Подойдет ли йога Айенгара новичкам и с чего начать практику? Йога Айенгара для начинающих: познание своего духа.

Следование правилам здорового образа жизни во всем мире приобретает все большую популярность, и одним из методов, способствующих этому, становится древнее искусство йоги. Среди множества ее направлений лидерство принадлежит древнейшей хатха-йоге – и, в частности, совсем молодому ее ответвлению, йоге айенгара. Итак, айенгара йога – что это? В чем ее отличия от других практик? Что она может дать своим последователям? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в данной статье.

В 1937 году Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар – совсем молодой 19-летний индиец, с детства отличавшийся слабым здоровьем – по совету своего учителя принял решение самостоятельно поправить его, обратившись к практикам своих предков и начав серьезно заниматься йогой. За несколько десятилетий изучив сотни известных комплексов, гуру обнаружил возможность во многом дополнить и модифицировать их – в результате, в 1975 году создав совершенно новое направление, состоящее из немногим более чем 200 асан. К тому времени мастер был уже известен всей Азии, а в среде преподавателей йоги и ее последователей активно расходились написанные им книги. Благодаря йоге, этот некогда болезненный юноша кардинально изменился. Он превратился в почитаемого, много ездящего по миру и отличающегося великолепным здоровьем человека, благополучно дожившего до 95 лет, получившего множество наград и в определенный период даже входившего в ТОП-100 самых влиятельных людей планеты.

История распространения учения

Изначально йога айенгара для начинающих получила столь стремительный резонанс, что удивила невероятной популярностью даже своего создателя. В память о рано умершей жене гуру уже в год официального основания нового учения решил открыть Мемориальный институт ее имени. За следующие полтора десятилетия число последователей, начавших проводить занятия по методу Айенгара, достигло 10 миллионов, а сам Беллур Кришнамачар, оставив преподавание, сосредоточился на популяризации йоги и поездкам по миру.

В Россию йога практика айенгара пришла в начале 1990-х годов. А глубокое уважение к основателю привело к тому, что в 2009-м гуру во второй раз приехал сюда с визитом по приглашению нескольких практикующих школ.

Сущность, идеология и отличительные особенности йоги Айенгара

О том, что такое йога айенгара и в чем ее отличия от других практик лучше всего говорят следующие факты:

  • принципиально важным является правильное расположение тела;
  • каждая поза предполагает максимальный уровень раскрепощения;
  • все асаны выполняются без малейшего напряжения;
  • для каждой из них существует несколько различных вариаций сложности исполнения, благодаря чему йога одинаково подходит как новичкам, так и адептам с опытом.

Методы снижения нагрузки на мышцы

Как было отмечено выше, в этой разновидности йоги нагрузка при любых упражнениях может быть минимальной. Достигается это тем, что для многих асан предусмотрено предельно простое, но эффективное оборудование для йоги айенгара – по существу обычные подручные материалы, в т.ч.:

  • кирпичи или деревянные бруски;
  • специальные ремешки;
  • скатанные валики;
  • обычные стулья;
  • тонкие одеяла и пр.

Какую помощь оказывает такой инвентарь? В йоге айенгара широкое распространение получили различные позы стоя. Однако далеко не каждому под силу с первого раза дотянуться кончиками пальцев до пола при прямых ногах. С этой целью и используется ремешок – накидываемый на ступни и позволяющий «подтягивать» руки к подошвам, прикладывая намного меньше усилий.

Та же ситуация возникает и при необходимости наклонов и фиксации позы с ладонями на полу. Первоначально руки достаточно упереть в два-три поставленных друг на друга кирпича или бруска. Затем, по мере набора гибкости позвоночником, такие упоры будут последовательно убираться.

Интересен также тот факт, что учение Айенгара позиционируется и как . Худеть с помощью глубоко продуманных великим гуру асан действительно удается довольно быстро, что подтверждают многочисленные отзывы практикующихся, в первую очередь женщин.

