Методики грудничкового плавания. Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне

Обучение плаванию основано на врожденной способности плавать, обусловленной их внутриутробным развитием в жидкой среде. Малыши рождаются с плавательными рефлексами, которые угасают к 3 - 4 месяцам, если их не закреплять.

Из этой статьи вы узнаете, по каким методикам проводится обучение плаванию детей до года, а также узнаете, как научить ребенка плавать самостоятельно.

Обучение плаванию детей до года

Если новорожденного начать учить плавать, то он быстро осваивается в водной среде. Плавательные рефлексы, в том числе способность задерживать дыхание при нырянии, у новорожденных настолько развиты, что за несколько месяцев малыш приобретает способность самостоятельно держаться на поверхности воды, плавать, нырять, может несколько секунд передвигаться под водой.

Врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и нырянию.

Для чего необходимо обучение детей до года плаванию?

Навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в течение первых трех лет жизни ребенка. Прекращение тренировок на 1 - 2 месяца приводит к потере плавательных навыков.

Раннее плавание способствует более быстрому физическому и нервно-психическому развитию, снижению присущего малышам первых месяцев жизни гипертонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование их двигательных умений. Плавание является и закаливающей процедурой. Путем регулирования температурного режима воды занятия плаванием способствуют развитию адаптации грудничков к различного рода изменениям температуры окружающей среды, а это, в свою очередь, является профилактикой простудных и инфекционных заболеваний. Обучение новорожденных детей плаванию стимулирует аппетит, активизирует обмен веществ, улучшает пищеварение.

Кроме того, плавание доставляет грудничкам ни с чем не сравнимое удовольствие, способствует возникновению положительных эмоций и радостного настроения, развивает чувство равновесия, улучшает функцию дыхания и питание головного мозга.

История обучения плавания грудничков

Впервые обучение новорожденных плаванию с целью закаливания было применено в Австралии в 1966 году. Позднее оно стало использоваться в Англии, Германии, США, Японии.

В России обучение плаванию грудных детей началось с 1977 г., когда был создан первый центр обучения малышей плаванию. Основоположником введения обучению плаванию грудных детей является врач-консультант и методист В. А. Гутерман. В 1978 г. были изданы им разработанные первые методические рекомендации "Плавание грудных детей". В этом же году была выпущена брошюра "Плавать раньше, чем ходить", написанная председателем Всесоюзной федерации плавания, президентом Медицинского комитета международной федерации плавания, врачом 3. П. Фирсовым.

В 1979 г. Международный медицинский комитет Всемирной любительской федерации плавания разработал "Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в условиях домашних ванн и специальных детских бассейнов".

В настоящее время имеется множество различных методик чтобы научить ребенка плавать. И все они по-своему хороши, поскольку достигается основная задача - обучить малыша плаванию. Однако испытание временем выдержала самая первая программа обучения малышей плаванию, разработанная В. А. Гутерманом. Ее уже не один десяток лет используют для обучающих занятий как в детских поликлиниках, так и дома с участием инструктора.

Перед началом занятий малыша обязательно должны осмотреть врач-педиатр, врач-невропатолог, ортопед. Если нет противопоказаний, можно начинать обучение плаванию.

Как научить ребенка плавать?

Общие правила перед обучением детей плаванию

Для занятий плаванием можно пользоваться не только ванной, но и надувным детским бассейном. Рядом с ванной должен быть столик для пеленания, заранее приготовленные пеленки, простыня, полотенце, салфетки, детское мыло, термометр для измерения температуры воды, часы, яркие игрушки (плавающие и тонущие), игрушка-манок. Хорошо, если занятия плаванием будут сопровождаться музыкальным сопровождением.

Прежде чем наполнять ванну водой, надо ее хорошо вымыть детским или хозяйственным мылом. Использование чистящих средств или стиральных порошков недопустимо, поскольку это может вызвать раздражение кожи малыша и аллергию. В первые недели можно использовать кипяченую воду. В ванну можно добавлять небольшое количество отвара ромашки.

Занятия плаванием особенно показаны детям с рахитом, гипер- и гипотонусом мышц, анемией, гипотрофией или избыточным весом.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются:

  • тяжелые врожденные пороки сердца,
  • острые заболевания: пневмония, ОРВИ и другие вирусные инфекции,
  • вывихи и подвывихи тазобедренных суставов,
  • стрепто- и стафилококкодермия,
  • аллергические проявления на коже,
  • расстройство кишечника,
  • судорожный синдром,
  • врожденные аномалии, исключающие возможность плавания.

Инструктор, обучающий малыша плаванию, обязательно должен иметь медицинское образование и повышение квалификации по грудничковому плаванию.

Если вы будете заниматься вместе с малышом в детском бассейне, необходим осмотр гинеколога, дерматолога, сдача определенных анализов. Перед каждым занятием нужно вымыться под душем с мылом.

