Несколько полезных советов, которые помогут вам определить, в какую спортивную секцию записать ребенка. Выбор вида спорта по телосложению ребенка

Есть много причин, по которым родители решают, что их ребёнок будет «ходить на спорт». Но вид спорта с его конкретными задачами среди этих причин далеко не на первых местах. Соображения родителей в основном абстрактные: «энергию некуда девать», «чтоб дурью не маялся». Ксения Букша, испытав многое на собственном родительском опыте, даёт несколько советов, которые помогут выбрать для ребёнка ту самую спортивную секцию.

Конечно, легко сказать, ведь не родителю же «тянуть носок выше» 25 раз подряд два-пять дней в неделю. А между тем важнее всего именно носок, а также тон, с которым это говорится. Попробуем прикинуть, когда спорт превращается из «траты времени на трату сил» (М. Цветаева) в ту самую радость, праздник мускулов и эндорфинов. Каким он и должен быть.

1. Захотел сам

Шахматы - тоже спорт. И мой ребёнок захотел на них пойти. Это уж потом я узнала, что семь лет - не рано, а уже поздновато. Даже турнир такой специальный есть - «приз шестилетки», и выигрывают на них иногда сопливые шкетики из средней группы детского сада. А в тот момент я искренне не понимала, зачем ему вообще эти шахматы. Побаивалась их. Прочла «Защиту Лужина». Прошёл год. Ребёнок хотеть не перестал, а наоборот, напоминал мне: «Когда на шахматы-то отдашь?» Пришлось и правда «отдать». Боялась я зря: шахматы оказались игрой не аутичной, а весёлой и красивой. Ребёнок готов подолгу и с охотой решать задачки и играть на турнирах, рвётся выигрывать, учит дебюты. Недавно вот «второй взрослый» заработал. Одним словом, развивается. Приятно!

Вывод делаю простой: если ребёнок долго просит отдать его в какой-нибудь спорт - лучше всего так и сделать.

Неважно, станет ли он гроссмейстером «Зенита». Скорее всего - не станет. Но мир футбола, мир шахмат, мир бокса навсегда останется в его душе. Потому что он там уже есть. Ребёнок уже чувствует себя немножко шахматистом. А значит - есть мотивация преодолевать трудности и выигрывать.

2. Типичная гимнастка

Вот девочка: легко встаёт на мостик, обожает крутиться на кольцах, может заплести ноги и руки в косичку. А вот другая: её без мячика на прогулку не выгонишь. А третья лазает по деревьям, как обезьяна. Четвёртая - в два года могла пройти пять остановок, не уставая. Разные есть девочки и мальчики, и про некоторых прямо так и хочется сказать: «гимнастка» или «баскетболистка». Если они и сами при этом не против - можно смело отдавать их в соответствующий спорт. Даже если они пока об этом не мечтают.

Хорошие данные - это лёгкий старт, а лёгкий старт - это те самые эндорфины, мотивация повторять снова и снова.

Потом станет трудно, но человек уже привыкнет, что он гимнаст, и это даст ему силы продолжать.

3. Состояние здоровья

Есть дети, которым противопоказан или прямо показан определённый вид спорта. И если вовремя об этом узнать, можно избежать множества проблем. Например, бассейн очень хорош для детей с (как её называют отечественные педиатры) «дисплазией соединительной ткани» - плоскостопных, сутулых, с «вывернутыми» суставами и торчащими лопатками. Они реально крепнут и здоровеют от плавания.

Есть несколько мнений о том, стоит ли отдавать в хоккей хроников-бронхолегочников, и одно из них гласит, что, безусловно, стоит. Маленькие фигуристки зачастую не болеют даже в детском саду, пока не бросают лёд (и тогда уж начинают болеть вволю). Хорошо, конечно, если такие рассуждения производятся не нами, досужими писателями (инженерами, учителями), а врачом. Но где ж таких заинтересованных профессионалов взять.

4. «Всё равно он носится»

Или «надо же куда-то девать энергию». Рассуждая в этой логике, родители стремятся отдать активного ребёнка на лёгкую атлетику, а драчливого - на карате. Однако правда в том, что спорт - штука особенная, карате не равно драке, а гиперактивность чаще всего означает не избыток энергии, а неумение её правильно расходовать (а значит - она и кончается быстрее, чем у «обычного» ребёнка). В итоге после спорта ребёнок приходит домой никакой, пользы для здоровья обычно получается немного, а спортивных побед и того меньше.

