Полеты без парашюта с крыльями на одежде. Вингсьют – что это такое и где можно прыгнуть

Спортсмены, занимающиеся полетами в вингсьюте, выглядят как супермены из голливудских фильмов. Но это вполне реальные люди, которые, используя специальные костюмы и имея соответствующую физическую подготовку, освоили полеты в небе, пусть и не на дальние расстояния, но без специальных летательных механизмов.

Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм–крыло»), этот специальный комбинезон используется в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта, которая окончательно сформировалась в 1990-е годы, когда массовое увлечение парашютным спортом привело к появлению различных направлений внутри него и к созданию уникального костюма. Создателем этого чуда был француз Патрик де Гайардон, а идейными вдохновителями выступили белки-летяги.

Летные характеристики вингсьюта в основном определяются площадью «крыльев». Форма и размеры крыльев зависят от модели костюма, но общие принципы работы у них идентичны. Есть модели, у которых крылья крепятся к рукам и корпусу и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой - они образуют четырехугольник и имеют самую большую площадь. Чем больше «крылья», тем более профессиональным считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.


Вингсьют позволяет спортсмену управлять полетом. Специальный двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой они легко удерживаются руками. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники. При полете спортсмена вперед они создают подъемную силу. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног также разъемные, что обеспечивает свободу движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.

Благодаря вингсьюту можно снизить вертикальную скорость до 35-40 км/ч и увеличить горизонтальную скорость полета относительно земли до 350 км/ч (и даже больше). При этом дальность горизонтального пролета, может превышать 10-15 км. А мировой рекорд по дальности полета, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 30 километров 400 метров.


В последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полеты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Обычно полет выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это помогает парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, поворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы и получить незабываемые впечатления!

Несмотря на кажущуюся простоту и легкость полета, вингсьют предназначен только для очень опытных парашютистов, имеющих за плечами не менее 200 прыжков с парашютом и тщательную подготовку к полетам. Но это так захватывает, что все больше и больше людей по всему миру присоединяются к этому удивительному виду парашютного спорта. Ведь подобный полет очень напоминает полет птиц, к чему так давно стремилось человечество.

Несколько лет назад в Интернете начали появляться завораживающие видеоролики, в которых люди планировали с большой высоты в специальных костюмах, больше всего похожих на огромные перепонки между конечностями у белки-летяги. Этот костюм называют вингсьют, а сам сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. В части словообразования тут все предельно просто. Wing – крыло, suit – костюм.

Вингсьют – особый костюм-крыло, позволяющий наполнять «перепонки» между ногами, руками и туловищем пилота набегающим потоком воздуха, в результате чего появляется возможность осуществлять планирующие полеты. Для приземления такие крылья, конечно же, не годятся. По этой причине за спиной у пилота есть обычный парашют, в связи с чем вингсьютинг считается разновидностью парашютного спорта.

Появление и развитие вингсьютинга

При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.

Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.

Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.

К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.

Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.

В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:

  • вместо двух крыльев их стало три;
  • крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).

Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.

Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:

  • вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
  • вингсьют-акробатика.

В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.

Правила вингсьютинга

Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.

Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.

Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.

Проксимити-полеты

Экстремалам удалось связать вингсьютинг с бейсджампингом, в результате чего появилась отдельная дисциплина под названием «проксимити-полеты» (от английского proximity – близость). Она предполагает прыжки со скал с полетом вдоль склона в нескольких метрах от него. Для «проксимити» пилоту необходимо иметь отточенную технику управления костюмом-крылом.

Страх и риск в вингсьютинге есть всегда. В преодолении и того, и другого лучше всего помогают регулярные прыжки. Профессионалы рекомендуют прыгать понемногу и постоянно, а не много и запоями, так как психика не должна отвыкать.

Вингсьютинг продолжает активно развиваться, а занимающиеся им экстремалы каждый год берут новые невероятные высоты. Например, уже есть, как минимум, две удачные попытки приземления с вингсьютом без парашюта. Обе они принадлежат британскому каскадеру Гэри Коннери, который сначала благополучно приземлился на огромную кучу уложенных в несколько слоев картонных коробок, а затем на воду итальянского озера Гарда.