Учить ребенка плавать следует прекратить, если:

  • малыш кричит и беспокоен,
  • малыш стал вялым, движения - замедленными,
  • малыш переохладился ("гусиная кожа", мелкая дрожь).

Советы родителям:

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной во время занятий.

Кормите малыша за 1,5-2 часа до проведения занятия и не раньше, чем через 15-20 минут после его окончания.

Глубина воды на первых занятиях не должна превышать 40 см, в последующем примерно через месяц после начала занятий ванну можно наполнять полностью, предварительно проконсультировавшись с вашим инструктором.

Методика обучения плаванию по В. А. Гутерману

Процесс обучения плаванию грудничков по В. А. Гутерману подразделяется на 4 этапа:

  • подготовительный,
  • обучение плаванию,
  • самостоятельное плавание,
  • совершенствование плавания.

При этой методике используются следующие виды поддержки малыша в ванной:

Поддержка двумя руками при плавании на спине: четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, большие пальцы лежат на груди.

Поддержка "ковшиком" - ладонь инструктора охватывает затылок малыша, а пальцы другой руки поддерживают подбородок.

Поддержка "полукольцом": большой и указательный пальцы охватывают шею, а предплечье взрослого находится со стороны затылка ребенка и чуть сбоку. Когда малыш научится правильно грести, поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем - поддерживают затылок.

При плавании на груди двумя руками поддерживают головку за щеки и слегка - подбородок. Поддержка одной рукой осуществляется "ковшиком" или тыльной стороной большого пальца поддерживают подбородок ребенка, остальные четыре пальца подставляются под грудь, двумя пальцами второй руки слегка фиксируют затылок. В таком положении рот ребенка закрыт, и вода в него не попадает.

Автономные поддержки чтобы научить грудничка плавать. В качестве автономной поддержки могут послужить пенопластовые плоские поплавки, вставленные в карманы чепчика для плавания и расположенные за ушами малыша. Этот вид автономной поддержки используется при плавании грудничка на спине позже 3 месяцев его жизни после освоения упражнений с помощью ручных поддержек. При плавании ребенка на груди в качестве автономной поддержки можно использовать надувные кольца и другие надувные резиновые игрушки.

Методика Гутермана по обучению детей плаванию

I. Подготовительный этап

Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5-7-й день жизни) и продолжаются до 3-месячного возраста. Методика их основывается на общепринятых приемах купания новорожденных. Во время бодрствования малышей приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах. Сначала температура воды составляет 37,5 °С, продолжительность пребывания в воде - 10 - 15 минут. На этом этапе важно, чтобы занятия вызвали у малыша положительные эмоции.

Подготовка вне воды. Начиная с двухмесячного возраста, в комплекс подготовительных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику. Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят вне ванны, а затем в воде.

Закрепляются следующие врожденные плавательные рефлексы:

  • рефлекс Моро - симметричное обхватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 раз на первом занятии и 8-9 раз в конце этапа);
  • рефлекс Робинсона (тонический) - прочное удерживание любого предмета в руках (1-2 раза на первом занятии и 4 - 5 раз в конце этапа);
  • рефлекс Таланта - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 раза в начале и 3-4 раза в конце этапа);
  • рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами, в положении ребенка на груди - отталкивание ножками от ладоней рук взрослых (4 - 6 раз в начале и 8 - 10 раз в конце этапа).

Проводятся также упражнения: гребок рукой от головы к бедру через сторону и обратно (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа) на спине и груди, а также симметричный гребок из-за головы к бедрам (4 - 6 раз в начале и 8 - 10 раз в конце этапа).

Плавание в полной ванне. Поддержка двумя руками при положении ребенка на спине и 8 - 10 раз проводок вдоль ванны (проводка "челнок"). Поддержка одной рукой "полукольцом" при положении малыша на спине (уши в воде). Поддержка двумя руками "ковшиком" под подбородок (ребенок на груди) и проводка, поддержка одной рукой "ковшиком", а также такая, при которой большой палец упирается в подбородок ребенка, а остальные находятся на груди, и проводка по длине ванны с поворотами (25-30 раз). Стимулирование отталкивания ногами от ладони и бортика (10-14 раз в начале и 20-30 раз в конце этапа).

Подготовка к нырянию. Погружение ротика малыша на 3 - 4 секунды - тренировка задержки дыхания через нос.

II. Обучение плаванию

Второй этап обучения плаванию рассчитан на детей с трех до шести месяцев, прошедших подготовительный этап и адаптировавшихся к полным ваннам (температура воды 35 °С). Осуществляется дальнейшее закрепление плавательных рефлексов с помощью слова. Занятия проводятся в виде игры на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает при автономной поддержке и максимальном ослаблении ее на спине и на груди.

Продолжительность плавания 30-40 минут.

Подготовка вне воды. Длительность массажа, общей и специальной гимнастики увеличивают на 3-4 минуты.

