Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста. Развитие координации движений у дошкольников

Педагог дополнительного образования

Козырева Любовь Алексеевна

Я предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций для заботливых мам и пап для развития координации .

Длительность одной игры не должна превышать 5-6 минут.
- Перед игрой объясните малышу, что нужно делать, покажите, как это сделать.
- Пусть звучит веселая музыка во время детских игр. Если крохе менее двух лет, то желательно, чтобы сопровождающая песенка была одной и той же, так малыш будет привыкать к тому, что это сигнал для начала игры.
- Для деток до двух лет необходимо сопровождение родителя на протяжении всей игры, во всяком случае, первое время. Выполняйте задание вместе с ним пошагово.
- Если ребенок устал, сразу же завершайте игры. А если малыш не в настроении не начинайте, перенесите занятие на более удачное время.

Как же улучшить и развить координацию у детей?

Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости.

Эффективность в развитии двигательной координации у детей достигается за счет:

Применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением;

Объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений;

А также использование специального инвентаря разного размера и веса (мячи, обручи, палки, скакалки).

Развитие координации у детей: упражнения и советы.

Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях.

К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие.

К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. А также упражнения спортивного характера, такие как: катание на коньках, лыжах, велосипеде.

Итак, рассмотрим упражнения на развитие координации для детей различных возрастов.

Развитие координации у детей 2 – 3 лет.

Самым маленьким дошкольникам 2-3летнего возраста трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта. Однако это способность необходима им, чтобы научиться правильно, выполнять более сложные основные движения. Упражнения на координацию занимают значительное место в подвижных играх на свежем воздухе.

Ребенку предлагают сначала простые, посильные для него упражнения:

ходьба,

перешагивание через предметы,

наклоны,

приседание.

Затем изучают более сложные упражнения.

Развитие координации у детей 3 – 4 лет.

Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научится мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно, лазить по шведской стенке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожках с препятствиями.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото.

Развитие координации у детей 5 - 6 лет.

Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнение этих заданий нужно обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умении ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр.) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения целесообразно и изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

Развитие координации у детей 6 – 7 лет.

Дошкольник 6-7летнего возраста получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях.

Большинство упражнений для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамичных движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну(скамейке, бордюру) навстречу друг друга. Затем постепенно разойтись держась за руки.

Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное – в стороны, за спину, за голову, на поясе.

Упражнения для улучшения координации движений.

Дыхательные упражнения

Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.

Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается - через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается - руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.

Растирание

Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.

Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.

Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.

Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом - к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.

Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.

Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.

Пальчиковая гимнастика

Делайте круговые движения большими пальцами рук.

Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.

Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.

Соедините руки в “Замок”.

Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.

Лежа на полу

Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.

Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.

Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.

Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.

Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.

Упражнения на четвереньках

В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая - влево, левая - вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.

Простые и интересные упражнения на координацию можно включать в игры на свежем воздухе и дома, а придумать их могут сами родители. Для таких веселых активных игр пригодятся мячи, шары, резинки, палочки для гимнастики, скакалочки, кегли, большие и маленькие обручи, различные небольшие предметы, игрушки и так далее. Здорово, если все используемые предметы еще и имеют разную расцветку, тогда можно попутно развивать и массу других важных навыков.

Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Именно поэтому родители должны тренировать у малышей ловкость, подвижность и ритмичность с раннего детства. Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов. Упражнения для развития координации движений являются частью программы детских дошкольных учреждений. Но родители также могут участвовать в этом процессе, организовывая различные подвижные игры и выполняя с детьми упражнения на ловкость в домашних условиях, во дворе или на даче.

Развитие у детей координации

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Упражнения, направленные на развитие у детей координации, должны быть правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.

Упражнения для развития координации движений с маленькими детьми нужно выполнять в игровой форме, используя различные приспособления – мячи, шары, кегли, скакалки, резинки, обручи и т.д. Желательно, чтобы инвентарь имел разные цвета и текстуру (пластик, дерево, металл и др.).

Такие игровые упражнения длятся не более 5-7 минут и нередко носят соревновательный характер. Хорошо, когда есть возможность задействовать в игре сразу много детей, но можно также давать своему ребенку индивидуальные задания на ловкость, или устраивать соревнования с мамой или папой.