Честное слово, лучшим применением так называемой «энергичности» суетливых и суматошных детей является длительная прогулка на свежем воздухе.

Там не устаёт внимание, не нужно концентрироваться, слушаться, целенаправленно что-то делать. Зато можно помахать руками и ногами в своём ритме. Следовательно - отдохнуть. А на спорт такому ребёнку вообще ходить не стоит лет до десяти.

5. «Не быть хлюпиком»

Тут логика противоположная. Ребёнок хилый, квёлый, любит читать и быть один - пора отдать его на футбол или в борьбу! Там его научат стоять за себя, давать сдачу, играть в команде (нужное подчеркнуть). Очевидно, таким образом можно только заставить ребёнка возненавидеть и спорт, и сдачу, и команды - сие многократно описано в литературе и воспоминаниях. Например, Стивена Фрая, который учился в английской школе - а они известны своим креном во всяческую греблю и прочий квиддич. Не надо.

Лучше выбирать для такого ребёнка индивидуальные виды спорта, и такие секции, в которых не надо обязательно быть лучшим. Например, трижды в неделю в бассейн, но не в спортшколу, а на абонемент. А ещё можно вместе понемножку бегать по утрам. И сами не заметите, как он из хлюпика превратится в крепкого юношу. Без стрессов и ненависти к спорту.

6. «Травмоопасно!»

Многие боятся отдать ребёнка в какой-либо спорт, потому что этот вид считается травмоопасным. На деле при правильном подходе тренера к делу ни один детский спорт не будет травмоопасным первые лет пять точно. Ну, а если ребёнок дорастёт до уровня, на котором бывают настоящие нокауты, где защитнику могут поломать ногу или экстремал падает с гаража, куда взгромоздился со своей доской, - то это уже, наверное, судьба и плата за настоящую страсть.

Раз ребёнок дорос до некого высокого уровня в своём спорте - то он несёт и риски.

И тут мы опять вспоминаем «Защиту Лужина» и выкрутасы Бобби Фишера: у шахматистов свои профессиональные деформации. А вообще, риск подросткам нужен. И если уж выбирать, то пусть это будет спланированный, ограниченный тросом или шлемом риск спортсмена. Так что бокс, значит бокс.

7. «Уходит куча денег и времени»

Всем вроде бы хочется, чтобы ребёнок побеждал. Но на практике победы ребёнка многих застают врасплох. Вдруг выясняется, что по мере спортивного роста фигуристки или участницы соревнований по аэробике, школу приходится пропускать всё чаще и чаще, а от родителей требуются прогрессивные денежные вложения. А тут ещё соревнования где-нибудь в Прибалтике, куда надо с ребёнком ехать либо отпускать его одного…

Да, лучше с самого начала посидеть на форумах, поспрашивать «жертв» и быть готовым к тому, что в некоторых видах спорта победы даром не даются. А главное, рано или поздно побеждать ребёнок в большинстве случаев перестаёт. Важно понять, что мы тогда-то делать будем. И вообще, «докуда» мы готовы растить спортсмена, какая спортивная карьера была бы для нас приемлема. Может быть, лучше «походить для здоровья»? Или нам всё-таки нужен чемпион? Тут есть о чём поразмыслить.

8. Мужская рука

Считается, что спорт воспитывает. На некоторых форумах можно даже встретить типичный совет «самостоятельной» маме: «Отца в доме нет? Отдай на спорт, пусть узнает мужскую тренерскую руку!» Совет дурацкий, потому что в нём всё поставлено с ног на голову. Да, возможна такая ситуация, при которой любимый тренер становится «отцовской фигурой».

Потому что любим сам спорт, в котором хочется побеждать и ориентироваться на учителя. Но не наоборот. В выборе спортивной секции фигура тренера важна совсем не потому, что мы ищем мужскую руку. Рука может быть и женской. Главное - то сочетание твёрдости и заботы, которое отличает хорошего тренера. Умение вести за собой, ставить задачи ровно на шаг дальше текущих возможностей. Таких тренеров на самом деле немало, и очень важно, чтобы наш был именно таким.

9. Сам этим занимался

Есть определённый резон в том, чтобы отдать ребёнка на тот же спорт, каким занимался в детстве сам. Но будем внимательны. Вдруг ребёнок не в нас? Или вдруг он совсем, вообще не хочет заниматься именно этим - а хотим-то мы, но у нас нет времени? Или мы не добились побед и пытаемся «продолжить» за счёт сына? Выловим свою мотивацию, и если она честная (дать ребёнку ту же радость, которую знал сам) - то очень даже хорошо. Тем более если какой-то вид спорта нам знаком, мы сможем дать ребёнку дельный совет. Или даже стать для него «помощником» или спарринг-партнёром.

