Очистительные техники в хатха-йоге на примере тратаки. Шаткармы для начинающих

Все мы знаем сформулированные Патанджали восемь ступеней йоги. Но в этих ступенях нет шаткарм. Все дело в том, что в те времена уровень и уклад жизни был выше, люди попросту не были настолько загрязнены. Кроме этого в йогу обычно приходили два типа людей. Либо Браманы, которые с детства выбирали путь йоги и всю жизнь занимались только своим духовным развитием. Либо те, кто с первыми седыми волосами отдавали свое хозяйство и имущество детям, а сами уходили практиковать в леса. К уходу в лес люди также готовились. Зная, что скоро будет пора готовиться к перерождению, они начинали делать очистительные техники.

Шаткармы - это очень важные практики и они стоят даже выше Ямы и Ниямы. Если ваше физическое тело загрязнено шлаками и токсинами, то вам будет во много раз сложнее правильно воспринять нравственные законы и тем более следовать им.

Асаны которые сегодня принято называть третьей ступенью йоги на самом деле являются шаткармами, то есть подготовительными этапами для того чтобы сесть в медитативную асану. Только умение по многу часов сидеть в медитативной асане считается третьей ступенью йоги, а все эти красивые закидывания ног за голову и прочие упражнения лишь подготовительный этап.

Асаны усиливают циркуляцию крови и растягивают ваши мышцы и суставы для того чтобы потом легче сесть в медитативную позу, также асаны растягивают наши энергетические каналы и делают их более эластичными, благодаря этому поток энергии начинает идти вверх. .

Шаткармы - это не только определенные процедуры, но и образ жизни. Если вы, занимаясь асанами, продолжите питаться синтетическими продуктами и мясом, то ваш прогресс в йоге будет значительно ниже, как и ваша способность подолгу сидеть в медитативной позе.

Шаткармы очищают не только физические, но и энергетические тела (каналы). Например, на вас напала сильная похоть, а вы не хотите сливать свою энергию на нее. Если вы будете пытаться направить скопившуюся энергию свадхистана чакры вверх с помощью асан, то у вас на это уйдет много времени. С помощью пранаям и мантр сделать это быстрее, но это также займет время.

С помощью шаткарм можно прочистить свои каналы всего за один час. Шаткармы более мощный инструмент, который рекомендуется использовать в тяжелых случаях.

Упражнение Тратака на свечу

Фактически тратака – это концентрация. Когда человек взглядом на чем-то концентрируется. Чаще всего концентрация проводится на свечке. Смотреть при этом нужно именно в центр свечи на само пламя. При этом никаких посторонних мыслей быть не должно, только вы и пламя свечи. Дыхание должно быть медленным и глубоким. Почувствуйте, как вы находитесь в моменте здесь и сейчас. Свеча ставится в безветренном месте на уровне глаз и расстоянии вытянутой руки.

Человек, в зависимости от техники, некоторое время смотрит на пламя свечи, не моргая до момента, пока не потекут слезы. Затем на более глубоком уровне практик уже с закрытыми глазами смотрит на отпечаток свечи, старается держать его неподвижно перед глазами. Этот отпечаток с каждым разом будет становиться более четким и все больше напоминать настоящее пламя свечи. Ваша задача удержать этот отпечаток как можно дольше. После того как отпечаток свечи исчезнет, можно снова открыть глаза и продолжить концентрацию на свече до момента пока не потекут слезы или не начнут слезиться глаза. В конце практики можно полежать некоторое время в шавасане, всё также представляя перед собой пламя свечи.

Если с открытыми глазами пламя начинает расплываться, то можно пару раз моргнуть, но со временем вы научитесь более долго удерживать четкость. Слезы это знак того, что нужно переходить на внутренний этап и начинать созерцать свечу закрытыми глазами. Свет при этом не важен, но легче практиковать в темном помещении. Для практики подойдет любая медитативная поза, которая не приносит вам сильного дискомфорта.

В нашем мозге около 2 200 000 нервов и из них около 2 000 000 это зрительные нервы. Соответственно тратака - это самый мощнейший способ воздействия на мозг. Работа с концентрацией и зрением приносит очищение ментального и психического тела. Для начинающих рекомендуется не более 5 минут концентрироваться на свече, так как тратака способна поднимать вашу энергию.

Тот, кто ощутил энергию в высших чакрах, никогда уже не захочет держать свое сознание на уровне низких чакр. Ровно как тот, кто испил чистой воды, больше не захочет пить грязную.

Кроме этого тратака развивает навык концентрации. Концентрация очень полезна для нашей жизни, она позволит вам видеть больше вариантов решения проблемы, замечать детали и нюансы, не использовать шаблоны поведения, а самим придумывать оригинальные решения.

Капалабхати дыхательная практика и техника выполнения

Ваткрама капалабхати или воздушное дыхание, отлично прочищающее легкие. При ее выполнении из организма выводится излишний углекислый газ. Капалабхати хорошо влияет на работу подсознания и осуществляет массаж головы. .

Кроме известного упражнения на дыхание существует также вьюткрама капалабхати , когда мы набираем в ладошку немного подсоленной воды, вдыхаем ее ноздрей и выплевываем через рот. Затем мы втягиваем воду другой ноздрей и также выплевываем через рот. Если в носу чувствуется боль, то вы либо недосолили, либо пересолили воду. Считается, что эта шаткарма помогает при болезнях сердца и также хорошо прочищает слизистую носа. Вода при этом должна быть комнатной температуры.

Также существует шиткрама-капалабхати или обратное промывание. То есть вы должны подсоленную воду втянуть через рот, и она должна вытечь через нос. Эта шаткарма более трудная в освоении, но и эффект очищения у нее выше.

Нети: как правильно делать джала и сутра-нети?

Прочищение носа бывает двух видов. Чаще всего используется джала-нети или прочищение носа водой. Не стоит делать чистку носа водой перед выходом на мороз. Нети отлично влияет на муладхара и аджна чакру. Усиливается обоняние. Чистый нос способствует правильному дыханию. В йоге от практиков постоянно требуют дышать только через нос.

Чистка поможет вам избавиться от всей грязи и бактерий скопившихся в носовых пазухах. Для этой практики лучше приобрести специальное приспособление нети пот. Если его пока у вас нет, а проблемы с заложенностью носа у вас есть, то пока можно обойтись вьюткрамой капалабхати , эффект при этом будет почти такой же. Для процедуры мы также наливаем чуть теплую воду и добавляем в нее немного соли из расчета одну чайную ложку на пол-литра воды. Когда соль растворилась, начинаем промывание.

Мы просто вставляем носик сосуда в правую ноздрю и выливаем через левую ноздрю. Если дышать через рот и наклонить голову вбок, то вода начнет автоматически вытекать. После того как вода вытекла, мы несильно сморкаемся и повторяем процедуру с левой ноздрей. После прочищения обеих пазух полезно выполнить дыхание капалабхати или бхастрику. Так вы избавитесь от остатков воды. Если у вас в носу много слизи, то перед джала-нети лучше сделать сутра-нети.

Сутра-нети или прочищение носа шнурком. Сутра-нети делается для прочищения верхнего нёба от слизи. Для этого используется катетер либо хлопковая нить. За час до процедуры в нос можно закапать пару капель растительного масла. Непосредственно перед началом процедуры катетер смазывают в масле, чтобы он хорошо проходил. Выполнять процедуру нужно стоя перед зеркалом. Вкручивающими движениями катетер вводят в ноздрю, и когда его кончик доходит до носоглотки, его вытаскивают рукой через рот. Затем производятся движения туда-сюда для прочищения носовых каналов. Считается, что сутра нети отлично прочищает носовые каналы и те трудные места, до которых обычные техники не достают.

Как научиться технике выполнения наули?

Потрясающая техника. В большей степени это массаж живота. В наше время есть так называемые мануальные терапевты, которые проводят сеансы массажа живота. Хорошие специалисты буквально чувствуют на ощупь больные органы и специальным образом массируют их. Судя по отзывам, у многих людей проходят проблемы с животом после массажа.

Так как люди сегодня ведут малоподвижный образ жизни, то в области таза происходит застой крови, самомассаж наули позволяет разогнать кровь. То место в организме, где происходит застой - болеет. Втягивая живот, мы создаем отрицательное давление, и венозная кровь из нижней части тела начинает подниматься вверх.

Освоение наули поможет вам в более продвинутых техниках. Без освоения наули вы не сможете сделать джала басти . Перед тем как начать практиковать Наули, желательно освоить уддиана бандху или брюшной замок.

Наули помогает при очень многих проблемах с животом. В наше время, когда наше питание оставляет желать лучшего, практически у каждого есть хоть небольшие проблемы с желудком.

Эта техника очень и очень полезна , не поленитесь, даже если у вас нет проблем с желудочно-кишечным трактом, обязательно освойте ее и никаких проблем и не появится, .

Однако нужно понимать, что если у вас уже есть серьезные проблемы с животом, то нужно быть очень аккуратными и при малейшей боли прекратить самомассаж.

Дхоути или техники очищения пищеварительного тракта

Наиболее популярны два способа очищения. Шанк-пракшалана (варисара дхоути ) и кунджала (ваман дхоути ).

Как правильно делать очищение Шанк пракшалана?

Шанк пракшалана очень полезна, так как обычно наш кишечник сильно забит, а кишечник это наш иммунитет и здоровье. Весь наш желудочно-кишечный тракт состоит из складок, петель, ворсинок и их нужно периодически прочищать. Сравните это с машиной, которой периодически нужно менять масло. С энергетической точки зрения шанка пракшалана используется для очищения двух нижних чакр. (хорошо помогает при агрессии и похоти).

