Пошаговое обучение русскому кулачному бою. Ч2 - Русский кулак, или как бились наши предки

Что такое русские боевые искусства? Кто их изучает? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Русь славилась могучими витязями. В древности славяне занимались различными воинскими искусствами. Сегодня известны боевые практики, которые ранее были доступны лишь специальным службам. Вы слышали когда-нибудь о ратоборцах? Это люди, побеждающие не врагов, а вражду. Они не выигрывают войн, они их прекращают.

Крепь

УНИБОКС

Если вам нравится русский рукопашный бой, изучите его досконально. А что такое УНИБОКС? Это Боевая Универсальная Система - уникальный комплекс занятий, навыков и умений, а также способ их накопления, распространения и применения в рамках заданий, связанных с подготовкой человека к безупречной боевой или любой иной экстремальной активности. Специалист, изучивший методы УНИБОКС, является личностью с гармонично развитой конструкцией таких психофизических свойств, которые гарантируют оперативную реализацию кадровых функций, позволяют порядочно увеличить выносливость, сохранить увеличить «кадровое долголетие».

Кроме того, в результате особой подготовки боец приобретает дар, с помощью которого может развиваться в дальнейшем самостоятельно, усваивая новый, безупречный опыт.

«Белояр»

Концепция «Белояр» появилась в результате слияния учений выдающихся умов русской психиатрии - Бехтерева, Выгодского, Лурии, Сеченова - и древних родовых навыков славян. Все теоретические выкладки в науке этих известных людей базируются на простом правиле, которое ведали наши пращуры и растолковывали его в своих былинах и сказаниях: «Каждый помысл завершается перемещением, и каждое движение завершается думой».

Бехтерев доказал в своих работах, что внутренние противоречия человека в своей базовой стадии появляются именно в этой цепочке: перемещение-мысль и мысль-перемещение. Развитие разногласий на конечной ступени приводит к большим расстройствам психики, алкоголизации, наркомании, садизму, проституции и так далее.

Система «Белояр» направлена на ликвидацию внутренних противоречий через целостное движение. Она состоит из трёх этапов. Здесь в первую очередь с помощью несложных упражнений проводится плодотворная терапия недугов опорно-двигательного аппарата и позвоночника. На данной стадии соединяются разные виды занятий в единую систему природного движения, отрабатываются точные и плавные переходы.

Новичок учится формировать цель, а затем достигать её, не обращая внимания на давление окружающей среды. В славянских легендах боевые искусства не упоминаются. Историки Запада решили, что в России нет таких знаний. Произвольный ответ на проявление враждебности со стороны у каждого народа превращается в танец. Любая национальная пляска представляет собой боевую форму пластического движения.

Если пластику соединить с точным пониманием работы костного аппарата и мышц, то получится идеальный боевой стиль движения. Таким стилем владела Россия («Коня на скаку остановит…»). Плясовые русичей - самый лучший вид природного перемещения. На этой основе специалисты изучают русский национальный танец и используют его элементы в единоборствах с полным логическим подтверждением каждого шага.

«Сибирский Вьюн»

Что собой представляет школа русского боевого искусства «Сибирский Вьюн»? Основными аспектами её деятельности являются культурный, духовный, историко-философский, национальный разделы. В этой школе можно открыть внутриличностный потенциал человека, изучить пластику - культуру движения, динамику, координацию, пространственно-временное восприятие.

В этом заведении можно оздоровить организм, костно-мышечную систему, пройти , изучить аспекты боевого русского искусства, которые делятся на кулачный бой и рукопашный. Кулачным боем называют состязательную культуру Руси - мужскую традицию. Здесь идёт освоение практики сражения на короткой дистанции, ударной техники ног и рук, способов защиты от ударов конечностями, манеры перемещений.

Рукопашным боем называют практическую боевую борьбу (поведенческая модель), состоящую из множества совокупных элементов - ударной и бросковой техники, различных технических наработок, освоения путей передвижения на разных дистанциях, выведения человека из равновесия (как психического, так и физического), психофизики, акробатики, биомеханики, психологических аспектов взаимодействия людей, тактики, стратегии и многого другого.

Существуют также иные славянские стили: «СПРУТ», «Боевой пляс», «Чёрная рысь», «ШАТУН», «ГРОМ».

Федерация

В 1991 году, 10 декабря, было создано Общероссийское общественное формирование «Федерация Русского боевого искусства». Его основными целями деятельности являются:

  • утверждение здорового образа жизни;
  • многогранное развитие человека;
  • создание условий для занятий боевым русским искусством;
  • вырабатывание потребности в физической и нравственной модернизации;
  • координирование профессионально-прикладной подготовки;
  • профилактика заболеваний, правонарушений и вредных привычек.

