Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой

, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности . Шакти — это Богиня-мать . Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу . Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы .

Шакти — это внутренняя энергия человека . Шакти — это космический женский принцип . Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу .

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы
  • Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну
  • Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовной реализации; супруга Шивы »

Рассмотрим каждую «супругу » в отдельности :

Рис. 2. Лакшми , богиня красоты и удачи дэви , шакти богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья, грации, красоты и обаяния. Мантра – молитва Лакшми : ॐ श्रीं ह्रीं क्लीं त्रिभुवन महालक्ष्म्यै अस्मांक दारिद्र्य नाशय प्रचुर धन देहि देहि क्लीं ह्रीं श्रीं ॐ । — Om Shring Hring Kling Tribhuvan Mahalakshmyai Asmaakam Daaridray Naashay Prachur Dhan Dehi Dehi Kling Hring Shring Om .

Относительно реки, послужившей прототипом для обожествления, индологи не могут прийти к единому мнению. После того, как древняя река пересохла или изменила русло, богиню Сарасвати перестали связывать с рекой, отныне она супруга Брахмы и покровительница искусств и наук. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари .

Иконография

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана ) в прекрасной позе (лалитасана ): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками . В её руках:

  • священная книга Вед — символ науки
  • чётки из белого жемчуга — символ духовности
  • чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
  • вина — музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и ее руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра ). Иногда ее изображают стоящей».

Парвати переводится с санскрита как «Горная », так как она считается дочерью Химавана (англ.), владыки гор и персонификации Гималаев . Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа Дочь гор »), Гирираджапутри Дочь царя гор »).

Происхождение

Согласно легенде, первая жена Шивы , Сати , совершила обряд самосожжения, и спустя некоторое время возродилась в образе Парвати (в других вариантах носила имя Ума ), дочери Химавата и апсары Менаки .

Рис. 5. Парвати и Шива .

Иконография

На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног . Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги , Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати. Отсюда можно сделать вывод, что изначально это были отдельные божества, сегодня объединенные в одно целое».

У Господа Шивы есть еще и другие «супруги» — шакти :

Рис. 6. Сражение Дурги и демона Махиши — оружие , подаренное ей каждым из богов: трезубец Шивы, чакрам Вишну , лук Ваю , ваджру Индры и др.

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери , олицетворения созидательных и разрушительных сил природы. В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами , защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги богиня Чанди ) — уничтожение в поединке демона Махиши , низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.

По преданию Дурга живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Рис. 7. Изображение Дурги в танце.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие . Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Рис. 8. Статуя Махишасуры на холмах Чанмуди в Майсуре . Махишасу́ра — асура , персонаж индуистской мифологии , убитый богиней Дургой .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре » сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа ». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита . Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело », анахате («сердечная чакра »). Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть . Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену . Только то, что является бессмертным , может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится . Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной .

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.

Рис. 9. Изображение богини Кали и Шивы .

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас .

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Бог Калима или Богиня Кали может сказать о себе: «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог».

Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук, по его же прошению в форме письма или по устной молитве».

, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы .

Слово «шакти » имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой , представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Богиня-мать . Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы . Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу . Кали , Дурга , Лакшми , Сарасвати , Парвати , Чамунда , Деви , Бхавани, Трипурасундари , Бхайрави, Чанди , Тара , Минакши , Лалита , Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти ; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Словари

Шакти (śakti, от глагольного корня śak – мочь, быть способным) – «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти – супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары , где основой мира выступает высший Брахман , с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии – майе . Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пассивное созерцание – «пракаша », тогда как Шакти представляет активный, динамичный аспект сознания – «вимарша », т.е. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика » они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) – Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива – та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях

В последующем обсуждении мы будем говорить конкретно о направлениях шактизма и шиваизма, делая акцент на шактизме.

Шива воплощает непроявленное, а Шакти - проявленное. Шива лишен формы, а Шакти - это то, что обретает форму. Шива - это сознание, а Шакти - энергия, не только космоса в целом, но каждого и всякого отдельного человека. Шива - это высшее сознание, пронизывающее каждого, а Шакти - это сила, которая проявляет потенциал, заключенный в сознании в разных проявленных центрах в человеке и вселенной. Корни Шакти заключены в Шиве. Хотя один из них воплощает проявленное, а другой непроявленное, в предельном смысле они представляют собой одно и то же. Один является принципом неизменности, а другой принципом изменения. Шакти - это изменение в неизменности, а Шива - неизменность, лежащая в основе изменения. С логической точки зрения это взаимоотношение кажется противоречивым, однако целью тантры, равно как и йоги, является непосредственный опыт совершенного единства неизменного и изменяемого и исчезновения их двойственности. В конечном счете, между Шивой и Шакти нет никакого различия, но это постигается только в состояниях высшего осознания. И это постижение превращает жизнь в источник восхищения и радости.

