Сам себе редактор.

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание.

1. На месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всякому, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) ... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.



В случае неправильного выбора слов исправьте предложения (примеры из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Найдите причины нелогичности, абсурдности высказывания в предложениях. Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели - от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело - производить молоко, выращивать скот и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений, отредактируйте текст.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

Рашид Рахимов, главный тренер ФК Локомотив Москва, прокомментировал ситуцию в команде и рассказал о планах и новых игроках на следующий сезон.

- О том, кем собирается усиливать состав Локо.
- Мы можем и сейчас уже наблюдать за теми, кто нам интересен, но существуют множество нюансов – может получиться так, что нам не удастся заполучить того, кого мы хотим, в этом случае мы будем просматривать следующие кандидатуры. Я не загадываю вперед, и пока не будет решен вопрос на 100 процентов, не могу дать гарантий, что мы приобретем игрока, которым интересуемся. Я говорил о нашем желании приобрести 7-8 футболистов, если получится, то мы их купим. Главное, чтобы они нам помогли, создали конкуренцию в команде и подняли ее уровень.

Мы не хотим ошибиться в игроках, и хотим выбрать самых оптимальных футболистов. Интересные игроки есть и в России, но их в очередной раз просматривать – нет смысла. Поэтому, большую часть времени сейчас я провожу за границей. Там чемпионаты продолжаются, и на выходных мне удается посмотреть по 2-3 игры. Поэтому и нахожусь сейчас там.

- О том, какие позиции следует укрепить.

- У нас есть позиции в команде, которые вообще не задействованы, есть позиции на которых у нас по одному футболисту, а ведь нужна конкуренция. Команда сейчас перестраивается и то, что было в этом году, не устроило ни меня, ни игроков. Команда, которая хочет решать серьезные задачи, должна уметь вести силовую борьбу, уметь играть в позиционный футбол, а у нас с этим были проблемы.

- О планах на межсезонье.
- У нас есть плюс – заявочный период мы можем растянуть и до февраля, таким образом, в январе мы все еще сможем просматривать футболистов. Так что не стоит говорить о том, что на первом сборе в составе команды будут все игроки. Мы начинаем 12-ого января в Москве, собираемся на медосмотр, 15-ого – одно тренировочное занятие, 16-ого вылет в Турцию, где мы будем находиться до 28-ого. С 1-ого по 13-ое февраля, у нас второй сбор, по поводу места третьего еще не определились, а 4-ый, недельный сбор проведем в Австрии, где еще раз сдадим все тесты.

- Об играх, которые оставили приятное впечатление в 2008 году.
Было несколько матчей, которые доставили удовольствие. Это и поединок первого круга против ЦСКА и встреча с ФК «Москва», когда мы выиграли – 3:0. С «Зенитом» на выезде сыграли хорошо, словом, были хорошие игры. Но, к сожалению, многие поединки, которые складывались для нас удачно, мы сами же их и ломали своей игрой. Поэтому осталось двоякое впечатление.

- О работе руководства клуба.
- Руководство провело тщательный анализ, и были названы все негативные моменты. Но руководство согласилось с тем, что сейчас идет перестройка, и не только первой команды, но и всего клуба, школы, которая должна будет дать нам много хороших игроков. По результату, мы не улучшили своих позиций, по сравнению с прошлым годом – стали седьмыми, но одержали больше побед и набрали больше очков. По тому количеству очков, что мы завоевали в этом чемпионате, в прошлом сезоне можно было бы играть в Еврокубках, но всякое бывает.

- О лидере команды.
- К сожалению, лидера в команде не появилось, и та разрозненность, что царила в коллективе, не доставила мне радости. Не было того, что мне было нужно – боевитости, агрессии, желания гнуть свою линию. Желание то было, но мы не могли это делать в силу разных причин. В следующем году нам предстоит работать над этим и поменять многое. Те игроки, которые намечены нами, могут добавить команде ту агрессию ту боевитость, о которой я говорил.

Каждый год людей тревожит вопрос — каким будет следующий год по китайскому календарю — зодиаку. Обернется ли он драконом, подложит ли свинью.