В рамках учреждения создана конструкция РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), которую разработал Александр Иванович Ретюнских, имеющий научное обоснование в виде докторской диссертации и защищённых кандидатских.

В 1995 году система РОСС была запатентована. Она является подвидом русского стиля рукопашной битвы, наряду с учениями Рябко и Кадочникова, и делится на системы «Воин» и «Спецназ», имеет множество международных центров.

Её характерной особенностью, как и остальных подвидов русской школы, является отсутствие такого понятия, как приём. Система построена на технике действий с учётом биомеханических признаков человека и базируется на основных движениях, варианты использования которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

кл.слова: техника, история, русский стиль, раскачник, рукопашный бой, накидуха, Белов

Теперь, когда читатель познакомился с принципами телодвижения (с принципами, поскольку разговор о технике этого направления, конечно же, никак не может уложиться в рамки журнальных статей), вполне логично будет перейти к жемчужине русского кулачного боя — раскачному стыку. Раскачник можно назвать самым тяжеловесным ударом кулачного боя, его «тяжелой артиллерией». Это — удар энергоемкий, им бой не пересыпают, его готовят, «ведут», как мы говорим. Но зато он настолько эффективен, что «вытянуть» его можно не только по открытому корпусу, пользуясь ошибкой в обороне противника, но и по самой этой обороне, то есть — через элемент защиты.

Существенной особенностью раскачника является то, что он бьется «от спины», то есть формируют его не столько плечи, сколько мышцы спины. Я бы сказал, что делает его «злая» спина, спина с сокращенными мышцами. Не случайно удар называется раскачным, его действительно нужно раскачать корпусом, подвернуться под него, чтобы достичь максимального приложения силы. Наиболее мощно это приложение при выходе кулака примерно в центр груди равного вам по росту противника. То есть удар получается под небольшим углом сверху вниз.

Посылая локоть назад, в заспинный раскат, боец сжимает лопатку и разворачивает корпус, обеспечивая себе глубокий замах. Далее, начиная раскручивать корпус на удар, боец высоко выводит локоть (как показано на рисунке), направляя кулак вперед-вниз, и незначительно подкручивает удар поворотом кулака по общей схеме развития удара. В момент приложения силы корпус бойца как бы скручивается, выжимая и выкладывая все в удар. При этом скруте следует ослабить мышечное сопротивление разноименной удару коги отрывом пятки от пола, что создает полную свободу на подкруте живота.
В русском раскачнике есть и еще одна особенность, присущая только этому удару, — раскачник не существует как действо только какой-то одной руки. Раскачный стык — это движение обеих рук, при котором одна выполняет «раскачку», закрут корпуса, базу удара, а вторая — пробивает. Раскручивание корпуса, создание сильного заспинного раската можно осуществлять и самой формой раскачника, только уже без приложения силы. Поэтому, если боец начинает легкий атакующий манёвр слева, это, как правило, является началом его последующего основного удара справа.
Раскачник легко выполняется в любом направлении, в том числе и назад. Вообще этот удар словно рожден в куче-мале русского стенного боя, когда боец мечет сносящие противников удары во все стороны от себя. Для выполнения раскачника за спину необходимо выполнить разворот корпуса на 180° с помощью отшага правой ногой назад (стопа начинает разворот под прямым углом) и движения правого локтя по дуге сверху-вниз за спину. Таким образом, вы развернули себя для нанесения вытяжного удара слева, который ведет ваш основной удар справа. Принцип раскачки повторяется при ударе в любом направлении.
Целесообразно, освоив базовую форму раскачника, опробовать удар в серии: вперед-назад-вправо-влево. Поняв механику движения, сделать эту серию будет несложно. Скорость выполнения раскачника и его сила придут, конечно, с опытом, с практикой. Как видите, русский прямой имеет значительные расхождения с восточными аналогами, и в этой связи нельзя не упомянуть мнение, создаваемое в среде поклонников восточных единоборств, что, дескать, любой удар или бросок, каким бы названием или борьбой он ни прикрывался,— это джиу-джитсу (ушу, каратэ...). Думать подобным образом так же примитивно, как любой округлый предмет, например, называть яблоком.

