Отрицательные явления в процессе занятий физкультурой. Занятия физкультурой

(Документ)

  • Шпоры - Физическая культура (Шпаргалка)
  • Реферат - Оздоровительная и прикладная физическая культура. Ее значение, задачи и средства (Реферат)
  • Зайнетдинов М.А Теоретические основы дисциплины Физическая культура (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф. (ред.) Врачебный контроль в адаптивной физической культуре (Документ)
  • Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие (Документ)
  • Реферат - Физическая культура в ВУЗе (Реферат)
  • Программа-Физическая культура для СПО и НПО по новым гостам (Программа)
  • Евсеев Ю.И. Физическая культура (Документ)
  • Буянов В.Н. Физическая культура и спорт (Документ)
  • n1.doc

    3.4 Отрицательные явления в процессе тренировки

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряженной мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как от интенсивности, так и от длительности работы.

    Восстановление работоспособности после утомления, как правило, происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

    При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

    Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

    Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц.

    При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки, в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

    В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

    При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена, наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряженной тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения: сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжелом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

    Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

    В результате недочетов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечнососудистой системы, обменных процессов.

    В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчетливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам.

    В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

    Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течение 1-2 месяцев.

    В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удается добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

    В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мертвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции; в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При «мертвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение затраты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180-200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мертвая точка» сменяется состоянием облегчения, известным под названием «второго дыхания».

    Основная причина возникновения «мертвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу после старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоординация между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мертвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чем и свидетельствует появление «второго дыхания». Следовательно, «мертвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной деятельности человека. Предупреждению наступления «мертвой точки» или смягчению ее проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физических упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов иногда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит название «печеночно-болевой синдром». После прекращения упражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печеночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма спортсмена, в частности, его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в печени задерживается большое количество крови; увеличение печени и растяжение при этом покрывающей ее глиссоновой капсулы, обильно снабженной первичными волокнами, вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что указывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

    При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может возникнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

    Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжелых случаях обморочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в результате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в нижнюю. Перемещение крови ведет к понижению кровяного давления, особенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество циркулируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным притоком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объем крови. Нарушение кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головного мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированности, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

    Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

    Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в результате большого расходования в организме углеводов может возникнуть пониженное, по сравнению с нормальным, содержание сахара в крови (менее 80 мг%), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжелое гипогликемическое состояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

    Для предупреждения гипогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

    При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима срочная врачебная помощь.

    Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула «В здоровом теле - здоровый дух», формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А. Вересаев писал: «Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь самому мозгу». В. Гюго по этому поводу говорил, что «…нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа».

    Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприо-рецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой - специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

    Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда.

    Рассмотрим влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения).

    В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

    При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

    В переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Однако по мере развития этой науки объектом изучения постепенно стала не душа, а ее проявления – психические явления.

    Обычно выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

    Психические процессы – это психические явления в процессе их становления и развития. С их помощью воспринимается окружающий мир, происходит усвоение знаний, приобретение навыков. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля. Виды группируются в три основных класса (познавательные, эмоциональные, волевые), которые в своей совокупности составляют психику человека.

    Психические свойства – индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы. Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности.

    Психические состояния – одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении; отражают динамику психической деятельности. Все психические явления, протекая на фоне определенных психических состояний, тесно взаимосвязаны.

    Отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания. Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группе учащихся. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности.

    Проблеме влияния физических нагрузок на становление психических свойств личности и ее психического склада посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований.

    Исследования, в которых сравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом, показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердость характера и самоконтроль.

    В процессе тренировок совершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни.

    Высказываются различные мнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к трудностям. В подтверждение приводятся сведения о том, что регулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок, считая их неприятными.

    Занятие физической культурой, направленное на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствует положительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность (проявление психической напряженности во вне) и интрапунитивность (проявление психической напряженности в себе).

    В целом на экстрапунитивных и интрапунитивных людей благоприятно влияют малая и средняя физические нагрузки с применением кругового и равномерного методов тренировки. Ведь гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения, а не к доминированию одного из них.

