Пересказ почему плачут лошади. — У вас спор? — удивился я

Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов. Даже безысходность ежедневной, круглосуточной работы, однообразной, но необходимой для выживания, воспринимается с его слов как правильное и нужное средство для формирования человека как индивидуума.

Рассказ повествует о жизни лошадей. Наблюдение ведется глазами молодого человека, вернувшегося домой, в деревню. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, который всеми забыт, и даже пастух редко о них вспоминает. Рассказывает о тяжелой лошадиной жизни, и о любимой кобыле – Рыжухе, с которой и происходит внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.

Когда-то, давным-давно, лошадей почитали и любили, холили, как главных кормилиц. Ничего не жалели для них – ибо без лошади и жизни у простого крестьянина не было. А помещики меж собой хвалились табунами породистых скакунов и конюшнями, полными мощных тяжеловозов. А нынче, после внедрения технологического прогресса, лошади стали никому не нужны. И стоят они, всеми покинутые, умирают от холода и голода, лишь молчаливый вопрос читается в их глазах: за что? Пронизывает насквозь читателя печальный взгляд умных лошадиных глаз.

Герой рассказа не в силах объяснить лошадям человеческую несправедливость. Да и, если посудить, никто не сможет. И он уходит, но мысли его все еще прикованы к лошадиной проблеме. За что же так с животными, которые верой и правдой служили нам много лет? Как люди могли забыть их, просто бросить умирать? И проглядывает за этими вопросами единственно верный ответ: деревенская жизнь жестока, и нужен ты, лишь пока ты полезен.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», во-первых, учит нас быть благодарными. Все его рассказы пытаются направить читателя к мысли, что есть человек. Помнить и ценить заслуги тех, кто помогал нам – вот качество настоящего человека, настоящей душевности. Бездушная техника может заменить многое, но одного, пока что, она не смогла повторить – душу человеческую. Но надолго ли?

А во-вторых – показывает читателю суровую истину. Ты будешь нужен, пока ты жив и шевелишься, пока есть силы, пока ты можешь работать. Верно это, к сожалению, не только для лошадей.

Картинка или рисунок О чем плачут лошади

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

  • Краткое содержание Короленко В дурном обществе

    Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-"В дурном обществе". Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления

  • Краткое содержание Некрасов В окопах Сталинграда

    Начало событий, описываемых в повести, приходится на июль 1942 года. Немецкая армия находится на подступах к Воронежу и нашим войскам приходится отступать.

  • Краткое содержание Шмелев Страх

    События разворачиваются 13 марта 1881 года, в непростое время, когда на правящего императора Александра II происходит покушение. Малолетний главный персонаж произведения проживает с мамой, старшими сестрами и братом

  • Краткое содержание Андреев Роза мира

    Роза Мира - самый известный труд Даниила Андреева. Книга, которая передает суть существования человека, описывает судьбы России и мира в целом. Является фантастической сокровищницей в русской литературе и философии

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».

Нравственные проблемы рассказа.

Знания на уроке: рассказ,антитеза

Словарная работа:

Бараки – здания легкой постройки,предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – Густо заросший травой,сплетенный корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван – чай – крупное травянистое растение с пурпурно – розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

Стати(стать) – (здесь) телосложение,общий склад фигуры

Угор – (диалект.)-пригорок

Ход урока

1.Знакомство с писателем

Ученики читают статью в учебнике, составляют план.

Учитель дает дополнительные сведения о писателе.

В 40- 50 годы существовала точка зрения на русскую деревню,в которой колхозно – совхозный строй показан как край благополучия.Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности.Целый ряд писателей(С.Бабаевский, Ю.Лаптев,Г.Николаева и др.) создавали прозведения приукрашивающие действительность.Они признавались критикой как образцовые.

Федор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе»,где критиковал подобные произведения.Кроме этого он писал и художественные прозведения,которые говорили правду о русской деревне, и впоследствии стали классикой советской литературы.Однако официальная критика была очень влиятельной.Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официльной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы.Соотвествено множество препятствий чинилось автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т.д.

2.Чтение рассказа

Ученики читают его вслух. Учитель дает необходимые комментарии.

