Психологический тренинг для взрослых. Упражнения разминки


Эти упражнения могут помочь их участникам приобрести умения и навыки в общении, подготовиться к общению с человеком «любой степени сложности»; как можно лучше узнать самого себя и других людей; развить способность чувствовать и понимать другого человека.

«Чужое утро»

Ведущий просит всех участников закрыть глаза. Затем он обращается к первому участнику, просит его описать, в какую одежду одет второй участник. Потом просит его хорошенько настроится, и рассказать о своих представлениях, как прошло утро второго участника.

Ведущему можно задавать наводящие вопросы, например:

Во сколько он проснулся?

Он проснулся сам или его разбудили?

Он сразу встал или еще повалялся в постели?

Делал ли он зарядку?

Включал ли он какие-нибудь проборы?

Какого цвета у него зубная щетка?

Какого цвета у него полотенце?

Чем он завтракал?

Что он пил, чай или кофе?

И т.д.

После того как участник рассказал о своих представлениях, он может открыть глаза. Второй участник, чье утро описывалось, дает небольшой комментарий о совпадениях представлений с реальностью, а затем описывает утро третьего участника. Круг замыкается, когда последний участник описывает утро того, кто был первым.

«Геометрия для немых»

Участникам раздаются листы для рисования и простые карандаши. Им предстоит разыграть мини-урок, проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного учителя». Ему запрещается в процессе урока вставать со стула и показывать что-то руками. «Ученики», в свою очередь, - «немые», им запрещается говорить и вставать с места.

Ведущий показывает учителю бланк с изображением композиции из семи, соприкасающихся в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелограммов. «Ученики» этого изображения видеть не должны.

Учителю предстоит описать словами то, что изображено на рисунке. А ученики должны по этому рассказу нарисовать идентичную картину. Ведущий спрашивает, сколько времени нужно учителю, чтобы группа справилась с заданием? Получив ответ, ведущий засекает время, работа

начинается.

Когда проходит контрольное время, а задание еще не выполнено, то ведущий повторно спрашивает о необходимом дополнительном времени. По истечении этого времени проверяется результат. Учитель выставляет оценки каждому ученику по результатам его работы.

Затем участники обсуждают работу, каждый высказывает свои пожелания учителю. Учитель также делает анализ своей работы.

После окончания работы происходит сравнение эффективности двух уроков.

«Стена»

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Партнеры не должны видеть друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременно укол указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель - минимальное количество попыток найти общую точку укола, т.е. соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

Чтобы исключить возможность легких побед можно ввести условие: наносить уколы не в центр полотна.

«Ассоциации»

Среди участников игры выбирается водящий, он удаляется из помещения на некоторое время. Остальные участники загадывают одного из игроков и зовут ведущего. Ведущий может задавать участникам вопросы, с чем они ассоциируют загаданного человека. Например: с каким животным? С какой погодой? С каким цветом? И т.д. Затем ведущему дается 3 попытки, чтобы угадать человека, о котором шла речь.

«Робот»

Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «Оператора» с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает роботу словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» -беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время работы должны быть закрыты. Ведущему стоит подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору», он всего лишь послушный инструмент в руках «оператора». При включении в игру «оператор» начинает воспринимать неточности в движениях «робота» не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные.

Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.

«Стыковка»

Игра проводится в четверках, двое участников садятся друг напротив друга так, чтобы их колени соприкасались и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - «космические станции» - вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель, стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою «мишень» - ладонь сидящего перед собой человека - от преследующей его «ракеты» - указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда в пределах досягаемости пальцев, а лицо - вне ее пределов.

«Анабиоз»

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом. «Реаниматор» за минуту должен вызволить партнера из анабиоза, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо вопросом, словами. Инструменты «реаниматора» - взгляд, мимика, жесты и пантомима. Успехом «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «Замороженного», его смех, улыбку. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьироваться от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками.

«Клешня»

Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и складывает руку в «клешню» из нескольких пальцев. Другой кладет на стол один или несколько предметов. Его задача - с помощью «клешни», послушно выполняющей все указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. «Клешня» устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы.

Для того чтобы придать этому упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время его исполнения.