    В то же время снижение агрессивности у интрапунитивных людей происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

    В. И. Сиваков считает: если не вмешиваться в процесс коррекции интрапунитивности, то это может привести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости – уровню тревожности.

    Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствие агрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией.

    Г.Е..Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

    Как известно, под действием специальных физических нагрузок в организме возникает истощение энергетических резервов и соответствующее падение трудоспособности. В период отдыха израсходованные биохимические и физиологические потенциалы восстанавливаются, трудоспособность повышается на первых порах к исходному уровню, а потом — и выше (эффект надвосстановления).

    Если к этому времени не будет очередной физической погрузки, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается ниже него. Происходит детренированность организма.

    Тем не менее, как показывают последние исследования, отдых на протяжении нескольких дней или уменьшенный объем нагрузок не только не снижают уровень мышечной деятельности, но могут даже повысить его. В то же время в определенный момент уменьшение объема активности или полнейшая бездеятельность могут привести к снижению физиологической функции и физической подготовленности.

    Из приведенных данных следует, что формирование двигательных навыков и развитие физических качеств зависит от содержательного (учебный материал программы, способы, методы обучения, материальная база, техническое оснащение), деятельностного (активность учителя и учеников) и временного компонентов обучения. Эффективное решение задач комплексной программы физического воспитания обеспечивается комплексным использованием перечисленных компонентов на каждом уроке физкультуры.

    Сложность и разнообразие индивидуальных факторов не всегда могут быть учтены при составлении основной программы обучения. При массовом обучении основная программа может быть адаптированна лишь к некоторой системе типичных особенностей для определенной группы учащихся.

    В процессе же обучения конкретной группы учащихся могут быть выявлены какие-либо дополнительные особенности, учет которых разрешит им быстрее достичь поставленной цели.

    Двигательные качества связаны с типологическими особенностями выявления свойств нервной системы (силой — слабостью, подвижностью -инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных способностей.

    Включение элементов спортивной культуры в культуру физическую создает условия для интенсификации физической подготовки учащихся.

    Совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить систему физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития личности в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором ее развития и формирования.

    Применение метода сопряженного психофизического воздействия на учащихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, в том числе зависимости от психоактивных веществ, а также обучение учащихся различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.

    Известно, что в ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи.

    В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. При этом термин «воспитание», в отличие от «развития», разделяет естественный прирост двигательных возможностей человека и их социальный характер. Так, например, понятие «воспитанная сила» предполагает, что она должна быть дозируемой, умело применяемой, сочетающейся с необходимой быстротой и гибкостью.

    Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки, применяемой в спорте и физической культуре, можно с успехом использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова.

    Вместе с тем, каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека.

    В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции. Учет этих факторов в процессе разработки методических рекомендаций по построению учебного процесса с студентами позволяет сделать этот процесс более эффективным. В свою очередь, повторимся, осуществлять подобный учет возможно, только овладев достаточно прочными основами психологии.

    2 Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом

    Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

    Задачи самоконтроля состоят в следующем:

    – расширить знания о физическом развитии;

    – приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

    – ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

    – определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

    Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

    Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

    К субъективным показателям самоконтроля относятся: настроение, самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения. Оценивать субъективные показатели рекомендуем по четырехбальной системе, разработанной на кафедре (кроме болевых ощущений), что облегчает и упрощает, а также обеспечивает единый критерий в оценке показателей, краткость их записи в дневнике самоконтроля.

    К объективным показателям самоконтроля относятся показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и в целом физического состояния, которые можно измерить и выразить количественно.

    Под физическим развитием человека понимается совокупность долговременных изменений морфологических и функциональных свойств (признаков)/определяющих запас его физических сил, выносливости и работоспособности, достигнутых в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих этому, особенно под воздействием занятий физическими упражнениями. Уровень физического развития определяется методами антропометрических стандартов, корреляции, индексов.

    Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

    Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), состояние сердечно — сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

    Показатели, доступные для самоконтроля и которые будут отражать состояние сердечно — сосудистой системы при этих нагрузках следующие. Это, прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них — пальпаторный — это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца — в районе пятого межреберья.

    В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет — 200, в 30 лет — 194, в 35 -188, в 40 -183, в 45- 176, в 50 — 171, в 55 — 165, в 60 — 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

    Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное (диастолическое) — 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

    Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.

    Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

    В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

    Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

    Масса тела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом в периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

    Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

    Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и приводит к снижению спортивных результатов.

    Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

    Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

    Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверяемых инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

    Для поддержания хорошего физического состояния достаточны двукратные занятия в неделю, а для совершенствования физического состояния целесообразны 3, 5-кратные занятия в неделю. При этом предпочтительнее 3-кратные, поскольку при 5-кратных занятиях в неделю каждая последующая тренировка совпадает с известным недовосстановлением метаболических процессов в мышце сердца.

    Молодым лицам с высоким уровнем физического состояния, лицам среднего и выше среднего уровня физического состояния целесообразно заниматься три раза в неделю. В среднем и пожилом возрасте при достижении высокого уровня физического состояния для его поддержания рекомендуются двукратные занятия в неделю.

    Для того, чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени. Приведем пример контроля за развитием силы мышц сгибательной кисти. Исследования проводились в 1996г по группам юношей и девушек. Сила кисти определялась на занятиях по атлетической гимнастике с октября по апрель месяц. У студентов с октября по декабрь сила кисти увеличилась на 1,6кг, а у студенток за то же время уменьшилась на 2,6кг. После экзаменов и каникул результаты у юношей ниже на 4,3кг, а у девушек на 3,7кг. У студентов с февраля по апрель результат продолжает снижаться и в апреле составляет 52,0кг, у девушек увеличивается к апрелю до 37,5кг.

    Следовательно, нагрузка была недостаточной и стала причиной того, что сила кисти у занимающихся после занятий изменилась незначительно, это требует пересмотреть и увеличить нагрузку на занятиях атлетической гимнастикой.

    3 Развитие гибкости как физического качества

    Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

    Различают пассивную и активную гибкость . Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

    Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.

    В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

    Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.). Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

    Статические упражнения , выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «само захватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника. Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

    Комплекс упражнений для развития гибкости суставов

    Дозировка

    Организационно-методические указания

    организационные

    методические

    1. И.П. — ноги чуть шире плеч, слегка согнуты в коленях: наклоны головы вправо-влево, вперед-назад, а затем круговые движения в одну и другую сторону.

    по 8-12 раз.

    Следить за дыханием, не допускать резких движений

    2. И.П. — широкая стойка, ступни ног параллельны, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак: круговые движения кистей рук вперед-назад

    по 12-16 раз.

    Можно выполнять одновременно или последовательно.

    3. И.П. — как в упражнении № 2: круговые движения предплечьями вперед-назад

    по 12-16 раз.

    Те же

    Выполняется в каждую сторону

    4. И.П. — широкая стойка, руки к плечам, кисти сжаты в кулак: круговые движения рук в плечевых суставах вперед и назад

    по 12-16 раз

    На месте или в движении

    Выполняется одновременно или попеременно каждой рукой

    5. И.П. — широкая стойка, руки в стороны, кисти сжаты в кулак: последовательные круговые движения рук одна за другой

    по 12-16 раз

    Отставание на половину амплитуды

    6. И.П. — широкая стойка, ноги прямые, руки за голову: попеременные наклоны к ноге, касаясь ладонями пальцев ног

    8-12 раз

    Построение в шахматном порядке или выполнять в движении

    Выполняется к каждой ноге.

    7. И.П. — широкая стойка, ноги прямые, руки за голову: наклоны туловища вперед-назад.

    12-16 раз

    Построение в шахматном порядке

    Постепенно увеличивать амплитуду движений

    8. И.П. — широкая стойка, руки в стороны ладонями вперёд: повороты туловища вправо-влево.

    12-16 раз

    Построение в шахматном порядке

    Следить за дыханием, постепенно увеличивать амплитуду движений

    9. И.П. — широкая стойка, ступни развернуты наружу по одной линии, руки за голову; на счет 1-2 — медленно присесть, на 3-4 — встать.