Зодиакальный цикл состоит из 12 лет и традиционно начинается со знака крысы. Каждый из знаков имеет принадлежность к одной из 5 стихий, которые тоже циклично сменяют друг друга каждые два года.

Таблица зодиака с 2008-2067 г.

Определить стихию и знак года можно из следующей таблицы.

Крыса 2008 2020 2032 2044 2056
Бык 2009 2021 2033 2045 2057
Тигр 2010 2022 2034 2046 2058
Кролик 2011 2023 2035 2047 2059
Дракон 2012 2024 2036 2048 2060
Змея 2013 2025 2037 2049 2061
Лошадь 2014 2026 2038 2050 2062
Коза 2015 2027 2039 2051 2063
Обезьяна 2016 2028 2040 2052 2064
Петух 2017 2029 2041 2053 2065
Собака 2018 2030 2042 2054 2066
Свинья 2019 2031 2043 2055 2067

Белый — металл, черный — вода, зеленый — дерево, красный — огонь и желтый — земля.

Животные

Ниже приведены все животные в порядке следования. По ссылке можно посмотреть краткую характеристику знака:

Стихии

Каждая из стихий имеет ряд изначальных характеристик, связана с особыми цветами и формами.

Металл

Этот элемент принадлежит вечеру и осени. Главные качества стихии Металл — это решительность и активность в достижении своих целей. Но он может нести и разрушительную силу. Кроме того, Металл представляет стойкость и упорство. Родившийся под этим элементом может лучше всего проявить себя в роли юриста или политика. Борьба за справедливость — отличительная черта характера. У вас красивые ровные зубы, лицо квадратной формы и маленькие губы. Металл управляет легкими и кожей, цвет Металла белый .

Вода

Этот элемент принадлежит ночи и зиме. Холодность и спокойствие — типичные качества стихии Вода . Непогрешимая интуиция — отличительный признак воды. Кроме того, вода представляет плодотворность и силу, но им противодействует излишняя сдержанность. Этот элемент соответствует художникам и бизнесменам. Он дает большие и сильные руки, очень толстые губы и вьющиеся волосы. Массивный кончик носа и широко расставленные глаза — несчастливый признак. Кроме того, нужно избегать излишней полноты, она может привести к бесплодию. Вода управляет почками и ушами. Ассоциирующиеся с ней цвета — черный и темно-синий .

Дерево

Этот элемент принадлежит утру и весне. Главные качества стихии Дерево — это красота, целомудрие и элегантность. Дерево самый сильный, решительный и непреклонный из всех элементов. Дерево представляет творческие силы и воображение. Родившийся под этим элементом, можете стать поэтом, художником или фермером. Он скорее всего высокого роста, худощав, с красивыми глазами и маленькими кистями рук и стопы. Дерево — самый плодовитый из всех элементов, оно приносит семена жизни и смерти, знания и разума. Люди дерева — прирожденные лидеры, лидеры по своей природе. Дерево управляет печенью и глазами. Счастливый цвет — зеленый или синий .

Огонь

Этот элемент принадлежит середине дня и лету. Главные качества стихии Огонь — красота, счастье и радость, но Огонь может также быть связан со страданием, зноем и ясновидением. Рожденный под знаком огня активный боец и лидер. Из людей Огня получаются великолепные учителя, лидеры, писатели, целители и даже высокопоставленные руководители. Огонь часто дает красноватый цвет кожи, нос орла и густые волосы. Огонь управляет сердцем и кровью, его цвет — красный .

Земля

Этот элемент принадлежит послеполуденному времени и самым жарким летним дням. Главные качества стихии Земля — плодовитость и выносливость, старательность и стратегическое мышление. Земля представляет также реализм и тяжелую работу — элементы, присущие бизнесмену. Люди земли умеют реализовать собственные идеи, но только не в командной работе, а самостоятельно. Из них получаются отличные продавцы, архитекторы или ландшафтные дизайнеры. Типичными чертами являются густые брови и плоский живот. Земля управляет селезенкой и ртом. Ее цвет — желтый .

Откуда взялся такой порядок

Одна из версий берет истоки в китайской легенде о Нефритовом Императоре.

