Разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний. Функциональное состояние организма спортсмена и диагностика тренированности Оценка состояния спортсмена

Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Тренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Надо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

Поскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

Результатом многосторонней подготовки является спортивная подготовленность, или, как принято говорить, тренированность. Это состояние характеризуется повышенной работоспособностью, в особенности в тех упражнениях, в которых спортсмен тренировался.

Тренированность, с точки зрения физиологии, приобретается посредством замечательной способности всего живого изменяться и совершенствоваться под влиянием соответствующих воздействий внешнего мира. «Работа строит орган»,- говорят физиологи. Такая пластичность организма позволяет, применяя физические упражнения, развивать и укреплять его органы и системы, совершенствовать их деятельность, улучшать работоспособность в целом.

На этой основе возрастает мышечная , повышается быстрота движений, приобретается выносливость, улучшается подвижность в суставах.

Подготовленность спортсмена повышается также за счет приобретения двигательных навыков и улучшения способности выполнять самые сложные движения спортивной техники. Условнорефлекторная природа образования двигательных навыков объясняет огромные возможности в техническом совершенствовании спортсмена.

Наконец, подготовленность спортсмена значительно повышается за счет совершенствования его способности проявлять волевые качества, быть смелым и хладнокровным бойцом. Данные психологии и физиологии говорят об огромных скрытых силах человека, путь к раскрытию которых лежит через совершенствование его психической сферы.

Основным показателем уровня тренированности спортсмена являются спортивные результаты. Однако при этом обязательно учитываются внешние условия (погода, состояние грунта, характер соревнований и пр.).

По результатам соревнования и прикидок можно судить больше об общем уровне тренированности и меньше об отдельных сторонах подготовленности спортсмена. В настоящее время в процессе круглогодичной тренировки для определения отдельных сторон подготовленности применяют контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке и по технической подготовке.

Уровень общей физической подготовленности контролируют упражнениями на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. Упражнения подбираются с учетом возраста спортсменов и степени их подготовленности.

В каждом виде спорта есть свои контрольные упражнения по специальной физической подготовке. Ими определяется , быстрота, выносливость и гибкость применительно к данному виду спорта. Например, толкатель ядра измеряет свою силу толканием штанги, быстроту - бегом на 30 м, прыгучесть - прыжком в длину с места. Наблюдения дают возможность судить о недостатках в технике движений спортсмена и его тактике. Лучше, если анализ техники и тактики производится на основании кинограмм и записи хода соревнования. Большая роль в этом принадлежит аппаратным методам срочной информации.

Примером контрольных упражнений по технической подготовке могут служить: число попаданий мячом в кольцо у баскетболистов цли в цель у футболистов, точность движений во время выполнения спортивного упражнения и т. п.

Поскольку состояние тренированности спортсмена органически связано с его здоровьем и работоспособностью, важными показателями являются данные врачебного контроля (функциональные пробы, рентгеноскопия, кардиография, анализ состава крови, анализ мочи и др.), по которым судят о состоянии здоровья, о работоспособности и функциональных изменениях отдельных органов и систем.

Для оценки тренированности большую роль играют данные самоконтроля - систематического наблюдения за своим весом, за изменениями окружностей голеней, бедер, , плеч, за частотой пульса, за качеством сна, аппетита, за общим самочувствием.

Разумеется, серьезное значение имеют наблюдения преподавателя или тренера за спортсменом.

Данные врачебного контроля, самоконтроля, результаты соревнований и выполнения отдельных упражнений, а также другие показатели позволяют глубоко анализировать состояние тренирующегося, контролировать ход его тренировки, вносить в нее требуемые поправки, помогают укрепить здоровье, обеспечить правильное и эффективное руководство тренировочным процессом, высокий рост тренированности, а значит, и рост спортивных результатов.

В зависимости от правильности, систематичности, длительности и интенсивности процесса тренировки, а также от соблюдения гигиенического режима и других условий тренированность спортсмена может быть большей или меньшей.

Состояние готовности к соревнованию нередко называют спортивной . Этот условный термин равнозначен подготовленности. Однако надо знать, что в проявлении тренированности главнейшую роль играет состояние центральной нервной системы. Значимость соревнований, условия их проведения и другие воздействия окружающего мира в значительной мере определяют состояние центральной нервной системы, в связи с чем могут быть улучшены или ухудшены спортивные результаты.

Обычно в предстартовые дни нервная возбудимость спортсмена нарастает, достигая оптимально высокого уровня в день соревнования и резко снижаясь после него. Также волнообразно изменяется и работоспособность. Следовательно, на фоне постепенно повышающейся тренированности спортсмен проявляет все свои сиЛы и возможности лишь в соревновательные дни. Вот и выходит, что «спортивная форма», или, точнее сказать, «боевая готовность», создается для каждого соревнования, в котором спортсмен хочет хорошо выступить.

Отсюда понятно, что уровень подготовленности и спортивное достижение совпадают. Несовпадение может быть при неблагоприятных внешних условиях, например при плохой погоде, неудачном подборе лыжной мази, испорченной дорожке и т. п.

Тренированность может и должна постепенно улучшаться на протяжении даже очень длительного времени, обеспечивая спортсмену при его высоких моральных и волевых качествах, при строгом соблюдении гигиенического режима, при правильном чередовании тренировочных занятий и дней отдыха все лучшие спортивные достижения.

При правильной тренировке эта подготовленность должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходный период в связи с прекращением или уменьшением на некоторое время тренировки в избранном виде спорта.