Последовательно продолжается развитие и усложнение врожденных рефлексов:

  • рефлекс Бауэра - работа ног брассом при передвижении по направлению к игрушке (4-6 раз);
  • рефлекс Таланта - выполнение движений пловца на ладонях взрослого (3- 4 раза);
  • рефлекс Робинсона - подтягивание на весу (3-5 раз);
  • рефлекс Моро - обхватывающее движение руками (10-15 раз).

Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

Плавание в полной ванне. Плавание малыша на спине и на груди при поддержке одной и двумя руками, а также автономной поддержке, максимально ослабленной, "соскальзывания" - опускание взрослым рук на 1 - 2 секунды (выполняется при умении ребенка задерживать дыхание). Самостоятельное погружение сидящего ребенка за игрушками. Конкретные движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

III. Самостоятельное плавание

Этот этап рассчитан на детей в возрасте с 6 месяцев до 9 месяцев, обученных на втором этапе плаванию с поддержкой. Малыши самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

Температура воды 33,5-34 °С, длительность занятий - до 40 минут.

Подготовка вне воды. Продолжительность массажа, общей и специальной гимнастики увеличивается на 2-3 минуты. Ползание в манеже. Выполнение движений пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед, подтягивание малыша за пальцы к руке инструктора из положения на спине и на груди.

Плавание в полной ванне. Плавание на спине и на груди за игрушкой - приманкой с поддержкой и без нее, плавание при автономной поддержке. Самостоятельные погружения под воду (ныряние) за игрушкой.

IV. Совершенствование плавания

На последнем этапе обучения плаванию дети в возрасте от 9 до 12 месяцев могут самостоятельно проплыть вдоль ванны и небольшого детского бассейна, посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять за игрушками.

Общее время занятий составляет 60 - 70 минут, температура воды 33 °С.

Подготовка вне воды. Продолжительность массажа и гимнастики достигает 10- 15 минут и более. Игры вне воды (лежа, сидя, стоя) с мячом и игрушками. Выполнение по команде специальных упражнений в положении на спине и на груди. Разработка движений рук и ног, характерных для стилей дельфин и брасс, с помощью инструктора.

Упражнения чтобы научить малыша плавать сопровождаются речью с употреблением специальных терминов как вне воды, так и в воде.

Плавание в полной ванне. В начале занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками-приманками. Самостоятельное плавание малыша вдоль ванны (2-3 раза без остановки) и детского бассейна, плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, с прижатыми к спине и груди руками. Плавание брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряние за игрушками, прыжки в воде, игры.

Методика обучения плаванию по З. П. Фирсову

По этой методике обучение разбивается на 5 периодов, или 5 классов плавательной школы. В зависимости от успехов малыша на каждый период отводится от 4 до 8 недель. Причем переход в следующий класс допускается только в том случае, если ребенок хорошо справился с задачами предыдущего. Плавание грудничков по методике Фирсова выполняется только с помощью инструкторов или родителей.

Перед каждым занятием в воде проводится массаж и гимнастика в течение 10 - 20 минут.

I класс (возраст ребенка от 3-4 до 9-10 недель)

Главная задача этого этапа - закаливание ребенка, постепенная выработка у него способности без ущерба для здоровья находиться обнаженным в воде, подогретой вначале до температуры тела (около 37 °С), к концу класса - до 34 °С. Продолжительность 25-30 занятий.

Плавание грудничков по методике Фирсова

На первых уроках плавания малыша поддерживает в воде инструктор, сидящий в ванне. Родителям, если они сами занимаются с ребенком, необходимо освоить 6 способов поддержки ребенка. При 5 из них родитель сидит в заполненной ванне, при шестом способе он стоит рядом с ванной. Кроме того, родитель должен освоить сначала на кукле (вне воды) плавательные упражнения в виде покачивания, проводки и погружения и только после этого приступить к занятиям с ребенком (в воде).

II класс(возраст ребенка - 2,5-4 месяца)

Ребенка учат плавать на спине. Продолжают увеличивать длительность каждого занятия (до 30-40 минут) и снижать температуру (до 33 °С). К концу этого класса дети должны приобрести способность самостоятельно держаться на воде в течение 5 минут. Только после этого можно переходить к занятиям следующего класса.

III класс (возраст ребенка - 5-6 месяцев)

Особенность этого класса - освоение ныряния. Совершенствуется навык плавания на спине, повышается степень закаленности. Задачи третьего класса можно считать выполненными, если ребенок может несколько раз нырнуть на глубину ванны, достать со дна игрушку и самостоятельно выплыть на поверхность.

IV класс (возраст ребенка - 6 - 8 месяцев)

Основная цель - обучение плаванию на груди. В этом классе завершается специальная температурная подготовка организма ребенка и продолжается закрепление навыков плавания на спине и ныряния. К окончанию этого класса ребенок должен самостоятельно плавать в положении на груди не менее минуты.