Дети должны четко понимать правила любой игры, и не бежать сломя голову, а точно следить за правильностью выполнения всех условий. С малышами младшего возраста нужно проделать упражнение несколько раз вместе, а уж потом устраивать соревнование на скорость. Если есть возможность во время игры включить для детей веселую детскую музыку, это было бы просто здорово.

И еще одно правило: если Вы видите, что дети устали, лучше прекратить игру, так как никакой координации в их движениях уже не будет, а значит, никакого развивающего эффекта не получится.

Развитие координации и ловкости

Родители могут придумывать различные игры на развитие координации и ловкости для своих детей в зависимости от их интересов и предпочтений. А чтобы у Вас появились свежие идеи, мы подобрали для Вас примеры интересных и веселых детских игр, которые делают детей ловкими и быстрыми.

Малыши становятся вокруг ведущего. Детей ожидает веселый танец, который они будут повторять вслед за ведущим. Но в игре есть одно условие, дети ни в коем случае не должны повторять за ведущим одно определенное движение, например, не должны ставить руки на пояс. Начинает звучать музыка, и ведущий показывает детям различные танцевальные движения. Все повторяют за ним. И когда ведущий вдруг ставит руки на пояс, внимательно смотрит, кто из малышей забыл про условие игры. Нарушители выходят из круга. Игра продолжается…

2. «Веселая змея»

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колоны друг за другом, расставляют ноги на ширину плеч и поднимают ручки вверх. По сигналу дети, стоящие во главе каждой из колон получают в руки мячи и передают над головой следующим за ними участникам. И так мячики движутся вконец колон. Дети, стоящие в конце берут мячи и передают впереди стоящим участникам уже внизу между ногами. Побеждает та команда, которая справится с заданием первой.

3. «Светофор»

Ведущий становится на видном месте и держит в руках карточки с тремя цветами светофора. Дети движутся под музыку вокруг него. Для каждого цвета ведущий вместе с детьми придумывает несложные задания. Например, если малыши видят красный цвет, они должны присесть и продолжать движение на корточках. Если загорелся желтый цвет, прыгаем как зайчики, а на зеленый - летим как самолетики. Дети имеют возможность вволю побегать, при этом координация их движений постоянно меняется.

4. «Море волнуется»

Эту детскую игру знают все, при этом мало кто задумывался, насколько она полезна для вестибулярного аппарата детей. Когда малыши вращаются вокруг себя под нехитрый стишок «Море волнуется раз… », а потом резко замирают в статической позе, их нервная система и мышцы прилагают массу усилий для того, чтобы сохранить равновесие. Поэтому обязательно играйте со своим ребенком в эту игру, и кружимся сильнее!

5. «Лабиринт»

Делим детей на команды и рисуем на земле два лабиринта из скакалок или длинной веревки (чем старше дети, тем сложнее должны быть лабиринты). На одном конце лабиринтов ставим корзинки с мячиками, шариками, кеглями или просто небольшими игрушками. На другом конце лабиринта ставим пустые корзины. По сигналу по одному из участников каждой команды начинает движение по лабиринту и возвращается обратно с мячиком. Как только он приходит к старту, движение начинает следующий участник команды. И так, пока лабиринт не пройдут все участники игры. Побеждает та команда, которая первой перенесет все мячи из полной корзины в пустую.

Существует еще огромное количество детских игр на ловкость и сноровку, нужно лишь проявить фантазию. Обязательно находите время для организации таких подвижных игр. Как видите, это не просто интересное развлечение, а отличная тренировка для нервно-мышечного аппарата детей.

После рождения движения не координированы, беспорядочны и производятся почти непрерывно. Даже во сне полная неподвижность новорожденного наблюдается не больше 5 мин. Первые координированные движения - дыхание и крик. Первый крик вызывается рефлекторно. Одно из первых координированных движений - сосание. Прикосновение любым предметом к губам и передней части языка вызывает сосание, а поглаживание щеки сбоку от рта - поворот головы в сторону раздражения. У новорожденного имеются многочисленные двигательные рефлексы, обеспечивающие осуществление вегетативных функций и защитные реакции.


