Сказка о рыбке. Терапевтические сказки

Елена Юрьевна Антонова

Цель :

Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование техники рисования пастелью.

Задачи :

1. Продолжать знакомство детей старшего дошкольного возраста с новым художественным материалом – пастелью.

2. Совершенствовать приемы работы острым краем мелка (штриховка) и плашмя (тушевка, умение передавать нежные цветовые нюансы.

3. Развивать чувство цвета, воображение, фантазию.

4. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ним.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций «рыбы» , беседы «Что такое море?» «Обитатели морей» , чтение художественной литературы (А. С Пушкин «Сказка о золотой рыбке » , разучивание стихов, рассматривание репродукций И. К. Айвазовского, прослушивание музыкальных произведений (М. К. Чюрленис «Симфония моря» , М. Равель «Игра воды» ).

Материал :

Мелки сухой пастели, бумага разной фактуры, салфетки для рук.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам очень интересную сказку . А вы сможете не только послушать ее, но и стать на время героями этой сказки . Но сначала я хочу спросить у вас, что такое море? …это огромный водоем, там много воды. Так много, что даже не видно берегов.) А кто живет в море? …разные обитатели : рыбы, крабы, киты и т. д. Там растут водоросли, кораллы, ракушки)

Чем похожи рыбы друг на друга? (У них есть тело с чешуйками, голова, хвост, плавнички.) Рыбки дружатся и играют друг с другом.

Физкультминутка :

Рыбки весело играют (наклоны в сторону)

В синей солнечной воде (плавные движения руками)

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке (движения плечиками)

Какие вы молодцы! Да, действительно в море много обитателей, среди которых встречаются самые разнообразные рыбы.

И так, наша сказка называется «Приключения Жемчужинки» . Слушайте внимательно, возможно, ваша помощь нам пригодится.

Жила в морском царстве красивая маленькая рыбка . Звали эту рыбку Жемчужинка . Чешуйки ее были желто – красного цвета, плавнички оранжевого, а глазки светились золотистым блеском. Любила она плавать по морским глубинам в поисках приключений. В таких путешествиях узнавала много нового и интересного.

Однажды заплыла Жемчужинка далеко – далеко от своего дома и оказалась среди густых зеленых водорослей. Она очень испугалась и хотела вернуться домой, но вдруг поняла, что не знает, куда ей плыть. И тут, за камнем, она увидела Медузу и очень обрадовалась. Вот кто поможет мне – подумала Жемчужинка. Жемчужинка подплыла к ней и попросила помочь найти дорогу домой. Та Медуза была очень не красивая и очень хитрая. И сказала она нашей рыбке : «Я покажу тебе дорогу домой, но за это я возьму у тебя твою красоту» . Делать не чего, согласилась наша Жемчужинка и сразу же превратилась в серую рыбку . А Медуза похорошела и довольная показала рыбке дорогу домой . Вернувшись, домой Жемчужинка смотрела на проплывающих мимо красивых рыбок и с грустью думала, что ее чешуйки уже никогда не будут такими красивыми.

Скоро, в гости к Жемчужинке заглянул ее друг Малек. Он выслушал печальную историю и сказал : «Я знаю, как тебе помочь! На берегу живет веселая девочка Маша, а у нее есть Золотая рыбка , которая исполняет любое желание. Нам надо плыть к ней». И поплыли.

Маша не отказалась помочь рыбкам , но так как она была очень озорная девочка, то ей в первую очередь захотелось, конечно же, попросить у Золотой рыбки , что-то для себя. И Маша сказала : «Как же мне хочется увидеть, что то новое и необычное. Пусть это будет мое первое желание». И тут же перед Маше появился лист бумаги и коробочка, в которой аккуратно лежали разноцветные палочки. «Ой! Что это?» - удивилась Маша. «Какие красивые палочки, но почему-то они пачкают руки. Легко ломаются и от них остаются крошечки». «Мы не знаем» - ответили рыбки .

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что лежит у Маше в коробочке? Подскажем, что это за палочки?

Дети рассказывают о пастели . Она нежная, волшебная, воздушная, сказочная . Палочки пастели легко ломаются и осыпаются. Если рисовать уголочком мелка остается след, тонкая линия. При закрашивании мелок кладется «на бочек» . Для растушевки пастели пользуемся своими пальчиками. В местах, где очень узкий рисунок растушевывать поможет ватная палочка. Смахивать рукой «крошечки» нельзя, можно испортить рисунок. Лишнию «пыль» можно убрать слегка, подуть на рисунок. При необходимости руки можно протереть о салфетку.

