Таинственная практика Чод в буддизме: интервью с адептом.

Что-то много агрессии в мой адрес и все из-за какой-то маленькой статьи про Бон, в ней я только попробовал объяснить людям, что Бон (также Бён-по или Бон-по ), — проще говоря жестокой пародией на (танец маленьких свиней) буддийские традиции и учения и не более того. Какой тут сразу поднялся вой, мол, да вы не правы, как так и тп. Что еще раз подверждает фейковость и обман со стороны Бон-по наших дорогих буддистов.

Буддист не может быть последователем бона, а боновец не может быть буддистом — это аксиома. Нравственные ценности другие и традиция другая. Сколько раз говорить?

Что касается Чода он буддийский или нет?

Ну вот дело дошло и до Чеда или Чод-па, который тоже не является буддийской практикой. Речь идет в данном случае о практике, а не о традиции, чтобы вы не путали с шаманизмом типа Бон-по.

Меня часто спрашивают относительно Бон-по и Чод-па, я говорю в этих случаях как и культ Шугдена или Ямантаки — все подобные культы не являются буддийскими. Но об этом все попозже, как и о культе Далай-лам.

Что касается Чед-па откуда ноги растут?

Чед или Чод или Чод-па (Чёд-па) не-буддийская практика, возникшая в среде маргиналов в древней индии шиваитов и аскетов (агхора ), практикующих экстремальные практики (педофилию, зоофилию, некрофилию, гомосексуализм, употребление тяжелых и легких наркотиков — марихуаны, опия, гашиша, также оживление мертвых и жертвоприношения людей и животных духам мертвых).

Эта благоприятная почва сформировала нынешний Чед или Чед-па.

Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон — это собирательный образ, который вмещает в себя личности от 4 человек (возможно и более), которые в собирательном образе легенды шиваистского толка проецируются и показываются как долан (в отличие от ролана), который воскресает из мертвых ради спасения и помощи всем живым существам (буддийская трактовка легенды).

Мачиг Лабдрон была шиваиткой

Какой-то конкретной Мачиг Лабдон (или Мачик Лабдрон) не существовало, в жизнеописании видно, что подобная женщина под буддийскими легендами стала реальным буддийским персонажем, героем и спасителем, но на самом деле она обучалась у шиваитского мастера и не в Тибете, а на территории Гималаев.

Учитель Падампа Сангей был шиваитом и представителем экстремального шиваизма наподобие Агхоры, которые не знают берегов и используют все возможные экстремальные практики (в психическом, психологическом и сексуальном плане — см. выше). Эти практики ломают привычные стереотипы человека, но в тоже время уничтожают Я или личность. Происходит некая подмена Я на мы или вы .

Разрушение личности в данном экстремальном шиваизме приводит к различным психическим расстройствам личности — вызывая психические заболевания, а под воздействием употребления наркотиков и извращенных сексуальных практик разрушается физический мозг и нарушается личностные ориентиры, происходит подмена ценностей и понятий.

Что такое Чод в разрезе шиваизма

Как мы уже упомянули выше, Чод — это шиваитская практика , но она также четко связана не только с шиваизмом экстремального толка, но и с древними верованиями тибетцев — шаманизм ом Бон-по . Также можно увидеть шактизм в роли того, что активную роль играет обнаженная Мачиг как воплощение Ваджрайогини .

Предложение себя духам — это в прошлом часть жертвоприношения, когда убивали человека или животное, в чоде — мягком варианте убийство заменено на подношение себя целиком и полностью всем живым существам. Происходит подмена понятий на более сакральном уровне. Однако суть остается та же — шаманизм, анимизм и шиваизм в смешанном виде.

ЧОД (тиб., букв. "отсекать") - эзотерич. обряд тиб. буддизма; выполняется только после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда - "отсечь" связи и разрушить иллюзию двойственности сансары, или "мира рождений и смерти", и нирваны, или "освобождения"; впервые стал практиковаться в школе шиджед.

Исполнитель Ч. в уединенном месте под аккомпанемент барабана из черепа человека (дамару) и трубы из берцовой кости человека (канглин) танцует ритуальный танец и вызывает заклинаниями...

Практиковать – означает занимать свои чувства определенным видом деятельности. И преданное служение на практике означает использование наших различных органов чувств в служении Кришне. Некоторые из чувств предназначены для приобретения знания, а некоторые – для выполнения того, к чему мы пришли в процессе размышления, чувствования и желания.

Таким образом, под практикой подразумевается использование как ума, так и чувств в практическом преданном служении. Эта практика предназначена не для...

Практика Гуру Йоги и особое отношение, когда учитель видится, как гуру, является специфическим для пути Ваджраяны. В традиции сутр Хинаяны и в обычных учениях Махаяны, когда мы принимаем обеты прибежища; обеты мирян, начинающего, монаха и монахини; и обеты бодхисаттвы; мы не говорим о гуру или ламе в строгом смысле этого слова.

Мы получаем обеты от нашего настоятеля или наставника, нашего учителя или духовного друга, но не от нашего гуру. На уровне практики сутры нет того понимания, что...

Что это вам даст? Некоторые люди говорят, что музыка это тишина между нотами. Это далеко идущее заявление и это то, что мы можем использовать для взлома глубокой и мощной идеи: «В тишине мы находим энергию и покой».

Все мы привыкли использовать слова, когда необходимо выпустить пар, снять напряжение. Когда мы наполняем воздух разговорами, замолчать в одно мгновенье практически невозможно, да и неудобно оборвать дискуссию на полуслове. Практически всегда негативные споры и жалобы возникают...

Практикуйте любовь. Сидя в одиночестве в своей комнате, будьте любящими. Изучайте любовь. Наполните всю комнату своей любовью, любовной энергией. Чувствуйте колебания с новой частотой, чувствуйте раскачивания, как если бы вы сами были в океане любви.

Создайте вокруг вас вибрации любовной энергии. И вы начнете немедленно чувствовать, что что-то происходит- что-то меняется в вашей ауре, что-то изменяется вокруг вашего тела, вокруг вас возникает тепло, подобное глубокому оргазму. Вы становитесь...