Повеление Нефритового императора

Слуга Нефритового императора был послан, чтобы найти 12 самых красивых животных и привести их для награждения; аудиенцию назначили на 6 утра. Слуга, спустившись, сразу нашёл и пригласил крысу , а потом позвал быка , тигра , кролика, дракона, змею, лошадь, овцу, обезьяну, петуха и собаку ; не найдя кота , он попросил крысу передать приглашение. Та исполнила обещание, но кот любил поспать, и попросил разбудить его; крыса же поняла, что кот красивее её, и не стала будить кота.

На аудиенцию пришли вовремя все, кроме кота; лучше всех подготовилась крыса, которая на спине у быка стала играть на дудочке, чем вызвала восторг, и получила первое место. Быку за его доброту отдали второе место, тигру - третье, кролику за красивый мех - четвёртое, дракону за необычность облика - пятое, змее за мудрость - шестое, лошади - седьмое, овце - восьмое, обезьяне за ловкость - девятое, петуху - десятое и собаке - одиннадцатое. Тут заметили, что одного животного не хватает; слуге пришлось срочно искать двенадцатое животное, и он позвал свинью , которой дали двенадцатое место.

В это время проснулся кот, и со всех ног побежал во дворец, но все места уже были распределены. С тех пор кот сильно обижен на Крысу и они непримиримо враждуют.