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали Маше о пастели . Пришло время второго желания. Рыбки замерли в ожидании , что же попросит Маша? Девочка посмотрела на них и сказала Золотой рыбке : «Хочу научиться рисовать пастелью вот эту рыбку . Я сама сделаю ее красивой». Но Маша даже не знала, как рисовать пастелью и с чего начать.

Ребята, нам опять необходимо помочь Маше. Покажем девочке, как можно нарисовать рыбку , используя мелки пастели.

Дети рисуют. Звучит тихая спокойная музыка.

Маша так увлеклась рисованием, что чуть не забыла про морских рыбок – наших героев и про свое третье желание. Она посмотрела на свой рисунок, потом на Жемчужинку, и ей очень захотелось, чтобы и она стала такой же красивой. «Хочу, чтобы эта серая рыбка стала такой же веселой и красочной, как на моем рисунке!» и желание Маши сразу же исполнилось.

Вот так, благодаря Золотой рыбке , Маше и ребят детского сада «Лукоморье» , наша сказка хорошо закончилась .

Хочу тебе рассказать необычную сказку про рыбку.

Жили-были рыбки в аквариуме. Их было аж шесть штук. Красивые, цветные. Золотая, зеленая, красная, желтая и синяя. А вот шестая рыбка серая. Из-за этого с ней никто не играл. Только дразнили. Называли серым слизняком. Серой рыбке это было обидно. И она поэтому сторонилась других рыбок. Ей больше нравилось быть в сумрачном углу и наблюдать через стекло аквариума за рыжей кошкой. Рыжая тоже часто смотрела на рыбок и даже облизывалась, показывая розовый язычок. «Какая же она добрая, как она нас любит, даже язычок показывает - ей хочется каждую из нас поцеловать», - объясняла себе поведение кошки серая рыбка. Иногда кошка вплотную приближалась к аквариуму, и тогда серая рыбка любовалась ее . Кошка грациозно выгибала спину, выпускала коготки. Это вызывало восхищение в душе серой рыбки. «Вот кто мог бы стать моим настоящим другом», - вздыхала серая рыбка. Ей было тяжко от одиночества. Вокруг весело сновали рыбки. Целый день они играли в догонялки, потом в прятки, потом снова в догонялки. Водили хороводы. А рядом за ними наблюдали зеленые кошачьи глаза. «Да, - понимающе кивала головой серая рыбка, подавая кошке дружеские знаки. - Тебе, конечно, тоже одиноко. Ты ищешь себе друзей. Но ты большая, и не поместишься в нашем домике». Серая рыбка всем сердцем сочувствовала одинокой кошке. «Даже несмотря на то, что ты такая красивая, яркая, и все равно одна», - жалела рыбка кошку...

Долго ли, коротко ли, а сказка про рыбку продолжается.

Ой, что случилось!

А случилось вот что. Кошка поднялась, наклонилась над аквариумом и засунула внутрь лапу! Цветные рыбки бросились врассыпную. «Ух ты, она решила поиграть с нами в догонялки!» - обрадовалась серая рыбка, но, увы, кошка ее не замечала, она играла исключительно с цветными рыбками. Серая рыбка заплакала.

«Ну чего ты опять грустишь?» - заскрипел рядом . «Лучше бы сестрам своим помогла!». «Так они меня прогонят, вон, как хорошо играют. Самое обидное, что их новая подруга тоже не хочет со мной дружить!». «Хе-хе. Ты кого подругой называешь? Кошку? Она опасная хищница. Еще минута, и кто-то из глупышек окажется в ее животе». Серая рыбка удивилась словам краба и задумалась. Ей многое было непонятно в происходящих вокруг событиях.

А тем временем внутри аквариума начался шторм. Огромная кошачья лапа, снующая по всем закоулкам аквариума, была тому виной. «Не понимаю, но почему тогда кошка меня не трогает, я ведь совсем рядом, неужели она меня жалеет…неужели она меня все же любит?», - прошептала с надеждой серая рыбка. «Детка, она просто тебя не видит, потому что ты серого цвета, ты сливаешься по своей окраске с водорослями, камешками…Тьфу, хватит пороть глупости. Пошли спасать твоих подружек. За мной!», - сказал краб и пополз в сторону кошачьей лапы.

В этот момент кошке удалось сцапать самую яркую золотисто-желтую красавицу. Золотая рыбка отчаянно затрепыхалась: «Ой-ой, на помощь!!!» От такого зрелища у серой рыбки от жалости сжалось сердце, а далее она не размышляла. Она рванулась вверх, подпрыгнула, взвилась над водой аквариума и шлепнула хвостом по зеленым глазам кошки. Одновременно произошло еще одно происшествие. Краб вцепился острыми клешнями в лапу кошки. Кошка взвизгнула, разжала когти и отшатнулась как ужаленная, отпрыгнув подальше. Золотая рыбка была спасена.