V класс (возраст ребенка - 9-12 месяцев)

Обучение плаванию в легкой одежде. В этот период продолжается тренировка плавания на груди и спине. Научившись самостоятельно плавать и нырять, ребенок быстро осваивает плавание в одежде и обуви. Даже если в жизни ему это не понадобится, он будет готов к непредвиденному случаю.

В заключение хочется еще раз отметить, что обучение каждому этапу занятий плавания с малышом необходимо начинать с опытным инструктором, а уже затем проводить их самостоятельно. Только тогда занятия будут максимально эффективными и результативными.

Обучение грудных детей плаванию ос­новано на врожденной способности пла­вать, обусловленной их внутриутробным развитием в жидкой среде. Малыши рож­даются с плавательными рефлексами, ко­торые угасают к 3-4 месяцам, если их не закреплять.

Если новорожденного начать учить пла­вать, то он быстро осваивается в водной среде. Плавательные рефлексы, в том чис­ле способность задерживать дыхание при нырянии, у новорожденных настолько раз­виты, что за несколько месяцев малыш приобретает способность самостоятельно держаться на поверхности воды, плавать, нырять, может несколько секунд передви­гаться под водой.

Врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в течение первых трех лет жизни ребенка. Прекращение тре­нировок на 1-4 месяца приводит к потере плавательных навыков.

Раннее плавание способствует более быстрому физическому и нервно-психиче­скому развитию, снижению присущего малышам первых месяцев жизни гипертону­са сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование их двигатель­ных умений. Плавание является и закали­вающей процедурой. Путем регулирования температурного режима воды занятия пла­ванием способствуют развитию адаптации грудничков к различного рода изменениям температуры окружающей среды, а это, в свою очередь, является профилактикой простудных и инфекционных заболеваний. Плавание стимулирует аппетит, активизи­рует обмен веществ, улучшает пищеваре­ние.

Кроме того, плавание доставляет груд­ничкам ни с чем не сравнимое удовольст­вие, способствует возникновению положительных эмоций и радостного настроения, развивает чувство равновесия, улучшает функцию дыхания и питание головного мозга.

Впервые обучение новорожденных пла­ванию с целью закаливания было примене­но в Австралии в 1966 году. Позднее оно стало использоваться в Англии, Германии, США, Японии.

В России обучение плаванию грудных де­тей началось с 1977 г., когда был создан первый центр обучения малышей плаванию. Основоположником введения обучению плаванию грудных детей является врач-кон­сультант и методист В. А. Гутерман. В 1978 г. были изданы им разработанные первые ме­тодические рекомендации «Плавание груд­ных детей». В этом же году была выпущена брошюра «Плавать раньше, чем ходить», на­писанная председателем Всесоюзной федера­ции плавания, президентом Медицинского комитета международной федерации плава­ния, врачом 3. П. Фирсовым.

В 1979 г. Международный медицинский комитет Всемирной любительской федера­ции плавания разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в усло­виях домашних ванн и специальных дет­ских бассейнов».

В настоящее время имеется множество различных методик. И все они по-своему хороши, поскольку достигается основная задача - обучить малыша плаванию. Одна­ко испытание временем выдержала самая первая программа обучения малышей пла­ванию, разработанная В. А. Гутерманом. Ее уже не один десяток лет используют для обучающих занятий как в детских поликли­никах, так и дома с участием инструктора.

Перед началом занятий малыша обяза­тельно должны осмотреть врач-педиатр, врач-невропатолог, ортопед.

Если нет про­тивопоказаний, можно начинать обучение плаванию.

Общие правила

Для занятий плаванием можно пользо­ваться не только ванной, но и надувным детским бассейном. Рядом с ванной должен быть столик для пеленания, заранее приго­товленные пеленки, простыня, полотенце, салфетки, детское мыло, термометр для из­мерения температуры воды, часы, яркие игрушки (плавающие и тонущие), игрушка-манок. Хорошо, если занятия плаванием будут сопровождаться музыкальным сопро­вождением.

Прежде чем наполнять ванну водой, на­до ее хорошо вымыть детским или хозяй­ственным мылом. Использование чистящих средств или стиральных порошков недопу­стимо, поскольку это может вызвать раз­дражение кожи малыша и аллергию. В пер­вые недели можно использовать кипяченую воду. В ванну можно добавлять небольшое количество отвара ромашки.

Занятия плаванием особенно показаны детям с рахитом, гипер- и гипотонусом мышц, анемией, гипотрофией или избы­точным весом.

Противопоказаниями к занятиям плавани­ем являются:

Тяжелые врожденные пороки сердца,

Острые заболевания: пневмония, ОРВИ и другие вирусные инфекции,

Вывихи и подвывихи тазобедренных суставов,

Стрепто- и стафилококкодермия,

Аллергические проявления на коже,

Расстройство кишечника,

Судорожный синдром,

Врожденные аномалии, исключающие возможность плавания.

