План работы по дополнительному образованию «Детский фитнес. Опыт работы «Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ
лилия федоровская
Консультация «Фитнес в детском саду. Использование фитнес-технологий в ДОУ»
Фитнес в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Современные дети испытывают «двигательный дефицит» , проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами) . Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество : быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме» . Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода» , найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как : восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортом дисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера : пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи в определенной мере может детский фитнес . Что же это такое?
Детский фитнес – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту, его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Фитнес технологии
В последние годы спектр фитнес-технологий , используемых в работе с детьми , значительно расширился :
Музыкальное сопровождение занятий;
Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями. Музыка и занятия фитнесом понятия неразделимые. Музыкальное сопровождение приносит заряд позитивной энергии, позволяет получать от занятий не только пользу, но и удовольствие.
Основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие : возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.
Аэробика
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше.
Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы, большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей;
Лого-аэробика - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.
Степ-аэробика занятия со степами и без - освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.
Звероаэробика это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию.
Занятия на тренажерах
Занятия с любыми видами тренажеров В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие , так и сложного устройства : степы, мячи-фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры , скамьи для пресса, Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5к, шведские стенки, массажные коврики.
Фитбол-гимнастика гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат ребенка.
Игровые технологии
Беби гамес - подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.
Танцевальные занятия :
Современные танцы (зажигательные спортивные, гимнастики, хореографии и танцевального шоу;) .
Использование элементов восточных практик :
Детская йога
Дыхательные практики
Использовать фитнес -технологии можно как и на занятиях физкультурой, так и на дополнительных занятиях кружков и секций.
Использование фитнес -технологий на занятиях :
Бубен влияет на ритм сердечных сокращений детей, и ориентируется на сердечный ритм взрослого человека, что не всегда благотворно влияет на качество занятия и состояние ребенка. Свои занятия буду провожу под музыку. В свете новых ФГТ, музыкальное сопровождение стараюсь подобрать в соответствии с тематикой недель ДОУ.
Мною составлена картотека комплексов ОРУ. Стараюсь, чтобы упражнения плавно переходили из одного в другое.
Различные виды аэробики, использую в основной части занятия в обще-развивающих упражнениях, а так же на праздниках и досугах.
Использую на занятиях различные тренажеры (фитболы, эспандеры, гантели, мячи, скамейки) . Восточные практики : Дыхательные, комплексы упражнений из восточных практик. Аэробику, игровые технологии использую на праздниках и развлечениях.
Наиболее полно использую фитнес -технологии на платных дополнительных услугах :
Для младшего и среднего возраста кружок : «Фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением.
Все дети, посещающие кружок, к концу учебного года научились правильной посадке на мяче, освоили основные движения, Умеют легко читать мнемотаблицы и выполнять движения по тексту сказок. У малышей улучшилась речь, они стали более общительны. Родители и воспитатели отмечают, что дети более внимательны, у них развилась хорошая двигательная память.
Музыкальный руководитель заметила, что кружковцы ритмичнее танцуют под музыку, чем дети, не посещающие «Веселый мяч» .
А самое главное хорошее настроение и положительный эмоциональный настрой, который служи залогом психического и физического здоровья.
Для старшего и подготовительного к школе возраста разработана программа : «Детский фитнес » . В это программы детей обучаю :
Правильному дыханию, различным видам дыхания, упражнениям на дыхание, использованию различных тренажеров для дыхания;
На занятиях мы учимся расслабляться. Различные виды релаксаций под классическую музыку, с использованием звуков природы .
Классической аэробике, степ-аэробике и игровому стрейчингу.
А так же различным видам разминок с использованием обручей , различных мячей, тренажеров, провожу эстафеты и подвижные игры.
Дети с удовольствием посещают занятия.
Использование элементов фитнес -технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
Статья подготовлена инструктором по физической культуре :Федоровской Лилией Владиминой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки«быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортомдисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера: пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире.Решить все эти задачи в определенной мереможет детский фитнес. Что же это такое?
Детский фитнес – это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность,творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Фитнес технологии
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:
- музыкальное сопровождение занятий;
Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями . Музыка и занятия фитнесом понятия неразделимые. Музыкальное сопровождение приносит заряд позитивной энергии, позволяет получать от занятий не только пользу, но и удовольствие.
Основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие: возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.
- аэробика
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше.
· ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы , б ольшое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей ;
· лого-аэробика- это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.
· степ-аэробиказанятия со степами и без- освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.
· звероаэробика это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию.
- занятия на тренажерах
· занятия с любыми видами тренажеров В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, массажные коврики.