Ознакомительный курс

Стоит отметить, что в абсолютном большинстве случаев новичкам по всему миру советуют не сразу приступать к занятиям, а предлагают прослушать ознакомительный курс (сопровождаемый многочисленными фото и видео). В школах йоги его можно назвать «нулевым этапом», и присутствующим на нем в общих чертах дают информацию следующего содержания:

  • история происхождения айенгара йоги и ее значение;
  • жизненный путь ее основателя;
  • как работают методы учения;
  • каких результатов удается достичь, посвятив хотя бы часть своего времени йоге и пр.

Помимо этого, слушателей знакомят с основными асанами с помощью видео, а также рассказывают о принципах перехода с более простых на более сложные уровни.

Последовательность этапов


Переход с этапа на этап

Такой переход сильно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых – и в среднем занимает от одного до двух лет для каждого этапа при условии посвящению занятиям хотя бы трех дней в неделю.

Женский вариант айенгара йоги

Отдельным направлением в учении знаменитого гуру стала айенгара , появившаяся благодаря жене и верной спутнице жизни Беллура Кришнамачара – Рамани, а также их дочери Гите. Особенностями женского варианта стали не только асаны, учитывающие физиологические отличия женского тела от мужского, но и эмоциональная составляющая, необходимая для достижения женщиной гармонии, прежде всего, в собственной голове. Впоследствии Гитой Айенгара была написана и издана отдельная книга, посвященная женской йоге – причем главным ее посылом было убеждение в возможности женщины серьезно отсрочить старение благодаря занятиям йогой для тела и для души.

Победа над болезнями

Примеры устранения самых серьезных опорно-двигательных и неврологических проблем с помощью йоги давно и внимательно изучены и многократно зафиксированы специалистами. Ею активно занимаются не только обычные обыватели, но и многие звезды истеблишмента, бизнеса и артистической богемы. Йога в прямом смысле является путем к здоровью – и айенгара йога в этом не исключение.

Широко известен случай с одной известной танцовщицей, неудачное падение которой едва не приковало ее навсегда к инвалидному креслу. Отчаявшись получить помощь традиционной медицины, женщина обратилась к Сундараджу Айенгару – и после того, как тот смог поставить ее на ноги, превратилась в его преданную ученицу и человека, посвятившего всю свою последующую жизнь популяризации уникальной йоги, способной побеждать тяжелейшие болезни.

Этот стиль йоги получил название по имени основателя – БКС Айенгара.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился 14 декабря 1918г. В 16 лет, чтобы улучшить здоровье, он начал обучение у Шри Тирумалай Кришнамачарьи . Занятия с ним были жесткими и динамичными, что предполагало большие физические затраты. Такая активная практика давалась ему тяжело, что натолкнуло на мысль о необходимости создания более щадящего метода.

Первые уроки он начал проводить еще юношей, ведя классы для женщин. После изучения теоретических материалов и получения практического опыта преподавания, Айенгар начал адаптировать йогу под возможности неподготовленных, ослабленных и больных людей.

Особенности Айенгар йоги

Решив сделать свой метод доступным для большинства, Айенгар предложил использовать дополнительные приспособления. Это позволило эффективно заниматься не только физически подготовленным людям, но и тем, кто недавно перенес травмы или имеет хронические заболевания.

Валики, одеяла, кирпичи, ремни, стулья, веревки – это часть приспособлений, которые используют приверженцы данного направления. Оборудование делает практику безопасной, комфортной и уменьшает болезненные ощущения, помогает отстроить асану правильно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Айенгар йога – путь к здоровью

Большое внимание Айенгар уделял оздоровлению организма. Он добивался терапевтического воздействия за счет кропотливой отстройки асан и длительного нахождения в них. Статическое удержание позы воздействует не только на мышцы, связки и суставы, но и на психологическое состояние практикующих. Осознанное выполнение оздоравливает и тело, и психику занимающихся.

Уроки Айенгар йоги: кому подойдут?

Занятия по методу йога Айенгара отлично подойдут начинающим практикам. Особое внимание на них уделяется выравниванию тела и его симметричной отстройке. Поэтому люди, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, смогут увидеть положительную динамику после первых занятий.

Уровни занятий

Этот метод содержит комплексы для начинающих и продолжающих. Существует 4 уровня: начальный-1, начальный-2, основной и интенсивный. Иногда выделяют подготовительный уровень – он является подготовкой к более сложным занятиям.