Если вы планируете очистительную технику, то вечером откажитесь от ужина и на следующий день начинайте очищение. Приготовьте трех литровую банку с чистой водой и положите туда 1-2 столовые ложки соли. Лучше если соль будет морской, но можно использовать и обычную. Рекомендуется прочитать мантру ОМ над водой или любую другую мантру. Та вода, что слышала мантру, будет даже на вкус отличаться от обычной воды. Вода может накапливать энергию.

Затем нужно выпивать по стакану этой подсоленной воды. Выпив стакан, выполняются специальные упражнения. Этот цикл продолжается пока вся вода не войдет в вас. То есть вы пьёте стакан воды, делаете упражнения и снова выпиваете стакан. Какие это упражнения?

После того как у вас появляются позывы в туалет, можно идти выводить воду.

Для выполнения шанк пракшаланы нужно чтобы привратник желудка был открыт, так вода сможет пройти в кишечник. Эти упражнения как раз и служат для того чтобы вода беспрепятственно проходила. При этом кишечник отчищается от патогенной микрофлоры, улучшается иммунитет. На энергетическом уровне происходит очищение свадхистаны и муладхара чакры, за счет подсоленной воды.

Если во время практики возникает тошнота, нужно прекратить пить воду и делать только упражнения. Как только тошнота проходит, вновь пьем воду и снова делаем упражнения.

Также существует вспомогательная асана, которая помогает воде проходить из желудка в кишечник - это випарита карани.

Если в вашем кишечнике есть патогенная микрофлора, то может возникнуть газовая пробка. Устраняется она с помощью шейно грудного прогиба.

Если у вас вода все равно со временем не выходит, что бывает крайне редко, можно вызвать рвотный рефлекс чтобы вывести воду наружу.

Шанк пракшалану рекомендуется выполнять раз в полгода или год. Она противопоказана при язвах желудка и вообще при любых болезнях желудочно-кишечного тракта и при беременности. После недельного голодания нужно подождать месяц, а после трех дневного не менее недели, прежде чем начинать эту практику.

Спустя час, после того как вся вода вышла из вашего кишечника, нужно обязательно покушать отварного риса без приправ и соусов, можно добавить кусочек топленного либо растительного масла. Этот рис должен способствовать обволакиванию вашего кишечника, для того чтобы микрофлора восстанавливалась.

Кунджала

Данная техника прекрасно отчищает желудочно-кишечный тракт. Способствует очищению кожи и избавлению от прыщей. Способствует Регуляция деятельности поджелудочной железы, желчного пузыря. Происходит стимуляция работы кишечника и желудка, выведение избыточной слизи из дыхательных путей.

С энергетической точки зрения показана при проблемах анахата чакры – сильной любовной привязанности. Кроме этого кунджала усиливает поток энергии верх, апана-вайю разворачивается и сидеть в медитативных позах (поза лотоса, сиддхасана) становится гораздо легче. Кунджала дает умиротворение и возможность принимать другие альтернативные точки зрения, если человек до этого агрессивно отстаивал лишь свое мнение.

Выполняется кунджала довольно легко, однако для многих эта процедура не очень приятна. Для начала подготовим трехлитровую банку, добавив в нее 1-2 столовых ложки соли. Желательно использовать морскую соль. Присев на корточки начинаем пить воду прямо из банки до тех пор, пока нас не начнет подташнивать или пока мы не сможет больше пить.

Затем нужно сразу встать и наклонить корпус на 90 градусов. Левую руку положите на живот, немного надавливая на него. А правый указательный, средний и безымянный палец поместите в рот и простимулируйте заднюю часть языка, чтобы вызвать рвоту.

Затем уберите руку и дайте всей воде выйти. Если вся вода не вышла, то снова стимулируем язык, для того чтобы вышли остатки воды. После того как вода вышла, снова пьем из трех литровой бутылки и снова извергаем воду из себя. Если вы выпиваете 1 литр за раз, то всего получится 3 процедуры.

В идеале процедуру нужно выполнять до тех пор, пока у вас во рту не останется никакого вкуса. Если вы чувствуете кислый или горький вкус, то процедуру можно повторить.

Помните, что извергать воду нужно строго в горизонтальном положении, чтобы не навредить желудку.

Девушкам нужно быть внимательными с ногтями и подстричь их перед процедурой. Осторожно данную процедуру нужно выполнять людям с проблемами сердца, циррозом печени, желчи каменной болезнью, острыми и обостренными заболеваниями желудка.

Выполнять кунджалу нужно утром натощак. Считается, что для профилактики ее можно выполнять раз в месяц.

Также существуют менее известные техники очищения :

Ватсара дхоути

Или отрыжка. Для ее выполнения нужно пить-глотать воздух, а затем соответственно выпустить его в виде отрыжки. Эта техника улучает пищеварение, доставляет в ткани дополнительный кислород, выводя застойный углекислый газ. В древности люди знали, как полезна отрыжка, поэтому дурным тоном считалось в конце трапезы НЕ сделать отрыжку. В современном мире все в точности да наоборот.

Вахнисара (агнисара) дхоути или Агнисара-крия

Это довольно известная техника массажа живота. Для ее выполнения нужно наклонившись выдохнуть весь воздух и приподнявшись втянуть живот в себя, делая ложный вдох, то есть делаем уддияна бандху . Затем прижимаем шею к груди и, надавливая на колени, выталкиваем передние мышцы живота. Затем поочередно, то расслабляя, то надавливая на колени, работаем мышцами вперед-назад. Эта техника очищения легче, чем наули, но по эффективности ненамного уступает ей. Считается, что наравне с наули, этот, казалось бы, простой массаж, дает вашему животу вторую жизнь . Делая массаж и укрепляя стенки живота, вы препятствуете опущению внутренних органов, усиливаете кровообращение и избавляетесь от многих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Там где застой – там проблема.

Джихва или чистка языка

Все люди чистят зубы, но все ли отчищают язык? Для справки язык здорового человека должен быть нежно розового цвета . Однако у многих людей он приобретает беловатый налет. Конечно, этот налет появляется из-за токсинов в организме и чистка языка не избавит от причины. Тем не менее, чистить язык необходимо. Налет является питательной средой для множества вредных микроорганизмов. Начав очищать свой язык, многие замечают как их состояние и внешний вид кожи улучшается. Язык обычно чистят специальными скрабами, обратной стороной зубной щетки (часто имеют специальную поверхность для чистки языка) или пальцами (ногти должны быть подстрижены).

Карна или чистка ушей

Уши нужно чистить не только для внешнего вида, но и для здоровья. В сере, защищающей наше ухо, оседает множество болезнетворных микроорганизмов, поэтому ее нужно своевременно удалять.

Капалрандхра

Это очищение головы. Для ее выполнения нужно просто мыть голову прохладной водой. Считается, что эта практика дарует бодрость и энергичность. С энергетической точки зрения очищает мысли, усиливает иммунитет и сопротивляемость организма.

Также существует практика капал дхоути при которой большие пальцы обеих рук кладут на виски и вращают ими минуту по часовой стрелке и минуту против часовой стрелки. Считается, что эта техника очень полезна при головной боли.

Чакшу или очищение глаз

Эта шаткарма известна всем, все люди промывают глаза. Однако суть этой шаткармы также и в том, чтобы в глаза также попадала вода. Чистка должна быть не только внешней, когда мы прочищаем лишь веки. Добиться этого можно, например, полностью погрузившись в воду с головой. Чистка глаз необходима для предупреждения болезней глаз.

Данда дхоути

Это специальный метод очищения пищевода от горла до желудка. При этом человек глотает мягкую сердцевину ствола бананового дерева. Этот метод мы не будем рассматривать, так как он довольно сложный и без опытного мастера его лучше не практиковать. К тому же существуют другие, не менее качественные способы отчистки.

Вастра дхоути

Этот способ также сложен и если вы новичок, то лучше попробовать менее сложные способы очищения, например, такой как кунджала. Для того чтобы очистить желудок, человек проглатывает длинную веревку оставляя только её кончик. Затем производится массаж живота, наули или агнисара крийя . После этого веревку вытаскивают. Для этой техники чаще всего используют бинт до 5 см шириной и 3-4 метра длиной. При этом бинт (или ткань) кипятят и удаляют висящие нитки. Бинт при этом должен быть крепким.

Сам бинт кладут в миску с водой или молоком. Глотая, смоченный бинт периодически запивают жидкостью. Выполняется эта шаткарма только на пустой желудок. Через час после процедуры нужно позавтракать кашей, лучше всего рисовой или овсяной. Такая каша смажет ваш пищевод. При этом нужно отказаться от приправ и других добавок, а в кашу можно добавить кусочек масла. В этот день лучше отказаться от острого, кислых фруктов, кофе и чая. Желательно чтобы вся пища была нейтральной.

Эта техника прочищает желудок, очищает кожу от высыпания, прочищает дыхательные пути от слизи, удаляет избытки желчи.

Мула шодхана

Очищение прямой кишки не туалетной бумагой, как это принято у нас на западе, а непосредственно водой.

Басти или чистка кишечника

Существует воздушная стхала басти и водная джала басти , мы с вами рассмотрим более эффективную чистку кишечника - водную. По сути это клизма, но более эффективная, за счет массажного эффекта и более глубокого очищения стенок кишечника. Для ее выполнения нужно наполнить ванну водой (комнатной температуры), затем смазав задний проход маслом в него нужно вставить трубку (может подойти наконечник от кружки Эсмарха).