В традициях русского состязательного боя «на кулачках» просматриваются, по меньшей мере, три направления: сеча, стеношный бой и куча-мала, или «свалка», как ее еще называли. Техника боя классифицируется не только по принципу индивидуального и группового состязания, но еще и по способу его ведения.
Индивидуальный поединок получил особые стимулы развития в эпоху судных боев. Тогда же сформировался и термин «сам на сам». В отличие от очень популярного в народе коллективного состязания «сам на сам» всегда носил черты жесткой и даже жестокой схватки. В ней зачастую участвовали, что называется, профессионалы, на которых «заручались», то есть спорили, делали ставки. Правила обговаривались непосредственно перед боем. Бились обычно до первой крови.
Куча-мала — это собственно не стиль в кулачном деле, а положение в стеношном бою, при котором «стенки» смешиваются и бойцы теряют «рядок», то есть нарушается их тактическое взаимодействие в стенке. На первый взгляд подобное обстоятельство трудно определить технически самостоятельным видом боя. Однако куча-мала значительно отличается от стенки. Боец полагается уже только на собственные силы. Вокруг него может оказаться и несколько противников, что, естественно, драматизирует бой. Иногда в куче-мале применяются отдельные приемы борьбы, представляя, скорее, рукопашный бой, чем чисто кулачный.
И индивидуальное ведение боя, и групповое имеют внешние обрядовые формы. В «сам на сам» это знаменитый пляс русских кулачных бойцов «ломание», о котором мы говорили в предыдущих номерах. Пляс часто сопровождался и специальным наигрышем, как правило, на гармошке. Наигрыш назывался незатейливо — «на драку», он постепенно взвинчивал бойца, доводил до состояния повышенной психической возбудимости, увеличивая соответственно и скорость двигательных рефлексов. Стеношному бою предшествовал обряд поэтапного разворачивания действия. Начинался он с заклинаний, которые, как правило, сводились к такому набору слов: «Давай-давай на кулак! Бить-бить, под микитки не садить! Кто под ложку запалит, тому дядька не велит!» Начинали бой подростки. К ним постепенно подтягивались старшие. Мужики и парни бились отдельно. Стенка представляла не простое тактическое построение: «голова», или середина, как правило, состояла из одного или нескольких самых именитых, известных бойцов. Их могли приглашать и со стороны, из другой деревни. «Голова», помимо личного участия в бою, определяла тактическое построение сражения.
Техника стеношного боя в определенном смысле отличалась от сечи. Это было вызвано, во-первых, тем, что сеча формировалась как атрибут дворянского поборческого уклада и имитировала бой рубящим оружием, о чем мы уже говорили. Во-вторых, определенная теснота стеношного боя затрудняла выполнение реверсивных ударов сечи. А боец в ней может представлять опасность для своих же, случайно оказавшихся рядом, ибо в сече, что называется, бьют невзирая на лица, то есть их просто не разбирают.
Собственно сечу никак нельзя причислить к бою «сам на сам» по той причине, что разворачивается она против соперника значительно численно превосходящего. Это обстоятельство главным образом и влияет на техническую и методологическую базу сечи. В предыдущем занятии читатели познакомились с механическим принципом секущего удара. Должен сказать, что таких ударов существует великое множество. Мы применяем около тридцати.
Важнейшей особенностью сечи является обязательное использование реверса или инерции уже нанесенного удара, которая выводит руку по общей с ударом траектории и таким образом формирует следующий удар. Силу в такой удар не вкладывают, а используют лишь естественную тяжесть предплечья + скорость его движения + сокращенные мышцы ладони. Данное обстоятельство наилучшим образом иллюстрирует общерусскую традицию прикладного боя — удар (бросок) не должен быть энергоемким, как это принято на Востоке, «концентрированным». Он выполняется в половину, даже в треть силы. При правильном построении удара его с лихвой хватает на серьезный поражающий эффект. В двух словах это можно выразить так: поражающий эффект удара зависит не только от силы или энергии, в него вкладываемой, но в значительной степени и от самой конструкции удара.
В практике нашего сегодняшнего урока — несколько базовых форм. Еще раз хочу напомнить, что, во-первых, плечо не должно быть закрепощено в момент формирования удара, а во-вторых, нельзя забывать об использовании импульса, идущего в бьющую поверхность от локтевого сустава. Импульс этот выражаем - рывковым движением.
К естественной тяжести в сече прибавляется еще и утяжеление предплечья сыромятными ремнями. И последнее. В сече не существует ортодоксальной базы. В случае освоения вами самого метода, вы можете смело моделировать базу секущих ударов, имитируя такие движения, как подача мяча в волейболе, движение руки при метании диска, движение руки при ударе теннисной ракеткой и т. п. Сеча — это имитация! И еще. Новички все удары пытаются выкладывать в кулак, однако после 2—3 лет занятий кулак, как правило, уступает место ладони. Удары ладонью имеют множество преимуществ перед кулаком, описывать которые я не буду, оставляя возможность самим читателям познать их в практике сечи. И помните, что при правильно сформированной конструкции удара ваши пальцы никогда не пострадают!

