Самый известный меч в японии. Японские мечи: история, описание, классификация…

Хотя многие ассоциируют с Японией только самурайский меч, они неправы. Одними из самых разнообразных и знаменитых являются японские мечи катана, вакидзаси, тати, кинжал танто, редко встречающийся кэн, различные виды копий яри и алебарда нагината.Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются, прежде всего, по манере ношения. Тати обычно длиннее и более изогнут (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.


Косигатана – малый меч, который не имеет гарды. Длина клинка – до 45 см. Иногда вместо него или в дополнение носят кинжал танто.Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. С тех пор, как нагината была принята на вооружение самураев, обычно и чаще всего она использовалась женщинами для защиты от нападения во время отсутствия мужчин. Наибольшее распространение получила во время правления императоров эры Камакура и Муромати.
Яри - японское копьё, которое не было предназначено для метания. Яри использовалось воинами с самых древних времён. Конструкция яри несколько напоминает обычный меч. Изготовлением яри занимались простые ремесленники (не мастера), так как конструктивно это оружие не требовало большого мастерства и делалось "из единого куска". Длина лезвия около 20 см. Яри использовалась как самураями, так и обычными солдатами.
Когда произносится слово “меч”, воображение рисует длинный прямой клинок. Но длинные мечи представляли собой оружие преимущественно кавалерийское и получили заметное распространение лишь в средние века. Да и тогда они встречались значительно реже коротких мечей, служивших оружием пехоты. Даже рыцари перепоясывались длинными мечами только перед боем, а в иное время постоянно носили кинжалы.
Стилет

В 16 веке корды несколько удлинились и приобрели закрытую гарду. Прямая наследница легионерского меча - короткая шпага - “ландскнехта” - оставалась самым массовым оружием европейской пехоты вплоть до появления штыков в конце 17 века.
"Ландскнехта"
Наибольшим недостатком кинжалов была не скромная длина, а недостаточная пробивная сила. В самом деле: римский меч доставал на 45 см. от ладони, но длинный меч европейских рыцарей 12 века - тоже только на 40-50 см. Ведь рубить желательно серединой клинка. Еще короче были катаны, ятаганы и шашки. Режущий удар наносится участком лезвия максимально близко к рукояти. Клинки такого типа даже не снабжались гардой, так как она могла бы зацепиться за одежду врага.
Так что, с практической точки зрения, коротким кинжал не был. Но и доспехов не протыкал. Небольшой вес кинжала не позволял отражать им и удары тяжелого оружия.
Зато удар короткого колющего клинка мог быть нанесен очень точно и внезапно. Большой силы для боя на коротких мечах не требовалось, но эффективно использовать это оружие мог только очень опытный и ловкий воин.
Пугио
В середине века легионерский меч не только не исчез, но и ничуть не изменился. Под названием стилета или корда он продолжал оставаться самым массовым видом клинкового оружия в Европе. Дешевые, легкие и компактные корды использовались как дворянами, так и жителями средневековых городов в качестве “гражданского” оружия. Короткие мечи для самообороны носила и средневековая пехота: пикинеры и арбалетчики.
Тесак

С другой стороны, передельная сталь была очень мягкой. Сабля, откованная из азиатского дамаска, попросту перерубала саблю из английской стали. Упругие, но мягкие клинки 16 века тупились буквально “о воздух”. Весь свой досуг солдаты вынуждены были проводить с точильным камнем в руке.ДАГА
Так как дага служила, в первую очередь, для отражений ударов, главной ее деталью была гарда. Особенно это было заметно у европейских даг 16 века, гарда которых представляла собой большую бронзовую тарелку. Такой гардой можно было пользоваться, как щитом.Саи - Окинава, стилет-трезубец с граненым или круглым центральным клинком и двумя боковыми, выгибающимися наружу.
Мизерикордия
Другой вопрос, что специально для броска кинжалы обычно не приспосабливались. Не имели необходимого для метательного оружия перевеса к острию. Для поражения противника на расстоянии существовали специальные ножи.
Сюрикены
Разнообразие формы мелких метательных снарядов настолько велико, что они практически не поддаются классификации. Объединяет все “метательное железо”, пожалуй, только одно свойство: воины им никогда не пользовались. Никогда впереди фаланги вместе с лучниками и пращниками не шли метальщики ножей. Да и рыцарь предпочитал практиковаться в метании совершенно неподходящей для этой цели даги, а не носить с собой специальный нож.
Конкуренции со стороны других метательных снарядов нож не выдерживал. Его пробивная сила была недостаточна против самого легкого доспеха. Да и летел он недалеко, неточно и слишком медленно.
Кансаси - японский женский боевой стилет в виде заколки для волос с клинком длиной 200 мм. Служил тайным оружием.Гуань дао- китайское холодное оружие - глефа, часто ошибочно именуемая алебардой, состоящая из длинного древка с боевой частью в виде широкого изогнутого клинка; вес в пределах 2-5 кг. для боевых образцов и от 48 до 72 кг. - для оружия, использовавшегося в период Цин для проведения экзаменов на занятие военной должности (т.н. укэдао). Общая длина