Если суммировать наши советы и предположения - то можно сказать, что спорт, как и все остальное, надо выбирать, глядя на сам предмет выбора, а не «в небо».

Хорошо: «я знаю классного тренера», «он высокий/она гибкая и любит лазить», «похож на меня - не боится мяча», «врач посоветовал плавание», «это весёло!»

Плохо: «такой неловкий, надо развивать», «там научат жизни», «пусть лучше там дерётся, чем в школе», «ни за что на свете, у них у всех сломанные носы», «чемпионом всё равно не станет, зачем тогда».

То есть руководствоваться стоит простыми и конкретными, а не абстрактными соображениями. Как и везде.

Спортивные секции для мальчиков - это обширное поле деятельности для самореализации и гармоничного физического и духовного развития. Выбирать род занятий придется родителям, но также нужно узнать мнение ребенка о том, что ему нравится, а что нет. В статье приведен обзор самых популярных и эффективных на сегодняшний день спортивных секций.

Выбор секции для мальчика по возрасту

Ребенок должен заниматься спортом с дошкольного возраста, чтобы тренировать самодисциплину, приучиться к здоровому образу жизни, не иметь времени на шалости и просмотр телевизора, блистать хорошей успеваемостью в учебе.

Секции для 2-3 лет

Проводить тяжелые длинные тренировки в 2-3 года еще очень рано. Маленького мальчика нельзя перегружать. Но данный возраст оптимален для того, чтобы привить ребенку понятие физической культуры и навык регулярных занятий.

Существуют секции, где с детьми занимаются фитнесом с учетом их возраста. Дело в том, что дети 2-3 лет очень активны, они быстро утомляются. Поэтому рекомендуется заниматься каждый день понемногу. Одна тренировка в зале должна длиться до 10 минут и включать до 5 несложных упражнений на укрепление мышц и мягкую растяжку. Достаточно легкой развивающей физкультуры, а о серьезных узко направленных секциях уже можно задуматься, но посещать их пока рано.

Секции для 4-5 лет

Надо сказать, что к 4-5 годам личность и телосложение более или менее сформировались. Родители хорошо изучили своего ребенка, поэтому должны распознать его способности и ознакомиться с кругом интересов. В это время остро стоит задача физического развития и поисков своего призвания. Вполне приемлемо заниматься гимнастикой, ходить на акробатику, играть в теннис (если ребенку не нравится тренироваться в зале, ему можно предложить учиться фигурному катанию).

теннис

Секции после 5 лет

Родители должны учитывать, что мальчики 5 лет сверх подвижны и быстро всему учатся. Они достаточно ловкие и могут осваивать разные направления спорта. Уместны такие интересные секции как теннис и балет, неплохо заниматься гимнастикой (кроме тренировок в зале есть и другие варианты, например, осваивать трюки фигурного катания или играть в хоккей). Все эти тренировки будут даваться легко 5-летнему ребенку.

Секции для 6-7 лет

Первоклашки обладают особенно гибким телом, этим нужно выгодно воспользоваться, так как уже через год будет небольшое физиологическое снижение подвижности суставов. Для детей 7 лет открыты разные направления, например, футбол (для первоклассников существуют и более сложные варианты - плавание и фигурное катание).

Выбирайте одно из восточных единоборств, они сегодня популярны. А еще по возрасту отлично подходят ушу, теннис и разные направления гимнастики. По возрасту отлично подойдут шахматы и шашки, спортивные танцы, акробатика. А самая оригинальная детская секция - это дартс.

футбол

Секции для 8-11 лет

Детишкам в возрасте 8-11 лет необходимо сделать акцент на тренировке быстроты реакции. Подойдут кружки, которые развивают скорость. Детям от 8 до 11 лет подходят такие занятия как бадминтон, фехтование (кроме тренировок в зале, есть масса других секций, например, гребля, гольф, горнолыжный и велосипедный спорт).

Когда исполнится 9 лет, ребенок получит много удовольствия от легкой атлетики. И, безусловно, для этого возраста идеальны тренировки по баскетболу и футболу (уже принимают в кружки биатлона, конькобежного, парусного спорта). После 10 лет актуальны пятиборье, дзюдо, кикбоксинг, гиревой спорт, пулевая стрельба, бокс и даже бильярд (можно работать и за пределами спортзала - записаться на велоспорт, скалолазание).