НАКИДУХА (распалина). Удар относится к серии вертикальных ударов, то есть его траектория проходит в этой проекции. Выполняется свободным посылом согнутой руки вперед-сверху. Удар имеет большой поражающий эффект (кинограмма 1).
Вариант выполнения удара с наклоном корпуса вперед. Из положения Уключный Устав выполняем наклон корпуса. Удар развивается инерционно, за движением корпуса. С нарастающим ускорением выводим руку в распалину (рис.).
КИЙ — традиционная форма в стеношном бою. Удар выполняется молотом кулака, выбрасываемого вперед в горизонтальной проекции.
Локоть в этом ударе держится постоянно на весу. Предплечье, инерционным вращением в локтевом суставе, возвращается в исходное положение и продолжает кий в серии ударов (рис.).
Русский кулачный бой — картина всегда яркого, азартного состязания. К традиционной атрибутике, о которой я говорил выше, создающей его неповторимый образ, относится и система заговоров, пришедшая из языческой древности. Предлагаю поклонникам пополнить свои коллекции одним из таких заговоров.
«Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окиян-море стоит стар мастер-муж, и у того святого Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, тако же и от меня (имя) валится на сыру землю борец-боец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь (трижды). И тем моим словом — ключ в море, замок на небе, от ныне и до века» (из собрания М. Забылина. 1880 г.).
Поговорим еще об одной стороне кулачного боя — технике ударов... ногами. Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было неоднозначным. Так, прославленные казанские суконщики — непревзойденные мастера стеношного боя, считали их «грязной» техникой. Не допускали подобные удары и рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного боя. Давайте представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои проводились преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды бойцов. Все они — в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и удерживает удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа). Основной тактический прием — удержание стенки строя, что достигается плотным прижатием к плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как инструментария боя. Во-первых — скользко. Во-вторых — тесно. В-третьих — трудоемко — большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т. д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали еще бои «сам на себя» и «сцеплялка-свалка». И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московских делах»: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре... с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям...» Другой заморский гость два века спустя, то есть в восемнадцатом столетии написал: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено».

Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.

Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог - Pa - символизирует собой стихию Огня, находящегося в непрестанном Движении. Третий слог - Гор - символизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога «до», объединяющего первый и последний, то это частица, указывающая на полноту действия, например: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "доспехи") и, наконец, достоинство. Именно полнота действия, которую в русском языке принято обозначать словом Дело, ставит в зависимость друг от друга Движение и Смысл (Идею).

В философском объяснении Радогора - это сочетание Смысла с Движением, порождающее Дело. На языке древнерусского символизма Радогора - это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть без воздуха (движение невозможно без организующей идеи), а воздух не может прийти в движение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и является внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зависит от нее.

Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa - это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога - бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с берегов которой они когда-то вышли! Неудивительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".

В свою очередь Гор - древнеарийский бог небесного пространства - имеет свой графический символ - круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.

Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной - символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.

В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и поэтому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на многогранность смыслов, скрывающихся за ними.

Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно организованному наступательному кулачному бою.

Само название школы помогает расшифровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда строился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большинство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые удары бьются в основном при одновременном выходе к противнику в диагональ, что соответствует принципу движения по дуге или в комбинации с круговыми перемещениями.

Радогора делится на три группы технических элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно прямым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов - это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.

В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, применяемых в Радогоре и пришедших из практики стеношного боя. А если учесть, что вся система основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Радогора так эффективна.

Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читателю школ восточно-азиатского и европейского бокса.

Прежде всего, "русский бокс" - в традиционном своем виде - никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении - например, только как вид состязательной культуры русского народа или только как вид прикладного единоборства. Кроме того, виды русского кулачного боя были насыщены обрядностью, что тоже нельзя не учитывать.

И состязательность, и прикладной навык, и обряд - все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.

По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулачного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25–30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка…

Не знаю, как в других местах, а, например, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количества боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бесконтактного каратэ.

Раз нельзя поставить стенку, то всегда можно набрать народу на сцеплялку - скажет читатель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание попробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.

Вот и получается, что традиционная русская система воспитания воинского навыка разрушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.