Самое главное для счастья и успеха каждого отдельного человека это понимание самого себя, своих потребностей, своих желаний, своей боли, своей индивидуальности, своего творчества.

Самое важная задача в жизни - наладить связь со своей Душой.

Нет ничего важнее. Я понимаю, что у кого-то из читателей уже есть дети и их, возможно, сегодня вечером нечем накормить или есть еще какая-то боль, настолько сильная, что просто ослепляет вас. Но поймите, что вы столкнулись с ней, только потому, что у...

Самая сильная эмоция - благодарность. Благодаря, вы меняете своё мироощущение и создаёте вибрации, привлекающие в вашу жизнь то, за что вы благодарите. Это поможет вам стать ещё счастливее, богаче и успешнее.

Но огромное число людей сосредоточиваются на том, чего они не хотят, и получают этого ещё больше.

Чаще благодарите

Умение благодарить - это дар свыше. Вначале пути у каждого он находится в зачатке. Его нужно развивать.

Насколько у вас развито это умение? Чтобы ответить на вопрос...

Практика «Для чего?»

Заметив за собой какое-либо желание, спросите себя: «Для чего?» Ответ всегда один: «...и тогда я стану счастливее».

Человек думает, что счастье всегда находится где-то вне его самого и в будущем.

Это приводит к восприятию себя как жертвы внешних обстоятельств. Это также проекция силы человека. Потенциальный источник счастья на самом деле внутри. Нет иного времени или места для счастья, кроме данного мгновения.

Истинный источник радости и счастья - осознание...

В последние годы в Росси все чаще звучит слово "Чод", выпускается какая-то литература, пишутся статьи, передаются истории. Но, к сожалению, очень мало тех, кто имеет четкое представление об этом. Так, кто-то считает, будто учение Чод, предназначено для ритуалов экзорцизма - изгнания демонов. Кто-то считает, что оно крайняя форма вырождения Буддизма. Кто-то воспринимает его способом приятного времяпровождения, экзотической игрой, а кто-то образом попрошайничества. Практически каждое мнение имеет свое обоснование, пусть не достоверное.

Итак, первое мнение, оно довольно сильно укрепилось в сознании большинства кто "наслышан" об учении Чод. И ведь действительно зачастую, человеку, обуянному демонами, не помогает ни что кроме проведения ритуалов Чод, да и когда духи слишком докучают, нередко рекомендуют позвать практика Чод, что бы он провел ритуал. Да это так, но практика Чод не предназначена для изгнания демонов. Тогда каким же образом она помогает? Матушка Лабдон - считающаяся основательницей Чод, говорила: ":Лучше накормить одного благочестивого мирянина, чем сто простых людей, лучше накормить одного послушника, чем сто благочестивых мирян, лучше накормить одного монаха, чем сто послушников, лучше накормить одного бестелесного духа, чем сто монахов, потому что каждое следующее из этих деяний приносит больше добродетели, нежели предыдущее:". Таким образом, йогин Чода, во время практики, сначала совершает материальное даяние, насыщая в процессе трех пиров божеств и демонов своим телом, после этого он дает им следующий дар - дар Дхармы, он учит их быть добрыми и помогать, а не вредить другим существам. Три пира это: белый пир - когда собственное тело подносится в виде нектара, красный пир - когда собственное тело подносится в виде гор мяса и морей крови и пестрый пир или пир многообразия - это когда собственное тело подносится в виде желанных для гостей вещей. Насытившись и получив урок Дхармы, пусть не с первого раза, демоны успокаиваются и если практик соответствующего уровня, подносят ему клятву служить на благо существ. Этимология одного из способов написания тибетского слова "Чод" gCod означает "отсечение" или "рассечение". И единственный демон которого дoлжно "рассечь" Чодом, это демон концепции "я".

Втрое мнение чаще бытует у некоторых последователей Тхеравады и востоковедов. Что ж, какие-то отдельные случаи сложно оспорить. Но это проблема не Учения в целом, а индивидуальная проблема частных личностей. Которые, следуя корыстным мотивам, выдают себя за практикующих Чод и совершают действия не соответствующие кодексам дисциплины. Этимология второго способа написания слова "Чод" sPyod означает "поведение" или "образ жизни", то есть поведение или образ жизни Сынов Будд - Бодхисаттв. Следовательно, практикующие Чод должны следовать этим правилам. Некоторые учителя считают, что время практиковать Чод наступает лишь тогда, когда человек идя по ступеням Ламрима, "созреет" до практики замены себя на других. С другой стороны вся практика Чод буквально пронизана пониманием пустоты. Ведь каждый раз, когда произносишь слог "ПХАТ", а в Чоде это бывает довольно часто, каждый раз, когда дуешь в ганлин, в конце концов, когда бьешь в дамару, следует памятовать о пустоте. ПХАТ в данном контексте означает "рассеки", но что "рассеки"? Естественно демона, то есть демона дуальности, демона цепляния за "я" и т.д. "ПХА" - это сокращение от "Парамита" - Праджняпармита - ее мудрость - мудрость срединного воззрения мадхьмаки. "Т" - это Тантра во всей полноте ее методов. "ПХАТ" - это единство Парамиаяны и Тантраяны, это единство метода и мудрости. Ганлин - напоминание о непостоянстве. Звук ганлина ¬- вибрация пустоты. Две ударные стороны и середина дамару это великое сострадание и срединное воззрение, объединенные правильной практикой. Громыхание дамару это рокот пустоты. Весь этот символизм указывает на то, что практика Чод далеко не форма вырождения буддизма. А скорее один из высших уровней буддийской практики.

Третьи , о ком было упомянуто в первом абзаце, они часто встречаются среди западных учеников. Что ж: их лучшая песня еще не спета, посмотрим, к чему они придут в процессе своего поиска.

Четвертые - это жулики из Тибета. Зазубрив пару строк и прихватив инструменты погромче, они стоят под окнами домов и своим шумом вынуждают людей поскорее подать им, а получив свое, устремляются к следующему окну, редко утруждаясь тем, что бы дочитать до конца какой-то текст. Так же мнение что Чод это образ попрошайничества придерживаются и некоторые "недопросвещенные" ламы, чье изучение Чода сводится к знакомству с парой попрошаек.