Сев на корточки, опустите трубку в воду и выполните мадхьяма наули (то есть выделите серединные мышцы вперед). Вы почувствуете, как вода начала поступать в кишечник. Затем закройте пальцем отверстие трубки, переведите дыхание и снова проделайте мадхьяма наули. Когда кишечник достаточно заполнился водой, её можно выпустить. Считается, что процедуру нужно выполнять до того момента, пока вода не станет прозрачной, но не более трех раз.

Эта процедура очень полезна для здоровья кишечника, ведь кишечник это наш иммунитет. Данную чистку рекомендуется выполнять два раза в год. Её аналог на западе – обычная клизма.

Как часто?

Выполняя тратаку (перед сном), дыхание капалабхати, волну наули, агнисару крию, чакшу или очищение глаз, джихву или чистку языка, ватсару дхоути или отрыжку, каждый день по утрам.

Нети, капалрандхру или мытье головы, карну или чистку ушей, каждую неделю.

Кунджалу раз в месяц.

Джала басти раз в полгода.

Шанк пракшалану раз в год, ваше тело и ум всегда будут оставаться чистыми и здоровыми.

Противопоказания

Всегда следуйте здравому смыслу и чувствуйте свой организм, если при выполнении любой шаткармы вы испытываете боль, то это сигнал к прекращению чистки. Если ваш организм относительно здоров, и вы не имеете серьезных проблем с животом, носом, кишечником (в зависимости от чистки) то вы получите лишь ощутимую пользу от очищения организма без обострения ваших хронических заболеваний. Девушкам нужно помнить, что любые занятия йогой, в том числе шаткармы, отменяются в критические дни и при беременности.

Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять Шаткарму (шесть очищающих техник) прежде всего. Другим, в которых Доши сбалансированы, не обязательно делать их. Дхаути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати; это известно как Шаткарма или шесть процедур. Йог Сватмарама. «Хатха Йога Прадипика»

Удивительно, но факт: такие «грубые» чистки, как басти (клизма), нети (промывание носа), дхаути (рвота и др.) ведут к утончению, к проявлению тонких ощущений — чувствованию потоков праны в теле во время практики пранаям и асан, и другим желательным чисто йогическим эффектам. Поэтому практика Шаткарм может применяться и с целью оздоровления, и с целью йоговского «утончения» восприятий (на деле, у йогов, при наличии Санкальпы — намерения духовно расти — второе вытекает из первого). Обычно следуя этим принципам мягкие и быстрые чистки можно делать и каждый день, а мощные и долгие (такие как Шанкха-Пракшалана или басти) делаются по выходным или в свободные от работы и практики йоги дни.

Рассмотрим обзорно практическую сторону Шаткарм:

Существует и более жесткая практика — Сутра-нети, прочищение носа шнурком (иногда используется резиновый катетер 3 мм), ее можно делать, добившись идеального выполнения Джала-нети (обычно через месяц или около того). Катетер или шнурок смазывается растительным маслом, вводится в 1 ноздрю и достается двумя пальцами из глотки, что вначале неприятно. Сутра-нети делать не обязательно, обычно достаточно Джала-нети. Существуют также практики промывания носа молоком (дуд-нети) и топленым маслом (гхи-нети). Такая практика убирает слизь из носа, улучшает зрение, повышает качество сна, обостряет ум и интуицию, также полезно для ушей.

3. Наули («волна»), она же «Лалики» («вращение»). Следует встать с полусогнутыми коленями, опереться руками на локти (как для Агнисара-крии и Капалабхати для начинающих). Сделайте Уддияна-бандху на выдохе: после полного выдоха вберите живот, создавая в нем втягивание — не мышцами, а втягивая живот внутрь и вверх. Затем мысленно выделите среднюю часть живота и «отпустите», расслабьте ее — посередине живота выступит жгут мышц, с боков живот останется втянут. Держите как можно дольше (пока задержка комфортна). Повторите несколько раз. Желательно держать такое положение 20-30 секунд. Когда такая практика (Мадхьяма- или центральная — Наули) будет освоена, можно начинать учиться вращать («взбивать») живот влево-вправо, заканчивая движением влево для правильного пищеварения. Такая практика (даже Мадхьяма-наули) очень полезна для пищеварения и считается, что приносит успех в йоге и блаженство. Опытные йоги делают 100 вращений животом вращая жгут мышц вправо-влево и обратно, и больше, тогда фактически отпадает необходимость в других Шаткармах для очищения пищеварительной системы (Агнисара-крия, Басти, Шанкха Пракшалана и т.п.).

4. Басти (клизма). Традиционно в трактатах указано такое выполнение что нужно набирать воду через анус, делая Мадхьяма Наули (создается втягивание) из водоема или ванной — «йогическая клизма». Однако т.к. хлорированная вода крайне нежелательна в прямой кишке (а в Москва-реке и по Подмосковью, надо сказать, вообще нездоровая вода), на практике альтернативой становится либо втягивание воды в прямую кишку через трубку опущенную в тазик\бутылку с чистой подсоленной, лучше кипяченой (как для Джала-нети) водой, либо более комфортная практика — клизма (обычно «простая» соленая, либо медовая или кофейная), либо использование т.н. «кружки Эсмарха» что по эффекту аналогично а по выполнению намного проще «ортодоксального» варианта.

Клизма делается вначале каждый день (в течение недели), затем 3 раза в неделю, 2, затем 1 раз в неделю, затем 1 раз в месяц или даже раз в 3 мес. для контроля за токсинами. Важно, что мы не должны делать клизму, если это не нужно организму, чтобы не сформировалось привыкание (страшно даже представить «йога», который без клизмы не может «сходить по-большому»!).

Для приготовления клизмы берется от 0,5 до 2 литров воды температуры тела (до 39 град.) за раз, может делаться 1-3 подхода (до 6 литров всего максимум в день). Клизма удерживается до острых позывов к дефекации (при этом можно поглаживать живот по часовой стрелке). В идеале клизма должна выходить в конце чистой водой. При правильном йоговском питании острой надобности в басти обычно не возникает, т.е если нет проблем с пищеварением и токсинами. Однако если часты простуды или есть проблемы с кожей, пищеварением — организм, значит, сильно зашлакован, и надо сделать Басти обязательно, чтобы приводит к быстрому решению этих проблем. Басти также делается перед голоданием чтобы очистить прямую кишку от токсинов.

5. Дхаути. Ряд чисток пищеварительной системы. Применяется обычно либо Кунджал-крия (йогическая рвота, очищение желудка) либо Шанкха-Пракшалана («жест раковины», очищение желудка и всего кишечника). Для выполнения Кунджал-крии («жеста слона») следует воздержаться от пищи 3-4 часа или больше (можно накануне не поужинать и утром сделать). Потом залпом, как можно быстрее, выпивается 1,5-2 литра теплой воды (можно подсоленной как для Джала-нети, чтобы не всасывалась, или с лимоном или ромашкой — чтобы пить было легче) и сразу после этого вызывается рвота, надавливая пальцем или ручкой ложки на корень языка. Через 30 минут после практики надо немного поесть. Иногда в «рвотную» воду добавляют специальные аюрведические (натуральные) горькие травы, но это не обязательно.

Такая практика эффективно улучшает состояние организма, т.к. напрямую работает с праной, и поэтому же считается опасным частое использование этой Шаткармы без указания специалиста. Правильно выполняемая практика улучшает пищеварение, проясняет ум и дает бодрость, усиливает Манипуру и Анахату .

Шанкха-Пракшалана — более сложный, трудоемкий, но и комплексный способ очистки кишечника и желудка. Выпивается 2-3 литра подсоленной воды и выполняется серия упражнений (асан), которые проводят воду по всей пищеварительной системы и вызывают дефекацию. В конце практики вода выходит из тела чистой, т.к. фактически человека промывает от рта до ануса. Этот процесс мощно очищает тело на всех уровнях, однако довольно трудоемкий, и занимает 3-4 часа (с опытом — 1-2 часа). Эту практику следует внимательно теоретически изучить, прежде чем приступить к выполнению. Она описана в книгах Малахова (он просто скопировал йоговские тексты), и в интернете, также иногда проводятся спец.семинары по этой технике. Важно правильно делать асаны, и также в ряде случаев при непрохождении воды (сильная зашлакованность, каловые твердыни) ставится клизма или делается Кунджал-крия. Иногда делается «Половинный жест раковины», более легкая и быстрая практика.

6. Бхастрика-пранаяма* — «Дыхание кузнечных мехов». Чистка сосудов и нади (тонких энегетических каналов- токов праны), генерирование внутреннего тепла. Быстро взбадривает, поднимая готовность к практикам. Позволяет также снимать фиксацию на любых предметах (очищает). Может выводить в медитацию, помогает почувствовать потоки праны в теле. Одна из важных ежедневных Шаткарм.

Выполнение: Садимся ровно (крестец, поясница, спина, затылок — выравниваем), плечи опущены и расслаблены (телом не «помогаем» дыханию!), начинаем активные вдохи и сразу выдохи и сразу вдохи носом. Лицо расслаблено (лоб не морщим, губы в «уточку» не сжимаем). Находим комфортный ритм и глубину дыхания, и стараемся уравновесить длину и интенсивность вдоха и выдоха. Дышим пока комфортно (при сильном головокружении, звоне в ушах, подташнивании- замедляемся, либо совсем останавливаемся — соблюдаем принцип гармоничности в практике). Делаем 3 подхода и отдыхаем (30-60 сек), в это время дыхание должно уравновеситься, прийти в норму. Мысли могут активизироваться, но мы соблюдаем внутреннюю тишину (ни о чем особенно не думаем во время практики), наблюдаем дыхание и внутренние ощущения.