Во всех последовательностях особое внимание уделяется асанам стоя и перевернутым асанам.

Книги Айенгара

Айенгар написал множество книг, где описывал свою методику. В них можно найти комплексы по йоге Айенгар для всех желающих. В том числе есть занятия терапевтической йогой, где специальные программы составлены для борьбы и профилактики множества заболеваний. Мы рекомендуем к прочтению:

  • «Свет жизни: Йога» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение йоги - йога дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Прояснение пранаямы - пранаяма дипика» Б. К. С. Айенгар
  • «Йога. Путь к здоровью» Б. К. С. Айенгар
  • «Комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали» Б. К. С. Айенгар

Йога – жемчужина для женщин

БКС Айенгар совместно со своей дочерью разработали последовательность занятий йоги для женщин. Поэтому книга, автором которой стала Гита Айенгар «Йога для женщин» (или «Йога – драгоценность для женщины») – это помощник в адаптации комплексов йоги для женского организма.

Онлайн уроки по йога Айенгара развивают осознанность, терпение и способность к концентрации. Чтобы выполнить комплексы более эффективно, используйте специальное оборудование для йоги или замените его вспомогательными средствами, которые вы найдете дома.

Айенгара-йогу можно охарактеризовать как реальную возможность приведения своего тела в безупречный, анатомически естественный вид. Данная разновидность Хатха-йоги представляет собой своеобразную методику, где основное внимание уделяется использованию дополнительных опор с целью образования наивысшей гармонии. Именно поэтому крайне важно для начинающих не упустить ни единого нюанса по выполнению поз и подготовке к ним.

Йога Айенгара: преимущества для каждого

Занятия йогой Айенгара оказывают воздействие не только на стрессоустойчивость организма, душевный лад, но также благотворно влияют на связки, суставы, мышцы, внутренние органы человека

Будучи неподвижным и статическим направлением йоги, акцент в обучении для начинающих необходимо поставить на отстройке асан. Упражнения в комплексе способны помочь в достижении весомого результата — налаживании психо-эмоционального фона — лишь в случае правильного до мельчайших деталей исполнения каждой асаны.

Выполнение требуемых поз этого витка Хатха-йоги не совсем подходит для дома. В основном, выстроить асаны можно лишь, прибегая к использованию вспомогательных предметов: специальные подушки, ремни, валики, кирпичи и другие средства, которые способствуют максимальному стимулированию или даже полному излечению болезненных зон как у женщин, так и у мужчин. Если вы всё-таки решили заниматься самостоятельно, ищите замены инвентарю из предметов домашнего обихода: книг, поясов, одеял и т.д.

Преимущественно, занятия проходят в тихом месте без посторонних факторов, способных нарушить внимание тренирующегося. В случае, когда упражнения выполняются в помещении, необходимо обеспечить проветривание. При этом во время занятий на открытом пространстве желательно уклоняться от ветра и прямых солнечных лучей.

Также, немаловажным вопросом в подготовке к обучению является выбор правильной одежды. Она должна исключать синтетические ткани и иметь свободный крой, не препятствовать кровообращению и не ограничивать движения. Практиковать асаны инструкторы по йоге советуют в купальниках или плавках.

Как подготовить свой организм?

Второй этап Айенгар йоги: Ширшасана

Начало тренировок должно сопровождаться пустым желудком. К тому же, желательно выпить стакан воды, а после — опорожнить кишечник и мочевой пузырь. Правильно будет начинать упражнения не ранее, чем через час после неплотной еды. При этом идеальным считается выстраивание асаны натощак. Однако если чувство голода всерьёз мешает сосредоточению на занятиях, то лучше всего выпить немного молока. После тяжёлого обеда необходимо подождать порядка 4 часов перед началом тренировки, и около часа желательно не принимать пищу после занятий.

Некоторые асаны по методу Айенгара для начинающих практически невозможно исполнить с первого раза. Противопоказано тренироваться насильно, заставляя свой организм перенапрягаться, ведь тело новичка ещё не готово к подобным перегрузкам. Йога и её познание заключаются в постепенном достижении каждого уровня путём безостановочного осмысленного представления конечного результата.

