Схема расположения секторов стадиона зенит арена. Стадион «Зенит Арена» (43 фото)

7 мая довелось посетить вторую "тестовую" игру Зенита на новеньком стадионе на Крестовском острове. Примечательна она была тем, что организаторы в дополнение к самому стадиону тестировали ещё и схему доставки болельщиков на игры июньского кубка Конфедераций. Метро около арены достроят только к следующему лету, поэтому пока маршруты следующие:


  1. От метро "Крестовский остров" через Приморский парк победы. Чуть меньше 2км пешком, 25 минут.

  2. От метро "Старая Деревня" и "Черная речка" на трамваях 19 и 48, выйти на пересчении ул Яхтенной и Савушкина и пешком, через новый Яхтенный мост дойти до стадиона. От остановки до входных групп окло 1,7км, 20 минут пешком. Я прогулялся этим маршрутом, было интересно посмотреть на трамваи и новый мост!

  3. Всякие экзотические варианты с бесплатными автобусами-шаттлами от разных станций метро. С этим даже не пытался разбираться, ибо понятия надежность и скорость в моем понимании с массовыми мероприятиями несовместимы.

Схема для лучшего понимания местности

Угол Яхтенной и Савушкина. До начала матча ещё целый час, но болельщики уже активно подтягиваются к стадиону. Впрочем, и к находящемуся по соседству парку 300-летия Санкт-Петербурга сегодня повышенный интерес - там в честь праздников расположились лагеря военной техники, старой и новой, а так же устраивались разнообразные военно-патриотические движухи. Я не попал, и теперь немного жалею.

Спешить мне пока некуда, поэтому задерживаюсь на остановке и разглядываю трамваи, развозящие болельщиков. Эта парочка только едет подбирать зрителей. В первом трамвае ничего особенного, новый, но уже относительно распространенный у нас продукт Усть-Катавского вагоностроительного завода. Такие начали в 2013 году в центре появляться, на возрожденном 3-м машруте, и вот потихоньку расползаются по городу.

Следующий за ним тип уже интереснее, это тверской "Витязь". Мне такие раньше вообще не встречались, но оно и не удивительно, в городе они используются только с этой зимы, да ещё и в тех районах, в которых я бываю нечасто. Это подтверждается и бортвым номером, по которому легко определяется гость из другого трамвайного парка.

Теперь о грустном. Новые трамваи - это очень хорошо, но факт того, что их специально загоняют "под игру" на эти маршруты оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, получается наглядная демонстрация трамвая, как самостоятельного городского транспорта (не только лишь метро!), быстрого, современного, удобного и способного переваривать большие потоки людей. С другой - горький привкус показухи, так как на следующий день "Витязи" и прочие приглашенные гости опять будут заменены на старенькие ЛВС-86. Надеюсь, что хотя бы к 2018 смогут укомплектовать эти маршруты нормальным транспортом на постоянной основе. И заменить пути хотя бы на пересечении с автодорогами:)

Заканчиваю с транспортом и отпраляюсь в сторону стадиона, по нечётной стороне Яхтенной улице. Очень много машин! Удивительно, но думал, что про новый мост никто особо и не вспомнит, и в его окрестностях будет малолюдно. Как бы не так! Не только пешеходы, но и автомобилисты решили воспользоваться преимуществами альтернативного маршрута. Логика понятна - "Запаркуюсь у "Карусели"/"Питерленда"/на Яхтенной/у парка, а дальше быстренько пешком по мосту". Вот только таких хитреньких было сильно больше, чем парковочнх мест, которых в окрестностях парка в выходные и так дефицит. Образовался локальный транспортный коллапс, поэтому автомобилистам советую машину оставлять подальше от Яхтенной. С которой после игры потом ещё и выехать будет ой как непросто...

С благоустройством на этой стороне Яхтенной пока беда, в какой-то момент тротуар заканчивается и начинается вытопатнный "газон", после которого нужно протискиваться к мосту между стройкой и дорогой.

Страждующие найти парковку. Автомобилистами рулит ДПС, людские потоки организовывали волонтёры, ребята в красных жилетках. А вот что там делал представитель Парковок Петербурга в сером, для меня осталось загадкой.

Дошёл до моста! 7 мая его открыли для публики первый раз, и надо понимать, что это пока тестовый режим. В дальнейшем предполагается подстветка, дорожная разметка и прочий декор. Пока готово только самое необходимое. Газоны вот только-только обозначили свежей землей:) Это не дело, конечно, ничего хорошего в таком грунте само не вырастет, особенно если в дальнейшем не прикрыть их оградками от толп болельщиков.

Атмосфера футбольного праздника, только ради нее иногда стоит выбираться на игру!




Вид на Яхтенную улицу. Так себе вид:). Интересно, какое впечателние будет складываться у иностранцев о Петербурге после путешествия на стадион этим маршрутом? Советские панельные дома выглядят стремно, но вот виды с моста их компенсируют. Или нет? Что думаете?

Дядьке футбол безразличен, у него рыбалка сегодня!

А в парке праздничная движуха. Пока проходил по мосту, началась высадка морского десанта, с выстрелами, дымовой завесой и прочими спецэффектами!

А это уже Крестовский остров, самая западная его часть. Остров слегка расширили в сторону залива, чтобы было место для ЗСД и будущей станции метро. Синие заборы вдали - это городок строителей, где-то там и будет вестибюль "Новокрестовской".