Существует несколько (условных) уровней освоения Бхастрики *.

  • Базовый: 3 подхода по 15-20 циклов активного дыхания;
  • Основной: 3 подхода по 30-50 циклов дыхания;
  • Продвинутый: 3 подхода по 50-100 циклов дыхания.

Можно также делать задержки на выдохе (3 бандхи: Джаландхара, Мула, Уддияна) или на вдохе (2 бандхи: легкая Мула, Джаландхара, Мула закрепляем) между циклами, однако с осторожностью и только если это комфортно.

*Бхастрика считается очень мощной практикой (способной пробуждать Кундалини и т.п.) и поэтому, конечно, должна осваиваться постепенно (как «завещал великий» Патанджали), с осторожностью.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

1. Актуальность темы

В настоящее время очень многие люди интересуются йогой, но очень немногие из них знают о важности выполнения шаткарм, или очистительных техник. В современном мегаполисе жизнь человека сопряжена со стрессами, неправильным и нерегулярным питанием, нарушением режима дня, неблагополучной экологией и другими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нарушению здоровья и «зашлакованности» организма. Для того, чтобы практика йоги могла дать более быстрый результат, имеет смысл остановиться на теме шаткарм наиболее подробно и доказать их важность. Поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной, особенно для начинающих практикующих.

2. Определение и виды очистительных техник йоги

Шаткарма – это «шесть действий» (в переводе с санскрита), или шесть очистительных процедур Хатха-йоги, применяемых с целью очищения тела, энергетических каналов (нади), избавления от болезней благодаря достижению баланса между дошами и других специфических эффектов.

Согласно одному из первоисточников йоги – «Хатха-йога прадипике», шаткарму (шесть очистительных техник) рекомендуется выполнять перед тем, как приступить к практике асан и пранаям. Все потому, что очищенное тело от токсинов и последствий дисбаланса дош (слизи, желчи и ветра) способствует более быстрым и стойким результатам от перехода к последующим ступеням Хатха-йоги (Асанам и Пранаяме). Некоторые источники, наоборот, придерживаются мнения, что делая только пранаямы и асаны можно добиться того же результата очищения организма. «Хатха-йога прадипика», при этом, соглашается с этим фактом, но утверждает, что в этом случае энергия от пранаямы излишне расходуется только на очищение, хотя в чистом теле она бы пошла на более тонкие изменения. Т.е. практика будет идти более эффективно, если человек прибегает к шаткармам в начале своего движения по пути йоги.

Существует шесть видов шаткарм: дхоути, нэти, басти, наули, капалабхати и тратака. Каждая из указанных шаткарм имеет свои подвиды.

1. Дхоути , или практика, благодаря которой достигается внутреннее очищение.

Она делится на:

· Антар дхоути (внутренняя): ватсара (заглатывание воздуха ртом и его прохождение по толстой кишке, выход через прямую кишку и анус), варисара (шанкхапракшалана, или потребление подсоленой воды и выведение ее из кишечника); вахнисара (агнисара крийя – «полоскание» живота), бахискрита (промывание прямой кишки руками);

· Данта дхоути (зубная): джихва (прочищение языка), карна (чистка ушей), капалрандхра (очищение передних синусов), чакшу (очищение глаз);

· Хрид дхоути (сердечная): вастра (заглатывание длинной полоски ткани в желудок), данда (погружение в желудок мягкого бананового стебля), ваман (йогическая рвота);

· Мула шодхана (очищение ануса).

2. Нэти (очищение носовых ходов): сутра (нитью), джала (подсоленной водой), дугдха (молоком), гхрита (топленым маслом).

3. Басти (клизма йогов): джала (прохождение воды через анус) и стхала (втягивание им воздуха).

4. Наули (овладение прямыми мышцами живота и интенсивное вращение ими): мадхьяма (выпячивание прямых мышц посередине), дакшина (вращение вправо), вама (вращение влево).

5. Капалабхати («свечение черепа»): ваткрама (активный выдох и пассивный вдох), вьюткрама (втягивание соленой воды носом и стекание ее через рот), шиткрама (обратный процесс, вода через рот выталкивается в нос).

6. Тратака (пристальное сосредоточение на определенной точке, например, на пламени свечи): бахир (сосредоточение на внешнем объекте), антар (сосредоточение на внутреннем образе этого или любого другого объекта).

3. Тратака. Техника выполнения

Одной из разновидностей шаткармы является тратака. На ней мы остановимся более подробно.

Тратака – это «пристальное вглядывание», «сосредоточение» на каком-либо объекте или предмете. Это может быть точка на стене, неяркое солнце, луна, изображение божества, портрет Гуру или любой другой неподвижный символ или образ. Чаще всего в качестве объекта для концентрации используют пламя свечи.

Различают два вида тратаки : бахир тратака, или сосредоточение на внешнем объекте, и антар тратака, или сосредоточение на внутреннем объекте.

Для выполнения бахир тратаки необходимо сесть в удобную медитативную позу в темном помещении без сквозняков и других отвлекающих факторов. Неподвижное пламя свечи должно располагаться на расстоянии около метра на уровне глаз. В «Хатха-йога прадипике» описан вариант концентрации на средней части пламени (немного выше фитиля). В книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует сосредоточиться на самой яркой части, кончике фитиля. В этом вопросе следует придерживаться рекомендаций Гуру или преподавателя той школы, в рамках которой практикует ученик. Взгляд немигающий, тело неподвижно. Следует как можно дольше вглядываться в пламя свечи, возможно, при этом, станут проступать слезы. При утомлении глаз, необходимо их закрыть и сохранять образ пламени свечи перед закрытыми глазами на уровне межбровья. Время выполнения – 15-20 минут или дольше.

Отличие антар тратаки в том, что практикующий удерживает внимание на индивидуальном внутреннем символе сразу с закрытыми глазами (при высоком уровне овладения концентрацией и техникой, глаза могут сохраняться открытыми) и на всем протяжении техники.

Как и любую другую практику йоги, данную шаткарму лучше выполнять на пустой желудок.

4. Воздействие тратаки

Практика тратаки оказывает положительное воздействие как на физическое тело, так и на ментальное, тонкое тело. Тратака является средством профилактики и лечения заболеваний глаз, избавляет от головных болей, уравновешивает нервную систему, успокаивает, помогает справиться с бессонницей и стрессом, замедляет сердцебиение. Тратака, при регулярном ее выполнении, способна улучшить состояние и качество психических процессов (восприятия, памяти, волевых процессов).

На более тонком уровне, уменьшаются умственные колебания, можно достичь однонаправленности ума. Поэтому, можно сказать, что тратака хорошо готовит к медитации.

Согласно «Гхеранда Самхите», тратака развивает ясновидение, яснослышание, телепатию и др. за счет активирования аджна-чакры. По Сватмараме, тратака способна пробудить сушумну, или центральный энергетический канал, который отвечает за поднятие энергии Кундалини и проявление Высшего Сознания.

5. Заключение

Таким образом, становится очевидной неоценимая польза выполнения шаткармы. Так, практикуя только тратаку, ученик может достичь удивительных результатов в практике йоги в целом и в собственном самочувствии. Но если ее дополнить всем спектром шаткарм, то эффект усилится в разы.

«Хатха-йога прадипика» говорит следующее: «Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом – очищение. Когда системы тела очищены, энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее. Кроме того, развивается большая осознанность. И не удивительно, что йогины, достигшие совершенства и знающие реальные пределы человеческих способностей, ценят шаткарму очень высоко».

Методы Йоги, направленные на поддержание тела в состоянии чистоты и гармонии.

Один из принципов Ниямы, - Шаучья (чистота - во всех смыслах этого слова, как чистота вашего тела, так и чистота ваших мыслей). Шаткармы - техники Йоги призванные поддерживать наше тело в надлежащем состоянии, помня о том, что тело это храм Духа.
Шаткармы - очистительные действия, обеспечивающие поддержание внутренней гигиены тела, повышение иммунитета, улучшение обмена веществ, оптимизацию работы всех органов и систем человеческого тела.
Шаткармы - уникальные упражнения Йоги, не имеющие аналогов ни в одной другой системе. Только Аюрведа имеет в своем арсенале часть данных техник, так как Йога и Аюрведа имеют общие исторические и культурные корни.

Шаткармы - можно условно разделить на 3 части :

  • Техники очищения огнем - упражнения направленные на увеличение энергии качества огня в теле человека.
  • Техники очищения водой - упражнения, основанные на использовании воды.
  • Очищение воздухом - упражнения использующие воздух для очищения тела.

В Йоге существуют определенные техники, которые можно отнести к глубоким внутренним, а иногда и секретным. К таким техникам относятся шаткамы. В древних писаниях Йоги сказано, что получивший знание этих техник, должен хранить их тайну, только так они будут действенными. И это действительно так, ибо мысли других материальны и способны мешать, или помогать нам. Советую Вам до полного овладения этими крийями (действиями) держать их в тайне от окружающих, а, овладев ими - делиться опытом лишь с теми, кто хочет обучаться йоге. Не следует демонстрировать техники йоги просто так, ради удовлетворения собственного Эго.

Описание Шаткарм:

1.Капалабхати . Очистительное упражнение для дыхательных путей.