Теперь и в России, как когда-то на Востоке, носителями воинских знаний стали одиночки-профессионалы. Сегодня пробелы традиционного воспитания возмещают они. В силу изменившихся обстоятельств в поборчестве прижилась и схема обучения "учитель - ученик", что сильно отразилось на качестве обучения и его направленности. Сегодня занимающиеся стараются в первую очередь осваивать именно прикладную сторону кулачного боя, особо не углубляясь в историю и обрядность. Чисто спортивная сторона "русского стиля" тоже мало кого интересует.

Да и как развивать спортивный кулачный бой? Если вы наденете на кулачника боксерские перчатки и обезопасите поединок "благородными правилами", то и техника, и манера ведения боя ничем не будут отличаться от английского бокса - по крайней мере, такой вывод сделают обыватели. Остается сделать акцент на прикладной стороне кулачного боя и привести систему в соответствие с требованиями времени.

Итак, перечислим отличия русского кулачного боя:

1) Отсутствуют перчатки, бой ведется на голый кулак.

2) Отсутствуют запреты на удары в затылок, в спину, в пах, а также запрет на удары руками по ногам.

3) Отсутствуют запреты на удары локтями и предплечьями, а также на удары плечом и головой.

4) Отсутствуют запреты на проведение захватов с целью усиления удара свободной рукой, а также на проведение рывков и толчков.

Как видите, русский кулачный бой - это не спорт и не единоборство в чистом виде, так как его техника позволяет драться одному со многими. Это больше похоже на военно-прикладную систему, где главное - умение наносить удары руками. Отсюда проистекают и вышеперечисленные свободы, лишившись которых, кулачный бой исчезнет как явление.

Теперь перейдем к техническим отличиям:

1) Отсутствует способ защиты «блоком», - удар либо уводится в скольжение, либо от него уклоняются. Используется также способ вклинивания удара (перебивание своим ударом) и задавливание удара в начальной фазе развития.

2) Отсутствуют фиксированные зажатые стойки, бой ведется на основе высокой подвижности.

3) Отсутствуют концентрированные зажатые удары. Все удары ведутся от плеча, через ход локтя с применением принципа клинообразной концентрации.

4) Отсутствуют формальные технические стереотипы, хотя и существует большое количество различных ударов и технических построений.

Помимо указанных отличий, русский кулачный бой имеет и свои собственные стилистические нормы:

1) Четкая направленность ударов. Удары в основном наносятся по конечностям противника, а затем в голову.

2) Характерны высокая скорость проведения технических элементов и их разнообразие, а также выраженная серийность действий.

3) Отмечается стремление бойцами использовать скоростной и пластический потенциал, а также рефлекторная четкость их действий.

4) Ярко выраженная агрессивность действий при поддержке мощного взрывного потенциала психики.

После того как читатель составил себе представление о традиционных и современных видах кулачного боя, предлагаю перейти к подробному рассмотрению технической базы Радогоры.

В кулачном бою, как и в любой другой дисциплине, целесообразно начинать тренировку с разминки. В данном случае я рекомендую вам упражнения из пластической гимнастики комплекса Русской Здравы.

После того как вы размялись, можно поиграть в различные подвижные игры, чтобы пробудить свой двигательный потенциал. И вообще, чем более благоприятный настрой вы получите, тем меньше вероятность случайных травм на тренировке, тем более эффективно пройдут занятия.

Разбор техники кулачного боя мы начнем с засечных ударов. Традиционно разбор начинается с удара, называемого «пощечина». Удар выполняется плотно собранной ладонью, по направлению снизу вверх, через локтевую петлю, под углом 45° к линии атаки. На фотографиях показаны явь, правь, навь удара (рис. 1, 2,3).

Рис. 1



Рис. 2



Рис. 3


Следующим ударом в процессе обучения следует поставить затрещину:

Фаза 1 - схождение руки в удар через подкрут предплечья в локтевом суставе.

Фаза 2 - момент контакта с телом противника.

Фаза 3 - инерционный выход из удара.

Фаза 4 - распределение инерции в последующий удар.

После выполнения четвертой фазы удар может снова повториться через дополнительный импульс от плеча или перейти в другую форму. Затрещина увеличивает свой разрушительный потенциал, если удар будет наноситься не ладонью, а кулаком (рис. 4, 5, 6).



Рис. 4



Рис. 5


Рис. 6


Следующий удар засечного стиля называется распалина, которая в отличие от затрещины, выполняемой снаружи внутрь строго по горизонтали, выполняется сверху вниз по вертикали. На рисунках показана механика выведения удара (рис. 7, 8, 9, 10).

Фаза 1 - формирование удара через инерционный ход руки за спину.

Фаза 2 - рука размашисто движется назад - вверх.