Комментарий

«Ни Громов,ни Идей...» - в период коллективизации клички животным давались идеологизированные.Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни.Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена:Вилор – Владимр Ильич Ленин Организатор Революции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котром совершилась революция;Сталина – в честь Сталина.

«Чертом выгибались» - молодцевато выглядели

3.Беседа по тексту

Прочитайте описание луга в начале рассказа и ответьте на вопрос:

  1. Какими мыслями и чувствами рассказчика проникнуто описание природы?

Учащиеся обращают внимание на то, что родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется с самым чудесным временем жизни человека – детством.

  1. Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чем говорит воспоминание о детстве,стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз..и лошадей?»

Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

  1. Какими «разноречивыми чувствами» проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? Как и скакой целью «разноречивость чувств» подчеркнута антитезой повествования в этом эпизоде?

«Особо – лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды...», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

  1. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда,Победа и т.д.? Как автором подчеркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений?

Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне,естественного течения жизни человека в окружающем его мире.Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе,всему живому вокруг себя.

  1. Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?

Подчеркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжаетпомощь помощь и поддержку.

  1. Почему «лошадиная жизнь» Карька и Рыжухи вызывает у рассказчика чувство глубокой тоски?каким смыслом автор наполняет слова рассказчика «...я вдруг стал понимать, что я совершил чт – то непопрвимое,страшное...»

Вспомним, что произведение написано в жанре рассказа.В основе сюжета рассказа – одно или несколько событий из жизни человека, как правило, определяющих его судьбу.Рассказчик тоже определился в своей судьбе: «И вскоре я уже сам казался себе каким- то нелепым, отжившим существом.Существом из той же лошадиной проды..»

  1. Как истолковать эти слова?

Вывод: Насилие над природой приводит к озверению одних (конюха Миколки) и к прозрению других (рассказчика). Очеловечивая страдающих животных, автор по контрасту показывает утерявщих человеческое в себе людей.

Домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение рассказа.

2.Подготовить краткий и художественный пересказ эпизодов из рассказа.

3.(Дополнительно)6 Прочитайте другие рассказы Ф.Абрамова, напишите краткий отзыв на один из них.

Литература к уроку.

Золотусский И.Федор Абрамов.М. ,1986.

Крутикова-АбрамоваЛ. Дом в Верколе:Документальная повесть.Биографические материалы,дневники Ф.Абрамова. Л. ,1988.

Дополнительная литература для учащихся:Ф.Абрамов.»Трава-мурава»,»Мамониха», «Самая счастливая».Ф.Абрамов.Собр.Соч.в 3т.Л. ,1980.

Предварительный просмотр:

Ф.А. Абрамов

«О чем плачут лошади»

  1. Какова главная тема произведений Ф.А. Абрамова?

а) индустриализация

б) описание жизни города

в) экология

г)жизнь советской деревни

а) герой рассказа не всегда мог угостить лошадей хлебом

б) видел, что за лошадьми плохо ухаживают, но не мог им помочь

в)раньше, задолго до войны, к лошадям относились намного лучше

3. Чем Рыжуха отличалась от всех остальных сородичей?

а) ростом и силой

б) неприхотливостью и выносливостью

в веселым нравом,молодым задором

4. Почему для Рыжухи было так важно, чтобы рассказ старой кобылицы оказался правдой?

а) Рыжуха надеялась, что те времена, о которых рассказывала старая кобылица, еще вернутся.

б) приятно было думать, что когда-то к лошадям относились с почтением

в) Рыжуха поверила в то, что в жизни человека лошадь играла важнейшую роль

5. В чем смысл введения в рассказ «пушкинского вещего Олега»?

а) подчеркивается любовь человека к коню, память о нем и после его смерти

б) связь с историей, упоминание о роли лошади в древности

в) в обоих произведениях говорится о конях

а) подробным описанием того, как выглядят лошади

б) выделением Рыжухи из всех сородичей

в) введением прямой речи лошади(Рыжуха говорит о своих чувствах человеческим языком)

7. В чем смысл названия рассказа? О чем плачут лошади?