Идёт активное благоустройство. Лет через 10 здесь будет красивый парк, ну а пока так... Досадно видеть, что природе придётся начинать здесь всё сначала, раньше за стадионом был очень зелёный, даже слегка дикий район, не думал, что так мало смогут сохранить от него.

Мост пройден, вот и стадион! Наконец-то вблизи на него нормально посмотрю, а не из окна автомобиля проносясь мимо по ЗСД!

Подошёл поближе, убедился - арена вблизи действительно выглядит ужасно:) Всегда досадно видеть, когда замысел архитекторов оказывается нарушен в мелких деталях и материалах. Если кто не понял, я сейчас о композитных панелях, разноцеветных стеклопакетах на лестницах и белых рамах, на которых они деражатся. Материалы по цвету и качеству соответствуют торговому самострою где-нибудь в Адлере, но никак не "самому дорогому стадиону в галактике". Подозреваю, что такая "оптимизация расходов" на материалах - одна из причин, по которой пришлось в очередной раз менять подрядчика уже на финишной прямой строительства.

Сравните с одним из поздних рендеров проекта, по клику больший размер. Композитные панели намного меньше, стекла прозранее, рам вообще не видно. Вроде и мелочи, но на итоговое впечатление влияют очень сильно.

А что с остальными аспектами стадиона? Пока сказать сложно, работы на вспомогательных объектах еще идут, и мы видим пока тестовое, черновое функционирование арены. Например, не все входные группы ещё готовы, 7 мая пришлось идти главным, которые со стороны "Крестовской", проходить там досмотр-контроль, и потом уже подходить к нужному входу в сектор. У меня был "С", это около главной лестницы. А вот фанатские сектора, главная трибуна - это всё уже дальше, и если пришел на стадион со стороны Яхтенного моста, то идти к местам было бы совсем неудобно.

Инфраструктура до зоны безопасности пока не готова к массовому зрителю - урн мало, в туалеты очереди, газоны от зрителей защищены только игнорируемыми всеми табличками "По газонам не ходить"

Чем дальше от стадиона, тем лучше он выглядит! Самый выигрышный вариант - это с квадрокоптера вечером, когда расстояние и подстветка маскируют халтурное отношение к материалам:)
На этом снимке также видна и основная входная группа. "Дверей" более чем достаточно, за 20 минут до начала матча в очереди стоять почти не пришлось, досмотр-контроль прошел минуты за три. Проверяют тщательно.

Павильоны остались от старого стадиона. Надстроили полноценный третий этаж вместо балкончиков, перекрасили, поменяли окна. Вроде и выглядит неплохо, но мне не понравились. Как-будто какие-то детали убрали или халтурно восстановили. Долго рассматривал старые фото, но так и не понял, что именно не так. samiznaetekto , может, ты видишь, где схалтурили? Раньше было принято на стены по бокам от колонн большие плакаты вешать, может быть в этом дело?

Поднимаюсь по главной лестнице ко входам. Магазинов, как с сувенирами, так и с едой, хватает, и есть много свободного места для установки новых. Можно размещаться как снаружи, так и в подтрибунных помещениях, хот-догов хватит на всех!

Вид в сторону метро "Крестовский Остров". "Маршрутом 1" воспользовалось намного больше людей, чем новым Яхтенным мостом. 7 мая на новом стадионе было около 30 тысяч зрителей, это уже больше, чем 20+ помещавшихся на "Петровском". Новая арена рассчитана на 68 000 футбольных болельщиков. Для тех, кто не в курсе - нагрузку на новую арену поднимают постепенно, чтобы отработать все сценарии и процедуры.

Вход около главной лестницы. Здесь очередь, но можно зайти в стадион правее или левее и пройти к своему сектору уже внутри. Заскочив по пути в туалет или за хот-догом. Трюк про соседние входы рассказывали волонтеры-стюарды, но болельщики им не особо доверяли и не спешили расходится. Я поверил, попал вовнутрь за минуту. Впрочем, эта очередь двигалась тоже достаточно быстро, там в дверях только билеты проверяют. Сами двери неудобные, не автоматические раздвижные, а обычные и без фиксаторов.

Поле, триубуны, крыша. Где-то за 10 минут до начала матча, поэтому пока нижние сектора еще не заполнились болельщиками. На второй этаж пускали зрителей только у над нашими секторами, напротив пока пусто.

После первого тестового матча очень много было разговоров про некачественный газон, неоднородность цветра травы было видно и на этот раз. Я не знаю, насколько это на самом
деле критично, но эксперты пишут, что поле всё-таки запороли, основная причина - организационный бардак, при котором очень долго было не ясно, кто отвечает за состояние газона де-юре и де-факто. Аномально холодные апрель (снег и ночные морозы до -10 во второй половине!) и май тоже не добавили траве пышности и прочности. Хорошая новость в том, что проблема эта решается как минимум несколькими способами, и слишком уж переживать на этот счёт не стоит. Как и удивляться, ибо пословица про "первый блин" не просто так у нас в России популярна. Для тех, кто хочет узнать больше, советую статью на "Фонтанке", про страдания Зенита там можно пропустить, а проблемы газона описаны подробно - http://www.fontanka.ru/2017/05/10/025/ . Так же рекомендую пост lisaivolk о летящей из под ногу футболистов в разные стороны траве (Спойлер - это абсолютно нормально) - http://lisaivolk.livejournal.com/250400.html

Футбольная часть стадиона очень понравилась, если сравнивать с "Петровским". Самое очевидное - "Петровский" не был чисто футбольным стадионом, там были ещё беговые дорожки и прочая ерунда, отдаляющая зриетелей от поля. Здесь же трибуны практически нависают над газоном, и видно игру намного лучше. Второе - это кресла. Сидеть было удобно, задница не уставала. Место! Места было достаточно, и для ног, и в плечах, на "Петровском" при наличии габаритных соседей досидеть до конца тайма было проблемой.