Записал Тенгон

3. Открытие практики чод

Многие учителя используют сновидения как один из важных путей к знанию, позволяющий обнаруживать учения, устанавливать связь с учителями, с которыми их разделяет пространство и время, и развивать способность помогать другим. Все это нашло отражение в истории о Тонгчжунг Тучене, великом учителе Бон, который жил, предположительно, в восьмом веке. В череде сновидений ему открылась бонская практика чод*, в которой визуализация используется для развития щедрости и отсечения привязанности.

К шести годам Тонгчжунг Тучен уже знал про эти учения. В двенадцать он делал длительные ритриты и имел во сне замечательные переживания, в которых обнаруживал учения, встречал учителей и получал от них передачи. Однажды, когда он пребывал в ритрите, выполняя интенсивную практику Вэлсэ, одного из важнейших тантрийских божеств традиции Бон, его призвал к себе учитель. Тонгчжунг Тучен оставил место своего уединения и добрался до дома, где жил один из покровителей его учителя. Там он лег спать и увидел поразительный сон.

В этом сне прекрасная женщина вела его по незнакомой местности и наконец они пришли на большое кладбище. Земля была усеяна трупами, а посередине стоял большой белый шатер, покрытый изысканными украшениями и окруженный красивыми цветами. Посреди шатра сидела на троне коричневая женщина. На ней было белое одеяние, в волосах - украшения из бирюзы и золота. Вокруг собралось множество прекрасных дакини, которые разговаривали на многих языках разных стран, и Тонгчжунг Тучен понял, что они прибыли из дальних краев.

Коричневая дакини сошла с трона, поднесла Тонгчжунг Тучену наполненный кровью и мясом череп и стала угощать. При этом она велела ему принять ее дар как чистое подношение и сказала, что вместе с другими дакини собирается дать ему важное посвящение.

Потом она сказала:

Да обретешь ты просветление в пространстве Великой Матери. Я Сипэ Гьялмо, хранительница учения Бон, Коричневая Царица Бытия. Это посвящение и учение - коренная сущность «Материнской тантры». Даю тебе это посвящение, чтобы ты мог посвящать и учить других.

Тонгчжунг Тучена возвели на высокий трон. Сипэ Гьялмо вручила ему церемониальный головной убор, одеяние для посвящения и ритуальные принадлежности. Затем она попросила его дать посвящение собравшимся дакини, чем немало его удивила.

Тонгчжунг Тучен стал отказываться:

Нет, я не умею давать посвящения, не знаю, как это делают. Мне очень неловко.

Не тревожься, - успокоила его Сипэ Гьялмо. - Ты великий учитель. У тебя есть все посвящения тридцати учителей Тибета и Шанг-Шунга. Ты можешь дать нам посвящение.

Но я не умею петь молитвы во время посвящения, - возразил Тонгчжунг Тучен. Сидпэй Гьялмо сказала:

Я помогу тебе, а защитники придадут силу. Тебе нечего бояться. Пожалуйста, проведи посвящение.

В этот миг все мясо и вся кровь, которые были в шатре, превратились в масло, сахар и другую пищу, в целебные снадобья и цветы. Дакини осыпали его цветами, и вдруг он понял, что действительно умеет давать посвящение в «Материнскую тантру», и дал его.

После посвящения все дакини стали его благодарить, а Сипэ Гьялмо сказала:

Через пять лет соберутся дакини восьми главных кладбищ и многие учителя. Если ты придешь, мы дадим тебе другие учения «Материнской тантры».

Потом все дакини попрощались с ним, а он - с ними, и Сипэ Гьялмо сказала, что ему пора идти. Красная дакини написала на шарфе красный слог ЯМ, символ элемента ветер, взмахнула им в воздухе, а потом велела Тонгчжунг Тучену коснуться шарфа правой ногой. В тот же миг он вернулся в свое тело и понял, что это был сон.

Он спал столько времени, что люди подумали, будто он умер. Когда он, наконец, проснулся, учитель спросил его, почему он так долго спал. Тонгчжунг Тучен рассказал свой сон учителю, и тот сказал, что это замечательно, но предупредил, что этот сон следует держать в тайне, иначе он может стать препятствием. Учитель сказал Тонгчжунг Тучену, что однажды он тоже станет учителем, и дал ему благословение, чтобы придать силу его будущим учениям.

На следующий год Тонгчжунг Тучен находился в ритрите, и вот однажды вечером его посетили три дакини. У них были зеленые шарфы, которыми они коснулись его ног. Он тотчас потерял сознание и вскоре очнулся во сне.

Он увидел три пещеры, обращенные на восток, и вошел в среднюю пещеру. Внутри она была изумительно убрана цветами. Юноша встретил трех учителей, каждый из которых был облачен в отличное от других одеяние для тайного посвящения. Учителей окружали прелестные дакини, которые играли на музыкальных инструментах, танцевали, делали подношения, молились и выполняли другие благочестивые действия.

Трое учителей дали ему посвящения, дабы пробудить его изначальное состояние, заставить вспомнить свои прошлые жизни и дать возможность успешно передавать практику чод. Учитель, который сидел посередине, встал и сказал: «У тебя есть все священные учения. Ты получил посвящения, и мы благословили тебя, чтобы пробудить в тебе способность учить».

Потом встал учитель, который сидел справа, и сказал: «Мы посвящаем тебя во все общие учения, в логику. Которую используют, чтобы отсечь эго, в методы использования мышления для высвобождения заблуждений, а также в практику чод. Мы благословляем тебя, дабы ты мог передавать эти практики и обеспечить их непрерывность».

Учитель, который сидел слева, встав, сказал: «Хочу дать тебе священное тантрийское учение, которое хранят в своих сердцах все учителя Тибета и Шанг-Шунга. Этими учениями мы посвящаем и благословляем тебя, чтобы ты мог помогать другим».

Эти трое были выдающимися учителями традиции Бон. Они жили в конце седьмого века, лет за пятьсот до того, как родился Тонгчжунг Тучен.

