Спусковой механизм для альпинизма. Обзор спусковых и страховочных устройств

Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.

Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

Порядок действий:

Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

ВНИМАНИЕ!

При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

ВНИМАНИЕ!

Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.

Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.

Порядок действий:

Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

Узел для продергивания веревки

При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

ВНИМАНИЕ!

Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.

Спуск и продергивание веревки:

  • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
  • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок

Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.

Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства "лукошко" и "восьмерка" и некоторые моменты самостраховки.

Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.

Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:

Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.
Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.


Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.


Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

В результате вывешивается пятая точка.

Функциональное тестирование спусковых устройств для промышленного альпинизма.

Владислав Еремеев

Испытания подготовлены и проведены общественной исследовательской группой. Организаторы – М. Шлычков, Т. Ахмедханов, А. Рудых, В. Еремеев.
Тестирование представляло собой спуски добровольцев на различных спусковых устройствах с высоты 10-12 м, при чем после каждого спуска предлагалось оценить ряд критериев, всесторонне характеризующих конкретное устройство – для чего заполнить анкету.

Использовались веревки:

  1. Коломенская ВСС 24-прядная 11 мм статическая, 2 года в эксплуатации в промышленном альпинизме умеренной интенсивности.
  2. Тендон 10 мм экспериментальная статическая, 1 год малоэксплуатировавшаяся в промышленном альпинизме.
  3. Аналогичная первой веревке – но вымоченная в воде.

Тестируемые устройства и соответствие их стандартам:

  1. RIG Petzl (EN 12841C, EN 341).
  2. INDI EVO Kong (EN 12841C, EN 341).
  3. SPARROW Climbing Technology (EN 12841C, EN 341).
  4. «Бандо-СТОП» Серафимова, опытный образец (базовый вариант STOP – EN 341).
  5. Double Stop DSD 30+25 Anthron (EN 12841C, EN 341).
  6. Промальп-БЕРКУТ Орион-Альп, модиф. 2012. (Протоколы испытаний ВИСТИ.).
  7. TROLL Pro ALLP Tech SAR (EN 12841C).
  8. EDDI Edelrid = AXEL Camp (prEN15151, EN 12841C, EN 341).
  9. GRI-GRI Petzl (Cтарая).
  10. «Федя» Крок (Украина).

Последние 2 – вне статистического тестирования.

Испытания получились действительно независимые.
Анкетированию подверглось 103 спуска, с тестированием 10 различных спусковых устройств.

В тестировании приняло участие 11 добровольцев. Кое кто из них добросовестно отработал, сделав более чем 16 спусков; кто то – приехал лишь «сам для себя» – и сделал всего несколько спусков, не потрудившись заполнить анкету даже на них; большинство «откатало» как минимум по разу на каждом из основных тестируемых устройств. Результаты конечно не лишены субъективности, но думаю, отражают реальное положение вещей. Дополнительное преломление оценке устройств дало то, что рядом устройств многие добровольцы постоянно пользуются в своей практике – а ряд устройств был увиден и опробован ими впервые.

Все добровольцы были взвешены в снаряжении. Наблюдается четкая корреляция между весом испытателя и оценкой им ряда параметров устройств. Это говорит о том, что при выборе спускового устройства и способа его эксплуатации – вес конкретного пользователя должен быть принят во внимание.
Для всех спусковых устройств инструментально измерялось абсолютное усилие натяжения входящей ветви веревки – фиксировалось усилие натяжения для начала спуска и для стабильного состояния спуска.

Список участников тестов, их опыт в промышленном альпинизме, вес и спусковое устройство, используемое каждым из них обычно:

Участник Стаж в промальпе, лет Спусковое устройство,
используемое обычно
Вес в снаряжении
Валл С.О. 23 GRI-GRI 58 кг
Фролов М. 10 ГD 62 кг
Демидов П. 13 STOP, RIG
67 кг
Разуваев А. 10 EDDY 74,5 кг
Еремеев В. 16 RIG 80 кг
Пименов В. 8 RIG 84 кг
Шлычков М. 24 RIG, «треугольник»
85 кг
Мухин К. 30 в спелео
«Решетка» 90 кг
Ахмедханов Т. 15 ГD 90 кг
Рудых А. 24 RIG, «треугольник» 112 кг


Сводная таблица оценивания спусковых устройств для промышленного альпинизма
при функциональных тестах

Для оценивания использовалось среднее арифметическое из баллов оценки устройств, указанных добровольцами-испытателями в заполненных ими анкетах.
Оценка производилась по 5 – бальной шкале, где 5 – наивысшая положительная оценка. Оценки для первых трех пунктов: очень значительное (1) – значительное (2) – удовлетворительное (3) – комфортное (4) – незначительное (5). Для последующих – аналогично школьной 5 – бальной оценочной системе.