Еще долее острая и динамичная форма проведения игры - это конкурентная борьба двух пар, каждая их которых перетаскивает с помощью «клешни» предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.

В простейшем варианте игры обладателю «клешни» отводится роль незаинтересованного в исходе задания робота, способного лишь к механическому выполнению команд «оператора»: «От себя!», «На себя!», «Вправо», «Влево», «Вверх», «Вниз», «Захватить», «Разжать», «Стоп». При таком распределении обязанностей упражнение работает преимущественно на «оператора»: именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать «клешню» как свою собственную. Более сложный вариант: «оператор» кладет ладонь на плечо или голову своего партнера и пытается управлять «клешней» на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее.

«Театр теней»

Перед началом игры заготавливаются карточки, числом равные количеству играющих. На карточках пишутся роли. Допустим, действие вашего «Спектакля» происходит в замке, тогда список ролей может быть следующим: Король, Королева, Принцесса, Рыцарь, Слуга, Странник, Придворный. Карточки перемешиваются и раздаются так, чтобы никто не видел, какую роль получили остальные играющие. А затем начинается общение, в процессе которого каждый играет доставшуюся ему роль и одновременно пытается узнать, кого же играют другие. Можно высказывать свои догадки вслух, тогда, если угадал, то из игры выбывает «разоблаченный». Если ошибся - выходишь сам, открывая свою карточку. Игра продолжается до тех пор, пока окончательно не выяснится, кто есть кто. А затем можно поиграть в «таверну». Там собрались Купец, Вор, Матрос, Волшебник, Разбойник, Сыщик,....

«Свое пространство»

Выделив из группы одного из ее членов («протагониста»), ведущий предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки и представить себя «светилом», на разумном удалении, от которого окажутся «планеты» -остальные члены группы. Причем так, что те, чье «притяжение» ощущается им сильнее, окажутся ближе, а те, чье притяжение слабее - дальше.

Теперь «протагонисту» необходимо, медленно поворачиваясь вокруг своей оси, сообщить каждому из присутствующих, в каком направлении и на какое расстояние ему необходимо отойти, причем расстояние фиксируется командой «Стой!». Но те, кому она не была дана, вообще покидают площадку. Помимо этого «протагонист» может оставлять людей на месте и даже приближать их к себе, если окажется, что предварительная дистанция была слишком велика. Результаты подобной расстановки следует рассматривать как демонстрацию «протагонистом» своих симпатий и антипатий. Реальность же их выявляется на втором этапе игры, когда ему предлагается оценить созданное психологическое пространство с точки зрения комфорта, который испытывает «протагонист» испытывает внутри образовавшейся среды, и увеличить комфорт, изменив расстановку участников и изменив их состав (вернув на площадку кого-то из изгоняемых).

«Дискуссия»

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом.

1.Первый участник играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжение - зрение» а также жест и пантомима.

2.Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть.

3.Третий «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи, о подарке имениннику или о том, в какой цвет покрасить забор.

Для облегчения вхождения участников в роль можно снабдить их соответствующими реквизитами: повязками (для слепых), конфетами (для немых), бантами или веревками (для связывания конечностей паралитикам), ватой (в уши глухим).

«Разговор»

Упражнение выполняется в парах. Через каждые 5 минут происходит смена партнера и позиции.

1. Партнеры садятся на пол, спина к спине. Ведут любой разговор. Затем делятся своими ощущениями.

2. Партнеры смотрят друг другу в глаза. Пытаются установить зрительный контакт, без использования слов. Затем обсуждение.

3. Во время разговора один партнер стоит, другой сидит. Через 1 минуту меняются местами. Обсуждение.

«БИП»

Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача - угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «БИП», искажая свой голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

«Сиамские близнецы»

Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.

Условия выполнения задания можно усложнять:

· выполнить задание молча,

· один участник работает с закрытыми глазами,

· оба участника работают с закрытыми глазами.

«Видение»

Участники разбиваются на пары. Первый участник говорит, а второй только слушает.

2. Тема: «Каким ты будешь через 10 лет»

Обсуждение чувств, эмоций, вызванных в ходе выполнения упражнения.

«Бамбук»

Участники встают в круги крепко держаться за руки. Один из участников становится в центр круга. Он должен так попросить играющих выпустить его из круга, чтобы они действительно захотели это сделать, - то есть найти «слабое звено» и подобрать верное обращение.