Айенгара-йога поэтапно: четыре уровня занятий, от простого к сложному

Йога Айенгара состоит из нескольких основных комплексов. Каждый блок имеет различия по сложности. Упражнения начального уровня представляют собой обучение простейшим асанам, в свою очередь, для двух последних блоков характерны позы посложнее.

    • Упражнения первого уровня представляют собой позы стоя, наклоны, прогибы, а также восстановительные асаны;
    • Второй этап изучает Адхо Мукха Врикшасаны, а также Ширшасаны, дыхательные упражнения;
    • Третьему уровню посвящена подготовка к Пранаяме, в мельчайших подробностях осваиваются главные виды асан;
    • Четвертый уровень направлен на совершенствование и прорабатывание самых трудных поз без напряжения.

Видео-уроки по Айенгара-йоге помогут безошибочно выполнять тренировочные упражнения на первоначальных уровнях и способствовать самосовершенствованию начинающих на последних этапах познания.

Много веков доступное лишь индийским аристократам, в наши дни переживает новое рождение. Около 100 лет назад для европейской цивилизации начали открываться секреты искусства, с помощью которого можно усовершенствовать дух и тело.

Одно из современных направлений классической хатха-йоги названо именем его основателя Шри Б. К. С. Айенгара, посвятившего более 60 лет практике, обучению людей и усовершенствованию авторской школы Айенгара йоги.

Особенности и история

В начале своего пути, занимаясь йогой, Б. К. С. Айенгар практиковал традиционный динамичный стиль, направленный на развитие физической силы. Однако проблемы со здоровьем нацелили его на поиск метода занятий, доступного не только молодым, физически развитым и здоровым ученикам. За семь десятилетий практики и преподавания методы классической йоги были на собственном опыте переосмыслены, систематизированы и адаптированы для людей, имеющих проблемы со , ранее не практиковавших йогу, и преклонного возраста.

Важно! Медитация помогает наладить работу нервной системы, сердца, органов пищеварения.

Исследования доказали терапевтический эффект Айенгара йога, обосновали, что это такое направление, которое позволит восстановить и оздоровить организм человека в любом возрасте. Особенностями школы Айенгара, которые позволяют начать и успешно освоить практику людям любого уровня физический подготовки, возраста и состояния здоровья, являются:

  • Более статичная практика и длительное нахождение в позе.
  • Выравнивание тела и сознания в асане.
  • Точное выстраивание позы, индивидуальный подход.
  • Использование в занятиях вспомогательных предметов, помогающих телу принять правильное положение в асане.
  • Подробное объяснение порядка вхождения и выхода из асаны.
  • Длительное нахождение и плавная смена поз.
  • Постепенный переход от простых асан к более сложным по мере развития физических способностей практикующего.
  • Концентрация внимания на дыхании и собственном теле.
  • Чередование практики групп асан по неделям, что позволяет закрепить в мышечной памяти полученные навыки.
Айенгара йога для адаптирует с учетом особенностей женской анатомии и позволяет выполнять их во время и .

Знаете ли вы? Жак-Ив Кусто был знаменит не только как океанограф, изобретатель, но и как ныряльщик рекордсмен. В своих тренировках он использовал йогу.

Кому подойдет

Один из базовых принципов метода - доступность Айенгара йога для начинающих. Данный стиль подходит практически всем:

  • людям со слабым здоровьем;
  • ранее не практиковавшим йогу;
  • без подготовки, ;
  • имеющим проблемы со здоровьем и желающим их исправить.
О травмах, хронических заболеваниях и других проблемах со здоровьем необходимо рассказать тренеру.

Постепенное освоение асан от простого к сложному позволит избавиться от недугов, связанных с застойными явлениями, малоподвижным образом жизни, стрессом и другими факторами.