Термин «kapala» означает «череп; чаша для подаяния» (в качестве которой аскеты часто использовали череп). Термин «bhati» — «свет; восприятие, познание». В целом, в йоговской литературе преобладает мнение, что этот термин означает «осветление головы».

Назначение :

  • Тонизировать организм.
  • Очистить энергетические каналы тела, а также иду и пингалу.

Противопоказания :

  • Гипертония.
  • Осваивать осторожно при любых формах:
  • патологии лёгких;
  • при грыжах в брюшной полости.

Исходное положение :

Сидя по-турецки (падмасана) или на пятках, лицом на север (женщины — на юг) руки запястьями лежат на коленях, пальцы — в Джнани-мудре.

Техника выполнения :

Выполнить полный выдох через обе ноздри и пассивный вдох за счёт расслабления диафрагмы (мышцы грудной клетки в дыхании участвовать не должны, грудная клетка не разду-вается) и сразу же с силой резкий

выдох, также через обе шипящие ноздри.

Расслабиться с пассивным вдохом.

Затем опять резко выдохнуть.

Ритм (длительность вдоха относительно длительности выдоха) и темп (скорость или частота вдохов-выдохов в минуту) .

Дыхания выполнять сериями, одна серия — это 22-25 дыханий.

Выполнить четыре серии.

Между сериями расслабиться, можно выполнить очистительное дыхание.

Стремиться к скорости (темпу) дыхания 120 дыханий в минуту (соблюдая указан-ное соотношение продолжительности вдоха и выдоха).

2. Наули крийя и уддияна бандха
«Наули является главной практикой очищения в Хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье».

(Хатха Йога Прадипика) Сватмарама

Наули самая важная из Шаткарм, не имеет практически ограничений (не выполняется только во время месячных, беременности и при острых заболеваниях брюшной полости), приводит к балансированию дош. УДДИЯНА БАНДХА и НАУЛИ являются наилучшими упражнениями для укрепления мышц живота, которые помогают избавиться от бросовых продуктов. Кроме того, манипуляции этими мышцами увеличивают циркуляцию крови.

С помощью уддияны бандхи мы осуществляем массаж внутренних органов и усиливаем обмен веществ в области брюшной полости. Для уддияны бандхи не обязательно выделять отдельное время практики, ее можно выполнять даже сидя в офисе, главное, что бы желудок был пустым.

Уддияна-бандха

Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко».

Термин «bandha» — «узел, привязывание, замок», но, как правило, слово «бандха» не пе-реводят на русский язык- «высоко летающая бандха».

Противопоказания :

  • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
  • в дни месячных;
  • при беременности.

Осваивать осторожно при любых форма х:

  • патологии лёгких;
  • сердечно-сосудистых заболеваний;
  • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
  • при грыжах в брюшной полости;
  • при слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.

Исходное положение: Поза рыбака:

ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;

ладони упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;

максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.

Техника выполнения: (5-10раз)

Выполнить спокойный выдох, полный йоговский вдох и энергичный выдох.

На задержке дыхания после выдоха:

Сократить промежность, подтянув мышцы промежности (мула-бандха).

Перекрыть дыхательное горло (сделать горловой «замок») и энергично втянуть жи-вот за счёт сокращения мышц диафрагмы. Расслабленные мышцы брюшного пресса и внутрен-ние органы легко последуют вверх за сократившейся диафрагмой, втягивая переднюю стенку живота.

Подбородок прижать к груди, выполнив Джаландхару-бандху.

В позе находиться на задержке дыхания после выдоха до дискомфорта

В конце задержки дыхания освободить перекрытие дыхательного горла, расслабить мышцы диафрагмы — произойдёт пассивный вдох.

Вернуться в И.П.

Тонкости выполнения упражнения:

При выполнении упражнения необходимо научиться держать два энергетических замка (две бандхи): верхний Джаваладхара-бандха) и нижний (Муладхара-бандха).

Физиологический эффект :

  • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
  • Усиливает перистальтику.
  • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
  • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
  • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
  • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины(поясничный отдел).
  • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

Энергетический эффект :

  • Заряжает энергией пупочный энергетический центр
  • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

Терапевтический эффект :

  • Устраняет и предупреждает появление грыж.
  • Устраняет смещение внутренних органов.
  • Лечит заболевания внутренних органов и желудка, профилактика и лечение геморроя.

Наули .
Наули- это образование «волны» из мышц живота. Вначале практикуется «мадхьяма наули», то есть волна фиксированная посредине. Практически каждый человек готов выполнить это упражнение. То есть, для его освоения не нужна дополнительная подготовка мышц или связок. Главное научиться владеть своими мышцами, или по-другому сказать - научиться создавать правильный сигнал от мозга к мышцам. Единственный путь к этому - через постоянные попытки.

В трактате «Гхеранда Самхита» эта практика называется лаулики. Лаулики происходит от слова лола, которое означает «вращение» или «перемешивание, взбалтывание». Наули, фиксированная посредине, используется также в Тантра йоге для управления энергопотоками. Это мощное упражнение, способное поднять энергию из нижних чакр вверх.

Осваивать мадхьяма наули можно в положении, показанном на фото 1, но для начинающих такое положение не подходит.

Намного легче освоить мадхьяма наули стоя на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени

Можно также принять положение «ваджраасана»

После выполнения уддияны бандхи, не вдыхая, мы изолированно напрягаем мышцы живота посередине. Никаких особых секретов овладения этим движением нет. Если не удается сразу выполнить волну, фиксированную посередине - не огорчайтесь, и продолжайте попытки. В среднем, на овладение этим упражнением требуется от одного дня до двух недель, с учетом ежедневных попыток. Каждый день следует делать не менее 20 подходов. Вспомните, что овладение любой новой координацией требует некоторого времени и потраченных усилий. Затем следует научиться вама- и дакшина- наули. Это практики перемещения волны в правую и левую стороны.

ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелости практика Наули противопоказана .

3. Басти — Очищение кишечника .
«Упоминается два вида басти: джала-басти (водяная клизма) и сукшма-басти (сухая клизма). Водяную клизму всегда делают в воде, а сухую - на земле».

«Гхеранда Самхита» (1.45)

Йоги считают, что человек стареет, болеет и в конце концов умирает не столько от того, что он работает, а от того, что организм не справляется с выводом токсинов, образующихся в процессе переработки пищи. Одна из причин преждевременного старения — накопление токсинов в организме и самоотравление. Одним из источников самоотравления являются яды, которые всасываются стенками кишечника при систематических или временных застоях отходов пищи. Ежедневное опорожнение кишечника не исключает того, что слизистая оболочка может иметь ссадины, куда внедряются отбросы и никогда не удаляются, вызывая гнилостное брожение. Постоянное раздражение слизистой оболочки кишечника и накапливание гнилостных отходов может привести к раковым заболеваниям особенно в тех местах, где кривизна толстой кишки вызывает замедление потока отходов.

Следствием даже частичных запоров может быть потеря тонуса и опущение желудка, язва, рак, зловонное дыхание. В почках могут образоваться камни, наблюдается бессонница, депрессия, раздражительность. Запоры ведут к ишиасу, венозному застою, превращающемуся в варикозное расширение вен. Образуются геморрои, раковые опухоли, страдает печень, появляются камни в желчном пузыре.

Запоры ведут к следующим расстройствам :

  • желудок — потеря тонуса, опущение, язва, рак, зловонное дыхание;
  • почки — камни, почечные колики;
  • нервная система — бессонница, депрессия, раздражитель-толстый кишечник — геморрой, раковые опухоли; печень — застой в печени, камни в желчном пузыре, интоксикация печеночного происхождения;
  • аппендикс — хронический или острый аппендицит; кровь — малокровие, патологические изменения в крови, что влияет на все органы и клетки тела;
  • низ живота — различные застои крови (хронические инфекции половых органов, матки, яичников, фалотшиевых труб); кожа — сыпи различных видов.

Поэтому за нормальной работой желудочно-кишечного тракта нужно следить особенно внимательно и время от времени проводить чистку кишечника, если даже все органы функционируют нормально. Появление запаха у фекалий указывает на наличие гнилостного брожения. Обычная клизма только частично освобождает от отходов толстый кишечник. Идеальным методом промывания является
Сахадж-басти крия (облегченный вариант очищения). Эта процедура очищает весь пищеварительный тракт от желудка до заднего прохода. Вода поглощается ртом, проходит желудок, а затем проходит через весь кишечник. Преимущество этого способа еще и в том, что очистка идет последовательно поступающей чистой водой через весь желудочно-кишечный тракт сверху вниз в одном направлении.

Противопоказания :

  • .При наличии язвы желудка, дизентерии, поноса, острого колита, острого аппендицита, туберкулеза и рака эту процедуру выполнять не следует

Очищение выполняется утром при наличии запоров 2 раза в месяц, если все в норме, то 1 раз в 2 месяца.

Сахадж-басти крия (облегченный вариант очищения).

Техника выполнения:

На 1,5 литра теплой кипяченой воды 1 столовую ложку соли (барбара, карловарская, глауберова или поваренная), сок одного лимона (после определенной практики можно без соли и лимона).

Выпить 1,5—3,0 литра раствора стоя и выполнить сразу комплекс асан:
1. Випарита-Карани 4—5 минут. При возникновении удушья перейти в позу отдыха. Менять основную позу с позой отдыха для борьбы с удушьем. При этом открывается привратник и вода из желудка поступает в кишечник. Должно возникать ощущение передвижения воды.

