Охота страшные истории. Интернет-приложение журнала "байанай"

Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.

История развития и возникновения религиозных течений в Китае

Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.

Древняя народная религия Китая

До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.

Даосизм

Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.

Конфуцианство

Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.

Буддизм

Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.

Религии Китая в наши дни

Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).

Китаю удалось стать страной, где мирно уживается не только несколько местных, но и мировых религий хоть они и имеют разные основы. Китайская религия заметно отличаются от общих мировых своими принципами и многообразием.

Местные религиозные вероисповедания (даосизм, буддизм конфуцианство) имеют кардинально отличительные характеристики, если сравнить их с религиями Европы, Америки и стран Ближнего Востока. Первоначально они возникали как философское течение, а не религия. Их главными заданиями было саморазвитие человека и познание мира, понять смысл жизни и быстрее найти место в обществе.

Главной отличительной особенностью китайской религии является то, что здесь нет таких понятий, как «Бог», «рай и ад». Особое внимание уделяют тому, чтобы все конфессии мирно уживались, что редко заметишь в других религиях. Местная религия допускает исповедать сразу несколько верований или придерживаться элементов обрядов нескольких из них.

Многообразие религий в Китае

Из-за того, что Китай долго был закрыт для других стран, его религиозные течения могут казаться однообразными. На самом деле это не так, ведь местное население исповедует до десятка мировых религий. Каждый город (особенно большой) имеет свои этнические группы, свою историю возникновения местной веры, традиции и обряды, которые практикуются только здесь.

Религия современного Китая основана на том, что в ней очень тесно сплетены особенности философии и религиозных учений. Например, местные конфуцианство и даосизм считаются религиями, но они зарождались как философское учение.

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

Как бы китайцы не старались, но религиозные иностранные культы также проникли в страну. Главными причинами, которые этому послужили, являются:

  • Миграционные движения. Многие историки согласны с теорией, что китайский народ возник вследствие большой миграции разных народов на территорию современной страны. Получилось, что каждый народ сотворил свои населенные пункты и свое вероисповедание. Каждый народ привносил новые традиции и обряды, религию, праздники и обычаи.
  • Существование Великого Шелкового пути, который зародился между двумя китайскими реками Янцзы и Хуанхэ. Это самый большой путь торгового предназначения. Люди обменивались не только товарами, но и идеями и мыслями своих стран, особенностями веры.
  • Процессы в политике и истории. Раньше Китай пытался максимально закрывать свои территории от воздействия любых стран, из-за этого о нем знали не много и он превратился в лакомый кусочек для некоторых мировых государств. Племена, которые хотели заполучить часть территории или хотя бы изучить страну, пытались привнести свои правила и традиции.
  • Прямое агитирование. Еще в 8 веке н.э. на территории Китая начали появляться люди, которые тонко проповедовали особенности религий своих стран: православья, ислама, католицизма. Их попытки агитации не всегда были успешными, но результатом иногда ставали новые храмы, церкви, мечети, святилища.

Какие 2 религии являются основными в Китае

Вера современного человека плотно вошла во все сферы жизни в Китае. Она имеет влияние на политику и медицину, экономику. Невзирая на то, что сегодня здесь активно уживаются все религиозные конфессии, в Китае все же выделяется 2 основные религии:

  1. Конфуцианство – вероисповедание в Китае, которое зародилось еще в 6 веке до н.э. Первооткрывателем этой религии-философии был Конфуций, но не стоит забывать, что разрабатывали его и такие мыслители, как Сунь цзы, Мен цзы. Философские учения этих трех людей были взяты за основу конфуцианства. По мнению Конфуция, взаимоотношения должны быть построены на уровне: муж-жена, родитель-ребенок, друг-друг, правитель-подданный, брат-брат.

Конфуцианства обычно придерживались даже конфуцианские чины и считали его аристократической религией. По этому вероисповеданию каждый член общества должен найти свое место в социуме. И сегодня оно актуально в Китае, поскольку его основные догмы развивают в человеке верность, честность, гуманность и доброту, учат быть ответственными.

  1. Даосизм зародился в северной части Китая приблизительно в тоже время, что и конфуцианство. Основные критерии учения заложил Лао-цзы – китайский философ. В каждой из провинций его учения могут трактовать по-разному. Чтобы разъяснить суть такого вероисповедания как даосизм, выпущено около 1500 трактатов и книг.