Крыша 7 мая была открыта. Чаша стадиона хорошо защищена от ветра, но холодный воздух сверху проникает, поэтому одеваться нужно по погоде с небольшим запасом по утеплению, не рассчитывать на закрытую крышу и отсутствие ветра. С одной стороны, оно помогает, но с другой - ты полтора часа сидишь почти без движения, это совсем не то же самое, что полтора часа ходить пешком.

Места для прессы. Сначала подумал "А нафига столько? Окуда у нас столько журналистов и комментаторов?" А потом впомнил про Кубок Конфедераций и ЧМ-2018. Понаедут со всех стран!

Игра началась, но болельщики всё еще подтягиваются на свои места. Минут 15 после старта еще прибывали. Не расчитали с пробками или расстоянием от метро? Кружили вокруг стадиона? Или просто слишком долго перед матчем разогревались?

В перерыв взял себе чай (100р) и хот-дог(200р). По вкусу ничего особенного, по ценам - грабёж! Но это неизбежное зло массовых мероприятий. Точек общепита внутри самого стадиона предостаточно, но в очереди всё равно постоять придется. Если голод совсем одолел, то лучше выйти до свистка на перерыв. Принимают к оплате банковские карты, но не везде и лучше уточнять у продавцов. А ещё лучше подготовить заранее кэш, так как оплата проходила долго, а за тобой очередь страждующих, неудобно.

Туалетов на всех хватает. Мне оба раза попадались унитазы без воды, с этим непорядок.

Слышал жалобы на низкие потолки - смотрите сами. Не пять метров, как в сталинках, но и не критично низко. Придираются)

Досмотрел игру, грустный и замерзший пошёл в сторону дома. Сначала план был ещё чуть-чуть поснимать стадион и окрестности с нового моста, тем более что закатный свет и подсветка включилась...

Но май в Петербурге в этом году теплотой совсем не радует, поэтому предпочёл согреться быстрым шагом в сторону дома! Пока шёл к мосту, заметил все те же проблемы, что и по пути к стадиону - пешеходные маршруты в сторону моста не продуманы и не обозначены, поэтому упирался то в автобусную остановку, то в газон, то в забор. Надеюсь, этот момент организаторы к следющей игре учтут.

Спасибо за внимание! Буду рад вашим вопросам насчет стадиона, моста и окрестностей, а так же вашими впечатлениями от арены, если вы тоже сходили на игру!

В пятницу, 31 марта, генподрядчик – ОАО «Метрострой» – должен окончательно сдать заказчику , ныне фигурирующий под названием «Санкт-Петербург Арена». «Диалог» вспоминает все этапы стройки, за время которой успело пойти в школу и закончить её целое поколение петербуржцев, а финансовые затраты увеличились до таких размеров, что объект вошёл в непочётный пантеон самых дорогих спортивных площадок мира.

«Самое дорогое, что у вас есть»

«Зенит-Арена»… как много в этом слове. Вспомним, что во время выступления на втором тестовом мероприятии 22 февраля нынешнего года группы «Танцы Минус» её вокалист Вячеслав Петкун рассказал со сцены анекдот: «Прилетели на Землю инопланетяне и сказали: «Земляне, отдавайте нам самое дорогое, что у вас есть». Подумали земляне, и отдали… «Зенит-Арену». Для петербуржцев пресловутый стадион стал чётким синонимом долгостроя и ямы для бюджетных средств. Два или три года назад в соцсетях пользовалась определённой популярностью «фотожаба» на тему «Питер-2050»: на фоне сверкающего небоскрёбами Приморского района пролетает футуристический самолёт, а внизу… раскинулась стройплощадка, явно далёкая от превращения в готовый объект.

На самом деле, несчастья будущего стадиона начались задолго до того, как стартовало строительство. Дело в том, что стадион имени С. М. Кирова, на месте которого решили построить новую арену, являлся памятником истории и культуры федерального значения. Но 17 августа 2006 года на нём состоялся последний футбольный матч (между «Петротрестом» и щелковским «Спартаком»), а уже в сентябре площадку вывели из эксплуатации, чтобы к середине октября того же года снести окончательно. Для этого пришлось – вопреки возражениям общественности – лишить стадион охранного статуса.



Проект нового стадиона разработал японский архитектор Кисё Курокава. До того по его проектам были построены, среди прочего, арена Oita Bank Dome в городе Оита (также с раздвижной крышей и диаметром купола 274 метра) и стадион Toyota в одноименном населённом пункте (его крыша складывается, подобно мехам аккордеона). Автор проекта не дожил не только до открытия стадиона, но и до появления сколько-нибудь значимой его части в бетоне, поскольку умер 12 октября 2007 года от острой сердечной недостаточности.

Поначалу работы шли довольно бодро: уже в 2007 году было завершено свайное поле, а летом заложили первый камень новой арены. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в марте 2009 года «Зенит» сможет сыграть первый матч на новой арене. Неосторожное заявление, потому что дальше начались странности.