Через некоторое время, когда учитель Тонгчжунг Тучена скончался, Тонгчжунг Тучен поселился в деревушке своего учителя и стал делать для тамошних жителей практики и ритуалы. Во время кратких медитаций и длительных ритритов его часто посещали в видениях разные учителя. Он мог заглядывать внутрь собственного тела, где каналы и энергии походили на прозрачный хрусталь. Часто бывало, что при ходьбе его ноги не касались земли. К тому же, используя силу праны, он мог передвигаться чрезвычайно быстро.

Прошло еще четыре года. Коричневая дакини, которую он встретил во сне, проявление Сипэ Гьялмо, сказала ему, что через пять лет они увидятся снова, и вот этот срок настал. Однажды он задремал в пещере и во время сна молился всем учителям. Проснувшись, он стал смотреть в невероятно чистое небо. Поднялся легкий ветерок, на нем с неба спустились две дакини и велели Тонгчжунг Тучену следовать за собой. Вместе с ними он прибыл на собрание дакини - тех же самых дакини из разных краев, с которыми он уже встречался во сне пять лет назад. Он получил передачи и объяснения практики чод и «Материнской тантры». Дакини предсказали, что настанет время, когда появятся бодхисаттвы и двенадцать благословенных учителей, и именно тогда Тонгчжунг Тучен будет давать учения. Все дакини обещали помогать ему в этом. Одна сказала, что будет действовать как охранительница, другая - что благословит учения, третья - что станет оберегать учения от неверных слов и толкований, и т. д. Сипэ Гьялмо тоже дала обет защищать учения, а все собравшиеся дакини по очереди сказали Тонгчжунг Тучену, какую ответственность возьмет на себя каждая, чтобы содействовать распространению учений. Они поведали ему, что учения как солнечные лучи распространятся в десяти направлениях и достигнут всех уголков мира. Это важное предсказание и поныне вдохновляет тех, кто изучает эти практики, ибо мы знаем, что им предстоит распространиться по всей земле.

Сновидения Тонгчжунг Тучена - хорошие примеры снов ясности. В одном из них он получил точные сведения о важном сне, который ему предстояло увидеть в будущем. Он получал учения и посвящения, ему помогали дакини и другие учителя. На заре своей жизни он, хоть и обрел реализацию, не осознавал своих полных возможностей как учителя, пока они не открылись ему во сне. Сила полученных во сне благословений пробудила его к восприятию разных измерений сознания, и он воссоединился с той частью своего существа, которая училась и развивалась в предыдущие жизни. Благодаря снам он всю жизнь продолжал духовно расти, получать учения и встречаться с учителями и дакини.

Такое может случиться с каждым из нас. Практикуя, мы обнаружим, что в той части жизни, которую мы проводим во сне, развивается некая непрерывность. Это ценное подспорье на нашем духовном пути, поскольку сновидение становится частью особого процесса, который соединяет нас с глубинным «я» и ведет наше духовное развитие к зрелости.

Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Открытие дверей Как бы то ни было, хотя Природа и предпринимает меры предосторожности для защиты центров силы, это отнюдь не предполагает, что двери эти всегда будут крепко заперты. Существует надлежащий способ их раскрытия. Хотя более правильно сказать, что замысел не в

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Телемитские тексты (Liber XXVIII-CCVII) автора Кроули Алистер

ОТКРЫТИЕ (Участники собрались, они одеты должным образом, заняли свои места на возвышении)Входит ИерофантВсе встают и приветствуют его. Следует "Церемония Опознавания". Но все, или один должны будут показать при входе в Храм Знак Зверя, чтобы Страж Храма не проявил

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Открытие манданов В конце августа 1795 года Эванс отбыл из Сент-Луиса вместе с флотом Маккая, направлявшимся вверх по реке в страну индейцев. К началу зимы продвижение экспедиции сильно замедлилось из-за торговли и переговоров с племенами, живущими вдоль берегов реки.

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Открытие пирамиды Согласно общепринятому мнению, Великая пирамида оставалась практически нетронутой вплоть до 830 года, когда туда вошел халиф аль-Мамун. Этой историей мы обязаны арабским источникам, на достоверность которых, впрочем, нельзя полагаться в полной

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

ОТКРЫТИЕ МЕГАЛИТИЧЕСКОГО ЯРДА Когда покойный профессор Александр Том обследовал свыше тысячи мегалитических сооружений от Северной Шотландии, по всей Англии, Уэльсу до Западной Франции, он с изумлением обнаружил, что все они построены с использованием одной и той же

Из книги 4 шага к богатству, или Храните деньги в мягких тапочках автора Коровина Елена Анатольевна

Открытие императрицы Юная ученица Театральной школы Лизонька стояла после концерта в Эрмитажном театре пред светлыми очами самой Екатерины Великой.– Учителя тебя хвалят, милая! – с улыбкой проговорила императрица. – Только вот почему на афише твое имя без фамилии

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Открытие Тайна такого размаха, естественно, заслуживает, по меньшей мере, интересного начала. А началось все в 1966 году, когда в руки доктора Хавьера Кабреры - жителя перуанской деревни Ика - попал камень овальной формы грязновато-черного цвета с округлыми краями. На

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Открытие новых возможностей Время не стоит на месте. Проводятся новые исследования, раскрываются новые факты. Перед вами – свежие результаты изучения свойств Эрцгаммы и ее влияния на тело и психику

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Потрясающее открытие Поскольку мы - вершина эволюции, существа несравненно более развитые, то эта особенность проявляется среди нас в еще большей степени.Окружение лепит каждого из нас по своему образу и подобию, хотим мы того или нет. Вес, душевное состояние,

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Открытие Ока красоты Время: по десять-пятнадцать минут в течение нескольких дней.Вам потребуются: дневник и ручка, массажное масло, танцевальная музыка, фотоаппарат или принадлежности для рисования, принадлежности для шитья или изготовления украшений.Выберите только

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Открытие сестер Фокс На протяжении многих десятилетий, а то и столетий медиумические практики оставались уделом избранных или посвященных. Как уже говорилось, широко известным спиритизм (спиритуализм) стал лишь в XIX веке. Честь разработки достаточно простой и доступной

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Из книги Иша Упанишада автора Ауробиндо Шри

I. Открытие Абсолюта-Брахмана Идея трансцендентного Единства, Тождества и Постоянства, скрытых за всем многообразием и непрерывным изменением мира явлений, представляется основополагающей в Упанишадах: это центральный пункт всей индийской метафизики, вершина и цель

Традиция кусали, подношения тела, в буддийской тантре впервые отмечена в цикле практик Ваджрайогини, откуда она была выделена в особое направление, включая практику "Кусали одной строки", распространённой среди бродячих практиков. не имещих имущества для подношения, и тайных йогинов, делающих практику скрытно - в уме.