Тренированность возрастает с каждым годом до определенного возраста. Однако нельзя установить точные возрастные пределы. Здесь весьма важную роль играют индивидуальные особенности спортсмена и социальные условия жизни. Можно только сказать, что наибольших возможностей для спортивного расцвета человек достигает: в видах спорта, требующих искусства в движениях, выполняемых без особых силовых напряжений (фигурное катание, прыжки в воду и на лыжах), в 17-25 лет, а при значительных проявлениях силы (гимнастика) - в 23-28 лет; в видах спорта, требующих преимущественно быстроты движений (спринт), - в 22-24 года, а там, где нужна «взрывная» сила (прыжки, метания), - в 22- 28 лет; в видах спорта, требующих выносливости в работе небольшой продолжительности (средние дистанции), - в 23-26 лет, а в длительных упражнениях, как и при проявлении максимальной силы,- в 25-30 лет.

Если «фундамент» будущей специализации спортсмен создает смолоду, то он раньше «расцветает» в спорте. При запоздалом начале спортивной специализации позднее приходит и наибольший успех. Кроме того, паспортный возраст часто расходится с физиологическим возрастом.

Достигнутый наивысший уровень тренированности может удерживаться несколько лет, разумеется, при соблюдении всех правил тренировки. И в дальнейшие годы, несмотря на снижение спортивных результатов, спортсмен должен продолжать тренировку.

В нашей стране закономерно спортивное долголетие, обеспечивающее сохранение здоровья и работоспособности и а долгие годы.

<<< Предыдущая глава Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Для исследования функционального состояния нервной системы, как и висцеральных систем организма спортсмена (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем крови, пищеварения, выделения, эндокринной), применяется широкий комплекс медицинских методов. В первую очередь собирается медицинский и спортивный анамнез. Затем врач производит осмотр кожных покровов и слизистых у спортсмена, выполняет процедуры исследования рефлексов, пальпации, перкуссии и аускультации. Полученная при этом информация позволяет составить суждение о состоянии здоровья спортсмена и о наличии предпатологических и патологических симптомов. Материалы такого клинического обследования могут быть использованы для оценки особенностей функционального состояния той или иной системы. Однако наибольший объем полезной информации может быть получен с помощью инструментальных методов исследования (в условиях покоя) и тестов, т. е. в процессе функциональной диагностики.

Ф ункциональная диагностика является одним из фундаментальных разделов медицины, предназначенным для изучения деятельности различных систем организма человека с применением сложной медицинской аппаратуры. Научно-технический прогресс непрерывно обогащает функциональную диагностику, делая ее обязательной составной частью любой отрасли медицины, в том числе и спортивной.

4.1. Функциональное состояние организма спортсмена и диагностика тренированности

Ф ункциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

И зучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Т ренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Н адо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

П оскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

В медицине принято ряд показателей деятельного состояния организма сопоставлять не с нормальными стандартами, а с так называемыми должными для данных условий величинами, которые определяются теми или иными существенными переменными. К их числу можно отнести, например, возраст, рост или вес испытуемого, спортивную специализацию, квалификацию и т. д. Однако простого сопоставления недостаточно для надежного суждения об уровне функциональной готовности спортсмена. Проиллюстрируем это примером, в котором рассматриваются соотношения реальных и должных величин для таких независимых друг от друга параметров, как количество гемоглобина (Не) и величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В двумерном пространстве (X и У на рис. 13 ) вертикальная линия (Не) характеризует минимально допустимое значение гемоглобина (левее этой линии Не низкий), горизонтальная линия (ЖЕЛ) - минимально допустимое значение ЖЕЛ для спортсменов данного возраста и вида спорта (ниже этой линии ЖЕЛ низкая). Тогда только спортсмен А. может считаться удовлетворяющим требованиям нормальности по этим двум показателям. У спортсмена В. снижена ЖЕЛ, а у спортсмена С. снижен Не. Очевидно, что такой вывод неверен. Дело в том, что диагностика функциональной готовности производится на основании многих параметров, часто зависящих друг от друга. В этом случае высокий уровень функциональной готовности будет определяться не заштрихованной на рис. 13 зоной, а некоторой кривой Y = f(X), отражающей гиперплоскости в /г-мерном пространстве (п - число исследованных параметров). Тогда оказывается, что достаточная функциональная готовность будет и у спортсмена В., у которого хорошая тренированность может быть достигнута за счет ослабления требований к другим показателям, и в частности к величине Не, сниженной по сравнению с нормой. Лишь у спортсмена С. функциональная готовность недостаточна, что необходимо учитывать тренеру при определении состояния тренированности. Характеристика функционального состояния систем организма может считаться достаточно полной, если наряду с данными, зарегистрированными в покое, учитываются результаты проведения функциональных проб. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся пробы, применяемые для исследования функционального состояния отдельных систем организма (например, нервной системы), ко второй - пробы, оценивающие функциональное состояние организма в целом, с учетом реакций комплекса различных систем организма на возмущающие действия (см. гл. V).

Физическое воспитание и спортивная тренировка не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Управление физическим состоянием определяется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Практически, преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена; он предлагает ему определенные физические упражнения и контролирует правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен, т.е. в ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Большие индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных из них и математической обработке результатов измерений.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии: 1) сбор информации; 2) ее анализ; 3) принятие решений (планирование). Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.

Различают три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние, т.е. состояние, сохраняющееся относительно долго-недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности-спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние, которое изменяется под влиянием одного или нескольких занятий. Нередко последствие участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягивается на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .



Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние, которое изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является крайне преходящим (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

Необходимость выделения трех видов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые для каждого из них, существенно различны.

В соответствии с этим целесообразно выделять три основные разновидности контроля за состоянием спортсмена:

1) этапный контроль, цель которого-оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль, основная задача которого-определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль, цель которого-экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.



mob_info