Основы практики и философии йоги. Основы йоги

Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром. Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом. Поэтому учение относится к духовной практике.

Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.

Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.

В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:

  • Пуруша (дух).
  • Пракрити (материя).

Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.

Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.

Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.

Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.

Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.

Что такое Освобождение

Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити). Из-за этого у человека появляются страдания. Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие. Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться. И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.

Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы. Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке. Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.

Человеческий ум так же под контролем. Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека. Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.

Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.

Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.

Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я). Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).

Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание. Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти. Это и есть состояние Свободы.

Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому. Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.

Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.

Свойства философии йоги

Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).

Философия ее имеет такие свойства:

  • Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
  • Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
  • Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
  • Практичность – умение управлять собственным телом.
  • Интеллектуальность – применение сила разума.

Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа. Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях. Основой многих из них является классическая йога.

Цель йоги

С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения. Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.

Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман). Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман). Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.

Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния. Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

Философия основных йогических направлений

Сегодня существует много йогических направлений. Каждое из них имеет три составляющих:

  1. Упражнения.
  2. Дыхательные практики.
  3. Медитации.

Они не могут существовать друг без друга. Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.

Каждое направление в йоге имеет свою философию. Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:

  • Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой. Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией. Так обретается гармония тела с окружающим миром.
  • Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
  • Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье. Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
  • С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные. Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.

В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом. Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически. Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием. В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации. Это сделать непросто. Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Цель и философия Йоги

Человек , не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это непредставляется возможным. И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета - всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта , так как эта "думающая машина" не дает ответа на такие вопросы, как, например: "Какова цель жизни? ", "Кто я такой? ", "Что ждет меня в будущем? ", "Является ли физическая смерть концом всего? " и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов - функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизветсных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека , - ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога . Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину , он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения. Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными ". (Св. Джон 8:31,32).

Наука Йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога - это наука, с помощью которой человек постигает истину . Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом. Для достижения, такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде - от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание - это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание - выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога - это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек - это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души. Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом . Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом , особенно во время сновидений и йоговской медитации. После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога , то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом . Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии , выходит за пределы понимания. Данное знание - это вершина всем знаниям или Веданта . При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты , которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек - это Бог ", "Я есть Бог ", "Я во всем " и "Все во мне ". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства , его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез. У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога , они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог - это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад. Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы , человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа. Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги - это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Понятие Бога в философии Йоги в статье: Бог в системе Йоги .
  • Точка зверния Религии частично отображено в статье: .
  • Развитие человечества в статье: .
Наименование статьи Автор
Васильев Т. 29578
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25877
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 15255
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 10179
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6458
Управление мышлением через Йогу 6102
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 6023
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5445
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3575
Что такое карма? 2791
Бог в системе Йоги 2549
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2240
Йога - современная концепция древнего учения 2209
Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1990
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1822
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1788
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1645
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1633
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1520
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1454
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1404
Отношения между родителями и детьми Свами Праджнянпад 973
Обретение гармонии человеком Свами Праджнянпад 871

Философия Йоги

Страницы:

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.

Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги . Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны , будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване - состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей « » в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны ().
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал - Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе - материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать (ашта - восемь, анга - ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, - основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану - устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму - серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего - нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно - все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях - яма, нияма - ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы - пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья - на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея - на отрицание воровства;
  • апариграха - на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья - на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша - к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас - к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя - к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана - к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью - благожелательность к окружающим;
  • нирагу- бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару - вдумчивость;
  • авашу - независимость;
  • -видью - знание мантр;
  • дамсанаванту - обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву - неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение - в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела - его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги - дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна - более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство - все исчезает. Возникает ощущение полного счастья - нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге - это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, - чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому - пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею - страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги - нирваны, или самадхи.

Йога

Йога-- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога -- это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги -- изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога -- это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  • 1. Яма -- принципы взаимодействия с внешней средой
  • 2. Нияма -- принципы взаимодействия с внутренней средой
  • 3. Асана -- объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • 4. Пранаяма -- контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • 5. Пратьяхара -- отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • 6. Дхарана -- целенаправленная сосредоточенность ума
  • 7. Дхьяна -- медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • 8. Самадхи -- умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • · Карма-йога -- «йога деятельности»
  • · Бхакти-йога -- «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • · Джнана-йога -- «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же -- осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша -- освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога -- это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро. Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать». Это для тех людей, которые под словом "я" или "себя" понимают своё физическое тело. То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом». И поэтому многие люди так и застревают в йоге. Физическому телу хорошо - и ладненько.

Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан. В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения». Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно. Так как далеко не все могут понять йогу как учение. А йога, прежде всего, это учение ! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей). Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле. Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают. Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях. В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных). На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги. Как в них разобраться?

Йога-сутры Патанджали

Само учение йоги описывается только в одном трактате. Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали». Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры). Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания. И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений. Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней. Первые 4 ступени условно называются хатха-йога. Следующие ступени — раджа-йога. То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали. Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения. Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

Ступени йоги

  1. Нияма.
  2. Асана.
  3. Пранаяма.
  4. Пратьяхара.
  5. Дхарана.
  6. Дхиана.
  7. Самадхи.

Первые две ступени Яма и Нияма - это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням. Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы. До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет. Всё зависело от способностей ученика. Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной. Лучшим помощником у белого учителя является палка.

Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией. Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик. Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия. Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен. Поэтому их путь более долгий и трудный. Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.



mob_info