Устройства
Критерии оценки
ANTHRON
DSD 30+25
EDDY = AXEL KONG INDY EVO PETZL RIG Climbing technology
SPARROW
TROLL ProALLP
Tech
«БАНДО-СТОП»
Серафимова
Промальп-БЕРКУТ
Орион-Альп 2012
Вес устройства, г:
Заявленный производителем 340 360 450 380 520 575 630
Фактический 340 360 390 540 600 410 630
Габариты, мм 190x80 125x70 200x60 175x70 180x85 150x95 270x75 220x90
Усилие удержания веревки рукой 4,92 4,08 3,92 4,44 4,6 4,91 4,05 4,5
Усилие натяжения веревки для начала спуска / стабильного спуска, для веревки
11 мм – 10 мм, измеренное, кг
5-6,75/
2,3-3,3
9,83-17,75
18,8-22
9 / 9
3,75-5,17/
1,5-1,0
5,0-6,5/
2,3-3,0
6,5-11,5/
3,5-6,5
13-12/
6-8
Усилие надавливания на рукоятку 4,5 4,27 3,08 4,22 4,54 4,0 3,7 3,19
Удобство работы с рукояткой 4,92 3,58 3,79 4,4 4,71 3,32 2,9 3,6
Плавность «троганья с места» 5,0 3,83 4,0 4,6 4,77 4,55 4,2 4,25
Выбирание веревки вверх 0 4,66 3,37 4,7 4,57 2,6 2,2 4,0
Стабильность плавность, прохождения по веревке 4,83 4,08 4,08 4,7 4,85 4,7 4,2 4,13
Важные замечания Совсем не идет вверх. неизвестна скорость износа. Опасно: для заправления веревки - устройство надо полностью отстегнуть! Чрезмерное усилие надавливания на ручку. «Антипаник» практически не работает. Есть большая статистика эксплуатации. Неизвестна надежность и скорость износа при эксплуатации. Сложная заправка веревки. Нет статистики эксплуатации. Управляется одной рукой. Опытный образец. Чрезмерное усилие на ручку. «Плюс» - крайне низкая цена. Есть большая статистика эксплуатации.


Выводы по устройствам

Если бы на Anthron DSD 30+25 можно было подниматься--он бы был безусловным лидером. Откинув критерий «выбирания веревки вверх», собственно для спуска – устройство остается самым комфортным и безопасным. Однако, у нас нет данных по его степени износостойкости. Очень заинтересовало всех новое устройство от Climbing Technology – SPARROW, заслужившее также самых высоких оценок. Для полноты картины не хватает статистики опыта практической эксплуатации – только исходя из которого можно будет судить о надежности конструкции и степени её износостойкости.

Возможно, незаслуженно невысоких оценок заслужил TROLL Pro ALLP Tech – но устройство действительно требует серьёзной тренировки и обучения перед использованием; обладает специфическими способами заправки веревки и подвески к обвязке. При этом оно на самом деле обладает уникальной способностью – позволяет так отрегулировать силу трения фрикционного механизма под любую конкретную веревку, что можно будет штатно спускаться вообще без участия рук. К сожалению, разочаровал новый INDY EVO Kong, у которого большинством испытателей отмечено чрезмерное усилие надавливания на ручку вплоть до болезненных ощущений, усугубляемых угловатой её конфигурацией; и низкое внутреннее трение при уже отжатой ручке – требующее удержания веревки со значительной силой. Возможно, для эксплуатации его требуются какие то очень специфические веревки или дополнительное обучение. Но пока мне непонятен факт сертификации его с нагрузкой 200 кг – если и с весом 1 человека усилие контроля веревки было одним из самых высоких из зарегистрированных.

Недавно получивший сертификацию EN 12841C – LORY, он же AXEL, он же EDDY – при всех его достоинствах (наличие антипаника, небольшой вес и габариты) обладает принципиальной опасной отрицательной чертой: для заправки в него веревки – его необходимо полностью отстегнуть от комплекта снаряжения. А это чревато возможностью уронить его. Другим «минусом» устройства является низкое внутреннее трение фрикционного механизма – в связи с чем требуется значительное усилие удержания веревки рукой.

Российский «Промальп-БЕРКУТ от компании Орион-Альп подтвердил в целом неплохие результаты, и своё твердое положение лидера из простых и надежных автоблокирующих устройств в дешевой ценовой категории. Модифицированное устройство позволило уменьшить нагрузку на ручку (хотя она и осталась значительной) и практически избежать свободного хода ручки и самого устройства при каждом шаге на подъёме. Многолетняя положительная статистика использования нескольких модификаций устройства также является серьёзным «плюсом» для него.

Экспериментальный опытный образец автоблокирующего спускового устройства, управляемого одной рукой, «БАНДО-стоп Серафимова» вызвал неоднозначную реакцию, во многом связанную с субъективно новой логистикой управления устройством, но в целом заслужил на удивление хорошие результаты.
Прогнозируемо уверенные результаты показал RIG Petzl. Несмотря на оценки – чуть выше среднего, – устройство обладает отличным от большинства других дополнительным критерием выбора: по нему имеется большая статистика по использованию, износу и наработке «на отказ». И в целом эта статистика – положительная. Кроме того, вес и габариты его – одни из самых минимальных. Характерным «минусом» устройства является кручение им веревки во время спуска.