В августе 2017 года экстремал в вингсьюте пролетел сквозь водопад в горах Норвегии. В конце ноября 2017 года двое вингсьютеров из Франции прыгнули с горы, после чего смогли влететь в пролетавший самолет. Этот трюк они посвятили Патрику де Гайардону.

Для занятия разными видами спорта необходимо специальное снаряжение. Для прыжков с высоты и планирования по воздуху используется костюм, который называется вингсьют. Он имеет важные детали, от которых зависит цена такой спецодежды.

Что это такое вингсьют?

Современный специальный комбинезон, используемый в экстремальном виде спорта, который подразумевает совершение прыжков с высоты, называется вингсьютом. Он имеет необычные элементы, позволяющие сократить ускорение свободного падения за счет создания небольшой подъемной силы. Между ногами и под руками к костюму приделаны специальные перепонки, похожие на те, что есть у летучих мышей. Вингсьютинг зародился в 90-е, когда увлечение парашютным спортом стало массовым и хотелось получить что-то более экстремальное.

Вингсьют – скорость

Специальный костюм помогает сократить ускорение свободного падения, благодаря чему человек может получить невероятное удовольствие. Прыжки с вингсьютом совершаются с разных поверхностей, и вертикальная скорость полета снижается до 100 км/ч, а вот длительность свободного падения доходит до 2-х минут. Стоит заметить, что некоторые мастера могут летать в горизонтали до 3-х минут. В результате подсчета можно сделать вывод, что снижаясь на 1 км, человек пролетает 2-2,5 км по горизонту.

Вингсьют – где можно прыгнуть?

Есть два варианта, каким образом можно совершить прыжок, надев костюм вингсьют. Как и обычные парашютисты, прыгать можно с самолета и вертолета, просто сначала спортсмен «летает», а затем он уже раскрывает парашют и выполняет приземление. Полет на вингсьюте можно совершить и прыгнув со скалы или другого высокого строения. В таком случае важен хороший разбег и открытая территория.

Костюм вингсьют

Среди спортсменов и людей, знакомых с этим направлением, комбинезон вингсьют называют костюмом белки или человека-птицы. Есть версия, что француз, который разработал прототип современного вингсьюта, использовал принцип полета белок летяг, но мало кто в это верит. Вингсьют без парашюта имеет хорошие летные характеристики благодаря площади и особенностям «крыльев».

Многочисленные модели имеют разную форму и размер. Есть варианты, которые крепятся к рукам и корпусу, а еще соединяют ноги. Они имеют небольшую площадь и повторяют силуэт птицы. Есть комбинезоны с крыльями, которые соединяются между собой, образуя четырехугольник. В большинстве случаев спортсмены пробуют полетать в разных моделях, а затем подбирают для себя самый удобный вариант.

Сколько стоит вингсьют?

Пошивом костюмов занимается несколько компаний, которые предлагают разные модели широкой ценовой категории. Если интересует, за сколько можно купить костюм для вингсьюта, тогда следует знать, что стоимость хороших комбинезонов колеблется в пределе от $750 до $1750. Есть варианты и подешевле и обойдутся они в $400 и такая спортивная одежда представлена от французского производителя Fly Your Body. Люди, которые профессионально занимаются этим спортом, могут приобрести для совершения прыжков в стиле BASE с гор костюм за $3000.

Вингсьют – обучение

Назвать вингсьют безопасным направлением в спорте нельзя, поэтому для занятий необходимо пройти подготовку, которая включает обучение в парашютной школе и вступление в парашютный клуб. Инструктор по вингсьюту выдаст заверенную книгу для учетов полетов, и если актуального допуска нет, тогда должен быть совершен контрольный прыжок. Нужно будет купить вингсьют, страховочный полис и пройти медицинский осмотр.

Для собственной безопасности рекомендуется пройти базовый курс прыжков и иметь за плечами практику во фрифлае, чтобы иметь навыки управлением телом, находясь в любом положении, например, вниз головой или на спине. Кроме того, что нужно купить специальный комбинезон, еще следует приобрести парашютную систему, шлем, перчатки и обувь. Если не хотите покупать экипировку можно взять напрокат.