«Скульптор и глина»

В парах участники упражнения распределяют роли. Один из них становится «мягкой глиной», а другой «скульптором».

Скульптор молча «лепит» из глины какой-то образ, какой придумывает сам. Если «глину» не устраивает обращение скульптора, она может «развалиться».

По окончании работы, участник, играющих роль глины, пытается угадать, какой образ был из него слеплен и почему.

«Разведка»

Игра проводится в форме диалога между двумя участниками. Каждый участник получает записку с заданием от ведущего: выяснить что-либо у своего партнера. Например: нет ли у него гитары, играет ли он и шахматы, дату рождения его мамы и т.д.

Каждый участник должен получить ответ на свой вопрос и, кроме того, догадаться о том, что хочет узнать его собеседник. Игра проводится в течение 5 минут. Аудитория оценивает успешность каждого в выполнении задания.

«Побег»

Участники игры разбиваются на пары. Один из участников становится «заключенным», другой «организатором побега». Они садятся друг против друга.

Ведущий задает ситуацию: «Заключенному передают неполную информацию о том, что для него этой ночью готовится побег. Способ побега и время необходимо угадать самому заключенному, написав об этом в записке. В это время организатор побега описывает в записке свой вариант побега».

Упрощенный вариант: участникам запрещено разговаривать.

Усложненный вариант: участникам запрещено разговаривать и вообще обмениваться какими-либо знаками.

Участники упражнения обмениваются записками и сверяют текст.

Отмечаются те пары, у которых текст оказывается приблизительно одинаковыми.

«Каким я себя вижу?»

Участникам раздаются фломастеры и листы для рисования. Им предлагается нарисовать картину на заданную тему, «Каким я себя вижу?». Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, а может быть это будет какая-то схема. Участники абсолютно свободны в выборе, как жанра, так и техники. Время для рисования - 10 минут. Затем ведущий собирает рисунки и вывешивает их, делает «портретную галерею». Участники пытаются отгадать, кто изображен на рисунке и почему. Затем автор комментирует свой автопортрет.

«Контактный мостик»

Участникам предлагается распределится на пары. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно втянутой руки. Ведущий дает задание: зажать фломастер между указательными пальцами обоих участников так, чтобы он выступал как бы «мостиком» между партнерами. Далее, не договариваясь, партнеры начинают совместно двигать фломастер, выполняя движение по свободной траектории. Участникам предлагается через какое-то время закрыть глаза и продолжить движения.

Затем проходит обсуждение упражнения. Участники рассказывают, как проходил контакт, обращая особое внимание на проблему лидерства, подчинения, принятия инициативы, сотрудничества и т.п.

«Аквариум»

Стулья участников расставляются в виде незамкнутого круга, наподобие буквы «с». Отдельный незанятый стул ставится посередине образовавшегося промежутка.

Участники по очереди садятся на свободный стул. На стуле каждому предстоит провести 3 минуты. Им предлагается в течение этого времени сообщать различные положительные сведения о себе: о характере, умениях, способностях, достижениях и т.д. Разрешается все 3 минуты провести на стуле молча или говорить не все время.

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию . Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы.

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения , которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста , чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование . Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

Психология игры отличается уникальной спецификой, поскольку внимание субъекта более захвачено самим процессом, нежели определенной целью. Если компьютерная игра захватывает подростка или даже взрослого человека, он может мысленно оттягивать ее окончательное прохождение из-за желания подольше наслаждаться пребыванием в виртуальной вселенной. Социально-психологические игры не менее занимательны, и родителям стоит уделять интеллектуальному развитию ребенка, предоставив ему возможность хотя бы раз стать участником подобного тренинга.

Психологические игры для подростков и детей младшего школьного возраста

То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим - доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:

  • поднятие настроения, развлечение;
  • выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
  • раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
  • положительное преобразование личности на структурном уровне;
  • социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.

Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.

Психологические игры: основные правила

Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

  1. Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга. Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
  2. Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
  3. Участникам игрового процесса необходима мотивация. Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
  4. Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все . Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

  • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
  • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
  • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
  • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
  • обучают детей слаженной групповой работе;
  • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

Ведущему психологических тренингов для и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними.

