Метание гранаты кратко. Техника метания гранаты

Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крупные соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда , разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска .

Держание снаряда . Существует несколько способов держания гранаты. Квалифицированные спортсмены применяют способ захвата гранаты с высоким расположением ее центра тяжести; граната держится за конец рукоятки четырьмя пальцами, ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, кисть расслаблена, большой палец расположен вдоль оси гранаты. Этот способ метания позволяет получать хорошие результаты спортсменам с сильно развитой кистью руки. При способе, когда граната берется «в кулак», рычаг укорочен, кисть более закрепощена, ось гранаты направлена перпендикулярно руке, контроль за выпуском снаряда невозможен (отсюда частое явление низкой траектории броска), однако и этим способом достигались хорошие результаты.

Первый из описанных способов держания гранаты, хотя и более труден, однако дает целый ряд преимуществ перед способом захвата «в кулак», т.к. здесь увеличивается длина рычага метания, раскрепощается кисть и сохраняется возможность до самого момента выпуска гранаты направлять ее. В ходе тренировки каждый занимающийся подбирает для себя наиболее целесообразный способ держания гранаты.

Разбег . В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

Разбег состоит из двух частей : а) от начала до контрольной отметки – предварительная часть ; б) от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега, – заключительная часть . Предварительная часть разбега составляет 16-20 м, или 8-10 беговых шагов , а заключительная часть – 7-10 м, или 4-5 бросковых шагов .

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой должна быть ненапряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна, приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости. Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге – к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!), а, приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.

Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок, лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

С шагом правой ноги спортсмен начинает поворачиваться левым боком по направлению метания и одновременно отводить руку с гранатой по возможно большей дуге, чтобы удлинить рабочий путь в момент броска. Имеется два основных варианта отведения гранаты: вперед-вниз-назад (отведение гранаты «нижней дугой») и прямо-назад. Первый вариант более широкоамплитудный, но координационно достаточно сложен, второй более рациональный и простой для выполнения. Суть отведения состоит в том, чтобы на бросковых шагах «уйти» от снаряда и, не теряя скорости, приобретенной в разбеге, продвинуться вперед тазом и ногами.

Таким образом, в конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и в дальнейшем метатель будет «вести» снаряд за собой свободной рукой и ускоряться при финальном усилии. Во время этих двух шагов не следует слишком поворачивать туловище направо, что может привести к бегу боком. Если в начале бросковых шагов ось плеч уже повернута в направлении метания, то ось таза только начинает поворачиваться в том же направлении. Следует помнить, что полного совпадения осей плеч и таза не должно происходить до заключительной фазы финального усилия. Кроме того, чтобы сохранить вертикальное положение туловища в бросковых шагах, важно, не поворачивать голову вправо, а устремлять взгляд в направлении разбега.

Следующий бросковый шаг обычно называют «скрестным», смысл которого «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Считается, что он является связующим звеном между разбегом и финальным усилием. Следовательно, чтобы избежать потерь скорости и увеличить ее, целесообразно выполнить этот шаг с ускорением, с короткой безопорной фазой, что создает определенные преимущества при выполнении последнего шага.

Итак, с началом третьего, «скрестного» шага (правой перед левой) метатель, сильно оттолкнувшись левой ногой, посылает более ускоренно таз в направлении метания. Этот «обгон» снаряда сопровождается значительным наклоном и поворотом туловища направо. Рука с гранатой занимает положение замаха и немного заводится за спину. Правая нога ставится с внешнего свода стопы, с последующим быстрым переходом на всю стопу, а затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Постановка ноги с пятки или носка – характерная ошибка. В первом случае метатель резко снижает скорость и нарушает непрерывность движений, а во втором – вынуждает ставить ногу на грунт излишне согнутой и напряженной. Кроме этого, правая стопа ставится на грунт под углом 35-45°, что позволяет без помех продвигать вперед таз, а не плечи и способствует сохранению «закрытого» положения (левым боком) перед броском.

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие. Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Финальное усилие . Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.