· фитбол-гимнастика гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат ребенка.
Игровые технологии
Беби гамес- подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.
Танцевальные занятия
Восточные танцы;
Современные танцы (хип-хоп, черлидинг - зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу;).
Использование элементов восточных практик:
Детская йога
Дыхательные практики
Восточные единоборства
Использовать фитнес-технологии можно как и на занятиях физкультурой, так и на дополнительныхзанятиях кружков и секций.
Использованиефитнес-технологий на занятиях:
Работаю в детском саду инструктором по ФИЗО третий год. В первый год использовала музыкальное сопровождение редко. Занятия проводила в основном под бубен. Бубен влияет на ритм сердечных сокращений детей, и ориентируется на сердечный ритм взрослого человека, что не всегда благотворно влияет на качество занятия и состояние ребенка. На одном из заседаний МОинструкторов по ФИЗО я посетила открытое занятие. Ведущий занятия использовала музыкальное сопровождение. Решила, что свои занятия буду проводить под музыку.На данный момент я записала диски для каждой из возрастных групп. В свете новых ФГТ, музыкальное сопровождение старалась подобрать в соответствии с тематикой недель ДОУ.
Например: тема недели «Дружба – это хорошо, дружба это весело!» в водной части использую песню: «Вместе весело шагать…»,неделя «Наши любимые игрушки»: в ОРУ мелодию «Матрешки»,«Город мастеров», «Экологическая неделя»(демонстрация музыки» и т.д.
Мною составлена картотека комплексов ОРУ.Старалась, чтобы упражнения плавно переходили из одного в другое.
Различные виды аэробики, используюв основной части занятия в обще-развивающих упражнениях, а так же на праздниках и досугах.
Использую на занятиях различные тренажеры (фитболы, эспандеры, гантели, мячи, скамейки). Восточные практики: Дыхательные, комплексы упражнений из восточных практик. Аэробику, игровые технологии использую на праздниках и развлечениях.
Наиболее полно использую фитнес-технологии наплатных дополнительных услугах:
Для младшего и среднего возраста кружок: «Веселый мяч» с применение фитболл-гимнастики. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением.
Все дети, посещающие кружок,к концу учебного года научились правильнойпосадке на мяче, освоили основные движения, Умеют легко читать мнемотаблицы и выполнять движения по тексту сказок. У малышей улучшилась речь, они стали более общительны. Родители и воспитатели отмечают, что дети более внимательны, у них развилась хорошая двигательная память.
Музыкальный руководитель заметила, что кружковцы ритмичнее танцуют под музыку, чем дети, не посещающие «Веселый мяч».
А самое главное хорошее настроение и положительный эмоциональный настрой, который служи залогом психического и физического здоровья.
Для старшегои подготовительного к школе возраста разработана программа: «Здоровячок». В это программы детей обучаю:
самомассажуразных видов, это и точечный массаж по Уманской, самомассаж похлопыванием, растиранием, с помощью полотенца, пререкатыванием;
Правильному дыханию, различным видам дыхания, упражнениям на дыхание, использованию различных тренажеров для дыхания;
На занятиях мы учимся расслабляться. Различные виды релаксаций под классическую музыку, с использованием звуков природы.
А так же различным видам разминок с использованием обручей,различных мячей, гантелей,тренажеров, в восточном стиле, провожу эстафеты и подвижные игры.
Дети с удовольствием посещают занятия.
Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
Консультация « Детский фитнес в системе
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Остановимся подробно на такой технологии как «фитнес» - это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.
Области применения фитнес технологий:
— как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— в показательных выступлениях детей на праздниках;
— как физкультурные досуги.
— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
— в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях;
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:
Игровой стретчинг;
Фитбол-гимнастика;
Степ-аэробика;
Классическая аэробика;
Фитбол-гимнастика.
Фитбол - мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Степ - аэробика.
Степ - аэробика - аэробика с применением специальных невысоких платформ - степов (высотой - 10см, длиной - 40, шириной - 20; высотой ножики- 7 и шириной - 4см). Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще стэп-платформа – это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 5 - 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Игровой стретчинг
Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровому стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Классическая (базовая)аэробика.
Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика - одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.