Дракончик, кусающий себя за хвост

Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.

Упражнения для улучшения самоконтроля

Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать . Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:

  1. Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
  2. Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
  3. Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.

Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.

Что ты любишь делать?

Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и

Рассмеши царевну Несмеяну

В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.

Расскажи о том, что тебе нравится

Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.

Гонки с шариками

Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.

Важная информация! Психологическая игра для дошкольников «Гонки с шариками» позволяет установить взаимопонимание в парах и в игровой форме научиться слаженной работе в рамках единого коллектива.

Психологические игры для детей 10–12 лет

Скованные одной цепью

Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

Интересная информация! После завершения упражнения стоит предложить детям сделать ключ символом дружбы и взаимопомощи. Тренинг обладает метафорическим смыслом, и позволяет понять ребятам важность поддержки со стороны окружающих.

Веселые пантомимы

Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего. Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

Важная информация ! Упражнение способствует развитию воображения и актерских талантов у детей.

Правда или ложь

Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

Это интересно! Эта психологическая игра предназначена для развития аналитического мышления у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

Живые зеркала

Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

Загадочные рифмы

Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды - придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

Важная информация! Побеждает та команда, которая демонстрирует лучшее время в отгадывании рифмованных загадок. Данное упражнение подходит для развития невербальной экспрессии, наблюдательности и способности к творческому и нешаблонному выражению собственных мыслей. Тренинг развивает умение восприятия собеседника на уровне жестов, мимики, а также ассоциативное вербальное мышление.

Мафия

И подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

  1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
  2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
  3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

Режиссеры

Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

Психологические занятия для подростков

Индивидуальные занятия позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.

Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин . На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.

Чтобы поработать над собой, не всегда нужно обращаться к психологу. В ряде случаев достаточно воспользоваться специальными упражнениями. Они эффективны, если требуется восстановить веру в собственные силы. Не поддаться унынию в сложной ситуации бывает непросто. Цель может состоять в восстановлении психической формы, ясности ума. Подобные занятия достаточно просты, интересны и эффективны. Поэтому хорошее психологическое упражнение позволяет очень быстро настроить себя в нужном направлении.

Как избавиться от стресса

Достаточно интересным и простым является упражнение «Воздушный шарик». Задание выполняется мысленно. Оно состоит в том, чтобы представить шарик, который надувается при каждом вдохе. После его увеличения следует на 30 секунд задерживать дыхание. Это психологическое упражнение нужно повторять 5-6 раз.

Можно положить руки на колени. После этого следует расслабиться, закрыв глаза. В правой руке надо представить лимон, а затем выдавить из него сок полностью. То же самое нужно выполнить и для левой руки. Тем более представить это совсем нетсложно. Затем следует повторить движение одновременно двумя руками.

Психологическое упражнение «Семь свечей» выполняется сидя. Следует удобно расположиться, закрыв глаза. После этого надо представить семь горящих свечей. Следует глубоко вдохнуть. Затем, представляя свечу, задуть её. Эти же действия нужно повторить с оставшимися свечами.

Избавиться от напряжения лица поможет упражнение «Муха». Для этого надо закрыть глаза и представить, что сейчас муха усядется на лицо. Она назойлива и постоянно опускается на разные участки кожи. То есть насекомое приходится прогонять. Глаза открывать не следует.

Если представить лампу на уровне груди, то это также позволяет улучшить самочувствие. Если освещение направлено вниз, это сопряжено с комфортными ощущениями. Затем лампа начинает светить вверх, ослепляя глаза. Следует направить её в своих мыслях вниз.

Повышение самооценки

С помощью простых упражнений несложно приподнять самооценку. Это могут быть психологические упражнения для тренингов и те, которые можно делать самостоятельно. Нужно выявить качества, над которыми будет осуществляться работа. С этой целью предпочтительнее взять обыкновенный листок бумаги и перечислить на нём положительные особенности характера, которые нужно усилить. Следует ежедневно обращаться к этому перечню, работая над указанными чертами.