2. Наули-крия или работа животом;
3. Бхуджанг-асана (2—4 раза);

5. Пашимотан-асана (3—4 раза);

6. Антигазовая поза.

Наули выполнять после каждого упражнения. Випарита-Карани и Наули — основные асаны для перемещения воды.

Не торопиться. Выполнить Шавасану. Следует помнить, что через 2 часа вода должна выйти сама, даже без применения асан.

После того как достигнут результат, выпить еще 1—1,5 л воды и повторить снова весь комплекс. При неудаче выбросить воду из желудка и повторить через неделю.

Шивананда рекомендует более крепкий солевой раствор, 15 г соли+ 50—60 г сока лимона на 1,5 л воды и к приведенным выше асанам, в случае отсутствия позыва после выполнения комплекса упражнений, прибавляется Ганеш-Крия (средний палец левой руки, смазанный йодом, глицерином или растительным маслом ввести в задний проход и повернуть несколько раз).

Для открытия привратника в эвакуации воды из желудка в кишечник вместо Випарита-Карани можно воспользоваться первыми движениями из Шанк-прокшаланы. При этом воду пить не всю сразу, а по 300—400 мл и выполнять движение, открывающее привратник после каждой порции выпитой воды.

Техника выполнения:

Терапевтический эффект: Кроме удаления переработанных остатков пищи, которые въелись в слизистую оболочку кишечника, Сахадж-басти крия способствует улучшению сна, исчезает сыпь на лице, дыхание становится свежим. Процедура стимулирует работу печени и поджелудочной железы. Если вместе с выполнением Сахадж-басти крии сократить потребление мяса в рационе, то можно избавиться от сильных телесных запахов. Совместно с другими упражнениями йоги такое очищение используют для лечения начальной стадии диабета.

Джала-басти (водяная клизма) .

Техника выполнения:

Сесть в водоем (ванну) по пояс. Сидеть лучше на корточках. Расслабить мышцы тазового дна, выполнить брюшной жгут — вода вследствие создавшегося вакуума в кишечнике начнет стремительно заполнять его. Наберите воды сколько можете — и выпустите. И так до чистой воды. Если трудно расслабить анус, то йоги рекомендуют пользоваться трубочкой (в Индии йоги используют бамбуковую трубочку. У нас можно просто подобрать подходящую из подручного материала). Пользуясь трубочкой, некоторые йоги умудряются вытягивать воду из небольшой посудины или ведра, тогда нет необходимости садиться в ванну или водоем. Йоги утверждают, что при выполнении этого упражнения создается мощный энергетический поток снизу вверх, что на физическом теле можно отследить как поднятие воды вверх по кишечнику.
Есть древняя поговорка «чем короче кишечник — тем длиннее жизнь». В данном случае, конечно же, имеется в виду не сама длина кишечника, а то, насколько быстро человек способен вывести из организма ненужные вещества.

4. Дхаути. (другие названия: багхи, кунджала) Очищение желудка. Ваман-дхаути

Ваман-дхаути — это метод очищения желудка с помощью рвоты. Имеется два варианта исполнения: кунджал-крийя и вьягра-крийя.

Кунджал-крийя (процесс с использованием воды)

Подготовьте некоторое количество теплой воды — приблизительно по шесть стаканов на человека. Подсолите эту воду из расчета одна чайная ложка соли на пол-литра воды. Хорошо перемешайте соль в воде, чтобы она полностью растворилась. В положении стоя выпейте один за другим как можно быстрее шесть (или столько, сколько сможете) стаканов воды. Сразу же после этого наклонитесь над ванной или раковиной и вложите средний и указательный пальцы правой руки как можно дальше в горло. Ногти на пальцах должны быть чистыми и коротко остриженными. Нажмите на заднюю часть языка — это вызовет сильный позыв к рвоте и вода выплеснется изо рта. Нажимайте на язык столько раз, сколько потребуется для того, чтобы желудок полностью освободился от воды.

Выполняйте эту процедуру рано утром натощак.
Не принимайте пищу ранее, чем через 20 минут после окончания промывания.
Ограничения: Здоровые люди могут выполнять это упражнение совершенно самостоятельно. Те же, кто страдает специфическими заболеваниями, такими, как астма, язва желудка, грыжа или болезнями сердца, должны обратиться за помощью к опытному инструктору.

Польза практики : Ваман-дхаути устраняет несварение, кислотность и скопление газов в желудке; удаляет избыток слизи из пищевода, излечивая кашель, ангину, легкую форму астмы, бронхит и другие заболевания дыхательной системы. В результате сильных мышечных сокращений стенок желудка тонизируются и стимулируются все органы брюшной полости.

Вьягра-крийя (упражнение тигра)

Эта техника подобна кунджал-крийе, но выполняется с полным или перегруженным желудком. Слово «вьягра» означает «тигр». Тигр имеет обыкновение наполнять свой желудок до отказа, а затем по прошествии трех-четырех часов выбрасывать рвотой частично переваренную пищу. Этот метод — сознательная форма того, что делает организм непроизвольно, в случае если пища не усваивается. Однако этот акт является «последним средством» тела, поскольку оно обычно старается переварить нечистую или избыточную пищу. Результатом столь неблагоразумного «набивания» желудка являются тяжесть и дискомфорт, испытываемые в течение нескольких часов. Наипростейший способ избавиться от этого — заставить желудок изгнать такую пищу с помощью рвоты.

Ваман-дхаути

Техника выполнения: Проделайте то же самое, что и в кунджала-крийе. Из желудка должна быть удалена вся пища. Практикуйте при наличии ощущения дискомфорта, в желудке, предпочтительно спустя 3-6 часов после принятия пищи. Традиционно после проведения процедуры принимают кхиир (молочно-рисовый пудинг), но в этом нет особой необходимости.

Предостережение : Следите за тем, чтобы частицы пищи не попадали в носовые проходы. Если это произойдет, выполните джала-нети.
Польза практики: Если человек съедает некачественную пищу или просто чрезмерное ее количество, результатом будет несварение. В подобных случаях современный человек имеет обыкновение принимать несколько таблеток и считать, что все в порядке. Однако наилучшим и наименее вредным способом является использование естественного механизма организма — рвоты.

5. Джала нетти (очищения носового прохода)

Джала нети представляет собой процесс очищения носового прохода с помощью солёной воды; такое очищение необходимо для обеспечения свободного дыхания, требуемого при выполнении многих йогических практик, а также для поддержания крепкого здоровья.

Функции носа.

Нос — орган человеческого тела, через который воздух поступает в лёгкие достаточно очищенным и подогретым, чтобы не вызывать вредных последствий. Воздух, который мы вдыхаем, редко пригоден для непосредственно поступления в лёгкие. Обычно он слишком холодный, слишком грязный, и в нём слишком много микробов. Функция носа состоит в том, чтобы исправлять эту ситуацию.

Прежде всего, воздух, которым мы дышим, содержит пыль и мелких насекомых. Эти более крупные загрязнения задерживаются волосками на входе в носовые проходы. Эти волоски приподнимаются при вдохе, так как они направлены навстречу движению воздуха, и тем самым не дают загрязнениям проникать дальше.

В более глубоко расположенных частях носа имеются особые костистые структуры, выстланные толстой губчатой слизистой оболочкой, обладающей бактерицидными свойствами и обильно снабжаемой кровью. Слизистая оболочка выстилает длинный и извилистый носовой проход на всем его протяжении, тем самым, гарантируя, что весь вдыхаемый воздух соприкасается со слизью. Слизь задерживает миллионы содержащихся в воздухе бактерий, которые способны причинить вред легким, как действительно бывает при туберкулезе легких, бронхите и т.п. Кроме того, слизистая оболочка задерживает мелкие частички пыли, прошедшие через первый барьер из волосков. Вдобавок, она нагревает и увлажняет воздух до такого уровня, который не вредит легким. Холодный и сухой воздух может нанести легким серьезный ущерб.

Ещё глубже в носу располагается ряд желёз, помогающих удалять микробы, которым удалось преодолеть предшествующие барьеры. Кроме того, чувство обоняния помогает нам предотвратить вдыхание вредных газов. Как только мы чувствуем какой-нибудь неприятный запах, мы немедленно прекращаем дышать и пытаемся по возможности найти свежий и чистый воздух.

Когда воздух попадает в организм через рот, он минует все механизмы носа, которые готовят его к поступлению в легкие. Пыль и микробы, холодный и сухой воздух непосредственно попадают в легкие. Хотя во рту и в горле есть механизмы для удаления этих загрязнений и улучшения состояния воздуха, они далеко не так эффективны, как нос.

Если носовой проход забит, или слизистые оболочки сильно загрязнены, то нос не может эффективно выполнять свои обязанности. В самом деле, если нос полностью заложен, человек вынужден дышать ртом, и мы уже объяснили недостатки этого процесса. Именно поэтому мы сморкаемся: чтобы удалить загрязнения и позволить носу эффективно работать. Однако, обычно этого недостаточно, чтобы удалить все загрязнения; в носу могут оставаться прилипшие кусочки высохшей слизи. Это одна из причин, по которым была разработана практика нети — чтобы обеспечить как можно лучшее очищение носа.

Существуют и другие причины для использования нети — например, стимуляция различных нервных окончаний в носу; это приводит к улучшению работы мозга и других органов, с которыми связаны эти нервы, а, кроме того, помогает стимулировать аджна чакру — психический центр срединного мозга.