Секции после 11 лет

В 11-летнем возрасте стоит ставить акцент на усложнение движений ребенка и повышение порога выносливости. Очень эффективное решение - это выбрать легкую атлетику.

Вы будете правы, если предложите ребенку играть с мячом, то есть ходить в такую секцию как волейбол и футбол. Он с удовольствием станет посещать тренировки по боксу. В 11 лет можно начать обучаться стендовой или луковой стрельбе. Мы в этой статье говорим о тренировках в зале, но нельзя не заметить, что особенно хорошо дети развиваются в конном спорте.

Секции для 12-13 лет

После 12 лет мальчик становится самостоятельным и начинает понимать, что в нем живет личность настоящего мужчины. Данный возраст - это время тренировки силы, поэтому можно записаться на соответствующие секции. Хороший вариант тренировки в зале - это айкидо, где детей научат правильно падать, чтобы не получить травмы, это им поможет в дальнейшей спортивной деятельности и в жизни (другой пример занятия для взрослеющего мальчика вне зала - бобслей).

айкидо

Выбор секции для мальчика по типу темперамента

Как мы знаем, все дети разные, поэтому и род занятий в каждом случае будет отличаться в зависимости от особенностей характера.

Дети холерики

Мальчики с холерическим складом характера хорошо адаптируются в командном спорте. Они отличаются от гиперактивных и сангвиников, так как умеют делить успех с другими. Мальчик-холерик очень эмоционален и ему будет интересно обучаться боксу или одному из видов борьбы.

Дети сангвиники

Когда мы говорим о сангвинике, то подразумеваем личность с явными лидерскими задатками. Таким мальчикам неведом страх, они тяготеют к экстремальным видам деятельности.

Чтобы ребенок сангвиник смог полноценно самореализоваться, ему нужны такие направления спорта, которые подразумевают постоянную борьбу за личный авторитет спортсмена. Таковыми являются карате, фехтование (если хочется заниматься вне зала, то по возрасту подойдут лыжный спорт, альпинизм, полеты на дельтаплане, байдарочный спорт).

Дети меланхолики

Непросто подобрать оптимальное занятие для меланхолика, ведь он очень раним и чувствителен. Для него неприемлем строгий тренерский контроль, так как жесткое общение смущает и расстраивает, отбивает охоту делать что-либо.

Но характер такого ребенка будет уравновешен, если он серьезно займется спортивной стрельбой, разными направлениями танцев или начнет играть в командные игры (а также возраст уже позволяет заниматься парусным или конным спортом).

Дети флегматики

Известно, что флегматичные личности способны получать лучшие спортивные результаты. Такие мальчики предрасположены к планомерной монотонной работе, вплоть до достижения поставленных целей. Им это не доставляет дискомфорта, ведь они увлечены процессом и готовы много трудиться ради результата. Можно посоветовать таким мальчикам играть в шахматы, заниматься атлетикой и гимнастикой (для тех, кто не захочет в зал, существует фигурное катание) .

Дети с СДВГ

Здесь мы говорим о гиперактивности не как о заболевании, а как о неком наборе специфических качеств личности. Эти черты однозначно накладывают отпечаток на характер и поведение. Мальчиков с легкой формой гиперактивности сегодня предостаточно и для них найдутся секции.

Дело в том, что таким детям требуется правильная физическая разрядка, чтобы избыточная энергия уходила в правильное русло и не доставляла беспокойства. Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью тяжело выполнять многочисленные повторения упражнений и длительно удерживать концентрацию на однообразном процессе. Исходя из этого, разумно отдать предпочтение динамичной командной игре. Именно в такой деятельности ребенок сможет отлично проявить себя, снять лишнее напряжение и избавиться от переизбытка энергии.

Выбор секции для мальчика по типу телосложения

Дигестивное телосложение

Дигестивная фигура у мальчиков отличаются значительной шириной грудной клетки, невысоким ростом, избыточной жировой прослойкой и наличием заметного округлого живота. Такие дети обычно малоподвижны и очень нерасторопны. Дабы приобщить полного мальчика к физической культуре, ему стоит начать заниматься воркаутом, тяжелой атлетикой, единоборствами, стрельбой, хоккеем или остановиться на силовой гимнастике (если не подходят занятия в зале, то можно осваивать мотоциклетный спорт).