Баир Очиров

Духовная традиция Чод является одним из направлений тибетской Ваджраяны, ведущего свое начало от знаменитой тибетской йогини 11-го века Мачиг Лабдон (1055-1153). В своей жизни Мачиг Лабдон встречалась и училась у многих индийских и тибетских буддийских учителей, и это учение Чод появилось в результате сплава буддийских традиций Индии и Тибета. Слово Чод означает «отсекать» (тиб.gcod). Мачиг Лабдон учила, что главным препятствием к Пробуждению является привязанность к собственному «Я». Сущность ее учения состоит в отсечении привязанности к своему «Я» через особую практику подношения собственного тела - луйжин (тиб. lus spyin). Мачиг Лабдон учила, что следуя этому пути мы можем преодолеть привязанность к собственному «Я» и овладеть особым самадхи, которое в традиции Чод называют «самадхи, подобное ваджре» (тиб. rdor rje lta bu’i ting nge ‘dzin) или «обретением состояния Праджняпарамиты» (тиб. yum chen mo’i dgongs pa thob pa). Последователь этой практики должен отправиться в дикие и устрашающие места и в одиночестве во тьме вызвать все свои скрытые страхи и погрузиться в переживание глубочайших слоев сознания, обычно скрытых в повседневной жизни, и, выполняя практику луйжин, освободиться от одержимости собственным «Я». Во время выполнения луйжин практикующий поет слова особой садханы, аккомпанируя себе с помощью большого ритуального барабана - дамару и колокольчика. Особые мелодии практики Чод и бой дамару передаются неизменными из поколение в поколение, от Учителя к ученику и обладают большой энергией благословения. Последователи этой традиции верят, что Мачиг Лабдон была воплощением Праджняпарамиты в человеческом мире. Со времен Мачиг Лабдон и до нашего времени существует непрерывная, живая традиция передачи этого знания от Учителя к ученику во всех школах тибетского буддизма.

Когда же это учение пришло в Бурятию? Когда в Бурятии впервые стали появляться странствующие йогины - жодчи? Ведь несомненно, что это учение оставило сильный отпечаток в умах людей, потому что среди верующих бурятов буддистов очень распространены рассказы о жодчи ламах. Так называли лам практиков Чод в наших краях. В этих преданиях отражено, как народ воспринимал последователей этого глубокого буддийского учения. Таким образом можно сделать вывод, что благословение этих лам жодчи продолжает жить в бурятском народе. Развитие этого учения в Бурятии могло бы принести много пользы всем живущим здесь людям. Обретя глубокую мудрость на пути Чод практикующий также обретал особые способности, за которые люди в Бурятии в прошлом очень ценили хорошего жодчи-ламу. Например, жодчи-лама может выполнять особые ритуалы для подчинения или умиротворения вредоносных духов, провоцирующих несчастные случаи, убийства и прочее. В традиции Чод существуют глубокие наставления о том, как избавляться от многих неизлечимых и опасных заболеваний. Особенно эффективны ритуалы Чод при различных психических расстройствах, неподдающихся лечению лекарствами. Это не означает, что эти наставления легко применить на практике, но такая возможность появляется вместе с хорошим жодчи. Также существуют глубокие наставления, как направлять сознание умерших и умирающих людей в лучшее перерождение, как с помощью ритуала жинсрег останавливать эпидемии заразных болезней, как вызывать и останавливать дожди и многие другие наставления.

Для меня такой первой встречей стала встреча с Ойдуб жодчи (1898? - 1992?), бывшим ламой Эгитуйского дацана разрушенного в 30-х годах прошлого века. Он был последним бурятским жодчи старого поколения, последователем «Чод Кхандо Ненгьюд», который видел репрессии и погром бурятского буддизма. В последние годы своей жизни он жил в селе Гунда Еравнинского района Бурятии. Лама Ойдуб рассказал мне, что остался жив благодаря тому, что уехал в Красноярский край и работал там на лесоповале и поэтому не попал в Гулаг. Я встретил его впервые в 1987 или 88 году в Иволгинском дацане во время летнего праздника Майдарын Хурал, где увидел, как он выполнял луйжин для верующих. Ему было около 90 лет и он останавливался в 17 доме Иволгинского дацана, который в то время занимал лама Дашицыренов Цыван. Видимо он останавливался там, потому что в этом доме ранее проживал лама Донир, который тоже был жодчи. Ойдуб жодчи получил посвящение от своего Учителя, держателя линии Кхандо Ненгьюд, жодчи Эгитуйского дацана, он его называл Амдогай лама. К сожалению, я не выяснил у Ойдуб жодчи подробности жизни Амдогай ламы из Эгитуйского дацана. Этот лама практиковал традицию «Чод Кхандо Ненгьюд» из монастыря Лавран в Амдо, в северном Тибете, и перед репрессиями 30-х годов передал это учение многим ламам Эгитуйского дацана. Видимо Амдогай лама исчез, как и многие бурятские ламы того времени в лагерях Гулага. Эта встреча с Ойдуб жодчи стала для меня началом моего интереса к этому духовному пути и в частности к истории распространения Чод в Бурятии. С тех пор в течении многих лет я собираю и изучаю старинные тексты и рукописи традиции Чод и надеюсь перевести на русский язык коренные тексты этого учения.

