этой практике:

«Садхака (искатель) должен сидеть в падмасане, сложив руки на коленях. Подбородок должен быть опущен к горлу. Следует думать только о Брахмане (высшем), задерживая дыхание. Таким образом садхака будет обретать огромную силу и знание».

«Тот, кто способен удерживать элемент акаши (эфира) и жидкости, стремящиеся вниз, избавится от любого разочарования и недовольства».

«Посредством практики джаландхара бандхи сдерживается нектар амриты, который склонен стекать вниз из центра головы. Нектар не попадает в огонь (не сгорает) и пранические силы тела лишаются возможности двигаться туда‑сюда».

Удияна-бандха

Техника выполнения: Сядьте в любое удобное положение с ровной спиной. Сделайте полный вдох, затем максимально полный выдох. В конце выдоха, можно сделать «довыдох» – с силой вытолкнуть остатки воздуха из легких. Полностью выдохнув выполните задержку дыхания. Во время задержки перекройте щель дыхательного горла. Для того, чтобы это сделать несколько раз сглотните. Во время глотания перекрывание дыхательного горла происходит автоматически – таким образом вы почувствуете, как это делать.

Перекрыв просвет дыхательного горла, втяните живот и подтяните вверх диафрагму. Если вы все сделали правильно, то в солнечном сплетении (треугольник – место, где сходятся нижние ребра) получится «впадина» – это значит что в легких нет воздуха, а диафрагма втянута вверх. Удерживайте задержку комфортное количество времени. Затем расслабьте живот и очень плавно вдохните. Следите за тем, чтобы вдох был плавным и воздух медленно наполнял легкие, а не врывался в него.

Важно! Удияна-бандху необходимо выполнять только на пустой желудок. То есть, лучшее время для ее выполнения – утром, натощак. Если вы выполняете удияну днем или вечером, подождите, пока пройдет от 2 до 4 часов после последнего приема пищи.

Концентрация внимания: Во время практики внимание удерживайте в области солнечного сплетения (манипура-чакра).

Противопоказания: Удияна-бандху н\е следует делать, если у вас есть язвы желудка или кишечника. Также эта практика противопоказана всем людям с повышенном кровяным давлением и пороком сердца.

Не стоит выполнять ее женщинам во время месячных и беременности.

Физиологический эффект:

Является прекрасным целебным средством при различных желудочных инфекциях. Помогает для восстановления желудочно-кишечных функций и является прекрасным самомассажем внутренних органов. Стимулирует кровообращение и выведение токсинов.

Во время практики, весь живот сжимается, как губка, что приводит к выдавливанию застоявшейся крови. Это вливает новые силы во все внутренние органы. Практика помогает устранять или предотвращать большое число заболеваний органов брюшной полости, в том числе несварение, запор, колит, диабет, если они не слишком серьезны или не являются хроническими.

Кроме того, происходит нормализация работы надпочечников, в результате чего вялый человек становится более энергичным, а нервозный или перевозбужденный – расслабляется.

Энергетический эффект:

Удияна-бандха перенаправляет энергию апаны вверх, соединяя ее с прана-вайю и самана-вайю в манипура-чакре, высвобождая энергию-Шакти, которую затем мы можем направить вверх в аджна-чакру.

Эффект для сознания:

В «Хатха-йога прадипике» сказано, что эта практика «самопроизвольно вызывает мукти (освобождение, состояние йоги)».

Упоминание в трактатах:

Уддияна бандха упоминается в большом числе древних Текстов. К ним относятся Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита и Йога Кундалини, Дхьяна Бинду, Йога Таттва и Чудамани Упанишады. Мы не будем приводить цитаты из всех этих тестов, поскольку они очень похожи друг на друга. Мы дадим всего несколько примеров. Наиболее подробно эта практика описана в тексте Хатха Йога Прадипика:

«Зажим, который заставляет прану течь вверх по сушумне, все йоги называют уддияна».

«Практика, которая будет описана, заставляет птицу (праны) после периода отдыха взлетать вверх».

«Втягивание живота в области пупка назад и вверх называется уддияна. Это лев, который бросает вызов слону смерти».

«Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши».

В Бараха Упанишаде говорится:

«Дыхание следует за жизнью так же, как тень следует за объектом. Уддияна – это практика, заставляющая вечно неугомонное дыхание взлетать вверх…»

«Чтобы серьезно практиковать уддияну, нужно есть доброкачественную пищу и в малых количествах».

Мула-бандха

Техника выполнения: Сядьте с ровной спиной. Сожмите все мышцы малого таза (мышцы ануса, половых органов и промежности между ними). По-настоящему, необходимо сжать только мышцы промежности между анусом и половыми органами. Однако, как правило, человек не умеет отдельно управлять этими мышцами. Потому, начиная практику сжимайте все мышцы промежности. С прогрессом в практике, вы научитесь управлять ими по отдельности.

Во время сжатия этих мышц, должно появиться ощущение, что вы втягиваете промежность внутрь таза.

Концентрация внимания: Во время выполнения бандхи внимание удерживаем в месте напряжения мышц (область муладхара-чакры).

Противопоказания: Мула-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

Так же, не стоит выполнять это упражнение женщинам во время менструации. Можно только слегка приводить в тонус мышцы промежности.

Физиологический эффект:

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма. В медицине это упражнение известно, как «упражнение кегеля» и рекомендуется женщинам для профилактики мочеполовых болезней,а также для тренировки мышц влагалища перед родами.

Энергетический эффект:

Главная цель мула-бандхи – с помощью внутреннего тепла, которое появляется во время практики, пробудить спящую энергию Шакти-Кундалини. Происходит это из-за перенаправления течения апана-праны, которая в обычном состоянии человека стекает вниз и покидает наше тело.

Если попытаться обьяснить в одной фразе процесс, который происходит во время выполнения мула-бандхи, то мы со здаем мощный импульс, который «впрыскивает» энергию апаны в центральный канал сушумну, очищая не только физическое тело, но и физическое.

Эффект для сознания:

Благодаря энергетическому эффекту мула-бандхи, человек перестает быть ведомым неконтролируемыми сексуальными импульсами, а также – подсознательными вспышками агрессии. Благодаря практике, человек учится управлять сексуальными и эмоциональными импульсами, становится более осознанным и целеустремленным.

Упоминание в трактатах:

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой».

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Выполнение практики мула бандхи является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры.

Определение

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Упоминания в текстах

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика :

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха». (61)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности». (62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры». (65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь». (67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой». (68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху». (69)

Брахма нади - это центральная сердцевина сушумны.

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита . В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Место сокращения

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом.

У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем.

Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

Сидячая поза

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи - это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению.Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана.

Техника выполнения

* Сядьте в удобную позу.

* Положите ладони на колени.

* Закройте глаза и расслабьте все тело.

* Сделайте глубокий вдох.

* Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху

* Сократите мышцы в области муладхара чакры.

* Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

* Постоянно фиксируйте внимание на точке сокращения.

* Удерживайте это сокращение как можно дольше.

* Затем прекратите сокращение.

* Поднимите голову и сделайте выдох.


* Джаландхара бандха

Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.

Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

Осознание и продолжительность

При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.

В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.

Ограничения

Те же, что для джаландхара бандхи.

Благотворное действие

Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

Подготовительная практика

Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из-за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру, используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.

Подготовка к крийя йоге

Если вы всерьез намерены учиться крийя‑йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийяйоги.



mob_info