Инструктор, обучающий малыша плава­нию, обязательно должен иметь медицин­ское образование и повышение квалифика­ции по грудничковому плаванию.

Если вы будете заниматься вместе с малышом в детском бассейне, необходим осмотр гинеколога, дерматолога, сдача определенных анализов. Перед каждым занятием нужно вымыться под душем с мылом.

Занятие следует прекратить, если:

Малыш кричит и беспокоен,

Малыш стал вялым, движения - за­медленными,

Малыш переохладился («гусиная ко­жа», мелкая дрожь).

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной во время занятий.

Кормите малыша за 1,5-2 часа до про­ведения занятия и не раньше, чем через 15-20 минут после его окончания.

Глубина воды на первых занятиях не должна превышать 40 см, в последующем примерно через месяц после начала заня­тий ванну можно наполнять полностью, предварительно проконсультировавшись с вашим инструктором.

Приводим методики основоположников обучения плаванию младенцев В. А. Гутермана (1978) и 3. П. Фирсова (1978).

Методика обучения плаванию В. А. Гутермана

Процесс обучения плаванию грудничков по В. А. Гутерману подразделяется на 4 эта­па: подготовительный, обучение плаванию, самостоятельное плавание, совершенство­вание плавания. При этой методике ис­пользуются следующие виды поддержки малыша в ванной:

Поддержка двумя руками при плава­нии на спине: четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, большие пальцы лежат на груди.

Поддержка «ковшиком» - ладонь ин­структора охватывает затылок малыша, а пальцы другой руки поддерживают подбо­родок.

Поддержка «полукольцом»: большой и указательный пальцы охватывают шею, а предплечье взрослого находится со стороны затылка ребенка и чуть сбоку. Когда малыш научится правильно грести, поддержка осу­ществляется уже тремя, затем двумя и, на­конец, одним пальцем - поддерживают за­тылок.

При плавании на груди двумя руками поддерживают головку за щеки и слегка - подбородок. Поддержка одной рукой осу­ществляется «ковшиком» или тыльной сто­роной большого пальца поддерживают под­бородок ребенка, остальные четыре пальца подставляются под грудь, двумя пальцами второй руки слегка фиксируют затылок. В таком положении рот ребенка закрыт, и вода в него не попадает.

Автономные поддержки. В качестве автономной поддержки могут послужить пенопластовые плоские поплавки, встав­ленные в карманы чепчика для плавания и расположенные за ушами малыша. Этот вид автономной поддержки используется при плавании грудничка на спине позже 3 месяцев его жизни после освоения упраж­нений с помощью ручных поддержек. При плавании ребенка на груди в качестве ав­тономной поддержки можно использовать надувные кольца и другие надувные рези­новые игрушки.

Подготовительный этап

Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5-7-й день жизни) и про­должаются до 3-месячного возраста. Мето­дика их основывается на общепринятых приемах купания новорожденных. Во вре­мя бодрствования малышей приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах. Сначала температура воды состав­ляет 37,5 °С, продолжительность пребыва­ния в воде - 10-15 минут. На этом этапе важно, чтобы занятия вызвали у малыша положительные эмоции.

Подготовка вне воды. Начиная с двухме­сячного возраста, в комплекс подготовитель­ных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику. Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят вне ванны, а затем в воде.

Закрепляются следующие врожденные плавательные рефлексы:

Рефлекс Моро - симметричное об­хватывающее движение руками при похло­пывании по ягодицам (4-5 раз на первом занятии и 8-9 раз в конце этапа);

Рефлекс Робинсона (тонический) - прочное удерживание любого предмета в руках (1-2 раза на первом занятии и 4-5 раз в конце этапа);

Рефлекс Таланта - дугообразное изги­бание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 раза в на­чале и 3-4 раза в конце этапа);

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами, в положении ребенка на груди - отталкивание ножками от ладоней рук взрослых (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа).

Проводятся также упражнения: гребок рукой от головы к бедру через сторону и обратно (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа) на спине и груди, а также симметричный гребок из-за головы к бед­рам (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа).

Плавание в полной ванне. Поддержка двумя руками при положении ребенка на спине и 8-10 раз проводок вдоль ванны (проводка «челнок»). Поддержка одной ру­кой «полукольцом» при положении малыша на спине (уши в воде). Поддержка дву­мя руками «ковшиком» под подбородок (ребенок на груди) и проводка, поддерж­ка одной рукой «ковшиком», а также та­кая, при которой большой палец упирает­ся в подбородок ребенка, а остальные на­ходятся на груди, и проводка по длине ванны с поворотами (25-30 раз). Стиму­лирование отталкивания ногами от ладони и бортика (10-14 раз в начале и 20-30 раз в конце этапа).