Фаза 3 - предплечье, проворачиваясь в локте, устремляется вниз в удар.

Фаза 4 - кулак бьет в лоб или переносицу противника.


Рис. 7


Рис. 8



Рис. 9



Рис. 10


Атаковав противника, рука проваливается вниз и уходит в стабилизацию (рис. 11, 12, 13). На фотографиях показана связка мерцание - распалина, получившая в славяно-горицкой борьбе название перуница. Распалина имеет и свою разновидность - это так называемая косая распалина, которая бьется не строго сверху вниз, а по диагонали.



Рис. 11


Рис. 12

Рис. 13


Следующим ударом после распалины идет засечный стык. Удар выполняется движением изнутри наружу, по направлению сверху вниз под углом 45° к линии атаки. Засечный стык выполняется как кулаком, так и предплечьем (рис. 14, 15, 16). На фотографиях показано взаимодействие засечного стыка и буздычана. Засечный стык используется для перебивания удара противника или для атак верхнего яруса.



Рис. 14



Рис. 15



Рис. 16


Другим ударом этого типа является позёмный стык. Выполняется удар в строго горизонтальной плоскости изнутри наружу, являясь полным антиподом затрещины (рис, 17, 18). Выполняется поземный стык предплечьем или кулаком.



Рис. 17



Рис. 18


Следующий за поземным удар называется отножной стык. Название, как водится, отражает суть удара. Бьется отножной снизу от противоположного по отношению к бьющей руке бедра. Удар выполняется в подбородок противника либо сбивает его руки снизу (рис. 19, 20). Отножной стык бьется молотом кулака, называющимся кий.

Последним ударом сечи, замыкающим пространственный круг, является подплужный стык. Выполняется он снизу вверх, почти вертикально. Подплужный стык выводится кулаком с предварительным натаскиванием противника на себя (рис. 21, 22). На фотографиях показан подплужный стык с выходом на колено для усиления удара.

Второй группой технических элементов являются удары, получившие в русской традиции название ударов с крыла.



Рис. 20



Рис. 21



Рис. 22


Начнем мы разбор этих элементов с удара, имитирующего поперечный толчок древком копья. Этот удар, известный нам по былинам как "удар в полруки да поперек груди", в славяно-горицкой борьбе получил название ратовище (рис. 23). Ратовище объединяет в себе качества толчка и удара, наносится всей поверхностью предплечья полусогнутой руки. Удар готовят для глубокой атаки открытых поверхностей тела противника (рис. 24).


Рис. 23



Рис. 24


Также ударом ближнего боя, использующим всю поверхность предплечья, является рубильня или мзень. Выполняется удар в двух вариантах - в широкой амплитуде (рис. 25) и в закрытом, штурмовом варианте. Удар рассчитан на поражение рук и головы противника, развивается по диагонали сверху вниз.



Рис. 25


К ударам с крыла относятся и удары локтями, которые в русской традиции назывались сколы (рис. 26). На фотографии показан скол в голову. Основное отличие скола от ударов этого типа в других направлениях состоит в том, что скол наносится от плеча, по круговой амплитуде.



Рис. 26


Кроме ударов, о которых говорилось выше, почти любой из засечных ударов может превратиться в удар с крыла. Как показано на фотографиях, затрещину тоже можно бить с крыла, затем переходя на добивание сколом (рис. 27, 28, 29).



Рис. 27



Рис. 28



Рис. 29


Уместно упомянуть и тот факт, что Радогора может строиться и на использовании техники борьбы, например в качестве вспомогательного элемента. На фотографиях показано, как против косой распалины был использован залом, после чего противник был атакован подплужным стыком (рис. 30, 31, 32, 33).


Рис. 30



Рис. 31


Рис. 32


Рис. 33


Таким образом, как из свили, так и из Радогоры можно с успехом переходить в технику силовой или динамической борьбы. И наоборот, из техники борьбы можно сразу перейти в технику нанесения ударов.

Мы переходим к последней группе элементов, входящих в Радогору. Эта группа состоит из элементов стеношного боя.

Первое, с чего мы начнем разбор этой техники, - мерцающее сдерживание (рис. 34). В данном случае перед вами двойное мерцание. Этот элемент незаменим, если необходимо удержать вашего противника от действий или вытолкнуть его с дистанции ведения боя.



Рис. 34


Кроме элементов активной защиты, к которой помимо мерцаний принадлежат греко-римская защита, а также голубец (рис. 35) и створы (сдвоенная греко-римская защита"), в арсенале существует и несколько видов тактических ударов. Два из них я предлагаю вашему вниманию.