Астеничное телосложение

У мальчиков с астеноидным типом телосложения узкая грудь, выделяющиеся лопатки, часто легкая сутулость спины, худые длинные ноги, неразвитая мускулатура. В целом создается впечатление слабого и худощавого тела. Такого ребенка необходимо правильно ввести в мир спорта, чтобы он чувствовал себя комфортно даже со своим худеньким телосложением.

В первую очередь, в секции должен быть создан психологически благоприятный микроклимат. Мальчику астенику подойдут направления, которые помогут ему стать выносливым, быстрым и сильным. Это может быть художественная гимнастика, игра в баскетбол, фехтование (другие варианты вне зала - гребля, плавание, велосипедный и лыжный спорт, гольф).

Мышечное телосложение

Мальчики с мышечным типом фигуры имеют увесистую костную систему и значительную мышечную массу от природы. Они очень стойкие и сильные. Задача секции для такого ребенка - это развить у него скорость.

Кроме того, подойдет силовая тренировка. Варианты секций, которые будет успешно посещать мальчик с развитой мускулатурой, это футбол, капоэйра, пауэрлифтинг, воркаут, фехтование, разные направления единоборств (есть варианты и вне зала - это хоккей альпинизм, водное поло.)

Торакальное телосложение

Дети с торакальным типом фигуры имеют широкую грудь, средне-развитую мускулатуру, плечи и таз одинаковой ширины. Такие мальчики отличаются высоким уровнем активности. Для них выбирают спортивную деятельность, при помощи которой они смогут увеличить скорость реакции и стать более выносливыми. В данном случае подойдет капоэйра, балет, кайтинг, футбол, акробатика (более интересные варианты занятий проходят не в зале, а в других условиях - это байдарочный спорт, плавание, гребля, фигурное катание, биатлон).

Выбор секции для мальчика по состоянию здоровья

Разыскивая подходящую секцию для ребенка, родитель должен ориентироваться на улучшение хороших качеств личности и гармонизации физического развития. Занятие спортом должно укреплять здоровье, но не подвергать его риску. Подбирать кружки и студии детям можно только при участии педиатра.

Врачу придется основательно изучить медицинскую карту ребенка, затем дать свое заключение. Учитывайте рекомендации доктора относительно подходящих и неподходящих спортивных секций для мальчика, так как медик смотрит на ситуацию с точки зрения защиты от осложнений при наличии проблем и мягкой коррекции физических недостатков. Педиатр сможет вас проконсультировать относительно того, какие нагрузки будут полезны и вредны ребенку, что ему категорически противопоказано.

  • Мнение врача чрезвычайно важно, так как некоторые нарушения здоровья накладывают ограничения на спортивные тренировки. Например, при сложной форме близорукости и заболеваниях легких не стоит заниматься фигурным катанием.
  • Если у ребенка диагностировано плоскостопие, близорукость или астма, то ему противопоказан футбол, баскетбол, волейбол. Но эти секции отлично подойдут мальчикам, которым необходимо укрепить опорно-двигательную систему.
  • Когда у мальчика обнаружено плоскостопие или есть предрасположенность к нарушению осанки, показана секция художественной гимнастики.
  • Ушу - популярное направление, которое с удовольствием осваивают дети, оно помогает наладить дыхательную функцию.
  • Для укрепления и оздоровления сердечно-сосудистой и дыхательной систем отлично послужат прыжки в воду, коньки. Если позволяет состояние здоровья, то записывайтесь в кружок легкой атлетики.
  • Чтобы у ребенка нормализовать работу ЖКТ, улучшить состояние при диабете и защитить от судорожного синдрома, его записывают на курсы верховой езды.
  • Каждому ребенку пойдут на пользу занятия в бассейне. Плавание спасает от нарушений нервной системы, предотвращает плоскостопие и помогает выровнять осанку.
  • Детям с язвой желудка и близорукостью нельзя играть в теннис, но остальным стоит присмотреться к данному занятию, так как оно тренирует внимание и совершенствует моторику.
  • Хоккейная секция не для детей с хроническими заболеваниями, но относительно здоровому ребенку тренировки помогут избежать проблем в дыхательной системе.
  • Детские тренировки по художественной гимнастике и единоборствам помогают укрепить вестибулярный аппарат. Так же действует фигурное катание и горнолыжный спорт.
  • Дети обучаются верховой езде, плавают в бассейне и ходят на йогу для того, чтобы у них нормально развивалась нервная система.

Какой бы кружок для мальчика вы не выбрали, позаботьтесь об успешной адаптации к новому занятию и коллективу. В первое время он будет являться новичком в своем деле и постепенно постигать его, сталкиваясь с плюсами и минусами, победами и фиаско. По началу нужно усиленно поддерживать ребенка и помогать ему по возможности. А также не забывать зорко следить за его состоянием здоровья, настроением и обращать внимание на все изменения.