Ниже мне хотелось бы привести очень интересный образец устных преданий существующих в Бурятии и проливающий свет на историю традиции Чод в Бурятии. Я услышал это предание от одного пожилого человека, которого давно знаю, после окончания научной конференции посвященной 60 летию Иволгинского дацана. Я записал его рассказ на диктофон и постарался максимально аккуратно перевести с бурятского на русский, лишь выполнив минимальную литературную обработку, и попытавшись сохранить для читателя этот аромат устной речи.

Устное предание о Хоршут Гегене.

Я родился в Эгите. Меня зовут Бадмын Цыдып. Мне сейчас 75 лет. Этот рассказ я услышал от своего старика отца. Если бы он был сейчас жив, ему бы было 110 лет. Он был грамотным человеком, знал старомонгольскую письменность. В свое время старики собирались возле него и разговаривали о прошлом. Я слышал эти беседы и помню их, иначе откуда бы я это знал? И я хотел бы их передать далее в том виде, как я их помню. Вот этот рассказ.

Учение Будды пришло на нашу землю давно, и речь идет о временах, когда в Бурятии были уже дацаны, в храмах шла служба, были уже образованные ламы. В те времена в наших краях, в Дульдурге жил один старик - предсказатель, рассказывавший людям о событиях которые придут в будущем. Его звали Молом. Старик Молом часто говорил людям: -«В нашем Эгитуйском дацане нет ни одного ламы которому я мог бы поклонится, но скоро придет в наши края со стороны восходящего солнца один обнаженный Лама, вот ему я поклонюсь. » В те времена в Дульдурге жила одна очень богатая семья, семья Бахын Номогона. И вот однажды в эту богатую семью явился лама - чужеземец, в легкой тибетской монашеской одежде, в чужеземной обуви. Было видно, что он прибыл из более теплых краев. Это было примерно в конце апреля месяца. Он появился совершенно внезапно, просто пришел, откуда- то, без всякого коня, телеги, он был просто пешком. Так как Бахын Номогон был богатым человеком, у него была отдельная юрта под молельню с алтарем и он пригласил Ламу остановится в этой юрте. Отведав предложенной еды, попив чаю и отдохнув, Лама сказал радушным хозяевам: - «По древней традиции в знак благодарности за ваше гостеприимство я хотел бы дать вам какое-нибудь учение и выполнить для вас буддийский обряд». Вообщем хозяева начали готовится к обряду. Они развернули богатые и красивые танки, на одной было изображение восьми проявлений Куберы (бур. Намсарай), на другой Белый Старец (бур. Саган Убэгэн) и собирались повесить их над Ламой. Смотря на это, Лама сказал хозяевам: - «Повесьте эти изображения ниже меня, негоже им висеть выше».

- Как же так? Это же изображения почитаемых божеств, не будет ли это ошибкой, вешать их ниже его? - подумали хозяева. Говорят, что они действительно испытали сомнения в Ламе услышав подобное указание. Но Лама видя их нерешительность сказал им: - «Не сомневайтесь! Расположите их ниже меня, они должны находится ниже меня, потому что Кубера и Белый Старец - это бодхисаттвы восьмой земли, а я же бодхисаттва десятой земли». Говорят, что хозяева послушались Ламу, повесили свои танки ниже его, и он начал свой благодарственный обряд для них. Говорят, что слух об этом быстро разошелся по округе, и говорят особенно старался старец Молом, который обошел всех земляков говоря: - «Пришел наконец, Лама подобный Будде которому я сделаю простирания, он выполняет обряд в юрте - молельне Бахын Номогона, приходите все поклонится ему». Говорят, что сам старец Молом обходя и зазывая земляков немного опоздал на это молитвенное собрание. Он пришел когда все уже собрались возле юрты - молельни. Там была уже очередь из желающих встретится с Ламой, уже приехали некоторые нойоны, была даже натянута веревка ограждающая юрту. И вот вскоре закончился обряд и наступил момент поклонения Ламе. Юрта была небольшой, она конечно же не могла вместить всех желающих, это ведь не дацан. Решили запускать верующих по очереди в юрту. Вообщем люди входили и выходили, входили и выходили. Наступила очередь дедушки Молома. Он вошел, совершил поклон Ламе и хотел заговорить с ним, но тут его начали торопить.

- Не задерживайтесь, проходите быстрее. Не нужно надоедать важному ламе - сказали ему стоящие рядом с Ламой люди и быстренько вывели дедушку Молома из юрты. Старец Молом оказавшись на улице, говорят сказал окружающим: - «Эх! Какие же все вы не везучие. Значит не судьба. Я хотел спросить его о неких событиях будущего». Говорят он закрыл рот рукой и молча взирал на окружающих. Когда Лама поинтересовался Моломом, важные люди, старики и нойоны, сидящие возле него пояснили ему: - «А, это был старик Молом. Есть у нас такой человек, день и ночь беспокоит народ. Предсказывает будущее. Иногда даже угадывает. Он не лама, просто мирянин который предсказывает будущее».

Я думаю эти события происходили в 1840х годах. Ибо во время этих событий Эгитуйский дацан уже стоял. В нем шли службы и было много лам живших в дацане. Как известно, Эгитуйский дацан начал строится в 1830х годах.

-«Вы не относитесь к нему плохо. Он не простой старик. Он бодхисаттва находящийся на третьей ступени своего пути» - сказал старостам и нойонам Лама. Говорят, что стоящие в это время снаружи юрты некоторые ученые геше Эгитуйского дацана услышав такие речи заезжего Ламы смеялись и шутили на эту тему.

- «Ну вот теперь наш старик Молом стал бодхисаттвой третьей ступени. Намсарай сахюсана и Белого Старца он причислил к бодхисаттвам восьмой ступени. Ну а себя конечно же он счел бодхисаттвой десятой ступени. Чудные дела творятся у нас здесь» - шутили и насмехались некоторые из этих ученных геше.

Затем, когда все закончилось, и Лама стал собираться в дорогу, хозяева стали предлагать ему коня или бричку, что бы довести до куда он желает.

- Куда вы собрались уважаемый?- спрашивали хозяева.

- В дацан, дацан пойду, в ваш Эгитуйский дацан. Хочу взглянуть на него - сказал им Лама.