А вот вечером не нужно грустить или заниматься самобичеванием. Следует составить список пусть даже небольших побед. Перечень должен включать даже незначительные достижения. Здесь каждая победа обладает большим значением. Это задание является очень эффективным для

Упражнения можно осуществлять как ежедневную работу с аффирмациями. Надо выделять для себя положительную установку и заниматься её прочтением с утра. Этот подход очень помогает наладить ситуацию днём. Если что-либо не получается, то нужно лишь вспомнить утреннюю установку и повторить её. Также следует читать книги, написанные успешными людьми. Например, «Самый богатый человек в Вавилоне» Дж. Клейсон, «Подсознание может всё» Дж. Кехо и другие.

Не стоит полагать, что использование подобных упражнений позволит достаточно быстро добиться явных результатов. Всё зависит от настойчивости и веры в собственные силы. Если двигаться поэтапно, то постепенно будет получаться всё лучше.

Психологические упражнения для группы

Достаточно эффективными являются занятия в коллективе, который может быть сформирован из нескольких человек. Психологические упражнения (групповые) направлены на одновременную работу с несколькими участниками. Лучше всего такие занятия помогают наладить сложности с общением.

Довольно популярной проблемой является следующая: человек чувствует себя не таким, как все. Из-за этого в нём развивается ощущение внутреннего дискомфорта. Также он начинает испытывать одиночество, полагает, что другие не понимают его. В этом случае помогает определённое психологическое упражнение.

Цель его состоит в том, чтобы проявить индивидуальность каждого из присутствующих. Для этого нужно раздать всем участникам по салфетке. Затем следует осуществить ряд действий, на остальных участников:

  • Сложить листок вдвое.
  • Открыть верхний правый угол.
  • Вновь сложить листок вдвое.
  • Повторить действие с углом.
  • В третий раз сделать то же самое.
  • Повторить всё 4 раза.

После этого каждому участнику нужно развернуть листок и показать снежинку. Участники сравнивают между собой полученные посредством сгибания изображения. И примечательно здесь то, что изначально была использована одна и та же инструкция. При этом получились разные снежинки. Именно таким образом работают лучшие психологические упражнения. Они ненавязчивы и показательны. Рассмотренный тренинг наглядно демонстрирует проявление индивидуальности каждого участника.

Улучшение отношений в семье

Семья, в которой между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание, не является счастливой. Следует уметь договориться, объяснить и отстоять свою точку зрения. При этом крайне важно поступить тактично и никого не обидеть своим поведением. Чтобы получалось понимать друг друга как можно лучше, следует также обратить внимание на психологические упражнения для детей и взрослых.

Одним из удачных примеров является упражнение «Стеклянная дверь». Для его осуществления нужно представить вагон метро. Как будто один участник успел в него войти, а другой - нет. Между ними возникли стеклянные двери, которые препятствуют слышимости, но сохраняют обзорность. И вот оставшийся на перроне человек желает рассказать товарищу о том, где состоится следующая встреча. Времени на разговор - 15 секунд, потому что после этого поезд уходит.

Во время упражнения участники должны расположиться на расстоянии 1 метра друг от друга. После этого 15 секунд им нужно потратить на то, чтобы договориться о месте встречи и времени. Затем поезд уходит, и оставшийся на перроне человек рассказывает о том, понял ли он своего напарника.

Психологические упражнения для тренингов в домашней обстановке могут задействовать большее количество людей, чем в паре. Таким образом, отец мог остаться на перроне, а мама и сын - уехать. Или же дочь одна в вагоне, а мама и папа договариваются с ней о месте встречи. Это упражнение следует повторить несколько раз. Чем больше вариантов будет придумано, тем лучше.

Упражнения для самых маленьких

Детям нравится разыскивать спрятанный предмет, выполняя соответствующее психологическое упражнение. Для этого нужно поместить что-либо в комнате и завязать ребёнку глаза. Затем следует давать вслух команды относительно того, как передвигаться по комнате. Они могут звучать в такой форме: «Сделай шаг вправо, повернись, присядь». А после нахождения предмета неплохо изменить роли.

Как подведение итогов следует обсудить с ребёнком сложности выполнения упражнения. Что было делать проще - слушать приказы или командовать?

Большой популярностью пользуется игра «Крокодил». Один участник, используя мимику и жесты, объясняет всем какое-то слово. Им может являться какое-либо существительное или устойчивое выражение. Оно может быть абстрактным или конкретным. Решивший загадку правильно задаёт следующий вопрос.