Начиная финальное усилие из хорошо растянутого положения, при котором оси плеч и таза расположены параллельно, необходимо повернуть их почти перпендикулярно руке с гранатой, т.е. выполнить ряд условно названных элементов финального усилия: «захват», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя». Следует отметить, что все перечисленные элементы финального усилия – это одно движение, невыполнение одного из элементов которого ведет к уменьшению длины пути приложения усилий и, как следствие, снижает результат. «Захват» выполняется за счет сгибания и разгибания правой ноги в коленном суставе с некоторым поворотом его внутрь и завершается касанием левой ногой грунта. При этом происходит поворот правой руки, слегка согнутой наружу, а левой внутрь. Находясь в двухопорном положении и закончив поворот правой руки наружу, метатель, продвигая плечи вперед, создает дополнительное натяжение мышц («тяга снаряда»). Поворот оси плеч до положения «грудью вперед» в сторону метания помогает вывести локоть метающей руки вперед-вверх («взятие снаряда на себя»), причем важно, чтобы этот поворот сопровождался движением туловища вперед.

Ведущим элементом техники метания гранаты, способствующим переходу набранного метателем в разбеге количества движения в финальное усилие, является работа левой ноги в последнем бросковом шаге. Первым показателем эффективности стопорящей работы левой ноги в финальном движении является степень ее сгибания в коленном суставе. Если левая нога не выдерживает нагрузки, то энергия разбега как бы гасится при сгибании коленного сустава. К тому же туловище метателя, не имея под собой жесткой опоры, не способно развить достаточного ускорения в движении вперед. При таком броске сам спортсмен не чувствует натяжения мышц туловища и плечевого пояса. Бросок получается слабым, или «пустым», как говорят метатели.

Вторым важным показателем эффективности стопорящей работы левой ноги является угол постановки ее на грунт. Чрезмерно близкая постановка левой ноги (под углом более 60°) к проекции ОЦМТ приводит к тому, что метатель «проходит» на левую ногу, не замедляя движения таза. В таких случаях резко ухудшается выполнение основной задачи, возложенной на левую ногу, - упругого торможения скорости движения туловища для создания «удара» плечевым поясом и хлеста рукой.

Выходом метателя в положение «натянутого лука» заканчивается первая часть финального усилия. В этом положении он, будучи повернут грудью вперед, «тянет» гранату всем телом, еще не включая полностью руку в движение. Если метатель хорошо сделал выход, то мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног оказываются чрезвычайно сильно растянутыми. Подобно тому, как разогнется напряженный лук, поставленный одним концом на землю, если тетива будет внезапно перерезана, так и метатель «разряжается» быстрым и длинным рывком. Следовательно, бросок гранаты выполняют не одной рукой, а совместными усилиями ног, туловища и рук.

Заключительное движение – «рывок» – быстрое, но вместе с тем достаточно продолжительное воздействие на гранату, главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища. Важно, чтобы правая рука со снарядом «выносилась» из-за спины локтем вперед, а выпуск гранаты заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. «Хлестообразное» движение будет эффективным лишь при соблюдении требований законов механики, предъявляемых к условиям передачи количества движения от отдаленных звеньев к ближайшим. Заканчивая бросок, метатель быстро переносит тяжесть тела вперед на левую ногу, выполняя при этом, так называемый, «навал» на гранату, который достигается как бы падением тела вперед. Следует отметить, что успешное выполнение финального усилия возможно только, если движения в нем начинаются с ног и поддерживаются ими до момента вылета снаряда. Выпускается граната под углом 40-42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска . После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае, если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан. Практика свидетельствует, что лучше от места постановки левой стопы (в исходном положении для броска) до планки оставлять 2-2,5 м, чтобы быть уверенным, что впереди достаточно места для тормозящего шага. Метатели, старающиеся сэкономить это расстояние, почти всегда боясь перейти границу, «комкают» финальное усилие, что снижает результат броска.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания вслед броску, который очень трудно поддается исправлению.

Метание гранаты ГД (на дальность)

Метание гранат на дальность производится с разбега или с места учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты – 600 г. Для метания участнику дается 3-и гранаты, которые предоставляются участнику судьями на месте метания.