Особый интерес представляет формирование локомоций, т. е. перемещений организма в пространстве, координационные механизмы которых образуются позднее. На 1-й неделе жизни появляются кратковременные напряжения мышц шеи, на 2-й - боковые движения головы. К концу 1-го месяца ребенок может прямо держать голову при вертикальном положении тела в течение нескольких секунд, поднимает голову при лежании на животе, подносит кулачок к лицу. В 2 месяца он поворачивает голову в сторону звука, хорошо приподнимает голову и удерживает ее в вертикальном положении в течение 1-4,5 мин, при поддерживании может стоять, не подгибая ног, удерживает предметы всей рукой. Появляются улыбка и смех. В 3 месяца ребенок свободно держит голову; лежа на животе может приподнимать туловище, опираясь на локти. С 2,5-3 месяцев он пытается схватить предметы, появляющиеся в поле зрения. Эти попытки заканчиваются тем, что постепенно возникают координированные движения хватания видимых предметов и их ощупывания. Первым произвольным движением, в основе которого лежит образование условного двигательного рефлекса, является хватание.

В 5 месяцев ребенок удерживает предметы в каждой руке не меньше 20-30 сек, вкладывает предмет в рот. Поддерживаемый под мышки, стоит прямо. Труднее, чем вкладывание в рот, дается ребенку притягивание предметов к себе. В начале второго полугодия жизни ребенок приобретает позу сидения, начинает сидеть без поддержки, пытается ползать и переступать. С б-7 месяцев ребенок ползает, что укрепляет его мышцы и связки. В 7 месяцев он поднимается на четвереньки, при поддерживании хорошо переступает. В 6-8 месяцев самостоятельно садится, встает, цепляясь за опору. В 9 месяцев пытается стоять без опоры. В 10 месяцев поднимается и стоит без опоры. После попыток ходить при поддерживании ребенок 11-12 месяцев начинает ходить при поддерживании за одну руку. Со 2-го года начинает ходить самостоятельно. В процессе обучения ходьбе ребенок преодолевает тяжесть головы и верхней части тела, у него развиваются мышцы таза, бедра и ног, и он приучается поддерживать равновесие. При выработке координированных механизмов ходьбы, движения туловища и рук начинают совершаться в соответствии с движениями ног. В 1-2 года движения ребенка неустойчивы и неуклюжи. На 2-м году жизни движения ребенка не являются ни ходьбой, ни бегом. Только на 3-м году жизни дифференцируются ходьба и бег. В 3-4 года ребенок хорошо ходит и бегает.

Только к 5 годам закрепляются все элементы акта ходьбы, свойственные взрослым, но еще до 8 лет наблюдается перепроизводство движений ног при ходьбе.

У дошкольников и детей 7-8 лет фаза переноса ноги начинается с ее сгибания в голеностопном суставе, а у подростков - со сгибания в коленном суставе, как у взрослых.

С 4 до 6 лет длина шага увеличивается, а темп ходьбы, или число шагов в минуту, уменьшается. Длина шага на 5-м году увеличивается в 2 раза, на 8-м году - в 3 раза по сравнению с начальным периодом ходьбы.

Прямой зависимости между длиной шага и темпом ходьбы еще нет. С 8 лет при ускорении темпа ходьбы удлиняется шаг. До 8 лет длина шага неравномерна. С 8 до 15 лет удлиняется шаг и снижается темп. С 4 до 10 лет наиболее значительно возрастает амплитуда движений бедра и голени. С возрастом увеличивается развертывание стоп кнаружи, что обеспечивает большую площадь опоры. Сначала руки мало участвуют в ходьбе, а затем реципрокные (взаимообратные) отношения между руками и ногами развиваются у все большего числа детей, в 4 года они есть у 54%. а в 7 лет - у 79%.