История возникновения и эволюции японского меча

«Меч - душа самурая» - гласит японская пословица. Пожалуй, ни в одной другой стране мира культ меча не получил такого развития. Меч - символ отваги, чести, а главное - символ принадлежности носящего его к высшему сословию: к самураям. В Средневековой Японии говорили: меж цветов красуется сакура, меж людей - самураи.

Японские кузнецы-оружейники - катана-кадзи - часто вели отшельнический образ жизни. Секреты мастерства переходили от отца к сыну. Даже сейчас в Японии есть только один способ стать кадзи - поступить в ученики к мастеру. В процессе ковки меча еда для оружейника готовилась на священном огне, никто, кроме его помощника, не имел права заходить в кузницу, животная пища и сексуальные отношения были запрещены. Каждое утро кадзи очищал себя молитвой и обливанием холодной водой. Создание клинка обыкновенно занимало несколько месяцев. Каждый меч, откованный мастером, был уникальным и совершенным - настоящий кадзи имел привычку ломать оружие, не являющееся совершенным. Традиция эта зародилась в то же время, когда начало формироваться военное сословие Японии, самураи - в эпоху Хэйан, знаменитую лозунгом «Некрасивое - недопустимо». Первый точно датированный традиционный японский меч с ярко выраженным изгибом клинка относится именно к этой эпохе. Мечи этого периода отличаются невероятной остротой и износостойкостью лезвий: считалось, что они не требуют заточки. Наиболее известный меч Японии, Додзигири («Разрубатель Додзи») был откован кузнецом Ясуцунэ в эпоху Хэйан.

Это время - вплоть до конца эпохи Момояма - именуется «периодом старых мечей» или Кото. Основными центрами производства мечей в период Кото были провинции Бидзэн, Мино, Ямасиро, Ямато и Сагами. Пять школ периода Кото нередко сравнивали с пятью пальцами сжатой в кулак руки: все они различны меж собой, но по сути - едины. Меч периода Кото имел небольшую овальную гарду - цуба, из стали, бронзы, или проклеенной кожи. Для обмотки рукоятей применялась акулья кожа и кожа ската. Мечи различались оформлением ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг и клан владельца. В этот период начал складываться обычай ношения самураем пары мечей, дайсё, состоявшей из большого и малого меча. Обычная пара этого периода: дайто - тачи, сёто - танто.

В истории меча эпоха Муромати известна в первую очередь тем, что появился новый способ ношения меча, вскоре ставший основным. Тачи подвешивался к поясу лезвием вниз, и для того чтобы выхватить его провести замах и удар требовалось три отдельных движения. Но в эпоху заговоров и предательских нападений потребовалось разместить меч так, чтобы выхватывание и удар совершались одним движением. В это же время появляются мечи утигатана - именно те, которые европейцы привыкли называть самурайскими мечами. Они разделились на катаны (более 60 см) и вакидзаси (менее 60 см).