Те, кто придерживается идеи даосизма, должны строго следовать его канонам. Дао – своеобразная материя, которая существует только в воображении и является основой религиозного верования. В основу дао входят такие направления философии:

  • Фэн-шуй – направление актуально не только в Китай, успело распространиться по всему миру. Его основы используют для благоустройства дома и создания уютной обстановки. Используют даже известные дизайнеры и декораторы.
  • Астрология – начала развиваться в тоже время, что и западная.
  • Алхимия – давнее учение, направлено на то, чтобы найти эликсир бессмертия или превращать любые материалы в золото.
  • Дыхательные гимнастики – применяются для медитации. Как и фен-шуй, распространились по всему миру и стали известным трендом. В своей практике её используют даже фитнес тренера и инструкторы.
  • Фитотерапия – сегодня это одно из направлений в медицине, которое позволяет поддерживать жизненные силы и служить профилактикой многих заболеваний.
  • Боевые единоборства. Китай ими славится по всему миру.

Те, кто придерживается этого вероисповедания, верят, что души бессмертные и после смерти душа просто переходит в общий макромир. Даосизм проповедует не вмешательство в процессы, которые происходят в обществе и природе. Лучше найти способ соединиться и жить в гармонии с миром. Если сравнить эту религию с конфуцианством, то можно найти много различительных характеристик. Если в конфуцианстве человек должен служить только правителю, то по даосизму, чтобы полностью слиться с окружающим миром, нужно стараться стать отшельником и познать законы медитации. По даосизму человек также не имеет право вмешиваться в то, что вокруг происходит. Все будет так, как должно быть. Те, кого заинтересует это вероисповедание, должны знать, что оно разделяется на 2 школы: южную и северную.

Какая религия в Китае в настоящее время

В современном китайском мире основными религиями являются даосизм и конфуцианство. Мирно уживаются с ними и представители других мировых религий. Среди людей старшего поколения много атеистов. Все из-за периода, когда все религии были запрещены, а любое верование наказывалось. Во время «культурного переворота» количество людей, которые не придерживались ни одной религии доходил до 80%.

Аналитическое агентство провело опрос среди китайцев, цель которого было узнать % соотношение современного религиозного состава в стране (в 21 веке).

Получились такие данные:

  • 80% всех жителей исповедуют даосизм, конфуцианство и народные учения.
  • До 15% – приверженцы буддизма.
  • До 4% – считают своей религией христианство.
  • 2% – исповедуют ислам.

Выходя из полученных данных можно говорить о том, что основной религией считается даосизм.

Отношение к религии в Китае

Настоящий переворот в религии китайцев начался в 1949 году, после того, как была провозглашена КНР. В это время религии считались признаком феодализма и запрещались. В стране преобладал атеизм. После культурной революции активно уничтожались монастыри, храмы и все, что связано с религией. Тех, кто продолжал активно веровать, могли отправить в изгнание или вообще убить.

Все стало намного проще только после того, как в 1978 году принято новую Конституцию КНР. По ней выражалась свобода вероисповедания для каждого гражданина. После этого начали активно возобновлять храмы, пытались вернуть церковные реликвии. Политику, направленную на возобновления религии в Китае можно назвать удачной. Сегодня в Китае успешно одновременно существуют десятки религий, это мультирелигиозная страна. Разные мировые религии не только мирно существуют, у них получается дополнять друг друга. Самыми популярными религиями сегодня считаются традиционные китайские верования (даосизм, буддизм, конфуцианство). Не так давно сюда пришли христианство и ислам. В меньшинстве остаются религия Белого Камня, моз, дунба.

Религия древнего Китая

Религия Китая никогда не была похожа ни на одну из систем духовных представлений, которые царили в Европе и на Ближнем Востоке. Отличительное мышление, устройство общества и даже природа привели к зарождению совершенно уникальных форм верований.

Первые упоминания, связанные с древнекитайской религией, относятся к III тысячелетию до н.э. и представляют собой гадания и культ предков. С тех далеких пор Китай прошел через несколько ступеней развития религиозных взглядов, которые породили всем известные сегодня даосизм и конфуцианство.

Корни древних верований китайцев


Недавние археологические раскопки, проводившиеся недалеко от Пекина, привели к обнаружению пещеры с захоронениями. Тела были уложены особым образом в направлении верхнего участка пещеры. Ученые сделали из этого вывод, что уже 100-50 000 лет тому назад у китайцев были представления о загробной жизни.

Первая примитивная религия Китая некогда базировалась на укладе сельскохозяйственной жизни, которая способствовала появлению религиозных культов, посвященных природным явлениям и силам. Небо занимало более высокий статус по сравнению с землей и включало в себя дождь и гром, ветер, реки, горы и другие явления природы, которые имели привязку к сельскому хозяйству. Подтверждением тому служат многочисленные найденные археологами сосуды, украшенные небесной символикой. Постепенно явления, относящиеся к небесам, получили привязку к божественности. Этот факт был отмечен в древних рукописях. Подвиги мифических народных героев связывали с победой над природными явлениями, что привело к зарождению молитвенного культа с просьбой о защите через обращение к предкам.