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Как выбрать спортивную секцию для детей?

Взрослые, которые думают, куда бы отправить детей заниматься спортом, часто решают его, исходя из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Однако родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его способности и возможности.
Остановимся на основных моментах.
Самое главное – не спешить. Во-первых, у малышей еще практически невозможно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Во-вторых, тренеров, способных к работе с детьми, легко пересчитать.

О территориальном расположении спортивной школы следует подумать в первую очередь. Большие расстояния утомительны. И практика показывает, что первыми устают от дальних поездок на тренировку отнюдь не дети, а взрослые. Именно со стороны взрослых провоцируются прогулы, а в дальнейшем – и отказ от занятий.

Индивидуальные особенности.
Если ребенок слаб здоровьем – значит, спорт не для него. Спорт в данном случае воспринимается как источник нагрузок, которые подвергают опасности и без того уязвимый организм. Основания для такой позиции – плохая кардиограмма, например, заболевания органов дыхания, частый травматизм. Но не все так однозначно. Единственная серьезная причина исключить спорт из повседневности – инвалидность. Все остальное – сигнал к тому, чтобы поискать вид спорта, подходящий конкретному ребенку. Скажем, проблемы с давлением и сосудами – повод держаться подальше от единоборств, но шанс заняться волейболом или горными лыжами. Бронхиальная астма подразумевает отказ от беговых нагрузок, но вполне допускает водные виды, различные типы борьбы и автоспорт.

Рекомендации по выбору спортивной секции.
Прежде всего – все зависит от индивидуальных особенностей самих детей. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет.

Вот, например, у ребенка лишний вес, а его тащат в секцию футбола, исходя из того, что он заодно и похудеет. Это неправильно. В футболе важны подвижность и координированность, а конституция этого ребенка – гарантия того, что тренировочный процесс для него превратится в сплошное унижение. Разумеется, все это может привести к неприятию спорта в целом. Полным детям гораздо больше подойдут плавание, дзюдо, некоторые разновидности легкой атлетики или хоккей – это, кстати, тот самый игровой вид спорта, в котором изрядный вес даже приветствуется.

Далее – рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. Длина тела в сантиметрах – настолько важный для этих игр фактор, что тренеры готовы простить потенциальным воспитанникам и некоторую медлительность и посредственную координацию движений. Так что если ребенок хорошо растет – нужно обратить внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Кроме того, исходя из роста родителей, можно спрогнозировать и будущие габариты ребенка. Кстати, бывают случаи, когда высокий рост становится помехой для занятий. В спортивной гимнастике, например, долговязых не любят, считая их нескладными и бесперспективными.

Что касается футбола и хоккея, то здесь есть достаточно жесткие критерии: скорость, ловкость, резкость. Скорость – это единственное качество, которое невозможно «привить» – она дается от природы, и увеличить ее в ходе тренировок можно лишь на 10% – научно доказано.

Другие особенности при выборе секции.
Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был физически подготовлен и все время занят.
Как следует все обдумав, можно отправить ребенка в спортивную секцию. Осталось самое главное: определиться, в какую именно секцию пойти. Отметим некоторые положительные и отрицательные моменты в наиболее распространенных видах спорта, доступных возрасту старшего дошкольника.

Боевые искусства (всевозможные дзюдо, карате и пр.). Эти спортивные дисциплины поспособствуют развитию точности движений, гибкости, гармоничному развитию вашего ребенка. Для мальчика нет ничего важнее, чем уметь за себя постоять. Учитель как старший наставник, должен нести философию детям, а не вырабатывать в душах обучаемых агрессию.
Гимнастика (спортивная или художественная). Способствует развитию гибкости, красоты, точности движений, творческому восприятию мира. Гибкие фигурки обычно прельщают родителей девочек. Ловкие рассчитанные движения радуют глаз, но... растянутые связки и мышцы, вывихнутые суставы – далеко не весь список травм, характерных для этого вида спорта. Но вполне можно предложить своей дочке заниматься, например, танцами или ритмикой, которые развивают

те же самые качества, а негативных последствий гораздо меньше.
Силовые нагрузки: тяжелая атлетика, бодибилдинг и все, что с ними сопряжено, должны быть полностью исключены. Пока организм вашего ребенка растет, не стоит перегружать его. Гибкие детские кости, не до конца сформировавшиеся суставы и так испытывают огромную нагрузку в период роста, а потому не стоит нагружать их еще больше. Развитие силовых способностей можно начинать в четырнадцать – шестнадцать лет. Раньше никаких результатов вы не добьетесь, а вот навредите наверняка.
Плавание. О положительном влиянии этого вида спорта спорить не приходится – только польза.