Упражнения для повышения общительности

При возникновении проблем с коммуникативными навыками также нужно обратиться к ряду упражнений. Это совсем не сложно сделать дома, но лучше всего заниматься в группе. При проведении разного рода тренингов используются разные социально-психологические упражнения. Успешность работы тренинговой группы состоит в том, чтобы улучшить способности индивидуума к межличностному взаимодействию.

Такие упражнения направлены на то, чтобы:

  1. Научиться воспринимать себя и окружающих.
  2. Получить ряд социально-психологических знаний.
  3. Лучше понимать сообщения друг друга.
  4. Ощутить собственную причастность к возникающим ситуациям.
  5. Понять особенности межличностного общения.

Примеры упражнений для тренинга

Немного разрядить обстановку в начале любого тренинга отлично помогает упражнение «Снежный ком». Оно состоит в том, чтобы каждый из участников поочерёдно называл своё имя и эпитет к нему. Но прилагательное должно начинаться на первую букву имени. Это может быть Андрей Адекватный, Сергей Серьёзный, Дарья Добрая и другие. Таким образом, присутствующие получают первое представление о новых знакомых. И, что немаловажно, психологическое упражнение позволяет разрядить атмосферу и сформировать первые контакты между участниками. На проведение упражнения выделяется 10 минут.

Существует ещё одно упражнение под названием «Комплимент». Для его выполнения нужно разделить по парам всех присутствующих. После этого каждый из них должен представиться партнёру, сказав ему комплимент. Другой человек повторяет это действие. Затем пары должны поменяться. Но уже другому партнёру следует назвать услышанный последним комплимент. Игру следует продолжать до полного знакомства присутствующих друг с другом. Упражнение занимает 7 минут.

Варианты для родителей

Каждый взрослый человек ежедневно сталкивается с большим количеством требующих решения вопросов. Это касается рабочей деятельности, проблем в личной жизни, сложностей с воспитанием детей, материальных вопросов.

Чтобы наладить жизнь, нужно взять на себя ответственность за всё происходящее вокруг. В этом виноват не кто-либо, а человек, с которым происходят не устраивающие его события. Поэтому надо осознать важность своего влияния на происходящее. После этого можно делать несложные психологические упражнения для родителей.

Нужно представить, что вся семья является очень маленькой компанией. И для её успешности надо вести себя по аналогии с предпринимателями. Следует ставить цели, заниматься планированием, управлять работниками, осуществлять анализ деятельности, распределять обязанности. Но не стоит приравнивать семью к чему-то производственному, например, предприятию, занимающемуся выращиванием детей.

Теперь нужно описать идеальную в своём представлении семью. Следует поразмышлять об общем состоянии семейных дел. Нужно выявить и записать моменты, в которых родителям удаётся управлять происходящим. Также должны быть отмечены все форс-мажорные ситуации. Таким образом, все слабые места компании становятся выявленными.

Ещё одно упражнение для родителей

В течение дня следует записывать все жалобы, которые возникают. Также надо обращать внимание на обвинения других людей. Такие психологические упражнения очень эффективны. Часто мы даже не подозреваем о том, сколько энергии расходуем на обвинение в своих бедах окружающих.

После того как в голове возникает что-то похожее, надо на эту мысль обращать внимание. Все умозаключения типа «Это случилось, потому что он поступил таким образом», следует заменить на «А что я могу сделать, чтобы ситуация стала лучше?». Надо поработать над собой в течение трех недель. Наградой станет привычка брать на себя ответственность за всё происходящее в собственной жизни.

Если же сложность в решении жизненных проблем продолжает ощущаться, то нужно воспринимать всё как новую задачу для творчества. Следует осознать, что всё происходящее - эксперимент. Также необходимо работать над поиском новых решений, использовать фантазию. Ведь подобный подход к делу является очень интересным в сравнении с тем, который подразумевает плытие по течению.

Упражнение для улучшения отношений в семье

Теперь нужно определиться с мечтаниями и желаниями. Возможно, жена считает, что в первую очередь нужно позаботиться о приобретении хорошего дома. Муж при этом может полагать, что образование для детей имеет большую важность. Практические психологические упражнения также предусматривают обсуждение материальной стороны вопроса. Качества, которые хочется видеть в своей семье, также имеют существенное значение. Притом очень важно, чтобы супруги уважали друг друга.