Прямой в стяжку (рис. 36, 37). Очень быстрый шокирующий удар, хотя и с ограниченным силовым потенциалом. Траектория выполнения удара такова, что им очень удобно вклинивать удары - при одновременной атаке головы или корпуса противника.



Рис. 36



Рис. 37


Второй, уже гораздо более мощный, удар называется кий (рис. 38), так как выводится сверху вниз молотом кулака. На фото показана связка мерцание-кий. Удар имитирует действия боевым молотом (рис. 39, 40).


Рис. 38



Рис. 39



Рис. 40


Еще одним тактическим ударом является прямой назад. Обычно удар выполняется с предварительным выходом в свилю (скрут с отрывом) (рис. 41).



Рис. 41


Наиболее показательным прямым ударом русского кулачного боя является раскачной стык. Это самый сильный удар русского кулачного боя- независимо от стилей и направлений. Удар выполняется широким амплитудным движением со всего плеча. Цель удара - центральная часть груди (солнечное сплетение). Для достижения цели кулак немного заваливается вниз, что позволяет достигать наибольшего поражающего эффекта (рис. 42).



Рис. 42


Развивается раскачной стык от спины. Локоть ударной руки заводится за спину с прижатием лопатки. Проворачивая Руку в плече, боец выбрасывает ее вперед, выполняя при этом двойное скручивание кулака и корпуса (рис. 43, 44, 45).



Следующий удар стеношного боя получил название прямой с подтока, или подток. Удар выполняется с обязательным выносом веса тела вперед, при этом в удар вкладываются и инерция падения, и вес перемещенного тела одновременно (рис. 46, 47, 48).



Другая особенность прямого с подтока в том, что сначала вперед выдвигается предплечье - для предварительного сбивания руки противника. Не прерывая Движения вперед на этой фазе, кулак перемещается в направлении лица противника, вверх (рис. 49, 50).



Рис. 49


Рис. 50


Следующий удар - растяжной стык (рис. 51, 52). Выбрасывается вперед за счет мягкого, но быстрого скручивания корпуса. Получается, что растяжной стык использует инерцию движения корпуса. Рука в ударе скручивается наружу.



Рис. 51


Рис. 52


Этот удар имитирует фехтовальный прием, который построен на пропускании встречного прямого вдоль груди (рис. 53, 54, 55, 56). Еще одним сильным ударом русского кулачного боя является прямой с косача, или косач.



Косач выполняется в строго горизонтальной плоскости, поэтому наносится в основном в корпус противника. При выигрыше в росте один из противников может с помощью косача успешно атаковать голову соперника. Это, повторяю, один из наиболее сильных ударов. Формируется косач через передачу импульса от одного плеча к другому с последующим усилением его за счет скручивания корпуса. На фотографиях (рис. 57, 58, 59) показана третура (связка из трех элементов): мерцание-пощечина - с косача.



Рис. 57



Рис. 58



Рис. 59


Последним из разбираемых ударов в этой книге станет буздыган. Он также является одним из самых сильных ударов русского кулачного боя. Идеальным образом поставлен буздыган на поражение головы. Удар выполняется из уключного устава, ходом локтя назад - вверх через поворот в плечевом суставе. После посыла руки вперед выполняется скручивание руки в локтевом суставе внутрь с одновременным разгибанием руки в нем, при этом кулак разворачивается так, что большой палец оказывается внизу (рис. 60, 61, 62).


Рис. 60, 61,62


На фотографиях показано стандартное взаимодействие мерцающего сдерживания, переходящего в натаскивание противника на себя, и буздыгана (рис. 63, 64).



Рис. 63



Рис. 64


Кроме классической формы буздыгана существует и его разновидность - падающий буздыган.

Выполняется эта форма при быстром выходе к противнику в перпендикуляр. Выход в перпендикуляр, или, как говорили на Руси, в крест, выполняется с помощью отрыва ног со скрутом, после чего наносится буздыган. Для освоения падающего буздыгана предлагаю волчью связку (двойное мерцание-буздыган) (рис. 65, 66).



Рис. 65



Рис. 66


Для закрепления в Радогоре навыка взаимодействия рук предлагаю вашему вниманию одну из базовых связок стеношного боя, которая в славяно-горицкой борьбе известна как вечная связка.

Она построена по принципу третуры, следовательно, в ее составе имеются три основных элемента, выполняемых поочередно.