Особенно ценно то, что ребята во время занятий журналистикой значительно повышают свой уровень знаний по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. А главное, у них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно. Также занятия во многом способствуют социализации школьников.
Как учитель русского языка, нацеленный на подготовку учащихся к выпускному экзамену, я уделяю особое внимание навыкам написания творческих работ. И с беспокойством замечаю, что в сочинениях и изложениях школьники допускают большое количество речевых и грамматических ошибок (например, «В зависимости, какие добродетели выберет человек...», «Язык гораздо точный показатель...» и так далее).
Чтобы предупредить подобные ошибки, развить у детей языковое чутье, обучить азам редакторской правки (этот навык поможет им находить недочеты в собственных творческих работах), я третий год веду в школе кружок журналистики. Часть занятий систематически посвящается работе с текстами. Буквально 5-7 минут так называемой лингвистической разминки помогают учащимся заметно углубить знания языковых норм.
Особенно эффективны задания, направленные на редакторскую правку текста: Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные, запишите все возможные варианты правки.
Для анализа предлагаются следующие примеры:
1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.
Дети подчеркивают «в Москве эпидемия... угрожает...». Как варианты нормы они записывают «Москве угрожает» и «в Москве эпидемия начнется...».
2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.
Нарушение сочетаемости, плеоназм «деликатно намекнул» заменяется на «деликатно напомнил о необходимости» или «намекнул на необходимость».
3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.
Дети отмечают неверный выбор глагола в языковом клише и заменяют часть предложения с ошибкой на «справляешься с обязанностями». Как второй возможный вариант построения фразы дети записывают «как ты выполняешь свои обязанности».
4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.
Здесь ребята исправляют ошибку во фразеологическом обороте «вершить судьбу». В качестве правильных вариантов они записывают «нашу судьбу вершил» или «нашими судьбами управлял».
Другое упражнение: Сравните предложения. Объясните стилистическую правку. Какие лексические и логические ошибки устранил редактор?
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.
2. Владелец «москвича» Васечкин оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
2. Васечкин выехал в город на своем «москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
3. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.
3. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров удалось повысить.
Подобные логические нарушения ребята всегда воспринимают с улыбкой, с удовольствием принимают участие в обсуждении, предлагая свои варианты правки.
При работе с текстом важно верно подобрать синоним, чтобы не нарушить стилевое единство текста и избежать неоправданного повтора. Практиковаться в этом нам помогают специальные упражнения.
Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Слова для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
Это упражнение также позволяет учащимся вспомнить и сопоставить разные стили речи, в частности, официально-деловую лексику с нейтральной. Умение сопоставлять нейтральную лексику со стилистически окрашенной, подбирать синонимы из разных пластов лексики позволяет ребятам справиться с некоторыми заданиями ГИА, а также написать сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы подразумевает подбор «явлений лексики» для подтверждения высказывания лингвиста Г.Степанова о важной роли лексики в нашей жизни. Овладев навыками выявления выразительных средств в тексте, ученики могут привести в качестве примера-аргумента лексику различных пластов (научный, разговорный, просторечный, официально-деловой и т. д.).
Если целенаправленно развивать чувство языка, чувство стиля, умение обращаться с разными типами лексики, то написание сочинения-рассуждения, сочинения на лингвистическую тему, изложения или эссе не вызовет особых трудностей. Поэтому ряд упражнений направлен на работу с такими разделами языка, как лексика и стилистика. Подобрать точное слово, исправить стилистические ошибки, подумать над стилем и лексикой различных писателей - такие упражнения не займут много времени, но отточат стиль и язык журналиста, научат красиво и грамотно строить высказывания и создавать тексты.
Подобрать наиболее удачный синоним из ряда, казалось бы, очень близких по смыслу слов, помогает коллективное выполнение следующего задания.
Выберите нужное местоимение:
1. В пьесе М.Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.
2. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам.
3. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.
4. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.
5. (Каждый, любой, всякий) день приносит свои радости.
Тренируясь выбирать наиболее емкое и точное слово, учащиеся расширяют свой активный словарный запас, учатся различать оттенки смысла синонимов, что очень пригодится им при выполнении любых творческих работ, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ.
Следующий вид упражнений помогает ребятам избежать ненужных повторов в собственной речи. Предлагается прочесть предложение и заменить либо исключить слова с повторяющимися корнями, близкие по значению или полностью дублирующие друг друга (например, памятные сувениры, народный фольклор и т. д.). Такие упражнения можно давать ученикам 5-11-х классов. Основной принцип подбора материала - смысловая доступность для каждой возрастной группы.
Вот пример одного из упражнений на устранение речевой избыточности. Упражнение рассчитано на учащихся 7-9-х классов, хотя может быть предложено и более младшему возрасту, так как не содержит трудных для понимания слов.
Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
Часто подобная избыточность связана с недостаточным пониманием школьниками используемой лексики. Например, витраж - картина из цветного стекла, эта семантика уже заложена в самом слове и не требует дальнейшего пояснения, которое дается в предложении (5).
Конечно, перед нами только несколько примеров упражнений, материала на занятиях гораздо больше. Создавая упражнения для лингвистической разминки, я обращаюсь к школьным и вузовским учебникам по стилистике, широко использую интернет-издания, предлагаю для анализа ошибки из сочинений и изложений самих учеников. Подобная практика дает ребятам возможность лучше прочувствовать структуру русского языка, сделать выводы о языковых нормах на основе выполненной работы. Как известно, правила, самостоятельно выведенные на практике, усваиваются наиболее крепко. Поэтому практическая работа, проводимая в рамках занятий по журналистике, видится мне очень эффективной и перспективной с точки зрения подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ. И чрезвычайно важной для овладения родным языком.
Что особенно важно, работа кружка дает результаты. Ученики, занимающиеся в «Мастерской журналиста», тесно сотрудничают со школьным изданием. Наша собственная редакция выпустила в свет три номера журнала «Шаги», в которые вошли статьи, написанные ребятами. В последних двух номерах в качестве редактора выступила ученица 8-го класса, которая сама готовила номера к выпуску. Кроме того, наш кружок сотрудничает с окружным молодежным журналом «Город М». В прошлом учебном году мы несколько раз получали задание от редакции газеты «Юго-восточный курьер», и юные журналисты успешно справились с этим заданием. Ученики ходили на интервью, посетили окружную художественную выставку-конкурс, о чем рассказали в статье, а также участвовали в пресс-конференции, посвященной работе Департамента молодежной политики, о чем тоже написали статью. Особым успехом деятельности нашего кружка можно назвать третье место на конкурсе «Юный журналист», проходившем в 2010-2011 учебном году в рамках окружного фестиваля «Одаренные дети».