Была распространена и мантика, которая являлась видом гадания по черепаховому панцирю. Ответ от божества получали через пластинку панциря, брошенную в огонь. Жрец изучал ее после сгорания и толковал появившиеся на ней трещины.

Культ предков – фундамент для развития классических верований китайцев

Культ предков является одним из самых известных религиозных явлений в мире, но именно в древнем Китае он обрел высочайшую значимость, повлиял на становление этики китайцев и стал основополагающим для конфуцианства. Небо всегда относилось безразлично к любому человеку. Чтобы доказать свое уважение человек был обязан облечь его в форму безукоризненного подчинения воле императора, который считался Сыном Неба и представлял его среди людей. Это верование переросло в культ обожествленных предков и стало почитаемым всеми классами в обществе. Люди, имевшие родство с императорской семьей, были уважаемы, так как своего рода они соприкасались с Небом.

Эта религия древнего Китая достигла своего расцвета во время правления династии Шан (1384-1111 годы до н.э). Чрезмерная суеверность китайцев заставляла их обращаться за советом к предкам по любому вопросу, который касался жизни человека (войны, болезни, похороны). Все обряды тщательно контролировали, а некоторые проводил сам император.

Храм для предков

Культ отразился в веровании в двойственность души человека, которая состоит из материальной и духовной частей. Материальная душа умирает с телом и предается погребению. Забота о ней предполагала необходимость похоронить с ней преданных слуг и часть накопленного богатства. Духовная душа уходила на небо, чтобы занять там место в соответствии с земным статусом. Для поддержания этого верования китайцы начали сооружать храмы, где хранили именные таблички предков аристократии. Такой почет позволял знатным семьям поддерживать свое влияние в обществе и командовать людьми с более скромной родословной и простым народом.

Даосизм – стремление к совершенству

Скульптура Лао-дзы «Дао-дэ-цзин»

Этика и место человека в обществе привели к зарождению даосизма в VI веке до н.э. Основателем этого религиозного течения считается Лао-дзы, существование которого до сих пор не доказано историками. Эта религия Китая своим базовым письменным источником считает трактат авторства Лао-дзы «Дао-дэ-цзин». В основе верований лежит преклонение перед сверхъестественным началом, а путь самосовершенствования в конечном итоге приведет к бессмертию.

Суть жизни последователя заключается в следовании по естественному пути, по которому существуют все вещи в мире и которому они все покоряются. Этот путь лежит выше уровня осязания и способности осмыслить его, но именно он наделяет смыслом все вещи, которые окружают человека. Взаимоотношения между людьми и отношение людей к миру регулируются моральным законом. Человек наделяется жизненной энергией, которая подталкивает к следованию по пути Дао.

Таким образом, смысл жизни человека должен заключаться в стремлении приобщиться к Дао через медитацию и отречение от материальных ценностей. Бессмертие – это конечная цель в Дао, которое не имеет ни начала, ни конца.

Поклонники этой религии отказывались от пищи, сначала сокращая объем употребляемой еды и учась насыщаться собственной слюной. На этом этапе пути последователь приступал к физическим занятиям похожим на йогу, чтобы научиться дышать по-новому, то есть сделать процесс подконтрольным сознанию и суметь остановить и начать дыхание, когда это нужно. Путь к бессмертию также требовал очищения духовного через добрые поступки. Требования должны были выполняться неукоснительно, а одна оплошность могла аннулировать достижения человека.

Аристократия Китая оценила даосизм и сделала его господствующей религией в средние века. Эта религия Китая хорошо уживалась с конфуцианством. Поклонники даосизма не просто являлись глубоко духовными людьми, но также сумели совершить множество научных открытий (включая эликсир бессмертия) и создали учение феншуй, основы цигун (дыхательная гимнастика) и ушу (боевое искусство).

Гора Тай (провинция Шаньдун)

Сегодня в Китае насчитывается 1500 храмов и монастырей, посвященных даосизму, и проживает больше 25 000 последователей течения. Среди самых известных достопримечательностей в природе, связанных с даосизмом, считается гора Тай (провинция Шаньдун) с ее знаменитым пиком Нефритового императора и Желтые горы Хуаншань (провинция Аньхой). Храм богини-хранительницы города в Шанхае также относится к популярным местам, проповедующим Дао.