а) о своей горькой,незавидной судьбе

б)бо утрате тех времен, когда лошадью «дышали и жили»

в)об утрате человеческой любви

8. Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а) он не понял душевных переживаний лошади и бманул ее

б)он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей

в) он не накормил Рыжуху


Меню статьи:

Фёдор Абрамов – великий советский прозаик, один из лучших писателей своего времени. Его произведения проникают в самые глубины души, повествуя о тяготах и горестях жизни в русской глубинке. Рассказ «О чём плачут лошади» был написан Абрамовым в 1973 году, в нём он с высоты прожитых лет рассуждает о том, как изменилась роль лошади в деревенском быту. Писатель наделяет лошадей способностью говорить по-человечески, чтобы дать им возможность выразить всю ту боль, что они чувствуют из-за пренебрежительного отношения к себе людей. А ведь совсем недавно были времена, когда лошадь была настоящим сокровищем крестьянской семьи, можно сказать, полноправным её членом.

Грустные размышления о жизни лошадей

Повествование ведётся от первого лица. Автор с наслаждением рассказывает, как попадая в родную деревню, окунаясь в запахи луговых трав и слыша шум крылышек стрекоз, он снова будто оказывается в детстве. А это трудное, но в то же время благодатное время в жизни главного героя, которое неотъемлемо связано с лошадьми. И вот теперь, уже став совсем взрослым, он, все так же трепеща, хватает в руки буханку хлеба и бежит в низину, где пасутся колхозные лошади. Предвкушение от общения с ними вызывает у повествователя бурю эмоций. Во-первых, восхищение красотой этих умных и благородных животных, во-вторых, щемящее чувство жалости и вины, потому что лошади не получают в колхозе достойного ухода. Конюх Миколка – пьяница, который может сутками не показываться на рабочем месте. И как результат – лошади стоят на вытоптанном до черноты лугу, изнывая от жажды, мошкары и гнуса. Поэтому-то автор и бежит к ним что есть мочи, как только оказывается в родной деревне, чтоб хоть как-то скрасить своей лаской и гостинцами нелёгкую лошадиную долю.

Любимица Рыжуха

В тот день он бежал навстречу пасущимся животным особенно быстро, потому что увидел среди них свою любимицу – лошадь по имени Клара, которую про себя называл Рыжухой.

Эта кобыла не была какой-то особенной породы, да и тяжёлая трудовая жизнь уже оставила на ней свой отпечаток: спина под седёлкой была сбита, брюхо обвисло, стали пухнуть вены в паху. Но не было в ней той тупой обречённости, которую видел наш герой в глазах других животных. Рыжуха всё ещё сохранила свой молодецкий весёлый нрав и неунывающий характер.

Увидев своего друга человека, она, обычно, звонко приветственно ржала и совершала «приветственный круг радости».



Лошадиные слезы

Но в тот раз всё было иначе. Увидев нашего героя, Рыжуха не выразила абсолютно никаких эмоций – продолжила стоять неподвижно. Человек забеспокоился, что его любимица больна или забыла его, потому что провела две недели на дальнем сенокосе. Он стал судорожно отламывать от буханки большущий кусок хлеба для угощения, повернул в себе лошадиную морду и оторопел, потому что увидел в глазах Рыжухи большущие лошадиные слёзы.

Разговор Рыжухи с героем рассказа

Наш герой невольно стал расспрашивать у лошади, что с ней случилось, на что она неожиданно стала отвечать ему человеческим голосом.

Рыжуха поведала своему другу, что у неё возник спор с другими лошадьми о жизни лошадиной. А началось всё с того, что, будучи на дальнем покосе, она познакомилась со старой кобылой Забавой. Та кобыла знала множество песен о давних временах, о том, как хорошо тогда жилось лошадям. Она пела эти песни Рыжухе, когда работать становилось совсем невмоготу.

Более того, старая лошадь утверждала, что всё, о чем говорится в тех песнях, правда, что они передавались в её лошадином семействе из поколения в поколение. И вот, вернувшись в родные места, Рыжуха стала петь те песни своим товарищам, что очень сильно растравило их души. Они кричали на неё, требовали замолчать, жаловались, что им и так тошно, и без её песен. Теперь кобылка обратилась к человеку, которому доверяла, она спросила, правда ли то, о чём пела старая Забава. Правда ли то, что жизнь лошадей была совсем иная в старые времена. Автор не смог выдержать честного вопрошающего взгляда лошади, он отвёл глаза и предался воспоминаниям.