Все, что вы видите вокруг себя, будь то физическое, психическое, умственное или какое угодно еще - это Шакти как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сюда входят ваши тело и ум. Сюда входят любое дерево, любая собака, любой камень, солнце и звезды. Шакти - это все сущее. Все эти проявления произошли из одной первоосновы, Шивы. Цель тантры состоит в том, чтобы в каком-то смысле повторить путь проявления, чтобы Шакти была средством воссоединения индивида с Шивой и познания высшего опыта - самадхи, нирваны или чего бы то ни было, чем вы захотите его назвать. Тантра призвана вести вас по пути возвращения к единству с Шивой и Шакти, единству индивидуального существа (джива) с высшим (параматман).

Тантра говорит, что Шакти, или сила создания отдельных центров проявления (то есть, объектов, индивидов и т.д.), в своей сути является сознанием (Шивой). Однако сила окружающего нас феноменального мира маскирует себя (посредством майи), и в обычных состояниях осознания не видно, что на самом деле она представляет собой сознание. Всё и вся в проявленной вселенной - это не что иное, как проявленное сознание. Сколь бы странным это ни казалось, в природе или содержании сознания не происходит никакого изменения, несмотря на то что из него происходит все сущее. В Ишавасья Упанишаде говорится:

То целое и это целое.

Из целого берется целое и получается целое.

Если изъять целое из целого, останется только целое.

Великий европейский мудрец Плотин говорил в точности то же самое:

«Единое суть всё и также не всё. Оно - не всё, поскольку оно источник всего. Оно суть всё в трансцендентальном плане, поскольку в нем есть все... или точнее, еще не есть, но может быть».

Эти две цитаты заключают в себе саму суть тантры и любой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их смысл, ибо то, что они пытаются передать, не поддается рациональному осмыслению.

Сознание - это неисчерпаемый источник всего во вселенной, в то же время всегда превосходящий то, что из него происходит. Сознание никогда не перестает быть тем, что оно есть, чем оно было и будет. От Шивы через посредство лилы Шакти происходит вселенная в целом и все сущее в отдельности... и все же Шива всегда остается одним и тем же. В то же время Шива и Шакти в высочайшем смысле представляют собой одно и то же. Это вечная тайна, вечное чудо, не поддающееся описанию. Гораздо лучше пытаться сосчитать все камешки на пляжах всего мира, чем стараться описать невозможное.

Тантра рассматривает материальную вселенную как форму, образец или выражение целого. Согласно тантре, реальны и проявленное и непроявленное, и фон и проекция, и фильм и экран. По существу, бессмысленно говорить человеку, что окружающие его вещи нереальны, поскольку его личный опыт на нормальных уровнях осознания свидетельствует об обратном. Кроме того, с точки зрения тантрической, йогической или любой другой духовной практики мир следует считать реальным. Следует использовать тело, ум и другие аспекты мира для познания того, что лежит за его пределами. Если считать ум и тело нереальными, как это принято в некоторых системах, то как можно практиковать духовные техники, как можно заниматься с тем, что нереально? Конечно, на нормальных уровнях опыта эта точка зрения нелепа. Многие другие системы считают вселенную нереальной потому, что она изменяется. Хотя это всего лишь вопрос определения, тантра утверждает, что на самом деле все реально, меняется ли оно (Шакти) или остается неизменным (Шива). Это не более чем два разных аспекта целого.

Шива - отец (пита) всего, что движется и неподвижно. Его описывают обнаженным - облаченным в пустое пространство (дигамбара - облаченным во все во вселенной). В наше время его обычно изображают одетым в тигровую шкуру и держащим в руках трезубец, который представляет три качества вечно подвластной ему природы - тамас (темноту и инерцию), раджас (деятельность) и саттву (свет и гармонию). Он восседает на быке по имени Нанди. Шива содержит в себе семена творения. Его символизирует шивалингам. Он является полностью необусловленным, постоянно пребывая в состоянии нирвикальпа самадхи, в котором полностью отсутствует двойственность того и этого. Шива - царь всех йогов (Йогешвара), ибо он представляет высший опыт. Он также известен как Кулешана, властелин каулов - тех, кто достиг высочайшей стадии тантры (Каулачара).