Форма одежды № 4 (полевая) с автоматом в руке. Разрешается расстегнуть воротник и ослабить поясной ремень. Головной убор снимать не разрешается. Можно использовать ремень автомата, не отстегивая его от оружия.

Метание производится от планки или линии длиной 4 м и шириной 7 см по коридору шириной 10 м. Планка укрепляется заподлицо с грунтом дорожки для разбега и окрашивается в белый цвет. По концам её устанавливаются цветные флажки и указатели.

Коридор размечается параллельными белыми линиями, которые проводятся через 5 м, начиная с 40 м. По обоим концам линий устанавливаются указатели с цифрами, которые показывают расстояние от планки. Ширина боковых линий не входит в границы коридора.

Дорожка для разбега должна быть плотной. Ширина дорожки не менее 1,25 м, длина – 25 – 30 м. На последних 6 – 8 метрах перед планкой дорожка расширяется до 4 м.

Определение результатов

Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть», которую он произносит, если граната упала в границах коридора, а участник не нарушил правил метания и после броска принял устойчивое положение. Команду «Есть» судья сопровождает поднятием флажка вверх, что является сигналом для судей-измерителей и дает им право отметить результат.

При нарушении правил метания старший судья произносит команду «Нет» и одновременно производит отмашку флажком, опущенным вниз.

Попытка считается неудавшейся, если участник:

в момент броска или после него коснется какой-либо частью тела, обмундирования или автомата грунта за планкой;

наступит на планку или заденет ее сверху; выпустит во время разбега (размахивания) гранату, которая упадет впереди планки. Случайное падение гранаты в секторе для метания (до планки) ошибкой не считается;

выйдет через планку вперед после броска до команды «Есть». Бросок не засчитывается также, если граната упала вне коридора.

След, оставленный гранатой после падения ее в коридор, отмечается колышком с номером. Колышек ставится на ближайшую к планке точку следа.

Измерение производится рулеткой от колышка по линии перпендикулярной планке. При измерении нулевая отметка рулетки прикладывается к колышку. Результат определяется с точностью до 1 см.

Измерение производится после совершения всех трех бросков. В протокол записывается только результат лучшего броска.

В случае равенства результата у двоих и более участников им дают одинаковые места. Последующие места при этом не сдвигаются. Участникам, показавшим одинаковые результаты и претендующим на звание победителя состязаний, предоставляется дополнительно по три броска.

Метание гранаты ГТ (на точность)

Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й – 1,5 м; 3-й – 2,5 м.

Первый круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флаг размером 15х20 см, высота – 30 см от земли.

Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входи в размер меньшего круга.

Форма одежды в метании гранат на точность такая же, как при метании гранат на дальность.

Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.

Каждому участнику разрешается три пробных и пятнадцать зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных – 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.

Правила метания и критерии оценки попытки аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность. Размеры сектора аналогичны размерам сектора для метания гранат на дальность.

При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.

Броски при попадании гранаты в цель оцениваются:

1-й круг (центральный) – 115 очков;

2-й круг – 75 очков;

3-й круг – 45 очков.

Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков.

В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.

Личное первенство определяется по наибольшей сумме набранных очков. При равенстве очков лучшее место определяется участнику, который имеет больше попаданий в 1-й круг, затем – 2-й, 3-й.

Командный зачет определяется по среднему результату от общей суммы очков зачетных участников.

Введение

Изучению и совершенствование техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Совершенствование техники.

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в с крестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Процесс обучения метанию гранаты.

Процесс обучения метанию гранаты 600 г на дальностьделится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, и ясного понимания его структуры.

Для ознакомления необходимо:

Назвать упражнение в точном соответствии с НФП: «Упражнение 52. Метание гранаты 600 г на дальность»;

Образцово показать упражнение лично или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего упражнение военнослужащего из числа обучаемых). Показ должен быть слитным, четким и точным, в установленном темпе, чтобы у обучаемых сложилось полное представление об упражнении в целом.