Дополнительное время

Интересно, что доработанный проект стадиона был готов только в январе 2008 года, и к лету должен был получить согласование Главгосэкспертизы (соответственно, первые два года работы шли без проекта). В том же году на объекте в первый раз сменился генподрядчик – вместо компании «Авант» им стал «Трансстрой». В апреле президент ФК «Зенит» Александр Дюков заявил, что сдать стадион возможно будет в 2010 году.


фото ИА «Диалог»

2010 год наступил – и в мае гендиректор главного подрядчика, компании «Трансстрой», заявил, что объект можно будет сдать к концу 2011 года, если не возникнет новых вопросов у экспертов. Когда и этот срок наступил, сроки сдачи в очередной раз отодвинули на полтора года: дело в том, что проект опять пришлось перерабатывать в связи с изменением требований ФИФА и УЕФА.

В 2011 году, однако, стадион опять не сдали. Более того – новые изменения сроков принесла «смена караула» в Смольном. Ключевой для администрации Матвиенко проект (вероятно, Валентина Ивановна очень переживала, что не только не удалось достроить до её ухода на иной пост, но этот проект вообще очень сильно ударил по её имиджу) превратился в «чемодан без ручки» для нового губернатора Полтавченко. Речи о том, чтобы прекратить строительство (которое на тот момент было завершено не более чем на треть), конечно, не шло, но на несколько месяцев процесс затормозился из-за того, что финансирование было приостановлено — «до выяснения обстоятельств».

В 2012 году, когда на стадион уже было потрачено 14 миллиардов рублей, разгорелись новые скандалы. В сентябре, посетив объект, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался о том, что это уже не просто долгострой, а национальный позор. Чуть позже досталось и губернатору Георгию Полтавченко: в эфире телеканала 100ТВ он неосмотрительно предложил болельщикам поучаствовать в строительстве стадиона, после чего во время матча на стадионе «Петровский» удостоился кричалки: «Губернатор-жлоб, продай дачу, дострой стадион».


фото пресс-службы Смольного

Заодно объектом (а точнее, расходами на его возведение) заинтересовались контрольные органы, заявившие о первых выявленных . В дело вступил такой тяжеловес, как председатель Счётной палаты РФ : его заинтересовало то, каким образом после победы «Трансстроя» на тендере с предложением построить арену за 9 миллиардов рублей её стоимость вдруг повысили ещё на 5 миллиардов.

Незадолго до начала нового, 2013 года городские власти озвучили новые сроки сдачи стадиона: 20 октября 2015 года. Но всё тот же Степашин в мае 2013 года , в которое, по его мнению, будет завершено строительство: конец 2016 года или начало 2017-го. Тогда это казалось, во-первых, далёким будущим, а во-вторых, по-настоящему позорным результатом. В итоге, как видно с высоты марта 2017 года, осторожный прогноз главы Счётной палаты оказался правильным, несмотря на попытки городских властей (в лице тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна) делать «более лучшую» мину при плохой игре: в апреле 2014 года он заявил , что стадион должны сдать в мае 2016-го. Этого не произошло, а Оганесян в итоге лишился не только кресла, но и свободы. Тем не менее, в июле 2015 года сделал сменивший его Игорь Албин – к счастью, об этом потом не вспомнили.

Дальше работа шла более-менее по накатанной: в октябре 2013 года прошёл новый конкурс на достройку стадиона (в результате которого заниматься этим продолжил «Трансстрой»). Ещё два года процесс двигался, проценты на официальном «прогресс-баре» строительной готовности росли, хотя и как-то слишком уж постепенно: от 35 процентов в июне 2013 года к 70 процентам весной 2015-го и 80 процентам – в ноябре того же года. Но весной и летом 2016-го грянул скандал с генподрядчиком, закончившийся объявлением нового конкурса. При этом все понимали, что затягивать достройку стадиона уже нельзя, потому что это означало бы невозможность принять матчи Кубка Конфедераций и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Такого скандала не потерпел бы никто, вплоть до президента.

В итоге 27 октября на арене сыграли первый , в феврале провели «проверочные», но вполне полноценные мероприятия – и . Побывавшие на них корреспонденты «Диалога» отметили, что стадион выглядит вполне готовым. Таки дождались!

Стадион, стадион… какой стадион?

Такой же «скользящей», как и срок сдачи, оказалась, собственно, и цифра затрат на строительство стадиона. Изначально в проекте называлась цифра в 6,7 миллиарда рублей, и эти средства должен был дать «Газпром» как владелец футбольного клуба «Зенит». А дальше, опять-таки, началось странное. В апреле 2008 года прозвучала сумма в 14 миллиардов рублей. Тогда президент ФК «Зенит» Александр Дюков объяснил такое подорожание отсутствием согласования проекта с Главгосэкспертизой, а также особенностями грунта. В октябре того же года оказалось , что строить стадион будут уже за бюджетные средства, так как Смольный решил не инвестировать деньги в «Охта-Центр» (решение, как оказалось позже, было правильным, так как проект провалился, однако взамен пришлось взвалить на город обязательства по арене). Получилось как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Кофелёк, кофёлек… какой кофелёк?..» Заодно прозвучала и новая цифра: 23,7 миллиарда рублей, то есть в три с половиной раза больше изначальной.