Цветные рыбки опасливо стали выглядывать из своих норок, затем подплыли к спасенной сестре. Но она пока не обращала на них внимания, она озиралась по сторонам. Серую рыбку как всегда было трудно различить в темных углах аквариума. А краба и подавно. Золотая рыбка подплыла к их убежищу и сказала: «Давайте дружить. Вы настоящие друзья». Подоспевшим подружкам золотая рыбка сказала: «Вот с кого надо брать пример. С серой рыбки и краба. Не в красоте, оказывается, счастье. А в добром сердце. А яркая окраска, как стало ясно, не всегда во благо. В этом отношении серая рыбка находится в более безопасном положении». Все жители аквариума согласились с этим выводом. С этих пор серая рыбка стала душой компании. А краб – главным советником.

Вот и сказке про рыбку конец, а кто понял – молодец.

Сказка про рыбку.

Жила-была на свете маленькая рыбка. Совсем маленькая, с детский мизинчик. Чешуйка на ней была золотая, плавнички красненькие, хвостик зелененький. Она была такая яркая, такая красивая. Больше всего рыбка любила плавать. Она могла плавать и днем, и ночью. И ни капельки не уставала при этом. Правда, ночью она все-таки не пла-вала. Ночью она отдыхала в своем маленьком домике. Домик у нее был в очень укром-ном местечке, под большим камнем. И был он похож на грецкий орех, только, конечно же, из зеленых водорослей.
А еще была у рыбки подружка. Тоже маленькая рыбка. Жила она в таком же зе-лененьком домике, только под другим камнем. И любили они друг к другу в гости хо-дить, то есть плавать. Разговоры у них велись самые разные. Кто какой домик построил, у кого какие детки растут и как много злых рыб кругом развелось.
И вот как-то раз, вечером, в откровенной беседе поведала наша рыбка подружке свой рыбий секрет. И даже не секрет, а про свою рыбью мечту рассказала. Оказывается, всю рыбью жизнь ей казалось, что никто её не замечает. Куда лучше на самом деле быть большой рыбой. Все тебя видят, все на тебя смотрят, все дорогу уступают.
- А я такая маленькая, что меня никто не замечает. То хвостом ударят, то плав-ником нечаянно толкнут, - пожаловалась рыбка подружке.
Выслушала подружка внимательно маленькую рыбку и говорит:
- Я знаю одну толстую медузу, живущую возле затонувшего корабля. У нее есть разные зелья, которые она готовит из водорослей и ракушек. Многие из наших знакомых к ней плавали. Я сама как-то захаживала к ней по делу. Думаю, медуза тебе сможет по-мочь. Если хочешь, поутру мы сплаваем к ней, - предложила рыба подружке.
Всю ночь не могла уснуть наша рыбка. С боку на бок переворачивалась и всё ждала, когда ночь пройдет. Очень торопилась рыбка, оттого и время подгоняла.
Прошла ночь. Наступило на дне морском утро, и тотчас засуетился морской на-род. Кто пропитание принялся искать, кто детей в школу провожать. Собралась наша рыбка, и вместе с подружкой они отправились к толстой медузе.
Медуза жила в трюме затонувшего корабля. Не каждый сможет жить в затонув-шем корабле, но у медузы был стальной характер и крепкие нервы.
Увидев, как толстая медуза варит в черепках зелье, не испугалась наша рыбка, а напротив, рассказала ей про свое желание.
- Ну что ж, я могу тебе помочь, - внимательно выслушав рыбку, молвила медуза. - Есть у меня одно волшебное зелье. Только хорошо ли ты подумала? – спросила тол-стая медуза у рыбки.
- Да, - быстро ответила маленькая рыбка.
Поднесла ей тогда медуза волшебного зелья, заклинание нужное над ней прочи-тала. И на глазах у всего подводного мира наша маленькая рыбка превратилась в боль-шую золотую рыбу, искрящуюся и переливающуюся. Смотрела рыба на хвост свой, на плавники и все нарадоваться не могла. И так она загордилась, заважничала! Забыла тут же и про толстую медузу, и про подружку свою. Они ведь такие маленькие. А рыбу впе-реди ждала другая жизнь. Большой рыбий дом, большие друзья - рыбы.
С очень важным видом поплыла под водой золотая рыба. Все кругом расступа-ются, дают ей дорогу, кланяются. А она плывет, никого не видит, ничего не слышит. По-тому и опасности не заметила. Прямо навстречу рыбе плыла акула, голодная после ноч-ного сна и злая после неудачной охоты.
- Какая жирная, аппетитная рыба, как раз мне на завтрак будет! – воскликнула акула и, не задумываясь, проглотила золотую рыбу, та и опомниться не успела.
А маленькая подружка ловко за серый камушек спряталась. Да и кому она нуж-на, такая маленькая.