    6-8 раз

    Построение в шахматном порядке

    Постепенно увеличивать глубину приседания, следить за осанкой

    10. И.П. — в выпаде вперёд с опорой стопой на скамью попеременные приседания в выпаде.

    8-10 раз

    В качестве опоры можно использовать — жердь гимнастической стенки

    Выполнять к каждой ноге

    11. И.П. — широкая стойка, ступни развернуты наружу под углом 30-45 градусов, руки на пояс: попеременные приседания на одной ноге с одновременным поворотом и наклоном туловища к опирающейся на пятку другой ноге.

    8-12 раз

    Построение в шахматном порядке

    Введение

    В современном мире с появлением современной бытовой техники, которая значительно облегчила трудовую деятельность человека, но при этом сократилась его двигательная активность. Это снизило функциональные возможности человека и способствовало появлению различных заболеваний.

    Физический труд, создает повышенную физическую нагрузку, поэтому в некоторых случаях его можно рассматривать и с отрицательной стороны.

    Дефицит энергозатрат, необходимых для человека, создает определенную рассогласованность в деятельности систем и приводит к снижению иммунитета и обмена веществ.

    Но также вредны и чрезмерные физические нагрузки. Разумным выходом, в этом случае, будут занятия оздоровительной физической культурой, которая способствует укреплению организма. Физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным, для людей имеющих различные заболевания.

    К занятиям физической культуры необходимо приучать детей с раннего возраста. При этом важным является правильный выбор нагрузок на организм, здесь нужно учитывать индивидуальный подход.

    Занятия физической культурой должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

    Роль физических упражнений

    Физические упражнения влияют на все группы мышц, связки и суставы, которые становятся крепкими, увеличиваются объем и эластичность мышц, скорость их сокращения. Интенсивная мышечная деятельность заставляет работать сердце с дополнительной нагрузкой, а также легкие и другие органы организма. Что повышает функциональные возможности человека, сопротивляемость его организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

    Систематические занятия физическими упражнениями воздействуют на мышцы и опорно-двигательный аппарат. При физических нагрузках в мышцах образуется тепло, и организм отвечает увеличенным потоотделением. При физических нагрузках усиливается кровоток, кровь доставляет к мышцам кислород и необходимые питательные вещества, которые распадаются и выделяют энергию. Движения мышц открывают резервные капилляры, количество поступающей крови возрастает и вызывает ускорение обмена веществ.

    Ответной реакцией организма человека на физическую нагрузку является влияние коры головного мозга на регулирование функций кардиореспираторной системы, газообмена, метаболизма и др. Упражнения усиливают перестройку звеньев опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой систем, улучшают тканевый обмен. Умеренные физические нагрузки увеличивают работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышают фагоцитарную функцию крови. Совершенствуются работа и строение внутренних органов, совершенствуется переработка и продвижение пищи по кишечнику. Слаженная деятельность мышц и внутренних органов находится под контролем нервной системы, деятельность которой совершенствуется под влиянием физических упражнений.

    Если же мышцы не испытывают физической нагрузки, то ухудшается их питание, уменьшаются сила и объем, снижаются упругость и эластичность, мышцы становятся дряблыми и слабыми. Ограничение в движениях и пассивный образ жизни способствую развитию различным патологическим изменениям в организме человека.

    Физические упражнения и различные органы

    Человеческий организм состоит из системы органов, каждый орган выполняет определенные функции. Группы органов, которые выполняют одинаковые функции, образуют системы органов. Внешняя среда дает организму необходимые вещества для развития и жизнедеятельности, и одновременно он получает определенные раздражители в виде солнечной радиации, температуры и влажности, а также производственные вредные воздействия. Эти внешние воздействия постоянно влияют на внутреннюю среду организма — гомеостаз.

    Существование в таких условиях возможно только при приспособлении организма к воздействиям внешней среды.