Мечи периода Кото считаются более совершенными и ценными, чем мечи периода Синто - эпохи «новых мечей». Великие мастера прошлого основывались на принципе разумной достаточности. Каждый из них довольствовался помощью пары молотобойцев и, возможно, ученика при работе с клинком. Уделяя много внимания боевым качествам самурайского оружия, они не считали необходимым излишне украшать его. Масамунэ и Мурамаса, легендарные оружейники периода Кото, ограничивались созданием волнистой линии «хамон», мастера же нового времени развили и обогатили искусство украшения клинка. Появились такие узоры как «хризантемы в воде» или «цветущая гвоздика». Внешняя красота оружия - главная особенность боевых и церемониальных мечей периода Синто. В это время катана-кадзи (оружейник) становится мастером, создающим клинок и курирующим процесс создания меча. Полировкой, созданием ножен, оформлением рукояти меча занимаются другие мастера. Богато, а иногда даже вычурно украшенные клинки, рукоять, цуба и ножны которых выполнены с ювелирным мастерством - оружие периода «новых мечей»

Рукоять (цука) - одна из главных деталей японского боевого оружия. Классической ее формой, служащей одновременно украшением, является обмотка особой тесьмой (ито). Обмотка образует на рукоятке ромбовидный рисунок, что продиктовано не простой случайностью, а соображениями удобства в применении меча. Рука не скользит, а нити, положенные друг на друга особым способом, никогда не порвутся. Самой своеобразной деталью японского меча является цуба. Имеющая круглую, овальную, прямоугольную или многоугольную форму, она располагается между клинком и рукояткой. В период Синто цуба могла быть изготовлена из литой бронзы, красной меди и золота. Цуба могла быть украшена разнообразными орнаментами, изображениями животных и растений.

Классификация клинков

Названия японским мечам обычно давались по способу их ношения. Длинный меч, дайто - 95-120 см, короткий, сёто - 40-70 см.

Цуруги - древнеяпонский меч, использовался до наступления эпохи Хэйян. Имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками.

Нодати - «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной, придерживая рукой.

Длинный меч. Носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх.

Длинный меч, который носится в ножнах, заткнутых за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз.

Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом. Но только в том случае, если его носят в паре с тачи.

Короткий меч, носимый в ножнах за поясом. В случае ношения в качестве сёто к длинной катане.

Кусунгобу - кинжал для харакири. Длина около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири допускалось совершить с помощью танто.

Кайкен - нож, обязательный к ношению женщинами из самурайских семей. Предназначался для ритуального самоубийства (вскрытия сонной артерии)

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

К Sansey

|

05.04.2018


Сегодня коснемся интереснейшей темы о традиционном оружии Японии. О некоторых мы знаем буквально с детства, благодаря литературе и фильмам, о других же известно куда меньше. Некоторые виды оружия буквально представляют собой видоизмененный сельскохозяйственный инвентарь, и неслучайно, ведь сельское хозяйство занимало ведущую роль в производстве Японии тех времен. Итак, начнём.

1.КАТАНА

О катане известно многим, представляет она собой некоторое подобие сабли, но с длинной и прямой рукоятью, таким образом катану можно держать и двуручным хватом. Длина катаны могла быть различной (существуют разновидности катаны: тати, танто, козука, та-чи), но в целом это достаточно длинный меч размерами около 70 см-120 см. Ширина лезвия катаны около 3 см, толщина обуха примерно 5 мм. О свойствах этого меча ходит немало легенд, но одно можно сказать наверняка: технология изготовления катаны чрезвычайно сложна. Для производства катаны используется многослойная ковка, специально подобранные материалы и условия. Такое сочетание позволяло изготовить меч, способный надвое разрубить человека пополам одним взмахом.

2.ВАКИДЗАСИ

Вакидзаси — короткий меч. Длина клинка его не превышала 60 см. По форме вакидзаси напоминает катану. Обычно самураи носили его в паре с катаной за поясом лезвием вверх. Вакидзаси использовался в качестве вспомогательного оружия в том случае, когда использовать катану было нельзя, либо вместе с катаной одновременно. В отличие от катаны, вакидзаси могли носить также купцы и ремесленники.

3.НУНЧАКИ

Нунчаки представляют собой холодное оружие ударно-раздробляющего и удушающего действия. По своей конструкции нунчаки представляют собой две короткие палки, соединённые цепью или шнуром. Палки нунчаку бывают как одинаковыми, так и различными по длине. Говорят, что прототипом этого оружие стал цеп для обмолота риса. Существует множество разновидностей нунчаку, включая трехзвенные:

Существует также похожее на трехзвенные нунчаку оружие — трехзвенный шест:

Однако техники владения этими видами оружия разнятся.