Цель внедрения элементов фитнеса: воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами,компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес. Детский фитнес – система мероприятий, услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья(оздоровление), нормальное(соответствующее возрасту), физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию. Использование элементов детского фитнеса ДОУ (на физкультурных, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей. Детский фитнес развивает не только координацию, выносливость, силу, но и чувство ритма, артистичность, формирует правильную осанку и красивую фигуру. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движений, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, ответственность, творческий подход и интерес к занятиям физкультуры, у них вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения. В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми: занятия на тренажерах, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, черлидинг, пилатес. На данном этапе наш детский сад использует такие технологии, как занятия на тренажерах, фитбол-гимнастика, степ-аэробика. Одна из распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы - занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства, степы, мячи-фитболы. Условно к тренажерам можно отнести пластмассовые гантели, шведские стенки, массажные коврики. На таких занятиях тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма. Развивается общая, приобретается двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а так же формируются интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом. Одна из новых технологий физического воспитания – фитбол-гимнастика.(в переводе с англ. «фитбол»-мяч для опоры, используемый для оздоровительных целях). В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Мячи большого размера (фитболы) появились сравнительно недавно. Такой мяч развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Он является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх-эстафетах. Еще одна из форм физкультурно-оздоровительной работы это- степ-аэробика.(с англ. «степ»- шаг) – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ –степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4-7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Степ-платформы можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Таким образом образом, на наш взгляд использование элементов фитнес - технологий в работе с дошкольниками способствует привлечение детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представления о фитнесе как о способе организации активного отдыха. Приобщившись к фитнесу в юном возрасте, человек и дальше не забудет о своем здоровье и красоте и всегда будет в «форме».
Фитнес в детском саду
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортом дисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера: пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи в определенной мере может детский фитнес. Что же это такое?
Детский фитнес – это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Фитнес технологии
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:
- музыкальное сопровождение занятий;
Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями . Музыка и занятия фитнесом понятия неразделимые. Музыкальное сопровождение приносит заряд позитивной энергии, позволяет получать от занятий не только пользу, но и удовольствие.
Основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие: возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.
- аэробика
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше.
· ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы, большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей;
· лого-аэробика - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.
· степ-аэробика занятия со степами и без - освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.
· звероаэробика это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию.
- занятия на тренажерах
· занятия с любыми видами тренажеров В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5к, шведские стенки, массажные коврики.
· фитбол-гимнастика гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат ребенка.
Игровые технологии
Беби гамес - подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.
Танцевальные занятия :
Современные танцы (зажигательные спортивные, гимнастики, хореографии и танцевального шоу;).
Использование элементов восточных практик:
Детская йога
Дыхательные практики
Использовать фитнес-технологии можно как и на занятиях физкультурой, так и на дополнительных занятиях кружков и секций.
Использование фитнес-технологий на занятиях:
Бубен влияет на ритм сердечных сокращений детей, и ориентируется на сердечный ритм взрослого человека, что не всегда благотворно влияет на качество занятия и состояние ребенка. Свои занятия буду провожу под музыку. В свете новых ФГТ, музыкальное сопровождение стараюсь подобрать в соответствии с тематикой недель ДОУ.
Мною составлена картотека комплексов ОРУ. Стараюсь, чтобы упражнения плавно переходили из одного в другое.
Различные виды аэробики, использую в основной части занятия в обще-развивающих упражнениях, а так же на праздниках и досугах.
Использую на занятиях различные тренажеры (фитболы, эспандеры, гантели, мячи, скамейки). Восточные практики: Дыхательные, комплексы упражнений из восточных практик. Аэробику, игровые технологии использую на праздниках и развлечениях.
Наиболее полно использую фитнес-технологии на платных дополнительных услугах:
Для младшего и среднего возраста кружок:«Фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением.
Все дети, посещающие кружок, к концу учебного года научились правильной посадке на мяче, освоили основные движения, Умеют легко читать мнемотаблицы и выполнять движения по тексту сказок. У малышей улучшилась речь, они стали более общительны. Родители и воспитатели отмечают, что дети более внимательны, у них развилась хорошая двигательная память.
Музыкальный руководитель заметила, что кружковцы ритмичнее танцуют под музыку, чем дети, не посещающие «Веселый мяч».
А самое главное хорошее настроение и положительный эмоциональный настрой, который служи залогом психического и физического здоровья.
Для старшего и подготовительного к школе возраста разработана программа: «Детский фитнес». В это программы детей обучаю:
Правильному дыханию, различным видам дыхания, упражнениям на дыхание, использованию различных тренажеров для дыхания;
На занятиях мы учимся расслабляться. Различные виды релаксаций под классическую музыку, с использованием звуков природы.
Классической аэробике, степ-аэробике и игровому стрейчингу.
А так же различным видам разминок с использованием обручей, различных мячей, тренажеров, провожу эстафеты и подвижные игры.
Дети с удовольствием посещают занятия.
Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
Статья подготовлена инструктором по физической культуре: Яковлевой Юлией Юрьевной.