Во время бега фаза полета - превышения переносного времени над опорным - отсутствует до 2 лет. Элементы полета появляются с 2 лет. С 2 до 5 лет фаза полета в 2 раза продолжительнее опорной, но время полета еще неравномерно. До 10 лет оно еще больше возрастает. К 10 годам при беге на короткие дистанции длина шага в 4,5 раза больше по сравнению с начальным периодом бега. Скорость бега также возрастает: в 3-4 года увеличивается в 2 раза, в 6 лет - в 3 и в 10 лет -в 5 но сравнению с начальным периодом бега и достигает 5,75 м.сек. При тренировке продолжительность скоростного бега возрастает, несколько снижаясь в период полового созревания.

Способность к прыжкам развивается в связи с ростом ребенка. Так как сначала появляется реципрокная иннервация мышц ног, то до 3 лет, а иногда до 5 лет, дети не могут прыгать одновременно обеими ногами. В этом возрасте дети не могут сделать подряд больше 1-3 прыжков в длину с сохранением параллельного положения стоп и носков ног на одном уровне. В 5-6 лет способность к точным прыжкам в длину одновременно обеими ногами заметно повышается и достигает еще большего совершенствования к 7-8 годам.

До 7-8 лет некоторые дети с трудом приучаются производить одновременные движения обеими ногами, например, прыжки в длину, отталкиваясь одновременно обеими ногами.

У большинства детей с б-7 лет прыжки обеими ногами становятся легко доступными, так как тормозятся реципроккые отношения. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети недостаточно сгибают колени, неодновременно ставят стопы на землю, тяжело опускаются на всю стопу без перехода с пятки на носок. Следовательно, у них еще недостаточна координация движений при приземлении. По мере совершенствования координации движений увеличивается дальность прыжка.

У мальчиков левая нога с рождения и до 11 лет сильнее правой; это сказывается при прыжке в длину. С 9 до 11 лет это различие постепенно сглаживается, и с 11 лет правая нога превосходит левую. У девочек 8 лет обе ноги по результатам прыжка равны. С 9 лет правая нога у девочек при прыжке преобладает над левой. Наибольший прирост длины прыжка отмечается у мальчиков и девочек 9-10 лет; у мальчиков он больше, чем у девочек. Дальность прыжка значительно возрастает у мальчиков до 13 лет, а у девочек до 12-13 лет, а затем она растет менее значительно и даже уменьшается. Разница в дальности прыжка появляется у мальчиков и девочек с 13 лет и к 16-17 годам у девушек резко отстает от юношей.

Измерение высоты подпрыгивания, или прыгучести, показало ее неравномерное увеличение с возрастом. Годовой прирост прыгучести с 8 до 10 лет равен в среднем 2 см и одинаков у мальчиков и девочек, с 10 до 13 лет - 4,3 см, т. е. является наибольшим, с 13 до 15 лет - 3 см. После 10 лет меньше у девочек, чем у мальчиков, и это различие увеличивается с возрастом. Прирост прыгучести у мальчиков замедляется с 13-14 лет, а у девочек - с 11-12 лет.

Рис. 34. Прыжки в высоту и длину:
1 - прыжки в высоту с разбега (девочки), 2 - прыжки в высоту с разбега (мальчики), 3 - прыжки в длину с разбега (девочки), 4 - прыжки в длину с разбега (мальчики), 5 - прыжки в длину с разбега (девочки)

Таким образом, у ребенка до 4-5 лет начинают вырабатываться основные механизмы координации движений, а также координации движений и вегетативных функций. Однако к 6-7 годам эти координационные механизмы еще несовершенны. С этого возраста в связи с овладением письмом начинают совершенствоваться мелкие точные движения рук, которые хорошо осуществляются примерно с 10 лет. Однако до 11-12 лет дети с трудом производят попеременные движения руками во фронтальной и горизонтальной плоскостях, поэтому совершают их в сагиттальном направлении. Детям, особенно до 11-12 лет, свойственны симметричные движения руками, в которых одновременно участвуют мышцы-синергисты. С возрастом моторика и ее координация с вегетативными функциями постепенно значительно совершенствуется. Развитие координации движений обусловлено, главным образом, анатомическим и функциональным развитием нервной системы и двигательного аппарата. Но в 12-14 лет с началом полового созревания координация движений, их гармония временно нарушаются в связи с неустойчивостью функций нервной системы и желез внутренней секреции.