Оборудование.
Для вливания соленой воды в ноздри следует использовать специальный сосуд, или кувшин (лота). Они бывают разной конструкции, и на худой конец можно воспользоваться заварным чайником. Важно помнить, что насадка на конце носика должна иметь такой размер, чтобы легко входить в ноздри.

Солёная вода.
Вода, используемая для процедуры, должна быть чистой и подогретой; в идеале, вода, вливаемая в нос, должна иметь температуру тела. Затем воду следует смешать с чистой солью в количестве одной чайной ложки соли на 0,5 литра воды. Убедитесь, что соль полностью растворилась. Люди нередко интересуются, почему в ноздри надо вливать соленую, а не простую воду. Причина очень проста и целесообразна. У соленой воды гораздо большее осмотическое давление, чем у чистой воды, и потому она, в отличие от последней, не так легко всасывается в тонкие кровеносные сосуды и мембраны носа. Вы сами обнаружите это, почувствовав дискомфорт или небольшую боль в носу, если попробуете делать эту процедуру с чистой водой. Однако, мы не рекомендуем вам это делать, хотя это вовсе не опасно.
И, наконец, соленая вода идеально подходит для джала нети, поскольку тщательно очищая нос, она не всасывается в нежную слизистую оболочку. Поэтому вода проходит через нос, не вызывая неприятных ощущений.

Техника выполнения: Выливать воду в одну ноздрю, наклонив голову так, что бы вода свободно выливалась из другой ноздри. Потом поменять стороны. Дышать через полуоткрытый рот.. После промывания ноздрей (особенно в холодную погоду) надо хорошо высморкать воду из ноздрей и носовых проходов, поочередно каждую (сильно не упорствовать при выдохе). Кроме того, у йогов есть более жесткий вариант очищения — сутра-нетти в нем используют специальный шнурок, который продевают в ноздри (используют после овладения в совершенстве джала нети). Важно привыкнуть совершать эту простую гигиену ежедневно, во время утреннего туалета, после чистки зубов и языка.

6. Тратака. (концентрированное пристальное вглядывание).

Пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез известно у ачарий (учителей) как- тратака (Шлока 31).

Тратака означает непрерывное пристальное вглядывание во что-либо. Существует две формы этой практики: одна — бахиранга, или внешняя тратака, другая —антаранга, или внутренняя тратака. Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта.

Надо всматриваться в маленькую точку — сукшма лакшьям. Сукшма может означать «маленький» или «тонкий». В практике тратаки в объект вглядываются до тех пор, пока перед закрытыми глазами не проявится его тонкая форма.

Точкой концентрации является обычно символ или объект, который активизирует внутренний потенциал смотрящего и может поглощать его ум. Наиболее частым объектом, используемым для этой цели, является пламя свечи, потому что даже после закрытия глаз впечатление от пламени остается в мозгу на некоторое время, что дает возможность легко практиковать антаранга тратаку. Цель фокусирования глаз на внешнем объекте заключается в том, чтобы возбудить внутреннее видение и сделать это видение устойчивым за счет остановки движения глаз.

Имеются и другие равным образом эффективные символы или объекты, такие как кристаллический шар, шива лингам, янтра, мандала, полная луна, звезда, поднимающееся из-за горизонта или заходящее за него солнце (когда оно не желтое, а оранжево-красное), чакра, символ Ом или ваша собственная тень. Это наиболее эффективные объекты; тратака, однако, может выполняться с использованием в качестве объекта розы, дерева, горы, моря или молнии. На самом деле, если люди поклоняются какому-то божеству и пристально всматриваются в его формы, это также являетсябахиранга тратакой.

Из всех символов и объектов наиболее подходящим для общего использования является пламя свечи, потому что символ, янтра или мандала оставляют впечатление в уме и стимулируют конкретные центры. Если вы концентрируетесь на образе богини Кали, вы можете возбудить такие аспекты своего внутреннего существа, что не сможете справиться с ними. Вы можете даже добиться того, что образ Кали проявится, и тогда вы придете в ужас от ее устрашающей формы. Поэтому, если ваш гуру не скажет иначе, пламя равномерно горящей свечи является наиболее практичным.

На определенной стадии концентрации вы увидите точку света перед закрытыми глазами. До этой стадии нужно обязательно дойти и сделать этот образ устойчивым, поскольку поначалу он имеет тенденцию колебаться или даже исчезать.

Бахиранга тратака

Техника выполнения:

Практикуйте в темной комнате, в которой нет ни сквозняков, ни насекомых.

Поместите свечу на расстоянии двух или трех футов перед собой на уровне глаз.

Важно, чтобы пламя было спокойным и совершенно не трепетало.

Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и поместите кисти на колени или в джняна мудру, или в чин мудру. Расслабьте все тело, закройте глаза и внутренне подготовьтесь, как к любой медитативной практике. Успокойтесь и приготовьтесь к тому, чтобы спокойно и устойчиво держать свое тело на протяжении всей практики. В течение десяти минут практикуйте кайя стхайрьям (неподвижность тела).

Затем откройте глаза и пристально всматривайтесь в среднюю часть пламени свечи чуть повыше фитиля. Старайтесь не водить глазами и не мигать. Если глаза начинают болеть или устают, слегка опустите веки. Старайтесь смотреть на пламя столь долго, сколько сможете — пять или десять минут, а если сможете смотреть, не закрывая глаз, дольше — смотрите.

Закрывайте глаза только в том случае, когда вы действительно нуждаетесь в этом.

Старайтесь сохранять ум пустым. Если появится какая-либо мысль, немедленно выгоните ее из ума. На протяжении всей практики оставайтесь безмолвным свидетелем, сакши.

Когда вы в конечном счете закроете глаза, сохраняйте их зафиксированными на пламени перед собой, в области чидакаша.

Если глаза смещаются, верните их к центру и продолжайте пристально всматриваться до тех пор, пока изображение не исчезнет.

Когда вы сможете стабилизировать образ, изучайте его и внимательно всматривайтесь в его цвет. Иногда вы можете видеть не свет, а отпечаток, который является более темным, чем сама чидакаша. Поддерживайте в уме полное отсутствие мыслей. Осознавайте только объект концентрации. Когда мысль приходит, позвольте ей пройти и оставайтесь не вовлеченными ею. Практикуйте от пятнадцати до двадцати минут, если только ваш гуру не скажет вам о том, что следует практиковать более длительное время.

Тратака может выполняться в любое время, но она является более эффективной, когда выполняется на пустой желудок. Наиболее подходящим является время между четырьмя и шестью часами вечера после выполнения практик асаны и пранаямы. Если вы хотите забраться в ум поглубже, вы должны выполнять тратаку поздно вечером — перед тем, как идти спать, и перед джапой или медитацией.

Если во время выполнения тратаки присутствует неконтролируемый поток мыслей, то одновременно должна выполняться мантра джапа. Если вы чувствуете, что ваши глаза напряжены, представьте себе, что вы дышите через межбровный центр, вдыхая в аджна чакру и выдыхая из нее. Когда вы закроете глаза и будете всматриваться в сохранившийся образ, продолжайте точно так же осознавать дыхание — вдыхание в этот образ и выдыхание из него через межбровный центр.

Антаранга тратака

Техника выполнения:

Подготовьте себя таким же образом, как для выполнения бахиранга тратаки.

В течение всей практики держите глаза закрытыми и концентрируйтесь на свой символ.

Если у вас нет символа, попытайтесь визуализировать какую-либо световую точку вроде мерцающей звезды или полной или серповидной луны.

Старайтесь ясно и устойчиво видеть объект в темном пространстве перед закрытыми глазами. Практикуйте от пяти до двадцати минут.

Эта практика должна культивироваться в течение длительного периода времени. Если символ был дан вам вашим гуру, процесс пойдет быстрее.

Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке (Шлока 32).

Тратака благоприятна не только для глаз, но и для множества физиологических и ментальных функций организма. Она имеет целебный эффект при депрессии, бессоннице, аллергиях, беспокойстве, при плохих концентрации и памяти. Наиболее важным ее воздействием является воздействие на аджна чакру и на мозг. В книге «Гхеранд Самхита» указывается, что она способствует ясновидению или восприятию тонких проявлений чего-либо.

Цель :

Тратака — это процесс концентрации ума и сдерживания его тенденций к колебаниям. Конечной целью является сделать ум полностью «одноточечным» и возбудить внутреннее видение. Одноточечная концентрация ума (или однонаправленность ума) носит название екаграта. Существуют многочисленные отвлекающие факторы, которые нарушают екаграту. На самом деле, отвлечение имеет место лишь тогда, когда органы чувств направлены на внешний мир, что означает наличие утечки энергии. Связи и идентификации, осуществляемые посредством глаз и зрения, являются основными факторами, приводящими к этой утечке. Более того, глаза все время осуществляют или большие движения — саккады, или малые колебания — нистагмы. Даже когда глаза сфокусированы на внешнем объекте, воспринимаемый образ всегда флуктуирует из-за этих самопроизвольных движений. Когда вглядывание осуществляется постоянно в один и тот же объект, мозг «привыкает» к нему и скоро перестает регистрировать его. Процесс привыкания совпадает с процессом нарастания альфа-волн, что указывает на исчезновение зрительного внимания к внешнему миру; когда эти волны производятся, определенные участки мозга перестают функционировать.