Те, кого эта информация тогда шокировала (то есть, наверное, все горожане), вскоре поняли, что впадать в ступор им предстоит ещё не один раз. В 2010 году Главгоэкспертиза разрешила увеличить смету проекта до 33 млрд рублей, а в ноябре 2011 года – после многочисленных доработок проекта в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, предусматривавших, в частности, увеличение вместимости арены – была названа новая сумма: 40 миллиардов . В октябре 2012 года в Главгосэкспертизу внесли для согласования обновлённую смету, которая «потолстела» ещё раз: теперь – до 43,8 миллиарда (по курсу на тот момент – около $1,4 млрд, что делало стадион вторым по стоимости в мире). Наступивший двумя годами позже валютный кризис, с одной стороны, сделал рублёвые затраты менее тяжкими, а с другой – означал повышение валютных расходов ровно в той же мере, что вырос курс «зелёного».

Эту цифру затем не раз пересчитывали, поэтому к 2016 году стадион фактически «похудел» до 34,8 миллиарда рублей. Однако в июне 2016 года при корректировке бюджета к этой сумме добавили ещё 4,3 миллиарда. В итоге, как объявил уже в конце прошлого года сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов, свести смету к 41 миллиарду рублей, однако фактическая сумма всё равно оказалась выше. Каким же образом?

Как «сдать» объект, не сдавая его

В августе 2016 года на большой пресс-конференции председатель комитета по строительству Сергей Морозов за наделавшую незадолго до того много шума корректировку адресной инвестиционной программы (которая была истолкована так, что город забирает средства от строительства школ и больниц для того, чтобы доделать многострадальную арену). Заодно была объявлена новая дата окончания работ: 26 декабря. А поскольку незадолго до того на объекте сменился генподрядчик (вместо «Трансстроя», попавшего в тотальную немилость к городским властям за «уползшие» сроки завершения строительства и прочие «художества», на площадку пришёл «Метрострой»), такой оптимизм казался безумным.

Но 26 декабря, действительно, было о том, что строительные работы на «Зенит-Арене»… завершены – однако для того, чтобы стадион можно было использовать по прямому назначению, необходимы дополнительные работы, контракт на каковые и был заключён к «Метростроем». Занавес, facepalm.

«Поручение губернатора выполнено – до конца 2016 года введён в строй стадион с рабочим названием «Зенит-Арена», и у меня в руках акт ввода в эксплуатацию этого сложного, но очень важного объекта. Надеюсь, что совсем скоро культурно-спортивный стадион на Крестовском острове станет одной из точек притяжения и одним из любимых мест для жителей Санкт-Петербурга», — заявил 29 декабря вице-губернатор Игорь Албин, пребывая вместе с Полтавченко на стадионе после того, как Госстройнадзор на ввод в эксплуатацию.

Разумеется, к этой дате готовность объекта не дотягивала до вожделенных 100 процентов совсем немного. Тем не менее, городские власти заявили, что ещё три месяца (и 950 миллионов рублей) необходимы на окончательное, теперь уже совсем окончательное, доведение арены до ума – на установку и наладку оборудования, прокладку второстепенных коммуникаций и устранение новой неожиданной проблемы: вибрации выкатного поля. Затем, в начале января, с «Метростроем» ещё один «дополнительный» контракт на сумму 2 миллиарда рублей – эти деньги были необходимы на обустройство зон контроля доступа и на «приспособление арены к требованиям ФИФА». Под эту «адаптацию» можно, в принципе, подверстать всё, что угодно, но пятница, 31 марта – срок уже действительно последний из последних, потому что в третьей декаде апреля на арене должен пройти первый футбольный матч.

В итоге конечная, последняя, итоговая стоимость строительства, по оценке «Фонтанки» , составила 48 миллиардов рублей – это на 5 миллиардов больше последней официально утверждённой сметы. Часть этой суммы, впрочем, город надеется вернуть, отсудив у «Трансстроя». Удастся ли это сделать – вопрос открытый.

Быстрее, выше, дороже… ещё дороже!..

Собственно, такая стоимость не только кажется запредельной, но и обеспечивает «Зенит-Арене» место в ряду самых дорогих стадионов мира (пусть и далеко от первой тройки). По крайней мере, в абсолютных величинах. А ещё стоит учесть, что самые дорогие стадионы мира строятся, как правило, в странах со значительно более высоким показателем ВВП на душу населения – в первую очередь в США. Кроме того, значительную часть средств на их возведение вкладывают сами команды, спортивные лиги или частные инвесторы, которые затем получают, например, право присвоить объекту своё название (что мы и видим в случае трёх из указанных ниже арен). Итак — короткий экскурс в мир самых дорогих спортивных объектов планеты.


Пальма первенства принадлежит нью-йоркскому Yankee Stadium: площадка, расположенная в районе Бронкс, обошлась в 2,3 миллиарда долларов (131 миллиард рублей), из которых 1,2 миллиарда пришлось на бюджетные средства. Как и в случае с петербургским стадионом, строительство сопровождалось многочисленными скандалами – по финансовым вопросам (естественно), а также в связи с утерей территории зелёных насаждений, так как арену возвели на месте парка. В этом, правда, американцы приняли соломоново решение: в новый парк, удачно названный «Полем наследия» (Heritage Field), превратили территорию снесённого старого стадиона, так как новый объект построили не на месте прежнего, а через дорогу от него. Арену начали строить, кстати, в том же 2006 году, что и стадион на Крестовском, а завершился этот долгий и трудный процесс значительно быстрее: к апрелю 2009 года.