У Шивы есть и много других значений в его различных состояниях или аспектах. Пусть они вас не смущают. Например, иногда он зовется Рудра - разрушитель - и по своей природе как будто больше похож на Шакти (уничтожающий аспект). Но важно понимать или по крайней мере знать, что на самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы считать Шиву бездеятельной, пассивной персонификацией сознания (как мы уже подчеркивали), а также представлять его как более активную персонификацию в форме Рудры, разрушителя. Этим просто еще раз подчеркивается тот факт, что в действительности активное и неактивное, проявленное и не-проявленное представляют собой одно и то же. Все эти божества - Шива, Шакти и кто угодно еще, Hit самом деле представляют в точности одно и то же: абсолют. Отличается только символ, форма представления. Почему бы и нет? При желании вы можете создать свое собственное божество, и оно будет столь же уместным, как любое другое. Это повсеместное поклонение огромному числу богов говорит о невероятной сложности (и в то же время простоте, при условии понимания), а также терпимости всеобъемлющей духовной атмосферы Индии.

Шакти также известна под многими именами и во многих аспектах. В связи с организацией и ростом материи во всех формах жизни ее называют праной. Ее называют кундалини - силой, дремлющей во всем, в том числе в человеке, которую можно высвободить посредством практик татры и йоги, равно как и любых других духовных практик. Ее называют Кали - уничтожительницей (не разрушительницей), которая забирает все обратно в свое чрево в конце отведенного срока жизни. Существует множество картин и статуй, изображающих ее как Парвати - воплощение любящей, верной жены Шивы. Ее называют изначальной силой - Адья, вселенской матерью - Ишвари, супругой Ишвары, властелина вселенной. Она также известна как Авидья рупини (форма неведения), ибо именно она порождает неведение и индивидуальность. И наоборот, ее называют и Видья рупини (форма познания), ибо она является средством устранения рабства и познания освобождения или просветления. Как говорит Куларнава Тантра:

«Чем человек падает, тем он и поднимется». Иными словами, она - ум каждого из нас, который может нас либо порабощать, либо освобождать. Она известна под именем Майи (создательницы иллюзий), ибо из-за ее силы человек не может видеть единства и познавать высшее осознание. В то же время именно через посредство силы Шакти воспринимается мир. Без Шакти вы были бы не способны переживать мир, ибо именно она создает ум и тело. Именно через посредство Шакти Шива может переживать сам себя. Кроме того, Шакти - это Парабрахман, абсолют, когда она становится Брахманом во время соединения Шивы и Шакти. В Индии поклоняются бесчисленному множеству ее различных форм - Уме, Гаури, Дурге и так далее. Ее формы бесконечны, ибо нет конца ее силе и вещам, которые она проявляет. Ее формы столь же многочисленны, как отражения луны. Она постоянно активна, создавая, поддерживая и затем снова поглощая или растворяя все в Шиве только затем, чтобы создавать снова. Это непрерывный и бесконечный процесс.

Помните, что как мы уже указывали, концепция Шивы и Шакти не ограничена Индией. Мы уже говорили, что тантра универсальна, и это действительно так. Например, в книге древнегреческого философа Платона «Федр» сказано:

«То, что есть на земле (Шакти), - это только подобие или тень чего-то существующего в высшей сфере - того великолепия, что пребывает в неизменном состоянии (Шивы)».

Это ясная иллюстрация принципа Шивы и Шакти. Есть множество других примеров. Возьмем древних гностиков. По существу, это было европейское тантрическое направление, которое интерпретировало христианство гораздо глубже, чем его понимало большинство людей. Они интерпретировали его в свете высшего опыта. Но не будем отвлекаться; мы хотим показать сходство между Шивой и Шакти и этой древней системой гнозиса (просветления). Один из гностических мистиков, Симон Маг, якобы сказал следующее:

«Универсальные зоны (циклические периоды творения, как их описывает тантра) состоят из двух ветвей без начала и конца, которые произрастают от одного корня (абсолюта)... невидимой силы и непознаваемого безмолвия. Одна из этих ветвей проявляется свыше и представляет собой универсальное сознание, упорядочивающее все и обозначающееся как мужское начало (конечно, это Шива); другая ветвь - это женское начало, и она порождает все сущее (Шакти)».

Мы не будем дальше цитировать этот текст. Гностики даже подразделяли человеческих существ на три отдельные группы, точно такие же, как в тантре. С точки зрения осознания низшую группу представляют те, кто знает только о существовании материального мира, и поклоняются ему. В тантре эта группа называется пашу, или инстинктивным человеком. Во вторую группу входят те, кто поклоняется фундаментальной реальности, но без ее переживания, а посредством слепой веры. Это похоже, хотя и не в точности, на вторую категорию тантры - вира, или героического человека; третья группа состоит из людей, которые познают высшее осознание и живут в нем. В тантре их называют дивья, или божественными людьми. Таким образом, древняя система гностицизма имеет фундаментально тантрическую природу. В мире существует много других очень похожих систем. Мы не будем их обсуждать из-за недостатка места.