Конфуцианство – возвращение к истокам

Конфуцианство стало древней традицией, которая пропитала сознание китайской нации и успешно продолжает свое существование и сегодня. Конфуций был реальным историческим лицом, жившим в 551-479 годы до н.э. Времена для Китая тогда выдались очень сложные, страна распадалась, а правление никак не могло понять, что нужно сделать, чтобы спасти ситуацию. На помощь пришел Конфуций со своей этико-социальной доктриной, которая обрела величайшее множество поклонников и превратила эти взгляды в новую религию.

Принципы конфуцианства изложены в двух канонах («Пятикнижие» и «Четверокнижие»). Первая часть состоит из книги гаданий и магических изречений, мифологической истории Китая и небольшой истории страны в период с VIII по V века до н.э., тома древнейших песен на тему религии и на основе классической поэзии и книги с описанием обязательных обрядов сторонника учения. Вторая часть включает описание базовых учений, книгу мудрых изречений, трактат о золотой середине и изложение учений Конфуция одним из его любимых учеников.

Гуманность (все положительные качества человека, проявляемые по отношению к другому человеку) и долг (обязательство, которое на себя налагает гуманный человек) были провозглашены основными принципами. На деле это проявлялось в форме глубокого уважения к родителям, верности императору и верности своему брачному спутнику.

Главным отличием конфуцианства от других религий стало укрепление устоявшихся традиций вместо создания новой системы ценностей. Ритуальность и тщательность во всем стали неукоснительными требованиями для спасения, но человек не должен был отказываться от привычного уклада жизни и жертвовать семьей и друзьями.

Во II веке до н.э. конфуцианство достигло своего наибольшего расцвета, став официальной религией Китая. Религия потеряла свой национальный статус в 1911 году, когда к власти пришел коммунизм.

Китайский буддизм – новая эра духовных открытий

Буддизм появился в Китае в I веке до н.э., а IV веке н.э. обрел очень сильное влияние и окутал всю страну. Буддизм был быстро адаптирован под китайское общество и разделился на три течения: китайский, тибетский (ламаизм) и палийский.

Его появление обозначило некоторые сложности для приверженцев новой веры. Религия древнего Китая до этого не предполагала существования монашества. Это привело к тому, что буддисты поначалу считались нарушителями самых основных культурных и моральных норм. Становясь монахом, человек был обязан сменить свое имя и дать обет безбрачия, что полагалось глубочайшим неуважением к предкам. В Индии считалось нормальным жить, будучи зависимым от подаяний. В Китае это воспринималось как неуважение и лень. Самым тяжелым препятствием буддизма на пути к распространению была власть императора, который приравнивался к божеству и требовал полного подчинения даже от монахов.

Но благодаря новым идеям и новому духовному опыту, буддизм сумел завоевать популярность. Его учения были совершенно новыми для китайцев, не знавших понятия равенства и кармы. В стране установилась религиозная система, состоящая из даосизма, конфуцианства и буддизма.

В Китае сейчас живет около 200 000 монахов и содержится больше 13 000 монастырей. Среди самых знаменитых буддистских памятников в Китае почитаются храм нефритового Будды в Шанхае, храм Юнхэ в Пекине и Пагода Большой дикий гусь в Сиань.

Проникновение ислама и христианства

мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу)

В VII веке н.э. ислам нашел свой путь в Китай через арабских и персидских купцов-мусульман, которые приезжали туда торговать. Оседание приезжих и появление мусульманских семей начало приводить к распространению идей ислама на северо-западе страны. Император одобрил распространение ислама, но сам принять его отказался по причине сложности молитвенного ритуала и постов. Но сами китайцы отнеслись к новой религии благожелательно, дав ей возможность укорениться.

На данный момент в стране проживает 18 миллионов мусульман. Среди популярных мусульманских достопримечательностей выделяют Великую мечеть в Сиань, мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу) и мечеть Идгар в Кашгар (Синьцзян-Уйгурский район).

собор святого Игнатия, а в городе Харбин

Католичество и другие формы христианства масштабно заполонили страну достаточно поздно (XIX век). На сегодняшний день около 7% населения государства исповедуют ту или иную форму христианства. В Шанхае можно отыскать знаменитый собор святого Игнатия, а в находится православная церковь святой Софии.

В стране нет одного господствующего религиозного течения. Китай объединяет в себе множество уживающихся вместе религиозных конфессий. Каждый житель имеет гарантированную законом свободу вероисповедания. С 1976 года в Китае была возобновлена полноценная работа и функционирование всех храмов и мечетей.



mob_info