Подростки 15 лет выполняют сложные координированные движения быстрее и сильнее, чем дети 8-9 лет, что обусловлено совершенствованием нервной регуляции.

К концу периода полового созревания координация движений значительно уточняется, движения становятся плавными, гармоничными- в зависимости от улучшения функций нервной системы, взаимоотношений возбуждения и торможения, сокращения латентного периода двигательных рефлексов, созревания скелета и скелетных мышц, а также внутренних органов.

До 20-25 лет происходит окончательное формирование координации моторики и вегетативных функций. По мере увеличения деятельности скелетных мышц с возрастом уменьшаются частота сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки в 1 мин, а также обмен веществ и потребление кислорода.

Образующийся при мышечной деятельности в окончаниях двигательных нервов в скелетных мышцах ацетилхолин способствует более экономному потреблению кислорода. Ацетилхолин быстро разрушается ферментом холинэстеразой. Активность фермента зависит от содержания ацетилхолина и состояния организма.

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Чтобы малыш рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют очень много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не стоит забывать и о крупной моторике, ведь уже в школьном возрасте ребенку не обойтись без хорошей координации движений тела.

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок - на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения - это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений - давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку - все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.
Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.


Упражнения для детей 2-3 лет

В столь юном возрасте у ребенка еще очень маленький двигательный опыт. Даже простую ходьбу можно назвать упражнением. Поэтому сначала малышу предлагаются самые легкие упражнения, которые постепенно усложняются. Первые упражнения на развитие координации движений - это ходьба, перешагивания через препятствия, приседания и наклоны. Их рекомендуется проводить на улице во время прогулки. Ближе к трем годам можно постепенно осваивать более трудные задачи - ходить по бревну или лавке с помощью родителей (на первых порах).

Упражнения для детей 3-4 лет

Научившись ходить по скамейке, пора учиться и слезать с нее. Предлагайте крохе сходить с бревна или скамейки не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Как правило, малыши в этом возрасте очень активны и подвижны, их не надо уговаривать побегать, и они сами с энтузиазмом покоряют все лесенки и тренажеры на детской площадке. Главное - постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными. Также хороший результат дает хождение по дорожкам с препятствиями и упражнения на кольцах.


Упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте продолжается ходьба по скамейке, бревну, лесенке и просто по уличным бордюрам. Но теперь стоит активнее подключать руки: просите ребенка выполнять упражнения с определенными движениями рук - над головой, сложив крест-накрест на груди и т. д. Важно не добавлять новые упражнения, а следить за осанкой малыша, чтобы оттачивать его движения до совершенства. Более сложный вариант: передвижение по бревну или скамейке с одновременным подбрасыванием мяча вверх. Приступайте к нему, когда будете уверены в твердости движений ребенка.

Упражнения для детей 7-8 лет

Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста обычно состоит в комбинации статики и динамики, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке присесть и повернуться кругом. Положение рук во время выполнения упражнений может быть разным - в стороны, за спину, за голову, на поясе. Однако длительная статика очень утомляет ребенка, поэтому позицию рук желательно менять достаточно часто. Вводите резкие повороты и быстрые прыжки - физически дети уже готовы к этому, и их очень веселит подобная динамика. Занимаясь с ребенком, пробуйте выполнять упражнения вместе, ведь это интересно и полезно для каждого из вас.

Диспраксией именуют двигательное расстройство, которое проявляется в несогласованности у детей движений. Поддержка со стороны учителей и родителей и своевременная терапия помогают улучшить состояние больного ребенка. Диспраксия – это нарушение координации движений. Заболевание имеет еще одно название - синдром неуклюжего дитя. Диспраксия поражает приблизительно 10% школьников, большинство из них - мальчики. В процессе своего развития многие здоровые дети проходят фазу неуклюжести, но из них большинство ее благополучно перерастают.

У ребенка страдающего диспраксией сохраняется неловкость движений спустя годы и влияет не лучшим образом на повседневную жизнь, а также успеваемость в школе. У таких детей нередко развиваются нарушения поведения. Раннее лечение диспраксии позволяет снизить вероятность появления в обучении трудностей и нарушений поведения ребенка. Тяжесть состояния и симптомы при диспраксии могут варьировать.