Польза и эффект от занятий

Если вы хотите усовершенствовать тело и успокоить разум, йога по методу Айенгара - лучший путь к такому результату. Цель занятий:

  • Тренировка и усиление глубоких , стабилизирующих тело и внутренние органы.
  • Улучшение и подвижности .
  • Улучшение равновесия, контроля за телом.
  • Улучшение формы тела, фигуры.
  • Устранение мышечной асимметрии.
  • Профилактика стресса и нервных расстройств.

Йога Айенгара для начинающих

Желающим освоить следует подготовиться к занятиям. Для полноценных тренировок будут необходимы специальные аксессуары и удобная одежда.

Экипировка

Для занятий понадобится:

  • костюм;
  • удобная сменная обувь;
  • коврик;
  • полотенце;
  • блоки, пледы, подушки, стулья, другой вспомогательный инвентарь.
Для занятий лучше выбрать облегающую трикотажную одежду, которая не будет стеснять движений, из хлопка с добавлением синтетического волокна. Хлопок позволит телу дышать, а синтетические волокна придают материалу эластичность и долговечность.

Важно! Специфика йоги предполагает концентрацию, поэтому цвет одежды не должен отвлекать внимание и бросаться в глаза. Каждый цвет несет определенную энергетику, оранжевый придает сил, сиреневый настраивает на размышления, таким образом правильно подобранный цвет костюма может помочь в тренировке.

Стоит избегать заклепок, молний, пуговиц и других декоративных элементов, которые могут давить и натирать .
Идеальный вариант - лосины и футболка или топ по фигуре. Преимущество прилегающей эластичной в том, что она не будет мешать при выполнении скручиваний, наклонов и других асан. Также тренер будет видеть правильность положения коленей и других сустав. Женщинам необходим топ или для поддержания груди.

Занятия проводят босиком, но для перемещения по клубу нужная сменная обувь.

Для занятий понадобится коврик для йоги. Изготовленный из прочной вспененной резины, он позволяет комфортно расположиться на полу. Размеры 60 х 170-190 см. Для удобной транспортировки коврик приобретают вместе с чехлом или ремнем-стяжкой.

Йога по методу Айенгара предусматривает использование пледов и подушек во время , а также блоков, валиков, полотен, ремней и других приспособлений для практики асан.
Этот инвентарь, как правило, есть в школах, где практикуют йогу Айенгара.

Техники медитации

Айенгар не отделял медитацию от остальной практики и жизни в целом, считая осознанность их неотъемлемой частью.

Цель медитации - достижение осознанности. Ей обучаются, практикуя:
  • асану, концентрируя внимание на работе тела, связок и мышц.
  • пранаяму - технику дыхания, ее осваивают отдельно от асан.
Освоение техник медитации происходит также постепенно, от простых к сложным.

Позы йоги

Асана - искусство расположить тело в определенной позе, собрав как единой целое тело, мысли и дух. Особое внимание йога Айенгара уделяет асанам, выполняемым стоя.

Это база, освоив которую новичок сможет подготовить тело и дух и перейти к более сложным упражнениям.

Сначала ученик осваивает простые позы и техники дыхания, переходя к более сложным по мере того, как его тело становится сильнее и гибче, а концентрация внимания более глубокой.

  • Главный принцип - ненасильственное, мягкое воздействие практики на организм. Не стоит спешить и загонять себя во временные рамки, ставить задачи сесть на шпагат через месяц. Результата можно добиться, только позволив телу развиваться естественно.
  • В йоге Айенгара важен индивидуальный подход, для чего разговаривайте с тренером о своих ощущениях. Чтобы описать свои ощущения, нужно прислушиваться к организму, чувствовать себя во время тренировки как единое целое, осознанно и без насилия выполняя асаны.
  • При месячных или беременности нужно поставить тренера в известность, так как практика в этот период имеет свои тонкости.
  • При простудах и ОРВИ лучше остаться дома, не стоит насиловать свой организм и распространять инфекцию.

Важно! Переосмысление поз классической йоги, использование вспомогательных приспособлений позволяет ученикам достигать правильного нахождения в асане, независимо от уровня подготовки и состояния здоровья.

Индивидуальный подход, щадящий режим занятий, правильная проработка асан помогут начинающим улучшить здоровье, усовершенствовать тело и разум.

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».



mob_info