На этом этапе нужно устроить вечер мечтаний. Он состоит в том, чтобы поведать друг другу свои соображения об идеальной семье. При этом муж и жена должны быть взаимно откровенны. Очень важно здесь подумать о личностном росте, уделив значение детям. Какими видятся отношения с ними через годы? В качестве опорных периодов можно выбрать 5, 10, 20 лет.

Несложные психологические упражнения часто позволяют добиться существенных результатов. Для этого нужно приложить совсем немного усилий и терпения. Возможно, жизнь без стресса - это вполне достижимая цель. Так почему же мы часто игнорируем обыкновенные методики, для воплощения которых не нужны дополнительные расходы? Ведь лучше ситуацию предвидеть или заняться устранением проблемы в самом начале, чем впоследствии обращаться к помощи специалиста.

На нашем сайте мы постарались собрать (и работа эта только началась!) все самые интересные психологические тренинги и психологические игры, все психологические упражнения, которые продают людям за деньги сертифицированные (и не очень))) тренеры.

Конечно, есть такие сложные психологические упражнения, которые лучше проделывать в команде с опытными психологами, ведущими хороших психологических тренингов, зарекомендовавших себя и действительно приносящих пользу.

Но есть такие тренинги по психологии, которые каждый может выполнить сам. От Вас требуется (в редких случаях) только собрать команду единомышленников. Потому что хоровод, например, в одиночку, как ни крути, не выполнишь.

Особенно полезны наши материалы будут для педагогов и социальных работников, в том случае если они работают с адекватной, мотивированной аудиторией.

Ведь за психологические тренинги люди выкладывают немалые деньги, поэтому приходя на них и получив задание выполнить то или иное психологическое упражнение или поиграть в психологическую игру, они работаю серьёзно.

Ну а школьники и студенты? Не всегда им можно объяснить, что "это для их же блага". Ведь они не платили огромные деньги за то, чтобы попасть на трёхдневный семинар, который не приедет в их город ещё пять лет.

Ценится только то, что стоит дорого. Поэтому проводить психологические игры, психологические тренинги и психологические упражнения можно только в той группе, которой не надо объяснять, для чего она тут собралась...

Если у Вас есть возможность поиграть в такой атмосфере, то я Вас - поздравляю. Нет? Значит, ещё не пришло время. Выполняйте те психологические упражнения, которые рассчитаны на парную или индивидуальную работу.

Я уже говорила о том, что наш сайт будет пополняться свежими материалами, посвящёнными сценариям и объяснению разного рода психологических игр, психологических тернингов и психологических упражнений.

Вот те психологические упражнения и игры, что уже появились на нашем сайте.

У каждого из нас есть несколько воспоминаний себя - очень счастливого. Их мы представляем как отрывок из кинофильма, со всеми деталями, и видим себя в них как бы со стороны.

Живые воспоминания об определённых моментах жизни называются в психологии - «ресурс счастья».

К этим ресурсам счастья можно и нужно путешествовать. расписано - как и для чего. Сложно на первый взгляд. Но получается очень здорово, когда получится. Возвращается забытый путь к счастью. Понимаешь, в какой момент сбился с нужной дороги и возвращаешься ровно к тому моменту.

Если никогда не занимались визуализацией, то начните вот хоть с этого психологического упражнения: . Тогда и первое пойдёт легче.

А это психологическое упражнение из телесно-ориентированной терапии " ?". Рекомендую всем.

Для тех, кто читает лекцию о том, что такое ПРОЕКЦИЯ, идеально подойдёт это упражнение в качестве вводной к этой лекции.

А ещё эта психологическая игра подойдёт для тех, кто хочет занять интеллектуальной игрой небольшую группу дружелюбно настроенных людей, не чуждых интеллектуальным времяпровождением. (Игра несложная, пусть вас не пугает выражение "интеллектуальные игры"!)

Психологическое упражнение для работы в паре « ». Одна из моих любимых психологических игр, гораздо полезнее,чем морской бой или крестики-нолики, а ведь похожа внешне...



mob_info