Прим. ред. На сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня» вы найдете другие материалы по теме.
Надежда Дагаева-Шейнина - об элективном курсе журналистики: www.сайт/method_article/328
Людмила Стефанович - пособие для юных журналистов: www.ug. ru/method_article/326

​Надежда ДАГАЕВА-ШЕЙНИНА, учитель русского языка и литературы Центра образования №641 имени С.Есенина, Москва

Тема 8. Речевая избыточность

Умение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помогает добиться краткости в выражении мысли, и, напротив, стилистическая беспомощность автора нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели заметил: «Краткость - сестра таланта». писал, что лаконизм, как и точность изложения, даются писателю нелегко: «...Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, „чтобы словам было тесно, мыслям - просторно“».

Многословие проявляется в различных формах. Нередко можно наблюдать навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет! Подобное пустословие , естественно, пресекается редактором: рассуждения, не представляющие информативной ценности, при литературном редактировании исключаются. Однако такая правка-сокращение не имеет прямого отношения к лексической стилистике, так как затрагивает не лексическую сторону текста, а его содержание.

Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были ; Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены ; Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей ; Машинный парк обновили новыми машинами (выделенные слова лишние).

Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью : Труп был мертв и не скрывал этого . Такие примеры многословия стилисты называют ляпалиссиадами . Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса , погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив . Нелепость ляпалиссиады - в утверждении самоочевидной истины.

Ляпалиссиады придают речи неуместный комизм нередко в таких ситуациях, которые возникли в результате трагических обстоятельств. Например: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих ; Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни .

Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов расцеловал и облобызал ; долгий и продолжительный ; мужественный и смелый ; только, лишь ; тем не менее, однако ; так, например .

Еще, считая краткоcть одним из достоинств произведения, упрекал в письме к нему за то, что в его сказке «Черта местности» речь одного из героев «растянута», а фраза «Еще мучительней вдвойне едва ли не плеоназм».

Плеоназмы обычно возникают вследствие стилистической небрежности автора. Например: Местные работники леса не ограничиваются только охраной тайги, но и не допускают также , чтобы напрасно пропадали богатейшие дары природы . При стилистической правке выделенные слова необходимо исключить. Однако следует отличать такое проявление речевой избыточности от «мнимого плеоназма», к которому автор обращается сознательно как к средству усиления выразительности речи. В этом случае плеоназм становится ярким стилистическим приемом. Вспомним Ф. Тютчева: Небесный свод, горящий славой звездной. Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены ; С. Есенина: Дай, Джим, на счастье лапу мне. Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую, бесшумную погоду... Еще пример: Не вернется вспять время, когда история нашей страны переписывалась в угоду лживой идеологии (из газ.).

Употребление плеонастических сочетаний характерно и для фольклора: Ты куда, Вольга, идешь ? Куда путь держишь ? Чтоб по имени тебе место дать, по изотчеству ... В устном народном творчестве традиционно использовались экспрессивно окрашенные плеонастические сочетания грусть-тоска, море-окиян, путь-дороженька и под.

Разновидностью плеоназма является тавтология (из гр. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь ), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив ). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии .

Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами ; Рост преступности вырос ; Граждане пешеходы ! Переходите улицу только по пешеходным переходам ! ). Употребление однокоренных слов создает ненужное «топтание на месте», например: ...Совершенно закономерно вытекает определение , что производительность труда на определенных ступенях развития техники определяется совершенно определенными закономерностями . Чтобы осмыслить подобное высказывание, надо, прежде всего, избавиться от тавтологии. Возможен такой вариант стилистической правки: Вытекает вполне обоснованный вывод, что производительность труда на различных ступенях развития техники определяется объективными закономерностями .

Однако повторение однокоренных слов не всегда следует рассматривать как стилистическую ошибку. Многие стилисты справедливо считают, что исключать из предложений однокоренные слова, заменяя их синонимами, не всегда необходимо: в одних случаях это невозможно, в других это может привести к обеднению, обесцвечиванию речи. Несколько однокоренных слов в близком контексте стилистически оправданы в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (тренер - тренировать; выборы, избиратели - выбирать; привычка - отвыкнуть; закрыть - крышка; варить - варенье и др.). Как избежать, скажем, употребления однокоренных слов, когда надо сказать: На кустах расцвели белые цветы ; Книга отредактирована главным редактором ?