Популярность нунчаку приобрели в первую очередь благодаря фильмам с Брюсом Ли:

4.БО (БОЕВОЙ ПОСОХ)

Бо (корейское название «бонг», китайское -«кон») представляет собой длинный посох из дерева, бамбука или металла. Обычно представлял собой деревянный шест длиной около 180 см и диаметром 2,5 см — 3 см. Бо используется в качестве оружия. Считается, что ранее БО представлял собой часть копья. Бо использовались для самообороны монахами и простыми людьми.

5.САЙ (ТРЕЗУБЕЦ)

Сай является колющим холодным оружием напоминающим стилет. Внешне выглядит как трезубец с удлиненным средним зубцом. Сай относится к основным видам оружия Кобудо. Боковые зубья играют роль гарды, но могут служить также для захвата оружия или поражения цели за счёт заточки.

6.ДЗЮТТЕ (БОЕВАЯ ДУБИНКА)

Дзютте является японским холодным оружием около 45 см в длину, которое применялось ниндзя и японской полицией. У дзютте имеется односторонняя гардаоколо 5 см в длину. В настоящее время используется в боевом искусстве дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ представляет собой небольшую металлическую дубинку.

7.КАМА (БОЕВОЙ СЕРП)

Кама — также представляет собой холодное оружие. Очень похоже на небольшую косу. Состоит из черенка и короткого изогнутого лезвия, которое насажено на рукоять перпендикулярно ей. Прототипом Камы был серп для уборки риса.

8.ТОНФА

Тонфа является холодным оружие ударно-раздробляющего действия. Прототипом тонфы послужила рукоять рисовой мельницы. Тонфа являетсяпредком современной полицейской дубинки с поперечной рукоятью. Существует множество версий относительно истории происхождения тонфы — по некоторым данным она пришла в Японию из Китая.

9. ЯВАРА

Явара — японский кастет, предназначенный для нанесения тычковых ударов. Усиление удара руки с зажатым в неё предметом привело к появлению простого, но очень эффективного оружия — короткой палочки. Длина явары составляет от 12 см до 15 см, а диаметр около 1-3 см. Изготавливается она из разных твердых пород дерева. Может быть заточена с одной или двух сторон. В качестве явары также может быть использовано множество других подручных средств.

10.СЮРИКЕН

Сюрикен дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Сюрикен являлось дополнительным оружием, наряду с катаной. Искусство владения сюрикенами, известное как сюрикэн-дзюцу преподавалось наряду другими боевыми искусствами. Известны 2 вида сюрикенов: бо-сюрикены (четырёхугольный, круглый или восьмигранный в сечении клин) и сякэны (изготавливались из тонкого листа, монет, плотницких инструментов).

11.КУБОТАН

Куботан является брелком для ключей, однако используется в качестве оружия ненападения, которое даёт его владельцу возможности для сопротивления нападающему. Прототипом куботана стала явара. Куботан представляет собой жесткий стержень из пластика, около 14 см в длину и 1,5 см в диаметре, весом около 60 гр. Куботан не содержит острых частей или краёв. Корпус стержня имеет 6 круглых насечек для лучшего удержания, также есть кольцо для ключей, прикреплённое к одному из концов. Отец куботана — мастер Сокэ Кубота Такаюки 10 дан Госоку Рю. На сегодняшний день куботан входит в снаряжение полиции США и других стран

12. ТИМБЭЙ

Тимбэй, он же щит, имел овальную форму, обычно около 45 см в длину и 38 см в ширину. Щиты изготавливались из черепашьих панцирей, металла или плелись из лозы. Современные школы используют пластиковые щиты. Тимбэй держали в левой руке и использовали для защиты. Часто Тимбэй использовали вместе с оружием под названием Ротин.

13. РОТИН

Ротин представлял собой пику около полуметра длиной. Большую часть этой длины составляло древко. Наконечник обычно имел расширение в средней части для более серьёзных повреждений противнику. В случае поворота такого оружия внутри раны, повреждения часто были несовместимы жизнью. Обычно ротин держали в правой руке и наносили колющие удары снизу вверх, стараясь попасть под рёбра или в горло. Обычным приёмом было скрывание пики за щитом, что позволяло воспользоваться эффектом неожиданности. В качестве ротина мог быть использован и короткий меч.