Лыжи. Далеко не в каждом городе есть возможность пройтись на лыжах. Вам крупно повезло, если вы живете недалеко от леса или хотя бы парка. В этом случае в вашем районе, скорее всего, есть лыжная секция.

Легкая атлетика (бег, метание копья, толкание ядра, спортивная ходьба, прыжки в длину, высоту и пр.). Конечно, принятого в секцию ребенка пяти – семи лет не поставят сразу же толкать ядро или бежать марафон. Его научат правильному дыханию, постановке ноги при беге и ходьбе, что очень важно, дабы, играя в «догонялки» на детской площадке, не получить травму.

Большой теннис. Вид спорта, ставший очень модным, а потому весьма дорогой. Если достаток позволяет – почему бы нет: ловкость, быстрота реакции, умение побеждать и, что немаловажно, проигрывать еще никому не повредили.

Как поступить, если ребенку не нравится секция.
Что делать, если ребенок вернулся разочарованным с первого же занятия и наотрез отказывается от дальнейшего посещения? Для начала следует обдумать, не был ли выбор спортивной секции обусловлен какими-либо неудовлетворенными амбициями. Может, родители всегда хотели заниматься гимнастикой, а ребенку ближе что-то другое? Достаточно трудно бывает признаться самому себе в этом. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому.
Если же родители не амбициозны, тогда стоит поговорить с ребенком. Может быть, его отказ посещать занятия обусловлен просто плохим приемом. Возможно, он некомфортно чувствует себя среди занимающихся или ему несимпатичен тренер.

При выборе полезных для ребенка занятий обязательно надо ориентироваться на его личные желания. Зачастую, только совместными усилиями можно сделать правильный выбор, и тогда ребенок вырастет здоровым, умным и морально устойчивым человеком.

Об индивидуальных особенностях характера.

При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Желание вполне оправданное, однако, не стоит забывать вот о чем.
Спорт – удовольствие, а не повинность.


Подведем итоги.

Выбирая спортивную секцию для своего ребенка, надо помнить о том, что глобальная задача – доставить ему будущими занятиями удовольствие, стимулировать желание идти рука об руку со спортом всю жизнь, а не просто загрузить его некоей повинностью. Выбирая секцию, также следует принимать во внимание два фактора – личностные качества малыша и удаленность потенциального места тренировок от дома. Не нужно драматизировать ситуацию по пустякам и внушать ребенку смолоду, что для спорта он слишком слаб и болезнен. Ну, а когда выбор сделан, надо заняться поиском более квалифицированного тренера, который будет внимательно относиться к каждому конкретному обучаемому.


Историй, когда дети приносят родителям дипломы об окончании музыкальной школы или , а потом забрасывают инструмент куда подальше, прячут кисти и мольберты и больше к ним не прикасаются, огромное количество. Так обычно происходит, когда родители выбирают ребенку творческие студии или спортивные секции, не учитывая его интересы и природные склонности, а, исходя из собственных нереализованных желаний. Психологи уверены – это путь, который не принесет ребенку счастья. Портал «Я-родитель» дает рекомендации, как выбрать центр для творческого или спортивного развития малыша, чтобы занятия были не в тягость, а в радость.

Как выбрать творческую студию

Залогом успеха будет любовь. Любовь ребенка к тому, что он делает, его искренний интерес к дополнительным занятиям. Любовь родителей, которые принимают и уважают выбор своего малыша, не стараясь его переубедить, и учитывают его предпочтения. Так, например, если ребенок с раннего детства постоянно танцует, хорошо попадает в такт музыки, ориентируется в модных танцевальных направлениях, было бы странно отдавать его на ИЗО вместо танцев. легко определить по играм с музыкальными игрушками и инструментами (детскими трубами, синтезаторами и так далее), тяге к игре на фортепиано, интересу к просмотру концертов по телевизору. Такие дети, как правило, хорошо поют и попадают в ноты, даже при исполнении очень сложных песен.