В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика (словарь иностранных слов, звеньевая пятого звена, бригадир первой бригады и т. п.). Приходится мириться с таким, например, словоупотреблением: следственные органы... расследовали ; болеть базедовой болезнью ; подрубку пласта ведет врубовая машина и т. п.

Многие родственные с этимологической точки зрения слова в современном языке утратили словообразовательные связи (ср.: снять - поднять - понять - обнять - принять, песня - петух, утро - завтра ). Такие слова, имеющие общий этимологический корень, не образуют тавтологических словосочетаний (черные чернила, красная краска, белое белье ).

Тавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приемом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и др., вносящие особую экспрессию. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, ходить ходуном, сиднем сидеть, набит битком, пропадать пропадом ). Особенно важное стилистическое значение приобретают тавтологические повторы в художественной речи, преимущественно - в поэтической.

Встречаются тавтологические сочетания нескольких типов: сочетания с тавтологическим эпитетом (И новь не старою была, а новой новью и победной. - Сл.), с тавтологическим творительным падежом (И вдруг белым-бела березка в угрюмом ельнике одна. - Сол.). Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это дает возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия (Итак, беззаконие было узаконено ; Все меньше и меньше остается у природы неразгаданных загадок ). Важную смысловую функцию несет тавтология в заголовках газетных статей («Зеленый щит просит защиты »; « Крайности Крайнего севера», « Случаен ли несчастный случай ?», « Устарел ли старина велосипед ?» ).

Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность (Победителю ученику от побежденного учителя . - Жук.; По счастью, модный круг теперь совсем не в моде . - П.; И устарела старина , и старым бредит новизна. - П.). Как источник речевой экспрессии тавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы (Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный. - Ч.), антонимы (Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились говорить? - Евт.).

Как и всякие повторы, тавтологические сочетания повышают эмоциональность публицистической речи [Седьмая симфония (Шостаковича) посвящена торжеству человеческого в человеке ... На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - композитор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного. - А. Т.].

Нанизывание однокоренных слов используется в градации (от лат. gradatio - постепенность) - стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении или понижении эмоционально-экспрессивной значимости (О! ради наших прошлых дней погибшего, погубленного счастья, не разрушай в душе моей к прошедшему последнего участья! - Ог.).

В экспрессивно окрашенной речи тавтологические повторы, как и повторение звуков, могут стать выразительным средством фоники (Потом тягачи с пушками потянулись , полевая кухня проехала, потом пехота пошла . - Шол.). Поэты часто совмещают оба приема - повторение корней и повторение звуков (Все хорошо: поэт поет, критик занимается критикой. - Маяк.).

Возможность каламбурного столкновения однокоренных слов позволяет использовать тавтологию как средство создания комизма, сатирической окраски. Этим приемом блестяще владели, -Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает ). Как средство комизма используют тавтологию и современные авторы юмористических рассказов, фельетонов, шуток (Деловитость: Делай не делай, а всех дел не переделаешь; Коровка, прозванная божьей, безбожно истребляет картофельные посадки. - «ЛГ»).

Повторение слов

Повторение слов следует отличать от тавтологии, хотя и оно нередко бывает проявлением речевой избыточности. Неоправданные лексические повторы, которые часто сопровождаются тавтологией и плеоназмами, обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Например, в протоколе заседания педагогического совета читаем: Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт установлен. Разве нельзя было сформулировать эту мысль кратко? Стоило только указать фамилии виновников случившегося: Иванов не отрицает, что списал сочинение у Петрова, который разрешил ему это сделать .

Чтобы избежать лексических повторов, при литературном редактировании нередко приходится значительно изменять авторский текст:

1. Были получены результаты , близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали...

1. Были получены результаты, близкие к тем, которые дало испытание модели корабля. Это свидетельствует о том, что...

2. В воду для мытья пола хорошо добавить небольшое количество хлорной извести - это хорошая дезинфекция и, кроме того, это хорошо освежает воздух в комнате.

3. Всегда быть одетой хорошо и по моде можете быть и вы, если вы будете шить себе сами.

3. Шейте сами, и вы всегда будете одеты модно и красиво.