    В этом случае физические упражнения могут стать своеобразным регулятором, который обеспечивает управление важными процессами и поддерживает баланс внутренней среды. Поэтому физические упражнения являются средством сохранения здоровья.

    Недостаточная двигательная активность отрицательно воздействует на функции межклеточного пространства организма человека. Это снижает общие защитные силы организма и увеличивает риск возникновения различных заболеваний.

    Разумное сочетание труда и отдыха, нормальный сон и питания, отказ то вредных привычек и систематическая физическая нагрузка повышают умственную, психическую и эмоциональную сферы жизни человека, организм становиться более вынослив к различным психоэмоциональным нагрузкам.

    Человек, который ведет подвижный образ жизни, может выполнить больший объем работ, чем человек, который ведет малоподвижный образ жизни.

    Энергетический обмен и обмен веществ

    Обмен энергии и веществ в организме проявляется в сложных биохимических реакциях. Питательные вещества, поступают в организм с пищей, их расщепление происходит в желудочно кишечном тракте (ЖКТ). Продукты расщепления попадают в кровь и переносятся к клеткам. Кислород, проникает в кровь из воздуха через лёгкие, он принимает участие в процессе окисления, который происходит в клетках. Вещества, которые образуются в результате биохимических реакций, выводятся из организма через почки, лёгкие, кожу.

    Обмен веществ представляет собой источник энергии для всех процессов, происходящих в организме. Физические упражнения или занятия спортом усиливают обменные процессы, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

    Посмотрим видео: Комплекс физических упражнений для офиса (и не только)

    Больше о развитие общего уровня энергопотенциала организма и психики. Снижение стресса, повышение тонуса. Укрепление иммунитета и здоровья . Можно узнать тут:

    Кровеносная система

    Сердце – центр кровеносной системы, который работает как насос, благодаря чему происходит движение крови. Физическая тренировка увеличивает размер и массу сердца, утолщение стенок сердечной мышцы и увеличение его объема повышают работоспособность сердечной мышцы.

    Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями:

    • способствует увеличению количества эритроцитов и гемоглобина в них, что повышает кислородную емкость крови;
    • усиливается сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, из-за повышения активности лейкоцитов.

    Друзья, постоянные читатели и гости блога о методах быть здоровым мы Вам настоятельно рекомендуем вести активный образ жизни, это не значит, что Вы должны уже завтра поднимать гири 16 кг по 10 раз, это значит, что нужно плавно, без резких нагрузок увеличивать свою активность. Отличным средством для этого могут служить 30 минутные пешие прогулки утром и вечером, делайте 1000 шагов в день и с каждым днем прибавляйте к этим 1000 шагам еще 100.

    Проблемы с зубами в нынешнее время не редкость, благо сейчас много различных методов и способов по имплантации зубов. Узнать сколько стоит установить зубной протез или другие стоматологические процедуре можно в специализированных клиниках, вот одна из них www.veronica.ru/docs/implants.html

    Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

    исследование физического развития и состояния здоровья;

    определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль-турой) на организм с помощью тестов;

    оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

    врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

    профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися-щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

    пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали-вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис-пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.

    Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе-нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

    Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био-химические особенности организма в период старения оказыва-ют влияние на его важнейшее свойство -- способность реагиро-вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си-стемы, висцеральных органов и др.

    Возрастные изменения начинаются с периферических сосу-дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко-нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

    нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

    уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив-ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен-ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

    снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

    нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ-ствует развитию склероза сосудов;

    возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю-козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин-сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

    ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

    С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

    Исследования показывают, что наиболее выраженным возра-стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни-жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел-ковых коллоидов.

    С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра-стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м 2 в год.

    Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще-ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд-ца -- на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще-ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре-мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе-ни, чем у молодых.

    При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль-ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото-рые существенно лимитируют физическую деятельность.

    Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло-кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег-ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

    Практика свидетельствует, что умеренные физические тре-нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за-медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо-бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

    Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности -- ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю -- посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел-ках, овощах, фруктах) и т.д.

    Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне-ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева-ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был “бег трусцой”, который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над-костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо-стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом -- ходьбой.

    Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.

    При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

    Физическое развитие и телосложение женщин во многом от-личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин -- 40--45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института физкультуры кистевая ди-намометрия 36,5 кг, у мужчин -- 60,1 кг; становая, соответ-ственно, -- 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин состав-ляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин -- 18%. И топогра-фия отложения жиров у женщин отличается от мужской.

    Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

    У здоровых женщин плечи уже, таз -- шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также раз-личны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583 см 3 , у мужчин -- 760 см 3 . То же различие отмечено и у спортсменов.

    Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10--15 см 3 боль-ше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3--0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения макси-мальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин суще-ственно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания мень-ше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин -- брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин. PWC170 у женщин -- 640 кгм/мин, а у мужчин -- 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.

    Все это указывает на более низкие функциональные возмож-ности сердечно- сосудистой системы женщин по сравнению с муж-чинами.

    Под влиянием систематических занятий спортом функцио-нальные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC170, физи-ческая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) состав-ляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин -- 1630 кгм/мин. Связа-но это с возможностями кардиореспираторной системы.

    В связи с более низким основным обменом у женщин на 7-- 10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99 мл и 120 мл) во время нагруз-ки в положении лежа на спине.

    Помимо сказанного выше, при построении учебно-трениро-вочного процесса необходимо учитывать функциональное состоя-ние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабева-ет внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в по-ясничной области и внизу живота и др. Физическая работо-способность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде трени-ровки противопоказаны.

    В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствую-щие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нару-шению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

    Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных ре-зультатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся ре-зультаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

    С наступлением беременности следует прекратить интенсив-ные тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плава-нием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно в ран-ние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки, подско-ки и др.

    В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, мас-саж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные -- снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно возобновить тре-нировки, но они должны быть умеренными (желательно в цик-лических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

    У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолет-них тренировок в детском возрасте отмечается более позднее на-чало месячных (у 46--64% они начинались в 15--17 лет). Задер-жка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тре-нировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетех-ничным) вхождением в воду прыгуний.

    Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, осо-бенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция (характерны выки-дыши), отмечается повышение артериального давления, заболе-вание печени, возникают раковые заболевания, даже со смер-тельным исходом. От применения анаболиков у юных спортсме-нок возникает также опасность остановки роста.

    Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на-блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен-ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве-дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы Медицинская характери-стика группы
    1 2 3
    1. Основная Лица без отклонения в со-стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи-тельные отклонения в со-стоянии здоровья при дос-таточном физическом раз-витии и физической подго-товленности Занятия по учебной про-грамме физического воспи-тания в полном объёме, за-нятия в одной из спортив-ных секций, участие в со-ревнованиях
    2. Подготовитель-ная Лица без отклонения в со-стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи-тельные отклонения в со-стоянии здоровья с недос-таточным физическим раз-витием и недостаточной физической подготовлен-ности Занятия по учебным про-граммам физического вос- питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ-явлением организму по-вышенных требований. До-полнительные занятия для повышения уровня физиче-ской подготовленности и физического развития
    1 2 3
    3. Специальная Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по-стоянного или временного характера, требующих ог-раничения физических на-грузок, допущенных к вы-полнению учебной произ-водственной работы Занятия по специальным учебным программам

    Страница 1

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы

    Медицинская характери­стика группы

    1. Основная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности

    Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях

    2. Подготовитель­ная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности

    Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития

    3. Специальная

    Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы

    Занятия по специальным учебным программам

    В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

    Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

    Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

    Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

    Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

    При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

    Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

    Смотрите также

    Заключение
    При этом основными повреждающими факторами при авиаци­онной травме являются: -ударные инерционные нагрузки; -волна взрывных газов; -термические факторы; -химические факто...

    Вспомогательные вещества в технологии эмульсионных мазей
    В качестве вспомогательных веществ при изготовлении эмульсионных мазевых основ также используются эмульгаторы. Эмульсионные мазевые основы Эмульсионные основы дают...

    Заключение
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых часте...



    mob_info