Как управлять вингсьютом?

Начинать заниматься этим видом парашютного спорта специалисты рекомендуют не раньше, чем после совершения 200 прыжка с обычным парашютом. Вингсьют – спорт, который требует от человека отличного владения своим телом. Управление чудо-костюмом происходит в результате изменения угла падения и положения тела. Все модели вингсьютов имеют специальный механизм быстрого отсоединения, благодаря чему можно выбрать свободный режим полета, а не планирование. На некоторых моделях разъединяется мембрана между ногами, чтобы не сковывать движения во время приземления.


Вингсьют – как приземляются?

Поскольку прыжки с вингсьютом – разновидность парашютного спорта, правила приземления идентичны:

  1. Приземление вингсьют начинается с высоты до 150 м, и в этот момент спортсмен должен находиться лицом к ветру.
  2. На высоте от 100 до 150 м нужно подготовиться, соединив ноги в коленях и ступнях, и учитывая скорость ветра, вынести их вперед. Если погода штилевая, тогда они должны быть практически в вертикальном положении, полусогнутыми в коленях. Ступни ног удерживайте параллельными земле.
  3. Земли должны коснуться одновременно обе ноги полной ступней. Учтите, что для уменьшения силы удара, следует слегка согнуть ноги в коленях и держать их напряженными. Не нужно стараться устоять на ногах и лучше упасть вперед или на бок.
  4. Чтобы погасить купол парашюта, необходимо взять несколько нижних строп и потянуть их к себе, перехватывая руками. Делать это следует до того, пока результат не будет достигнут.

Вингсьют – статистика смертности

Чтобы разобрать риски, связанные с вингсьютом, нужно учитывать, что есть два варианта:

  1. Прыжок с самолета. Человек может получить травму или даже умереть из-за неправильного приземления, нераскрытия парашюта, открытия запаски на маленькой высоте, неисправности парашютной системы и вингсьюта. Смертность составляет от 0,001% до 0,03% всех выбросов из самолета.
  2. Прыжки BASE. Все чаще можно услышать сообщения, что спортсмен вингсьют разбился, прыгая со скалы. Это очень рискованный спорт и основные опасные факторы следующие: непредсказуемый рельеф, неправильно рассчитанная траектория полета, неудачный начальный прыжок, неисправность костюма и нестабильность полета. Согласно статистике примерно 30% спортсменов разбиваются после удара о склон горы. Вингсьют – вид спорта, при котором смертность составляет от 0,1% до 0,2% всех BASE.
С ПЯТНИЦЕЙ..!

Вам не изведать радость птиц, несущихся в полете,

— Ведь вы в тюрьме своих пяти убогих чувств живете.

Уильям Блейк. Бракосочетание Рая и Ада

Я просто уверена, что можно научиться летать.
Конечно, шлепнуться на землю не сладко,
но ведь не обязательно начинать сразу с большой высоты.

Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок

ВИНГСЬЮТ ЭТО: — ЛЕТАТЬ КАК БЕЛКО.
8 ЗАКОНОВ ПОЛЕТА

Салют! Разбег длиной в неделю закончился. Прыжок, — летим в выходные. Попутно узнаём тонкости той разновидности парашютного спорта (да-да), которую неоднократно наблюдали во всяких бодрящих видео, например “People are awesome!” .

1. Откуда растут крылья

Принцип работы вингсьюта (в переводе с англ. «костюм-крыло») человек подсмотрел у белок-летяг. Грызуны планируют с дерева на дерево с помощью перепонки, которая натягивается у них вдоль тела, когда они растопыривают лапы.

Первый вингсьют был изобретен в 30-е годы прошлого века. Однако потребовалось еще 60 лет, чтобы довести его конструкцию до ума. Во-первых, в костюм нужно было интегрировать парашют (необходим для приземления) так, чтобы он не мешал планированию. Во-вторых, долго не получалось сделать перепонки-крылья, которые позволяли бы предсказуемо управлять вингсьютом.