Кроме оценки внешних проявлений , прислушайтесь к мнению самого малыша. Поговорите с ним и выясните, какие у него предпочтения, и чем бы он сам мечтал заниматься. Если ребенок задумывается о занятиях, к которым у него нет явных склонностей, не стоит сразу отказывать ему или пытаться переориентировать. Возможно, у него есть скрытые таланты в выбранной области. А если нет, и занятия не подойдут, он сам от них откажется. Но у ребенка не останется чувства горечи и обиды, что родители не поддерживают и не верят в него.

Сегодня клубы по интересам и творческие студии предлагают бесплатные пробные занятия. Это позволит вам вместе с ребенком сходить на любое их них и на практике убедиться, действительно ли они интересны малышу. При помощи таких тестовых уроков можно скорректировать список предпочтений и выбрать по-настоящему интересные занятия.

Если же ребенок не может определиться с выбором, но заниматься каким-нибудь видом творчества очень хочет, выбирайте занятия, учитывая психологические особенности ребенка. Так, например, стеснительным детям рекомендуют уроки музыки, которые позволяют развить чувство ритма и слух. Причем речь идет как об игре на музыкальных инструментах, так и о пении – хоровом или индивидуальном. Детям, которые не особенно мягки в поведении: резкие, угловатые – подойдут хореографические классы. Они помогают развить гибкость, ловкость и уступчивость. Единственное – нужно определиться с направлением: классика, латиноамериканские танцы, народные и так далее. Ребенку, который отличается чрезмерной активностью и нервной возбудимостью, рекомендуют различные прикладные виды творчества, направленные на развитие усидчивости и обучающие терпению. Подобного рода увлечения способствуют улучшению мелкой моторики и развивают воображение. Художественные направления отлично подойдут для детей ранимых, с тонкой душевной организацией. Они позволяют ребенку раскрыть себя и проявить свой талант в полной мере. Педагог по живописи, психолог Центра детского развития «Сияние детства» Мария Климакова рассказывает о формировании первых навыках рисования у малышей:

Как выбрать вид спорта для ребенка

Современные родители, кроме развития в ребенке творческого начала, стараются не забыть и о его физическом здоровье. При этом выбор подходящей спортивной секции может быть не легче, чем подбор творческих занятий. Опираться нужно, в первую очередь, на таланты ребенка. Но в раннем возрасте довольно сложно определить склонность к тому или иному виду спорта. Выбор лучше делать, когда малышу исполняется пять-семь лет. Учитывайте физические возможности ребенка, его психологические особенности и телосложение. Например, полного ребенка не стоит отдавать на слишком подвижные виды спорта, например, футбол. Таким детям отлично подойдут плавание, дзюдо, атлетика и так далее. Рост также имеет немаловажное значение – высоким детям традиционно рекомендуют волейбол, баскетбол. Для гимнастов же, наоборот, высота является достаточно спорным фактором, который может не позволить заниматься полноценно.

Скорость и ловкость или замедленность также влияют на выбор подходящей спортивной секции. Для «медленных» детей не подойдут те виды спорта, где требуются быстрые движения, например, хоккей. Спокойный ребенок может заниматься боулингом, шахматами и так далее. Психолог Центра детского развития «Сияние детства» Николай Лукин рассказывает, как игра в шахматы помогает развивать у ребенка мышление, память и восприятие:

Часто секции можно условно поделить и по половому признаку. Так, например, боевые искусства больше подходят для мальчиков, где они могут показать всю свою силу и ловкость. Художественная гимнастика, традиционно, удел девочек, которые более гибкие и обладают плавными движениями.

Дополнительные факторы при выборе занятий для ребенка

Выбирая подходящую секцию или творческую студию, рассматривайте варианты их расположения в шаговой или минимальной транспортной доступности к дому. Рекомендуется затрачивать на дорогу не более 40-50 минут. В противном случае, как утверждают психологи и медики, занятия могут быть во вред. Ведь они нарушают режим дня, в котором кроме дополнительных занятий есть и обязательные – уроки, подготовка к школе и многое другое. И если слишком много времени тратить на путь туда и обратно, выполнять домашнее задание придется поздним вечером или ночью, что, естественно, скажется на успеваемости.

Кроме того, отдавая ребенка на занятия – будь то творчество или спорт – не нужно самим настраиваться на лидерство и настраивать малыша на идеальный результат. Ведь в погоне за идеалами можно упустить саму радость от занятий. Если у ребенка есть творческий или спортивный потенциал, тренеры и педагоги сообщат вам об этом и предложат свои варианты дальнейшего развития данных навыков, которые подойдут вашему малышу, и не сломают привычный уклад жизни.

Анна Шатохина

Пройдите тест, подготовленный нашими психологами, и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.



mob_info