Подготовка к нырянию. Погружение ро­тика малыша на 3-4 секунды - трениров­ка задержки дыхания через нос.

Обучение плаванию

Второй этап рассчитан на детей с трех до шести месяцев, прошедших подготовительный этап и адаптировавшихся к полным ваннам (температура воды 35 °С). Осуществляется дальнейшее закрепление плавательных рефлексов с помощью сло­ва. Занятия проводятся в виде игры на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает при автономной поддержке и максимальном ослаблении ее на спине и на груди.

Продолжительность плавания 30-40 ми­нут.

Подготовка вне воды. Длительность мас­сажа, общей и специальной гимнастики увеличивают на 3-4 минуты. Последовательно продолжается развитие и усложне­ние врожденных рефлексов:

· рефлекс Бауэра - работа ног брассом при передвижении по направлению к иг­рушке (4-6 раз);

· рефлекс Таланта - выполнение дви­жений пловца на ладонях взрослого (3- 4 раза);

· рефлекс Робинсона - подтягивание на весу (3-5 раз);

· рефлекс Моро - обхватывающее движение руками (10-15 раз).

Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».

Плавание в полной ванне. Плавание малыша на спине и на груди при поддержке одной и двумя руками, а также автономной поддержке, максимально ослабленной, «соскальзывания» - опускание взрослым рук на 1-2 секунды (выполняется при умении ребенка задерживать дыхание). Самостоятельное погружение сидящего ребенка за игрушками. Конкретные движения сопро­вождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Самостоятельное плавание

Этот этап рассчитан на детей в возрасте с 6 месяцев до 9 месяцев, обученных на втором этапе плаванию с поддержкой. Малыши самостоятельно погружаются под во­ду, ныряют.

Температура воды 33,5-34 °С, длительность занятий - до 40 минут.

Подготовка вне воды. Продолжительность массажа, общей и специальной гим­настики увеличивается на 2-3 минуты. Ползание в манеже. Выполнение движений пловца: руки прижат к бедрам, вытянута в стороны, вперед, подтягивание малыша за пальцы к руке инструктора из положе­ния на спине и на груди.

Плавание в полной ванне. Плавание на спине и на груди за игрушкой - приман­кой с поддержкой и без нее, плавание при автономной поддержке. Самостоятельные погружения под воду (ныряние) за игруш­кой.

Совершенствование плавания

На последнем этапе обучения плаванию дети в возрасте от 9 до 12 месяцев могут самостоятельно проплыть вдоль ванны и небольшого детского бассейна, посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, лю­бят нырять за игрушками.

Общее время занятий составляет 60- 70 минут, температура воды 33 °С.

Подготовка вне воды. Продолжитель­ность массажа и гимнастики достигает 10- 15 минут и более. Игры вне воды (лежа, сидя, стоя) с мячом и игрушками. Выпол­нение по команде специальных упражне­ний в положении на спине и на груди. Раз­работка движений рук и ног, характерных для стилей дельфин и брасс, с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются речью с употреблением специальных терминов как вне воды, так и в воде.

Плавание в полной ванне. В начале заня­тия - игры в воде с тонущими, плавающи­ми и подвесными игрушками-приманками. Самостоятельное плавание малыша вдоль ванны (2-3 раза без остановки) и детского бассейна, плавание с игрушками, на иг­рушках. Скольжение с вытянутыми руками, с прижатыми к спине и груди руками. Пла­вание брассом и кролем с помощью инст­руктора и самостоятельно. Ныряние за иг­рушками, прыжки в воде, игры.

Методика обучения плаванию 3. П. Фирсова

По этой методике обучение разбивает­ся на 5 периодов, или 5 классов плава­тельной школы. В зависимости от успехов малыша на каждый период отводится от 4 до 8 недель. Причем переход в следующий класс допускается только в том случае, ес­ли ребенок хорошо справился с задачами предыдущего. Все упражнения выполня­ются с помощью инструкторов или роди­телей.

Перед каждым занятием в воде прово­дится массаж и гимнастика в течение 10- 20 минут.

(возраст ребенка от 3-4 до 9-10 недель)

Главная задача этого этапа - закалива­ние ребенка, постепенная выработка у не­го способности без ущерба для здоровья находиться обнаженным в воде, подогретой вначале до температуры тела (около 37 °С), к концу класса - до 34 °С. Продолжитель­ность 25-30 занятий.

На первых уроках плавания малыша поддерживает в воде инструктор, сидя­щий в ванне. Родителям, если они сами занимаются с ребенком, необходимо ос­воить 6 способов поддержки ребенка. При 5 из них родитель сидит в заполнен­ной ванне, при шестом способе он стоит рядом с ванной. Кроме того, родитель должен освоить сначала на кукле (вне во­ды) плавательные упражнения в виде по­качивания, проводки и погружения и только после этого приступить к заняти­ям с ребенком (в воде).