Более миллиарда долларов за «штуку» стоили и четыре других недавно построенных в США футбольных стадиона – MetLife под Нью-Йорком (1,6 миллиарда), AT&T в Далласе/Форт-Уэрте, Levi’s в Сан-Франциско (по 1,3 миллиарда) и U.S. Bank в Миннеаполисе (1,1 миллиарда). Эти арены, кстати, являются открытыми – без крыши. Затмить их всех обещает (по стоимости) новый Los Angeles Stadium в Калифорнии: на него предполагается потратить 2,66 миллиарда долларов… но только частных средств, которые вкладывает в проект спортивный магнат Стэнли Крёнке (ожидая, что удастся получить налоговые льготы от властей).


Сингапур, Национальный стадион (январь 2014 г.) Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Среди финалистов «ценовой гонки» – как ни странно, и Национальный стадион в Сингапуре. На нём имеется не только раздвижная кровля (благодаря которой здание имеет статус самого крупного купольного сооружения в мире с диаметром 310 метров), но и сдвигающийся первый ярус. Такое инженерное решение было применено для того, чтобы арена могла принимать не только футбольные матчи, но и крикетные, и легкоатлетические состязания. Стадион был построен за три года – после того, как в 2010 году был снесён находившийся на этом же месте предшественник – и открылся в июне 2014 года. Причём, как и в случае с петербургской ареной, не обошлось без задержки… на целых два месяца. Стоимость строительства составила 1,87 млрд сингапурских долларов (то есть 76 млрд рублей по нынешнему курсу). Нужен ли Сингапуру (фактически – городу-государству, которое никогда не блистало достижениями своей футбольной сборной) такой гигантский и баснословно дорогой объект – вопрос открытый. По крайней мере, «Город льва» может себе это позволить.


Нужно упомянуть и лондонский стадион «Уэмбли», также созданный на месте снесённой прежней арены и открытый в 2007 году. Стоимость его строительства составляет по меркам 2017 года 947 миллионов фунтов (по текущему курсу – 67,3 миллиарда рублей). Знаковый элемент его конструкции – наклонная арка, поддерживающая всю массу северной части раскрывающейся кровли и около 60 процентов массы южной половины. Другая крупная (и дорогая) новая арена в Лондоне – Олимпийский стадион, построенный специально к открытию ОИ-2012. Его строительство обошлось в 486 миллионов фунтов (£608 млн, если сделать поправку на изменения курса), и ещё 274 миллиона ушло на последующую реконструкцию для соответствия требованиям IV категории УЕФА. В сумме – около 63 миллиардов рублей.


Для сравнения: самым дорогим культурным объектом в мире (и единственным, строительство которого обошлось более чем в миллиард долларов США) является Elbphilharmonie в Гамбурге. Вот нам и разница в приоритетах…

Что в имени тебе своём

Наконец, переменчивым оказалось даже само название будущего стадиона. Рабочим его обозначением было «футбольный стадион в западной части Крестовского острова», но пока ещё не был снят вопрос о финансовом участии «Газпрома» в строительстве, городские власти всерьёз рассматривали вопрос о присвоении объекту названия «Газпром-Арена». В декабре 2009 года председатель комитета по физической культуре и спорту городского правительства Вячеслав Чазов неожиданно заявил, что именно такое название получило больше всего голосов на конкурсе. Топонимическая комиссия в ответ указала, что проводимый комитетом конкурс являлся неофициальным, тогда как в голосовании, организованном самой комиссией, название «Газпром-Арена» шансов на утверждение не имеет.

«Скорее всего, стадион будет «Крестовским» или «Приморским» - по Приморскому парку Победы, в котором он находится», - передавала тогда «Карповка» слова члена ТК Алексея Ерофеева.

Другими популярными у участников опросов на эту тему названиями стали «Петербург-Арена», «Зенит» и, как ни странно, «стадион имени Кирова». Добавим, что в феврале 2014 года фракция КПРФ в Законодательном Собрании внесла предложение о присвоении именно последнего названия строящейся площадке, однако успеха не добилась. А поскольку давно было известно, что стадион будет эксплуатировать футбольный клуб «Зенит», название «Зенит-Арена» прочно закрепилось за ним до присвоения официального имени, в том числе – в народном сознании.

В итоге, однако, ФИФА утвердила название «Санкт-Петербург Арена», под которым стадион принимал февральские мероприятия. В будущем оно может снова измениться: в ходе второго теста – то есть концерта 22 февраля – вице-премьер Виталий Мутко ФК «Зенит» «продать» имя стадиона спонсору, чтобы получать от него деньги на содержание объекта.

Итог

В конце концов, величайший петербургский долгострой современности всё-таки завершён. Для этого понадобилось потратить десять с половиной лет, сумму, сравнимую с десятой частью бюджета Петербурга за год, и не поддающееся исчислению количество нервных клеток горожан. Чего стоит одно только прошлогоднее решение о перераспределении средств АИП, истолкованное петербуржцами однозначно (и со злорадством подхваченное в иных кругах)! Промежуточным итогом стало, среди прочего, Георгия Полтавченко (сделанное в марте 2015 года, когда исход строительства стадиона был ещё далеко не определён) о намерении Смольного отказаться в перспективе от подобных «мегапроектов», требующих больших расходов бюджетных средств.