Упражнение выполняется в комплексе с подходом к месту метания и отходом от него, а также со всеми командами и докладами. Во время показа упражнения обучаемые должны находиться в одно (двух) шереножном строю вдоль сектора метания, лицом к нему, чтобы видеть показ упражнения в профиль.В случае личного показа руководитель командует сам себе;

Объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Объяснение техники выполнения элементов упражнения осуществляется лаконично, без лишних подробностей. Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения упражнения.Следует указать, что основное предназначение изучаемого упражнения - развитие у обучаемых специальных двигательных качеств и создание предпосылок психологической устойчивости при метании боевых гранат.Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обученного военнослужащего метать боевосколочные противопехотные гранаты в цель на дальность и точность.

Метание гранаты 600 г на дальность изучается на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по другим предметам боевой подготовки.

Руководитель доводит, что это упражнение входит составной частью в упражнения 32, 33, 34, 35 и 37 (упражнения на полосе препятствий) и в упражнение 50 «Бег на 3 км с метанием гранат и стрельбой». Оно включается в перечень упражнений, выполняемых во время плановых занятий и спортивно-массовой работы в период подготовки подразделений к боевым действиям;

Показать упражнение еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения. Упражнение показывается с остановкой после разбега до линии метания с замахом рукой в движении. Руководитель объясняет технику выполнения бросковых шагов и порядок выполнения стопорящих прыжков.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения упражнения.Метание гранаты 600 г на дальность представляет собой физическое упражнение сложное для обучаемых и состоит из нескольких составных элементов, поэтому его разучивание целесообразно проводить по разделениям.В начале метание гранаты разучивается с места, а затем с двух и четырех шагов по разделениям. Метание с полного разбега начинается на малой скорости беговых шагов после медленной ходьбы, чтобы прочувствовать координацию движений. Затем скорость разбега постепенно увеличиваю

Тренировка (совершенствование) направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки в метании гранаты 600 г на дальность являются повторный метод. В этом случае, количество повторений упражнения (метаний гранаты) зависит от уровня текущих индивидуальных показателей занимающихся, учет которых ведется в подразделении в Карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности военнослужащего. Повторный метод характеризуется многократным выполнением метания гранаты с индивидуальной величиной усилий 100% от максимального. Способ организации военнослужащих при метании гранаты на всех этапах обучения - фронтальный. Для повышения плотности занятия и при наличие достаточного количества учебных гранат, метание проводится в одношереножном строю с интервалами между обучаемыми в 3-4 шага. Обучаемые метают гранаты по команде справа и слева по одному и сами наблюдают за местом падения гранат. Сбор гранат производится только по команде руководителя занятия.

4.Техника ме­тания гранаты

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты.

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном. Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой - свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья. Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания, делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад.

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направления.С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука».

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания. В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Вот это и есть правильная техника метания гранаты , и если вы научитесь выполнять все нюансы, если научитесь правильно выполнять эту технику метания гранаты , то вы однозначно повысите свои результаты и будете метать гранату дальше, чем раньше

Заключение.

Нередко можно слышать что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно основой легкоатлетических упражнений служат ходьба бег прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге последних шагах и всех фазах согласования движений ног туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки молодых людей к службе в армии.


Похожая информация.



Метание гранаты ГД (на дальность)

Метание гранат на дальность производится с разбега или с места учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты – 600 г. Для метания участнику дается 3-и гранаты, которые предоставляются участнику судьями на месте метания.

Форма одежды № 4 (полевая) с автоматом в руке. Разрешается расстегнуть воротник и ослабить поясной ремень. Головной убор снимать не разрешается. Можно использовать ремень автомата, не отстегивая его от оружия.

Метание производится от планки или линии длиной 4 м и шириной 7 см по коридору шириной 10 м. Планка укрепляется заподлицо с грунтом дорожки для разбега и окрашивается в белый цвет. По концам её устанавливаются цветные флажки и указатели.

Коридор размечается параллельными белыми линиями, которые проводятся через 5 м, начиная с 40 м. По обоим концам линий устанавливаются указатели с цифрами, которые показывают расстояние от планки. Ширина боковых линий не входит в границы коридора.