14.ЭКУ (БОЕВОЕ ВЕСЛО)

Эку представляет собой деревянное лодочное весло из японского красного дуба. В длину эку около 160 см. Длина круглой рукоятки около 1 м, диаметр черенка около 3 см. Наружные грани плоской лопасти сужались и затачивались, конец весла так же был заострён под углом 45 градусов. Мастера кобудо наносили рубящие и колющие удары лопастью весла, а работа рукояткой напоминала работу с шестом.

15.КУВА

Кува также относится к холодному оружию, хотя известна гораздо меньше. Она также входит в арсенал кобудо. Кува являлась достаточно эффективным и популярным оружием, ввиду того, что ее ношение не вызывало каких-либо подозрений.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина
(нагаса ),
см
Ширина
(мотохаба ),
см
Прогиб
(сори ),
см
Толщина
(касанэ ),
мм
Примечания
Тати 61-71 2,4-3,5 1,2-2,1 5-6,6 Появился в XI веке . Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати могла носиться за спиной.
Катана 61-73 2,8-3,1 0,4-1,9 6-8 Появилась в XIV веке . Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32-60 2,1-3,2 0,2-1,7 4-7 Появился в XIV веке . Носился лезвием вверх в паре с катаной или отдельно как кинжал.
Танто 17-30 1.7-2.9 0-0.5 5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати ( - гг.) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндайто) достигает 83 см.

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы », III - вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука ( - гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо , а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

Всего после завершения Второй мировой войны кузнецам было выдано около 650 лицензий на изготовление мечей. Около 300 лицензированных кузнецов продолжают работать в настоящее время. Многие из них стараются восстановить традиции изготовления мечей периодов Камакура и Кото. Выпускаемые ими мечи рассматриваются в первую очередь как произведения традиционного японского искусства.

Технология изготовления меча

Кузнецы-оружейники

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо ( - гг.).

В старые времена (период мечей кото, около - гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, - гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки - соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.

Ковка клинка

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300 °C и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100 °C длину заготовки до размеров меча.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ ) формируют режущую кромку и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Многослойная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для упрочнения режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон , специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты - смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон . Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770 °C (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160 °C и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон , который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение ). Уцури напоминает хамон , но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки ), гарды (цубы ), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK , ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай) , одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

См. также

  • Утигатана

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

  • Sword. Kodansha encyclopedia of Japan. 1-st ed. 1983. ISBN 0-87011-620-7 (U.S.)
  • А. Г. Баженов, «История японского меча», -С.-Пб., 2001, 264 с. ISBN 5-901555-01-5
  • А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», -С.-Пб., 2003, 440 с. ISBN 5-901555-14-7 .
  • Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara, «The Craft of the Japanese Sword». Перевод на русский язык на сайте www.katori.ru .

Примечания

  1. В литературе встречаются дискуссии, называть ли японскими мечи самурайской формы, произведенные по не традиционным японским технологиям. В статье используется устоявшийся термин «меч», однако некоторые полагают термин «сабля» более корректным для обозначения изогнутого однолезвийного оружия. По действующему российскому ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) «японский меч» относится к саблям - «4.4 сабля: Контактное клинковое рубяще-режущее и колюще-режущее оружие с длинным изогнутым однолезвийным клинком». Определение меча: «4.9 меч: Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком»
  2. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi .
  3. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  4. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  5. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  6. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  7. То есть до конца периода Момояма . Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  8. Kokan Nagayama. The Connoisseur"s Book of Japanese Swords. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 1997. - С. 3. - 355 с. - ISBN 4-7700-2071-6
  9. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. Modern Japanese Swords and Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 13. - 224 с. - ISBN 978-4-7700-1962-2
  10. Aoi Art Tokyo : японский аукционный дом, специализирующийся по японским мечам.
    Japanese Sword Ginza Choshuya Magazine : магазин по продаже японских мечей, каждый месяц выпускает каталог.
  11. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара . Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  12. «Поясничный изгиб» (коси-дзори ) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  13. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  14. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 41
  15. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
  16. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 8. - 256 с. - ISBN 4-7700-2854-7
  17. Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  18. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307-308
  19. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  20. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
  21. Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
  22. По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
  23. Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой ).
  24. Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
  25. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 76


mob_info