2. Французские ребра

Современный вингсьют появился лишь в конце 90-х. У этого костюма две перепонки натягивались, когда парашютист разводил в сторону руки, а третья — когда ноги. Все три крыла состояли из двух слоев материи, верхнего и нижнего, и надувались, когда в них попадал набегающий воздух через расположенные в передней части костюма воздухозаборники. Кроме того, в перепонки были вшиты ребра жесткости, которые помогали крыльям сохранять форму и менять аэродинамические характеристики, когда человек начинал двигать конечностями. Этот костюм изобрел француз, увлеченный парашютист и изобретатель Патрик де Гайардон. С тех пор все вингсьюты шьют по этим принципам, хотя конструкция постоянно дорабатывается.

3. Под крылом самолета

Перепонки фактически превращают весь костюм в крыло. Чтобы оно начало работать, нужен набегающий поток воздуха. У самолетов такой поток создает двигатель, толкая фюзеляж вперед. Когда парашютист в вингсьюте прыгает из летящего самолета, он сразу начинает планировать в горизонтальной плоскости, так как у него уже есть высокая начальная скорость.

Это самый простой тип полетов в «костюме-крыле», и с него обычно начинается обучение. Правда, в нормальной парашютной школе прежде надо будет доказать, что ты соверши-л как минимум 200 прыжков с обычным парашютом-крылом. Этот опыт нужен для того, чтобы без проблем выпрыгнуть из самолета и чтобы принять единственно правильное положение для штатного открытия купола при приземлении.

4. С обрыва

Необходимую для горизонтального полета скорость (60-90 км/ч) можно набрать и за несколько секунд вертикального падения, под действием силы тяжести. Для этого надо подняться на высокую гору или, например, здание и прыгнуть вниз. Чем выше точка старта, тем длиннее разгонная часть падения, тем быстрее и дальше ты полетишь вдоль горизонта. А еще можно планировать, прижимаясь к склону горы, — это называется «проксимити» , и тут нужна отточенная техника управления вингсьютом. Это самые рискованные прыжки, но и самые интересные, зрелищные. По большому счету, все хотят прыгать только в горах.

5. Полет вниз

В вингсьюте нельзя набрать высоту, слишком мала площадь крыльев. Но для ощущения полета достаточно и того, что хороший парашютист в хорошем костюме в среднем пролетает 2-2,5 м по горизонтали на каждый потерянный метр высоты. Преодолеть в таком режиме 10-20 км, прыгая с самолета, — вполне достижимо.

Полеты в вингсьюте — погодозависимый вид спорта, но ветер может помешать только в момент старта с неподвижной стартовой точки. Например, он просто не позволит отлететь от скалы. В полете проблем из-за турбулентности не возникает. На скорости планирования в вингсьюте ты просто прошиваешь любые воздушные потоки.

6. Страх

К прыжкам в вингсьюте, в отличие от обычных прыжков с парашютом, невозможно привыкнуть. Страшно всегда. Просто страх бывает разный. Постепенно начинаешь понимать, что он имеет массу градаций, учишься им управлять. По сути, тебе надо делать очень простые, с точки зрения моторики, движения, но в состоянии жесткого стресса. Тренируется это только постоянными прыжками. Всегда лучше прыгать немного, но регулярно, чем много, но запоями. Чтобы психика не отвыкала.

7. Риск

Рассказывает Валерий Розов двукратный чемпион мира по парашютному спорту, многократный чемпион России по парашютному спорту, чемпион X-Games по скайсерфингу (1998 г.)

Он присутствует всегда. Но есть условия штатные, а есть выходящие за привычные рамки. Во втором случае ты анализируешь ситуацию и прикидываешь, что к чему. Если речь об обычном тренировочном прыжке (третьем за день, с этого места я уже прыгал 50 раз), и мне что-то не нравится, то я пойду вниз пешком. Но если я собирал экспедицию в эту точку 1,5 месяца и другого шанса прыгнуть не будет, то я готов сильно рискнуть.

Когда летом 2011 года я прыгал с Монблана, там был порывистый ветер.
Но, продумав, куда буду приземляться, если что-то пойдет не так, я решил действовать. Полет и в самом деле пошел не по плану, до подножия горы я не дотянул, но благополучно приземлился на запасной площадке на леднике Бренва. А, например, год назад на вершине горы Шивлинг в Гималаях (6420 м) пришлось проторчать несколько дней, дожидаясь подходящей погоды. Результат: прошел более 4 км по горизонтали со скоростью около 200 км/ч, перепад высот — порядка 2200 метров.