Для детей больных диспраксией характерны:

Неаккуратность в питье и еде;

Частые падения;

Трудности при игре в мяч, в обучении езде на велосипеде;

Сложности с зрительно-моторной координацией;

Неорганизованность: дети больные диспраксией часто путаются в последовательности действий и теряют вещи;

Проблемы с действиями, которые требуют мелкой моторики, к примеру, завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, использовании столовых приборов;

Затруднения в интерпретации в понимании устройства вещей и интерпритации увиденного;

Такой ребенок надевает часто одежду одевает задом наперед и путает левый ботинок с правым;

Стремительная потеря концентрации внимания, неспособность следовать одновременно более чем 1-2-ум требованиям взрослого;

Речевые нарушения.

Дети, страдающие диспраксией, обладают вполне нормальным интеллектом, но, невзирая на это, сталкиваются в школе с трудностями:

Им сложно разборчиво и четко писать;

Возникают затруднения с обучением чтению;

Они выполняют медленнее сверстников задания учителя;

Эти дети очень быстро устают;

Они унывают и отчаиваются, если постоянно их упрекают и наказывают учителя и родители, не понимающие истинной причины их затруднений;

У них отмечается страх выполнения действий, которые требуют четкого владения какими-либо навыками, к примеру, в спортивных играх;

Они страдают от заниженной самооценки и неуверенны в себе;

Им тяжело обрести друзей, а сверстники могут игнорировать и дразнить их;

Они могут становиться замкнутыми, беспокойными, агрессивными или депрессивными и начать пропускать занятия;

Для них по поводу своих способностей свойственно беспокойство.

Причины диспраксии

Причины диспраксии до сих пор полностью не выяснены. Исследования продемонстрировали связь между развитием данного состояния с преждевременными родами, гипоксией и низкой массой тела при рождении. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.

Нередко заболевание выявляется лишь когда у ребенка возникают проблемы в школе.

Лечение диспраксии

Невролог проводит оценку координации и двигательных функций ребенка путем наблюдения за выполнением таких его действий, как ходьба с пятки на носок, прыжки, нанизывание бус, складывание кубиков и копирование рисунков. Тщательно проведенный физикальный осмотр крайне важен для исключения неврологических болезней, таких как легкая степень церебрального паралича. Диспраксия считается неизлечимым заболеванием, но можно помочь больному, если распознать вовремя симптомы. Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия - важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей.

Применяться на практике могут различные методики, в числе которых:

Ребенка для улучшения равновесия, обучения контролю за движениями тела и развития координации привлекают к групповым занятиям гимнастикой;

Участие детей с диспраксией поощряется в играх с музыкальным сопровождением для развития чувства ритма;

Приветствуется плавание;

Ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения, улучшающие при приеме пищи и одевании навыки самопомощи, чтобы повысить его самостоятельность.

Особое, внимательное отношение к тому, как проходит обучение в школе у ребенка с диспраксией, крайне важно для улучшений в его состоянии. Учителя обязаны знать о том, что у их ученика существуют особенные нужды, а он не просто безразличен или ленив. Подобных детей нужно постепенно обучать и отводить им на выполнение классной работы дополнительное время. Процесс письма можете облегчить, если скорректировать высоту стула и парты школьника. При письме чрезмерного напряжения пальцев рук у ребенка можно избежать, предложив ему использовать специальные карандаши с облегченным захватом.

Родители всегда должны поощрять выполнение дочерью или сыном действий, к которым у них имеется естественная склонность и которые помогают в развитии важных навыков. К примеру, можно записать свое дитя в секцию гимнастики или центр досуга, посещать с ним игровую площадку, чтобы улучшить физические навыки. Также детей можете свободно привлекать к работе в саду или по дому. Визуальные и двигательные навыки, а также зрительно-моторную координацию улучшить можно через такие занятия как черчение, рисование, моделирование, шитье, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций. Если постоянно заниматься с детьми, то у многих из них наступает со временем улучшение, и они не будут выглядеть неловкими в сравнении с их сверстниками.

Детcкое здоровье


mob_info