Дорожка для разбега должна быть плотной. Ширина дорожки не менее 1,25 м, длина – 25 – 30 м. На последних 6 – 8 метрах перед планкой дорожка расширяется до 4 м.

Определение результатов

Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть», которую он произносит, если граната упала в границах коридора, а участник не нарушил правил метания и после броска принял устойчивое положение. Команду «Есть» судья сопровождает поднятием флажка вверх, что является сигналом для судей-измерителей и дает им право отметить результат.

При нарушении правил метания старший судья произносит команду «Нет» и одновременно производит отмашку флажком, опущенным вниз.

Попытка считается неудавшейся, если участник:

  • в момент броска или после него коснется какой-либо частью тела, обмундирования или автомата грунта за планкой;
  • наступит на планку или заденет ее сверху; выпустит во время разбега (размахивания) гранату, которая упадет впереди планки. Случайное падение гранаты в секторе для метания (до планки) ошибкой не считается;
  • выйдет через планку вперед после броска до команды «Есть». Бросок не засчитывается также, если граната упала вне коридора.

След, оставленный гранатой после падения ее в коридор, отмечается колышком с номером. Колышек ставится на ближайшую к планке точку следа.

Измерение производится рулеткой от колышка по линии перпендикулярной планке. При измерении нулевая отметка рулетки прикладывается к колышку. Результат определяется с точностью до 1 см.

Измерение производится после совершения всех трех бросков. В протокол записывается только результат лучшего броска.

В случае равенства результата у двоих и более участников им дают одинаковые места. Последующие места при этом не сдвигаются. Участникам, показавшим одинаковые результаты и претендующим на звание победителя состязаний, предоставляется дополнительно по три броска.

Метание гранаты ГТ (на точность)

Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й – 1,5 м; 3-й – 2,5 м.

Первый круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флаг размером 15х20 см, высота – 30 см от земли.

Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входи в размер меньшего круга.

Форма одежды в метании гранат на точность такая же, как при метании гранат на дальность.

Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.

Каждому участнику разрешается три пробных и пятнадцать зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных – 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.

Правила метания и критерии оценки попытки аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность. Размеры сектора аналогичны размерам сектора для метания гранат на дальность.

При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.

Броски при попадании гранаты в цель оцениваются:
1-й круг (центральный) – 115 очков;
2-й круг – 75 очков;
3-й круг – 45 очков.

Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков.

В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.

Личное первенство определяется по наибольшей сумме набранных очков. При равенстве очков лучшее место определяется участнику, который имеет больше попаданий в 1-й круг, затем – 2-й, 3-й.

Командный зачет определяется по среднему результату от общей суммы очков зачетных участников.

Особое место при изучении техники метания должно занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами.

1. Ознакомление с техникой метания гранаты.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

2. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. Гранату держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.

3. Обучить метанию гранаты с места.

К метанию гранаты с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • - имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут, закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • - метание малого мяча (набивного мяча) в стенку из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • - стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решётку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • - метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
  • 4. Обучить метанию с бросковых шагов.

Для решения поставленной задачи целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • - метание гранаты с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • - имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • - выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • - метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12м от линии броска.
  • 5. Обучить технике выполнения разбега и отведения гранаты.

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

  • - Метание с 4 босковых шагов с отведением гранаты на 2 шага способом «прямо-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • - Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • 6. Обучить технике метания гранаты с полного разбега.

Для этого применяются следующие упражнения:

  • - Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты;
  • - То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • - То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.

7. Совершенствование техники метания гранаты.

Для совершенствования техники метания гранаты необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физических качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого и плечевого суставов.

Метание надо выполнять с ходу, без остановки.

После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).

По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.

Наклон туловища назад и отведение руки выполняется уже с большим переносом тяжести тела на правую ногу.

Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей руки.

При изучении финального усилия надо обратить внимание на прохождение через положение «натянутого лука» с выведением локтя назад.

Итак, во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.



mob_info