Однако повторение слов не всегда свидетельствует о стилистической беспомощности автора: оно может стать стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись. - посл.; За добро добром платят. - погов.). Этот стилистический прием мастерски использовал: Она [Анна] была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести . К повторению слов как средству логического выделения понятий обращаются публицисты. Интересны, например, заголовки газетных статей: «Могучие силы могучего края » (о Сибири), «Опера об опере » (о спектакле музыкального театра), «Будь человеком, человек! »

Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи. Поэтому лексические повторы часто встречаются в поэзии. Вспомним пушкинские строки: Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный...

В поэтической речи лексические повторы нередко сочетаются с различными приемами поэтического синтаксиса, усиливающими эмфатическую интонацию. Например: Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней, уходит взвод в туман, туман, туман, а прошлое ясней, ясней, ясней... (Ок.) Один из исследователей остроумно заметил, что повторение вовсе не означает приглашения попрощаться дважды; оно может означать: «солдат, торопись прощаться, взвод уже уходит», или «солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь», или «солдат, прощайся с ней, со своей единственной» и т. д. Таким образом, «удвоение» слова не означает простого повторения понятия, а становится средством создания поэтического «подтекста», углубляющего содержание высказывания.

Нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца. - Луг.). Лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи:

Бой гремел за переправу,

А внизу, южнее чуть -

Немцы с левого на правый,

Запоздав, держали путь. (...)

А на левом с ходу, с ходу

Подоспевшие штыки.

Их толкали в воду, в воду ,

А вода себе теки...

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации:

Очень важно уметь вести себя в обществе. Если, приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу и она сделала вид, что не заметила этого, то вы должны сделать вид, что не заметили, как она заметила, но сделала вид, что не заметила. - «ЛГ».

Таким образом, в художественной речи словесные повторы могут выполнять разнообразные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

Ответьте на вопрос:

1. Дайте определение плеоназма, тавтологии, градации.

2. Чем повтор слов отличается от тавтологии?

Выполните упражнения:

Упражнение 1. Устраните лексические повторы в тексте. От­метьте явления плеоназма и тавтологии.

1. Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприя­тий в бесспорном порядке. 2. Всех потрясло зрелище пожара, ко­торого мы были все свидетелями. 3. Она не проронила ни одного лишнего слова. 4. Историков и неисториков, сделавших себе имя на этой теме, за это время стало больше, чем самих участников событий, но истина принадлежит его величеству факту.5. Основны­ми причинами преступности среди несовершеннолетних являются сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи, отсутствие координации, творческого общения педагогов. 6. Коллектив нашей школы-гимназии долго готовился к этому шагу. Ведь поменялась не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив . Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива прошли в прошлом году различные курсы при вузах. Также последний год наш коллектив тесно сотрудничает с Бауманским универси­тетом.

Упражнение 2 . Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище , а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота

Упражнение 3 . Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи. ) 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже - до 95%. 13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью... Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

Упражнение 4 . Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки в тексте; отредактируйте заметку для газеты.

Весь сегодняшний день я, по поварской традиции, провел у плиты. Здесь же встречу и Новый год. Нисколько об этом не вздыхаю: такая уж наша профессия - радовать в праздник человека хорошим столом, чтобы блюда, предложенных яств мог удовлетворить самый взыскательный вкус гурманов. Под сводами ресторана... в предновогоднюю ночь будет накрыт громадный стол, за который сядут гости столицы, прибывшие в Москву со всех концов земли. Ведь Москва всегда хлебосольно привечает дорогих гостей.

Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты «Россия», но всегда хочется, чтобы это блюдо из рубленого мяса курицы с добавкой грибного фарша из шампиньонов и нежно поджаренного хрустящего лука было для посетителей неожиданным сюрпризом. Особое место, конечно, займет наша фирменная закуска «Матрешки», всегда радующая гурманов оригинальных блюд. Иностранцы, хоть раз заглянувшие к нам в гости, неизменно заказывают это блюдо. Иногда они круто показывают жестом, будто повязывают на голову платок.

Открою секрет приготовления «Матрешек»: требуются сваренные и очищенные от скорлупы яйца и свежие помидоры.



mob_info