Видение зависит не только от глаз, но и от всего оптического тракта. Хрусталики глаз являются лишь средством внешнего визуального восприятия. Через хрусталик образ проецируется на сетчатку. Это воздействие побуждает сетчатку посылать импульсы в отвечающую за зрение область коры головного мозга, где запечатлевается внутренний образ. Если вы закроете глаза и несильно нажмете на них, а потом отпустите, вы также увидите вспышки света, но не потому, что свет вошел в ваши глаза, а потому, что был возбужден зрительный нерв. Когда образ внешнего объекта застабилизирован на сетчатке, то спустя некоторое время восприятие этого образа полностью исчезает и имеет место приостановка мыслительных процессов.

На самом деле, если отсутствуют какие-либо визуальные воздействия, например, если вы сидите в абсолютно темной комнате или прикрыли глаза чем-то непрозрачным, то спустя некоторое время ум просто выключится, как во время сна. Поэтому во время выполнения практики тратаки нужно сохранять внутреннее осознавание, чтобы, когда работа ума будет приостановлена, все, что останется, было бы осознаванием.

Это имеет отношение не только к тратаке, но и к любой практике концентрации; когда осознавание ограничено одним не изменяющимся чувственным восприятием, вроде прикосновения или звука, ум «выключается». Полное поглощение одним — единственным восприятием вызывает прекращение контакта с внешним миром.

В тратаке результатом является прекращение визуального восприятия, а при возникновении подобной приостановки центральная нервная система начинает функционировать в изоляции. Это переживание известно йогам как пробуждение сушумны. Когда мозг изолирован от модальности органов чувств и связанных с ними ментальных процессов, идей, воспоминаний, возникает духовное сознание. Ощущается и переживается высший ум, освобожденный от времени и пространства. Пробуждается сушумна.

Тело должно быть прочно зафиксировано в сидячей асане, и практика должна выполняться в спокойном месте, чтобы отвлекающие факторы от других органов чувств не влияли на процесс тратаки.

Тратака высвобождает присущую уму энергию и направляет ее в дремлющие участки сознания. Йог Сватмарама говорит о пробуждении ясновидения, но могут также развиваться и другие способности, такие как способность к телепатии, телекинезу, психическому целительству и т.п. И не только это — дальнейшими результатами однонаправленности ума являются увеличение силы воли, усиление памяти и способностей к концентрации. Физиологически тратака исцеляет такие заболевания глаз, как их напряжение и головные боли, близорукость, астигматизм и даже ранние стадии катаракты. Глаза становятся ясными и блестящими, способными видеть реальность в более широком аспекте, чем это обычно видится.

Очистительные практики в хатха-йоге играют немаловажную роль. Называются они шаткармами или шаткриями, что в буквальном переводе означает «шесть действий». Такое толкование слова вводит в заблуждение и часто неправильно понимается как существование всего шести практик: нети, капалабхати, басти, дхоути, наули и тратака. На самом деле под каждым из этих терминов, за исключением наули, подразумевается либо целая группа совершенно самостоятельных практик либо несколько разновидностей одной. Всего же в общей сложности насчитывается более 20 шаткарм.

Нети: джала-нети, сутра-нети, дудха-нети, гхрут-нети

Нети – это практика промывания носа. Чаще всего практикуется промывание носовых ходов подсоленной водой – и с помощью специальной вощеной нити – сутра-нети. Промывание носа молоком называется дудха-нети, топленым маслом (гхи) – гхрут-нети.

Капалабхати: ватакрама, виткрама, ситкрама

Капалабхати принято относить не только к шаткармам, но и к пранаямам, поскольку это дыхательная практика, характеризующаяся учащенным (от 60 до 120 вдохов-выдохов в минуту) дыханием с форсированным выдохом, осуществляемым за счет резкого сокращения передней брюшной стенки. Но это только один вид этой практики, он называется ватакрама – очищение воздухом. Существуют два других: виткрама и ситкрама, в которых используется вода. Виткрама похожа на джала-нети, но в этой практике вода, наливаемая в нос, вытекает изо рта. В практике ситкрама (иногда произносят шиткрама) – наоборот: воду набирают в рот и выпускают из носа.

Наули

Наули (другое название лаулики) – круговые движения мышц живота на задержке дыхания после выдоха. Иногда говорят о вама- и дакшина-наули, имея в виду вращение прямых мышц живота по или против часовой стрелки, но это по сути одно и то же, практика выполняется в обе стороны.

Басти: джала-басти, сукшма-басти

Это практика очищения дистального (концевого) отдела кишечника, при которой вода (джала-басти) или воздух (сукшма-басти) втягиваются через анальное отверстие путем создания отрицательного давления в брюшной полости.

Тратака

Тратака – это практика концентрации взгляда и удержания внимания на каком-либо объекте. Различают внешнюю (бахиранга) и внутреннюю (антаранга) тратаку. Внешняя подразумевает концентрацию взгляда на внешнем объекте: точке на стене, пламени свечи, янтре или мандале, звезде и т.д. Внутренняя тратака выполняется с закрытыми глазами и подразумевает концентрацию внимания либо на какой-то части тела, например, на кончике носа или языка, точке между бровями, центре груди или живота, либо на визуализируемом образе, например, символе ОМ.

Дхоути

Самая большая группа разнообразных очистительных процедур, которые делятся на три подгруппы.

Очищение головы – ширша-дхоути

  • Джанта мула дхоути – очищение зубов. В классике жанра это делается с помощью веточки дерева ним.
  • Джиква мула дхоути – очищение языка.
  • Карна рандхра дхоути – очищение ушей.
  • Капала рандхра дхоути – массаж макушки головы.

Антар-дхоути – внутреннее очищение

  • Ватасара – заглатывание воздуха в желудок и выведение его через анус.
  • Варисара – это хорошо известная практикующим шанкха-пракшалана – полное очищение желудочно-кишечного тракта соленой водой.
  • Вахнисара – это тоже хорошо известная, но под другим названием, практика – агнисара крия. «Вахни» и «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность». Это практика «разжигания внутреннего огня». Выполняется путем быстрого ритмичного втягивания и расслабления живота на задержке дыхания после выдоха.
  • Бахискрита – «экзотика» в йоге: промывание нижнего отдела прямой кишки путем выведения его наружу. Если вам кажется, что это невозможно, не сомневайтесь – так и есть. «Гхеранда Самхита» по поводу этой практики сообщает, что она «недоступна с легкостью даже для богов».

Хрид-дхоути – очищение грудного (сердечного) отдела

  • Данда-дхоути – введение воды в желудок аналогично тому, как это практикуется в официальной медицине с помощью зонда. Только в классической йоге для этого применялся стебель тростника или других растений.
  • Ваман-дхоути или кунджал-крия – практика, похожая на обычное промывание желудка путем заглатывания большого количества воды и последующей рвоты. Однако в данной практике вода удаляется из желудка по-другому: не за счет непроизвольного сокращения мышц пищевода, а за счет контролируемого сокращения мышц живота – уддияна-бандхи. Йогин остается в вертикальном положении (не наклоняется вперед), а вода извергается изо рта фонтаном.
  • Вастра-дхоути – очищение желудка путем заглатывания длинной полоски ткани и последующего ее извлечения (тоже не для слабонервных).
  • Возможно, существуют и другие шаткармы, менее известные. Также не исключено расхождение в терминологии и методиках в разных школах йоги.

Что включить в ежедневную практику?

Среди всего вышеперечисленного, конечно, много практик, целесообразность которых для современного человека сомнительна. Да и овладеть некоторыми из них не каждому удастся. Но есть и такие, которые с пользой можно практиковать каждый день даже тем, кто йогой не занимается.

1. Например, традиционную чистку зубов можно дополнить очищением языка. Для этого существуют и присутствуют в продаже специальные приспособления, называются джихва-нети, а также есть и зубные щетки с приспособлением для чистки языка.

2. Никому не повредит массаж макушки головы – выполняется легкими круговыми движениями ладони.

3. Капалабхати (ватакрама) – замечательная практика, которая эффективно очищает верхние дыхательные пути и помогает взбодриться и поскорее проснуться утром.

4. Джала-нети процедура достаточно простая и при этом весьма полезная, особенно при хронических заболеваниях верхних дыхательных путей и в плане их профилактики в холодное время года и в периоды эпидемий ОРВИ.

5. Агнисара крия – простая практика, обеспечивающая массаж органов брюшной полости, улучшающая перистальтику кишечника, так же как и наули.

6. Наули – более сложная практика, однако, если уделять ей 2 – 3 минуты ежедневно, за месяц-полтора ее вполне можно освоить. Наули и агнисара-крия особенно полезны людям с «ленивым» кишечником.

7. Тратака, согласно классическим трактакам по йоге, очищает энергетические каналы глаз и улучшает зрение. Но даже если эти утверждения вызывают сомнения, можно с уверенностью сказать, что эта практика помогает успокоить хаотичное блуждание мыслей, нормализовать тонус нервной системы, восстановить силы при усталости. Тратака вызывает слезотечение, благодаря которому очищаются каналы слезной железы и конъюнктива глаза.

Сколько на это нужно времени?

Первые шесть из перечисленных для ежедневной практики техник нужно выполнять утром и натощак. На их выполнение нужно минут 10: 4–5 минут на джала-нети и 5–6 минут на все остальное.

Тратаку можно делать и вечером, особенно, если в качестве объекта концентрации используется пламя свечи. Продолжительность практики 10–20 минут.

И в заключение вспомним, что, согласно шастрам йоги, все эти практики оказывают благотворное действие не только на физическое тело человека, но и на энергетическое, очищая энергетические каналы – нади, а также на сознание и на еще более тонкие тела вплоть до кармических структур.

Ольга Прилепова – врач, сертифицированный преподаватель йоги.

Фото: blog.yogasynergy.com / pinterest.com



mob_info