- Так ведь сейчас половодье везде, грязь и слякоть. Возьмите вот коня или бричку и на нем вы переправитесь через разливы. Сейчас половодье и местами надо наладить переправы через Уду - предложили хозяева.

- Нет, нет мне ничего не нужно, я хожу пешком, я не езжу никогда на лошадях - отказался Лама, и резко ушел от них скрывшись в прибрежных кустах ивы на берегах Уды.

- Что за человек этот Лама? Едва говорит по бурятски, не слушает никого, скрылся от нас куда то? - говорили оставшиеся буряты. Говорят некоторые побежали за ним и увидели его уже идущим на другом берегу Уды в северном направлении. Ну вот так он видимо и отправился в Эгитуйский дацан. Говорят он носил с собой большой ритуальный барабан - дамару, ганлин и колокольчик. Ну вот такой значит Лама, в один прекрасный день, вдруг приходит в Эгитуйский дацан. Когда он пришел туда, то выяснилось, что ни кто в дацане в то время не знал о традиции и практике Чод. Говорят, что настоятель дацана побеседовав с ним поселил приезжего Ламу в один из своих домов. Наверно он прожил там несколько дней, ну подчевали его наверно там, беседовали. Затем эгитуйские ламы видя, что приезжий Лама не заходит в храм стали приглашать его участвовать на утренних молитвенных собраниях их дацана.

- Просим вас участвовать с нами в наших утренних молитвах - говорили ему эгитуйские ламы.

- О нет, я жодчи и читаю свои молитвы в диких местах, на источниках и одиноких деревьях, на вершинах холмов и прочих местах которых люди боятся или почитают - сказал им приезжий Лама.

- Ну тогда, может вы исполните молитвы и обряды на Обоотой, на нашем священном месте почитаемом предками, что находится к западу от дацана - попросили его тогда местные ламы.

Примерно в тоже время в дацане стали распространятся слухи от разных людей, которые слышали в ночи, где то в вышине, в небе, примерно в верховьях речки Улаагта, странные звуки то колокольчика, то чего то напоминающего бубен, издающего звук «тум - тум», «тум - тум». Эти люди приходили и спрашивали у лам: -«Что то странное происходит по ночам у нас в верховьях Улаагты. Ночью слышны странные звуки в небе, как будто кто то ходит в вышине звеня в колокольчик и стуча во что то «тум - тум», «тум - тум»».

Затем произошла история с Заной. В то время по нашим местам проходил главный почтовый тракт от Москвы до Владивостока. В то время не было еще железной дороги и по этому тракту часто проходили каторжане вместе с конвоем на Ингодинские прииски. На почтовых станциях на Поперечной, на Булганской всегда стояло по 15 пар свежих лошадей. Иногда некоторым запрягали по 3 лошади. Когда приезжали генералы то им запрягали вообще почти месяц отдыхавших лошадей. Эти лошади содержались в стойлах около месяца и когда их запрягали, то они буквально прыгали и рвались вперед. День и ночь там дежурили люди. Ведь это был большой почтовый тракт. Этот Зана развозил почту и однажды отвез очередной груз на станцию в Погромной и возвращался глухой ночью обратно. Когда он был примерно чуть восточнее Можайки, то вдруг над ним в вышине раздались звуки колокольчика и глухой «тум-тум, тум-тум» большого дамару.

- Зана! Ты не знаешь кто здесь у вас покончил с собой повесившись пьяным, ну никак не хочет назвать свое имя?- окликнул его голос сверху.

Ну Зана конечно услышав такое чуть не потерял сознание от страха и неожиданности. Можно себе представить. Темная ночь, никого вокруг и вдруг голос сверху с таким вопросом. Не помня себя от страха, говорят он даже забыл сдать коней на почтовую станцию в Поперечной, он прямо помчался в свой родной Эгитуйский дацан к ламам. Он прибыл туда еще когда день не наступил, и бросился к своему ламе рассказать о том, что с ним произошло. Ну ламы конечно поудивлялись рассказу Заны, поговорили между собой обо всех людях приходящих в дацан с рассказами о каких то странных звуках слышных по ночам.

-Что это у нас появилось?- недоумевали ламы. Ну что они должны были еще делать?

Тем временем приезжий Лама назвал день, когда он пойдет делать ритуал на Обоотай, западнее Эгитуйского дацана. Это должно было произойти, где то дня через два. Говорят, что вечером перед тем днем пошел последний весенний снег и покрыл всю землю легким белым ковром. Ночью было ветрено, клубилась легкая метель, луна то появлялась в разрывах туч, то исчезала и наступала тьма. Той ночью, когда заезжий Лама вышел из дома и отправился в сторону священного места Обоотай, несколько молодых геше тихо последовало за ним. Им наверно было лет по 20 с лишним около тридцати. Какое то время они могли следовать за ним, но как только луна заходила за тучи и наступала тьма они теряли его из виду. Когда луна вновь появлялась в разрывах туч, они видели, что он уже так далеко от них, что едва различим.

-Как это он так быстро ходит?- поражались молодые люди.

Молодые геше уже поднялись примерно на середину холма Обоотай, и явственно уже слышали звук колокольчика и дамару заезжего Ламы. Когда они бросились бегом к вершине, вдруг неожиданно звук дамару и колокольчика стал слышен с соседнего холма, что севернее Обоотай. Этот северный холм находится рядом с Обоотай, но они конечно не побежали туда. С вершины они уже явственно слышали звук дамару и колокольчика со стороны начала Хара Шибира.

- Что такое? - недоумевали молодые геше - Почему мы его не можем догнать? Уж не мерещится ли нам все это?- говорили они между собой.

Тем временем с вершины холма они ясно слышали, как звук колокольчика и дамару перемещался с Хаара Шибира на другие холмы.

- Ну что же, мы его уже не сможем догнать. Видимо действительно этот заезжий Лама виновник всех этих историй, что рассказывают люди в дацане - решили молодые геше и стали спускаться с холма. В этот момент они продолжали слышать звуки барабана и колокольчика раздающиеся с вершины холма Овоотай восточнее Эгитуйского дацана. Когда они пришли обратно домой, то обнаружили, что Лама уже спал в своей постели. Этот дом стоял прямо в ограде дома настоятеля дацана.