Энергия, в том числе материя, и сознание совместно функционируют в космосе, равно как и в л»бом человеческом существе. Это сочетание дает начало миру, который мы видим вокруг; оно дает начало времени и пространству. Энергия управляется сознанием, а сознание не может выражать себя кроме как через энергию. В тантрической книге Шанкарачарьи под названием Саундарья Пахари говорится:

«Как Шива может действовать без Шакти?» Поэтому тантра учит, что для слияния с сознанием следует в качестве средства использовать Шакти.

Существует высший опыт, в котором Шива и Шакти более не существуют как отдельные сущности. Чтобы показать, что этот опыт невыразим, одни называют его Брахманом, другие - «ни то, ни это». Третьи говорят, что это «одно без второго». Это состояние называют самадхи, нирваной, совершенным единством и множеством других имен. Это стадия, на которой Шива настолько сливается с Шакти, что они становятся одним и тем же. Они так плотно охватывают друг друга, что перестают быть отдельными. В этом смысл многих индийских скульптур, изображающих Шиву и Шакти в виде мужчины и женщины. Они изображают состояние бытия, непрерывное объятие, в котором исчезают самоотождествление и отдельность. Это - божественное объятие.

Богиня Ума (Шакти) - энергия вселенной, сила космического мира, включающего в себя все слои материального мира. Она считается созидательным аспектом Всевышнего. Имена, под которыми Ума известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы все их перечислять. Если же некоторые из них, такие как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни , указывают на её происхождение от Гималаев или от ее первого отца Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие как Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Господа Шивы. Подавляющее большинство богинь Ведического пантеона являются ее экспансиями (расширенными аспектами). Наиболее важнейшими из них являются Дурга, Кали, Налита, Гаури, Чанди и Аннапурна.
Так же как и её супруг Шива, Ума имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали . Характеристики этих богинь настолько отличны от образа Умы, что поначалу трудно воспринимать их как одно божество. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Более противоречив образ Кали, который объясняют как персонификацию гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства". Почитание Кали, так же как и Дурги, в качестве богини-покровительницы особенно распространено в наши дни в Бенгалии. Хотя все женские божества именуются Шакти их супругов-полубогов, слова «Шакти» и «Дэви» более часто, если не исключительно, относятся к супруге Господа Шивы.
Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), то есть первый фундаментальный элемент мироздания. Поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»).
Согласно Пуранам, после сотворения мира Ума вначале была рождена как Дакшаяни , дочь прародителя человечества Дакши и Прасути , а затем вопреки воле своего отца вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша неоднократно оскорблял его, говоря о том, что Он вечно скитается по разным грязным местам, носит только набедренную повязку, и его всегда сопровождают духи и привидения. Когда Дакша решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался Господь Шива. Вопреки совету своего супруга не ходить на эту церемонию, Дакшаяни всё-таки пошла без приглашения на это жертвоприношение и после того, как ее отец стал публично поносить и оскорблять ее супруга, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. После этого она стала известна как Сатья («Целомудренная»). Шива, узнав об этом, пришел в столь сильную ярость, что немедленно сотворил гигантского монстра, который с другими ракшасами пришел на арену жертвоприношений и учинил там страшное кровопролитие. Дакше он отрубил голову и сжег в жертвенном огне. Правда позднее Шива простил Дакшу, оживив его тело, но вместо человеческой головы даровал ему голову козла.
Сатъя же воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его вновь взять себя в жены. Во время сурового тапаса (духовного подвижничества), предпринятого ею, она в конце концов отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить самоистязание дочери, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она известна как Гаури («Белая»). Как Мать вселенной, она является Амбой или Амбикой , где оба слова означают «Мать».

Господь Шива сам признает, что без своей вечной спутницы Шакти Он не способен созидать или разрушать, и что один, без нее, Он неподвижен как труп.
От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей. Ума выражает особую милость тем семьям, в которых рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным и теряют покровительство Умы. Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.
Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей. На самом деле мы можем видеть, что именно эти явления и происходят в современном мире. Очевидно, что терпению Матери Парвати пришел конец. О том, что ждет человечество в будущем, если мы ничего не изменим, можно только догадываться.

Обычно к Уме обращаются с помощью специальной мантры.

АУМ ХРИМ ШРИЛ КЛИМ
ПАРАМЕШВАРИ СВАХА

Необходимо услышать мантру от человека, находящегося в Шива-сампрадайе или Шакти-сампрадайе . Эту мантру активизируют на заходе солнца, повторяя ее по 108 раз в течение 28 дней.
Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит . А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой. В аспекте Парвати она управляет пролактином и эстрогенами, в аспекте Дурги - прогестероном.

Мы надеемся, что эта небольшая статья поможет нашим читателям понять важность отношений с внутренней энергией Бога в ее аспектах -Лакшми, Сарасвати и Умы. И оттого насколько мы хорошо осознаем это, зависит будущее не только каждого из нас, но и процветание, гармония и благополучие всей планеты.



mob_info