Конечный вердикт выносить пока рано: стадион ещё не вошёл в нормальную рабочую колею, не подсчитаны-пересчитаны все денежные затраты. В том, что подобные пересчёты ещё будут, сомневаться не приходится: федеральные власти в лице министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова уже заявили о необходимости аудита крупных спортивных строек, в том числе «Зенит-Арены». Это значит, что упала ещё не последняя голова того, кого признают виновным (или хотя бы крайним) в неудачах и растратах при строительстве, и не перемещён с одного счёта на другой последний рубль. Мы наблюдаем последнюю главу, но не эпилог этой долгой и поучительной истории.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Стадион на Крестовском острове – самый нелепый строительный проект в истории современной России.

События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно – будет и стыдно, и смешно.

Как всё начиналось

Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.

Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.

Изначально арена должна была стоить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.

Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.

10 удивительных фактов

Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:

1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.

При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).

2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.

Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много – всё мимо.

3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.

Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.

4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.

«Он не оставил детальных чертежей – это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер – один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», – заявил сенатор Вадим Тюльпанов.

К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском – за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.

5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.

6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.

7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.

8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует – из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.

9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.

10. Штатные агрономы забили на поле – теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.

Что в Питере говорят про этот позор?

Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.

Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.

Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят – и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.

Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.

Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.

В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.

К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.

В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».

Где находится стадион за 43 миллиарда?

Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.

У болельщиков есть два варианта. Первый – доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.

Второй вариант – сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.

На личном транспорте не пускали – только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.

Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.

Как мы дошли?

Путь по парку занял 25 минут.

Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч – это не так много.

У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.

На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.

Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», – пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.

Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.

Что понравилось?

1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.

2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.

3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).

4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.

5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.

6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»

Что не понравилось?

1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета – испытание.

2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.

Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi – там скорость тоже бултыхалась на дне.

3. В буфете – только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.

4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.

5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.

6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.

7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.

Что по футболу?

«Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.

Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.

Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.

Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей – естественно, фавориты закатили второй гол.

2:0, суперскандальная победа хозяев.

Что говорили люди?

Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.

По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».

Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов – их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.

Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.

Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.

И всё же: круто или нет?

В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше , чем теперь у «Зенита».

Арена «Спартака» – тот же уровень.

В Амстердаме – чуть удобнее, чем на Крестовском.

В Стокгольме – заметно хуже, чем у нас.

Олимпийский стадион в Турине – в разы хуже, чем в Питере.

Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш – за космические.

Стадион «Санкт-Петербург Арена» — относительно новое строение города на Неве. Это грандиозное и впечатляющее сооружение будет принимать десятки тысяч зрителей. Кроме официального названия в народе распространены и другие: «Зенит-Арена» и «Питер-Арена», а также стадион «Крестовский», поскольку находится в западной части одноименного острова.

Как попасть на стадион «Зенит-Арена»

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» интересует гостей города, футбольных болельщиков и самих горожан.

Объект строили долгий период времени, поэтому и добираться до него в настоящее время не слишком просто. К 2018 году администрацией города планируется запустить в эксплуатацию строящуюся станцию метро «Новокрестовская» , которую возводят на намывной территории острова. Это создаст удобство для болельщиков и зрителей, которые смогут без труда добраться к месту проведения матча или концерта. Но в работе этой станции подземки планируется один нюанс: она будет закрыта на вход после матча во избежание давки.

В 2018 году стадион будет принимать Чемпионат мира по футболу. Для удобства болельщиков подъезды к «Зенит-Арена» планируется сделать более удобными и максимально приближенными к объекту. Стадион может принять одновременно 68 тыс. болельщиков или 80 тыс. зрителей концертных программ.

Специально к Чемпионату мира готовится к вводу еще одна новая станция метрополитена на пересечении двух улиц Туристской и Савушкина. Эта станция будет носить название «Беговая» . Территориально она находится в приморском районе, а добраться от нее до стадиона можно по пешеходному мосту через Большую Невку.

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» сейчас? Есть несколько способов. Самая приближенная к спортивному сооружению станция метрополитена — «Крестовский остров» , находящаяся на ветке подземки сиреневого цвета. Недалеко от входа в метро находится парк на Батарейной улице, вход в который свободный. Вот по этому парку нужно будет пройти 2,5 км (это 20-25 минут ходьбы). Спортивное сооружение будет видно издалека. Пройдя по парку, можно с любого ракурса сделать фотоснимки стадиона.

Еще несколько способов добраться до стадиона «Зенит-Арена»

Красивый вид на сооружение открывается с берега Финского залива, со стороны парка 300-летия Петербурга.

От станции метро «Черная речка» доехать до «Зенит-Арена» можно таким образом: проехать трамваем № 48 до остановки «Яхтенный мост».

Трамвайный маршрут № 19 от станции «Старая деревня» также доставит вас до этой остановки. Далее нужно пройти до стадиона по Яхтенному мосту.

От Балтийского вокзала до пункта назначения добраться удобнее всего по автобусному маршруту №10.

От метро «Выборгская» помогут доехать автобусы № 14, 25 и 25А. Что касается двух последних маршрутов, нужно отметить, что ехать придется до конечной остановки, а затем идти пешком более километра. Эти автобусы имеют большой интервал в расписании, что усложняет задачу.

Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» на собственном авто?

В период проведения спортивных мероприятий или представлений не рекомендуется подъезжать на собственном автомобиле. Нарушители смогут забрать свое транспортное средство уже на штраф-стоянке.