Итак, ваше мерцающее сдерживание атакует выдвинутую вперед руку противника, при этом предплечье руки, выполняющей мерцание, перекрывает возможную траекторию движения свободной руки противника. Тем временем ваша свободная рука (в данном случае правая) выполняет буздыган в голову противника. После выполнения удара ваша рука моментально принимает позицию греко-римской защиты, которая продолжает выталкивание тела противника по линии атаки.

Почему связка называется вечной? Потому, что после выполнения ее последнего элемента вы опять можете переходить к ее первому элементу, и так до бесконечности; получается цепочка циклически повторяющихся элементов (рис. 67, 68, 69, 70).



Рис. 67


Рис. 68



Рис. 69


Рис. 70


В завершение этой главы хотелось бы сориентировать читателя на качественное изучение представленного в ней материала. Прежде всего хочу напомнить, что в боевой ситуации скорость выполнения элементов должна соответствовать трем-четырем элементам в секунду. Соответственно на тренировках необходимо планомерно добиваться не только координации и слаженности действий, но и выхода на максимально высокие скоростные показатели.

Еще одним важнейшим фактором успеха ваших действий можно считать овладение принципом клинообразной концентрации. Этот принцип отражен на рис. 71.



Рис. 71


До момента контакта с телом противника ваша рука должна быть полностью расслаблена, но по мере приближения к цели кулак должен сжиматься. Максимальное сжатие кулака должно соответствовать максимальному приложению усилия, после чего рука опять расслабляется. Таким образом клинообразная концентрация построена по закону триглава, отражая все его стадии: явь-правь-навь. Более того, на начальных этапах обучения нужно стараться синхронизировать стадии клинообразной концентрации со стадиями акта дыхания. В результате мы убедимся, что фаза входа руки в удар соответствует выдоху, а фаза сброса концентрации соответствует задержке дыхания.

На каждом уровне человек осваивает принципы и работы с определенным видом оружия, в т.ч. с разными ножами. В последующих уровнях оружие добавляется, а принципы углубляются в понимании. Так, если мы говорим о ножах, на первом уровне изучают работу с канарским ножом, на втором — с каменным, а на третьем — с навахой.

В этой публикации вы увидите примеры демонстраций испанского кулачного боя как следствие работы с ножом. Демонстрации провели мастера школы — академик УАН и директор ШИФ «Дестреза Ачинеч» .

1. Кулачный бой как работа канарским ножом

Вы привыкли, что первый уровень — это некий уровень для новичков, тех, кто только пришел и никогда в руках никакого оружия не держал. Но эта школа — рыцарская. Здесь нет новичков. И первый уровень здесь – это уровень оружия, уровень определенной подготовки. Как вы знаете, и испанская палка Толедо и другое оружие требуют хороших умений. На этом же уровне учатся работать с Канарским ножом («cuchillo canario»).

2. Кулачный бой как работа каменным ножом

С одной стороны, мы учимся работать каменным ножом. Он тяжелый, и сегодня его никто уже не использует. Однако это понадобится нам на третьем уровне, когда мы будем учиться работать с навахой. Кроме того, учитывая, что каменный нож сделан по образу человеческого кулака, работа с ним готовит нас также к кулачному бою и дает умение обезоруживать противника. Таким образом, владение каменным ножом дает возможность научиться вести рукопашный бой, а также использовать подручные средства, если вы остались один на один с вооруженным противником

3. Кулачный бой как работа навахой

Этот клинок довольно универсален и буквально создан под обратный хват (норманнский) для нанесения «пробивающих» ударов.

Вот так выглядит испанский кулачный бой. Отличается он от русского — методикой и ударами. Такие удары, которые есть в испанском бою — их нет в русском. И, соответственно, в русском кулачном бою есть такие удары, которых нет в испанском кулачном бою. Хорошо знать оба кулачных боя.

Испанский кулачный бой отличается от русского кулачного боя тем, что имеет несколько другую конфигурацию. Конфигурация именно в методике тренировки и в нанесении ударов. В испанском 5 стадий тренировки, а в русском кулачном бое — 8. Но по мне эта методика подготовки крайне интересная. Русская — долгая, а испанская — быстрая. Именно этот кулачный бой изучается на втором уровне нашей школы — после выведения из равновесия. Из испанского кулачного боя вырастает африканский бой, где 2 палки в руках, одна — это щит, а другая — бьющая. Методика обучения такая же как в бое с палками, так и кулачному бою, и, соответственно, точно такая же методика обучения боя с ножом. Как вы видите, испанская система лежит в основе южно-африканской и всей африканской системы воинских искусств. Испанский кулачный бой называется Ачипеке. — комментирует профессор Дестрезы Олег Мальцев.

Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.

Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.

В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.

Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.

Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.



mob_info