- Вот значит какой Лама поселился в нашем дацане. Это он бродил по ночам по соседним холмам. Мы должны выяснить, как ему удается ускользнуть от посторонних глаз и уйти из дома - решили Эгитуйские ламы.

- Следите за ним и выследите, как он уходит из дома - приказал настоятель дацана нескольким молодым геше и поставил их караулить ночью дом странствующего Ламы. Они стали дежурить ночью прячась по разным углам и выглядывая из-за заборов. Также настоятель поставил одного послушника в доме Ламы, сказав ему, что послушник ставится ему в услужение и для ухода за алтарем. В обязанность этого послушника входило прислуживать Ламе, готовить пищу, убирать, следить за алтарем, следить за гостем, как он встает по ночам и уходит из дома J !!! Вот такое задание было у этого человека. Ну вот следил он значит за Ламой, следил, немного устал, прилег на секунду и прикрыл глаза, немного расслабился, почувствовал, как усталость наваливается на него, кажется даже вздремнул лишь на миг. Открывает в испуге глаза и видит, что Ламы уже нет, на постели лежит только пустое одеяло. Пораженный он выбежал на улицу к товарищам.

- Его уже здесь нет! Как он сумел уйти, не пойму? Его нет в постели? Вы видели как он ушел?- вопрошал он геше стороживших на улице.

- Нет мы ничего не видели - отвечали сторожившие снаружи.

Вообщем вернулся он в дом и стал ждать, когда Лама вернется. И где-то под утро он опять слегка видать клюнул носом от бессонной ночи, глядь, а Лама уже спит под одеялом, как ни в чем не бывало. Так повторялось несколько дней.

- Ну вот значит, какой человек появился в нашем дацане - решили ламы.

- Куда вы путь держите уважаемый? Каким образом вы оказались в наших краях? - стали расспрашивать странника монаха Эгитуйские ламы.

- Я иду в долину Баргузина и хочу посетить священную гору Барагхаан Уулла - ответил им странник.

Говорят затем он покинул Эгитуйский дацан и отправился дальше на север. Ведь ему не нужно было никаких лошадей для путешествия, у него не было с собой никаких вещей кроме его ритуальных принадлежностей. Он был легкий, как ветер.

В верховьях реки Ана, есть местность называемая Ту hа, там жило несколько семей, которых называют ту hинцами. Вокруг была дикая тайга и жил там один охотник. Этот охотник убивал все что встретит. Вообщем был такой человек в те времена. Говорят, что он однажды охотясь, вдруг увидел над собой Ламу. Он летел на своем орхимжо в небе. Он видел это среди белого дня. Он был потрясен увиденным. Просто возможностью того, что человек может летать по небу, как птица. Говорят он вернулся к себе домой чрезвычайно пораженный увиденным. Он долго даже не верил своим глазам.

- Что это я видел? - вопрошал он земляков.

Люди обсудив его рассказ, пришли к выводу, что охотник видел странствующего монаха, что посетил недавно Эгитуйский дацан.

Вот такие слухи ходили в то время. Говорят, что когда Лама - странник возвращался со своего паломничества со священной горы Барагхаан, он зашел по пути в местность Ту hа. Говорят, он отведал еды и попил чаю с местными жителями.

- Откуда вы идете уважаемый Лама? - расспрашивали его ту hинцы.

- Я возвращаюсь со священной горы Барагхаан - начал свой рассказ странствующий монах.

- Сабдаг охраняющий те места невероятно могуч. Он не хотел отпускать меня. Он пришел ко мне в виде гиганского змея. Он мог просто выпотрошить, растерзать меня. Он действительно не хотел отпускать меня обратно. Тогда я взмолился Охранителю Учения Дамжан Шойжалу (тиб. Dam can chos rgyal). О Дамжан Шойжал спаси меня! Но, как я горячо не звал его, его все не было. Я был в большой опасности. Тогда я стал звать Тару и она мгновенно проявилась в сиянии на голове у великого змея и он уснул. Я перебрался через его гигантские кольца и ушел. Когда я был уже далеко, наконец явился ко мне Дамжан Шойжал с растопыренными рогами, широко раскинув свои руки в небесах.

- Шел бы ты отсюда. Нет от тебя никакого проку живым существам - укорял я его - рассказывал свою историю странник - монах благоговеющим ту hинцам.

- Там есть неиссякаемый родник. Это священное место охранителя Шальши (тиб. zhal bzhi - Четырехрукий Махакала?) - сказал им Лама.

- Так, значит это вас видел в наших краях один наш охотник. Среди белого дня он видел Ламу летящего по небу куда то на север,- спросили его ту hинцы.

-А! Я тоже видел этого освободителя от дурных перерождений. Это он вам рассказал обо мне? - сказал им Лама в ответ.

Вот и весь этот сказ, что я слышал от своего отца и стариков. И вот после этого говорят в Бурятии стала распространятся традиция Чод. Этого странствующего Ламу звали Хоршут Геген.

Вышеупомянутый Молом Багши о нем сделал следующее предсказание:

Со стороны встающего солнца,

придет к нам проявление Нагарджуны!

Выходит, что этот Лама был хубилганом Нагарджуны. После него наши бурятские ламы стали ездить в Тибет для изучения этой буддийской традиции. Ведь это было время, когда буддизм набирал мощь проникая в самую сердцевину нашего народа. После этого наши края стали посещать жодчи-ламы, давать учения, стали приезжать также и другие образованные Учителя. Вообщем Учителя повернули светлые лики и обратили свой просветленный взор на нашу землю. Ну вот и все что я хотел сказать.

В конце этого замечательного предания можно лишь добавить, что в тексте «rnam bshad chen mo» Мачиг Лабдон предсказывала распространение своего учения на север от Тибета, среди кочевников монголов. Остается лишь надеяться, что это распространение не ограничилось тем рассветом буддизма и в частности практики Чод среди монголоязычных народов в 19 веке и начале прошлого века и его разгромом, в 30 - 50 годах прошлого столетия.

Владивосток. 2007.



mob_info