(возраст ребенка - 2,5-4 месяца)

Ребенка учат плавать на спине. Продол­жают увеличивать длительность каждого за­нятия (до 30-40 минут) и снижать темпера­туру (до 33 °С). К концу этого класса дети должны приобрести способность самостоя­тельно держаться на воде в течение 5 минут. Только после этого можно переходить к за­нятиям следующего класса.

(возраст ребенка - 5-6 месяцев)

Особенность этого класса - освоение ныряния. Совершенствуется навык плава­ния на спине, повышается степень закален­ности. Задачи третьего класса можно счи­тать выполненными, если ребенок может несколько раз нырнуть на глубину ванны, достать со дна игрушку и самостоятельно выплыть на поверхность.

(возраст ребенка - 6-8 месяцев)

Основная цель - обучение плаванию на груди. В этом классе завершается специаль­ная температурная подготовка организма ребенка и продолжается закрепление навы­ков плавания на спине и ныряния. К окон­чанию этого класса ребенок должен само­стоятельно плавать в положении на груди не менее минуты.

(возраст ребенка - 9-12 месяцев)

Обучение плаванию в легкой одежде. В этот период продолжается тренировка пла­вания на груди и спине. Научившись само­стоятельно плавать и нырять, ребенок быст­ро осваивает плавание в одежде и обуви. Да­же если в жизни ему это не понадобится, он будет готов к непредвиденному случаю.

В заключение хочется еще раз отметить, что обучение каждому этапу занятий плава­ния с малышом необходимо начинать с опытным инструктором, а уже затем прово­дить их самостоятельно. Только тогда заня­тия будут максимально эффективными и результативными.

15.05.2001
Детская комната сайта Idea Software
http://www.idea.dp.ua/baby/

Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.

Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.

Как зародилось детское плавание?

Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

Когда и как начинать занятия с малышом?

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом - 36, на четырнадцатом - 35.5, на двадцатом - 35, на двадцать четвертом - 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна - 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около 35.5 - 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

Вначале мы изучали методику Фирсова, потом - опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.

Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..

При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии - не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине - основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

Следующее упражнение - отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе - значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание - продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости - ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник - занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: "Внимание, ныряем" или "Раз, два, три, ныряем!" И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: "Внимание, ныряем" Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На "Внимание, ныряем" Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: "Что же это было?" Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне - это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор "Русалочка". Основной компонент - "корона русалочки". Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без "русалочки" лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает "русалочка", из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова

Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо

научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться "ожерельем русалочки", оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию - это "подвески русалочки". Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.

Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:

"Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так". При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.

Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.

Одной из популярных стала методика Захария Фирсова. Еще в 1978 году он создал свой курс и опубликовал книгу «Плавать раньше, чем ходить», которую одобрили в Министерстве здравоохранения СССР.

Методика Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. По этой методике, погружение начинается с ножек, в вертикальном положении. При этом можно спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать.

Затем, когда малыш привыкнет к тому, что опустился в воду, можно спокойно переводить его в горизонтальное положение и при этом поддерживать снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы младенец ощущал себя надежно.

Цель занятий по методике Фирсова - до годика научить ребенка самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, нырять на небольшую глубину, спрыгивать с бортика бассейна в воду, доставать со дна игрушки и плавать под водой в течение нескольких секунд.

Существует кардинально другая методика плавания - Игоря Чарковского. Она была разработана для недоношенных или ослабленных новорожденных.

Чарковский, который опробовал методику на своей дочке, утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, - полезна. По его мнению, организм реагирует на гипоксию усиленным питанием мозга, что приводит к скачкам умственного и физического развития у детей.

Методика Чарковского представляет собой водный тренинг, при котором ребенка часто и быстро погружают в воду в течение 30-40 минут (так называемое «проныривание»).

Вынырнув из воды, малыш успевает вдохнуть воздух и опять ныряет при помощи взрослого. В момент погружения под воду ребенок вынужденно задерживает дыхание и когда выныривает, вынужденно делает активный вдох.

Двигаться, стремиться к новому и побеждать - значит жить. На этом основана методика И.Чарковского. Она подходит для адаптации новорожденных к водной среде и водо-терапии при лечении различных заболеваний. Это достаточно жесткая методика, в которой нуждаются больные дети.

Достаточно популярна методика плавания Владимира Гутермана. Процесс обучения плаванию грудничков по этой методике подразделяется на 4 этапа: подготовительный, обучение плаванию, самостоятельное плавание,совершенствование плавания.

Методика основывается на общепринятых приемах купания новорожденных - ребенка приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах. На этом этапе важно, чтобы занятия вызвали у малыша положительные эмоции.