Жила-была на свете маленькая рыбка. Совсем маленькая, с детский мизинчик. Чешуйка на ней была золотая, плавнички красненькие, хвостик зелёненький. Она была такая яркая, такая красивая! Больше всего рыбка любила плавать. Она могла плавать и днём, и ночью. И ни капельки не уставала при этом. Правда, ночью она всё-таки не плавала. Ночью она отдыхала в своём маленьком домике, который был спрятан в очень укромном местечке, под большим камнем. Домик был величиной не больше грецкого ореха, а сделан был из зелёных водорослей.

А ещё была у рыбки подружка. Тоже маленькая рыбка. Жила она в таком же зелёненьком домике, только под другим камнем. И любили они друг к другу в гости ходить, то есть плавать. Подолгу разговаривали они на самые разные темы: кто какой домик построил, у кого какие детки растут и как много злых рыб кругом развелось.

И вот как-то раз, вечером, в откровенной беседе поведала наша рыбка подружке свой рыбий секрет. И даже не секрет, а свою рыбью мечту. Оказывается, всю жизнь ей казалось, что никто её не замечает. Куда лучше быть большой рыбой! Все тебя видят, смотрят с уважением, дорогу уступают.

— А я такая маленькая, что никто со мной не считается. То хвостом ударят, то плавником нечаянно толкнут, — пожаловалась рыбка подружке.

Выслушала её подружка внимательно и говорит:

— Я знаю одну толстую медузу, которая живёт в трюме затонувшего корабля. У неё есть разные зелья, которые она готовит из водорослей и ракушек. Многие из моих знакомых к ней плавали. Я сама как-то захаживала к ней по делу. Думаю, медуза сможет тебе помочь. Если хочешь, поутру мы сплаваем к ней, — предложила подружка рыбке.

Всю ночь не могла уснуть маленькая рыбка. С боку на бок переворачивалась и всё ждала, когда ночь пройдёт. Очень торопилась рыбка поскорее стать большой, время подгоняла.

Прошла ночь. Наступило на дне морском утро, и тотчас засуетился морской народ. Кто пропитание принялся искать, кто детей в школу провожать. Собралась наша рыбка и отправилась вместе с подружкой к толстой медузе.

Медуза жила в трюме затонувшего корабля. Не каждый сможет жить в затонувшем корабле, но у медузы был стальной характер и крепкие нервы.

Увидев, как толстая медуза варит в черепках зелье, рыбка не испугалась и рассказала ей о своёй мечте.

— Ну что ж, я могу тебе помочь, — внимательно выслушав рыбку, ответила медуза. — Есть у меня одно волшебное зелье. Только хорошо ли ты подумала?

— Да, — поспешно ответила маленькая рыбка.

Поднесла ей тогда медуза волшебного зелья, заклинание нужное произнесла. И на глазах у всего подводного мира маленькая рыбка превратилась в большую золотую рыбу, с искрящейся, переливающейся чешуёй. Смотрела рыба на хвост свой, на плавники — и нарадоваться не могла. И так загордилась, заважничала! Забыла тут же и о толстой медузе, и о подружке своей. Они ведь такие маленькие! А рыбу впереди ждала другая жизнь! Большой рыбий дом, большие друзья-рыбы!..

С очень важным видом поплыла золотая рыба. Все кругом перед ней расступались, кланялись ей. А она гордо плыла, никого не видела, ничего не слышала. Потому и опасности не заметила. Прямо навстречу рыбе выплыла акула, голодная после ночного сна и злая после неудачной утренней охоты.

— Какая жирная, аппетитная рыба, как раз мне на завтрак будет! — воскликнула акула и не задумываясь проглотила золотую рыбу. Та и опомниться не успела.

А её маленькая подружка ловко за серый камушек спряталась. Да и кому она нужна, такая маленькая?..

Сообщение про рыб для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про рыб для детей 1,2 классов может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про рыб

Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

В зависимости от питания рыбы бывают:

  • растительноядные , которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как : лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие.
  • хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие.

В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских.

Речные рыбы

Морские рыбы

  • Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
  • Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
  • Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
  • Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
  • Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
Сколько живут рыбы?

Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет!
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.



mob_info