Для спуска по закреплённой верёвке в промышленном альпинизме используется множество устройств, но только малая часть в этом разделе каталога соответствует необходимым регламентам. Исторически, промышленные альпинисты используют для спуска по верёвке устройства, разработанные для применения в спортивном альпинизме и спелеологии. Если над вами нет инженера по ТО, вы можете использовать любые устройства для спуска на свой страх и риск. Если вы или ваша организация обязаны соответствовать правилам по охране труда, то придётся смотреть на буквы, напечатанные на устройстве и приложенном к нему паспорте или сертификате.

Стандарт разработанный для техники верёвочного доступа для спусковых устройств называется ЕН 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска». Кроме того, многие устройства из этого раздела имеют другой стандарт - ЕН12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

Для применения в качестве страхующих устройств (страховка напарника) используются устройства, регламентированные стандартом EN 15151, который на данный момент не имеет Российского аналога.

Восьмерка — как правило первое спусковое устройство, которое осваивают альпинисты, она простая как топор и надежная как лом. Кроме того, восьмерку можно использовать и для страховки, и как кольцо, вобщем, на что хватит фантазии. О ней и поговорим.

Разновидности

Сейчас на рынке огромное множество разных по функциональности восьмерок, некоторые из этих спусковых устройств уже и не похожи на «8».

Все восьмерки можно разделить на две группы, с рогами и без них. Рогатая восьмерка удобна там, где нужно зависнуть и освободить обе руки, безрогие просто легче и считаются более спортивными.


Современные версии этого спускового устройства предлагают также и разные способы заправки в них веревки для разной скорости спуска и для понтов.


Есть разновидность восьмерок с прямоугольным большим отверстием, это нужно чтобы устранить перекрут веревки при спуске. Именно из-за сильного перекрута, восьмерки были запрещены для использования спелеологами при спуске.

Есть разновидность по имени «Девятка». Она имеет более прогрессивный способ блокировки, только не понятно, как безопасно им воспользоваться во время спуска. Ведь для этого нужно ослабить идущий к руке свободный конец веревки. Как?? Только если подтянуться одной рукой на веревке, выходящей вверх. Если знаете как ее безопасно блокировать, пишите в комментарии. Но, помимо новой схемы блокировки, эта «девятка» имеет и классические рога, хоть и короткие, но пользоваться ими можно. Думаю, она хорошо подойдет для промальпа, где нужны длительные зависания.

Есть восьмерка от Petzl со специальной накладкой, чтобы брать за нее руками при сильном нагреве. Это странно и непонятно. Объясню, при спуске, восьмерка нагревается настолько сильно, что может обжечь руку.. Но про веревку почему-то производитель не подумал, а ведь если переплавится она, то в лучшем случае висеть вам на страховке, а в худшем, думаю ясно.. Лично я при спуске контролирую нагрев, и если восьмерка для руки горячая, то немного снижаю темп.


Также есть восьмерка по имени «Лепесток», это интересная разновидность. Она очень компактная и имеет один рог и вырезы в верхней части для блокировки веревки.


Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Рога восьмерки

Отдельно стоит упомянуть про использование рогов восьмерки. Они бывают с двух сторон (такую восьмерку называют «Инвар») и с одной. Нужны для блокировки веревки с целью зависания и освобождения обоих рук. Многие просто наматывают свободный конец веревки на рога, но это так же не безопасно. Правильно — после намотки, дополнительно перебросить свободный конец через ходовой, смотрите на фото.


Двойные рога можно использовать для блокировки при спуске на сдвоенной веревке и для спуска зигзагом.

Спуск зигзагом, это когда две веревки, удаленные друг от друга на 1-2 метра одновременно пропускаются через восьмерку с двойными рогами. При спуске, одна веревка блокируется рогом, а другая немного выпускается, потом веревки меняются. Этот способ спуска может быть полезен для промальпа.


Альтернативные способы использования восьмерки

Помимо использования восьмерки по ее прямому назначению, у нее есть еще и другие возможности. Например, восьмерку можно использовать вместо кольца. Если с двух сторон в нее вщелкнуть карабины, то она, в некоторых случаях, может заменить оттяжку. В паре с жумаром, восьмерка может быть использована и для подъема. Однако, для подьема, ее лучше заменить каким — либо схватывающим узлом. Именно восьмерку, из-за отсутствия на ней движущихся и чувствительных к удару частей, лучше всего крепить к веревке вместо груза для закидывания на ветку или еще куда-то. И конечно-же, восьмерку используют для страховки партнера, ведь при его срыве веревку будет достаточно просто удержать.



mob_info