Начиная с двухмесячного возраста в комплекс подготовительных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику. Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят вне ванны, а затем в воде. Второй этап обучения плаванию рассчитан на детей 3-6 месяцев. Осуществляется дальнейшее закрепление плавательных рефлексов с помощью слова.

Малыш плавает при поддержке и ее ослаблении, на спине и на груди. В возрасте 6-9 месяцев детки самостоятельно погружаются под воду и ныряют.

На последнем этапе, дети в возрасте 9-12 месяцев могут самостоятельно проплыть вдоль ванны и небольшого детского бассейна, а также могут нырять за игрушками.

Плавание - это не только положительные эмоции, но и очень полезное времяпровождение для детей. Боязливым малышам вода поможет стать смелее, болеющим - закалиться и стать крепче. Дополнительный бонус от плавания - крепкие мышцы спины и пресса, сильные руки и отличная координация. Недаром специалисты советуют отдавать детей в секцию плавания. Какой бы спорт вы не выбрали для ребенка в дальнейшем, начать с плавания - идеальный вариант.

Если нет возможности довериться специалистам, то начать обучение плаванию можно самостоятельно. Совсем маленьким детишкам в качестве «бассейна» подойдет и домашняя ванна, а детям постарше можно учиться плавать в естественных водоемах, но только на мелководье и под неусыпным наблюдением взрослых.

Методика З.П. Фирсова: «Плавать раньше, чем ходить»

Груднички совсем не боятся воды, поэтому по возможности начните обучение в максимально раннем возрасте. Наиболее известная методика занятий создана советским специалистом З.П. Фирсовым. Положения этой методики изложены в книге «Плавать раньше, чем ходить». Доктор Фирсов предлагал начинать обучение в возрасте 2-3 недель. Эти занятия должны стать увлекательной игрой, главное здесь - не стремление к какому-то результату, а укрепление здоровья малыша.

Занятия для грудничков проводят в ванне. Температуру воды нужно постепенно понижать: первые 4 занятия рекомендуемая температура 37 градусов Цельсия, с 5 по 8 занятия - 36,5, с 9 по 13 - 36, с 14 по 19 - 35,5, с 20 по 23 - 34 градуса. С 25-го занятия температуру можно понизить для обычных для бассейна 28 градусов Цельсия.

Методика Фирсова предполагает проведение занятий в течение года. По окончании курса годовалый ребенок должен научиться держаться на воде от 20 минут до получаса, неглубоко нырять и недолго плавать под водой.

Методика обучения плаванию Т.И. Осокиной

Эта методика рассчитана на детей постарше, а точнее - на дошкольников. В основе методики Осокиной лежит игровой метод. По мнению автора, главное - заинтересовать ребенка плаванием, чередовать выполнение упражнений с играми, которые обязательно содержат элементы плавательных движений.

Занятия стоит начать с освоения в воде, рассказать ребенку о свойствах воды - сопротивлении, поддерживающей силе. Если ребенок боится воды, можно начинать с простых закаливающих упражнений и погружения в воду в небольшом бассейне или ванне. Дети быстро привыкают к воде, и уже через 2-3 занятия можно смело переводить ребенка в бассейн побольше или естественный водоем.

Как только ребенок начал смело входить в воду, начинаем делать различные упражнения в воде. Это ходьба и бег в воде, разнообразные движения руками, чтобы ребенок смог самостоятельно понять и почувствовать сопротивление воды.

Вот некоторые варианты упражнений:
- «лодочка» - имитировать руками гребки весел, при этом ребенок ходит по дну в разных направлениях. По просьбе взрослого «лодочка» меняет направление и скорость передвижения;
- «стирка» - во время этого упражнения ребенок полощет в воде воображаемое белье. Два первых упражнения проводят на глубине по пояс;
- упражнение «крокодил» - ребенок нагибается вперед и передвигается по дну с помощью рук и ног. Это и следующие два упражнения проводят на глубине по колено;
- «раки» и «крабы» - упражнения почти аналогичные «крокодилу». Разница - в направлении движения: «раки» ходят назад, а «крабы» двигаются вправо и влево.

Следующий этап в обучении ребенка плаванию - погружение в воду. Сначала погружение по шею, а затем - с головой. Но до полного погружения необходимо научить ребенка задерживать дыхание. Дальше ребенка учат выдыхать в воду. В своей книге «Как научить детей плавать» Т.А. Осокина предлагает разнообразные и интересные упражнения, благодаря которым ребенок научится свободно держаться на воде и освоит основные стили плавания.

Прежде чем приступать к обучению ребенка плаванию, советуем изучить методики Осокиной и Фирсова . В них найдется немало полезных и профессиональных советов.

Однако если вы решили доверить обучение ребенка плаванию профессионалам, не стесняйтесь расспросить, какие методики использует специалист, узнайте у других родителей, нравятся ли занятия их детям. Вы должны быть уверены, что ребенок в надежных руках и его научат хорошо плавать и правильно вести себя на воде.



mob_info