Гостям, зрителям и болельщикам необходимо учесть, что ввиду большой пропускной способности на матч или концерт нужно приходить заблаговременно. Вход к трибунам открыт за два часа до назначенного времени начала мероприятия. Первые посетители отметили, что они добирались до своих мест в течение 40-50 минут.

В период Чемпионата по футболу планируется запустить бесплатные шаттлы для болельщиков от крупных станций метро поблизости, и автобус от аэропорта «Пулково».

Южная дорога для многих болельщиков закрыта, предлагается проезжать по Петровской косе, где есть огромный шанс простоять в пробке как минимум до второго тайма. Поэтому всем автовладельцам советуется прибывать или очень сильно заранее или оставлять машину на парковках ближайших ТЦ и прогуляться до стадиона пешком.

Бесплатные автобусы до Зенит Арены

Бесплатные автобусы, при помощи которых можно добраться до Зенит Арены отходят от метро «Петроградская» у 89 дома по Малому проспекту Петроградской шаттл S3 . На нем можно без остановок доехать до автостанции «Крестовский остров». От нее можно, как и написано выше, добраться пешком по Южной аллее и Батарейной дороге до стадиона.

От метро «Выборгская» можно добраться на шаттле S4 . От автобусной остановки, которая находится на Лесном проспекте.

От метро «Площадь Восстания» едет шаттл S2 . Место посадки — у 30-го дома по Лиговскому проспекту, перед входом в ТРК «Галерея».

Всего путь (без накладок) займет по времени около 35-50 минут, в зависимости от выбранного шаттла и скорости шага.

Скидки

Для детей до 11 лет включительно стоимость билета составляет 50%, а до 7 лет, если ребенок не занимает места, может пройти бесплатно. Само собой все документы должны быть. Более точно можно уточнить по телефону или при заказе билетов.

Парковка возле стадиона

Возле самого стадиона предусмотрены парковочные места. Они платные, но это позволяет с комфортом разместить свой автомобиль и не тратить время на дополнительную дорогу.

Стоимость абонемента зависит от матча и составляет от 900 до 1400 руб, от 650 до 1150 для владельцев АБ-ТОБ в Бизнес клуб (1 карта действует на 1 автомобиль). Есть и более дорогие места, они находятся в первом круге и от них до стадиона не больше 5-15 минут спокойным шагом.

Схема парковочных мест (взята с официального сайта):

Матчи на стадионе «Зенит-Арена»

Матчи на стадионе проводятся практически каждых три дня. Что позволяет выбрать наиболее интересную по составу игру. Здесь можно посмотреть как товарищеские матчи, так и Лигу Европы УЕФА и РОСГОССТРАХ-Чемпионат России.

Актуальную информацию о предстоящих играх и прошедших (со счетом) можно посмотреть на официальном сайте клуба Зенит.

В субботу на Крестовском острове наконец-то состоится первый матч в истории стадиона "Санкт-Петербург Арена" - "Зенит" в рамках 24-го тура чемпионата России примет . "СЭ" вспоминает основные события, связанные с новым домом невского клуба.

2004 ГОД

Декабрь

Правительство Санкт- Петербурга подписало постановление о начале строительства нового стадиона на Крестовском острове. В частности, в документе было написано, что арена является "стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга".

2005 ГОД

Апрель

Перед началом матча российской премьер-лиги между "Зенитом" и ЦСКА губернатор Санкт-Петербурга и председатель правления ОАО "Газпром" объявили о совместном решении правительства города и энергетической компании начать на месте стадиона имени Кирова строительство новой арены на 50 тысяч зрителей. Предполагалось, что на возведение сооружения уйдет три года, а стоимость его сметы составит около 2,5 миллиарда рублей.

2006 ГОД

Август

Проект стадиона несколько раз меняли - в том числе после получения Россией ЧМ-2018.

В Смольном были подведены итоги конкурса на проект объекта. На победу в нем претендовали пять архитектурных компаний: K isho Kurokawa Architects & Associates (Япония), GMP (Германия), Tomas Taveira (Португалия), "Моспроект-4" и "ЛенНИИпроект" (оба - Россия). Выиграла азиатская фирма Кисе Курокавы и ее проект под названием "Космический корабль".

Сентябрь

Демонтированы мачты освещения стадиона имени Кирова.

Декабрь

ООО "Синтез-СУИ" (ООО "Авант") выиграло тендер на строительство арены. Сумма тендера составила 6 миллиардов 664 миллиона 308 тысяч рублей. Смольный пообещал выделить эти средства генподрядчику.

2007 ГОД

Март

Впервые публично озвучены сроки сдачи арены. На совещании c участием Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство стадиона завершится 30 декабря 2008 года, а уже в сезоне-2009 "Зенит" сможет проводить на нем матчи. Правда, на тот момент заказчики проекта еще не определились с тем, будет ли поле на арене выдвижным или нет.

Апрель

Правительство определилось: поле все-таки будет выдвижным. Об этом заявила сама Валентина Матвиенко .

Сентябрь

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров во время встречи с журналистами отметил, что строительство стадиона идет с опережением графика. Сроки его сдачи не изменились - декабрь 2008-го.

Октябрь

В одной из больниц Токио на 74-м году жизни скончался автор проекта стадиона Кисе Курокава . Причиной смерти стала остановка сердца.

2008 ГОД

Апрель



mob_info