8. Вингсьют и спорт

Полеты в вингсьюте уже признаны Международной федерацией воздухоплавания видом спорта. Правда, пока соревноваться можно только в групповом построении фигур в воздухе — грубо говоря, у кого больше сцепившихся в полете участников. Кроме того, проводится много любительских неофициальных соревнований по полетам в вингсьюте в горах. В основном это прыжки с GPS-датчиком, который снимает данные о скорости, дальности и качестве полета. Например, я разгонялся до 200 км/ч, а рекорд скорости — 363 км/ч.

Но люди, по большому счету, прыгают не ради спортивных достижений, а ради ощущения полета. Человек может представить себе, что такое альпинизм, ни разу не побывав в горах. С рюкзаком идешь в гору — на это воображения хватает. А что я чувствую, когда свободно перемещаюсь в трехмерном пространстве, я вам передать не могу. Но ради этого стоит рисковать.

От чего люди не летают, как птицы?! Зато люди научились летать, как белки-летяги в костюмах вингсьют. 🙂

Вингсьют , не дословно конечно, означает белка-летяга, летучая мышь или костюм-крыло. А люди, которые занимаются таким красивым и невероятно , летают хоть и не совсем, как птицы, но по дальности полета могут с белками-летягами посоревноваться.

Идея свободного полета, используя только безмоторное крыло , давно интересна человеку. И он все ближе подбирается к возможности соорудить нечто подобное, чтобы можно было покорять воздушное пространство без какого-либо технического оборудования.

Прототип костюма, который используют современные человеки-летяги или вингсьют-спортсмены , изобрел француз Патрик де Гайардон в середине 1990-х годов. Представляет он собой три двухслойных крыла, которые надуваются набегающим потоком воздуха.

Как и крылья для дельтаплана, крыло вингсьют сшито из специальной ткани, внутрь которой вставляются нервюры или по-простому перепонки, как у летучей мыши или белки-летяги, чтобы создать во время полета обтекаемое крыло необходимой жесткости. Костюм вингсьют замедляет падение парашютиста в и увеличивает горизонтальную скорость перемещения.

Дальность и качество полета зависит не только от профессионализма спортсмена, но и от аэродинамических свойств крыла. Француз Патрик де Гайардон впервые совершил успешный на своем крыле в 1996 году, прыгнув вниз из самолета. Гайардон постоянно совершенствовал и технику пилотажа, и свое изобретение - костюм для полета.

Он научился летать не просто вниз, а вперед, что и является основой современного полета в вингсьюте . К сожалению, прожить долгую спортивную жизнь Гайардону не удалось, он погиб после очередных экспериментов с парашютной системой.

Ведь летчики бьются не в воздухе, а на земле. Парашют, который использовал для приземления спортсмен, после очередных улучшений не сработал. Для того, чтобы стать вингсьют-спортсменом обязательно нужно вначале иметь опыт спортсмена-парашютиста и не менее 200 прыжков за плечами.

Современные костюмы для вингсьюта имеют много технических усовершенствований, оснащены механизмами быстрого отсоединения. Это помогает спортсменам выбирать лучший режим полета. Самые умелые пилоты вингсьюта умеют продержаться в полете до 2 минут. Для свободного приземления используется разъемная мембрана между ног.

В последнее время стали популярными прыжки в костюме белки-летяги с высоких скал. Здесь важно умение прыгнуть так, чтобы совершать полет на безопасном от скалы расстоянии и, следуя рельефу гор, вовремя раскрыть парашют и удачно приземлиться.

В заключение хочу предложить вам для просмотра два ролика об этом красивом виде спорта - вингсьюте .

В первом ролике меня поразила девушка-спортсменка своим предполетным спокойствием. Кажется, что она относится к своему увлечению, как к легкой развлекательной прогулке. Перед прыжком с высоченной скалы она прихорашивается, красит губы и как ни в чем не бывало шагает в пропасть.



mob_info