Воспоминания о прошлом

Действительно, то о чём пелось в лошадиных песнях было правдой, при том не столь давно это было. Наш герой размышляет, что прожил он на земле полвека, и ещё на его памяти отношение к лошадям было совсем не тем, что сейчас. Он с болью в душе вспоминает, как раньше вся семья выбегала встречать лошадку, идущую с поля, что лучший кусок хлеба в семье отдавали лошади, как её мыли, поили, скребли, как вставали по ночам в хлев, проверить, как она там, как украшали лентами к празднику. И не было сокровища большего в крестьянской семье, чем лошадь. Невозможно было в те времена без лошади ни в поле отправиться, ни в лес, ни на праздник. Как человек, повидавший многое на своём жизненном пути, автор утверждает, что не видел ничего прекраснее, чем русские масленичные гулянья на лошадях.


Горечь от нелегких дум

С горечью наш герой вспоминает о коне по имени Карько, рядом с которым он вырос. Животное было основным кормильцем и опорой многодетной осиротевшей семьи. Судьба развела человека и его коня, началась война, у каждого из них было своё поле битвы. Писатель призывает не забывать о том, какую лепту внесли лошади в победу над фашизмом. Сам он попал на родину только в 1947 году и сразу бросился разыскивать своего коня, но узнал, что того не стало в самый День Победы. Сравнивая себя с Вещим Олегом, он припоминает, как искал место, где захоронены останки Карька, да так и не нашёл …

Между тем, пока наш герой предавался воспоминаниям, Рыжуха продолжала смотреть на него с мольбой во взгляде, как и другие лошади. В этот момент человек почувствовал, что не существует вокруг него вообще ничего кроме глубоких лошадиных глаз, вопрошающих к нему из вечности. Но вдруг он встрепенулся, напустил на себя непринуждённый вид и посоветовал лошадям не забивать себе голову всякой ерундой, а просто грызть хлеб, пока есть такая возможность. После чего, стараясь не глядеть в глаза Рыжухе, побросал ломти хлеба на землю и развязной походкой двинулся в сторону реки. Тяжело было у человека на душе, не радовала его буйная растительность родных мест. Он от все души надеялся, что сейчас услышит за спиной знакомый хруст травы, тихое пыхтение, и всё будет как прежде. Но позади него оставалась лишь гнетущая тишина.



И в тот момент автор начал понимать, что совершил нечто непоправимое – он навсегда потерял доверие Рыжухи и всех тех несчастных старых кляч, что её окружали. И чем больше он об этом думал, тем больше чувствовал, что и сам уже превращается в нелепое существо из прошлого, которое отжило свой век.

Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом - пыльная или несъедобная травка попалась.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава - дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус - в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.

В общем, что говорить, - нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.

На этот раз я не шел - бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи - обычные лошади с обычными лошадиными именами.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

"Да что с ней? - с тревогой подумал я. - Больна? Забыла меня за это время?" (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)

Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок - с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.

Рыжуха, Рыжуха... Да это же я... я...

Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад - напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.

Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

Рыжуха молча продолжала плакать.

Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

У нас тут спор один был...

У кого - у нас?

У нас, у лошадей.

У вас спор? - удивился я. - О чем?

О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной... - и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

Я в жизни ничего подобного не слыхала, - говорила Рыжуха. - Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву - так звали старую кобылу, - не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

И вот, - заключила свой рассказ Рыжуха, - сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: "Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно".

Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка.

Скажите мне... Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами... Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?

Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.

Не знаю, сколько продолжалась для меня эта молчаливая пытка на зеленой луговине под горой, - может, минуту, может, десять минут, может, час, но я взмок с головы до ног.

Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба - мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало - и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни - чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы - услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился - ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти...

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.

Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади!

Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по не вернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

Нету вашего Карька, - ответил мне конюх-старик. - На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как...

Карько, как я узнал дальше, свой жизненный путь закончил в самый День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день. А как? Чем? Вот и порешили пожертвовать самой старой доходягой. Короче, когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна...

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там, где земля была щедро удобрена щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел...

Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой - сплошь одни лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, - все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня. А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?

Я пересек пересохшее озеро, вышел на старую, сохранившуюся еще от доколхозных времен межу, которая всегда радовала меня своим буйным разнотравьем.

Но я ничего не видел сейчас.

Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.



mob_info